Научная статья на тему 'Педагогическое обоснование оптимизации физических нагрузок профессиональных футболистов в условиях акклиматизации спортсменов на выездных учебно-тренировочных сборах'

Педагогическое обоснование оптимизации физических нагрузок профессиональных футболистов в условиях акклиматизации спортсменов на выездных учебно-тренировочных сборах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
253
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ ФУТБОЛИСТОВ / НАПРЯЖЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ / АККЛИМАТИЗАЦИЯ ФУТБОЛИСТОВ / ДОЗИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хашем Ю. Хассан

В условиях выездных учебно-тренировочных сборов, особенно при значительных отличиях природно-климатических условий, организм спортсменов испытывает значительные физиологические нагрузки, что может быть причиной дезадаптации и негативного воздействия на здоровье и результаты спортсменов. У обычных людей, при резкой смене природно-климатических условий организм реагирует реакциями, носящими приспособительный характер. Сдвиги физиологических механизмов носят адаптационный характер и способствуют развитию процессов саморегуляции. Однако специфика деятельности спортсменов, при которой организм постоянно находится в экстремальных условиях, способствует тому, что под воздействием климатических факторов существует риск нарушения нормальных процессов адаптации и физиологические реакции переходят в разряд предпатологических и патологических, предопределяя начало болезни. В связи с этим необходимо педагогическое обоснование оптимизации физических нагрузок профессиональных футболистов в условиях акклиматизации на выездных учебно-тренировочных сборах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хашем Ю. Хассан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обоснование оптимизации физических нагрузок профессиональных футболистов в условиях акклиматизации спортсменов на выездных учебно-тренировочных сборах»

УДК 77.29.61

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ АККЛИМАТИЗАЦИИ СПОРТСМЕНОВ НА ВЫЕЗДНЫХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРАХ

Хашем Ю. Хассан - докторант

Кубанский государственный университет физической культуры,

спортаитуризма г. Краснодар

PEDAGOGICAL ARGUMENTATION OF PHYSICAL LOAD OPTIMIZATION OF PROFESSIONAL FOOTBALLERS IN TERMS OF ACCLIMATIZATION IN AWAY TRAINING CAMPS

Khashem Y. Khassan

doctoral student Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism

Krasnodar

e-mail: hashimyassr965@yahoo. com

Ключевыеслова. Физические нагрузки футболистов; напряжение функциональных систем организма спортсменов; акклиматизация футболистов; дозирование физических нагрузок.

Аннотация.В условиях выездных учебно-тренировочных сборов, особенно при значительных отличиях природно-климатических условий, организм спортсменов испытывает значительные физиологические нагрузки, что может быть причиной дезадаптации и негативного воздействия на здоровье и результаты спортсменов. У обычных людей, при резкой смене природно-климатических условий организм реагирует реакциями, носящими приспособительный характер. Сдвиги физиологических механизмов носят адаптационный характер и способствуют развитию процессов саморегуляции. Однако специфика деятельности спортсменов, при которой организм постоянно находится в экстремальных условиях, способствует тому, что под воздействием климатических факторов существует риск нарушения нормальных процессов адаптации и физиологические реакции переходят в разряд предпатологических и патологических, предопределяя начало болезни. В связи с этим необходимо педагогическое обоснование оптимизации физических нагрузок профессиональных футболистов в условиях акклиматизации на выездных учебно-тренировочных сборах.

Keywords: physical load of football players; intensification of organism functional systems of athletes;footballers 'acclimatization; dosing of physical load.

Annotation.In away training camps, especially when the difference between the climatic conditions is significant the athlete experiences significant physiological stress,which may be the

cause of dysadaptation and negative impacts on health and the results of athletes.In case of quick changes of climatic conditions the organism of ordinary people has adaptive reactions. Changes in physiological mechanisms are adaptive in nature and provide the development of self-control processes. However, the specifics of the athletes' activity, in which the body is constantly under extreme condition contribute to the fact that due to the climatic factors, there is a risk of adaptation disfunction and physiological reactions become prepathological and pathological predetermining the onset of disease. In this case, pedagogical justification ofprofessional footballers' physical load optimization is necessary in terms of acclimatization in away training camps.

Актуальность.Специфика тренировочных циклов профессиональных спортсменов заключается в том, что в годичном цикле им приходится менять тренировочные базы и часто перемещаться в различные природно-климатические пояса. При этом при резкой смене климатических условий все функциональные системы организма могут испытывать напряжение и могут наблюдаться работы мозга, сердца, периферической нервной системы, обмена веществ. Особенно остро эти реакции проявляются в начале акклиматизации и могут приобретать острый клинический характер. При этом специфика нарушений определяется местом пребывания спортсмена [2, 3]. Физико-географическая среда действует на организм человека всей совокупностью сложных сочетаний метеорологических факторов, их непрерывной динамикой, изменениями погоды. Так, в частности, в условиях холодного климата у игроков развивается комплекс нарушений высшей нервной деятельности, функции дыхания, кровообращения. Развитие этих симптомов обусловлено переохлаждением организма, дефицитом ультрафиолетового излучения, а также влиянием магнитных бурь, характерных для высоких широт (В.П. Казначеева). В жарких климатических поясах, характеризующихся высокой влажностью, где высокая температура воздуха и предельно высокая относительная влажность достигает 80 %, перегревание тела может вызвать тепловой удар и водно-солевое изнурение.

