Научная статья на тему 'Педагогическое образование в Удмуртии: историко-педагогическое исследование'

Педагогическое образование в Удмуртии: историко-педагогическое исследование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORICAL-PEDAGOGICAL RESEARCH / MODELING / PEDAGOGICAL EDUCATION CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарищева Марина Алексеевна

Анализируются модели содержания педагогического образования на территории Удмуртской Республики в дореволюционный период и 1920-30-е гг. Представлены и описаны три модели: антропологическая, модель педагогики для единой трудовой школы и нормативная. Исследование базируется на источниках, впервые вводимых в научный оборот. Представлена динамика развития педагогического образования в Удмуртии под влиянием внешних и внутренних факторов. Выявлены некоторые особенности регионального развития педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL EDUCATION IN the UDMURT REPUBLIC: HISTORICAL-PEDAGOGICAL RESEARCH

The models of the pedagogical education content in the Udmurt Republic during the period before Revolution and in the 1920-1930 th years are analyzed in the article. The author presents and describes three models of the pedagogical education content: an anthropological model, a pedagogical model for the Unified Labor School and a normative model. The research is based on sources introduced into scientific use for the first time. The dynamics of the pedagogical education development in the republic under the influence of external and internal factors is described, and some features of regional development of pedagogical education are identified.

Текст научной работы на тему «Педагогическое образование в Удмуртии: историко-педагогическое исследование»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

61

2014. Вып. 4

Педагогика

УДК 371.2 М.А. Захарищева

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УДМУРТИИ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Анализируются модели содержания педагогического образования на территории Удмуртской Республики в дореволюционный период и 1920-30-е гг. Представлены и описаны три модели: антропологическая, модель педагогики для единой трудовой школы и нормативная. Исследование базируется на источниках, впервые вводимых в научный оборот. Представлена динамика развития педагогического образования в Удмуртии под влиянием внешних и внутренних факторов. Выявлены некоторые особенности регионального развития педагогического образования.

Ключевые слова: историко-педагогическое исследование, моделирование, содержание педагогического образования.

Современное реформирование педагогического образования, освоение компетентностного подхода, переход на Федеральные государственные образовательные стандарты объективно требуют осмысления исторического опыта в профессиональном образовании. Мы обратились к истории педагогического образования в дореволюционный период и в 1920-30-е гг. на примере тех образовательных организаций, которые были на территории современной Удмуртской Республики. Исследовательский интерес мы сосредоточим на изучении будущими учителями предмета «педагогика».

Источники

В Центральном государственном архиве Удмуртской Республики (ЦГА УР) мы обнаружили программы профессионального педагогического образования, реализованные в нашей республике в различные годы. В частности мы работали с фондами Глазовской учительской семинарии, Глазов-ских педагогических курсов, Глазовского педагогического городка, педагогического рабфака при Удмуртском государственном педагогическом институте, а также с фондом Министерства просвещения УАССР, где сосредоточены материалы педагогических училищ Удмуртии разных лет.

Среди множества материалов (отчётов, протоколов, журналов, конспектов, даже докладных записок) нас более всего интересовали те, в которых, так или иначе, отразился процесс специального педагогического образования. Оказалось, что наилучшим образом в архивных материалах представлено содержание образования по педагогике. В разные годы программы преподавания менялись, так что будущие учителя изучали несколько разную педагогику.

Метод исследования

В начале ХХ в. проблема подготовки учителя становится одной из важнейших в жизни страны. В прессе и общественных организациях проходят бурные дискуссии о подготовке учителя, о формах педагогического образования. Учёные, теоретики, методисты, специалисты в области педагогического образования предлагали несколько моделей преподавания. Задача нашего исследования - выявить, описать и представить модели, реализованные в специальных педагогических заведениях Удмуртии.

Одно из измерений в нашем исследовании задает целевую ориентацию содержания педагогического образования. Организация профессиональной подготовки педагогов в процессе обучения может быть направлена на практическую деятельность, и тогда практика становится единственным критерием оценки. Но можно направить содержание педагогического образования на освоение педагогической теории. В таком случае профессиональные знания становятся целью обучения, и именно они подлежат оценке.

Вторым измерением зададим крайние позиции: единообразие либо вариативность содержания педагогического образования.

