Научная статья на тему 'Интеллект показатель профессиональной пригодности сотрудников ОВД'

Интеллект показатель профессиональной пригодности сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
763
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллект показатель профессиональной пригодности сотрудников ОВД»

лишь тогда, когда играющие уже находятся в исходном положении для проведения игры. Этому правилу изменять нельзя. Лучше всего объяснение игры сопровождать показом/ Это значительно сокращает время объяснения. Для объяснения игры существует общепринятая схема: название, роль играющих, ход игры, цель, правила.

Особое внимание надо уделять правильному выполнению технических приемов, на закрепление которых нацелена игра. Наряду с другими качествами необходимо воспитывать выдержку, взаимовыручку, настойчивость в достижении цели. Важно следить за тем, чтобы игра протекала корректно, и не допускать проявления излишнего азарта.

Продолжительность отдельных игровых упражнений, поединков, эстафет (при поточном повторении несколько раз подряд) должна быть в прямой зависимости от физической подготовленности занимающихся. Чем ниже уровень их физической подготовки, тем короче каждая итра, однако чем выше физическая подготовленность участников, тем меньше игр следует применять на занятии и тем больше должна быть продолжительность каждой игры.

Продолжительность игры зависит также от количества занимающихся. Чем их меньше, тем игра короче. Кроме того, продолжительность игры зависит и от ее хода. Различают развитие игры, ее кульминацию и спад. Не следует ни преждевременно прекращать игру, ни затягивать ее. Время проведения игры также зависит от темпа выполняемых в ней движений. Чем выше темп в начале игры, тем меньше ее продолжительность. С физиологической точки зрения быстрый темп дает больший тренировочный эффект.

При определении продолжительности игры нужно учитывать утомление, которое могло наступить до игры. Поэтому важно, используя физиологический закон переключения от одного вида движений на другой, подбирать игровые средства, которые способствовали бы снятию утомления. Это позволит выполнить значительное количество упражнений и достичь необходимого результата.

Большое значение для успешного проведения игры имеют правила. Они обладают значительной воспитательной силой. Чтобы четко соблюдать правила игры, участники должны их запомнить, быть внимательными, учитывать различные ситуации, возникающие в игре, и действовать в соответствии с правилами. В связи с этим особое внимание следует уделять судейству игр. Судья обязан строго следить за точностью выполнения правил, малейшее пренебрежение последними приводит не только к снижению тренировочного эффекта, но и отрицательно сказывается на воспитательной работе. Следует помнить, что необъективный судья теряет доверие, а его авторитет падает.

Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет важное воспитательное значение. При подведении итогов игры важно учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий. Объективный разбор приучает занимающихся к правильной самооценке. К разбору игры следует привлекать самих играющих. Это способствует критическому осмыслению своих действий курсантами и слушателями, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к физическому воспитанию.

В процессе проведения разноплановых игр преподаватель должен постоянно вести педагогические наблюдения за поведением занимающихся, уточнять особенности их характера, темперамента, физические возможности. Он может использовать игру для оценки общего физического развития обучающихся, степени развития у них отдельных физических качеств, способности сочетать качественные показатели двигательного акта в сочетании с концентрацией внимания при наличии посторонних раздражителей и сбивающих факторов. В ходе игры он может наблюдать, как играющие проявляют инициативу и настойчивость, дисциплинированность и требовательность к себе, отношение их к собственным ошибкам, к партнерам по команде, к соперникам. Эти наблюдения могут

18

иметь большое значение для последующей работы с занимающимися как в образовательном, так и воспитательном плане.

Таким образом, в условиях интенсивного реформирования правоохранительной системы России использование метода Моделирования практических ситуаций на занятиях по физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России на основе подвижных шр способствует более прочному закреплению у курсантов и слушателей техники и тактики выполнения определенных двигательных действий, создает предпосылки к формированию надежности в их использовании, обеспечивает подготовку к правомерному их применению. Данный метод на занятиях по физической подготовке органически сочетает техническую, тактическую, физическую и психологическую подготовку обучающихся к выполнению правоохранительных функций сотрудниками ОВД.

