Литература
1. Майнберг Эгхард. Основные проблемы педагогики спорта. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 318 с.
2. Платонов В.Н. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 318 с.
3. Портнягин И.И., Данилов Д.А. Воспитание ин-
теллектуально развитой личности. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2002. - 170 с.
4. Портнягин И.И. Интеллектуальное развитие школьника-спортсмена. - М.: Академия, 1999. - 96 с.
5. Portnyagin I.I. The intellectual development of the schoolpupil- sportsman. - M.: Academia, 2000. - 96 с.
Поступила в редакцию 16.02.2012
УДК 796:614.8
Педагогическое обоснование структурно-функциональной модели формирования гуманности спасателей в процессе физической подготовки
В.В. Тарский
Рассматривается педагогическая проблема обоснования структурно-функциональной модели формирования гуманности спасателей в процессе физической подготовки. Дается анализ опытно-экспериментальной работы, представляется четкая логика структурно-функциональной модели. Выявляются нормативные, целевые, теоретико-методологические, педагогические условия формирования гуманности спасателей в процессе физической подготовки.
Ключевые слова: гуманность, формирование гуманности спасателей, гуманистический подход, гуманно-личностный подход, физическая подготовка.
The research paper is devoted to the pedagogical problem of structural- functional model of the humanity formation of rescuers in the process of physical training. The author makes the analysis of the experimental work. It is presented the clear logic of the structural- functional model. The author detects regulatory, target, theoretical and methodological, pedagogical conditions of the humanity formation of rescuers in the process of physical training.
Key words: humanity, the humanity formation of rescuers, humanistic approach, humane personal approach, physical training.
Анализ научно-методической литературы [13] и личный многолетний опыт выявили необходимость создания такой системы обучения, в которой формирование гуманности спасателей должно быть скоординировано с физической подготовкой. Такая связь не случайна, она объясняется, прежде всего, тем, что в профессиональной подготовке спасателей прослеживается интеграция различных знаний и умений, методов и средств их реализации в вариативных сочетаниях, и оно обеспечивается педагогическим условием. Физическая подготовка является основным компонентом [4] развития интегральной индивидуальности личности в процессе формирования гуманности спасателей. Это составная часть профессиональной подготовки спасателей, значимость которых проявляется через формирование таких качеств, как здоровье, фи-
ТАРСКИИ Василий Васильевич - соискатель ИФКиС, первый зам. начальника ГКУ РС (Я) «Служба спасения Республики Саха (Якутия)», [email protected].
зическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
В этой связи наиболее актуальной представляется сегодня разработка структурно-содержательной модели формирования гуманности спасателей в процессе физической подготовки. Разработанная в процессе нашего исследования модель составлена на основе имеющихся рекомендаций по моделированию педагогических явлений [2,5]. Руководствуясь этими рекомендациями, мы построили структурно-функциональную модель формирования гуманности в процессе физической подготовки как сложную, открытую, способную к самоорганизации и саморазвитию систему, отражающую его цель, методологию, принципы, условия, механизмы педагогического взаимодействия, уровни, а также прогнозируемый результат (рисунок).
Главная цель формирования гуманности связана с перспективным направлением его деятельности, ориентированной на профессиональное самосовершенствование. Из анализа науч-
ТАРСКИЙ
Федеральные законы РФ. Постановления Правительства РФ. Нормативные акты министерств и ведомств РФ
Государственный заказ РС (Я)
Цель: формирование гуманности спасателей в процессе физической подготовки, имеющая в структуре следующие компоненты: мотивационный, ценностный, когнитивный, рефлексивный, эмоционально-оценочный в
1
Этапы
I
1) формирование гуманных качеств спасателей;
2) определение особенностей гуманистической направленности спасателей;_
3) анализ личностной направленности спасателей: мотивы, цели установки_
ПОИ
О
Оценочно-результативный критериальный аппарат оценки уровня
сформированности гуманности спасателей в процессе физической подготовки
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Процессуально - содержательный
Физическая подготовка, теоретические знания и умения; методы педагогического взаимодействия, средства, приемы^раз. личные формы организации процесса. Определение личностной гуманной направленности спасателей; методы саморегуляции в чрезвычайных ситуациях, организация деятельности и поведения-спасателей в специально созданных условиях, физические упражнения, соответствующие условиям республики
Блок педагогических условий
1) совершенствование содержания работы по формированию гуманности-ецарател се физической подготовки; 2) включение спасателей в активную деятельность по разработке/и-реализации пр< нистического характера; 3) организация внутренней подготовки преподавателей, способных эффективна к временных требований решать задачи формирования гуманности у спасателей | ей в процес-эектов гума-а уровне со-
>
Теоретико- методологический блок
ПОДХОДЫ
деятельностный; личностный; гуманно-личностный; интегративный
ПРИНЦ
целостности;
личностного целеполагания; гуманистической направленности; дополнительности; интегративности; системности; ситуативности
Структурно-функциональная модель формирования гуманности спасателей в процессе физической подготовки
ных подходов [6,7] видно, что в процессе обучения наиболее эффективно развиваются моти-вационная, ценностная, эмоционально-оценочная сферы гуманности спасателей. Результаты данных научных позиций мы использовали в структуре разрабатываемой модели формирования гуманности спасателей в процессе физической подготовки.
