ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
503
2017. Т. 27, вып. 4
Хроника
УДК 372.578 М.А. Захарищева
ДЕТСКИЕ ГОДЫ МУЗЫКАНТА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
(информация о VI сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования)
О детских годах жизни великих музыкантов написано много: достаточно заглянуть в энциклопедии, словари, автобиографии. Но, как правило, подобные жизнеописания фиксируют лишь факты. Сообщество учёных, объединённых в Научный Совет по проблемам истории музыкального образования, посвятило шестую сессию детству известных музыкантов, подвергнув их детские годы антропологическому, психологическому, педагогическому анализу, в чём и заключается научная новизна исследований.
Неслучайно шестая сессия Научного Совета по проблемам истории музыкального образования состоялась в апреле 2017 года в городе Воткинске на базе мемориально-архитектурного комплекса «Музей-усадьба П.И. Чайковского», где прошли детские годы великого композитора. Такое научно-педагогическое мероприятие стало значимым событием для музыкантов, педагогов, деятелей культуры Удмуртской Республики.
В работе сессии участвовали более 70 учёных из вузов, научных учреждений, музейных организаций России и ряда зарубежных стран, а также свыше 300 педагогов-музыкантов учреждений культуры и образования нашей Республики.
Организаторами шестой сессии Научного Совета выступили Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, Ассоциация музыкальных музеев и коллекций, а также Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук, Министерство культуры и туризма Удмуртской Республики, Администрация города Воткинска.
Программа сессии включала три научных мероприятия: всероссийский симпозиум «Детство музыкантов: история, современность (междисциплинарный дискурс)»; международный научный семинар «История музыкального образования: новые исследования»; заседание круглого стола «Музыкальный музей и современный социум: пути эффективного взаимодействия». Материалы сессии опубликованы в двух сборниках [1; 2].
К участникам научной сессии обратились и. о. министра культуры и туризма Удмуртской Республики В.М. Соловьёв, глава муниципального образования «Город Воткинск» В.М. Перевозчиков и директора музея П.И. Чайковского Т.Н. Неганова, после чего шестая сессия Научного Совета по проблемам истории музыкального образования приступила к работе.
Старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения Г.А. Моисеев выступил с докладом о музыкальном воспитании детей в императорской семье Романовых, в котором дал общее представление о музыкальном воспитании тех, кто в зрелом возрасте возглавил Русское музыкальное общество (1859-1917 гг.), покровительствовал столичным консерваториям, а также проявил себя в разных музыкальных сферах: творческой, исполнительской или композиторской, музыкально-административной и других.
В русской императорской семье художественное воспитание царских и великокняжеских детей традиционно включало освоение изящных искусств: музыки, рисования, танцев, - предполагая общение малолетних августейших учеников с профессиональными музыкантами, художниками, танцовщиками. Конечной целью музыкальных занятий было получение практических навыков, которые помогали бы в дальнейшей повседневной жизни: в увлекательной организации собственного досуга, доставления удовольствия окружающим, родителям, близким, умении читать с листа и аккомпанировать; а также в знакомстве с музыкальной литературой и умении ориентироваться в музыке разных жанров и стилей. Практически никому из представителей императорской семьи в зрелом возрасте не пришлось воспользоваться своими музыкальными навыками для зарабатывания «хлеба насущного».
504_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2017. Т. 27, вып. 4 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Доктор педагогических наук, профессор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета В.И. Адищев посвятил свое выступление постановке музыкального образования дворянских детей в кадетских корпусах и женских институтах конца Х1Х - начала ХХ вв. [3]. Ведущими идеями музыкального образования молодых людей дворянского сословия были необходимость качественного общего музыкального образования, обеспечение им не только музыкального, но и нравственно-эстетического развития; обязательность, всеобщность, непрерывности школьного музыкального образования, широта и разносторонность содержания этого образования, необходимость хорового и инструментального обучения; речь шла о приоритетной роли хорового пения в процессе приобщения детей к музыке, об индивидуальном, дифференцированном подходе в обучении, предполагающем и общее, и углублённое преподавание музыкального искусства.
Обязательной составной частью музыкально-образовательного процесса были ученические концерты. Они устраивались в каждом учебном заведении 2-4 раза в году и преследовали задачу публичного показа результатов текущей учебной деятельности. На таких концертах выступали хоры, фортепианные и вокальные ансамбли, солисты: в большинстве своём учащиеся средних и старших классов. Одним из важных элементов учебного процесса были экзамены по музыке: переводные из класса в класс и выпускной по всем разделам музыкального курса (хоровому пению, основам теории музыки, фортепиано). Успешно прошедших испытания учащихся награждали подарками: нотами, книгами.
О детских годах Н.А. Римского-Корсакова выступила с докладом исследователь Е.А. Вдовина; о детстве Н.Ф. Финдейзена (на основе его дневников и воспоминаний) рассказала доктор искусствоведения, профессор Курского госуниверситета М.Л. Космовская.
