Научная статья на тему 'Педагогическое образование и будущее России'

Педагогическое образование и будущее России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ / БАЗОВЫЙ ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / EDUCATIONAL HOLDING / BASIC CENTER FOR PEDAGOGICAL EDUCATION / MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION / EDUCATIONAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябов Виктор Васильевич, Ракитов Анатолий Ильич, Русецкая Маргарита Николаевна

«Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.» отводит важное место педагогическому образованию. Необходима модернизация ведущих педагогических университетов и создание на их базе образовательных холдингов, включающих в свой состав базовый центр педагогического образования (БЦПО головной университет), организации основного общего, начального и среднего специального образования. Предлагается система принципиальных образовательных инноваций: радикальное повышение качества и объема научных исследований, проводимых в БЦПО, создание инженерно-педагогических факультетов, новые формы информатизации педагогического образования, создание новой системы дополнительного и непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябов Виктор Васильевич, Ракитов Анатолий Ильич, Русецкая Маргарита Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical education and the future of Russia

"The Russian innovation development strategy for the period up to 2020" pays attention to pedagogical education. There is a great need for further development of pedagogical universities and foundation of special educational holdings, including Basic centers for pedagogical education, schools, structures of technical and vocational education and training. Some educational innovations are observed: the improvement of pedagogical science studies, creating of engineering-pedagogical departments, new forms of pedagogical education informatization, refresher training, lifelong learning.

Текст научной работы на тему «Педагогическое образование и будущее России»

BOROVSKAYA M., YASTREBOVA O., TSVETKOVA A, MIKHALKOVA E. GROUP SUBJECT-RELATED STANDARD COSTS AS A KEY STAGE IN FUNDING REFORM IN HIGHER EDUCATION

The second article is devoted to key issues of the reform of financing of higher education institutions (HEIs). In the article methodological challenges are described that RF Ministry of Education and Science had to address in the process of calculation of block grant for HEIs based on group subject-related standard costs. The authors discuss the innovative approach for subject classification based on difference in tuition costs. The system of multiplying coefficients is proposed which helps to take into account additional factors related to particular HEIs and subject-related price group (including those related to prioritized engineering subjects). Decision to use a model of gradual transition of HEIs to the new funding mechanism till 2016 is justified. Key results of block grant calculation for 2013 is presented.

Key words: group standard costs, subject-related price groups, price group of prioritized subjects, basic standard cost, system of multiplying coefficients, model of gradual transition of HEIs to new funding mechanism.

Педагогическое образование и будущее России

В.В. РЯБОВ, член-корреспондент РАО, ректор

А.И. РАКИТОВ, профессор Московский городской педагогический университет М.Н. РУСЕЦКАЯ, доктор пед. наук Департамент образования г. Москвы

«Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.» отводит важное место педагогическому образованию. Необходима модернизация ведущих педагогических университетов и создание на их базе образовательных холдингов, включающих в свой состав базовый центр педагогического образования (БЦПО - головной университет ), организации основного общего, начального и среднего специального образования. Предлагается система принципиальных образовательных инноваций: радикальное повышение качества и объема научных исследований, проводимых в БЦПО, создание инженерно-педагогических факультетов, новые формы информатизации педагогического образования, создание новой системы дополнительного и непрерывного образования.

Ключевые слова: образовательный холдинг, базовый центр педагогического образования, модернизация педагогического образования, образовательные инновации.

Отказавшись от системы контролируемой государством плановой экономики, Россия совершила резкий переход от социалистической системы хозяйствования к системе либеральных рыночных отношений. Это имело как положительные, так и отрицательные последствия. Страна перестала нуждаться в товарах народного потребления, но одновременно с этим отечественная экономика сильно деградировала. Бюджет страны пополнялся в основном за счет экспорта углеводородного топлива и других природных ресурсов. К концу пер-

вого десятилетия нынешнего века стала очевидной необходимость радикальных изменений в экономической, социальной и менеджериальной сферах, с тем чтобы переломить негативные тенденции в экономической и общественной жизни и поставить Россию на рельсы прогрессивного поступательного развития.

