Научная статья на тему 'Педагогическое моделирование формирования организационно-управленческой компетентности у будущих специалистов в области инфокоммуникационных технологий'

Педагогическое моделирование формирования организационно-управленческой компетентности у будущих специалистов в области инфокоммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / СТИЛИ РУКОВОДСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меркулов П.А.

В статье раскрыты основные компоненты педагогической модели формирования организационно-управленческой компетентности у будущих специалистов в области инфокоммуникационных технологий (личностный, целеполагающий, технологический). Дается новое понимание творческого и ответственного подходов к руководству коллективом подразделения. Характеризуются основные стили руководства членами коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое моделирование формирования организационно-управленческой компетентности у будущих специалистов в области инфокоммуникационных технологий»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2018 П. А. Меркулов

соискатель кафедры непрерывного профессионального образования Курского государственного университета e-mail: merkulov pamail.ru

Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации

В статье раскрыты основные компоненты педагогической модели формирования организационно-управленческой компетентности у будущих специалистов в области инфокоммуникационных технологий (личностный, целеполагающий, технологический). Дается новое понимание творческого и ответственного подходов к руководству коллективом подразделения. Характеризуются основные стили руководства членами коллектива.

Ключевые слова: специалист в области инфокоммуникационных технологий; организационно-управленческая компетентность; военные специалисты; стили руководства.

Чтобы быть лидерами, нужно самим формировать изменения

Владимир Путин

Науке уже известны главные векторы, которые будут определять прогресс Национальной технологической инициативы в ближайшие десять лет. Однако задачу формирования и реализации национальной технологической инициативы сформулировал Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации еще в 2014 г., отметив прямую зависимость реализации этой инициативы от качества подготовки инженерных и рабочих кадров. В настоящее время преподаватели высшей школы нацелились на реализацию задачнового этапа модернизации образования и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3+ и 3++. Нельзя не учитывать то, что технические вузы страны «столкнулись» с целым рядом вызовов глобального характера, среди которых наиболее острыми являются: конкуренция на мировом рынке инженерного труда и инженерных решений; проработка требований к квалификации специалистов в области техники и технологий и др. Это порождало непонимание со стороны преподавательского состава вузов, в плане определения профессиональных компетенций, которые необходимо формировать у будущих специалистов технических направлений. Обозначились противоречия между прежней системой подготовки инженеров и новыми требованиями к ним со стороны работодателей [Овчинников 2015; Урбанович 2007; Чучалин, Боев 2007]. Как факт для многих вузов, нужно было признать стареющую материальную и кадровую базу, требующую реконструкции, изменений, принятия управленческих решений со стороны администрации. Вместе с тем все еще продолжает «ощущаться» недостаточность предприятий, оснащённых современным оборудованием, позволяющих обеспечить качественную практику будущих инженеров, специалистов в области инфокоммуникационных технологий. Поиск ответов на перечисленные вызовы

потребовал осмысленного системного подхода как при оценке ситуации, так и при выборе стратегии развития отечественного инженерного образования.

Одним из основных инструментов для этого стало формирование фундаментального документа, представляющего собой «Национальную доктрину инженерного образования России». В стране стали проводиться значимые мероприятия, имеющие своей целью выработку кардинальных решений по подготовке управленческих кадров в области инфокоммуникационных технологий, столь необходимых в современных условиях развития российского общества. Например, в 2016 г. состоялся форум стратегических инициатив «Россия на глобальной карте мира -2035. Вызовы эпохи нового технологического уклада», на котором обсуждались задачи внедрения принципиально новых управленческих подходов, в частности к управлению развитием организаций и предприятий: улучшение делового климата, повышение производительности труда, подготовка управленцев и др.

