Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение развития основ проективной культуры младших школьников'

Педагогическое обеспечение развития основ проективной культуры младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРА ПРОЕКТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ЖИЗНЕННО ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ / ЗАНЯТИЯ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВОМ / КРИТЕРИИ ПРОЕКТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ПОЛИСРЕДОВЫЙ УРОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева И. П.

Педагогическое обеспечение процесса развития проективной культуры младших школьников включает средства интеграции урочной и внеучебной деятельности на полисредовом уроке и занятиях жизнетворчеством. Автор рассматривает полисредовый урок как совокупность педагогических микросред, которые благодаря комплексу профессиональных действий учителя предполагают эмоционально-разви­вающее, коммуникативно-развивающее, деятельностно-развивающее направления влияния на школьника. Автор приводит пример плана урока развития проективной культуры учащихся на материале матема­тики (в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение развития основ проективной культуры младших школьников»

экономики, нестабильности и кризиса будет возрастать. Актуальным становится переход на творческий режим деятельности, творческий подход к выполняемой работе. Известно, что почти на любом рабочем месте возникает необходимость преодоления трудностей при решении различных задач: организационных, исследовательских, научно-технических и др., где приходится принимать важные решения в экстремальных ситуациях, искать пути оптимального решения проблем. Это предполагает оперативность, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, неординарность личности, то есть - творческий подход к делу.

Таким образом, все перечисленное выше дает основание рассматривать готовность к творческой деятельности как один из критериев пригодности к профессии, предъявляющей повышенные требования к личности в условиях рыночной экономики. Ясно, что без творческой направленности человек не сможет добиться успехов в какой либо сфере деятельности, а также выдержать конкуренцию на рынке труда как вновь появившихся, так и старых профессий.

Задача педагогов дополнительного образования - развивать творческий потенциал детей с ранних лет через приобщение их к миру искусства как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулированию его развития.

Список литературы:

1. Роль педагога дополнительного образования в социализации детей и подростков. - М., 2009.

2. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. - М., 2007.

3. Современные подходы в преподавании музыки в школе № 53. - М., 2004.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОСНОВ ПРОЕКТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Пономарева И.П.*

Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Ростов-на-Дону

Педагогическое обеспечение процесса развития проективной культуры младших школьников включает средства интеграции урочной и внеучебной деятельности на полисредовом уроке и занятиях жизне-

* Методист кафедры Начального образования.

творчеством. Автор рассматривает полисредовый урок как совокупность педагогических микросред, которые благодаря комплексу профессиональных действий учителя предполагают эмоционально-развивающее, коммуникативно-развивающее, деятельностно-развивающее направления влияния на школьника. Автор приводит пример плана урока развития проективной культуры учащихся на материале математики (в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова).

Ключевые слова: проективное образование, структура проективной культуры; жизненно значимый проект; занятия жизнетворчеством; критерии проективной культуры; полисредовый урок.

Ситуация, сложившаяся в системе российского начального образования, характеризуется поиском новых путей его развития. Основой образовательного процесса становится выработка и реализация личностного проекта, имеющего жизненный смысл для обучающегося и оказывающего мощное мотивирующее влияние на процесс образования. «Образование - это изменение взгляда человека на мир, его отношения к вещам и другим людям, это изменение самого человека и воспринимаемого им мира. Понимание мира становится выражением сущности человека, ибо в том, как человек воспринимает и понимает мир, и проявляется его сущность» [1, с. 12].

Такое понимание образования человека возможно в том случае, если субъектом образования становится сам человек. Ильин Л.Г. делает вывод, что ученик не только «образовывается», т.е. получает образование, но и сам образует мир - создает свое понимание, свое видение мира и свое место, свой путь в этом мире.