2014. Вып. 4

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Третье измерение позволит нам выявить динамику процесса дифференциации-интеграции педагогического знания в целом, и учебного предмета «педагогика».

Результаты

Самые ранние обнаруженные в архиве документы, относящиеся к подготовке учителей - это программы по педагогике для женских гимназий, реализованные в период с 1907 г. по 1916 г. Педагогику преподавали в течение двух лет, для самостоятельной работы рекомендовали учебник «Записки по педагогике» (автор И.В. Скворцов) и Курс дидактики Ельницкого.

Нельзя сказать, что содержание педагогического образования в этих программах чётко структурировано, предполагалось лишь формальное его разделение по четвертям. Однако современный анализ позволяет выделить его законченные структурные составляющие: физическое воспитание, душевное воспитание, история педагогики и дидактика.

Насколько мудры были предшественники! После вводной темы «Понятие о науке», первая рубрика - физическое воспитание. Всё остальное время первого года приобщения к педагогической науке посвящалось изучению «душевных явлений» ребенка. Душевными явлениями считали не что иное, как психические процессы: ощущения, внимание, память, воображение, мышление, речь, а также чувствования, волю и сознание.

В течение второго года изучали историю педагогики, зарубежную и русскую. Отметим: отбор содержания историко-педагогического знания пока происходит исключительно в рамках научной парадигмы. Будущие педагоги знакомились и с лучшими образцами гуманной педагогики (например, «школой радости» Витторино де Фельтре), и с иезуитской педагогикой, основанной на противоположных принципах.

Небольшой по содержанию раздел «Дидактика» был завершающим. Он предполагал знакомство с общими дидактическими правилами и формами обучения. Специально изучались темы «Школьная дисциплина», «Наказания и награды», вероятно, актуальные для педагогики тех лет. И последняя тема - Личность учителя [1].

Преподаватели педагогики строго следовали программно-методическим рекомендациям. Однако заметно, что программы более поздних лет, составленные ими уже самостоятельно, богаче по содержанию и сопровождаются научно-методологическими комментариями. Так, автор программы и преподаватель педагогики Глазовской женской гимназии А. Фалеров (1910-1911 год) в раздел истории зарубежной педагогики добавляет изучение философии Канта и Гегеля, гуманизма Лютера. Его программа изучения истории русской педагогики содержит такие имена, как барон Корф, Рачинский, Модзалевский, Сикорский, что свидетельствует об осведомленности глазовского преподавателя относительно состояния педагогической науки и методологии педагогики того времени.

Первые известные в Удмуртии программы по педагогике были созданы под заметным влиянием идеи К.Д. Ушинского о педагогической антропологии; в его учебнике «Человек как предмет воспитания» систематический курс педагогики изложен в следующей логике: от знакомства с анатомо-физиологическими особенностями ребенка - к пониманию психических процессов и явлений, и лишь на этой основе - к решению педагогических проблем воспитания и обучения. Такова в основном концепция программ по педагогике первого периода. Её целевую ориентацию можно назвать скорее общеобразовательной, чем специальной, поскольку программа адресована учащимся гимназий. Судить о вариативности или единообразии программного содержания пока нет оснований; но мы можем точно определить, что педагогическое знание здесь интегративно, изучается только один предмет -педагогика. Назовем эту модель антропологической.

Принципиальные положения программ для Единой трудовой школы были в послереволюционный период реализованы и в программах по педагогике. В первую очередь это касалось цели профессионального педагогического образования: очевидно, что новые программы были ориентированы на школьную практику.

Преподаватели брали за основу проект, предложенный П.П. Блонским: «Программа по педагогике распадается на три части». Далее следовали разъяснения. Основой нормального воспитания является психология ребенка, и потому психология должна быть основой педагогического образования будущего народного учителя. Первая основная задача преподавания педагогики в учительских семинариях - дать будущим учителям привычку и навыки «психологического подхода» к ученику, то есть привитие им тех навыков и знаний, которые необходимы для понимания душевной жизни ученика.

Педагогическое образование в Удмуртии.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

63

2014. Вып. 4

Такая психологическая подготовка - самый надежный фундамент для будущей успешной педагогической практики. Очевидно, что, не нарушая общепризнанной схемы программ Государственного Учёного совета (ГУСа), П.П. Блонский относит эти знания к разделу «природа».