В последние годы в нашей стране активно проводятся конкурсы по определению лучших руководителей-управленцев во всех сферах деятельности. Ярким примером является проведенный в 2017 г. Всероссийский конкурс управленцев «Лидеры России». Это открытый конкурс для руководителей нового поколения, с определяющим лозунгом: «Лидерами не рождаются. Пора стать одним из них». Появление таких конкурсов обусловлено тем, что современные организации, службы, корпорации заинтересованы в профессиональном росте своих сотрудников и способствуют ему на всех уровнях иерархии. Создаются специальные системы подбора, «дорожные карты» развития и перемещения будущих руководителей (резерва руководителей). Управление этой системой рассматривается как стратегически важная задача. Не случайно высшие руководители страны принимают самое непосредственное участие в этом процессе. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что исследование проблемы формирования организационно-управленческой компетентности (ОУК) у будущих специалистов в области инфокоммуникационных технологий, обучающихся в вузе, вызывает большой интерес у отечественных ученых-педагогов.

Анализ педагогических исследований, обращенных к проблемам формирования ОУКу обучающихся в вузе (А.С. Вершков, В.В. Богорев, А.В. Долматов, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский, О.И. Шевченко, Д.В. Шепетько и др.), показал, что в них рассмотрены пути формирования профессиональной компетентности специалистов, изучены вопросы гуманизации и гуманитаризации подготовки военных специалистов. Автор статьи, после изучения многих научных публикаций, выявил, что исследователи уверены в некоторой недооценке профессионально-личностной функции образования. Прежде всего, это объясняется тем, что военные специалисты, владея «устойчивыми» знаниями в профессиональной области, не всегда обладают теми компетенциями, которые позволили бы им успешно решать задачи управленческой деятельности. Действительно, подготовить компетентных управленцев-руководителей иногда не под силу педагогическим коллективам кафедр вузов, не придающим должного значения внедрению инновационных методов и форм в преподавание дисциплин, системному инжинирингу и его развитию. Сложный многоступенчатый процесс подготовки специалистов, владеющих организационно-управленческой компетентностью, требует изучения практического опыта предприятий и организаций по правильной организации работы с резервом в виде сохранения традиций и привнесения свежих взглядов, что материализуется в продолжающемся десятилетия успехе [Там же].

Будущий управленец должен как можно лучше ориентироваться в различных аспектах управленческой деятельности. Например, ему необходимы знания о стилях руководства коллективом. Руководитель выполняет свои обязанности в определенном, свойственном только ему стиле работы. Принятый стиль управления служит

характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечить эффективное управление вверенным ему коллективом. В нем выделяются два компонента: во-первых, способы воздействия на подчиненных, во-вторых, взаимоотношения с коллегами. Стиль управления (руководства) и его влияние на эффективную работу коллектива непосредственно зависит от руководителя. Когда он подбирает систему методов управления, то фактически вырабатывает свой стиль руководства (манеры, приемы руководства подчиненными и др.). Отметим, что методы руководства характеризуют стиль деятельности руководителя, они связаны между собой, как содержание и форма. Содержание (метод) отчасти влияет на форму (стиль), а форма изменяет результаты применения метода. В отличие от стиля метод управления представляется как совокупность приемов целенаправленного воздействия на членов коллектива. Метод существует объективно и не зависит от персоны руководителя. На стиль руководства влияют индивидуальные свойства личности. Важно понимать, что в стиле руководителя его личные качества преломляются через призму задач управленческой системы, особенностей окружающей среды и потребностей возглавляемого им коллектива. Ученые-педагоги уверены в том, что стиль руководства -ключевой фактор управления (А. А. Урбанович и др.). Относительная устойчивость стиля проявляется в повторении тех или иных приемов руководства, но в управлении всегда высоко ценится динамизм. Многими специалистами признано, что умение руководить -это умение менять стиль управления, адаптируя его к реальной ситуации (А.В. Морозов и др.). Немаловажно то, что в информационном веке главной особенностью деятельности руководителя становится предприимчивость. Это свойство энергичного, находчивого и изобретательного человека, обладающего практической сметкой. В сегодняшнем понимании для предприимчивого руководителя характерен творческий и ответственный подход к выполнению служебных обязанностей, способность к инициативному достижению намеченных целей. Творческая инициатива проявляется в нескольких направлениях, каждое из которых служит фактором оценки руководителя: в новаторстве, рационализаторской активности; в стремлении исследовать процессы общественной жизни коллектива; в желании заимствовать достойный опыт управления в других организациях; в публичных выступлениях, написании статей, проведении бесед с подчиненными и др.