Специфику современной культуры составляет ее преобразующее, творчески-конструктивное отношение к миру. Особенность современного этапа проективной культуры определяется изменением характера этого отношения - стремление к превосходству над природой сменяется стремлением к соответствию природе: культура покорения природы сменяется природосо-образной культурой. Кравцов А.О. исследуя феномен проектной культуры отмечает, что освоение ее позволяет устранить феномен, который мы называется «информационным дисбалансом образования». «Он состоит в том, что учащиеся в основном познают мир через тексты, содержащие чужие свидетельства о мире и заполненные значениями терминов, не переходящими подчас в личностные смыслы обучаемых. Личность же формируется и развивается в деятельности и общении, условия для которых и создает проектная деятельность; проектная культура является сущностным компонентом жизнедеятельности любого человека, присутствует во всех сферах его деятельности» [4, с. 327].

Концепция проективного образования применительно к младшему школьному возрасту может рассматриваться на уровне квазиисследовательской и проективной деятельности учащихся, направленной на формирова-

ние основ проективной культуры. В соответствии с данной концепцией со-размерима такая цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, что является приоритетным направлением новых образовательных стандартов начального общего образования. В Федеральных Государственных стандартах начального общего образования отмечается, что результатами освоения основной образовательной программы начального образования выступают личностные, метапредметные и предметные результаты. Метапредметные - формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться [7, с. 3].

В связи с актуальностью решения проблемы связанной с формированием проективной культуры младших школьников, целью настоящей статьи выступает представление опытно-экспериментальной работы по педагогическому обеспечению процесса развития проективной культуры средствами интеграции урочной и внеучебной деятельности младших школьников.

Исследование вопроса структуры данного явления относительно студентов показывает, что она включает следующие компоненты: когниктив-ный аспект представлен в проектной компетентности студента, эмоционально-ценностный аспект отражается в эстетическом отношении студента к среде жизнедеятельности, творческий аспект - проявляется в процессе проектирования данной среды и отдельных ее частей. Оценки уровня сформированное™ основ проектной культуры осуществлялись по критериям, которые отражают характеристику компонентов проектной культуры студента, а именно: интеллектуальный, социально-целевой, нравственно-оценочный, деятельностно-волевой [5, с. 92]. Разработанные критерии мы использовали в описании опытно-экспериментальной работы.

Во внеучебной деятельности учащихся экспериментального класса изучают авторский курс «Жизнетворчество» профессора В.Н. Коновальчук, специфика которого состоит в том, что в нём представлен целостный образ творческого становления личности как субъекта собственной жизни и созидания мира, его проектирование, преобразование и конструирование доступными младшему школьнику средствами. Основополагающим в построении содержания интегрированного курса «Жизнетворчество» выступает развивающий эффект вариативного развивающего начального образования, заключающийся в самоорганизации личностной системы, реализуемой в самоутверждении и самореализации, в раскрытии творческого потенциала в деятельности, имеющей креативную направленность. Он представляет собой объединение в единое целое содержания образовательных областей начального обучения, включенных как в учебную, так и внеурочную деятельность младших школьников. Дети постигают способы деятельности человека и взаимоотношения с приро-

дой, социальной средой через усвоение определённого круга проблем теоретического и практического жизнетворчества [2, с. 6].

На занятиях жизнетворчеством учащиеся [3] включены в ситуации творческого практического проектирования. Мы усилили этот компонент занятий проективной деятельностью учащихся. Такую систему работы мы выстраиваем, последовательно направляя её на развитие проективной культуры. Мы включаем детей в коллективную рефлексию, направленную на понимание и выявление смыслов произошедших событий, явлений, поступков и оценивания своей роли в них на материале учебных предметов. На занятиях жизнетворчеством разворачивается процесс самоанализа и осмысления личностью собственных внутренних состояний и действий в конкретной ситуации межличностного взаимодействия, ведущей к самопознанию, самореализации. Развитие рефлексии нравственного поведения осуществляется посредством обучения ребёнка приёмам самоанализа поведения с позиций его соответствия нравственным ценностям, что позволяет учащимся строить жизненно значимые проекты. Эта работа осуществляется по условно названным школам самостановления: «Я творю себя», «Я творю отношения», «Я творю окружающий мир», «Я творю свою жизнь». Занятие в школе самостановления «Я творю себя», направлено на развитие устойчивой системы представлений индивида о самом себе, возникающая в ходе самопознания, сравнения себя с другими людьми, рефлексии, самооценки, самоотношения как внутреннего образа собственного Я, адекватность которого свидетельствует о развитии самосознания личности. Освоение данной «школы» дополнялось содержанием интеллектуального критерия проектной (проективной) культуры, знанием особенностей своей личности, проектных методов, умением пользоваться ими в процессе проектной деятельности. В результате учащиеся могли выбрать и выполнить свой жизненно значимый проект. Например, проект «Как мне научиться преодолевать трудности?» построен на технологии проблемного и развивающего обучения. Из идеи, цели и задач проекта ученики выстраивают гипотезу: если узнать свои достоинства и научиться работать с недостатками, то некоторые трудности исчезнут, а другие будут легко преодолимы. Далее верификация осуществляется через описание работы и способы работы с трудностями.