Закономерно, что на родине П.И. Чайковского, творчеству нашего земляка, великого отечественного композитора было посвящено несколько выступлений участников сессии. Так, доктор педагогических наук, профессор Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко М.А. Захарищева исследовала условия формирования музыкального таланта П.И. Чайковского в родительской семье в первые восемь лет жизни в городе Воткинске[4]. Шедевром семейного воспитания назвал его детские годы В.В. Медушевский, профессор кафедры теории музыки Московской консерватории. Некоторые важные аспекты образования детей в семье Чайковских представили работники музея-усадьбы в Воткинске; доктор искусствоведения, профессор Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского Е.Е. Полоцкая показала П.И. Чайковского не только как композитора, но и как учителя будущих музыкантов.
Много внимания было уделено региональной тематике. Специальное заседание «Удмуртия -родина П.И. Чайковского» позволило познакомить участников сессии с историко-культурным наследием Удмуртии - традиционной музыкальной культурой удмуртов; показать уникальность музыкального образования в Удмуртии в целом и в городе Воткинске; услышать музыкальные приветствия Удмуртского государственного театра фольклорной песни и танца «Айкай» и творческих коллективов музыкальных образовательных учреждений республики. Участники сессии ознакомились также с началом музыкального пути композитора Анатолия Александрова из Сибири; сообщением о детстве и ранней юности татарского композитора Салиха Сайдашева; а также о становлении и развитии музыкально-педагогического образования в Казахстане и Сибири.
Теория, методика и практика приобщения детей к музыке, накопленные в нашей стране в прошлом и настоящем; проблемы музыки для детей становились предметом пристального внимания маститых учёных и молодых исследователей, участвовавших в сессии Научного Совета по проблемам истории музыкального образования.
В форме круглого стола прошло заседание секции «Музыкальный музей и современный социум». Участники круглого стола с большим интересом ознакомились с опытом музея С.С. Прокофьева (Москва), историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» (Петрозаводск), музея музыки и фольклора народов Якутии Республики Саха, музея музыкальной культуры Азербайджана, мемориального музея-квартиры Ел.Ф. Гнесиной при Российской академии музыки им. Гнеси-ных, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, музеев Новосибирска, музея-усадьбы П.И. Чайковского (Воткинск). Музыкальное просвещение, интерактивные экскурсии-занятия и другие формы социального взаимодействия, представленные на круглом столе, вызвали продуктивную дискуссию и полезный обмен опытом.
Для аспирантов, докторантов и научных руководителей диссертационных исследований на сессии работала Школа историка музыкального образования. Это была уникальная дискуссия, участни-
_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_505
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2017. Т. 27, вып. 4
ками которой стали профессора Ю.Б. Алиев (Москва), В.И. Адищев (Пермь), С.И. Дорошенко (Владимир), М.А. Захарищева (Глазов), М.Л. Космовская (Курск), Г.Г. Коломиец (Оренбург), Ф.Ш. Сали-това (Гжель), М.С. Старчеус (Москва), имеющие большой опыт подготовки научных кадров и в области искусствоведения, философии, музыкального образования, и в области истории педагогики. На занятии «Диссертация: путь к успеху» молодые учёные получили возможность представить результаты собственных исследований, участвовать в их обсуждении, получить ценные советы и рекомендации признанных учёных о перспективах личностного развития.
Долгий, содержательный, многоаспектный разговор о детстве известных музыкантов с участием ведущих специалистов в области истории музыкального образования способствовал осмыслению проблемы, которую образно можно сформулировать так: могут ли появиться Ойстрах и Шостакович в современной России?
На формирование музыкального таланта влияет целый ряд известных в психологии и педагогике факторов: наследственность, развивающая среда, воспитание, комплекс положительных внутренних мотивов деятельности. В современной России многое сделано и делается для одарённых детей. Однако все участники сессии Научного Совета, знатоки истории музыкального образования, были единодушны в том, что невозможно развитие музыкального таланта без встречи с Учителем. У истока появления любого известного композитора, исполнителя, музыканта обязательно находим человека, способного высечь искру таланта в юном музыканте.
Так могут ли появиться Ойстрахи и Шостаковичи в современной России? Могут. Каждому из них необходим настоящий Учитель.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Детство музыкантов: история, современность (междисциплинарный дискурс): материалы Всероссийского симпозиума шестой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования М.; Пермь, 2017. 275 с.
2. История музыкального образования: новые исследования: материалы международного семинара шестой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. М.; Пермь, 2017. 210 с.
3. Адищев В.И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины Х1Х - начала ХХ века: теория, концепции, практика М.: Музыка, 2007. 344 с.
4. Захарищева М.А. Музыкальное воспитание в семье Чайковских: первые годы детства будущего композитора // Историко-педагогический журнал. 2016. № 3. С. 65-74.
Захарищева Марина Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор
ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» 427620, Россия, Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Первомайская, 25 E-mail: [email protected]
Zakharishcheva M.A., Doctor of Pedagogy, Professor
Glazov State Pedagogical Institute Pervomayskaya st., 25, Glazov, Udmurt Republic, Russia, 427620
E-mail: [email protected]