Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: ОБЪЕДИНЯЯ ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: ОБЪЕДИНЯЯ ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПАНДЕМИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ТЕОРИЯ / ПРАКТИКА / ПРОГРАММА / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баклашова Татьяна Александровна

Данное исследование, посвященное изучению связи теории и практики в подготовке учителя в условиях распространения COVID-19, является актуальным, поскольку обусловлено пандемическим вызовом для социальных институтов, основными трендами развития педагогического образования в мире, национальными приоритетами реализации российского педагогического образования, институциональными образовательными стратегиями обучения педагога в университете. В качестве методов исследования были использованы следующие: изучение научной литературы, рефлексивно-систематическая оценка педагогической деятельности, факторный качественный анализ неструктурированных интервью всех агентов реализации теоретико-практической подготовки учителя в классическом университете. Результаты исследования свидетельствуют в пользу потенциала интеграции теории и практики в подготовке учителя в условиях пандемии при соблюдении принципа модульности, преемственности контента дисциплин и практик, диалога агентов образовательного процесса, сопряжения оценочных средств дисциплин и практик. Они могут быть использованы при разработке образовательных программ, а также в сопоставительных научных работах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баклашова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL EDUCATION DURING THE COVID-19 PANDEMIC: COMBINING THEORY AND PRACTICE

This study, devoted to the study of the relationship between theory and practice in pedagogical training in the context of the spread of COVID-19, is relevant, since it is due to the pandemic challenge for social institutions, the main trends in the development of pedagogical education in the world, national priorities for the implementation of Russian pedagogical education, and institutional educational strategies for training teachers at university. The following research methods were used: the study of scientific literature, reflexive and systematic assessment of pedagogical activity, factor qualitative analysis of unstructured interviews of all agents of the implementation of theoretical and practical pedagogical training at classical university. The results of the study demonstrate the potential for integrating theory and practice in teacher training in the context of a pandemic, while respecting the principle of modularity, continuity of the content of disciplines and practices, dialogue of agents of the educational process, and the coupling of evaluation tools of disciplines and practices. They can be used in the development of educational programs, as well as in comparative scientific works.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: ОБЪЕДИНЯЯ ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 136-140. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 5. P. 136-140.

Научная статья УДК 378.147

https://doi.org/10.24158/spp.2021.5.23

Педагогическое образование в период пандемии COVID-19: объединяя теорию и практику Татьяна Александровна Баклашова

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Республика Татарстан, Казань, Россия, ptatyana2011@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3038-6990

Аннотация. Данное исследование, посвященное изучению связи теории и практики в подготовке учителя в условиях распространения COVID-19, является актуальным, поскольку обусловлено пандемическим вызовом для социальных институтов, основными трендами развития педагогического образования в мире, национальными приоритетами реализации российского педагогического образования, институциональными образовательными стратегиями обучения педагога в университете. В качестве методов исследования были использованы следующие: изучение научной литературы, рефлексивно-систематическая оценка педагогической деятельности, факторный качественный анализ неструктурированных интервью всех агентов реализации теоретико-практической подготовки учителя в классическом университете. Результаты исследования свидетельствуют в пользу потенциала интеграции теории и практики в подготовке учителя в условиях пандемии при соблюдении принципа модульности, преемственности контента дисциплин и практик, диалога агентов образовательного процесса, сопряжения оценочных средств дисциплин и практик. Они могут быть использованы при разработке образовательных программ, а также в сопоставительных научных работах.

Ключевые слова: учитель, образование, пандемия, интеграция, теория, практика, программа, университет

Для цитирования: Баклашова Т.А. Педагогическое образование в период пандемии COVID-19: объединяя теорию и практику // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 136-140. https://doi.org/10.24158/spp.2021.5.23

Original article

Pedagogical education during the COVID-19 pandemic: combining theory and practice Tatyana A. Baklashova

Kazan (Volga Region) Federal University, Republic of Tatarstan, Kazan, Russia, ptatyana2011@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3038-6990