Социально-целевой критерий проективной культуры соответствует содержанию школы самостановления «Я творю отношения», направленный на осознание детьми ценности нравственных понятий - дружбы, взаимопонимания, доброжелательности; необходимости соблюдения норм поведения в обществе, способов такого поведения. В школе «Я творю свою жизнь» учащиеся включаются в «творение» собственной жизни в различных видах искусства. В результате освоения данной школы дети проявляют увлеченность различными видами искусства и творчества, высокий уровень комму-

никативных и информационных умений; вовлеченность в творческую, проективную деятельность, проявляют инициативу, коммуникативные умения.

Нравственно-оценочный и деятельностно-волевой критерии проективной культуры проникает во все школы самостановления, так как технология жизнетворчества направлена: на развитие способности учащихся к самореализации, целеустремленности, ответственности; на сформированность ценностных ориентаций и норм поведения; положительное отношение к окружающим, обучению, проектной деятельности; способность осуществлять рефлексию своей деятельности.

Карта жизнетворческого развития младшего школьника, показывает, как происходит процесс освоения детьми «школ самостановления» по показателям, соответствующим каждой «школе» [8]. Заполняется карта ребёнком, учителем и родителями. Технологические правила использования такой диагностической программы следующие: перед заполнением ставится дата, в каждой графе учитель и родители делают пометку, если считают, что данное качество характеризует ребёнка. Совпадение оценок определяет задачи самовоспитания, которые взрослые ставят перед ребёнком. В течение каждого полугодия учитель и родители работают по коррекции и развитию качеств личности, намечают индивидуальные меры взаимодействия.

Развитию и получению достоверных данных по актуальной задаче жиз-нетворческого развития младшего школьника способствует выявление учителем особенности поведения детей на тех занятиях жизнетворчеством, на которых эти качества ярко проявляются. Актуальная задача жизнетворче-ского развития личности младшего школьника в нашем исследовании определяется на основе совпадения целей развития ребёнка по данным самооценок детей, оценок родителей и учителя по карте жизнетворческого развития и определяет ведущую идею жизненно значимого проекта.

На уроке математики технология развития проективной культуры учащихся усложняется. Для этого в нашем исследовании уместно было использовать разработанный Т.Н. Чумаковой такой тип урока в начальной школе как полисредовый урок, имеющий большие потенциальные возможности для развития проективной культуры младших школьников. Полисредовый урок представляет собой форму взаимосвязей трёх специально организованных педагогических микросред: ценностно-содействующей, деятельно-стно-направляющей, рефлексивно-позиционной, функционально предшествующих уроку, непосредственно сопровождающих его, выступающих последействием урока и стимулирующих её [8].

Системная диагностическая работа предшествует проведению урока и проводится в последействии урока, включая сбор и анализ данных на каждого ученика экспериментального класса. Эти данные дают учителю возможность не только осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения, соотносить учебные возможности детей и выбор сложности учеб-

ного задания, но и выявить актуальную задачу жизнетворческого развития для каждого ребёнка, осуществление которой способствует реализации жизненных проектов младших школьников.

Приведём пример этапов и плана урока проводимого в экспериментальном 4-м классе «А».

Тема: Развитие проективной культуры учащихся на материале математики (в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)

Цель: создание условий для формирования проективной культуры учащихся.