8 декабря 2011 г. Правительство утвердило «Стратегию инновационного развития России на период до 2020 г.» (далее - Стратегия). Оценивая ситуацию, сложившуюся к началу нового десятилетия, разработчи-

ки констатировали, что на протяжении первого десятилетия XXI в. не удалось переломить негативные тенденции в области инновационного развития экономики и социальной сферы, активизировать стимулы инновационной деятельности, повысить роль механизмов инновационной активности. В Стратегии утверждается, что важнейшим фактором и конкурентным преимуществом России при реализации политики модернизации и повышения инновационной активности во всех сферах жизни является человеческий капитал: 28% граждан нашей страны в возрасте от 25 до 64 лет имеют высшее образование.

Как и 80 лет назад, кадры решают все. Это становится очевидным, если иметь в виду долгосрочные цели, а именно «обеспечение высокого уровня благосостояния населения и закрепление геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня» [1, с. 1—2]. Именно для достижения этих целей нужны высокообразованные, профессионально подготовленные кадры всех уровней: от высококвалифицированных рабочих и техников до инженеров, врачей, учителей, научных работников, государственных и корпоративных менеджеров всех уровней. Ключом к решению проблемы быстрой, всеобъемлющей и качественной подготовки современных кадров для всех отраслей народного хозяйства, социальной сферы и управления является образование.

Стоит специально подчеркнуть, что в области создания пионерных форм образования, прежде всего педагогического, Россия еще в первой четверти XX в. сделала наиболее значительные инновационные шаги. После Октябрьской революции и завершения Гражданской войны 1918— 1920 гг. Россия встала перед задачей ускоренной индустриализации и создания высокомеханизированного сельского хозяйства. Это было крайне необходимо и для повышения общего благосостояния стра-

ны, и для устранения острой классовой дифференциации, и для укрепления обороноспособности в преддверии надвигающейся Второй мировой войны.

Для решения этих задач необходимо было осуществить подлинную культурную революцию: ликвидировать безграмотность, создать современный рабочий класс и корпус квалифицированных инженеров, подготовить врачей, способных обеспечить надлежащий уровень здравоохранения и квалифицированных управленцев. Но центральной была проблема подготовки учителей, без которых ни одна из указанных задач не могла быть решена.

В дореволюционной России преподавателями средних учебных заведений, гимназий и реальных училищ были выпускники весьма немногочисленных высших учебных заведений. Для задач, стоявших перед молодой Советской Республикой, этого было явно недостаточно. Поэтому в 20-е и последующие годы была создана система высших педагогических учебных заведений -педагогических институтов. Это была настоящая образовательная инновация. Аналогичных институциональных форм в тогдашней Европе и странах Северной Америки не было.

Развитие среднего школьного образования привело к быстрому увеличению числа студентов в техникумах и в высших, особенно инженерных, учебных заведениях, выпускники которых в годы Великой Отечественной войны обеспечили бесперебойную работу промышленности, прежде всего оборонной.

Высшее и среднее педагогическое образование было востребованным и весь послевоенный период вплоть до конца 80-х годов. Однако в постсоветский период ситуация несколько изменилась. Начали возникать муниципальные и региональные частные педагогические заведения как среднего, так и высшего уровня. Причем многие из них не всегда соответствовали современным требованиям и не были укомплектова-

ны профессорско-преподавательским составом высокой квалификации. К работе в данных педагогических вузах часто привлекались люди, не имевшие научных степеней и званий, опыта преподавательской работы и не обладавшие необходимыми компетенциями. Поэтому к концу первого десятилетия XXI в. получили распространение негативные оценки педагогического образования. Выдвигались предложения о целесообразности ликвидации педагогических вузов, о слиянии их с классическими университетами или превращении их в отдельные университетские факультеты.

Жизнь показывает, что подобные суждения не имеют под собой прочной основы. В Стратегии, особенно в разделе, посвященном образованию, подчеркивается важная роль педагогических вузов в становлении инновационной экономики нашей страны. При этом «планируется реформировать сеть педагогических вузов, превратив их в современные организации, ориентированные на широкую гуманитарно-педагогическую, информационно-коммуникационную и аналитико-управленческую подготовку» [1, с. 39]. На эти слова стоит обратить особое внимание и задуматься над утверждением, что педагогические вузы надо превратить в современные высокоэффективные образовательные организации.Здесь, по существу, речь идет о необходимости радикальных институциональных проектов в сфере самого высшего образования, в данном случае - высшего педагогического. Разумеется, начать их без масштабных научных исследований самих учреждений высшего педагогического образования невозможно. Инновационные проекты в этой области нуждаются не только в серьезной проработке и обсуждениях, но и в продуманной, экспериментальной апробации.