Abstract. This study, devoted to the study of the relationship between theory and practice in pedagogical training in the context of the spread of COVID-19, is relevant, since it is due to the pandemic challenge for social institutions, the main trends in the development of pedagogical education in the world, national priorities for the implementation of Russian pedagogical education, and institutional educational strategies for training teachers at university. The following research methods were used: the study of scientific literature, reflexive and systematic assessment of pedagogical activity, factor qualitative analysis of unstructured interviews of all agents of the implementation of theoretical and practical pedagogical training at classical university. The results of the study demonstrate the potential for integrating theory and practice in teacher training in the context of a pandemic, while respecting the principle of modularity, continuity of the content of disciplines and practices, dialogue of agents of the educational process, and the coupling of evaluation tools of disciplines and practices. They can be used in the development of educational programs, as well as in comparative scientific works.

Keywords: teacher, education, pandemic, integration, theory, practice, program, university

For citation: Baklashova T.A. Pedagogical education during the COVID-19 pandemic: combining theory and practice // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 5. P. 136-140. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.5.23

Пандемия COVID-19 внесла значительные коррективы в структуры общественных институтов, заставила пересмотреть привычные подходы к организации и управлению образовательными системами [1]. Ряд исследователей подчеркивает факт нарушения привычной целостности систем, разрыва интегративных связей, существующих между множеством их элементов [2]. Особую трудность представляет сегодня проблема интеграции теории и практики в процессе обучения [3].

Системы педагогического образования разных стран мира также столкнулись с нарушением привычных интегративных связей между теорией и практикой по причине пандемического

дистанционного обучения; возникла острая необходимость в разработке и апробировании цифровой дидактики, позволяющей компетентно обеспечивать образовательный процесс для студентов-педагогов в условиях дистанционного формата.

Наряду с трудностями организации удаленной теоретико-практической подготовки учителей при реализации дистанционного формата обучения целесообразно подчеркнуть и преимущества глобального перехода к цифре в образовательном процессе. Ряд исследований свидетельствует о том, что обучение в дистанте не сказалось на уровне успеваемости студентов, овладении ими компетенциями профессионально-педагогической деятельности [4]; однако способствовало большей мобильности студентов, не привязывало их к месту учебы, обеспечивало им индивидуальный режим обучения с возможностью отсроченного прослушивания записанных лекций [5], а также позволило им развить цифровые навыки; инициировало процессы их самообучения, саморазвития [6].

Данные обстоятельства актуализируют проблему поиска новой методологии организации педагогического образования с обязательным условием интеграции теории и практики. Приоритетным для российского контекста представляется создание более гибких учебных планов (принцип модульности), обеспечение преемственности контента дисциплин и практик (принцип системности), диалоговости агентов образования (принцип диалога), сопряжения оценочных средств дисциплин и практик (принцип взаимосвязи). Это задает особый тон трансформации организации, содержания, технологий и оценки результатов подготовки будущего педагога, определяя изменения в организационном, в содержательном и процессуальном аспектах, а также в аспекте комплексного оценивания уровня сформированности компетенций.

Вышеуказанные приоритеты развития российской системы педагогического образования в условиях пандемии, а также векторные направления трансформации организации, содержания, технологий и оценки результатов профессиональной подготовки будущего педагога с фокусом на интеграцию теории и практики в обучении требуют проведения научных исследований с целью оценки значимости разработанных и внедренных в практику образовательных стратегий и моделей.

Данное исследование имело целью поиск ответов на такие вопросы, как: «Каковы эффекты влияния условий пандемии на сферу практической подготовки педагога, пред-полагающей интеграцию теории и практики?», «Имеются ли преимущества от обучения на практике в дистанционном формате и возможно ли говорить об успешности модульности содержания педагогического образования, преемственности контента практической подготовки будущего педагога, диа-логовости агентов образовательного процесса, сопряжения оценочных средств теоретических дисциплин и практикумов?»

При проведении исследования авторами были использованы системный и деятельностный подход [7]. Применительно к области образования, системный подход дает возможность более глубоко проникнуть в сущность образовательного процесса, установить взаимосвязи между педагогическими проблемами, получить более объективную информацию о механизме процесса образования личности педагога, дифференцировать связи в образовательной системе и благодаря этому создать целостное представление о ней. Деятельностный подход предполагает исследование реального процесса взаимодействия агентов образования, что позволяет обеспечить решение определенных профессионально значимых задач.