Другой краеугольный камень подготовки будущего народного учителя - ознакомление его с «миросозерцаниями» мировых педагогов, чтобы он ощущал себя как бы наследником великих педагогических идей. История педагогических идей даст будущему народному учителю необходимое для него умение идейно подходить к педагогической действительности и осмысливать ее в духе великих педагогов мира. Так, по мысли П.П. Блонского, наполняется содержанием раздел «общество».

Наконец, выучившись психологически тонко подходить к ребенку и идейно-критически относиться к собственной работе, будущий учитель может чувствовать себя достаточно подготовленным к «изучению школьной проблемы в её конкретной постановке». Школоведение - заключительный отдел в программе педагогики. Цель его - знакомство с организацией воспитания и обучения в народной школе, что, собственно и является предметом педагогического «труда» [2]. Такую педагогику изучали будущие учителям единой трудовой школы. Педагогика была структурирована на тех же основаниях, предложенных ГУСом, что и программы единой трудовой школы, в которой будущим учителям предстояло работать.

Модель педагогики для трудовой школы тоже предполагала интеграцию педагогического знания, но на принципиально иной основе. Как и все ГУСовские программы, программа по педагогике носила рекомендательный характер, давая преподавателю возможность «разностороннего конкретизирования её в зависимости от внешних условий, особенностей класса и (даже! - М.З) своих методических убеждений». Так, раздел «психология» П.П. Блонский завершает напоминанием, что здесь намечен лишь минимум того, что должен усвоить в этой области будущий народный учитель. Преподаватель имеет право расширить программу, если, по его мнению, это не повредит делу.

Точно так же и по поводу количества изучаемых авторов по истории педагогики, в программе есть предупреждение, что чрезмерное их число может нанести вред основательному и проникновенному изучению их наследия. Преподавателю предоставлено право выбирать из рекомендуемых по своему усмотрению, причем и здесь обращая внимание не на количество авторов, а на основательность изучения их идей. Невозможно не отметить особо, что знакомство с «миросозерцанием» известных педагогов, по замыслу П.П. Блонского, не должно превращаться в мертвое знание, а воспитать в будущем учителе идейный подход к явлениям школьной практики. Для этого рекомендовано основываться, по возможности, на непосредственном чтении их сочинений, учебник же должен быть избегаем и допустим лишь в случаях крайней необходимости.

Обратим внимание на составленный П.П. Блонским список книг для чтения по курсу педагогики для учительских семинарий. Есть в нём весьма полезная книжка «Очерки педагогической психологии в связи с общей педагогикой» М.М. Рубинштейна, которого в 1930-е гг. назовут создателем «педагогики туманной реакции», и именно этот его учебник будет запрещен; пока еще рекомендованы произведения Марии Монтессори (педагогика свободы), Пауля Наторпа (социальная педагогика), Вильгельма Августа Лая (педагогика действия), Георга Кершенштейнера (гражданское воспитание). Чуть позже их педагогические идеи в духе эпохи 1930-х гг. тоже будут подвергнуты сокрушительной критике, а произведения изъяты из программ педагогического образования. Но в 1920 г. в городе Глазове преподаватель педагогики Б.И. Левинский, оформляя заявку на пособия по общественным наукам и педагогике, еще включает в нее работы Троцкого, Бухарина, Зиновьева, Плеханова, Каутского, Богданова, Туган-Барановского, Ильина (общественные науки), а также Бинэ, Челпанова, Лазурского, Шаррельмана (педагогика), которые в рассматриваемый период считались не классикой.

У нас достаточно оснований утверждать, что модель педагогики для трудовой школы была практико-ориентированной, структурированной по схеме «природа-труд-общество»; допускала некоторую вариативность научно-методологического и идейно-политического характера.

На «сталинскую» реформу средней школы система педагогического образования откликнулась незамедлительно. С инакомыслием было покончено, стиль и тон документов 1930-х гг. только административно-командный. Педагогическая наука в целом испытывала жесткое давление идеологии, что отразилось и в содержании учебного предмета «педагогика». «Школу труда» заменили «школой учёбы», добились обязательности образования, увеличили количество школ и учащихся - для решения актуальных задач культурной революции понадобилось значительно большее число учителей. Их

2014. Вып. 4

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

подготовкой занимались педагогические училища, учительские и педагогические институты, в том числе и на территории Удмуртской Республики, в городах и крупных поселках.

