Научная статья на тему 'Педагогическое образование в условиях интеграции общенаучных и общепрофессиональных дисциплин'

Педагогическое образование в условиях интеграции общенаучных и общепрофессиональных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романов В. А.

Рассмотрены вопросы педагогического образования в условиях интеграции общенаучных и общепрофессиональных дисциплин, способствующие решению целого ряда задач, стоящих перед педагогическими вузами в период реформирования всей системы образования России, представляющие теоретическую и практическую значимость для высшей профессиональной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION SCIENTIFIC AND GENERAL PROFESSIONAL DISCIPLINES

In article are considered the questions of pedagogical education in the conditions of integration general scientific and professional disciplines, promoting the decision of variety of the problems facing pedagogical high schools in reforming of all education system of Russia, which represent theoretical and practical importance for the higher vocational school.

Текст научной работы на тему «Педагогическое образование в условиях интеграции общенаучных и общепрофессиональных дисциплин»

Список литературы

6. Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности. М.; Майкоп: АГУ, 2009.

7. Исаева Ю. А. Свобода научного творчества в гуманитарном знании. Нижний Новгород: изд-во «Стрела», 2008.

8. Косякин Ю. В. Основы дидактики для преподавателей системы дистанционного обучения. М.; МГИУ, 2006.

9. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. С. В. Кукушина. Ростов н/Д.: 2009.

10. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. М.,

2008.

E.A. Ramenskikh

STUDENT'S CREATIVE ACTIVITY IN THE CLASSICAL UNIVERSITY The article considers the role of creative activity in the formation of a future specialist. The positive and negative condition influencing student s creativity in a higher education are analyzed.

Key words: creativity ,creative work, educational process.

Получено 20.10.2011 г.

УДК 378.14

В.А. Романов, д-р пед. наук, проф., (4872) 35-20-90, romanov-tula@mail.ru (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕНАУЧНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Рассмотрены вопросы педагогического образования в условиях интеграции общенаучных и общепрофессиональных дисциплин, способствующие решению целого ряда задач, стоящих перед педагогическими вузами в период реформирования всей системы образования России, представляющие теоретическую и практическую значимость для высшей профессиональной школы.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогическое образование, общенаучные и общепрофессиональные дисциплины, познавательная деятельность.

Реальность быстроразвивающегося мира, модернизация высшего профессионального образования в России, повышение его эффективности и качества детерминирует поиск путей и средств адекватного решения этой государственной и научной проблемы. Общество сегодня требует от системы высшего профессионального образования, чтобы ведущими свойствами выпускника вуза были не только развитое системное мышление,

владение философско-методологическими знаниями, позволяющими умело применять имеющуюся информацию, а главное - выпускник должен приобрести компетенции, в соответствии с ФГОС ВПО, освоить необходимые виды деятельности при активной жизненной и профессиональной позиции, а также выработать потребность в профессионально-личностном саморазвитии и готовности к его осуществлению.

С вступлением нашего общества в новый XXI век еще больше обострились происходящие глубоко взаимопроникающие процессы в экономической, политической, информационной и других сферах жизни. Естественно, что современная система образования не могла оставаться в стороне от потребностей и запросов общества, поэтому принцип интеграции стал рассматриваться в качестве системообразующего фактора социума.

Актуализация поиска путей решения таких задач в конце XX -начале XXI веков, по мнению ведущих ученых России, связана с процессами глобализации, создания единого образовательного пространства, с пониманием роли и места образования в цивилизации и культуре. Переход высшего профессионального образования на двухуровневую систему подготовки (бакалавриат и магистратура), разработка Федеральных образовательных стандартов ВПО третьего поколения, реализация национального проекта "Образование" и др. свидетельствуют о насущности проблемы повышения эффективности и качества отечественного высшего профессионального образования.