Климат горных местностей отличается пониженным атмосферным давлением, высокой инсоляцией, повышенной ионизацией. Уменьшение парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе вызывает гипервентиляцию лёгких и возрастание минутного объёма сердца; раздражение кроветворного аппарата приводит к увеличению числа эритроцитов и содержания гемоглобина в крови [1] .

Цель исследования: обоснование научных подходов к оптимизации учебно-тренировочного процесса спортсменов в условиях выездных учебно-тренировочных сборов.

Задачи исследований:

1. Изучить методологическую основу по теме исследования.

2. Разработать алгоритм оптимизации учебно-тренировочного процесса футболистов в условиях выездных учебно-тренировочных сборов.

3. Определить оптимальные методы тренировки, направленные на развитие определенных двигательных качеств в соответствии с величиной нагрузки.

4. В соответствии с разработанными алгоритмами и методами провести педагогический эксперимент для подтверждения их эффективности.

Обсуждение результатов исследования.Нами был разработан алгоритм оптимизации учебно-тренировочного процесса футболистов в условиях выездных учебно-тренировочных сборов.

Оптимизация учебно-тренировочного процесса осуществлялась путем избирательного воздействия в зонах относительной мощности на каждом этапе подготовки (рис. 1).

На каждом этапе подготовки мы делали акцент на поддержание специфических качеств. Наподготовительном этапе - на развитие общей и специальной выносливости, при этом преимущество отдавалось максимальной аэробной производительности, характеризующей работу на выносливость.

На основном этапе преимущество имела нагрузка аэробно-анаэробной направленности, способствующая развитию общей и специальной выносливости. На соревновательном этапе преимущество имела нагрузка, способствующая развитию скоростной выносливости и скорости.

Л

ч о

Л

н К о

и «

к и о

(U

К и О

са

«

(U

с

Исходное функциональное состояние футболиста

Тренировочная нагрузка

Специальные физические упражнения_

Педагогические средства восстановления

Подготовительный (Нагрузка, направленная на

Основной (Нагрузка, направленная на аэробно-анаэробную

Оптимизация методов тренировки

С ар евнавательный (Нагрузка, направленная на анаэрабна-лактатную ельнасть)

(J т

РЭ

Я

Е п

о й ч

о т

о со я

К

Рис. 1. Алгоритм оптимизации учебно-тренировочного процесса футболистов в условиях

выездных учебно-тренировочных сборов

На каждом этапе тренировки с учетом целей нами были определены оптимальные методы тренировки, направленные на развитие определенных двигательных качеств в соответствии с величиной нагрузки. В аэробно-компенсаторной зоне при низкой величине нагрузки оптимальным является непрерывный метод тренировки; в аэробной зоне при средней величине нагрузки в зависимости от поставленных задач - однократный, равномерный и повторный;в смешанной аэробно-анаэробной зоне при большой величине нагрузки - однократный, равномерный, переменный, интервальный;в анаэробно-лактатной зоне при высокой величине нагрузки и в зависимости от поставленных задач - повторно-интервальный и соревновательный;в анаэробно-алактатной зоне при максимальной величине нагрузки - однократный, максимальный, повторный.

Такая последовательность дозирования нагрузки позволила оптимизировать тренировочный процесс и способствовала повышению адаптивных возможностей организма футболистов.

Для подтверждения эффективности разработанного нами алгоритма были созданы две группы футболистов: контрольная и экспериментальная. Во всех группах игроки были схожи как по уровню физической подготовленности, так и по количественному составу. Формирование групп осуществлялось на основе результатов врачебного контроля и педагогического тестирования.

Результаты педагогического тестирования и динамика их изменений в ходе учебно-тренировочного процесса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Оценка уровня физической подготовленности

Контрольные, В начале УТС В канце УТС

педагогические тесты

Экспериментальная группа М ± т, р<0,05 Контрольная группа М ± т, р<0,05

Бег 800 м, мин 2,22±0,32 2,29±0,39

Бег 30 м, с 4, 8±0,25 5,1±0,25

Приседание (количество раз) 20 ± 0,15 18 ± 1,19

К окончанию учебно-тренировочных сборов в обеих группах произошло улучшение результатов, но уровень прироста оказался неодинаковым. В экспериментальной группе в беговых упражнениях и в упражнении «приседание с партнёром» уровень приростарезультатов был максимальным, что указывало на приобретение спортсменами хорошей общей и скоростно-силовой выносливости. Надёжность теста подтверждена достаточной корреляционной зависимостью (г = 0,86, при p< 0,05) с уровнем специальной выносливости. Результаты тестирования позволили выявить индивидуальный уровень специальной выносливости. В дальнейшем тест служил не только в качестве контроля над развитием специфических качеств, но одновременно и в качестве средством тренировочной нагрузки анаэробного характера. К концу сбора преимущество в экспериментальной группе было очевидным, что подтверждалось не только тестами, но и результатами матчей.

