Научная статья на тему 'Педагогическне условия формирования экологического мышления у студентов вузов в контексте экологического образования'

Педагогическне условия формирования экологического мышления у студентов вузов в контексте экологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ И СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ / ЗНАКОВО-КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ В САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СТУДЕНТА / ECOLOGICAL THINKING / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PERSONALITY-ORIENTED AND SYNERGETIC APPROACH IN ECOLOGICAL EDUCATION / SYMBOLIC-CONTEXTUAL EDUCATION / NEED FOR SELF-PERFECTION OF A STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кугушева Т. В.

Представлен комплекс педагогических условий, необходимых для реализации модели формирования экологического мышления у студентов вузов. Рассматривается их сущность, представлена матрица педагогических условий в процессе экологического образования, меры, обеспечивающие их реализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF ECOLOGICAL THINKING OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS IN THE CONTEXT OF ECOLOGICAL EDUCATION

A complex of pedagogical conditions necessary for realization of the model of Ecological Thinking of Students of Higher Educational Establishments has been presented. Their essence is considered, a matrix of pedagogical conditions in the process of ecological education and measures providing their implementation have been presented.

Текст научной работы на тему «Педагогическне условия формирования экологического мышления у студентов вузов в контексте экологического образования»

13. Magin, V.A. Model' sistemy professional'noj podgotovki specialistov po fizicheskoj kul'ture i sportu na osnove innovacionnyh tehnologij // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 2006. - № 4.

Статья поступила в редакцию 07.06.11

УДК 378.147

Kugusheva T.V. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF ECOLOGICAL THINKING OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS IN THE CONTEXT OF ECOLOGICAL EDUCATION. A

complex of pedagogical conditions necessary for realization of the model of Ecological Thinking of Students of Higher Educational Establishments has been presented. Their essence is considered, a matrix of pedagogical conditions in the process of ecological education and measures providing their implementation have been presented.

Key words: ecological thinking, pedagogical conditions, personality-oriented and synergetic approach in ecological education, symbolic-contextual education, need for self-perfection of a student.

Т.В. Кугушева, соискатель ИжГТУ, г. Чайковский, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИ) ЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИ) ЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В КОНТЕКСТЕ ЭКОЛОГИ) ЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Представлен комплекс педагогических условий, необходимых для реализации модели формирования экологического мышления у студентов вузов. Рассматривается их сущность, представлена матрица педагогических условий в процессе экологического образования, меры, обеспечивающие их реализацию.

Ключевые слова: экологическое мышление, педагогические условия, личностно-ориентированный и синергетический подходы в экологическом образовании, знаково-контекстное обучение, потребность в самосовершенствовании студента.

В понятийно-терминологическом словаре понятие «экологическое мышление» рассматривается как «установление причинно-следственных связей, вероятностных и прогностических, а также других видов связей, выяснение причин, сущности и путей решения проблем в ситуациях нравственного выбора и прогноза; основа правильного гражданского отношения к окружающей среде» [1, с. 86].

Современные изменения, происходящие в стране и мире, захватывают как экономическую, так и социальную сферы, что обуславливает необходимость формирования личности, которая должна обладать новым типом мышления. Человек должен быть способен к успешному, творческому и созидательному решению жизненных и профессиональных экологических проблем, встающих перед ним.

Поэтому, одной из задач высшего профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов, которые, во-первых, могут свободно владеть выбранной им профессией и быть готовыми к профессиональному и карьерному росту, а, во-вторых, уметь моделировать и прогнозировать будущее развитие общества и социоприрод-ных систем. Выпускник вуза должен уметь, на основе применения экологических знаний, принимать ответственные управленческие решения и реализовывать их на практике.

Экологическое образование - процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в обл. воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды. Термин введен на конференции, организованный Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1970 г. [2].

Занимаясь проблемой формирования экологического мышления у студентов вузов в контексте экологического образования, мы попытались определить комплекс педагогических условий, необходимых для эффективного функционирования модели экологического образования значимых, как для профессиональных, так и личностных качеств выпускника вуза.

Для выявления педагогических условий нами были намечены следующие пути:

> определение социального заказа общества высшей школе;

> анализ научной литературы и эффективного педагогического опыта по проблеме исследования.

В настоящее время общество испытывает потребность в высокообразованных специалистах, наряду с профессионализмом увеличилась потребность в людях с высокой общей культурой, сознательно принимающих решения и несущих ответственность за свои поступки. В связи с этим возросли требования к формированию личности современного выпускника.

На современном этапе образовательной системы экологическое образование является приоритетным направлением обучения и воспитания на всех образовательных уровнях. Согласно Указу Президента РФ № 889 от 4 июня 2008 года, предписана необходимость рассмотреть вопрос о включении в федеральные государственные образовательные стандарты основ экологических знаний [3].

Не стоит также забывать о существовании Закона «Об охране окружающей среды» № 7 от 10.01.2002 (изменения от 29.12.2010), который в главе XIII «Основы формирования экологической культуры» предписывает: «в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов...» [4].

В нашей работе предпринята попытка выявить комплекс педагогических условий для успешного освоения общекультурных компетенций в экологическом образовании.