Лучше всего для таких инноваций подходят сильные педагогические университеты, расположенные в больших городах, сочетающих в себе признаки научных, образовательных, промышленно-производ-

ственных, финансовых и административных центров. В таких городах можно достаточно быстро найти научные кадры, необходимые для обеспечения качественного уровня педагогического образования. В них легче создать экспериментальные площадки для проверки эффективности новых современных организационных форм, способных дать импульс модернизации педагогического образования. В дальнейшем апробированные в эксперименте результаты можно адаптировать к различным регионам страны с учетом их специфики, культурного и социально-экономического своеобразия. Конечно, и это хорошо известно из мировой практики, серьезные инновации, в том числе и в сфере педагогического образования, по крайней мере на начальной стадии, требуют серьезных инвестиций, с тем чтобы впоследствии можно было ожидать от них столь же серьезных результатов.

Наилучшими экспериментальными площадками среднесрочного масштаба могли бы стать крупные педагогические университеты таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Владивосток, Томск. С нашей точки зрения, речь должна идти о четырех основных принципиальных инновациях, которые позволили бы в полной мере реализовать установки Стратегии и оказать позитивное влияние на формирование социально-экономического и культурного будущего России.

Первой из таких инноваций должно быть создание новых административно-организационных научно-педагогических центров - базовых центров педагогического образования (БЦПО). Второй принципиальной инновацией должно стать повышение качества фундаментальныхи прикладных исследований в БЦПО. Их результаты должны носить глубоко продуманный системный характер и непрерывно внедряться в систему основного общего, начального и среднего профессионального образования,

с тем чтобы наиболее полно подготовить подрастающее поколение к жизни в супериндустриальном обществе, в обществе высоких технологий, в обществе образования. Третья инновация - это организация в системе БЦПО инженерно-педагогических факультетов, создание которых планировалось в некоторых педагогических университетах еще в середине прошлого десятилетия, но так и не было осуществлено. И, наконец, четвертая, важнейшая инновация касается создания и внедрения в педагогическую практику проекта «Программирующие профессора, программирующие студенты, программирующие учителя, программирующие школьники»,в результате чего информатизация образования в нашей стране должна выйти на новый виток восходящей спирали.

Рассмотрим теперь в сжатом виде каждую из этих инноваций.

БЦПО по своему существу должен представлять собой систему образовательных, социальных, экономических, технических и других специализированных организаций и предприятий, связанных между собой. Такой комплекс аналогичен бизнес-холдингам - с той лишь существенной разницей, что его главной целью является не извлечение прибыли, а повышение качества образования, педагогического мастерства, осуществление и проведение современных научно-образовательных исследований. Головной организацией образовательного холдинга должен быть современный, хорошо оснащенный и укомплектованный высококвалифицированными специалистами педагогический университет. Организации, предприятия, учреждения, входящие в систему, должны быть связаны с головным университетом и друг с другом договорами, в которых точно определяются их права и взаимные обязанности, их общие и более частные цели и задачи, способы взаимодействия. Холдинг должен управляться специальным координационным советом, в который должны входить представители

всех его субъектов. Функцию председателя координационного совета должен выполнять президент университета, обладающий необходимым опытом, высоким научным престижем и опытом преподавательской деятельности.

БЦПО должен наиболее рациональным образом и с максимальной эффективностью обеспечивать все виды образовательной деятельности. В него могут входить бюджетные и частные школы, лицеи, гимназии, специализированные колледжи, выпускающие специалистов и бакалавров, а также учреждения дополнительного профессионального образования, факультеты, курсы и институты повышения квалификации и переквалификации, ориентированные на получение психолого-педагогической подготовки. В его составе могут функционировать краткосрочные курсы и институты для дополнительной подготовки или переподготовки пожилых людей, желаю-щихзаниматься образовательной или воспитательной деятельностью в детских учреждениях различной возрастной категории.