С целью предупреждения и преодоления сложных ситуаций необходимо разработать структурно-функциональную модель формирования гуманности спасателей в процессе физической подготовки, построенную на принципах гуманизации её содержания. Основополагающим принципом организации и построения физической подготовки является гуманный подход в обучении спасателей, предусматривающий создание гуманной личностно-ориентирован-ной образовательной среды.
В исследовании обосновано использование структурно-функциональной модели процесса формирования гуманности спасателей, включающей в себя блоки, функциональное взаимодействие которых обеспечивает ее эффективность и целостность. К их числу нами отнесены:
- нормативный, включает концепции, стандарты обучения, программы, определяющие основные цели и подходы к формированию гуманности спасателей в процессе физической подготовки;
- целевой, представляет собой требования к конечному состоянию сформированности гуманности спасателей, определяемые как социальными, так и их личностными потребностями;
- теоретико-методологический, обоснует научные подходы, принципы, теории, концепции, определяющие организацию процесса формирования гуманности спасателей в процессе физической подготовки;
- педагогические условия эффективного формирования гуманности спасателей в процессе физической подготовки, входящие в состав модели и обеспечивающие эффективность ее функционирования: обогащение содержания работы по формированию гуманности спасателей в процессе физической подготовки в соответствии с ее структурными компонентами; включение спасателей в деятельность по разработке и реализации проектов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организация системы физической подготовки спасателей, способных эффективно решать задачи спасательной работы.
Нами отмечалось выше, что процесс формирования гуманности спасателей предполагает следующие компоненты: мотивационный - мо-
тивы (цели деятельности, намерения), установки (предпочтительные виды спасательной деятельности и особенности их осуществления, интересы); ценностный - ценности гуманности (стабильность, взаимопомощь, сплоченность, героизм, справедливость, сознание, доброжелательность); когнитивный - знания о гуманности и гуманистической направленности профессиональной деятельности, об особенностях гуманных отношений и возможностях организации и осуществления спасательской деятельности, имеющей гуманный характер, умение выработки собственной жизненной позиции в чрезвычайных ситуациях; эмоционально-оценочный: наличие критериев оценки различных чрезвычайных явлений с позиций их соответствия признакам гуманизма, сформированных эмоциональных реакций.
Гуманность спасателей развивалась на основе анализа ими особенностей мотиваций испытуемых с использованием тестовых методик диагностики. Развитие данного компонента предполагало переход к потребностям более высокого уровня, связанным с самореализацией, успешностью в профессиональной деятельности при ведущей роли мотивов гуманистической направленности.
В развитии ценностного компонента гуманности ведущую роль имеют гуманные ценности. В качестве средства развития данного компонента широко использовалось выявление гуманных ценностей в процессе анализа чрезвычайных ситуаций, дискуссии о приоритете гуманных ценностей.
Развитие когнитивного компонента гуманно -сти проходило на основе изучения и включения в практическую деятельность спасателей, предполагающую получение знаний о сущности гуманности личности спасателя; о закономерностях, принципах и путях развития гуманности; об особенностях гуманной деятельности в рамках выбранного направления; о представлениях признаков гуманного поведения.
