Научная статья на тему 'Педагогическое понятие "готовность исполнять общие компетенции"'

Педагогическое понятие "готовность исполнять общие компетенции" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ОБЩИЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тамбиев Сергей Геннадьевич

Педагогическая практика требует осмысления понятия «готовность исполнять общие компетенции» в применении к студентам образовательных организаций. С этой целью был проведен обзор научных публикаций и анализ теоретических предпосылок экспансии идеи подготовки студентов к исполнению общих компетенций. В результате применения данных методов теоретического исследования было уточнено ключевое понятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тамбиев Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое понятие "готовность исполнять общие компетенции"»

над проектом. В связи с тем, что основная работа над проектом проводится во внеаудиторное время, студенты самостоятельно занимаются поиском необходимой информации. Преподавателю необходимо обучить студентов просмотровому и поисковому чтению, умению выделять, понимать и извлекать ключевую информацию для дальнейшего ее использования в своем проекте. Наряду с работой над полученной информацией работа над сценарием проекта заставляет студентов обращаться к словарям и справочникам, подбирая языковой материал, формулы речевого общения, адекватные ситуации общения. [4, 128]

После защиты проектов преподавателю следует провести анализ высказываний студентов и определить уровень усвоенной профессионально-ориентированной лексики, грамматических и лексических конструкций необходимых на данном этапе обучения.

Проектный метод обучения формирует и совершенствует навыки самостоятельной работы студентов, мотивирует учащихся к изучению иностранного языка, традиций и культуры стран, говорящих на изучаемом языке.

Список литературы

1. Игнаткина И.В., Роль иностранного языка при подготовке конкурентнособного специалиста, Materials of the IV international scientific conference on November 20-21, 2014

2. Кузнецова С.В. Минакова Л.Ю., К вопросу об использовании проектной методики в преподавании иностранных языков, Вестник Томского государственного университета, Выпуск № 309 / 2008, С. 162-165.

3. Ломохова С.А., Самостоятельная работа студентов в процессе работы над текстом по специальности в неязыковом вузе, Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, № 20 / 2010, С. 141-142.

4. Михайлова О.В., Использование проектной методики как средства формирования иноязычной компетенции студентов неязыкового ВУЗа, Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (27): в 2-х ч. Ч. II. C. 127-129.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ «ГОТОВНОСТЬ ИСПОЛНЯТЬ ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ»

Тамбиев Сергей Геннадьевич

кандидат педагогических наук, доцент начальник кафедры ФГКВОУ ВО « ЧВВИУРЭ» МО РФ г. Череповец

АННОТАЦИЯ

педагогическая практика требует осмысления понятия «готовность исполнять общие компетенции» в применении к студентам образовательных организаций. С этой целью был проведен обзор научных публикаций и анализ теоретических предпосылок экспансии идеи подготовки студентов к исполнению общих компетенций. В результате применения данных методов теоретического исследования было уточнено ключевое понятие.

Ключевые слова: готовность к деятельности, подготовка студентов, общие и общекультурные компетенции.

В отечественной психологии готовность к деятельности рассматривается с различных точек зрения, и самые распространенные - это личностный и функциональный подход Г71.

Личностный подход к готовности анализируется как проявление индивидуальных качеств личности и их целостности, которые обусловлены эффективным характером деятельности с высокой результативностью. Смысл функционального подхода выражается в предположении, что готовность рассматривается как определённое психическое состояние индивида. В данном подходе готовность рассматривается во временном состоянии, точнее как кратковременное или долговременное, в этом преобладающим в данный момент состоянии активируются психические функции. Объясняется, как умение себя мобилизовать психически и физически.

Различают длительную готовность и временное состояние готовности, синонимами которого являются «предстартовое состояние» (Н.Д. Левитов), состояние «оперативного покоя» (А.А. Ухтомский) и состояние «бдительности» (Л.С. Нарсесян, В.Н. Пушкин).

Длительная готовность представляет собой структуру, в которую входят:

- положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии;

- черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватные требованиям деятельности;

- необходимые знания, навыки, умения;

- устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально -волевые процессы.

Временная готовность отражает особенности и требования предстоящей ситуации. Ее основными чертами являются относительная устойчивость, действенность влияния на процесс деятельности, соответствие структуры готовности оптимальным условиям достижения цели.