Холдинг должен быть связан договорными отношениями с предприятиями, оснащенными новейшим автоматизированным и роботизированным оборудованием, дистанционно управляемыми сборочными линиями и т.д. Такие же договора должны существовать между холдингом, НИИ и опытно-конструкторскими организациями, в которых старшие школьники могли бы знакомиться с новейшими техническими и научными достижениями, приобретать практические навыки в соответствии с постоянно усложняющимся государственным образовательным стандартом.

Преподаватели входящих в холдинг гимназий, лицеев, школ и колледжей могут и должны участвовать в научно-исследовательской работе, в конференциях и семинарах, проводимых в БЦПО, а сотрудники головной организации - входить в состав педагогических советов учреждений

основного общего и среднего специального образования.

Разумеется, БЦПО не должен замыкаться в границах холдинга. Располагая мощными сетевыми ресурсами, издательской базой, постоянно обновляющимся информационным порталом, он призван распространять новейшие достижения в области педагогического образования и педагогической практики и на другие педагогические учреждения высшего и среднего профессионального уровня.

Говоря о второй инновации, важно отметить следующее. В последние годы все чаще говорят о необходимости превращения высших учебных заведений в центры фундаментальных и прикладных исследований и создания на их основе малых и средних предприятий, осуществляющих коммерциализацию результатов научных исследований. Чем выше уровень научных исследований, тем больше втягиваются в научную деятельность студенты, тем выше уровень их образования, тем более развита их способность к творческому усвоению и применению знаний. Все это в полной мере относится и к высшему педагогическому образованию.

Однако зададим вопрос: насколько реальна стратегия повышения качественного уровня и увеличения объема научных исследований в современных вузах, особенно педагогических? Профессор Фазли Ата-уллаханов, работающий в двух университетах (МГУ им. М.В. Ломоносова и Пенсильванском, США) и руководящий двумя лабораториями (в России и в Америке), сообщает, что американский профессор, руководящий лабораторией, имеет учебную нагрузку всего лишь 10 часов в год [2]. Стандартная учебная нагрузка профессора педагогического университета составляет примерно 600 часов в год. Нагрузка доцента колеблется в интервале 650-700 часов в год. Нагрузка ассистента достигает 750 часов в год, а иногда и больше. Ясно, что при такой загруженности серьезно го-

ворить о занятиях современными научными исследованиями вряд ли возможно. Пушкин писал: «Служенье муз не терпит суеты». То же самое можно сказать и о науке.

Для того чтобы работающие в педагогических вузах ученые, обладающие творческим потенциалом, могли сочетать преподавательскую деятельность с научной и руководить научной деятельностью студентов и аспирантов, учебная нагрузка в вузах, в том числе педагогических, должна быть резко сокращена. Это, конечно, не может быть сделано в одночасье, резко и во всех педагогических вузах одновременно. Вместе с созданием БЦПО необходимо приступить к планомерному пересмотру соотношения баланса учебных часов и времени, отводимого на научные исследования. Это дорогостоящий процесс, который потребует увеличения контингента ППС и оснащения лабораторий современным оборудованием, позволяющим проводить научные исследования на современном уровне. В итоге мы можем сказать: чем интенсивнее научная деятельность ППС педагогических вузов, тем более квалифицированными и творчески ориентированными будут молодые учителя, которые придут в школы, тем более инновационно ориентированные выпускники школ будут поступать в классические и инженерные вузы, тем выше будет творческий потенциал у молодых рабочих и служащих муниципальных, региональных и государственных учреждений.

Третья инновация связана с «инжене-ризацией » педагогических вузов; речь идет о создании инженерно-педагогических факультетов. Не будет преувеличением сказать, что необходимость в таких факультетах возникала каждый раз, когда перед страной ставились задачи модернизации индустриальной базы. До октября 1917 г. в России было создано очень небольшое число высших инженерно-технических заведений, дававших хорошую общую и технико-технологическую подготовку. К их числу

относились и такие известные вузы, как Московское высшее техническое училище, которое сейчас является Московским национальным исследовательским техническим университетом им. Н.Э. Баумана.