Высшая школа на сегодня находится в стадии реформирования. При переходе в 2011 году на новый федеральный образовательный стандарт, предмет «экология» не будет входить в базовую часть преподаваемых дисциплин математического и естественнонаучного цикла. Компетенции, формирующие экологические знания и умения, должны быть сформированы либо в вариативной части, либо в курсах по выбору студента, которые определяет вуз.

Согласно новому стандарту, ориентирующемуся в целом на потребителя, большинство предметов формируется на основе запроса заказчика. В результате выбор дисциплин в большинстве будет сделан в пользу профессионального роста, а не в пользу общекультурных и общеобразовательных предметов [5].

Проведенное нами исследование ФГОС ВПО нового поколения показало, что среди 171 направления подготовки бакалавров всего лишь 36% (62 направления) имеют в базовой части дисциплин математического и естественнонаучного цикла предмет «экология». Необходимо отметить, что в большинстве случаев - это направления подготовки инженерно-технического характера (приборостроение и оптотехника, электронная техника, архитектура и строительство и др.) и естественных наук (биология, география, экология и природопользование и др.).

Подготовка и обучение профессиональных специалистов-экологов в высших учебных заведениях России ведется непосредственно в области классической экологии (на базе биологических и географических факультетов университетов), химической экологии (на химических факультетах вузов) и инженерной экологии (в технических вузах). Тем не менее, в настоящее время современному обществу требуются специалисты, имеющие общекультурное и профессиональное представление в области экологии: преподаватели, менеджеры, юристы, социальные работники, специалисты сельского хозяйства и другие, подготовка которых не предусмотрена образовательным стандартом.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу и литературу, отражающую вопросы экологического образования и воспитания, мы пришли к выводу, что актуальность формирования экологического мышления у студентов вузов признана многими исследователями: С. Н. Глаза-чевым, В.И. Вернадским, С.В. Клубовым, О.В. Овсянниковой, Л.Л. Прозоровым. Методологические основы разработки педагогических условий отражены в трудах Ю.К. Бабанского, А.С.Белкина, Н.Д. Богдановской, В. Л. Муравьева, В.В. Нестерова, Л.П. Качалова, Н.Ю.Посталюк, И.П.Подласого и др. Для успешного процесса формирования экологического мышления необходимо создать определенные педагогические условия в образовательном процессе.

Понятие «условие» относится к числу философских категорий, которое трактуется, во-первых, как среда, в которой человек пребывает и не может существовать, а во-вторых, как обстановка, где что-либо происходит [6]. Педагогические же

условия - это «обстановка, при которой компоненты учебного процесса представлены в наилучшем взаимодействии и которая дает возможность учителю плодотворно работать, руководить учебным процессом, а учащимся - успешно трудиться» [7, с. 125].

На основе разработанной нами модели формирования экологического мышления у студентов вузов, которая должна обеспечивать формирование разумного и ответственного отношения к природному и социальному миру в результате трансформации идеалов в глубокие личностные потребности, был разработан комплекс педагогических условий, которые были поделены на группы:

1. педагогические условия, относящиеся к личностной характеристике обучающихся и детерминирующие обучающий процесс (личностно-ориентированный подход в обучении);

2. педагогические условия, формирующие отношение обучающегося к собственной деятельности (формирование потребности в самосовершенствовании студента вуза);

3. педагогические условия, основывающие образовательный процесс, его обстоятельства и деятельность (применение синергетического подхода в экологическом образовании, применение в образовательном процессе у студентов вуза знаково-контекстной технологии);

4. педагогические условия, обеспечивающие учебновоспитательный процесс (формирование различных видов и форм контроля для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки, формирования экологического мировоззрения и мышления).

Цель образовательного процесса - субъект индивидуальный (дошкольник, школьник, студент) и субъект коллективный (класс, группа), поэтому на наш взгляд предлагаемые педагогические условия не являются рядоположными, их возможно представить в виде матрицы, уровни которой отражают степень близости к субъекту педагогической деятельности в рамках исследуемой нами модели формирования экологического мышления (таблица 1).

Таблица 1

Матрица педагогических условий реализации модели формирования экологического мышления у студентов вузов

Уровень образовательного процесса Педагогическое условие Компоненты , формирующие педагогические условия

Отношение обучающегося к экологической деятельности Коммуникабельность Взаимодействие обучающегося с окружающей средой (ОС) Взаимоотношение педагог-обучающийся

В группе С педагогами

1.Личностная характеристика обучающегося Личностноориентированный подход в обучении Уровень подготовленности обучающегося, его способность к осуществлению деятельности Способность обучающегося к общению с одногруппниками Способность обучающегося к общению с педагогами Опыт взаимодействия обучающихся с ОС Ожидание обучающегося от деятельности педагога

2. Отношение обучающегося к собственной деятельности Формирование потребности в са-мосовершен-ствовании обучающегося вуза Субъективное отношение к экологической деятельности Отношение обучающегося к взаимоотношению в вузе, группе Отношение обучающегося к педагогам вуза Формирование экологического мышления в процессе обучения Отношение к экологической деятельности педагога

