Научная статья на тему 'Педагогическое наследие казахских просветителей XIX века'

Педагогическое наследие казахских просветителей XIX века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4572
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / НРАВСТВЕННЫЙ / ДУХОВНЫЙ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / ПРОГРЕССИВНЫЙ / НАСЛЕДИЕ / ТРАДИЦИИ / KNOWLEDGE / PATRIOTISM / SPIRITUAL / CULTURE / PROGRESSIVE / HERITAGE / TRADITIONS / MORALITY / IMPROVING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Асанкулова Ботагоз Сарсеналиевна, Калымбетова Нурсауле Парымбековна

В статье освещаются взгляды казахских мыслителей прошлого на воспитание. Рассматривается роль образования в процессе духовного и нравственного роста личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical heritage of Kazakh enlighteners of XIX century

In the article showed opinions of a Kazakh intellectuals of the past on upbringing. Considering a role of education in the process of spiritual and moral growing of person.

Текст научной работы на тему «Педагогическое наследие казахских просветителей XIX века»

Asankulova Botagoz Sarsenalievna, Kalymbetova Nursaule Parymbekovna, Taraz State University, Taraz, Kazakhstan, assistant professor, senior lecturer, department of humanities and social sciences E-mail: nursaule_k58@mail.ru

Pedagogical heritage of Kazakh enlighteners of XIX century

Abstract: In the article showed opinions of a Kazakh intellectuals of the past on upbringing. Considering a role of education in the process of spiritual and moral growing of person.

Keywords: knowledge, patriotism, morality, spiritual, improving, culture, progressive, heritage, traditions.

Асанкулова Ботагоз Сарсеналиевна, Калымбетова Нурсауле Парымбековна Таразский государственный университет, доцент, старший преподаватель, факультет гуманитарно-социальных наук E-mail: nursaule_k58@mail.ru

Педагогическое наследие казахских просветителей XIX века

Аннотация: В статье освещаются взгляды казахских мыслителей прошлого на воспитание. Рассматривается роль образования в процессе духовного и нравственного роста личности.

Ключевые слова: знание, патриотизм, нравственный, духовный, совершенствование, культура, прогрессивный, наследие, традиции.

Сегодня мы являемся свидетелями актуализации проблемы духовного наследия прошлого нашего народа, а также обновления духовных начал, которое приобрели особую остроту в условиях суверенитета, формирования новых политических, нравственно- этических норм, принципов и подходов в решении самых неотложных вопросов жизни.

Особое место в духовном развитии и становлении своего народа занимают идеи казахских просветителей А. Кунанбаева, Ч. Валиханова, И. Алтынсарина,

Выдающийся казахский поэт и демократ, просветитель XIX века Абай Ку-нанбаев оставил нам, потомкам, свое многогранное наследие. Он сумел познать

специфику складывающейся веками духовной культуры казахского народа и прежде всего — его фольклора [1, 53].

Абай считал одним из главных средств воспитания — труд. Он подчеркивал важность овладения знаниями, что духовное совершенствование личности во многом зависит от просвещения. «Не торопись женить и выделить сына в отдельную семью, а обучи его в русской школе. Пожертвуй всем своим имуществом, если потребуется для учебы. Ничего нельзя жалеть ради того, чтобы из сына вышел человек. Не будет успокоения тебе, если сын останется невеждой, не будет счастлив он сам, и не будет от него блага народу. Вечный страх перед создателем и вечный стыд перед людьми тебе за такого сына» [2, 79].

В творчестве Абая и других тюркоязычных мыслителей прошлого наиболее ярко выражены основные моменты духовности казахского народа. Известно, что социально — этический идеал великих мыслителей того времени носил ярко выраженную гуманистическую направленность [3, 55].

По мнению великого поэта Абая Кунанбаева, у казахов есть своя этническая, языковая особенность. «Казах дверь в мир открывает с песней, она является вечным спутником его жизни. Горе и радость, все, что происходит в жизни, он изливает в песне. В них слышится голос народа, зов времени». У казахов были и есть свои богатства не только материальные, но прежде всего духовные: высокохудожественная устная и письменная литература, богатейший фольклор, эпос, яркое музыкальное, поэтическое и философское наследие [4, 5].

Заслуга Абая Кунанбаева состояла в том, что он искал пути обновления человека, старался поднять его духовность, усовершенствовать его нравственные качества. Его призыв к утверждению идеалов общечеловеческой справедливости «Адал бол!» («Стань человеком!») сохранил свою актуальность и в наше время [5, 39].

Лишь на пути самосознания и самовоспитания человек достигает внутреннего совершенства, обретает подлинно человеческие качества. Человеку в течение всей жизни приходится постоянно становиться самим собой, воспроизводить в действиях и поступках нравственные качества и преодолевать негативные свойства.