Данные для этого исследования предоставили менторы и тьюторы практической подготовки; студенты, обучающиеся на программах педагогической магистратуры института психологии и образования Казанского федерального университета. Был проведен анализ предмета исследования на основе научной литературы, рефлексивно-систематическое рассмотрение профессионально-педагогической деятельности, факторный качественный анализ неструктурированных интервью с участниками образовательного процесса. В качестве основного был избран метод глубинных интервью. При проведении такого рода опросов интервьюер первоначально посвящал респондента в контекст проблемы, обозначал влияние пандемии ^^-19 на социальные институты, включая высшие учебные заведения. Затем в неформализованной беседе участнику исследования предлагалось ответить на несколько вопросов, проясняющих его личностную оценку эффектов влияния условий пандемии на сферу образования, изменений системы практической подготовки педагогов в вузе, уровня овладения ими профессионально-педагогическими компетенциями.

В ходе интервью респондентам предлагалось определить успешность процесса практической подготовки в дистанционном формате, осветить основные трудности и преимущества реализации практик в условиях пандемии. В отношении содержания обучения фокусом при проведении интервью стала модульность учебных планов, позволяющая сопрягать, интегрировать теорию и практику. Респонденты отвечали на вопросы в отношении оценки преимуществ модульных планов по сравнению с обычными планами, а также ориентации теоретических дисциплин и заданий на практику. Участников исследования также просили оценить степень преемственности содержания

практик, актуальность заданий, их связь с реалиями современной российской школы. Важно было также идентифицировать отношение участников исследования к оцениванию результатов практик, процедуре защиты, реализуемой в виртуальном формате. Акцент при проведении интервью был сделан на проблеме взаимодействия участников процесса практической подготовки.

В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты.

1. В отношении корпуса преподавателей университета, образовательных организаций (руководители практик от вуза и от школы):

53 % респондентов этой группы отмечают достаточно сильное влияние пандемии на образование, в том числе на систему теоретико-практической подготовки педагогических кадров. Переход в дистанционный формат обучения у многих коллег (48,9 %) был сопряжен с возникновением острой потребности в совершенствовании ИКТ-компетенций, а также с появлением возможности активного развития в области цифрового образования (76 %). Здесь целесообразно говорить о существенном влиянии пандемии на уровень ИКТ-грамотности участников образовательного процесса; на качество организации дистанционного обучения учителей на адаптированной, учебно-ориентированной, профессиональной цифровой платформе, используемой в университете.

58 % респондентов корпуса преподавателей университета, образовательных организаций отметили значимость цифровых образовательных ресурсов в теоретическом и практическом обучении будущих педагогов. 22 % опрошенных указали на сложности взаимодействия со студенческим корпусом в ходе организации и проведения процесса практической подготовки в условиях пандемического дистанта, при этом 52 % респондентов положительно оценили возможности оперативной видеосвязи со студентами. 78 % педагогов подчеркнули важность «живого» формата обучения.

Высокую оценку получили модульные учебные планы, реализуемые в педагогической магистратуре. Особо были отмечены респондентами: логика учебных планов (69 %), преемственность теоретических дисциплин, а также практики в рамках программы обучения в магистратуре (63 %). Методически верным подходом сопряжения теоретических дисциплин и заданий с практикой считают 79 % опрошенных преподавателей, руководителей практики от вуза и школы.

Необходимо подчеркнуть, что проведенные беседы с педагогами - руководителями практик позволили идентифицировать проблемы их личностного и профессионального взаимодействия со студенческим корпусом в ходе реализации практической подготовки, при этом потребность в осуществлении обучения в «живом» формате является обязательным условием диало-говости агентов образовательного процесса. Модульность учебных планов способствовала эффективной интеграции теории и практики в образовательный процесс, которая позволила преодолеть переход от теории к практике, оптимизировать процессы коммуникации, разрешить противоречие между теоретическим знанием и реализацией действий на практике.