Практика подготовки управленцев в военных вузах подтверждает, что актуальны методические рекомендации по организации процесса принятия управленческих решений в разных сферах деятельности (А.О. Кошелева и др.). Современные психологи, социологи, философы и педагоги пытаются найти некую уникальную, «лучшую» комбинацию, обеспечивающую личности успешность в руководстве людьми и статус лидера (А.В. Морозов и др.). Теоретический анализ формирования ОУК у будущих специалистов в области инфокоммуникационных технологий, обучающихся в вузах, позволяет предположить, что для них, в процессе обучения в вузе, необходимы знания научной организации труда, основ управления кадрами, логистика (А.О.Кошелева и др.).

Подготовка инженеров-управленцев в вузах страны требует тщательного анализа создаваемых для обучающихся условий, факторов, влияющих на личность и образовательный процесс положительно или негативно [Бражник, Ильина 2018; Овчинников 2015; Чучалин 2018]. Примеры влияния тех или иных факторов включают в себя следующие вопросы: устаревшая методика преподавания дисциплин, низкое качество дидактических материалов для обучения, устаревшая инфраструктура, недооценка эффективной организации самостоятельной работы обучающихся и др. Вместе с тем необходимо осознать, что многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. В научной литературе все еще мало публикаций, связанных с новыми

моделями подготовки управленцев-инженеров и формированием у них ОУК в период обучения в вузе [Бояшова 2009; Бражник, Ильина 2018].

КОМПОНЕНТЫ

Организационные способности Управленческие способности Аналитические способности О тветств е н но сть ' Личный авторитет Дисциплинированность Стрессоустойчивость Креативность мышления

Способность принимать £

£

решения

^Профессиональная эру д ир ован н о сть

\

о о

( Формирование ПК: - способность и готовность оценить результаты деятельности; •г способности к анализу и принятию решения (ПК-2); способности к использованию ПЭВМ' и средств компьютерного моделирования (ПК-3); -готовность идти на определенный

£

\

О УК

\

риск при принятии решении, - способность и готовность к использованию инновационных идей

Технологический

Технологии Методы Формы Средства

Диагностический комплекс проверки сформированностн ОУК

Критерии Показатели Уровни Методики Опросники Анкеты Математический аппарат Статистический аппарат

Пнутпс

Утренние

Педагогические условия

Внешние целевые

содержательные организационно-методические инновационные

(ц еле полагающие, исполнительские, диагностические, рефлексивные, проектирующие)

Результат сформнрованность ОУК у будущих специалистов в области ИКТ

Педагогическая модель формирования организационно-управленческой компетентности у будущих специалистов в области инфокоммуникационных технологий

Известно, что ОУК у будущих специалистов развивается благодаря качеству обучения в вузе, когнитивной составляющей личности, приобретаемому профессиональному опыту. В связи с этим в процессе обучения специалистов необходимо реализовывать принципы: приоритетности, системности, фундаментальности, практико-ориентированности, непрерывности, конкурентоспособности, адаптивности. С учетом этих принципов автором статьи была спроектирована педагогическая модель формирования организационно-управленческой компетентности у будущих специалистов в области инфокоммуникационных технологий (см. рис.). Отметим, что любая модель, предполагающая формирование профессиональной компетентности, отражает привлечение заинтересованных лиц всех уровней (заказчиков, преподавателей и т.д.) к постановке целей, внедрению и мониторингу полученных результатов за период обучения будущих специалистов в вузе. При внедрении авторской модели в образовательный процесс военного вуза, было необходимо организовать и соблюдать педагогические условия, а также соблюдать последовательность в этапах реализации спроектированной модели.