Абай придавал особое значение приобретению положительных нравственных качеств людей и подчеркивал особую роль личной заинтересованности каждого отдельного индивида в достижении уровня «совершенного человека». Путь к ней лежит через знание, через нравственное и духовное совершенствование. Жизнь и борьба за правду должны стать основой жизненного пути, который ведет к знанию. Только просвещенный человек старается добыть хлеб свой насущный честным трудом, стремится к справедливости и не делает зла другим, вырабатывает в себе нравственные качества, противостоящие порокам.

Лишь знаньем жив человек,

Лишь знаньем движется век.

Лишь знанье — светоч сердец [6, 33].

Только образование, считал Абай, впрочем, так же как и аль-Фараби, может помочь избавиться от пороков, дурных привычек и обрести счастье. Абай утверждал, что человек по своей природе абсолютно чист и непорочен, а затем он в процессе социализации воспитывает в себе любые качества — хорошие и дурные, что может зависеть от его желания и упорства. Человек обретает те качества, которые считает необходимыми для себя. Он обязан стремиться сохранить первоначальную чистоту и непорочность своей натуры. Основное внимание философ обращает на качества, которые способствуют духовному росту человека, его нравственному совершенству, становлению личности. Весь духовный мир великого мыслителя, как кристалл мудрости, пронизан светом нравственного оптимизма.

Абай Кунанбаев затрагивал и многие другие темы. Он размышляет также о достоинстве человека, о вере и неверии, о воспитании молодежи, об отношении к людям других национальностей, о необходимости культуры и просвещения. И все эти разнообразные мотивы сплетаются друг с другом...

Впервые в казахской литературе так отчетливо и на такой моральной высоте высказано новое отношение к семье, к родительскому долгу, к воспитанию молодого поколения и, главное, к женщине. Большой цикл стихов поэта посвящен коренному пересмотру всех основ современной ему общественной морали, построенной на традициях и обычаях прошлого. В огромном наследии Абая важное место занимают «Слова назидания» — плод его многолетних раздумий — представляющие собой философско-моралистические, психолого-педагогические высказывания поэта.

Главная мысль в «Словах назиданиях»- утверждение красоты человеческого духа, неисчерпаемых возможностей личности. «Качества духовные — вот что главное в человеческой жизни», — утверждал Абай.

Его суждения в «Двадцать первом слове» назиданий пронизаны идеями патриотизма и демократизма. Патриотизм можно определить как нравственное качество человека. «Патриот — это человек, служащий Родине, а Родина — это, прежде всего народ» (народное изречение).

Народ является хранителем патриотических традиций созданных многими поколениями.

Патриотическое воспитание способствует приобщению людей к материальной и духовной культуре народа; укрепляет черты национальной психологии, тем самым воспитывает у людей уважительное, почтительное отношение к своему народу, к своей Родине. Любовь к Родине, единство — это первооснова нравственности.

Сегодня, особо следует акцентировать внимание на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. Передовые представители казахского народа всегда отличались патриотизмом и любовью к народу.

Доказательством этого являются патриотические идеи казахских мыслителей

Ч. Валиханова, Ы. Алтынсарина, А. Кунанбаева и многих других представителей того времени [7, 360].

Передовая педагогическая мысль была направлена на разрешение целого ряда проблем. Казахские просветители активно выступали за обучение казахских детей на родном языке, за разрешение сети школьного, светского, женского и профессионально — технического образования. Они боролись также за прогрессивные методы обучения, подготовку квалифицированных кадров, выпуска учебников и учебных пособий.

Обеспокоенные перспективами национального развития, они искали пути действий и призывали народ к просвещению, культуре. Хотя царское самодержавие того времени отстраняла их от деятельности, эти люди продолжали нести прогрессивные идеи.

«Для нормального роста и развития народа — необходимы, прежде всего, свобода и знание», — писал Ч. Валиханов. Он страстно желал прогресса для своей родины, для своего народа.

Еще Чокан Валиханов — ученый, путешественник, этнограф, археолог, лингвист, историк, просветитель, образованнейший человек своего времени, чье мировоззрение складывалось под влиянием передовой русской демократической мысли, один из первых положил начало распространению передовых идей о пользе знаний, о необходимости образования. Валиханов считал, что духовное богатство кочевых народов оценивается только через труд [8, 54].

Изучение трудов Ч. Валиханова (1835-1865) показало, что сам он был убежденным материалистом, глубоко изучавшим законы развития природы и общества. Он сумел за короткую свою жизнь оставить потомкам замечательное наследие, научные труды, которые в перспективе требуют своего изучения. Особенностью научных исследований Ч. Валиханова было то, что он сам во время путешествий познавал жизнь народа, изучал природные и социальные закономерности, которые в той или иной степени отражались на воспитании детей. Так, он при одной из поездок в Туркестан подчеркивает наличие прекрасных нравственных качеств окружающих его людей, таких как общительность, радушие, трудолюбие и т. д., что естественно является основой нравственности. Он обращал внимание на правительства на плохие условия жизни казахов и высказывал в своих записках тревогу по поводу низкой культуры народа.