Динамическая структура состояния психологической готовности к каким-либо видам деятельности - это целостное образование, включающее в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются:

- мотивационные - потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;

- познавательные - понимание обязанностей, задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки и т. д.;

- эмоциональные - чувство социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление;

- волевые - управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни [1]. Процесс формирования состояния психологической готовности к деятельности представляют собой последовательность взаимосвязанных процедур и действий:

1) осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной другими людьми задачи;

2) осознание целей выполнения задач, решение которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи;

3) осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие события, актуализация опыта, связанного с решением задач и выполнением требований подобного рода;

4) определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее рациональных и возможных (вспомогательных) способов решения задач или выполнения требований;

5) прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;

6) мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение, вера в успешное достижение цели [3].

Новая парадигма отечественного образования в условиях реформирования всех сфер жизнедеятельности человека выдвигает в числе приоритетов формирование целостной личности обучающегося как системообразующего фактора образовательного процесса с определенным набором субъективных свойств, определяющих ее независимость, самостоятельность, способность к саморегуляции, дальнейшему саморазвитию; позволяющих в совокупности успешно адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях, быть конкурентоспособным.

Компетентностный подход получает в образовании все больший статус, благодаря его закреплению в качестве нормативного конструкта в ряде официальных документов (Национальной доктрине образования, Концепции модернизации Российского образования до 2010 г., Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., образовательных стандартах нового поколения (ФГОС-3) и др.), в которых указывается необходимость учета глобальных тенденций в достижении качества образования в направлении формирования у учащихся определенного набора компетенций [5; 8].

К настоящему времени уже сложились теоретические основы компетентностного подхода (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, В.В. Сериков, Э.Э. Сыманюк, А.В. Хуторской и др.), который предполагает четкую ориентацию на будущее, проявляющуюся в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Однако есть некоторые расхождения в трактовке основного понятия. Одни отечественные исследователи (В.А. Болотов, В.В. Сериков и др.) применяют только термин «компетенция», отождествляя его с «компетентностью»; другие (Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской) употребляют оба термина, считая их синонимами; ряд ученых (И.А. Зимняя, Ю.В. Фролов, В.Д. Шадриков) разделяют эти понятия. Существует и проблема отбора универсальных, общих компетенций, являющихся базовыми на той или иной ступени образования. Тем не менее, все исследователи едины в том, что компетенция это интегрированное сочетание знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств; единство теоретического знания и практической деятельности, универсальный язык описания результатов образования на мировом уровне в настоящее время [4; 8].

Составляющими элементами понятия «компетенция» являются: знания (набор фактов, требуемых для выполнения работы; интеллектуальный контекст, в котором

работает человек); навыки (владение конкретными средствами и методами выполнения определенной задачи); способность (врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу, приблизительный синоним одаренности); стереотипы поведения (видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи, проявление ценностей, этики, убеждений и реакции на окружающий мир); усилия (сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов).

Таким образом, общим для всех приведенных выше определений является понимание компетенции как стремления и готовности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, реализовывать их в переменчивых условиях современной рыночной экономики. Другими словами, компетенция - это «знание в действии».

Компетенция включает следующие составляющие:

1) когнитивную - знания, опыт;

2) функциональную - умения, владение;

3) личностную - предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации;

4) этическую - предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей. Другими словами, понятие компетенции включает

знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) [2].

В формировании компетенций решающую роль играет не только содержание образования, но также и образовательная среда, организация образовательного процесса, образовательные технологии, включая самостоятельную работу студентов, проектное обучение и т.д. Освоение компетенций происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, так и тех дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины.

В федеральных образовательных стандартах третьего поколения для средних профессиональных учебных заведений выделяются два вида компетенций: общие и профессиональные. Введение общих компетенций в качестве нормативного и практического конструктов основной профессиональной образовательной программы ориентировано на решение проблемы, типичной для российской системы образования, когда обучающиеся могут в полной мере овладеть теоретическими знаниями, но при этом испытывают определенные трудности в деятельности, предполагающей применение этих знаний для решения конкретных проблемных ситуаций или жизненных задач.