Задачи:

- обучающие: перевод информации в новое знание для получения нового умения и отработки умения по изученным темам в курсе математики 4 класса;

- развивающие: развитие проективных умений, познавательных процессов и основ теоретического мышления (классификации, дифференциации, обобщения, анализа, синтеза); формирование компонентов учебной деятельности (учебно-познавательного интереса, целе-полагания, самостоятельности учебных действий, действий контроля и оценки);

- воспитывающие: решение актуальной задачи жизнетворческого развития, развитие нравственных умений и основ нравственного поведения.

Методы работы: квазиисследовательский, поисковый, репродуктивный.

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

Виды работы: фронтальная, самостоятельная.

Средства:

- жизнетворческие: распределение ролей в групповой деятельности, содержание творческих заданий;

- предметные: отработка изученного материала, решение частных предметных задач и решение широких познавательных (на нахождение нового способа) задач.

Техническая поддержка:

- раздаточный материал для работы групп;

- оценочные листы по количеству учащихся;

- заготовки формата А-3 для презентации работы группы.

План организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Предварительная работа.

Все учащиеся класса поделены учителем на группы, в каждую из которых входят учащиеся разного уровня развития общеучебных умений.

Основная работа.

1. Сообщение цели работы на уроке (2 минуты).

2. Размещение по группам, предоставление заданий и инструктаж учащихся по их выполнению (5 минут).

3. Самостоятельная работа учащихся в группах (12 минут).

4. Оформление работы группы и подготовка к выступлению (6 минут).

5. Выступления групп по заданию (каждой группе по 3 минуты, т.е. 15 минут). Оценка работы членов группы, заполнение оценочных листов во время выступления.

6. Заполнение листа рефлексии (3 минуты).

7. Подведение итогов, обмен мнениями (2 минуты).

Подготовительный этап полисредового урока включает диагностическую

и проективную части. Проведение диагностики включает разносторонний сбор данных с последующим его анализом. Изучение уровня развития индивидуальных особенностей учащихся: (предоставленные психологом школы) мотивации, тревожности, уровень интеллектуального развития, ведущий вид памяти обнаружили уровневые различия. Востребованность полисредового урока мы объясняем и тем, что в данном 4 классе у 47,6 % учащихся низкий уровень мотивации и интеллектуального развития, у 33,3 % - высокий уровень тревожности. Уровень развития мыслительных действий учащихся показывает, что наибольшего внимания требует развитие, дифференциация информации и анализ синтез.

Например, в карте жизнетворческого развития Сергея Ю. эмоциональное состояние на уроках проявлялось в том, что мальчик чаще демонстрировал напряжение, иногда пассивность. Мы полагаем, что педагогической задачей в данной ситуации выступает создание условий для развития проективной культуры Сергея Ю., поэтому ребёнок, проектируя цели урока, выбрал такое задание, с которым он справится с интересом, и выбрал такую группу, в которой ему работать будет комфортно.

Такой анализ мы провели по каждому ученику экспериментального класса. В этом приложении мы отразили виды заданий, которые выступают подсказкой, помогающей учителю сформировать группы по содержанию предметного материала, выбранного учащимися. Мы планировали отрабатывать и закреплять главную задачу жизнетворческого развития для каждого ребёнка, способствующую целостному развитию личности, через самоопределение ребёнка в учебном материале. Наблюдения показали, что те предметные цели, которые учитель считал уже достигнутыми, дети решили рассмотреть для себя на другом (повышенном) уровне. Например, тему «Деление многозначного числа на однозначное» дети изучили давно, но решили вернуться к этой теме и осознать её на уровне абстрактных чисел. А развитие честности, ответственности (не заглядывать в тетрадь к соседу по парте за подсказкой) Сергей Ю. определил себе как «сверхзадачу». На уроке мы наблюдали, как повышалась мотивация Сергея Ю. в освоении коммуникативной

культуры. Ребёнок выступал у доски был полностью уверен в своих силах, также он с интересом презентовал собственные достижения. Такой принцип построения урока задаёт ориентиры, которые позволяют направить учителя для организации деятельности по решению актуальной задачи жизнетворче-ского развития. В данном случае в подготовке к уроку учитель планирует закрепить проявленную Сергеем Ю. активность, предложив ему самостоятельно определиться в выборе части задания для групповой работы.