2. В отношении корпуса студентов университета (обучающиеся 1 и 2 курса педагогической магистратуры):

Большая часть опрошенных студентов (92 %) отметила, что пандемия в значительной степени повлияла на сферу образования вообще и на педагогическое образование в частности. Оставшиеся респонденты (8 %), напротив, заявили, что пандемия не оказала воздействия на образовательную сферу. При этом студенты указали как на положительные, так и на отрицательные эффекты перехода на дистант в условиях карантина в 2020 г. К позитивным моментам использования формы удаленного обучения были отнесены следующие: повышение уровня цифровой грамотности (57 %), наращивание потенциала в отношении ИКТ-компетенций (41 %), рост осведомленности в вопросе приложений, связанных с образовательным процессом (52 %). Также студентами отмечались такие преимущества дистанта, как экономия времени (62 %), возможность мобильно решать многие процедурные вопросы (49 %), обучаться из дома в комфортном режиме (51 %), заниматься самообразованием (32 %), самостоятельно выстраивать свой режим обучения (29 %). Некоторые из опрошенных (5 %) отметили накопленный университетом потенциал реализации цифрового образования, подчеркнули его важность при переходе на пандемический дистант, обозначили приоритет развития цифровой дидактики в вузе для реализации ком-петентностно-ориентированного обучения.

Наряду с положительными эффектами воздействия пандемии на систему образования респондентами были указаны и отрицательные: снижение мотивации (4 %), падение эффективности образования (8 %); отмечалось также, что обучение затруднялось по причине недостаточной компетентности преподавателей в сфере ИКТ (2,4 %). 5 % опрошенных отметили ухудшение самочувствия в условиях пандемического дистанта (снижение зрения, головные боли, отрицательное влияние на опорно-двигательный аппарат). 2 % из общего числа респондентов сознались, что отвлекались на свои личные дела во время проведения пар в виртуальном формате, что ме-

шало процессу обучения. 3,2 % опрошенных отметили, что формирование профессионально-педагогических компетенций в виртуальном виде крайне затруднено.

Итак, оценки студенческого корпуса близки к аналогичным, данным преподавателями: в них прослеживается значительное влияние пандемии на сферу образования, выразившееся как в положительных, так и в отрицательных эффектах дистанционного обучения, а также в приоритетах развития цифровой дидактики как науки и практики. Акцент сделан на аспектах самостоятельности в обучении, самообразовании, большей мобильности, совершенствовании ИКТ-ком-петенций. Отрицательное влияние пандемического дистанта проявлялось, по свидетельству студентов, принявших участие в интервью, в ухудшении здоровья участников образовательного процесса, в нарушении привычного режима хода занятий по причине недостаточного уровня цифровой компетентности педагога, руководителя практики.

69,2 % респондентов подчеркнули успешность прохождения практики в смешанном формате, однако те же опрашиваемые отметили, что дистанционный формат обучения никогда не заменит «живого», очного общения. 12 % респондентов высказались о том, что сложностей с обучением или работой на практике у них не возникло. 64 % опрошенных в беседах подчеркнули высокий уровень взаимодействия с руководителями практики от университета и образовательной организации, компетентную поддержку во время прохождения ими практики. 4,7 % респондентов обозначили проблему оформления документов, изменение требований к предоставляемой отчетной документации по практике.

При оценке модульности учебных планов, обеспечивающей возможность интеграции теории и практики в образовании, 58 % респондентов положительно отозвались об опыте их применения, отмечая логику построения модульных учебных планов (39 %), ориентацию теоретических дисциплин и заданий на практику (32 %). 47 % опрошенных подчеркнули преемственность программ практик. 43 % респондентов ответили, что они полностью удовлетворены процедурой защиты результатов практики, которая проводилась в дистанционном формате. 14 % принимавших участие в исследовании обучающихся отметили в качестве преимущества возможность прохождения практики на базе образовательной организации, в которой они трудоустроены.

