Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ К. Д. УШИНСКОГО И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ К. Д. УШИНСКОГО И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственное воспитание / патриотизм / трудовое воспитание / идеал / национальная система воспитания / moral education / patriotism / labor education / ideal / national education system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Марина Ивановна

В статье раскрываются некоторые аспекты педагогического наследия К. Д. Ушинского, касающиеся проблем, актуальных для современного образования в России. Актуализируются вопросы нравственного, патриотического, трудового воспитания. Рассмотрены ключевые позиции учёного в вопросах воспитания гражданственности, формирования национального идеала, знания народного языка. Внимательное изучение педагогического наследия позволит перенести идеи великого педагога на современную теорию и практику образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL HERITAGE OF K. D. USHINSKY AND PROBLEMS OF MODERN EDUCATION

The article reveals some aspects of K. D. Ushinsky's pedagogical heritage concerning the problems relevant to modern education in Russia. The issues of moral, patriotic, and labor education are being updated. The key positions of the scientist in the issues of civic education, the formation of the national ideal, knowledge of the national language are considered. A careful study of the pedagogical heritage will allow us to transfer the ideas of the great teacher to the modern theory and practice of education in Russia.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ К. Д. УШИНСКОГО И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 370.1

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ К. Д. УШИНСКОГО И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Васильева Марина Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, начального и специального образования Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье раскрываются некоторые аспекты педагогического наследия К. Д. Ушинского, касающиеся проблем, актуальных для современного образования в России. Актуализируются вопросы нравственного, патриотического, трудового воспитания. Рассмотрены ключевые позиции учёного в вопросах воспитания гражданственности, формирования национального идеала, знания народного языка. Внимательное изучение педагогического наследия позволит перенести идеи великого педагога на современную теорию и практику образования в России.

Ключевые слова: нравственное воспитание, патриотизм, трудовое воспитание, идеал, национальная система воспитания.

PEDAGOGICAL HERITAGE OF K. D. USHINSKY AND PROBLEMS OF MODERN EDUCATION

Vasilyeva Marina Ivanovna,

Ph.D. in Pedagogy, Associate professor of the Preschool, Primary and Special Education Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The article reveals some aspects of K. D. Ushinsky's pedagogical heritage concerning the problems relevant to modern education in Russia. The issues of moral, patriotic, and labor education are being updated. The key positions of the scientist in the issues of civic education, the formation of the national ideal, knowledge of the national language are considered. A careful study of the pedagogical heritage will allow us to transfer the ideas of the great teacher to the modern theory and practice of education in Russia.

Key words: moral education, patriotism, labor education, ideal, national education system.

У каждой науки есть свой исток. С чего начинается педагогика? Может, с узких улочек старой Европы, по которым ходил Я. А. Ко-менский, создавая свои первые труды, или с приюта для детей-сирот, как у Януша Корчака, с идей свободного воспитания, как у И. Г. Пе-сталоцци и Ж.-Ж. Руссо? Сложный вопрос. Но точно можно сказать, что наша отечественная педагогика, имея плеяду маститых учёных, наполнявших педагогику как науку знанием, основывается на имени К. Д. Ушинского. Справедливыми в этом плане являются слова учёного, историка педагогики Л. Н. Модзалевского: «Ушинский -это наш действительно народный педагог точно так же, как Ломоносов - наш народный учёный, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор» [1, с. 109].

Удивительно, но знакомство с творчеством К. Д. Ушинского у большинства из нас происходит уже в дошкольном возрасте. Мелодика русского языка, представленная в сказках, рассказах К. Д. Ушинского, филигранна, и дети, воспринимая эти произведения, погружаются в атмосферу богатой лексики, красивых оборотов речи, соприкасаются с народной мудростью через пословицы и поговорки.

Изучая историю педагогики, будущие педагоги обязательно знакомятся с педагогическим наследием К. Д. Ушинского. Недаром его называют «Учителем учителей»: его дидактические трактаты прошли проверку временем, разнообразными системами обучения и своей универсальностью, природосообразностью по отношению к обучающимся заслуживают внимания педагогов разных поколений и времён.

Актуализация педагогического наследия К. Д. Ушинского сегодня далеко не случайна. Он для нас, в нашем XXI веке, выступает как педагог-наставник, чьи идеи, педагогические законы и рекомендации являются смысловым стержнем организации взаимодействия в педагогическом процессе взрослого и ребёнка. Ничего случайного в этом мире нет, и очень символично, что в России, стремящейся сегодня совершенствовать, преобразовывать систему образования личности, 2023 год объявляется Годом педагога и наставника, а Константину Дмитриевичу исполняется 200 лет со дня рождения. Связующие нити прочны, они установлены и заставляют нас вновь и вновь обратиться к истокам истинной педагогики, окрылённой идеями и желаниями преобразования педагогической действительности.