Модель, представленная на рисунке, предполагает активное взаимодействие между преподавателями и обучающимися (объект-субъектный и субъект-субъектный подходы) для успешной реализации целевых, содержательных, организационно-методических и инновационных педагогических условий, которые обеспечивают, в результате проведения экспериментальной работы, сформированность ОУК у будущих специалистов в области инфокоммуникационных технологий. В модели обозначены три важнейших компонента: целеполагающий, личностный, технологический. Эти компоненты преподаватель-исследователь реализует как на этапе констатирующего эксперимента, так и на этапе формирующего эксперимента исследования. В рамках целеполагающего компонента у обучающихся формируются профессиональные компетенции, необходимые управленцу, развиваются способности к компьютерному моделированию при принятии управленческих решений. Личностный компонент включает формирование и развитие управленческих и аналитических способностей личности, а также профессиональной эрудиции, креативного мышления, стрессоустойчивости, персональной ответственности [Овчинников 2015; Урбанович 2007; Чучалин 2018]. Технологический компонент состоит из набора инновационных технологий, методов, форм и средств, используемых преподавателем при проведении экспериментальной работы. Автору модели удалось спроектировать и успешно внедрить в практику диагностический комплекс, включающий в себя критерии, показатели и уровни сформированности ОУК у специалистов в области инфокоммуникационных технологий, а также реализовать на практике авторские методики, опросники, анкеты. Для анализа эмпирического материала, полученного в ходе экспериментальной работы, был использован математический аппарат, статистическая и рейтинговая обработка данных. Особое внимание, со стороны автора статьи, было уделено разработке и внедрению специальных программ для ЭВМ, обеспечивающих оперативную обработку данных по уровню сформированности ОУК обучающихся. Был разработан и внедрен цикл бесед, тематика которого непосредственно связана с формированием ОУК у будущих специалистов в области инфокоммуникационных технологий. Предметом обсуждения при проведении таких бесед были и вопросы, касающиеся стилей управления. Расширив свой кругозор, участвуя в беседах с преподавателем, обучающиеся усвоили, что авторитарный, демократический и другие стили руководства, являются теоретическими конструкциями, которые помогают человеку выработать свой стиль управления.

Становление управленца-руководителя как личности связано с его способностью осознавать свою социальную связь с другими людьми и подчинять свою жизнь

определенным обязанностям в выполнении совместной деятельности, осознать значимость персональной ответственности за принятие решений.

Вместе с тем ответственность управленца в обществе не остается отвлеченной идеей, а становится практической воспитательной задачей. Одной из характерных особенностей зрелой и ответственной в обществе личности является ее способность взять на себя ответственность за реализацию решения. Именно в юности, в период профессионального становления личности, способность принимать сложные решения должна значительно возрастать на фоне когнитивных изменений личности. Ответственность же заключается в данном случае в персональной готовности следовать своим решениям. Особую роль при этом имеют такие средства успешного развития, как коллектив, его цели, общественное мнение, система дальних, средних и ближних перспектив, общая деятельность личности и коллектива. Чем личность старше, тем эта естественная ответственность должна быть для него обязательнее и привычнее [Кошелева и соавт. 2008; Кошелева 2009; Меркулов и соавт. 2016]. Проблемы современности требуют объединения усилий многих людей, совместно осуществляющих их решение. Поэтому управленец-руководитель должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.

Требования к руководителям всех уровней, по мнению многих современных ученых, заключается в том, что руководители должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и содержанию их труда (Ю.Ю. Зеленков, П.В. Логинов, И.В. Коваленко и др.). Но предпочтение отдается личной зрелости руководителя-управленца.

Личная зрелость является интегральной характеристикой личности, включающей в себя ценностные, значимо-смысловые, потребностно-мотивационные, функционально-энергетические, инструментально-операциональные и установочно-диспозиционные личностные характеристики (А. О. Кошелева). В процессе ее достижения личность должна овладеть социальными техниками приспособления к институциональным аспектам ситуации (в профессиональной сфере, коллективе). При этом социально-зрелая личность руководствуется тем или иным смыслом жизни, который как психическое образование включает в себя систему сдержек и противовесов подчинения человека «внешнему» и «внутреннему». Личная зрелость руководителя свидетельствует о сформированности регулятивных механизмов профессионализации в целом и регуляции своей конкретной профессиональной деятельности [Дулепова и соавт. 2016; Кошелева и соавт. 2008; Кошелева 2009]. Она оценивается по уровню сформированности механизмов планирования личностью своей деятельности, программирования конкретных действий, оценки полученных результатов. От компетентных руководителей требуется способность эффективно управлять собой и своим временем, определять свои личные ценности и приоритеты в управленческой деятельности.