В совокупности средств, обеспечивающих влияние общенаучных и общепрофессиональных дисциплин вуза в системе профессионально-педагогической подготовки студентов в высшей школе и ее влияние на качество подготовки специалиста, первостепенное значение имеют анализ и учет исторического опыта, сложившегося в научном творчестве и педагогической деятельности выдающихся отечественных и зарубежных ученых. Этот опыт свидетельствует о том, что как у нас в России, так и за рубежом крупные ученые считают, что реализация интегративного подхода в психолого-педагогическом образовании способствует формированию у студентов гибкости в использовании понятий разных дисциплин, расширяет их когнитивное и профессиональное пространство, содействует развитию психолого-педагогического мышления.

Проблема интеграции в образовании возникла не сегодня и не только в нашей стране. Это не случайность, не дань моде. Исследованиям сущности основных категорий педагогической интеграции посвящены работы В.С. Безруковой, А.Я. Данилюка и др., интеграции и дифференциации компонентов содержания образования работы В.И. Загвязинского, В.С. Леднева и др. Следовательно, интеграция — общая

тенденция в развитии мирового образования, необходимость которой обусловлена объективными обстоятельствами.

Что же понимается под интеграцией в образовании? Как общенаучное понятие, используемое в просвещении, в историческом плане, прошло долгий и нелегкий путь от проблемно-комплексного обучения в начале XX века, через организацию учебной работы на основе межпредметных связей к собственно интеграции в конце XX - начале XXI веков, когда образовательный процесс уже представляется в виде целостной системы, функционирующей на основе межпредметной интеграции. Широкое применение межпредметных связей в высшей профессиональной школе дало возможность обобщить и систематизировать все многообразие связей учебных дисциплин.

Научная концепция интеграции общенаучных и общепрофессиональных дисциплин как средства повышения качества их профессиональной подготовки охватывает, по мнению многих современных педагогов, методологический, системообразующий и регулятивный компоненты и строится на следующих положениях:

• гносеологическими основаниями данной интеграции являются: методы познания, применяемые в ходе обучения; основные характерные особенности преподаваемых дисциплин; доказательность выводов и т.д.;

• к компонентам интеграции данных дисциплин относятся: источники (потребности школьной практики в решении педагогических задач), средства (междисциплинарные связи) и следствия (формирование интегративных умений, развитие потребности в познании и саморазвитии). Взаимосвязь перечисленных компонентов является системообразующей основой данной интеграции, состоит в насыщении содержания, методов, форм и средств обучения знаниями межпредметного характера, поддержании и развитии мотивации учебной, познавательной и творческой деятельности студентов, прямом и опосредованном формировании общеучебных и интегративных умений, и осуществляется посредством использования методической системы, организационно-методического обеспечения, системы диагностики и контроля качества математической подготовки студентов;

• регулятивной методической основой являются: принципы структурирования содержания обучения (единства теории и практики, пролонгации, оптимального использования методов и приемов обучения, гибкого сочетания форм организации познавательной деятельности, позитивного отношения к будущей профессии учителя и др.), а также психолого-дидактические закономерности внимания, мышления, памяти и формирования умений и навыков.

Однако по-прежнему сохраняется оппозиция двух тенденций развития высшего профессионального образования: с одной стороны, современному специалисту необходимы фундаментальные и широкие

знания, предполагающие активный поиск, отбор, продуктивное использование самостоятельно полученной информации, с другой -прикладные, узкоспециальные знания, ориентированные на выполнение стандартных унифицированных действий в условиях производства.

Одна из главных целей профессионального образования, по мнению Камоза Т.Л., заключается в становлении субъекта профессиональной деятельности, при этом проблема проявляется в том, что содержание и формы учебно-познавательной деятельности студента в вузе не адекватны современному содержанию и формам профессиональной деятельности выпускника вуза, компетентность которого проявляется в анализе ситуации, в профессиональном поиске, постановке и решении педагогических задач.

Анализ научных работ в данном направлении показывает, что на протяжении ряда лет исследователи проблем высшей школы и руководители вузов отмечают неудовлетворительное качество подготовки выпускников высшей школы и необходимость вложения значительных затрат в их адаптацию к профессиональным условиям. Молодые специалисты, особенно бакалавры, оказываются неспособными и некомпетентными в самостоятельном использовании полученных знаний, умений, навыков в конкретных условиях образовательного учреждения, не обладают достаточной мобильностью при переходе в смежные области деятельности. Одна из основных причин такого положения в том, что профессиональная подготовка не соответствует тем действительным ситуациям, с которыми столкнется будущий выпускник в своей практической деятельности, так как ориентирована, главным образом, на решение учебных и квазипрофессиональных задач по образцу.