З.Образовател ьный процесс, его обстоятельства и деятельность Применение синергетического подхода в экологическом образовании Стремление к единой цели на всех уровнях экологического образования Межличностные взаимоотношения в группе Взаимоотношение «педагог+ обучающийся» Характеристика взаимодействия образовательного учреждения с ОС Возможность регулярного сотрудничества с педагогом

Применение в образовательном процессе у студентов вуза знаковоконтекстного метода обучения Способность и умение практического применения теоретических знаний Управление процессом вза-иммотношения в группе Взаимоотношения между педагогом и обучающимся Проектирование обучающегося при взаимодействии с ОС Практическая деятельность с совместной деятельностью педагога

4. Обеспече- Формирование Методическое Преобразование Кадровое Нормативное Материальное

ние учебно- различных видов и обеспечение учеб- параметров обеспече- обеспечение обеспечение

воспитатель- форм контроля ного процесса взаимоотноше- ние (нали- образовательно- деятельности

ного процесса ний в группе в чие спе- го процесса педагога

учебно- циалиста

воспитательный по дисцип-

процесс лине)

Современная система образования и воспитания должна создаваться с целью обеспечения эффективности подготовки личности для жизни в условиях существующей экологической ситуации, кроме того с необходимостью согласовывать потребности и действия общества с предельно-допустимыми нагрузками на природу. Выпускник вуза должен обладать экологическим мышлением и быть способен принимать эко-логически-оправданные решения не только в области специализации, но и в жизненных, житейских проблемных ситуациях. Эффективное экологическое образование необходимо ори-

ентировать на практику, что, несомненно, повысит культуру общества и, как следствие, приведет к улучшению состояния окружающей среды.

Разработанная нами матрица педагогических условий в экологическом образовании высших учебных заведений позволит реализовать модель формирования экологического мышления у студентов вузов. Преподаватель, вовлеченный в образовательный процесс дисциплины, является ответственным за реализацию условий, что должно быть отмечено в индивидуальном плане преподавателя.

Библиографический список

1. Клубов С.В. Геоэкология: русско-английский понятийно-терминологический словарь / С.В. Клубов, Л.Л. Прозоров. -М.: Научный мир, 2002.

2. Снакин, В. В. Экология и охрана природы: Словарь-справочник. - М.: Академия, 2000.

3. Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 (е) "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики".

4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды" (дополнен и принят ГД ФС РФ 20.12.2001). - Гл. XIII.

5. Коршунов С. В. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / под ред. С.В. Коршунова. - М.: МИПК МГТУ им.

Н. Э. Баумана, 2010.

6. Апарина Ю.И. Педагогические условия формирования адаптивной речи студентов - будущих учителей начальных классов и иностранного языка: автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 2006.

7. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический процесс. - М.: Просвещение, 1982.

Bibliography

1. Klubov S.V. Geo]kologiya: russko-anglijskij ponyatijno-terminologicheskij slovar' / S. V. Klubov, L. L. Prozorov. - M.: Nauch-nyj mir, 2002.

2. Snakin, V.V. kologiya i ohrana prirody: Slovar'-spravochnik. - M.: Akademiya, 2000.

3. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 4 iyunya 2008 g. N 889 (e) “O nekotoryh merah po povysheniyu ]nergeticheskoj i ]ko-logicheskoj effektivnosti rossijskoj ekonomiki”.

4. Federal'nyj zakon ot 10.01.2002 N 7-FZ (red. ot 29.12.2010) “Ob ohrane okruzhayuschej sredy” (dopolnen i prinyat GD FS RF 20.12.2001). - Gl. XIII.

5. Korshunov S.V. Proektirovanie osnovnyh obrazovatel'nyh programm vuza pri realizacii urovnevoj podgotovki kad-rov na osnove federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov / pod red. S. V. Korshunova. - M.: MIPK MGTU im. N. . Baumana, 2010.

6. Aparina Yu.I. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya adaptivnoj rechi studentov - buduschih uchitelej nachal'nyh klas-sov i in-ostrannogo yazyka: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2006.

7. Babanskij, Yu.K. Optimizaciya processa obucheniya: obschedidakticheskij process. - M.: Prosveschenie, 1982.

Статья поступила в редакцию 07.06.11

УДК 374.1

Medvedev I.F. CONTENT AND TECHNOLOGIES OF SELF-EDUCATION OF STUDENTS IN TECHNICAL UNIVERSITY. In the article main characteristics of self-educational activity, their specificity and varieties are determined; potentialities of application of modern pedagogical technologies in theory and practice of self-education are investigated; integration of self-education technologies in training process is substantiated.

Key words: objects and kinds of self-educational activity, knowledge and abilities of self-education, self-educational competence, self-educational technologies.

И.Ф. Медведев, зав.каф. ЧИПС, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИ) ЕСКОМ ВУЗЕ

В статье уточняются основные характеристики самообразовательной деятельности, их специфика и разновидности; исследуются возможности применении современных педагогических технологий в теории и практике самообразования; обосновывается интеграция технологий самообразования в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.