Научная статья на тему 'Формирование профессиональной ответственности у студентов ССУЗ технического профиля за обеспечение экологической безопасности'

Формирование профессиональной ответственности у студентов ССУЗ технического профиля за обеспечение экологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРИНЦИПЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PROFESSIONAL RESPONSIBILITY / ECOLOGICAL FORMATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PRINCIPLES / SELF-ACTUALIZATION / PROGRAM OF THE SELF-DEVELOPMENT / ECOLOGICAL SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зялаева Резеда Гулюсовна

Автор рассматривает педагогические условия повышения эффективности экологического образования и воспитания по формированию профессиональной ответственности за обеспечение экологической безопасности предприятия у студентов ссуз технического профиля. Акцент сделан на реализацию воспитательного потенциала содержания базового компонента экологического образования, использование педагогических средств, форм и методов самоактуализации личности, разработку программы саморазвития студента по формированию профессиональной ответственности за обеспечение экологической безопасности предприятия. Представлены результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зялаева Резеда Гулюсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Author considers the pedagogical conditions of increasing to efficiency of the ecological formation and education on shaping of professional responsibility for provision of ecological safety of the enterprise beside future specialist average звена technical profile. The Accent is made on realization воспитательного potential of the contents of the base component of the ecological formation; use the pedagogical facilities, the forms and methods self-actualization to personalities and development of the program self-regulation student on shaping of professional responsibility for provision of ecological safety of the enterprise. The Presented results of the study.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной ответственности у студентов ССУЗ технического профиля за обеспечение экологической безопасности»

СРШСЕ CTfönAAbtiOf 06PA30Mffllt 0111)11, П1>СО>Е>Л-ЕЛЛЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ССУЗОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Р.Г. Зялаева

Автор рассматривает педагогические условия повышения эффективности экологического образования и воспитания по формированию профессиональной ответственности за обеспечение экологической безопасности предприятия у студентов ссузов технического профиля. Акцент сделан на реализацию воспитательного потенциала содержания базового компонента экологического образования, использование педагогических средств, форм и методов самоактуализации личности, разработку программы саморазвития студента по формированию профессиональной ответственности за обеспечение экологической безопасности предприятия. Представлены результаты исследования.

Ключевые слова: профессиональная ответственность, экологическое образование, педагогические условия, принципы, воспитательный потенциал, самоактуализация, программа саморазвития, экологическая безопасность.

The Author considers the pedagogical conditions of increasing to efficiency of the ecological formation and education on shaping of professional responsibility for provision of ecological safety of the enterprise beside future specialist average звена technical profile. The Accent is made on realization воспитательного potential of the contents of the base component of the ecological formation; use the pedagogical facilities, the forms and methods self-actualization to personalities and development of the program self-regulation student on shaping of professional responsibility for provision of ecological safety of the enterprise. The Presented results of the study.

Keywords: professional responsibility, ecological formation, pedagogical conditions, principles, self-actualization, program of the self-development, ecological safety.

На современном этапе одна из приоритетных задач педагогической науки в продвижении решений экологических проблем — это формиро-

вание профессиональной ответственности у будущего специалиста за обеспечение экологической безопасности предприятия. Данное обстоятельство

определило проблемное поле нашего исследования. Цель исследования была направлена на выявление педагогических условий формирования профессиональной ответственности у студентов ссузов технического профиля, необходимых и достаточных для успешного осуществления профессиональной подготовки, отвечающей квалификационным требованиям обеспечения экологической безопасности на производстве.

Под профессиональной ответственностью за обеспечение экологической безопасности предприятия мы понимаем профессионально обусловленное морально-правовыми рамками интегральное системное качество социально-ориентированной личности специалиста, способной предвидеть и оценить прогнозируемую ситуацию, влиять на процесс и результаты профессиональной деятельности, через отношение к трудовым обязанностям и требованиям экологической безопасности предприятия [1].

В процессе проведенной исследовательской работы выявлены следующие педагогические условия эффективности формирования профессиональной ответственности за обеспечение экологической безопасности предприятия у студента ссуза технического профиля:

• воспитательный потенциал содержания дисциплин экологического цикла адекватен процессу формирования профессиональной ответственности;

• педагогические средства, формы и методы реализации воспитательного потенциала содержания базового компонента экологического образования способствуют формированию профессиональной ответственности;

• личностная программа самораз-120

вития по формированию профессиональной ответственности учитывает квалификационные требования и перспективные тенденции развития производства.

Практическому подтверждению выдвинутых педагогических условий формирования профессиональной ответственности была посвящена опытно-экспериментальная работа, которая проводилась в 2005 — 2009 годах на базе Казанского авиацион-но-технического колледжа имени П.В. Дементьева.

Системообразующая роль в междисциплинарной генерализации (обобщении, уплотнении, систематизации и интеграции) экологической информации, в реализации воспитательного потенциала отводится содержанию спецкурса «Экологические основы рационального природопользования».

В этой связи важным аспектом является разработка принципов формирования содержания базового компонента экологического образования, адекватного процессу формирования профессиональной ответственности. В контексте проблемы исследования мы выделяем следующие принципы:

• оптимизация и соответствие социальным запросам;

• целостность и единство системы экологического образования и воспитания;

• проблемность и вариативность;

• субъектная модальность;

• психологическая включенность;

• эстетическое освоение и самоценность природных объектов;

• интеграция стратегии экологической целесообразности в структуру будущей профессиональной деятельности [1].