Соблюдение основных педагогических условий и учет особенностей в организации и проведении занятий по физической подготовке с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России с использованием подвижных игр способствует эффективному формированию и развитию профессионально важных двигательных умений, навыков, а также личностных качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быпеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. - М., 1982.

2. Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации // Приказ МВД России. - 2003. - № 829.

3. Купавцев Т.С. Педагогическое обеспечение самостоятельной работы курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России: Авторсф. дис... канд. псд. наук. - М., 2004.

4. Об утверждении Инструкции по организации учебного процесса в высших учебных заведениях МВД России // Приказ МВД России. - 1996. - № 10.

5. Об утверждении Инструкции по организации учебного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального образования МВД России // Приказ МВД России. -1996. - № 279.

ИНТЕЛЛЕКТ - ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ СОТРУДНИКОВ овд;

Н.А. Бабкина, ст. психолог-инспектор

Тверской филиал Московского университета МВД России

“Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку, единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим ”.

Д. Уэбстер

От того, насколько хорошо мы понимаем других и умеем извлекать максимум информации о поведении людей, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях, во многом зависит успешность нашей адаптации в социуме, будь то семья, трудовой коллектив, профессиональная деятельность, связанная с взаимодействием с людьми.

Способность правильно понимать поведение людей в психологии определяется таким понятием, как социальный интеллект. Это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Она является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профсссишшьно важным качеством в профессиях типа “человек - человек”.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

Сам термин “социальный интеллект” был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения “дальновидности в межличностных отношениях”. Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В середине 30-х годов Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, но мнению Г. Оллпорта, - особый “социальный дар”, обеспечивающий ровные отношения с людьми, продуктом чего является социальное приспособление, а не глубина понимания.

Затем способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком.

В отечественной психологии понятие “социальный интеллект” было рассмотрено рядом исследователей. Одной из первых этот термин описала М.И. Бобнева (1979). Она определяла его в системе социального развития личности.

Другой отечественный исследователь, Ю.Н. Емельянов, изучал социальный интеллект в рамках практической психологической деятельности - повышение коммуникативной компетентности индивида с помощью активного социально-психологического обучения. Определяя социальный интеллект, он пишет: “Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события” (2).

Для измерения социального интеллекта Дж. Гилфорд составил диагностическую батарею. Впоследствии она была адаптирована и стандартизирована во Франции. Адаптация теста к российским социокультурным условиям проводилась Е.С. Михайловой в период с 1986 по 1990 гг. на базе лаборатории педагогической психологии НИИ профессионального образования РАО и кафедры психологии Российского государственного педагогического университета (3).

Для исследования социального интеллекта выпускников Тверского филиала Московского университета МВД России (по специальности 0203 “Правоохранительная деятельность” со сроком обучения 2,4 года) использовалась методика Дж. Гилфорда и М. Салливена. В целом по группе интеїраль-ный показатель находится на уровне средний - ниже среднего (табл. 1). Наиболее низкие показатели по группе приходятся на 4-й субтест, который является наиболее комплексным и информативным по общему факторному весу в структуре социального интеллекта. Он определяет способности распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике, анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимать логику их развития, чувствовать изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Так, субтест позволяет прогнозировать успешность построения следователем целостной картины преступления на основе неполных данных. Его успешное выполнение предполагает способность адекватно отражать цели, намерения, потребности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения, требует умения ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе.

Эти результаты также соотносятся с данными профессионального психологического отбора (ППО). Причем низкие показатели по тесту имеют преимущественно лица с третьей категорией пригодности (табл. 2). Среди курсантов, набравших композиционную оценку 2 балла, 75% составили условно рекомендованные курсанты, имеющие сниженные адаптационные возможности (табл. 3).