В связи с событиями, которые сегодня меняют мир далеко не всегда в прогрессивную сторону, значимость системы воспитания подрастающего поколения возрастает в несколько раз. И как только в нашей стране появляются сложнейшие ситуации жизни, а иногда и периоды выживания, мы понимаем: именно в Духе человеческом кроется сила. И от того, как воспитан, взращён этот Дух, зависит судьба страны. Общество осознаёт, что его будущее напрямую зависит от ценностей, установок поведения граждан. Подрастающее поколение должно осмыслить истинные ценности и быть воспитанным на них. Рядом с ребёнком значимые для него люди, и среди них на одном из первых мест - педагоги. Современное общество осознаёт всю степень ответственности воспитателей, учителей, всех специалистов в области образования в процессе формирования личности ребенка. Значимость педагогического труда учителя, воспитателя сегодня должна оцениваться высоко, а поэтому должны предъявляться очень высокие требования как к личности самого педагога, так и к его деятельности.

Защищая сегодня истинные ценности жизни общества, семьи, ребёнка, отстаивая нашу самобытную систему российского образования, мы обращаемся к идейному наследию великого педагога-патриота Константина Дмитриевича Ушинского. В содержании воспитания, по мнению учёного, важно определить такой смыслообразующий компонент, как «цель». В педагогической концепции великого учёного «цель» и «человек» были неразрывны. Цель воспитания К. Д. Ушинский определял с гуманистических позиций: «Основной целью воспитания может быть только сам человек, так как всё остальное в этом мире (и государство, и народ, и человечество) существует только для человека. ... В человеке цель воспитания составляет душа, для которой существует и тело» [2, с. 25]. Определить цель жизни, по мнению педагога, очень важно: бесцельная жизнь приводит к несчастью, и наоборот, жизнь, наполненная высокими целями, делается счастливой, наполненной смыслами и прогрессивной. «Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он», - писал педагог [2, с. 27]. Счастье всей жизни К. Д. Ушинский соединял с возможностью и желанием заниматься любимым делом. Он утверждал, что «если воспитание желает счастья человеку, то должно воспитывать его не для счастья, а готовить к труду жизни» [3, с 135]. Труд - вот что является основой жизни, наполненной смыслами, ценностями, тем, что сохраняет нашу природу человека, чувство собственного достоинства, что помогает раскрыть наши способности, таланты и, конечно, самореализоваться. Сегодня важно поднимать вопросы самореализации в труде на благо Отечества.

На современном этапе мы вновь осмысленно обратились к ценности труда, опомнились. И это не только самообслуживание детьми себя: растить детей-потребителей страшно.

Комфортные условия, в которые мы помещаем своих воспитанников благодаря прогрессу и цивилизации, как правило, не несут в себе развивающего потенциала, так как в недостаточной степени способствуют выработке ответственности, воли, старания, самостоятельности и других важнейших личностных качеств. Идеи К. Д. Ушинского о значимости труда сегодня как никогда актуальны. В нашей стране вновь разрабатываются программы, связанные с начальным профессиональным образованием, с детьми проводятся различные трудовые социальные акции, происходит широкомасштабное ознакомление с достижениями технического прогресса в стране и формирование у подрастающего поколения желания созидать.

Сегодня мы широкомасштабно говорим и о профориентационной деятельности, о необходимости помочь личности найти себя в труде, именно в таком, который поможет самореализоваться и принести максимальную помощь Отечеству, о таких характеристиках труда, как свобода деятельности, желание заниматься именно этим видом труда, так как именно он помогает раскрыться человеку. Труд, который важен в данный момент и имеет общественную значимость, рассматривался педагогом как истинно значимый и важный: «Для всякого, кто понимает назначение жизни человека и научился сочувствовать интересам человечества, найдётся довольно почтенного и полезного труда», - писал ученый [4, с. 250].

Рассматривая ключевые положения трудов К. Д. Ушинского, важно отметить вопросы нравственного воспитания личности: пожалуй, они были одними из ключевых вопросов. Педагог пишет следующее: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [2, с. 94]. Далее он связывает нравственность с такими категориями, как «свобода личности», «патриотизм», готовность трудиться на благо

Родины. Свободолюбивые мысли К. Д. Ушин-ского несколько опередили то время, не вписывались в контекст развития того общества, но сегодня они как никогда актуальны. Мы хотим воспитывать ответственную свободную личность, имеющую непреходящие ценности и трудящуюся ради развития страны, общества, при этом имеющую высокие моральные ценности, так как результаты её труда должны быть только прогрессивными.

Вопросы свободы личности напрямую связаны с воспитанием таких личностных характеристик, как активность, инициативность, увлечённость, ответственность за результат своей деятельности. Для формирования данных качеств необходимы особые педагогические условия, выстраивание субъект-субъектных отношений в образовательном пространстве. К. Д. Ушинский выступал против слепого подражания воспитанников идеям педагогов, за воспитание в них самостоятельности суждений, действий, отстаивание своих позиций. Как много усилий сегодня прикладывают истинные педагоги, чтобы создать при-родосообразные условия для развития у детей инициативы, самостоятельности, развивать природную пытливость ума и экспериментирования, способность ощущать себя субъектами деятельности, вырабатывать свои правила и иметь непреходящие ценности.

