Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение физической подготовки курсантов'

Педагогическое обеспечение физической подготовки курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.С. Купавцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение физической подготовки курсантов»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ

Канд. пед. наук Т.С. Купавцев

Барнаульский юридический институт МВД России

Социально-экономические и политические реформы последних лет в российском обществе повлекли за собой изменение задач правоохранительной деятельности сотрудников ОВД по сравнению с “советским периодом”. Рост преступности и проникновение ее во все сферы жизни с особой остротой ставят проблему повышения профессионализма работников органов правопорядка. Обострение криминогенной ситуации в стране и современные условия деятельности выдвигают требование высокой теоретической и практической готовности сотрудников милиции к осуществлению правоохранительной практики. Поэтому основной задачей образовательных учреждений МВД России является формирование у курсантов и слушателей способностей к активной правоохранительной деятельности, в том числе к решению нестандартных, творческих задач в сфере борьбы с преступностью и охраны прав и свобод граждан (4; 5). При этом необходимые профессионально важные знания, умения, навыки, личностные качества у курсантов и слушателей формируются и развиваются в процессе социального общения, на учебных занятиях по различным дисциплинам, в ходе трудовой деятельности, а также на занятиях по физической подготовке.

Теоретические данные свидетельствуют, а педагогическая практика подтверждает, что эффективность формирования и развития профессионально важных физических качеств, двигательных умений и навыков, личностных качеств в процессе занятий по физической подготовке зависит от многих факторов, среди которых нужно выделить педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, т.е. деятельность всех участников целостного педагогического процесса по созданию предпосылок для развития и саморазвития личности обучающегося в процессе физической подготовки, в том числе применяемые формы и методы организации учебно-воспитательного процесса (З, 11).

В соответствии с решением Коллегии МВД России от 22 октября 2003 г. №5 КМ/2 в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений МВД России рекомендуется широко применять активные, творческие формы обучения: деловые игры, игровое имитационное моделирование, комплексные учения, иные игровые формы учебных занятий (2). Для реализации требований данного документа в процессе физической подготовки курсантов и слушателей в образовательных учреждениях МВД России целесообразно применять подвижные игры, которые дают возможность моделировать реальные ситуации практической оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД и многократно повторять их в различных условиях. Кроме того, смоделирован-

ные ситуации и условия (собственно подвижные шры) создают определенное нервно-эмоциональное напряжение, на фрде которого выполняются учебные задания.

Подвижные игры представляют собой сознательную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной обучающимися (1). Достижение цели требует от них активных двигательных действий, которые устанавливаются правилами игры. Выполнение их требует от играющих соответствующего поведения в пределах правил, которые определяют характер препятствий и трудностей в игре на пути достижения цели. От сложности и количества правил зависит сложность игры.

Для получения высокого результата от занятий по физической подготовке с применением подвижных игр необходимо выполнить ряд важных педагогических условий.

Одно из важнейших условий успешного использования игр в учебно-воспитательном процессе - умелое их проведение. Задача преподавателя по физической подготовке - умело “подать” игру, создав предварительно соответствующие мотивационные установки у обучающихся. Для этого необходимо учитывать такие общепедагогические принципы, как сознательность и активность, системность и систематичность, индивидуализацию и дифференциацию, оптимальность и др.

Подбор подвижной игры зависит в основном от тех педагогических задач, Которые ставятся перед занятием. Эт о положение - основополагающее, оно преобладает над всеми другими. Задачи конкретного занятия определяются его направленностью и местом в целостной системе физической подготовки.

Подбирая ту или иную игру, следует учитывать подготовленность группы, ее физическую и техническую оснащенность в плане тех задач, которые будут решаться в процессе игры. Следует учитывать такие факторы, как состав группы (количественный, по полу), место проведения (зал, площадка), а также наличие соответствующего инвентаря.

При организации занятий по физической подготовке с использованием подвижных игр не рекомендуется вводить в учебно-воспитательный процесс все новые игры, равно как постоянно повторять одни и те же. Важно помнить, что навыки, закрепляемые в играх, должны усложняться постепенно, путем введения новых препятствий, усложнения и дополнения правил. В этих условиях динамический стереотип, лежащий в основе навыка, становится более прочным. Занимающийся приобретает способность точнее выполнять требуемое упражнение даже при наличии отвлекающих раздражителей и “сбивающих” факторов. Навык становится более гибким, создаются предпосылки для проявления его в новых динамических ситуациях.

Как свидетельствует практика, наиболее эффективным средством закрепления двигательных умений и навыков у курсантов и слушателей и воспитания коллектива является проведение командных игр, при этом необходимо следить за , тем, чтобы все команды были равны по составу и силам.

Каждая игра начинается с организации участников - размещения на площадке, назначения водящих, капитанов и т.д. Объяснение игры должно быть логичным, немногословным и образным. Надо помнить, что начинать объяснение можно

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

17

лишь тогда, когда играющие уже находятся в исходном положении для проведения игры. Этому правилу изменять нельзя. Лучше всего объяснение игры сопровождать показом/ Это значительно сокращает время объяснения. Для объяснения игры существует общепринятая схема: название, роль играющих, ход игры, цель, правила.