Таблица 1

Результаты исследования социального интеллекта выпускников

Группа КО (стен) Субтссты (стены)

N 1 N 2 N 3 N 4

Курс 2ф (набор 2001 г.) 2,83 3,58 3,11 2,89 2,65

Курс 2ф (набор 2002 г.) 2,83 3,52 2,97 3,12 2,90

Примечания. КО - общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) определяется на основе композитной оценки. Смысл композитной оценки, выраженной в стандартных баллах, можно определить следующим образом: 1 балл - низкий социальный интеллект;

2 балла - социальный интеллект ниже среднего (среднеслабый);

3 балла - средний социальный интеллект (средневыборочная норма); 4 балла - социальный интеллект выше среднего (среднесильный); 5 баллов - высокий социальный интеллект. Субтсст N 1 “Истории с завершением” (определяет способность предвидеть последствия поведения людей в определенной ситуации); субтест N 2 “Группы экспрессии” (определяет способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека); субтсст N 3 “Вербальная экспрессия” (определяет способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации); субтсст N 4 “Истории с дополнением” (определяет способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях).

Таблица 2

Показатели общего уровня социального интеллекта выпускников

Композиционная оценка социального интеллекта Набор 2001 г. Набор 2002 г.

Кол-во % Кол-во %

1 балл -низкий 0 0 0 0

2 балла -средненизкий 16 24 20 26

3 балла -средний 45 67 50 65

4 балла -выше среднего 6 9 7 9

5 баллов -высокий 0 0 0 0

Примечание. Композиционная оценка определяет общий уровень развития социального интеллекта.

Следует отметить, что в последние годы уменьшилось количество кандидатов с благоприятным прогнозом к обучению. Как показывает статистика, количество кандидатов с третьей іруппой пригодности (частично соответствуют требованиям обучения) выросло до 39% в 2001 г., что на 9% больше, чем в 2000 г., и на 15% больше, чем в 1999 г. (по данным Тверского филиала МУ МВД РФ). Более чем у трети учащихся диагностировались неблагоприятные прогностические признаки, свидетельствующие о возможных затруднениях в адаптации, частичном несоответствии индивидуально-личностных особенностей требованиям профессии, низком уровне нервно-психической устойчивости. Таким образом, первоначально осуществляется отбор не самых достойных, а “отбор по минимуму”, или отсев лиц, явно не пригодных к обучению и службе в ОВД.

Такой качественный состав поступающих не может не сказаться на уровне психологической подготовленности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности. Недостаточная интеллектуально-мотивационная готовность к службе в ОВД снижает уровень успешности адаптации и не способствует развитию профессионально важных качеств сотрудников.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, Ns 1(23)

19

Таблица З

Результаты профессионального психологического отбора курсантов

Группы пригодности Распределение курсантов, зачисленных на учебу по группам пригодности (набор 2001 г.) Распределение курсантов, зачисленных на учебу по группам пригодности (набор 2002 г.)

Кол-во % Кол-во %

Р1 4 5 4 5

Р2 ' ' " 49 63 51 63

РЗ 25 32 26 32

Р4 0 0 0 0

Согласно отзывам руководителей подразделений, степень успешности вхождения в должность выпускников можно оценить так:

- полностью (27%);

- в основном (41 %);

-частично (30%);

- неудовлетворительно (2%).

Особенности профессиональной адаптации выпускников вытекают из специфики служебной деятельности, которая требует от них не только профессиональных знаний, но и умения ориентироваться в сложных ситуациях социального взаимодействия.

О необходимости уделять больше внимания не только профессиональной, но и психологической подготовке курсантов свидетельствуют и отзывы руководителей подразделений. Они выделяют следующие характерные недостатки в служебной деятельности выпускников:

- трудности в общении с населением;

- длительную адаптацию к службе;

- недостаток ответственности;

- отсутствие инициативности;

- низкую дисциплинированность и ответственность;

- поверхностный подход к рассмотрению серьезных вопросов;

- отсутствие жизненного опыта.