Под «общими компетенциями» понимается способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие верного образовательного направления и вырабатывать алгоритм действий по его реализации в условиях неопределенности, являющиеся основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных составляющих; выступают в роли количественного и качественного эквивалентов оценки результатов образования с ориентацией на современные требования к качеству подготовки выпускника. Общие компетенции означают совокупность социально -личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне [6].

Общие компетенции являются фундаментальными, универсальными, междисциплинарными.

Готовность исполнять общие компетенции - динамическое свойство человека, проявляющееся в знаниях, умениях и способностях к определенным действиям. Основными признаками готовности исполнять общие компетенции (ее составляющими) являются:

- знания, связанные с исполнением данной компетенции;

- умение использовать эти знания при ее исполнении;

- практический опыт в исполнении данной компетенции;

- личностное отношение к исполнению данной компетенции.

Таким образом, уровень готовности исполнять общие компетенции будет зависеть от уровня знаний, от уверенности их использования в профессиональной деятельности, от личностных качеств, мотивации и т.д.

Библиографический список

1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: МПСИ, 2002. -186 с.

2. Захарова, Г.П. Основная образовательная программа подготовки бакалавра: опыт и оценка перспектив [Текст] / Г.П.Захарова // Педагогика. -2012. - № 3. - С. 70-75.

3. Котлярова, И.О. Проектирование образовательно-научного процесса в университете [Текст] / И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков, Ю.В. Тягунова. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. - 217 с.

4. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования [Текст] / А.Н. Майоров. -М.: Изд-во МГУ, 2001. - 162 с.

5. Прохорова, И.В. Интерактивные методы и критериально-оценочная система как средство развития профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения. // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика», № 4, 2012 г. - С. 3335.

6. Пузанков, Д.В., Кузьмин, Н.Н., Шехонин, А.А. и др. Проблемы оценивания результатов обучения при компетентностном задании требований к выпускнику вуза [Текст] / Д.В. Пузанков // Материалы XI Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика». - М., 2006. - С. 25-28.

7. Тягунова Ю.В., Крикунов К.Н. Оценка результатов образования: учебное пособие [Текст] / Ю.В. Тягунова, К.Н. Крикунов. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. - 135 с.

8. Тягунова, Ю.В. Проект основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 050100 «Педагогическое образование»: магистерская программа «Профессиональное образование»: учебное пособие [Текст] / Ю.В. Тягунова - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. - 243 с.

К ВОПРОСУ О РОЛИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ

ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ

Тюрина Вера Владимировна

Ассистент кафедры иностранного языка, г. Ростов-на-Дону

Логвинова Ксения Александровна

Курсант ИВТ им. Г.Я. Седова - филиала ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», г. Ростов-на-Дону

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена роли английского языка для специалистов в области транспортной логистики. В статье рассматриваются требования, предъявляемые к транспортным логистам, описывается востребованность английского языка в разных сферах транспортной логистики.

ABSTRACT

The article is devoted to the role of the English language for specialists in the field of transport logistics. The requirements for transport logisticians and the demand of the English language in different fields of transport logistics are described in this article.

Ключевые слова: английский язык, транспортный логист, транспортная логистика.

Key words: English Language, transport logistician, transport logistics.

Мы живем в период быстро развивающихся международных связей, определяющихся в значительной степени глобализацией экономики. Логистические отделы почти всех фирм одними из первых ощущают происходящие перемены в сферах экономики и бизнеса. Часто комплектующие для конкретного производства, размещенного в провинциальном городе одной страны, поступают из различных стран и могут отправляться для сбыта на другой континент. Тонкостями этого процесса занимаются транспортные логисты.

Профессионалам в сфере логистики необходимо

уметь:

• читать информационные материалы;

• беседовать на английском языке по телефону;

• вести бизнес переписку с иностранными партнерами, которая требует знания регламента написания письма-просьбы, письма-запроса, письма-жалобы и т.д.;

• разбираться в договорах на иностранном языке;

• работать с жалобами на английском языке. Некоторые компании выдвигают дополнительные

требования к транспортным логистам:

• быть уверенным пользователем ПК;

• знать правила международных перевозок 1псо-terms;

• иметь сертификаты о дополнительном образовании в области английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.