Сводная таблица индивидуальных образовательных задач учащихся экспериментального класса содержит данные из карты жизнетворческого развития младшего школьника, которые отражают качества личности, требующие наибольшего внимания педагога и самого ученика. Обучающие задачи ставятся учителем на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Индивидуальные задачи формирования учебной деятельности, востребованные в данный период развития ученика, определены нами по результатам использования диагностической программы Г.В. Репкина, Е.В. Зайки уровней сформированности компонентов учебной деятельности в системе развивающего обучения [6].

Характеристики компонентов учебной деятельности: целеполагания, учебно-познавательного интереса, учебных действий, действия контроля, действия оценки - позволяют выявить тот компонент, на который необходимо обратить внимание в первую очередь. В сводной таблице индивидуальных образовательных задач учащихся мы показываем данные результатов наблюдений за учащимися экспериментального класса по показателям по карте жизнетворческого развития: эмоциональное состояние на уроке, стремление и желание изучать себя, анализ действий в различных отношениях с миром, коллективизм, трудолюбие, признаки способностей, гуманность. Выявленные востребованные для каждого ученика качества выступают индивидуальной целью последующих занятий жизнетворчеством. Определены образовательные задачи, включающие: компоненты теоретического мышления - рефлексию, обобщение, классификацию, дифференциацию; общеучебные умения с соответствии со структурой учебной деятельности: учебно-познавательный интерес, целеполагание, действие контроля, учебные действия; основы нравственного поведения, нравственный понятийный аппарат, нравственные умения.

Для работы на уроке мы предварительно опросили учащихся и выяснили, какой предметный материал по математике для них является трудным, а какой - лёгким, и в связи с этим над каким математическим содержанием они хотели бы поработать с учётом реализации их актуальной жизнетвор-ческой задачи. Все учащиеся были сориентированы, главным образом, на решение актуальной жизнетворческой задачи. Предметные задачи выступали средством познания детьми своих возможностей.

Задания, данные группам, были спланированы с учетом актуальной задачи жизнетворческого развития личности, это проявилось в способах дифференциации заданий, комплектования групп и распределения ролей внутри группы. Изменения в соотношении преподавания и учения свидетельствуют о росте познавательной активности и самостоятельности учащихся и, в свою очередь, содействуют их дальнейшему развитию.

Таким образом, педагогическое обеспечение процесса развития проективной культуры средствами интеграции урочной и внеучебной деятельности младших школьников осуществляется через создание условий для выбора ребёнком направления своего развития реализацию актуальной жизне-творческой задачи определяет ведущую идею жизненно значимого проекта, выбор учеником содержания и способа обучения. На основе критериального анализа определено, что проективная культура младшего школьника представляет собой интегративное качество, позволяющее быть субъектом учения и жизни, нести ответственность за выбранные способы поведения и деятельности.

Список литературы:

1. Ильин Г.Л. Теоретические основы проективного образования: авто-реф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1995. - 31 с.

2. Коновальчук В.Н. Программа курса Жизнетворчество (1-4 год обучения) / В.Н. Коновальчук. - изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ 2009. - 76 с.

3. Коновальчук В.Н. Жизнетворчество. 4 год обучения: учебное пособие. - Ростов н/Д: РГПУ 2007. - 23 с.

4. Кравцов А.О. Воспитание творческих установок как составляющая проектной культуры субъектов образовательного процесса // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium». Вып. 29. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. -С. 324-330.

5. Круглова О.С. Технология проектного обучения // Завуч. - 1999. - № 6. -С. 90-94.

6. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированное™ учебной деятельности / Г.В. Репкина, Е.В. Зайка. - Томск: Пеленг, 1993. - 61 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник образования России. - Январь, 2010. - № 2. -С. 45-73.

8. Чумакова Т.Н. Развивающее пространство урока как стимулирующий фактор, повышающий эффективность обучения, развития и воспитания младших школьников // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. -Ростов н/Д, 2008. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.