Очевидно, что приступая к самостоятельной практической деятельности, выпускники сталкиваются с различными затруднениями, часть которых относится к сфере социального взаимодействия. Недостаток жизненного опыта, умения ориентироваться в нюансах человеческих взаимоотношений, инфантильность поведения приводят к ошибкам в профессиональной деятельности и негативному восприятию их руководителями ОВД, коллегами, населением.

Способности к познанию поведения людей являются предметом целенаправленного развития в ряде тренинговых программ. Однако проводимых в рамках изучения специальных дисциплин занятий недостаточно для формирования и развития таких профессионально важных качеств, как коммуникативные способности. Поэтому необходимо расширять круг занятий по психологической подготовке курсантов, включить в программу специальные тренинги, развивающие способности к социальному познанию людей.

Кроме того, показатели социального интеллекта необходимо учитывать при проведении профессионального психологического отбора, так как социальный интеллект является важным показателем в профессиях типа “человек - человек” и позволяет прогнозировать успешность освоения деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. -М., 1982.

2. Емельянов Ю.И. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга: Учебное пособие. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983.

3. Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Руководство но использованию. - СПб.: Иматон, 1996.

4. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе ОВД: Справочное пособие / Под рсд. Б.Г. Боровина, Н.И. Мягких, А.Д. Сафонова. - М., 1997.

20

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД

Доктор мед. наук, профессор Г.С. Човдырова,

гл. науч. сотрудник, И.Е. Реуцкая, науч. сотрудник ВНИИ МВД России

С. К. Клименко, доцент кафедры №3

ВИПК работников МВД России

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является ключевой для таких подразделений МВД России, как уголовный розыск, по борьбе с организованной преступностью, с экономическими преступлениями, оперативно-поисковые подразделения и некоторых других (5).

Е.Г. Самовичев (10) разделяет три этапа накопления психологических знаний об оперативно-розыскной деятельности. Четвертый этап, на наш взгляд, начался с момента появления штатных психологов в подразделениях МВД России.

Основные направления психологического сопровождения (ПС) в рамках психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД отражены в нормативных документах и рекомендациях МВД России (6; 7).

Психологическое сопровождение, являясь одним из направлений деятельности психологов по организации психологического обеспечения сотрудников ОВД, включает в себя:

-диагностику профессиональной работоспособности сотрудников;

- психологическую реабилитацию и восстановление профессиональной работоспособности сотрудников, имеющих признаки психической дезадаптации, осуществление коррекции нервно-психической напряженности, переутомления и других неблагоприятных психических состояний;

- осуществление индивидуально-психологического консультирования руководителей подразделений, сотрудников и членов их семей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- психологическую помощь молодым сотрудникам в процессе их адаптации к оперативно-служебной деятельности;

- психологическую помощь сотрудникам при их подготовке к выходу на пенсию;

- психологическую помощь сотрудникам в разрешении личных и семейных психологических проблем (8).

Само слово “сопровождение” более применимо к группе или коллективу, каковым и является личный состав МВД России, и подразумевает длительный процесс наблюдения и вмешательства в разрешение различных психологических ситуаций. Оно имеет свои особенности, начиная от момента поступления сотрудников на службу в ОВД и заканчивая моментом необходимости подготовки к реадаптации (отставки), имеет круг проблем с четко очерченными границами, ограниченными, с одной стороны, профессиональными, с другой -личностными и семейными задачами. Многие вопросы, излагаемые в настоящее время в книгах по психологическому консультированию (ПК), не имеют прямого отношения к работе психолога ОВД, более того, вообще не учитывают характер этой работы. Для психолога ОВД психологическое сопровождение включает в себя понятие “психологическое консультирование” и намного расширяет его границы.

На наш взгляд, является неправильной существующая в силу подражания психологам, работающим среди населения, тенденция выделения психологического консультирования в отдельный, автономный, независимый от основной сути функциональных обязанностей психолога ОВД вид деятельности.

В отличие от психолога ОВД (6), из числа граждан к психологу обращаются множество разнородных клиентов, зача-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.