4. Mungala A.S. The traditional education in Africa Africaines». 1st edit., P.150.
and its core values. - Gent, 1982. - P. 511. 6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.
5. Niane Djibril Tamsir. Sundjata: an epicof old Педагогика. - М.: Академия, 2002. - 576 с. Mali. Paris. 1960. Publishing house «Presences
УДК 355; 378
Кульков Геннадий Викторович
кандидат педагогических наук Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА САМООБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВОЕННОМ ВУЗЕ
Главным достижением осуществляющейся модернизации образования в России является предоставление возможностей для самообразования. Анализ развития российского образования позволяет выделить тенденцию, связанную с её ориентацией на реальные нужды и запросы обучающихся, что является убедительным свидетельством жизнеспособности и притягательности одной из ведущих идей - идеи вариативности образования. В этой связи военная реформа на современном этапе потребовала пересмотра стратегий образования в высшей военной школе и обусловила новое понимание образовательной деятельности курсанта как процесса и результата собственной заботы и ответственности. Факт неизбежности образования на протяжении всей жизни как вызов времени актуализирует педагогическую проблему в военных вузах - организацию специальных условий самообразования курсантов.
Ключевые слова: обеспечение, педагогическое обеспечение, самообразование, самоорганизация, военный вуз, профессиональные ориентиры, самостоятельность.
Изменяющаяся социально-экономическая обстановка в России и мире, преобразование обществ, обусловливают необходимость подготовки специалиста высокого класса, который отличается профессиональной мобильностью, способностью к творческой самореализации, умением быстро пополнять и обновлять знания, обрабатывать нарастающий поток информации. В военном вузе закладывается база необходимых знаний для реализации профессиональной деятельности, которая в дальнейшем должна совершенствоваться, пополняться самостоятельно военными специалистами. В таких условиях формирование готовности к самообразованию в обучении становится особо актуальной при подготовке будущих офицеров, так как это позволит им самостоятельно компенсировать недостаточность знаний, необходимых для профессионального роста.
Поступательные реформы в системе высшего военного образования, предпринимаемые в рамках модернизации вооруженных сил России, характеризуются масштабностью и разноплановостью. Так, наряду с общим сокращением в структурах Вооруженных Сил России, сокращается и набор курсантов в высшие военные заведения. Если раньше на первый курс принималось около 15-17 тысяч молодых людей, то сегодня цифра не превышает 7,5 тысяч. Весьма показательно, что сокращение происходит на фоне деполитизации вооруженных сил, где упраздняются политработники и ставка делается на психологов, священников, комитеты солдатских матерей и общественные палаты [2].
Готовность к решению различного рода задач требует от курсанта наличия у него стремления к самосовершенствованию, проявлению самостоятельных действий в меняющейся обстановке, спо-
собности к систематическому самостоятельному освоению материалов обучения. Поэтому успех самообразования напрямую зависит от следующих факторов осознания курсантами необходимости приобретения дополнительных знаний: умения планировать и предусматривать последовательные шаги в поиске ответов на возникающие вопросы; умения осуществлять отбор из ранее усвоенных знаний, актуализировать их и соотносить с решаемой проблемой; желания найти ответы на возникшие вопросы, необходимости познания нового; создание условий для реализации потребности в самообразовании.
Военные вузы, согласно указанным тенденциям, корректируют стратегию подготовки курсантов и все более ориентируются на гражданский формат высшего образования. Совершенствуя учебно-воспитательный процесс и функционально сближаясь с гражданскими вузами и университетами, военные вузы в числе ключевых своих задач рассматривают реорганизацию казарменного распорядка жизнедеятельности курсантов. Курсантам предоставляется все больше возможностей для самоорганизации и самообразования. Но в силу инерции традиционного уклада подготовки курсантов в военном вузе, к должной самоорганизации, а соответственно, и к самообразованию, курсанты оказываются неготовыми.
Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. Самообразование - одно из средств самовоспитания» [3].
© Кульков Г.В., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
109
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Становится очевидным, что педагогическая система военного образования нуждается сегодня в таком педагогическом обеспечении, которое имело бы обслуживающее назначение и усиливало адаптивно-социальные функции процесса самообразования курсантов. Учитывая масштаб и специфику проблемы, логично предположить, что основной идеей такого обеспечения должно стать развитие индивидуально-личностного потенциала курсантов военных вузов как субъектов образовательной и социальной практики. Ссылаясь на современные исследования по вопросам военного образования (А.В. Белошицкий, В.Я. Булыгин и др.), указанную идею вполне можно рассматривать источником разрешения трудностей, вставших перед современным военным вузом.
Проектируя составляющие педагогического обеспечения процесса самообразования курсантов, важно понимать, что процесс образования курсантов определяется, прежде всего, их личностными целями, профессиональными ориентирами и перспективами. Не военный вуз, а сами курсанты задают содержание самообразования, его цели и методы. Вуз может только придать этому процессу более или менее организованный характер и добиться той или иной степени влияния процесса самообразования курсантов на их общее профессиональное развитие.
Особое внимание следует уделять специфическим характеристикам образовательной среды военного вуза. Это: дисциплинарный режим процесса образования; половая гомогенность учебных коллективов; строго утилитарный уклад материально-эстетического наполнения образовательной среды, вторичность и отческих целей образования перед целями профессиональной военной подготовки. Указанные характеристики подчеркивают обособленность курсантов военных вузов как группы, выделенной из общей массы студенчества, и усиливают необходимость обеспечения процесса их самообразования целостной системой методов, имеющих сервисное назначение [1; 4].