Выводы:

1. На предварительных этапах исследования было выявлено, что при смене климатических условий ухудшается физическое состояние игроков команды, что приводит к снижению спортивных результатов.Для решения данной проблемы были проведены исследования с целью оптимизации учебно-тренировочного процесса в условиях выездных учебно-тренировочных сборов.

2. В ходе исследований разработан алгоритм оптимизации учебно-тренировочного процесса футболистов в условиях выездных учебно-тренировочных сборов с учетом избирательности воздействия на организм спорсменов на различных этапах тренировки.

3. Были определены оптимальные методы тренировки, направленные на развитие определенных двигательных качеств в соответствии с величиной нагрузки и последовательностью ее дозирования.

4. Для подтверждения эффективности разработанного нами алгоритма и методов тренировки была проведена опытно-экспериментальная работа, результаты которой показали, что к окончанию учебно-тренировочных сборов в обеих группах произошло улучшение результатов, но уровень прироста положительной динамики был более высоким в экспериментальной группе.

Литература

1. Гакаме, Р. З. Функциональное состояние и физическое развитие футболистов 9-22 лет :дисс. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / Р.З. Гакаме. - Краснодар, 1995. - 124 с.

2. Казначеев, В.П. Адаптация человека (социальный и медико-биологический аспект). -Новосибирск, 1980. - С. 5-17.

3. Казначеев В.П. Некоторые медико-биологические вопросы адаптации человека. / В.П. Казначеев, В.П. Лозовой //Медико-биологические проблемы адаптации населения в условиях Крайнего Севера. - Новосибирск, 1974. - C.3-13.

4. Московенко, О. Н. Оптимизация физических нагрузок на основе индивидуальной диагностики адаптивного состояния у занимающихся физической культурой и спортом (с применением компьютерных технологий) : автореф ... .д-ра пед. наук. - Москва, 2008. - 30 с.

5. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии / А. А. Налчаджан. - Ереван: Наука, 1988. - 246 с.

6. Солопов, И.Н. Функциональная подготовка в спорте / И.Н. Солопов, А.И. Шамардин,А.А. Шамардин// Современные проблемы в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни. -Волгоград: Перемена, 2004. - С. 185-194.

7. Шамардин, А. А. Проблема оптимизации восстановительных процессов при спортивной деятельности / А.А. Шамардин, В.В. Чёмов, И.Н. Солопов, А.И. Шамардин// Вопросы функциональной подготовки в спорте и физическом воспитании. - Волгоград, 2008. - С. 100-120.

8. Шестаков, М.П. Динамика показателей физической и технической подготовленности как основа управления тренировочным процессом в годичном цикле прыгунов в длину: автореф. дис. . канд. пед. наук / М.П. Шестаков. - Омск, 1997. - 25 с.

Bibliography

1. GakameRaufZaurovich. Functional state and physical development of football players of 9-22 years old: the dissertation of the candidate of biological sciences: 03.00.13 Krasnodar, 1995. - 124 p.

2. Kaznacheev V.P. Human adaptation (social, medical and biological aspects). - Novosibirsk, 1980. - P. 5-17

3. Kaznacheev V.P. , Lozovoy V.P. Some biomedical issues of human adaptation. / Medical-biological problems of adaptation of the population in the Far North. Novosibirsk, 1974, P.3-13.

4. Moskovenko O. N. Optimization of physical load based on individual diagnosis of the adaptive state of those who go in for sports (using computer technologies) abstract of the dissertation of the doctor of pedagogics. - Moscow, 2008. - 30 p.

5. Nalchadzhyan A.A. Social and psychological adaptation of personality: forms, mechanisms and strategies. -Yerevan: Nauka, 1988. - 246 p.

6. Solopov I.N., Shamardin A.I., Shamardin A.A. Functional training in sports / / Modern problems of physical culture, sport and healthy way of life. - Volgograd: Peremena, 2004. - P. 185-194

7. Shamardin A.A., Chemov V.V., Solopov I.N., Shamardin A.I. The problem of the recovery processes optimization in sports / / Problems of functional training in sport and physical education. - Volgograd, 2008. - P 100120.

8. Shestakov, M.P. Dynamics of indicators of physical and technical training as the base for training process management in the annual cycle of long jumper: abstract of the dissertation of the candidater of pedagogics./ M.P. Shestakov. Omsk, 1997. - 25 p.

Статья поступила в редакцию: 18.04.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.