Современное общество предъявляет высокие требования к содержанию высшего профессионального образования и, в частности, к содержанию профессионально-педагогического образования. Однако, как показывает опыт, даже у выпускников с высоким уровнем успеваемости осознание значимости приобретенных знаний и умений нарабатывается после нескольких лет практической деятельности. Все это в очередной раз подтверждает, что существует разрыв между содержанием профессиональной подготовки и потребностями современной школы, и системы образования в целом, между фактическим знанием будущего молодого специалиста и неумением использовать эти знания при переходе к новой дисциплине.

Такая несогласованность, по нашему мнению, связана с нарушением принципа междисциплинарной связи при обучении будущих специалистов, а отсутствие реально налаженных связей между дисциплинами приводит к тому, что объективно достаточные знания студенты порой затрудняются грамотно перенести на решение задач новой дисциплины.

Отсутствие современной научной, учебной и материальной базы, высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава часто приводит к ошибочной или малоэффективной технологии реализации межпредметных связей. Соблюдение условий осуществления интеграции на уровне межпредметных связей в большей степени влияет на развитие у студентов интереса к психолого-педагогическому образованию и потребности в углубленном изучении дисциплин этого цикла.

В соответствии с ГОС второго поколения бакалавриат предполагает изучение гуманитарных и социально-экономических, математических, естественнонаучных, общепрофессиональных дисциплин, а также дисциплин, формирующих начала специализации и навыки выполнения научно-исследовательских работ. Таким образом, обучение в бакалавриате дает общетеоретическую базу для дальнейшего освоения конкретной выбранной профессии в процессе трудовой деятельности либо путем самообразования. При переходе к двухуровневому высшему образованию, в соответствии с моделью "Образование - 2020: модель...., основанная на знаниях", "массовый бакалавриат. должен обеспечить освоение самого широкого набора компетенций - от функциональных знаний и методов исследования до совершенно прикладных умений, позволяющих успешно выступать на рынке труда. с тем, чтобы к завершению. периода обучения выпускник был готов либо к началу трудовой деятельности, либо к продолжению обучения в магистратуре".

Проблема интеграции общенаучных и общепрофессиональных дисциплин в сфере профессионально-педагогической подготовки студентов, по нашему мнению, выходит за рамки вузов, являясь общегосударственной задачей. Решать ее надо как на основе нормативно-правовой базы в области образования, так и совершенствованием самой системы профессионально-педагогической подготовки, развитием творческих способностей студентов при изучении общенаучных дисциплин с учетом специфики будущей профессиональной деятельности.

Ориентация гуманитарных и социально-экономических дисциплин педагогического вуза на формирование у студентов только базовой культуры личности как фундамента целостного развития и сведение фундаментальной профессионально-педагогической подготовки к изучению специфических разделов педагогики и психологии не должно привести к снижению профессионального уровня и общественной культуры выпускников, но должно способствовать более полному раскрытию и развитию их творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей и запросов.

При невысоком уровне развития научной и методической подготовки некоторым преподавателям кажется, что проще создать заново нужные исходные элементы знаний, чем тратить время на "выискивание" в памяти студента уже имеющихся фрагментов знаний и встраивать их в

структуру своей дисциплины. Этот устаревший подход порождает проблему ненужного повторения и переноса знаний, поскольку формируемые таким способом знания не могут быть интегрированы в ранее возникшие структуры и приводят к перегрузке памяти студентов, что не способствует, а лишь тормозит развитие мышления и, в конечном итоге, резко снижает уровень профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста.

Переход от одной дисциплины к другой, как подсказывает опыт работы, должен сопровождаться введением определенного учебного модуля, названного, например, "блоком синтезирующего повторения". Задачи такого блока заключаются в синтезировании укрупненных элементов знаний путем извлечения известных знаний одной дисциплины и встраиванием их в структуру той дисциплины, с которой устанавливаются межпредметные связи. Формирование укрупненных элементов знаний будет, в конечном счете, приводить к изменению функциональной структуры знаний сообразно задачам данной учебной дисциплины.