Он постоянно стремился раскрыть естественные основы нравственного поведения людей и естественные основы их эстетических понятий.

В XIX веке Ч. Валиханов с горечью писал о тяжелом положении аульных мектебов, где учителями были в основном татарские муллы: «Чудовищная фанатика, мертвая схоластика и ни одной реальной мысли». До середины ХГХ века педагогические мысли в Казахстане выражались в основном в устном народном творчестве (героический эпос, пословицы и др.). Ч. Валиханов высоко ценил устное народное творчество. Произведения устного народного творчества он рассматривал «как... произведения чисто народного ума» и считал, что в них отражается реальная жизнь». Самым решительным образом осуждая «подлые нравы» туркестанских владетелей, казахский просветитель в то же время высоко отзывался о нравственных качествах простых людей. Он ценил их трудолюбие, общительность, непосредственность и простоту. Отдельные недостатки нравственного поведения низов он объяснял условиями их жизни [9, 134].

Для развития педагогики в Казахстане большое значение имели деятельность и творчество Ы. Алтынсарина, который составил первый учебник родного языка с применением алфавита на основе русской графики (Киргизская хрестоматия), оказавшие положительное влияние на развитие казахский детей.

В своих произведениях он выступал против несправедливости, притеснения, беззакония. Мечтой Ы. Алтынсарина было видеть свой народ просвещенным. В своих многочисленных произведениях, мыслитель, не переставая, пропагандировал знание. Он призывал казахов овладевать русским языком для приобщения к мировой культуре, расширению своего кругозора.

В его педагогических произведениях четко прослеживаются идеи народности, гуманизма, любви к родине, гуманизма. Они глубоко проникнуты и идеей воспитания человечности». Педагог-просветитель показал великое значение труда и утвердил целью воспитания — уважение к труду. В своих рассказах он называл детей трудовых слоев казахского народа способными, вечными, умными, находчивыми, любознательными, характеризовал их вымышленных от природы и даровитых.

Педагог-новатор Ы. Алтынсарин в 1887 г. открыл женское училище в Иргизе. Воодушевленный просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования. Ы. Алтынсарин переводил произведения русских классиков, писал произведения на казахском языке, собирал и систематизировал устное народное творчество казахов. В своих произведениях пропагандировал идеалы демократического просветительства, плодотворно трудился для развития национальной литературы и культуры. Вся его практическая деятельность, направленная на организацию народного образования в Казахской степи, неопровержимо свидетельствует о том, что он блестяще усвоил основополагающие идеи просвещения и настойчиво стремился внедрить их в жизнь. Невежество и отсутствие знаний делают человека беспомощными перед судьбой,

считал он. И только тот, кто без устали стремится овладеть наукой и знаниями, может быть спокоен за свою жизнь.

Ы. Алтынсарин считал, что просвещение лежит в основе прогресса всех сторон общественной жизни. Именно знание позволяет просвещенным народам создавать жизненные блага, строить процветающее общество.

Следует отметить, что философия великих казахских просветителей продолжает традиции казахской духовности и является существенным этапом ее дальнейшего развития. Лишь на пути самосознания и самовоспитания человек достигает внутреннего совершенства, обретает подлинно человеческие качества. Но путь этот нелегок и тернист. Человеку в течение всей жизни нужно воспроизводить в действиях и поступках нравственные качества и преодолевать негативные свойства. Образование и борьба за правду должны стать основой жизненного пути, который ведет к знанию:

Нет жизни без знания,

Нет знания без учения (народное изречение).

Культура любого народа невозможна без осознания прошлого, собственных исторических корней. С этой точки зрения, мысли, идеи, высказывания казахских мыслителей, педагогическое наследие просветителей XIX века актуальны и в настоящее время, когда перед образованием стоят задачи, требующие формирования личности, ориентированной на общечеловеческие ценности. Памятники литературно-педагогической сокровищницы казахов являются предпосылкой поиска эффективных средств воспитания на народных традициях и обычаях.

Список литературы:

1. Учебное пособие по истории Казахстана (с древнейших времен до наших дней). - А., 1992, - 171 с.

2. Жарикбаев К. Б., Калиев С. К. Антология педагогической мысли Казахстана. -А., Рауан, 1995, - с. 78-90.

3. Мамырбекова А. Нравственный оптимизм Философских воззрений Абая.//Мысль. 2007. № 8. с. 55.

4. Каракузова Ж. К., Хасанов М. Ш. Космос казахской культуры. - А.,1993, - с. 5.

5. Кабдуев А. Воспитание личности и право.//Мысль.2005. № 6. с. 39.

6. Абай Кунанбаев, Избранное.- М.,1945, - с. 33.

7. Алтынсарин И. А. Собрание сочинений. В трех томах. - А., Наука, Т. 1, 1975, - с. 54

8. Стрелкова И. Валиханов. ЖЗЛ (серия биографий). - М., 1983. - 283 с.

9. Сегизбаев О. История казахской философии. -А., Еылым, 2001, - с. 134-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.