Е. Г. Елина, О. И. Дмитриева
(Саратов)
Педагогическое образование
В УСЛОВИЯХ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В статье предлагается осмысление опыта интеграции педагогического образования в структуру классического университета. Авторы демонстрируют свое видение возможности сосуществования и взаимодействия этих образовательных моделей, а также путей дальнейшего развития педагогического образования
Новые требования к качеству школьного образования, которые нашли отражение в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта педагога предполагают необходимость изменения в организации, содержании, технологиях подготовки педагогов. На это в первую очередь обращается внимание в Концепции поддержки педагогического образования в Российской Федерации.
Однако неизменно определяющей остается проблема взаимодействия основных образовательных структур вуз - школа - учреждения управления образованием, активно включенных в процесс обеспечения школы учительскими кадрами. Ключевой для успешной реализации новых требований должна быть координация усилий всех структур, решающих общие образовательные задачи, «так как программы педагогического образования реализуют не только педагогические вузы» [5, с. 5].
История педагогического образования в Саратове и в Саратовском университете корнями уходит в далекое прошлое. Саратовский университет открылся в 1909 году. В 1913 г. был создан двухгодичный Учительский институт. На его базе открылся Педагогический институт, который уже в 1919 г. был реорганизован в Институт народного образования. С 1922 г. этот институт стал педагогическим факультетом СГУ, а в 1931 г. на его базе вновь открылся Саратовский педагогический институт как самостоятельный вуз, который с 1998 по 2011 год являлся структурным подразделением университета, включавшим шесть факультетов, готовящих учителей школ по ряду специальностей, в то время как подготовка, например, учителей биологии,
химии, математики, географии велась на факультетах университета.
В 2011 году в Саратове завершился процесс интеграции педагогического и классического университетского образования. Педагогическое образование не растворилось в классическом, а получило возможность координировать все педагогические специальности и направления, реализуемые в разных структурных подразделениях вуза. В настоящее время в СГУ ведется подготовка студентов в рамках ФГОС по 16 профилям бакалавриата и 6 магистерским программам направления «Педагогическое образование», по трем профилям бакалавриата направления «Педагогика», трем профилям бакалавриата направления «Специальное (дефектологическое] образование» и четырем магистерским программам направления подготовки «Пси-холого-педагогическое образование». В университете продолжается подготовка студентов по 21 педагогической специальности с квалификацией «Учитель химии», «Учитель биологии», «Учитель математики» и др.
Такая система призвана обеспечить преподавание всех школьных дисциплин и организацию педагогической деятельности в регионе [2, 3].
Данные о рейтинге абитуриентов, поступавших в СГУ на педагогическое направление в 2013 году, представленные на сайте университета, свидетельствуют о востребованности этого направления подготовки. На ряд профилей направления «Педагогическое образование был высокий конкурс (см. таблицу, с. 92]. Это педагогика начального и специального образования, биология, математика, история, филологическое образование, мировая художественная культура.
Таблица
Рейтинг абитуриентов, поступавших в СГУ в 2013 году на направление «Педагогическое образование» (бакалавриат)
(по данным сайта СГУ)
Профиль направления подготовки «Педагогическое образование» План приема (бюджет) (очная/заочная) Подано заявлений (очная/заочная) Конкурс (очная/заочная)
Мировая художественная культура 15/10 38/31 2,53/3,10
Физическая культура 60/30 113/88 1,88/2,93
Иностранный язык 50/— 248/— 4,96/—
Информатика 15/— 37/— 2,47/—
Физика 10/15 34/20 3,40/1,33
История 15/— 113/— 7,53/—
Математика 12/10 115/28 9,58/2,80
Музыка 20/15 28/43 1,40/2,87
Педагогика начального и специального образования 55/50 465/228 8,45/4,56
Биология 15/15 115/30 7,67/2,00
Химия 15/— 39/— 2,60/—
Филологическое образование: - русский язык - французский язык 15/35 5/— 90/50 11/— 6,00/1,43 2,20/—
География —/15 —/35 —/2,33
Статистические данные по результатам приема в Саратовский университет на профили направления «Педагогическое образование» в 2013 году свидетельствуют не только о востребованности у абитуриентов педагогического образования, но и высоком проходном балле и высоком конкурсе при поступлении на большинство педагогических профилей.
Педагогическое образование в новой модели классического университета не потеряло своего внутреннего единства и получило возможность более тесного взаимодействия с классическим университетским образованием.
