УДК 74.58+20
СТАНКЕВИЧ Петр Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела образовательных стандартов и программучебно-методического управления Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Автор 72 научных публикаций
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена анализу специфики профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Естественнонаучное образование». Определены приоритеты и стратегия развития естественнонаучного образования в условиях формирования единого европейского образовательного пространства. Рассмотрены вопросы отбора содержания основных образовательных программ, охарактеризован модульный подход к разработке системы высшего уровневого естественнонаучного педагогического образования, уточнено содержание ключевых, базовых и специальных компетентностей и видов профессиональной деятельности бакалавра естественнонаучного образования.
Уровневое естественнонаучное педагогическое образование, бакалавриат, интегративный подход, модульный подход, профессиональные компетентности
Специфика современной ситуации в отечественном высшем педагогическом образовании заключается в глубоком реформировании всех компонентов образовательной системы. Это в полной мере касается и профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Естественнонаучное образование», в связи с чем возникает необходимость в научно-практической проработке широкого круга вопросов, которые в контексте исследования проблемы непрерывного высшего уровневого естественнонаучного педагогического образования предикативно описываются в опоре на следующий категориальный ряд: преемственность, интегрированность, модульность.
В современных исследованиях проблема непрерывного высшего уровневого естественнонаучного педагогического образования пре-
емственность трактуется как установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного содержания на разных ступенях освоения основной образовательной программы. Преемственность характеризуется сопряжением учебных планов разных уровней образования, что обеспечивает одинаковый объем знаний на соответствующих ступенях образования и равные возможности для продолжения дальнейшего образования.
Преемственность содержания, рассматриваемая с точки зрения высшего уровневого естественнонаучного педагогического образования, обеспечивается целостностью образовательной системы в концепции непрерывного педагогического образования, когда сформированные на одной ступени образования профессиональные знания, умения и навыки (сферы
профессиональной деятельности - образования и области предметных знаний - естествознания) становятся базой для качественного овладения более сложными знаниями, умениями и навыками на последующих уровнях образования (бакалавриат - учитель основной школы по одному из профилей направления «Естественнонаучное образование»; специалитет - учитель основной и полной средней общеобразовательной школы по одной из области естествознания; магистратура - учитель общеобразовательной школы, преподаватель начального и среднего профессионального образования по одному из профилей направления «Естественнонаучное образование»).
Интеграция в педагогическом образовании предполагает взаимопроникновение и взаимодействие однородных и разнородных компонентов (целей, знаний, умений, навыков), что обеспечивает внутрипредметное и межпредметное взаимодействие содержания инвариантной (федерального компонента ГОС) и вариативной (национально-регионального (вузовского) компонента и курсов по выбору студентов) частей для решения задач обучения, воспитания и развития специалиста в области естественнонаучного образования1.
Приоритет в высшем педагогическом образовании по направлению «Естественнонаучное образование» отдается дисциплинам, являющимся дидактическим преломлением интегративных наук. Однако включение таких дисциплин в образовательный процесс априорно не сделает его в полной мере целостным и результативным. Интегративность достигается выделением содержательно-методологических линий во всем образовательном поле по направлению «Естественнонаучное образование» -линий, ядром которых являются общие теории и системы. Важнейшее достоинство предметной интеграции научного знания состоит не только в общих теориях, но и в интегрированных учебных дисциплинах и курсах, в возможности повышения эффективности процесса познания, связанной с экстраполяцией теоретических положений на новые области знаний и исследований при выполнении принципа
существенности и конкретности в отражении свойств нового объекта. Это в значительной степени способствует расширению профессиональной (естественнонаучной и педагогической) эрудиции специалиста.
Интегративный подход к построению системы высшего уровневого естественнонаучного педагогического образования предполагает интеграцию компонентов образовательной системы: целей, содержания, форм и методов обучения, видов деятельности, знаний, умений, качеств и свойств личности, что обеспечивает единство теоретической и практической подготовки студентов. Это единство фиксируется вначале на уровне научных фактов и представлений, затем выражается во всеобщей форме, результативность которой определяется формированием обобщенных знаний (понятий, законов, закономерностей, общих теорий), а далее -применением полученных знаний в практической деятельности.
Интегративный подход к образовательному процессу выполняет ряд функций: образовательную, воспитательную, развивающую и конструктивную2 .