В предвоенные годы, когда в ходе знаменитых пятилеток была в сжатые сроки осуществлена индустриализация страны, было создано несколько инженерно-педагогических вузов и факультетов, которые готовили преподавателей для различных инженерных техникумов, для системы профессиональных технических училищ и других организаций, обеспечивавших подготовку высококвалифицированных рабочих и техников. Эта политика продолжалась и после завершения Великой Отечественной войны. Однако в настоящее время в стране остались лишь два индустриально-педагогических университета, выпускающих очень небольшое число квалифицированных специалистов по инженерной педагогике.

Сегодня Россия стоит накануне нового индустриального рывка. Согласно проекту, заявленному Президентом РФ в декабре 2011 г., на индустриализацию в течение ближайших трех лет будет потрачено около 43 трлн. руб., из которых значительная часть должна быть получена от корпоративных и частных отечественных и зарубежных инвесторов. Для осуществления этого проекта понадобится создать и внедрить в реальную экономику принципиально новые технологии и инновационные разработки завтрашнего дня, а также подготовить огромное количество технических специалистов, рабочих высокой квалификации, операторов автоматизированных, роботизированных систем, инженеров-конструкторов, эксплуатационников, менеджеров высокотехнологичных производств и т.д. Для этого нужно, чтобы в инженерно-технические вузы и колледжи поступали абитуриенты, уже «инфицированные » инженерным делом и обладающие хорошими знаниями о специфике современных прогрессивных технологий, об особенностях промышленного труда, заин-

тересованные в решении сложных технологических и проектно-конструкторских проблем.

Все это предполагает в качестве жизненно необходимого шага создание хорошо оснащенных инженерно-педагогических факультетов на базе БЦПО с соответствующими инженерными, педагогическими, психологическими и методико-педагоги-ческими кафедрами с современными лабораториями и прочными связями с передовыми и высокотехнологичными производствами.

Сейчас трудно сказать, какие новые технологические вызовы ждут нашу страну, но анализ экономического и технологического развития высокоразвитых и быстрораз-вивающихся стран убеждает, что такие вызовы непременно будут и что готовиться к ним нужно уже сейчас. Из этого следует, что модернизация современного педагогического образования в направлении, которое предлагается в настоящей статье, является жизненно важной задачей всего общества.

Наконец, рассмотрим четвертую инновацию - проект «Программирующие профессора, программирующие студенты, программирующие учителя, программирующие школьники ».

Вступив на путь информатизации образования несколько позже других стран, Россия с начала XXI в. стала быстро наверстывать упущенное не только в мегаполисах, но и в малых и средних городах, поселках городского типа и даже в значительной части благоустроенных деревень. В школах и других образовательных организациях компьютеры, компьютерные проекторы, мобильные телефоны и Интернет стали привычным, будничным явлением. Уже сейчас существуют мощные электронные образовательные ресурсы, электронные библиотеки, электронные базы, насчитывающие десятки и сотни тысяч образовательных модулей практически по всем школьным и по многим вузовским дисциплинам.

Дистанционное образование постепенно становится все более популярным и во многих случаях достаточно эффективным, особенно когда учащиеся по тем или иным причинам не могут посещать классные занятия в школе или лекции, семинарские и лабораторные занятия в вузах.

Дистанционное образование стало фактом нашей жизни, однако оно далеко не всегда содействует повышению качества образования, не всегда позволяет развивать креативные способности учащихся и не менее важные креативные способности преподавателей - учителей в школах и ППС в вузах. Дело в том, что дистанционное образование транслирует через систему Интернет в аудиальной и визуальной форме уже готовые знания. Между тем главная задача заключается в том - и это специально подчеркивается в Стратегии, - чтобы развивать креативные способности начиная с детства и поддерживать дух креативности и инно-вационности в зрелом, продуктивном возрасте. Здесь как раз и должен найти свое место проект, составляющий суть четвертой инновации.

Сегодня во многих семьях имеются компьютеры, и дети умеют ими пользоваться иногда даже до поступления в первый класс, но это «пользование » чаще всего ограничивается компьютерными играми. Если школьные предметы подаются не только в традиционной форме, но еще и в форме компьютерных игр, это облегчает и ускоряет образовательный процесс. Однако креативность предполагает не просто ускоренное овладение знаниями, но, во-первых, по-новому поставленные, неожиданные, нестандартные задачи и, во-вторых, нетривиальные, экономичные, максимально эффективные способы их решения.