На руководителей возлагаются многообразные задачи, диктуемые конкретными условиями профессиональной деятельности [Кошелева 2009; Морозов 2003]. Однако всем им приходится выполнять общие функции, свойственные статусу руководителя, к которым относятся административные, воспитательные и общественные обязанности. Для руководителя исключительно важно такое качество, как работоспособность, главное - уметь ее поддерживать и восстанавливать свои силы. Об этом важно знать будущему управленцу, так как по окончании вуза выпускник становится носителем собственной, индивидуальной профессиональной культуры [Дулепова и соавт. 2016; Кошелева и соавт. 2008]. Поэтому при проведении инновационных игр, как показывает практика преподавания в вузе, необходимо знакомить будущих специалистов-

управленцев с методиками решения управленческих проблем (мозговая атака, синектика, «горизонтальное» мышление и др.).

Таким образом, разработанные и успешно реализованные в образовательном процессе военного вуза авторская модель формирования ОУК у будущих специалистов в области инфокоммуникационных технологий, цикл тематических бесед, деловые и инновационные игры, специальные программы для ЭВМ позволили получить положительные результаты при проведении экспериментальной работы. Не вызывает сомнений, что подготовке специалистов в вузах с высоким уровнем сформированности организационно-управленческой компетентности принадлежит ведущая роль в процессах технологической модернизации российской экономики. Только компетентные и конкурентоспособные специалисты смогут создать опережающий научно-технологический задел на приоритетных направлениях научно-технологического развития страны.

Библиографический список

Бояшова С.А. Методика разработки тестов для автоматизированных систем тестирования, обеспечивающих сертификацию специалистов в области информатики и информационно-коммуникационных технологий // Качество инновации образование. 2009. № 5. С. 12-17.

Бражник О.Ю., Ильина И.В. Полисубъектное управление развитием профессиональной переподготовки руководителей общеобразовательных организаций на муниципальном уровне // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 1 (45). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/050-021.pdf (дата обращения: 13.06.2018).

Исаев А.П., Плотников Л.В. Технология сквозного проектирования в подготовке инженерных кадров // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 59-67.

Коваленко И.В., Логинов Ю.Ю., Зеленков П.В. Подготовка инженеров с использованием проектно-ориентированного обучения // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 5-11.

Дулепова Ю.В., Кошелева А. О. Шевченко О.И. Формирование общекультурных компетенций обучающихся в вузах средствами технологии модульного обучения // Современные образовательные технологии. Кн. 4. Новосибирск: Изд-во ЦРНС. 2016. С. 11-49.

Кошелева А. О., Вершков А.С., Пантюхин Г.Н. От профессионально ориентированной технологии формирования управленческой компетентности к личностной зрелости // Образование и общество. Орел, 2008. № 5 (52). С. 23-27.

Кошелева А. О. Концептуальные подходы к подготовке личностно-зрелого специалиста в условиях вуза // Высшее образование сегодня. 2009. № 3. С. 71-73.

Меркулов П.А., Вершков А.С., КошелеваЕ.А. Актуальные проблемы подготовки военных инженеров // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 4. С. 54-62.

Морозов А.В. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Академический Проспект, 2003. 336 с.

Овчинников Г.К. К вопросу о философии всеобщей инженерии и образовательных технологий // Almamater. 2015. № 5. С. 76-85.

Урбанович А.А. Психология управления: учеб. пособие. Мн.: Харверст, 2007. 640 с.

Чучалин А., Боев О. Требования к компетенциям выпускников инженерных программ // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 25-29.

Чучалин А.И. Модернизация трехуровнего инженерного образования на основе ФГОС 3 ++ и CDIO ++ // Высшее образование в России. 2018. № 4. С. 22-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.