Имя К. Д. Ушинского для нас, педагогов, прежде всего связано с идеями народности. Родной язык, народные сказки и малые фольклорные формы, родная природа и народные игры, народная игрушка считались той ценностью, которая должна впитываться с ранних лет и быть естественной основой для воспитания любви к Родине. В современном образовании мы вновь обращаемся к задаче воспитания гражданина-патриота: без воспитания основ патриотизма сложно сохранить преданность своей стране и народу, трудно оценить достояния и возможности, которые предоставляет страна для развития тебя как личности. Совре-

менные события как никогда показывают значимость и необходимость усиления воспитательной работы с детьми на всех ступенях образования. Содержание Концепции патриотического воспитания граждан РФ во многом основывается на положениях, выдвинутых великим педагогом.

К. Д. Ушинский рассматривал народность и как стержень для формирования личностных качеств у человека, а не только как основу патриотизма: «Есть только одна общая для всех людей прирождённая наклонность, на которую может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [3, с. 111].

Одним из признаков национального самосознания К. Д. Ушинский считал освоение человеком исторических событий своего народа, его прошлого, осознание ценности этих событий и важности в жизни народа. История определялась как «процесс сознания идеи, которая скрывается в народности, и её выражение в исторических событиях» [3, с. 126]. Как трудно сегодня с этим не согласиться, когда мы вновь внимательно и ответственно относимся к содержанию учебников по истории и литературе для школьников и студентов.

Затронув идею народности, нельзя не актуализировать мысль о том, что лучшим выражением народности К. Д. Ушинский считал родной язык. В родном языке, по мнению педагога, отражается духовная жизнь, ценности, смыслы жизни. Язык позволяет соединять поколения, делает нас общностью со своей историей и будущим развитием. «Вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа» [2, с. 122].

«Учитель учителей» - так называют К. Д. Ушинского, и не только потому, что разра-

ботанные им дидактические принципы и методические материалы так основательны, подкреплены наукой и практикой и во многих аспектах выступают аксиомами, но ещё и потому, что он задал очень, очень высокую планку служения своей стране, воспитанникам, своему учительскому делу. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был продуман, не может заменить личности в деле воспитания» [4, с. 326]. Как гуманист, К. Д. Ушинский во главу ставит отношение учителя к своим воспитанникам, только ответственное отношение к своему труду, глубокое понимание природы ребёнка, его потребностей, преданность своему делу. Он обращает внимание на то, что не каждая личность может посвятить свою жизнь преподаванию и учению - только человек с определёнными способностями может быть настоящим профессионалом. «Истинно добросовестный и хороший учитель - явление не совсем такое обыкновенное, как думают, и вот почему не всякий, кто знает предмет, способен быть учителем. Большой энергии и большого навыка требует добросовестное выполнение этой должности», - пишет он. Он призывал учителя к глубокому изучению ребёнка и в категорической форме требовал: «Кто хочет учить, тот должен снизойти до потребности ученика, заглянуть в его душу» [2, с. 158].

В своих педагогических статьях Ушинский призывал реформировать школу, отмечал необходимость соответствовать современным требованиям, вызовам времени. Он одним из первых сказал о роли воспитания и наставничества в профессии учителя. Он считал, что цель этой профессии - зажечь в человеке жажду серьёзного труда. «Педагогика есть высшее искусство, потому что она ставит самую сложную задачу - преобразование человеческой природы» [2, с. 28].

В одном из своих писем К. Д. Ушинский писал: «Помню я, как, поступив на службу в одно учебное заведение (а это был Гатчинский сиротский институт), в одном из кабинетов нашёл целый шкаф с медицинскими книгами, хотя в этом учебном заведении никогда не учили медицине. Их пожертвовал какой-то купец, которому они достались за долги. Два шкафа, чёрные, запылённые, запечатанные. Прошу открыть и нахожу очень полное собрание педагогических книг. Это было в первый раз, что я видел собрание педагогических книг в русском учебном заведении. Этим двум

шкафам я обязан в жизни своей очень, очень многим, и - Боже мой! - от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с этими двумя шкафами прежде, чем вступил на педагогическое поприще!» [2, с. 142].

Читая собрания сочинений К. Д. Ушинско-го, мы узнаём его не только как реформатора русской школы и основоположника научной педагогики в России. Для нас он и национальный воспитатель, и народный педагог, и педагог-гражданин. Фактически он наш педагогический современник.

Библиографический список

1. Лебедева О. В. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского и проблемы современного образования в России // Вестник ВятГУ. 2014. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-nasledie-k-d-ushinskogo-i-problemy-sovremennogo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 07.11.2023).

2. Ушинский / сост. и авт. предисл. П. А. Лебедев. Переиздание. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. 224 с.

3. Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К. Д. Ушинского. М.: Просвещение, 1954. 349 с.

4. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 6. М.: Педагогика, 1990. 498 с.

© Васильева М. И., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.