Образовательная функция интегративного подхода в контексте профессиональной подготовки бакалавра естественнонаучного образования проявляется в формировании у студентов системы психолого-педагогических (общепрофессиональных) знаний, общенаучных понятий по естествознанию и специальных (профильных/ предметных) знаний в зависимости от профиля (безопасность жизнедеятельности, биология, география, геология, естествознание, химия, экология). Формирование общепрофессиональных знаний возможно на основе межпредметной интеграции знаний, умений и навыков по педагогике, психологии, технологии и методике обучения (по дисциплинам профильной подготовки).
Интеграция общепрофессиональных и специальных (профильных/предметных) знаний способствует формированию научного мировоззрения, что тесно связано с воспитательной функцией. Гуманизация и гуманитаризация содержания подготовки бакалавра естественнонаучного
образования осуществляется при изучении цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, при раскрытии нравственных аспектов функционирования системы «Человек - общество - природа», при формировании у студентов эстетических и этических ценностей и идеалов.
Развивающая функция интегративного подхода заключается в формировании у бакалавров естественнонаучного образования системы общепрофессиональных (психологических, педагогических и методических) и специальных (профильных/предметных) знаний, сформированных в процессе теоретической и практической подготовки к профессиональной деятельности. Эта функция проявляется в формировании научного мировоззрения, интеллектуальном развитии студентов, стимулировании их творческого потенциала и самостоятельности в приобретении новых знаний.
Конструирование и обновление содержания высшего уровневого естественнонаучного педагогического образования проявляется в обосновании новых методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, основанного на интеграции в единое целое инвариантного (федерального) и вариативного (национально-регионального) компонентов и дисциплин и курсов по выбору студентов. Эти процессы обусловливают конструктивную функцию интегративного подхода.
Интегрированность содержания высшего уровневого естественнонаучного педагогического образования является отражением интеграционных процессов, происходящих в науке и образовании. При этом осуществляется не простое объединение учебного материала, ранее существовавших самостоятельных циклов, предметов, курсов, а возникает новая их логическая структура - модуль.
Термин «модуль» произошел от латинского слова «мера» («исходная мера»), принятого для выражения кратных соотношений размеров. Оно также означает законченный блок, выполняющий самостоятельную функцию, относительно самостоятельную часть системы, организации3 .
В свете этого очевидно, что модульный подход к построению системы высшего многоуровневого естественнонаучного педагогического образования придает ей черты логически завершенного и непрерывного движения взаимосвязанных между собой процессуально-деятельностных компонентов, основанных на интегративно-модульной связи, где каждый студент может самостоятельно выбирать содержание и порядок его усвоения, исходя из личных возможностей и потребностей.
Модульный подход к построению учебного процесса на уровне высшего профессионального педагогического образования разработан достаточно полно. Так, в частности, Н.Ф. Ра-дионова, А.П. Тряпицина и др. связывают семантический смысл термина «модульный поход к обучению» с международным понятием «модуль» (в значении «функциональный узел»). В данном контексте модуль в качестве законченного блока информации понимается как основное средство построения учебного процесса обучения4.
Каждый модуль может состоять из одной или нескольких модульных единиц, причем каждая единица имеет свои модульные элементы.
Модульная единица - это дидактически подготовленный материал, ориентированный на объем знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения определенных понятий или практических приемов, действий, видов работ.
В свою очередь, модульный элемент выступает как дидактическая единица содержания, соответствующая основным научным понятиям определенного учебного курса.
Модульный подход обеспечивает гибкость содержания системы высшего уровневого естественнонаучного педагогического образования, которая предполагает максимальную его адаптируемость, возможность корректировки, учитывающей специфику региона (национальнорегиональный компонент ГОС) вплоть до разработки различных образовательных маршрутов (неполное высшее естественнонаучное педагогическое образование - профилизация на уровне бакалавриата; бакалавриат - специали-тет; бакалавриат - магистратура). В наиболь-
шей степени эта возможность реализуется при интегративно-модульном подходе к разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра образования, соответствующей требованиям стандартов высшего профессионального образования по направлениям педагогического образования.
С позиции модульного подхода становится возможным и уточнение компетентностей, видов и задач профессиональной деятельности выпус-кника-бакалавра естественнонаучного образования, т.е. целевых установок подготовки.