Решение такого рода задач, по мнению отечественных исследователей, возможно лишь в том случае, если содержание и организация учебной деятельности будут удовлетворять условиям переноса знаний и основным принципам дидактики, таким, как: целенаправленность; доступность; наглядность; последовательность и системность в обучении.

Дидактические цели и цели учения должны быть направлены на формирование конкретных познавательных действий, результатом которых является овладение студентом методом решения профессиональных психолого-педагогических задач определенного типа. При постановке дидактических целей должно выполняться следующее правило: каждому познавательному действию должна соответствовать только одна дидактическая цель. Цель учения должна формулироваться так, чтобы в ней отражались личностно важные для студента моменты. Сформулированная таким образом цель учения обоснованно приводит к дополнительной ее мотивации, т.е. активизирует учебно-познавательную деятельность.

Принцип доступности наилучшим образом реализуется на практических занятиях, во время которых студенты должны овладеть методами практической работы при выполнении функциональных обязанностей, осмысливая и оценивая каждое свое действие.

Принцип наглядности раскрывается посредством тех действий, которыми оперирует студент на лекционных занятиях и в особенности при решении профессионально-педагогических задач.

Принцип последовательности и системности обучения реализуется посредством решения двух задач: во-первых, отражение логики учебной

дисциплины и ее межпредметных связей, а во-вторых, формирование теоретического мышления студента. Решить первую задачу — это значит адекватно представить учебный материал и отобрать только те задания, которые основываются как на межпредметных связях, так и на новых понятиях и принципах. Решение второй задачи требует специальных профессионально-педагогических приемов.

Основным принципом межпредметной интеграции, по нашему глубокому убеждению, должен быть универсальный закон развития, исходя из которого можно утверждать, что элементы знаний общенаучных и общепрофессиональных дисциплин будут конструироваться из элементов знаний фундаментальных дисциплин путем их укрупнения, а не будут вводиться заново как независимые, первичные. Переход на новую ступень обучения будет означать переход на новый уровень развития мышления, т.к. простое накопление знаний без переструктурирования, по мнению психологов, не может сопровождаться развитием мышления.

Как показывает практика, тематические учебные планы и программы обучения студентов, посредством которых регламентируется основа функциональной и организационной структур, должны обладать стабильностью, по крайней мере, в каждом цикле обучения и изменяться через 3-5 лет. Частные изменения могут осуществляться ежегодно на основе опыта, накопленного в предыдущих циклах обучения. Структура функционирования современного вуза является наиболее динамичной, т.к. все изменения структуры функционирования предусматриваются годовыми графиками учебного процесса, расписанием занятий, планами работ факультетов, кафедр, отделов, решениями методических комиссий.

Практически непрерывному изменению, как показывает опыт, должна подвергаться структура содержания каждого лекционного и практического занятия. Профессиональное мастерство и культура преподавателя вуза проявляется в том, чтобы в каждую лекцию, в каждое практическое занятие вносить новые веяния и достижения психолого-педагогической науки, школьной и вузовской практики. Опыт работы в вузе показывает, что изменения структуры прохождения каждой дисциплины предусматриваются, как правило, ежегодно и закрепляются в тематических планах. Структура занятий, как правило, изменяется от занятия к занятию. Основой указанных изменений являются решения кафедр, предметно-методических комиссий, рекомендации инструкторско-методических и показных занятий и к решению этого вопроса приходится возвращаться каждые пять лет. Поэтому важность научно обоснованного подхода к проработке вопросов интеграции общенаучных и общепрофессиональных дисциплин в системе профессионально-педагогической подготовки студентов очевидна.

