Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование мультимедийного учебного пособия «Многообразие животного мира. Беспозвоночные»'

Педагогическое проектирование мультимедийного учебного пособия «Многообразие животного мира. Беспозвоночные» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворецкая Т. С., Валюгин О. М., Клыгина Е. В.

В данном материале рассматриваются педагогические принципы, этапы педагогического проектирования, структура материала мультимедийного учебного пособия «Многообразие животного мира. Беспозвоночные».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование мультимедийного учебного пособия «Многообразие животного мира. Беспозвоночные»»

1.4. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

УДК 004.9:59

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ»

Т.С. Дворецкая, О.М. Валюгин, Е.В. Клыгина

В данном материале рассматриваются педагогические принципы, этапы педагогического проектирования, структура материала мультимедийного учебного пособия «Многообразие животного мира. Беспозвоночные».

Ключевые слова: мультимедийное учебное пособие, обучение, педагогическое проектирование.

Обучение с использованием мультимедийных ресурсов становится реальным средством развития технологии образования. Но будучи новой педагогической технологией такое обучение подчиняется основным законам педагогики. Важнейшим дидактическим принципом является принцип научности обучения, требующий закономерной связи между содержанием обучения и достижениями современной науки. Преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную форму, так как данное обучение ориентировано на выявление связей между процессами окружающего мира.

Принцип систематичности и последовательности в обучении позволяет достичь больших результатов: учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно; кроме того, при мультимедиа обучении появляется возможность реализации принципа индивидуализации обучения. Усиление активности и самостоятельности учащегося становится возможным благодаря системе выбора им учебного процесса на всех методологических уровнях: при постановке собственных образовательных задач, выборе формы и скорости обучения.

Принцип наглядности в мультимедийной компьютерной дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Эффективность обучения напрямую зависит от степени активизации всех органов чувств: чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается. В мультимедиа обучении для решения этих целей используется принцип виртуализации образования.

Таким образом, традиционные дидактические принципы образования являются основой мультимедийной технологии, но дополняются новыми условиями и критериями учебной среды.

Ключевыми этапами педагогического проектирования мультимедийного учебного пособия «Многообразие животного мира. Беспозвоночные» были:

- подготовка теоретического материала, структурированного на темы и разделы с подборкой иллюстраций и вопросов для самопроверки;

- подготовка сценариев изучения дисциплины и демонстрационных материалов для организации эффективной целенаправленной познавательной деятельности обучаемых;

- создание тестов для самопроверки и контроля;

- создание упражнений и заданий к самостоятельному выполнению для активизации процесса усвоения теории и закрепления знаний.

На наш взгляд, наиболее целесообразно построение содержания мультимедийного пособия на блочно-модульной основе. При этом все учебно-методические материалы имеют одинаковую структуру. Методическая сила мультимедийных ресурсов состоит в том, что человека легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток зрительных образов и на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.

На кафедре информатики и информационных технологий совместно с кафедрой

1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации

экологии и БЖД разработано мультимедийное учебное пособие «Многообразие животного мира. Беспозвоночные», в котором представлены разделы с теоретическим материалом, практическими заданиями, видеоматериалом, тестовым контролем.

В разделе «Теория» представлены следующие темы: «Общая характеристика царства животные», «Подцарство одноклеточные», «Тип кишечнополостные», «Тип плоские черви», «Тип круглые черви», «Тип кольчатые черви», «Тип членистоногие», «Тип моллюски». Кроме текстового материала каждая тема снабжена структурно-логическими схемами.

Практические задания, контрольные вопросы и вопросы для обсуждения по всем темам представлены в разделе «Практика». В разделе «Видео» представлено 17 видео роликов продолжительностью 2-5 минут по различным тематикам. В разделе «Тесты» по каждой теме студенты могут пройти тестирование на оценку.

При работе с мультимедийным учебным пособием студент самостоятельно выбирает последовательность работы с представленным учебным материалом. Так, например, при рассмотрении любого раздела теоретического материала можно по конкретной теме просмотреть видеоматериал, структурно-логические схемы, а также выполнить практические задания и тесты. С другой стороны, с каждым из представленных разделов мультимедийного учебного пособия можно работать отдельно и в любой последовательности.

Для разработки мультимедийного учебного пособия «Многообразие животного мира. Беспозвоночные» были выбраны следующие программные продукты: Adobe

Dreamweaver, Pinnacle 81;и^о(для обработки видео), FreeMind (для создания структурнологических схем), Notepad. Программный продукт реализован на основе языка разметки гипертекста HTML, каскадных таблиц стилей CSS и сценариев на языке JavaScript.

Мультимедийное учебное пособие «Многообразие животного мира. Беспозвоночные» ориентировано на студентов-эколо-гов и студентов естественнонаучных специальностей, абитуриентов. Пособие в равной степени может быть использовано при работе студентов на семинарских, практических занятиях, интерактивных лекциях и дома для организации самостоятельной работы студентов. Представленный материал позволяет существенно расширить методические возможности преподавателя.

Литература

1. Цифровые образовательные ресурсы в школе: вопросы педагогического проектирования: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов. М.: Университетская книга, 2008.

2. Данович Л.М., Шапошникова Т.Л. Этапы проектирования педагогических программных продуктов // Фундаментальные исследования. 2008. № 5 С. 65-66. URL: www.rae.ru

УДК 778.14

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ

MICROSOFT PUBLISHER

М.Ж. Зарипова, А.Х. Тайиров, У.М. Мирсабурова

В статье рассмотрены особенности использования электронных учебных пособий нового поколения в учебном процессе. Также основное внимание авторы акцентируют на создания электронных учебных пособий с помощью системами основанных на использовании инструментальных средств общего назначения - пакета Microsoft Office.

Ключевые слова: электронное учебное пособие (ЭУП), основные требования к ЭУП, гиперссылка, Microsoft Office Publisher.

В настоящее время ни у кого не вызы- учебный процесс, дополняя его разнообраз-

вает сомнения тот факт, что электронные ными возможностями компьютерных тех-

учебные пособия позволяют обогатить нологий, и делают его, таким образом, бо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.