В системе категорий высшего уровневого естественнонаучного педагогического образования понятия общенаучной, общепрофессиональной и профильной подготовки в настоящее время являются основой для развития ключевых и формирования базовых, а также специальных компетентностей бакалавра естественнонаучного образования5. Эти компетентности могут быть определены следующим образом.
I. Общие (ключевые и базовые) компетенции:
1. Социально-личностные (ключевые) -ценностное отношение к культуре, науке, образованию; активная и осознанная гражданская позиция; знание и соблюдение норм здорового образа жизни; способность к самосовершенствованию и саморазвитию; способность к социальному взаимодействию и коммуникации, включая устное, письменное и иноязычное общение.
2. Организационно-управленческие (ключевые) - знание организационно-психологических основ управленческой деятельности; способность организовать и стимулировать работу коллектива; знание и готовность к использованию инновационных подходов к решению организационно-управленческих задач; владение основами делопроизводства и документоведе-ния.
3. Общенаучные (ключевые) - познавательная активность, способность к творческому осмыслению явлений окружающей действительности; умение структурировать и интегрировать знания, способность к расширению и углублению накопленных знаний; профессио-
нальное развитие, способность обучаться самостоятельно; готовность решать проблемные вопросы.
4. Общепрофессиональные (инвариантные к профессиональной деятельности -базовые) - знание и умение использовать теоретические основы педагогической науки; владение методическим аппаратом педагогики; знание и применение сущностных характеристик обучения и воспитания как общественных явлений; знание и использование психологических факторов оптимизации педагогического процесса; готовность к системной и комплексной организации учебно-воспитательной работы; знание и применение дидактических закономерностей, принципов и методов; знание и комплексная реализация цели, различных видов, принципов, форм и методов воспитания; знание и использование факторов, механизмов и средств социализации личности; способность к обоснованному выбору психолого-педагогичес-ких путей, средств оптимизации развития коллектива и личности, средств совершенствования межличностных отношений в различных группах; способность к освоению, обобщению и применению передового педагогического опыта.
II. Специальные компетентности:
• способность продемонстрировать знание основ и истории основных естественнонаучных дисциплин;
• умение приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
• способность логично и последовательно представлять освоенное знание;
• способность критически оценивать новую информацию в области предметной (профильной) подготовки и давать ее интерпретацию;
• умение продемонстрировать понимание общей структуры в области предметной (профильной) подготовки и связь между ее разделами и отдельными предметами;
• способность определять и реализовывать целевые установки преподавания дисциплин предметной (профильной) подготовки в условиях основной образовательной школы;
• владение основами конструирования и осуществления процесса обучения дисциплинам предметной (профильной) подготовки учащихся в общеобразовательной школе;
• способность правильно использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения дисциплинам предметной (профильной) подготовки;
• участие в исследованиях по проблемам развития естественнонаучного образования;
• владение основными методами научных исследований в области одного из проблемных полей направления «Естественнонаучное образование»;
• способность оценить качество исследований в области естественнонаучного образования;
• готовность к выполнению научно-исследовательских проектов в области обучения и воспитания учащихся;
• готовность вести с учащимися индивидуальную работу корректирующего или развивающего характера на базе содержания школьного предмета по дисциплине предметной (профильной) подготовки.
Основой формирования компетентностей в системе высшего уровневого естественнонаучного педагогического образования являются научные знания. Для успешной адаптации выпускника к запросам динамично развивающегося рынка труда он должен обладать широким кругозором, базовой общепедагогической, общепсихологической и методической образованностью, выходящей за рамки школьного образования. Фундаментальные знания, определяющие образованность в области естествознания в целом и в зависимости от профиля подготовки (безопасность жизнедеятельности, биология, география, естествознание, химия, экология), должны формироваться на основе освоения студентами циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, а также общих для широкого круга профессий знаний в области организационно-управленческой деятельности, информационных технологий, социально-культурной деятельности и др.
Таким образом обеспечиваются развитие и оценка профессиональных компетентностей через решение выпускником соответствующих задач, когда цели вузовского этапа образования (уровень бакалавриата) определяют отбор содержания основной образовательной программы и построение учебного процесса. Общепрофессиональная (психологическая, педагогическая и методическая) и профильная (предметная) подготовки бакалавров естественнонаучного образования предполагает интеграцию набора компетентностей - целей, знаний, умений и навыков студентов, определяемых как для каждого содержательного блока (модуля), так и для всей основной образовательной программы, что определяет виды и задачи профессиональной (психолого-педагогической и методической) деятельности бакалавра по педагогическим наукам6.