Особое внимание надо уделять правильному выполнению технических приемов, на закрепление которых нацелена игра. Наряду с другими качествами необходимо воспитывать выдержку, взаимовыручку, настойчивость в достижении цели. Важно следить за тем, чтобы игра протекала корректно, и не допускать проявления излишнего азарта.

Продолжительность отдельных игровых упражнений, поединков, эстафет (при поточном повторении несколько раз подряд) должна быть в прямой зависимости от физической подготовленности занимающихся. Чем ниже уровень их физической подготовки, тем короче каждая итра, однако чем выше физическая подготовленность участников, тем меньше игр следует применять на занятии и тем больше должна быть продолжительность каждой игры.

Продолжительность игры зависит также от количества занимающихся. Чем их меньше, тем игра короче. Кроме того, продолжительность игры зависит и от ее хода. Различают развитие игры, ее кульминацию и спад. Не следует ни преждевременно прекращать игру, ни затягивать ее. Время проведения игры также зависит от темпа выполняемых в ней движений. Чем выше темп в начале игры, тем меньше ее продолжительность. С физиологической точки зрения быстрый темп дает больший тренировочный эффект.

При определении продолжительности игры нужно учитывать утомление, которое могло наступить до игры. Поэтому важно, используя физиологический закон переключения от одного вида движений на другой, подбирать игровые средства, которые способствовали бы снятию утомления. Это позволит выполнить значительное количество упражнений и достичь необходимого результата.

Большое значение для успешного проведения игры имеют правила. Они обладают значительной воспитательной силой. Чтобы четко соблюдать правила игры, участники должны их запомнить, быть внимательными, учитывать различные ситуации, возникающие в игре, и действовать в соответствии с правилами. В связи с этим особое внимание следует уделять судейству игр. Судья обязан строго следить за точностью выполнения правил, малейшее пренебрежение последними приводит не только к снижению тренировочного эффекта, но и отрицательно сказывается на воспитательной работе. Следует помнить, что необъективный судья теряет доверие, а его авторитет падает.

Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет важное воспитательное значение. При подведении итогов игры важно учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий. Объективный разбор приучает занимающихся к правильной самооценке. К разбору игры следует привлекать самих играющих. Это способствует критическому осмыслению своих действий курсантами и слушателями, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к физическому воспитанию.

В процессе проведения разноплановых игр преподаватель должен постоянно вести педагогические наблюдения за поведением занимающихся, уточнять особенности их характера, темперамента, физические возможности. Он может использовать игру для оценки общего физического развития обучающихся, степени развития у них отдельных физических качеств, способности сочетать качественные показатели двигательного акта в сочетании с концентрацией внимания при наличии посторонних раздражителей и сбивающих факторов. В ходе игры он может наблюдать, как играющие проявляют инициативу и настойчивость, дисциплинированность и требовательность к себе, отношение их к собственным ошибкам, к партнерам по команде, к соперникам. Эти наблюдения могут

18

иметь большое значение для последующей работы с занимающимися как в образовательном, так и воспитательном плане.

Таким образом, в условиях интенсивного реформирования правоохранительной системы России использование метода Моделирования практических ситуаций на занятиях по физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России на основе подвижных шр способствует более прочному закреплению у курсантов и слушателей техники и тактики выполнения определенных двигательных действий, создает предпосылки к формированию надежности в их использовании, обеспечивает подготовку к правомерному их применению. Данный метод на занятиях по физической подготовке органически сочетает техническую, тактическую, физическую и психологическую подготовку обучающихся к выполнению правоохранительных функций сотрудниками ОВД.

Соблюдение основных педагогических условий и учет особенностей в организации и проведении занятий по физической подготовке с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России с использованием подвижных игр способствует эффективному формированию и развитию профессионально важных двигательных умений, навыков, а также личностных качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быпеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. - М., 1982.

2. Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации // Приказ МВД России. - 2003. - № 829.

3. Купавцев Т.С. Педагогическое обеспечение самостоятельной работы курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России: Авторсф. дис... канд. псд. наук. - М., 2004.

4. Об утверждении Инструкции по организации учебного процесса в высших учебных заведениях МВД России // Приказ МВД России. - 1996. - № 10.

5. Об утверждении Инструкции по организации учебного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального образования МВД России // Приказ МВД России. -1996. - № 279.

ИНТЕЛЛЕКТ - ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ СОТРУДНИКОВ овд;

Н.А. Бабкина, ст. психолог-инспектор

Тверской филиал Московского университета МВД России

“Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку, единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим ”.

Д. Уэбстер

От того, насколько хорошо мы понимаем других и умеем извлекать максимум информации о поведении людей, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях, во многом зависит успешность нашей адаптации в социуме, будь то семья, трудовой коллектив, профессиональная деятельность, связанная с взаимодействием с людьми.

Способность правильно понимать поведение людей в психологии определяется таким понятием, как социальный интеллект. Это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Она является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профсссишшьно важным качеством в профессиях типа “человек - человек”.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.