Научно-методический совет СГУ по педагогическому образованию (НМС ПО], созданный в январе 2012 года, является объединением преподавателей, представляющих все факультеты и институты университета, где осуществляется подготовка студентов, магистрантов и аспирантов по педагогическим специальностям и направлениям. Главная цель его деятельности - улучшение качества и эффективности подготовки обучающихся по специальностям и направлениям педагогического образования.
Круг основных функций НМС ПО связан с разработкой и регулированием процесса развития педагогического образования в структуре классического университета, что определяет его активное участие в координации деятельности всех структурных подразделений университета, включенных в процесс подготовки педагогов, а также в осуществлении взаимодействия с образовательными учреждениями разных уровней и ступеней образования в регионе.
В центре внимания НМС ПО находится разработка стратегии развития системы педагогического образования в университете и повышение уровня учебно-методического обеспечения образовательных программ. На заседаниях совета обсуждаются вопросы, касающиеся специфики педагогического образования в рамках специалитета и бакалавриата, проблемы подготовки магистров по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям. Многие вопросы определяются пониманием самого статуса магистра в процессе обучения, в глазах работодателя.
Важной задачей совета является формирование современных подходов к содержанию
педагогического образования, содействие внедрению в учебный процесс инновационных методик преподавания и современных информационных технологий. Одним из самых обсуждаемых стал вопрос об интерактивных формах и методах обучения студентов в СГУ. На заседаниях совета обсуждались формы научного сотрудничества со школами, проведения учебных педагогических практик в системе специалитета и бакалавриата, организации модульно-рейтинговой системы педагогической практики.
Потребность в постоянном сотрудничестве между разными подсистемами в педагогической системе: «вуз - школа - органы управления образованием» - определила открытие в сентябре 2013 года в СГУ двух базовых кафедр педагогической направленности: кафедры русской филологии и медиаобразования на базе Гуманитарно-экономического лицея и кафедры основ математики и информатики на базе Лицея математики и информатики.
Саратовский государственный университет был одним из инициаторов введения в Закон об образовании раздела, позволяющего создавать кафедры вуза не только в научных, но и в иных организациях, профиль которых соответствует образовательному профилю подготовки студентов. Когда соответствующие формулировки появились в Законе, университет сразу создал целый ряд базовых кафедр на промышленных предприятиях, две кафедры были организованы в школах города.
В круг задач базовой кафедры входит участие в экспериментальной и инновационной деятельности. Работа базовой кафедры направлена на использование учебно-методического потенциала базовой школы в подготовке учителей для Саратова и Саратовской области, на повышение квалификации научно-педагогических кадров, на организацию и проведение всероссийских, областных, городских, университетских конкурсов и олимпиад, на поиск оптимальных форм организации научно-исследовательской работы школьников. В центре внимания кафедры находится учебно-методическое и научно-методическое обеспечение различных видов педагогической подготовки будущих учителей.
Обозначенные в Положении о базовой кафедре цели и задачи определяют основные направления ее работы.
Ключевым моментом в деятельности школьной базовой кафедры является работа
со студентами, обучающимися по направлению «Педагогическое образование» и по педагогическим специальностям.
Эта деятельность осуществляется в форме проведения лекционных, практических, семинарских и других видов занятий, предусмотренных ФГОС и ООП с использованием возможностей базового лицея. Важным этапом работы со студентами является организация и проведение педагогических практик. Наличие базовой кафедры в лицее позволяет проводить практику централизованно. При этом базовое учебное учреждение становится по существу научно-методической лабораторией которая дает возможность системно анализировать уроки учителей лицея и практикантов, определяет целый ряд возможностей профориентационной работы.
Коллективное прохождение практики позволяет использовать интересные формы организации внеурочной работы по предмету, групповые формы организации воспитательной работы. Так, силами группы студентов-практикантов в гуманитарно-экономическом лицее был организован вечер-беседа для учащихся восьмых классов «Поговорим об этикете» с элементами театрализованного представления, литературный КВН для учащихся десятых классов.
Использование возможностей базовой кафедры способствует разработке и проведению учебных занятий по методике обучения предмету; специальных курсов, содержание которых соответствует потребностям современной школы, разработке и использованию инновационных форм учебной работы. Наличие базовой кафедры меняет характер организации научно-исследовательской и научнометодической деятельности студентов. Выбор тем курсовых и дипломных исследований определяется реальными потребностями современной школы. Примером может быть их проблематика: научные основы современного учебника русского языка или литературы, специфика организации современного школьного урока в системе ФГОС.