На основе анализа государственного образовательного стандарта по направлению «Естественнонаучное образование» можно выделить следующие виды профессиональной (психологопедагогической и методической) деятельности бакалавра естественнонаучного образования:
1. Преподавательская деятельность (преподавание по дисциплине профильной (предметной) подготовки на основе установленного базисного учебного плана; обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта; осуществление контроля знаний учащихся);
2. Научно-методическая (исследовательская) деятельность (владение основными методами научных исследований в области одного из проблемных полей направления «Естественнонаучное образование»; конструирование содержания обучения по дисциплине профильной (предметной) подготовки в рамках базисного учебного плана общеобразовательных учреждений России; использование современных технологий сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области естественных наук и образования; использование существующих методик преподавания по дисциплине профильной (пред-
метной) подготовки и разработка новых элементов методического обеспечения учебного процесса);
3. Социально-педагогическая деятельность (анализ, выявление причин и проектирование возможных путей решения социальнопедагогических ситуаций);
4. Организационно-воспитательная деятельность (формирование общей культуры личности учащихся; составление и ведение педагогической документации, а также установленной отчетности в соответствии с утвержденными формами; осуществление связи с родителями учеников);
5. Коррекционно-развивающая деятельность (вести индивидуальную работу с учащимися корректирующего или развивающего характера на базе содержания профильных (предметных) дисциплин направления);
6. Культурно-просветительская деятельность (отбор, структурирование и передача информации; развертывание внеклассной и внешкольной культурно-просветительной работы; организация мероприятий по дисциплинам профильной/предметной подготовки; просвещению общественности);
7. Управленческая деятельность (организация работы специализированного кабинета и подсобных помещений в среднем учебном заведении; соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе);
8. Природоохранная деятельность (формирование экологической культуры учащихся; организация работы по соблюдение правил и норм поведения школьников в природной среде).
Определенные таким образом теоретикометодические основы детерминируют отбор и конструирование содержания общепрофессиональной (общенаучной, психологической, педагогической, методической и предметной) подготовки бакалавра естественнонаучного образования в соответствии с компетентностями, видами и задачами профессиональной (психо-лого-педагогической и методической) деятельности, обеспечивают формирование у выпускников умений и навыков адаптироваться к различным социально-экономическим условиям, обеспечивают им профессиональную мобильность и служат основой для дальнейшего продолжения образования.
Примечания
1 Бордовский Г.А., Соломин В.П. Глобальные тенденции и факторы становления новой парадигмы высшего естественнонаучного педагогического образования II Теоретические основы многоуровневого естественнонаучного педагогического образования: коллектив, моногр. СПб., 2002. С. 31-43.
2Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб., 1997. С. 97-100.
3 Беляева А.П. Указ. соч. С. 105-120.
4Родионова Н. Ф., Тряпицына А.П. Развитие научного направления в области педагогического образования как фактор становления специалистов высшей квалификации II Подготовка специалиста в области образования: научно-организационные проблемы подготовки кадров высшей квалификации: коллектив, моногр. Вып. XI. СПб., 2000.
5 Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллектив, моногр. / под ред. В.А. Козырева и др. СПб., 2008. С. 8-12,16,23-24.
6 Станкевич П.В. Формирование профессиональной компетентности бакалавра естественнонаучного образования //Вестн. Помор, ун-та. Сер. «Физиол. ипсихол.-пед. науки». 2007. № 1(11). С. 118-126.
Stankevich Pyotr
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF TRAINING BACHELORS OF SCIENCE
The article analyses specific features of training university students for the Bachelor of Science degree. It sets priorities and maps out a strategy for the science education development in the context of creating an integrated European space of higher education. It also touches upon the issues of content selection for the major educational programmes, describes the modular approach to developing a system of multilevel natural science pedagogical education, specifies the content of key, basic and special competences and a range of Bachelor of Science’s professional activities.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Нестеров E.M., доктор педагогическихнаук, кандидат геолого-минералогических наук, заведующий кафедрой геологии и геоэкологии Российского государственного педагогического университете имени А.И. Герцена