Самыми существенными изменениями в программах по педагогике были следующие: психологическая составляющая значительно сократилась и в объеме и по содержанию; оформился функциональный покомпонентный подход к воспитанию, отсюда - такие темы, как «нравственное воспитание», «эстетическое воспитание», «физическое воспитание», «умственное образование», «политехническое обучение». Впервые программы были выполнены не в научной, как это было раньше, а в со-цио-ориентированной парадигме. «Марксистско-ленинское учение о воспитании всесторонне развитой личности» надолго станет идеологической заменой методологической научной основы педагогики советского периода.

Важная характеристика программ нового периода - обязательность их выполнения. Из сохранившихся в архивах материалов педагогических училищ Удмуртии видно, что в 1930-е гг. из обсуждаемых в профессиональном сообществе вопросов основным становится вопрос о соответствии или несоответствии изучаемого в училище материала программе по педагогике.

По-прежнему теория педагогики изучалась в тесной связи с практической работой студентов в школе. Появились различные виды практики - отдельные практические уроки учащихся под руководством методистов, целодневная практика в школе, сплошная двухнедельная педагогическая практика, практика по педагогике, практика по методикам, однодневная практика, непрерывная практика [3].

Содержание педагогического образования в 1930-е гг. основывалось на идеологии, было единообразным, можно сказать интегрированным, так как предмет преподавался один - "педагогика", хотя и содержащий разные разделы. Эту третью форму педагогического образования мы назвали моделью нормативной педагогики.

Заключение

Среди региональных отличий отметим некоторое отставание по времени в освоении научно-педагогических достижений, в следовании идеологическим установкам. Доброй традицией, сложившейся в педагогическом образовании Удмуртии, можно считать нацеленность его на практическую деятельность выпускников, на связь со школами и учителями.

Ещё одной отличительной особенностью нельзя не назвать своеобразную "укорененность" преподавателей педагогики, многие из которых начинали свою деятельность ещё до революции, а заканчивали уже в советских учреждениях педагогического образования. Верность профессии, благотворительность, взыскательное отношение к собственной деятельности коллег из тех давних лет вызывают и сегодня искреннее уважение.

Предпринимая данное исследование, мы стремились показать динамику профессионального педагогического образования в Удмуртской Республике, взаимосвязь и зависимость педагогического образования от комплекса внешних и внутренних факторов, что на наш взгляд важно для понимания происходящих в настоящее время изменений.

* * *

1. ЦГА УР, Ф. 81, Глазовская женская гимназия. Оп. 1, Ед. хр. 13. 1907-08 гг. Учебные программы Глазовской женской гимназии. 49 л.

2. ЦГА УР, Ф. 121. Глазовская учительская семинария. Оп.1, Ед. хр. 22. Проект программы по педагогике, выработанный П.П. Блонским. Л. 86-88.

3. ЦГА УР. Ф.Р-738. Министерство просвещения Удм. АССР. Оп. 1. Ед. хр. 577. Текстовые отчеты педагогических училищ УАССР. 146 л.

Поступила в редакцию 18.09.14

M.A. Zakharishcheva

PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE UDMURT REPUBLIC: HISTORICAL-PEDAGOGICAL RESEARCH

The models of the pedagogical education content in the Udmurt Republic during the period before Revolution and in the 1920-1930th years are analyzed in the article. The author presents and describes three models of the pedagogical

Педагогическое образование в Удмуртии... 65

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 4

education content: an anthropological model, a pedagogical model for the Unified Labor School and a normative model. The research is based on sources introduced into scientific use for the first time. The dynamics of the pedagogical education development in the republic under the influence of external and internal factors is described, and some features of regional development of pedagogical education are identified.

Keywords: historical-pedagogical research, modeling, pedagogical education content.

Захарищева Марина Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» 427621, Россия, г. Глазов, ул. Первомайская, 25 E-mail: zahari-ma@rambler.ru

Zakharishcheva M.A., Doctor of Pedagogy, Professor at Department of Pedagogy

Glazov State Pedagogical Institute

427621, Russia, Glazov, Pervomayskaya st., 25

E-mail: zahari-ma@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.