Важным направлением деятельности базовой кафедры в университете является работа со школьниками. Наиболее характерные ее формы - это организация консультирования по научно-исследовательской работе учащихся, мотивирование учащихся и организация проектной работы в школе, проведение школьных дней науки, конференций, олимпи-
ад, участие преподавателей кафедры в подготовке и проведении предметных олимпиад муниципального и регионального этапов, в предметных декадах, в том числе в форме выступлений с лекциями и беседами. Профориентационная работа направлена в частности на привлечение учащихся школ Саратова и Саратовской области к участию в различных конкурсах, проводимых в университете. Одним из наиболее популярных стал конкурс «Власть слова», организованный Институтом филологии и журналистики СГУ.
Третье направление деятельности базовой кафедры в школе - работа с учителями. Это повышение квалификации учителей школ города при активном участии преподавателей базовых кафедр по программе подготовки «ФГОС основного общего образования: направления и технологии реализации». Кафедрой русской филологии и медиаобразования организован постоянно действующий научно-практический семинар для учителей города «Формирование единой образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС ООО в процессе преподавания филологических дисциплин». Тематика семинара включает как занятия, проводимые преподавателями кафедры, так и занятия методистов издательства «Экзамен» (Москва].
Важной задачей университета остается не просто подготовка специалистов, а их мотивация к работе в школе. Для создания этой мотивации университет использует различные формы работы: ежегодный «Профориентационный марафон учителей города», проводимый совместно с Комитетом по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»; «Школа вожатского мастерства» (в декабре и мае], рассылка по мере поступления заявок от школ по базе данных выпускников информации об имеющихся вакансиях. Отличный способ формирования мотивации к работе в школе для студента - проведение конкурсов профессиональной направленности. Опыт организации и проведения конкурса «Шаг в профессию» был и остается в фокусе работы научно-методического совета по педагогическому образованию, структурных подразделений университета, осуществляющих подготовку педагогов [1]. В конкурсе принимают участие студенты выпускных курсов, обучающиеся по педагогическим специальностям и направлениям. Организуется он по модели конкурса
профессионального мастерства «Учитель года». Взяв старт в педагогическом институте, в ходе интеграции педагогического образования этот конкурс приобрел статус общеуниверситетского. Победа в нем считается одним из престижных достижений структурного подразделения вуза. Участники конкурса часто получают приглашение от работодателей, присутствующих на нем. Подготовка конкурсанта требует участия команды преподавателей и студентов, что также формирует в коллективе отношение к профессии учителя, способствует мотивации к дальнейшей профессиональной деятельности.
Важным делом университетского масштаба стала и «Неделя педагогического образования в СГУ», которая проводится ежегодно в последнюю неделю марта при участии преподавателей СГУ, студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям, и школьных учителей. «Неделя» координирует разные формы работы по развитию педагогического образования в университете.
В рамках Недели организуются дискуссионные площадки, на которых обсуждаются самые острые вопросы современной школы, педагогического образования, воспитания школьников. Преподавателями университета и школьными учителями проводятся выездные мастер-классы на базе школ города; проходят конференции с участием учителей, педагогическая олимпиада студентов.
Мероприятия Недели педагогического образования в СГУ позволяют моделировать и совершенствовать различные организационные формы деятельности, направленной на развитие педагогического образования в системе университетского комплекса.
В качестве среднесрочной перспективы развития педагогического образования важно «переходить от количественных показателей к качественным и со всей решительностью двигаться от подготовки „потока" выпускников к „штучному" образованию высокопрофессиональных педагогов» [4, с. 51]. Достижение этого возможно только при наличии координации деятельности разных структур: университета, школа, органов управления образованием. Такая координация в процессе интеграции классического и педагогического образования позволяет не только сохранять, но и совершенствовать методологическую модель педагогического образования.
Литература
1. Бурмистрова М., Кабанова М. В профессию шаг за шагом // Практический журнал для учителя и администрации школы. -2013. - № 2. - С. 48-50.
2. Елина Е., Дмитриева О. Уроки и перемены // Практический журнал для учителя и администрации школы. - 2013. - № 2. -С. 4-8.
3. Кандаурова И. Чтобы учить математике, одной математики мало // Практический журнал для учителя и администрации школы. - 2013. - №2. - С. 41-42.
4. Кожевникова М. Н. О подходах к моделированию педагогического образования // Человек и образование. - 2013. - № 4. -С. 50-53.
5. Соломин В. П., Гончаров С. А. Педагогические кадры: новый образ, новое образование // ип^егеит: Вестник Герценовского университета. - 2013. - № 2. - С. 3-11.
--------^----------