Отвечая на вопросы по проблеме взаимодействия участников процесса практической подготовки педагогов, респонденты (51,3 %) отметили достаточно высокий уровень коммуникации со всеми агентами практик. Среди трудностей взаимодействия в рамках практик 12 % опрошенных указали на дистанционный формат, отмечая необходимость и важность контактного общения при реализации процесса практической подготовки. Таким образом, можно заключить, что построение учебного плана согласно принципу модульности рассматривается респондентами как эффективное решение вопроса интеграции теории и практики в педагогическом образовании с потенциалом преемственности контента теоретических дисциплин и практик, диалоговости агентов образовательной деятельности, а также сопряжения оценочных средств дисциплин и практик.

Проведенное исследование свидетельствует в пользу эффективности организации процесса университетского педагогического образования (в условиях пандемии) посредством интеграции теории и практики на уровне содержания и технологий обучения, чему способствует: применение гибких учебных планов (принцип модульности), обеспечение преемственности контента дисциплин и практик (принцип системности), диалоговость агентов образования (принцип диалога). Особую роль здесь играет система комплексной оценки уровня сформированности компетенций c условием сопряжения фондов оценочных средств дисциплин и практик (принцип взаимосвязи). Результаты исследования могут быть использованы при разработке и модификации учебных планов, рабочих программ, в сопоставительных научных работах по педагогическому образованию с выявлением возможностей взаимообогащения теоретического и практического обучения педагогов в разных странах мира.

Список источников:

1. Bao W. COVID-19 and Online Teaching in Higher Education: A Case Study of Peking Universi-ty // Human Behavior and Emerging Technologies. 2G2G. Vol. 2, iss. 2. P. 113-115. https://doi.org/10.1002/hbe2.191 ; Bestiantono D.S., Agustina P.Z.R., Cheng T.-H. How Stu-dents' Perspectives about Online Learning Amid the COVID-19 Pandemic? // Studies in Learning and Teaching. 2G2G. Vol. 1, iss. Э. P. 1ЭЭ-1Э9. https://doi.org/1G.46627/siIet.v1i3.46.

2. Blankenberger B., Williams A.M. COVID and the Impact on Higher Education: The Essential Role of Integrity and Accountability // Administrative Theory & Praxis. 2G2G. Vol. 42, iss. Э. P. 4G4-423. https://doi.org/10.1080/10841806.2020.1771907 ; Ronkowitz K., Ronkowitz L.C. Online Education in a Pandemic: Stress Test or Fortuitous Disruption? // American Journal of Economics and Sociology. 2G21. Vol. 8G, iss. 1. P. 187-2G3. https://doi.org/10.1111/ajes.12377.

3. Gao L.X., Zhang L.J. Teacher Learning in Difficult Times: Examining Foreign Language Teach-ers' Cognitions about Online Teaching to Tide over COVID-19 // Frontiers in Psychology. 2G2G. Vol. 11. P. 2Э96. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.549653.

4. Асланян А.С., Московская Н.Л. Особенности дистанционного обучения английскому языку в период пандемии COVID-19 // Педагогика, психология, общество: новая ре-альность сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 2021. С. Юб-Юв.

5. Mishra L., Gupta T., Shree A. Online Teaching-learning in Higher Education During Lockdown Period of COVID-19 Pandemic // International Journal of Educational Research Open. 2020. Vol. 1. P. 100012. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2020.100012.

6. Murphy L., Eduljee N. B., Croteau K. College Student Transition to Synchronous Virtual Clas-ses during the COVID-19 Pandemic in Northeastern United States // Pedagogical Research. 2020. Vol. 5, iss. 4. P. em0078. https://doi.org/10.29333/pr/8485.

7. Номоконова О.Ю., Цветков В.Я. Системный подход в научных исследованиях // Сла-вянский форум. 2015. № 2 (8). С. 224-232 ; Шептуховский М.В. Деятельностный подход в педагогических исследованиях // Научный поиск. 2012. № 2.6. C. 26-27.

Информация об авторе Т.А. Баклашова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы, заместитель директора по международной деятельности Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Республика Татарстан, Казань, Россия.

Information about the author T.A. Baklashova - PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Pedagogy of Higher School, Deputy Director for International Activities of the Institute of Psychology and Education, Kazan (Volga Region) Federal University, Republic of Tatarstan, Kazan, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.05.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 14.05.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 27.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.