Для развития когнитивного компонента применялись такие формы обучения как: лекции, практические занятия, направленные на углубленное изучение отдельных аспектов гуманности личности.
Эмоционально-оценочный компонент гуманности спасателей предполагал сформирован-ность эталонов оценки, а также оценочной деятельности чрезвычайных ситуаций, которые развивались на основе выделения признаков гуманности в различных сложных явлениях, анализа понятий, ценностей, идеалов, морально-нравственных норм и принципов. Оценочная деятельность развивалась в процессе чрезвы-
КОРЯКИНА
чайных ситуаций с позиций проявления гуманности. Эмоциональная сфера спасателей развивалась в следующих направлениях: осознание собственных эмоциональных состояний в чрезвычайных ситуациях; умение управлять эмоциями пострадавших; способность эмпатийного включения в переживания других людей в условиях спасательной работы.
Таким образом, разработанная нами структурно-функциональная модель формирования гуманности спасателей в процессе физической подготовки позволяет обеспечить благоприятные условия для развития личности спасателя, гуманности отношений, признания ценности человека как личности и индивидуальности и способствует формированию гуманности спасателя. Учебно-тренировочная работа должна быть направлена не только на достижение высоких результатов спасательной работы, но и на формирование у спасателей качеств гуманности (целеустремленности, ответственности, самостоятельности, доброты, милосердия), необходимых в процессе спасения людей.
Литература
1. Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования: Рос.-Амер. семинар по проблемам обра-
зования, 25-27 мая 1993 г., Екатеринбург / Урал. гос. пед. ин-т ; сост. : Б.А. Сутырин, В.Д. Жаворонков, Г.П. Сикорская [и др.]. - Екатеринбург, 1993. - 25 с.
2. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование. -М., 2001. - С.10.
3. Осипов А.В. Программа психологической помощи сотрудникам пожарно-спасательных формирований МЧС России по РСО-Алания. Сев.-Осет. гос. пед. ин-т. - Владикавказ, 2007. - 164 с.
4. Осипов А.В. Физические упражнения как связующее звено между телом и психикой человека // Вопросы педагогики, психологии и социологии: межвузовский сборник научных трудов /Под ред. докт. пед. наук, проф. Е.Е. Хатаева; СОГУ. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008. - С. 180-183.
5. Данилюк А.Я. Теоретико-методические основы интеграции в образовании. - Ростов-на-Дону, 2003.
6. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студентов педвузов и слушателей ИПК / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - М.;Ростов-на-Дону, 1999. - 560 с.
7. Борзенко И.М. Основы современного гуманизма / И.М. Борзенко, В. Л. Кувакина, А. А. Кудишина. -М., 2002.
Поступила в редакцию 10.07.2012
УДК 372.881.111.1
Диалог культур как основание поликультурного подхода к образованию
А.А. Корякина
Анализируется проблема основания поликультурного подхода к образованию. Диалог культур рассматривается как основа концепции поликультурного подхода. Уточняется понятие «поликультурный подход к образованию». Под поликультурным подходом к образованию понимается образовательный подход, направленный на нахождение верного соотношения между этнокультурным многообразием и социальными связями, на сохранение и развитие многообразия этнокультурных реалий с целью прогрессивного развития личности в поликультурном социуме.
Ключевые слова: культура, диалог культур, поликультурный подход к образованию.
The article is devoted to a problem of the basis of the multi-cultural approach to education. Dialogue of cultures is considered as a basis of the concept of multi-cultural approach. The concept «multi-cultural approach to education» is clarified. Multi-cultural approach to education is understood as an educational approach aimed at right correlation between ethno-cultural variety and social ties, at preservation and development of diversity of ethno-cultural realities for progressive development of a person in a multicultural society.
Key words: culture, dialogue of cultures, multi-cultural approach to education.
Актуальность выбранной темы обусловлена нарастающими изменениями в характере образования. Происходящие в странах Европы и на
КОРЯКИНА Анжелина Анатольевна - к.филос.н., доцент каф. ИЗФиР СВФУ, [email protected].
территории СНГ процессы интеграции и дифференциации ставят перед современной педагогической наукой и практикой сложные задачи создания условий для подготовки новых поколений к жизни в открытом поликультурном обществе, к сотрудничеству и взаимодействию. В научной литературе указывается на