Технологическая сторона педагогического обеспечения процесса самообразования курсантов должна предполагать единство двух аспектов технологии: аспекта локальных дидактических ситуаций и аспекта развивающей среды образования, где суть педагогическое обеспечение, собственно, и сводится к сервисно-педагогической помощи курсантам в решении их индивидуальных проблем как самообразовывающихся субъектов. Реализовать сервисные функции педагогического обеспечения процесса самообразования можно посредством таких методов, как метод консультирования; метод беседы; убеждения; метод поощрения и порицания; метод состязательности; метод модерации; метод тренинга; метод кейс-стади. Также необходима обеспеченность процесса самообразования
курсантов консультативно-психологической службой; оснащенность образовательной среды вуза единым информационно-образовательным порталом; материальная поддержка лиц, курирующих самообразовательную деятельность курсантов; коррекция вузовской программы воспитания в части, отражающей сервисную помощь курсантам как субъектам самообразовательной деятельности.
В Череповецком военном инженерном институте радиоэлектроники было проведено исследование технологии формирования готовности курсантов к самообразованию, в связи с которым возникла необходимость разработки критериев и показателей для оценки уровня сформированности этой готовности. В экспериментальной работе приняли участие 117 человек - курсанты 1-3 курсов. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли 92 человека (два взвода по 22 человека в каждом и два взвода по 24 человека), в контрольную группу (КГ) -25 человек (один взвод). Подготовительный этап эксперимента, включающий в себя педагогическое наблюдение, проведение бесед, анкетирования выявил реальное состояние потребностей и интересов курсантов.
Изучение результатов письменных опросов позволил определить образ курсанта с точки зрения его отношения к самообразованию, понимания того, что база высшего образования в первую очередь строится на самостоятельном учении. Исследование показало, что к стремлению познания самого себя и своих творческих способностей направлены 34,6% курсантов. Самостоятельно достигают поставленных целей 46,4% курсантов, при этом 39,6% необходима помощь, а 14% при появлении трудностей прекращают начатое дело.
Следует констатировать, что для большинства курсантов трудно даётся приобретение главнейшего навыка самостоятельной учебной деятельности - поиск информации, чтение, усвоение нового знания. При подготовке к занятиям лекциями пользуются 79,6%, учебником - 54,7%, материалами сети «Интернет» - 40,3% опрошенных. Только 36,4% курсантов при подготовке к занятиям изучают все вопросы. Это означает, что данная категория стремится к получению полного, не отрывочного знания. Научную периодику читают - 13,6%, а монографии и вовсе 3,3% курсантов.
Не является приоритетным для курсантов и чтение как способ получения информации. Самостоятельно читают рекомендованную литературу -31,7%, при этом 49,4% курсантов считают лучшим усвоением материала - семинар, 19,7% - лекцию.
Посещают самостоятельно библиотеку для дополнительной подготовки один раз в неделю 23,4%, два раза в неделю 19,7% опрошенных. Ежедневно в читальном зале проводят по 1-2 часа -2% курсантов, а не посещают библиотеку вообще 44% - почти половина респондентов.
110
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
В целом, учитывая специфику обучения в военном вузе, ежедневно (4 часа) самостоятельной подготовке уделяют 92% опрошенных. Тем не менее высокий уровень навыка самообразования готовы показать только 20%, что составляет пятую часть анкетируемых. Остальным необходимо предоставление лекционного материала в полном объёме, проведение семинарских занятий и др. Каждый второй из опрошенных курсантов желает, чтобы лекционный материал преподносился в виде ответов на предстоящий по курсу зачёт или экзамен.
Таким образом, можно сделать вывод, что только 20-30% курсантов имеют навыки в овладении знаниями. Четвёртая часть респондентов не проявляет желания в добросовестном обучении. Остальные испытывают трудности с самостоятельностью, адаптацией к учебному процессу, познавательной и творческой активностью.
Изучение результатов опросов привело нас к тому, что именно на самостоятельной работе, являющейся основой самообразования, возможно расширить и углубить знания курсантов. В достаточной степени не владея рациональными приёмами самостоятельной работы, не все курсанты могут самостоятельно организовать свою самообразовательную деятельность. Так, полученные данные помогут определить, сущность педагогического обеспечения, какие критерии и показатели необходимо использовать для формирования готовности курсантов военного вуза к самообразованию в ходе их самостоятельной работы.
Наконец, рассматривая сущность педагогического обеспечения процесса самообразования
курсантов, нельзя не принять в расчет концепцию юногогики, в которой утверждается необходимость целенаправленного воздействия на молодых людей для их адекватного социального, психического и физического развития. В рамках этой концепции, ключевым направлением педагогического обеспечения процессов социализации молодежи М.И. Рожков видит инкультуризацию молодого человека, понимая под ней выработку у индивида способности к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе [4]. Результатом педагогического обеспечения, согласно сказанному, может и должно стать продвижение курсантов от начального усвоения методов самопознания, самообучения и самовоспитания к последовательному применению их в целях профессионального развития и постепенному доведению их до степени навыка.
Библиографический список
1. Велошицкий А.В. Проблема субъекта и субъ-ектности специалиста в военном образовании: теоретико-методологический аспект // Мир психологии. - 2006. - № 4. - С. 187-198.
2. Булыгин В.Я. Государственный образовательный стандарт: плюсы и минусы // Военная мысль. - 2007. - № 9. - С. 48-51.
3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 252 с.
4. Рожков М.Я. Педагогическое обеспечение работы с молодежью - Юногогика. - М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2008. - 264 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
111