Для того чтобы дети в школе или в системе начального и среднего профессионального образования умели находить и формулировать новые задачи с помощью ИКТ, они должны овладеть хотя бы самыми элементарными навыками программирования,

которые можно было бы применять не только на уроках информатики, но и на уроках физики, химии, литературы, истории, математики, биологии и т.д.Здесь возникает сложнейший комплекс педагогических и психологических проблем, связанных с внедрением творческого подхода во все образовательные процессы. Для их решения необходимо, чтобы мастерством программирования в необходимом объеме обладали школьные учителя, преподаватели системы среднего специального образования. Такие учителя появятся в нашей школе, если на всех факультетах БЦПО, а затем и в других педагогических организациях студентов будут готовить по курсам творческого программирования в сфере изучаемых ими специальных профессиональных дисциплин. Естественно, что «программирующих» студентов на всех факультетах БЦПО должны готовить «программирующие» профессора и преподаватели.

Это легко сказать, но совсем не легко сделать. Зрелых, немолодых людей, к которым относится подавляющее большинство профессоров и доцентов, трудно научить креативному программированию, но сделать это совершенно необходимо. Достижение целей Стратегии займет, по-видимому, не одно десятилетие, и мы должны отчетливо понимать, что начинать инновации в системе высшего педагогического образования, которое является ключевым для решения многих проблем, нужно уже сейчас.

Мы вполне отдаем себе отчет в том, что многие положения, выдвинутые в статье, являются дискуссионными, но мы и не собирались предлагать готовые решения и рецепты. Если дискуссия вокруг наших предложений возникнет, то она, несомненно, будет полезной. В педагогических вузах и в сообществе школьных педагогов есть много энергичных, творчески ориентированных людей, и именно на позитивный отклик с их стороны рассчитывают авторы данной публикации.

Литература

1. Стратегия инновационного развития России на период до 2020 г. URL: http://

mon.gov.ru/ files/ materials/ 4432/11.12.08-2227r.pdf

2. Наука на продажу, или Как получить миллиард? // Наука и жизнь. URL: http:// www.nkj.ru/ archive/ articles/19054/

RYABOVV, RAKITOVA., RUSETSKAYAM. PEDAGOGICAL EDUCATION AND THE FUTURE OF RUSSIA

"The Russian innovation development strategy for the period up to 2020" pays attention to pedagogical education. There is a great need for further development of pedagogical universities and foundation of special educational holdings, including Basic centers for pedagogical education, schools, structures of technical and vocational education and training. Some educational innovations are observed: the improvement of pedagogical science studies, creating of engineering-pedagogical departments, new forms of pedagogical education informatization, refresher training, lifelong learning.

Key words: educational holding, basic center for pedagogical education, modernization of pedagogical education, educational innovations.

А.С. КОРОБЦОВ, профессор Н.Н. ШУМСКАЯ, доцент, проректор по методической работе М.В. САГИРОВА, аспирант Донской государственный технический университет

Методология формирования специальных компетенций в технических вузах

Предложена методология, позволившая обосновать количество и сущность специальных компетенций профильной профессиональной подготовки для производственно-технологической деятельности.

Ключевые слова: специальные компетенции, процессный подход, производственно-технологическая деятельность, карта компетенций.

Образовательный процесс в рамках определенного направления предполагает профильную подготовку на основе дополнительного формирования специальных компетенций. Перечень и особенности последних формируются выпускающими кафедрами, которые принимают решения исходя из собственных представлений о требованиях производства к компетенциям выпускника вуза. При отсутствии профессиональных стандартов и единых правил обоснования перечня специальных компетенций сегодня возникают следующие проблемы:

• перечни специальных компетенций и их содержание в разных вузах существен-

но различаются и во многих случаях слабо связаны с требованиями промышленности;

• как следствие, имеют место различия в образовательных программах подготовки;

• возникают сложности с академической мобильностью студентов и сопоставимостью результатов обучения даже в рамках страны.

Выход из сложившейся ситуации, на наш взгляд, возможен при реализации следующих положений, направленных на управление качеством образовательных услуг:

1) основой процесса совершенствования образовательных программ профильной подготовки должны стать моделиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.