Важными требованиями к системе профессионально-педагогической подготовки студентов является то, что она должна

способствовать обеспечению подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих фундаментальной подготовкой и необходимыми практическими навыками, способных самостоятельно приобретать новые научные, гуманитарные и профессионально-педагогические знания. В таких условиях смещение акцента в высшем профессионально-педагогическом образовании на общепрофессиональную подготовку бакалавра может оказаться вполне продуктивным: сократится адаптационный период выпускников вуза в школах, проявится умение самостоятельно ставить и решать разнообразные задачи, видеть их в различных ситуациях, моделировать, выдвигать альтернативные решения, использовать ИКТ как инструмент педагогической деятельности.

Необходимо помнить, что знания сегодняшнего дня "завтра" могут устареть и оказаться малоэффективными. Знаний завтрашнего дня у нас, естественно, нет. Однако преподаватели вуза через содержание общенаучных и общепрофессиональных дисциплин могут развить интеллект обучаемых с установкой на восприятие завтрашних знаний. Этим мы развиваем и формируем у студентов интеллектуальный и профессиональный динамизм.

Одним из важнейших требований по совершенствованию системы профессионально-педагогической подготовки является индивидуализация обучения с упором на специализацию. Данное требование должно находить отражение в новых программах подготовки студентов педагогических вузов. При таком подходе можно значительно приблизить решение целого ряда задач, стоящих перед педагогическими вузами и высшей профессиональной школой в период реформирования всей системы образования России.

Это позволит, на наш взгляд, повысить качество и эффективность образования, сохранить традиции и опыт подготовки педагогических кадров в гуманитарных вузах, поднять уровень фундаментальной подготовки учителя, осуществить интеграцию общенаучных и общепрофессиональных дисциплин вуза в системе профессионально-педагогической подготовки студентов, реализовать на практике отбор содержания профессиональной подготовки студентов с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей, изучать специальные и общенаучные дисциплины с опорой на современные образовательные технологии, ориентированные на активизацию познавательной деятельности, самостоятельности студентов, поиск и определение ими личностных смыслов в обучении.

Главная идея интеграции общенаучных и общепрофессиональных дисциплин в системе профессионально-педагогической подготовки студентов в вузе заключается в том, чтобы от каждой дисциплины, темы, занятия взять самое лучшее и внедрить в практику подготовки работников сферы образования, при этом, не забывая о цели и содержании, а также о

том, что образование граждан России является одной из важнейших государственных задач.

Список литературы

1. Левченко В.В. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке специалистов: монография. М.: Изд-во МПСИ,

2007. 287 с.

2. Каримов З.Ш. Идея глобализма и высшее педагогическое образование. Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. 143 с.

3. Взаимосвязь предметной и операциональной сторон общепрофессиональной подготовки/ Камоза Т.Л. и др. // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 7. С. 109-123.

4. Романов В.А. Интеграция общепрофессиональных дисциплин как направление подготовки студентов педагогических вузов // Materialy V Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Kluczowe aspekty naukowej dzialalnoscl - 2010» (Ключевые аспекты научной деятельности - 07-15 января 2010) Volume 12. Pedagogiczne nauki.: Przemys (Польша). Nauka i studia 96 str. 2010. С. 21-24.

5. Романов В.А. Профессионально-педагогическая подготовка учителя начальных классов: дидактический аспект: монография. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. 188 с.

6. Старостина С.Е. Концепция профессионально направленного естественнонаучного образования студентов гуманитарных специальностей // Вестник Читинского гос. ун-та. 2010. №6 (63). С.44-49.

7. Хроменков П.А. Роль межнаучной коммуникации в интеграции общепедагогической подготовки студентов педвуза. М.: Изд-во МГОУ,

2008. 172 с.

8. Шумакова А.В. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза в системе непрерывного профессионального образования (технологический аспект): монография. -М.: Илекса, Ставрополь: СГПИ, 2007. - 244 с.

V.A. Romanov

PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION SCIENTIFIC AND GENERAL PROFESSIONAL DISCIPLINES

In article are considered the questions of pedagogical education in the conditions of integration general scientific and общепрофессиональных the disciplines, promoting the decision of variety of the problems facing pedagogical high schools in reforming of all education system of Russia, which represent theoretical and practical importance for the higher vocational school.

Keywords: vocational training, pedagogical education, general scientific and general professional disciplines, informative activity.

Получено 30.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.