Разработанное содержание на основе вышеобозначенных принципов ориентирует познавательную активность личности, которая имеет как внешнюю, так и внутреннюю сторону. Ее внешнюю сторону представляет результативность учебно-познавательной деятельности в пределах заданного времени деятельности. Внутреннюю сторону активности составляют потребностно-мотивационная сфера, умственные, физические и нравственно-волевые усилия субъекта, направленные на достижение цели обучения, его стремление реализовать свои познавательные возможности. Учитывая данное обстоятельство в качестве эффективного педагогического инструментария по формированию профессиональной ответственности у студентов ссузов, мы рассматривали педагогические средства, формы и методы, способствующие самоактуализации личности в учебно-воспитательном процессе, эстетическому освоению природы, самореализации внутреннего потенциала социально-ориентированной безопасной личности; формированию субъектного опыта безопасной жизнедеятельности, профессиональной ответственности за сохранение и бережное отношение к окружающей природной среде.

Процесс реализации педагогической практики по формированию профессиональной ответственности у студента ссуза показал эффективность разработанного нами метода соподчиненной зависимости. Данный метод реализуется в рамках проектного обучения. Суть заключается в самореализации личности обучающегося в малых группах (творческих коллек-

тивах) с соподчиненной зависимостью, мотивированной на достижение общего, положительного результата. При этом самоактуализация личности основывается на индивидуальном подходе, который в нашем исследовании предусматривает разработку программ саморазвития студента.

В качестве теоретико-методологической основы разработки программы саморазвития личности студента мы рассматриваем синергетическую концепцию самоорганизации и саморазвития открытых систем.

Синергетический подход выступает интегратором системно-функционального подхода к деятельности преподавателя, системно-ролевого подхода к процессу воспитания и самовоспитания и аксиолого-отношенческого подхода к содержанию воспитания [2].

Программа саморазвития личности студента по формированию профессиональной ответственности за обеспечение экологической безопасности предприятия предусматривает:

• психолого-педагогическое сопровождение процесса саморазвития;

• самостоятельное получение востребованных экологических знаний, умений и навыков по обеспечению экологической безопасности;

• освоение технологий самодиагностики;

• конструирование «Я-концепции» безопасной личности;

• корректировку профессиональных диспозиций на соответствие требованиям экологической безопасности;

• проектирование индивидуальной траектории саморазвития будущего специалиста.

В структуре личностной программы саморазвития студента мы выделяем

три блока, такие как: информационно-содержательный, функциональный и процессуальный.

Информационно-содержательный блок включает востребованные экологические знания, умения и навыки. Аксиолого-отношенческий подход к содержанию личностной программы саморазвития студента ориентирует профессиональную подготовку будущего специалиста на основе гуманистических ценностей, учета индивидуальных особенностей самоорганизации и саморазвития личности, ее отдельных качеств, среди которых мы выделяем профессиональную ответственность специалиста за обеспечение экологической безопасности.

Функциональный блок личностной программы саморазвития студента предусматривает реализацию системно-ролевого подхода к процессу самообразования и самовоспитания, включает планирование и поэтапную самостоятельную деятельность студента.

Деятельность педагога в личностной программе саморазвития студента представлена процессуальным блоком и проявляется, прежде всего, в управлении процессом саморазвития. Процессуальный блок программы предусматривает психолого-педагогическое сопровождение процесса саморазвития личности, включает основные управленческие функции педагога.

Целевым результатом реализации личностной программы саморазвития студента является высокий уровень сформированности профессиональной ответственности за обеспечение экологической безопасности предприятия.

В ходе реализации выявленных педагогических условий по формированию профессиональной ответствен-122

ности за обеспечение экологической безопасности предприятия у студента ссуза технического профиля получены следующие результаты опытно-экспериментальной работы:

1. На этапе констатирующего эксперимента из 152 студентов только 19,1% опрошенных оценивают себя как ответственных, с развитым чувством долга за сохранение окружающей природной среды; 51,3% считают, что обладают чувством ответственности за сохранение природы, но не достаточно уверены в принятых решениях; 29,6% опрошенных склонны к спонтанным, непоследовательным и экологически необоснованным решениям, что характеризует их как не способных в принципе принимать волевые решения.

2. Зависимость характера отношения к профессии с ответственным поведением личности в сфере профессиональных обязанностей нашло свое экспериментальное подтверждение. Проведенный в начале эксперимента опрос студентов контрольной и экспериментальной группы выявил большой процент отрицательных (КГ-27,8%; ЭГ-31,2%) и неопределенных (КГ-15,3%; ЭГ-16,4%) ответов на вопрос: «Считаете ли вы возможным самореализоваться в сфере будущей профессиональной деятельности?», что свидетельствует об отсутствии четких представлений о специфике избранной профессии, о перспективах профессионального роста и требованиях в сфере профессиональных обязанностей, профессионального интереса и жизненных планов в сфере будущей профессиональной деятельности.

3. На основании проведенного опроса и анализа полученных резуль-

татов нами было выявлено три типа отношений студентов к своей будущей профессии.

Первый тип — отношение к своей профессии носит активный характер, студенты ответственны и требовательны к себе.

Второй тип — отношение скорее активное, чем пассивное, студенты осознают важность профессии, но не всегда активно включаются в познавательную деятельность, проявляют сомнения в своих способностях.

Третий тип — отношение скорее пассивное, чем активное, эти студенты, как правило, несамостоятельны в выборе профессии, учебного заведения, плохо представляют сферу будущей профессиональной деятельности.

Проведенное исследование позволило нам выявить приоритеты учебно-воспитательной деятельности по формированию профессиональной ответственности за обеспечение экологической безопасности предприятия у студента ссуза технического профиля.

В качестве важнейшей составляющей эксперимента мы определили формирование у студентов экспериментальной группы четких представлений о структуре будущей профессиональной деятельности, перспективах профессионального роста и самореализации в профессиональной сфере, роли экологической безопасности в повышении конкурентоспособности предприятия, востребованных экологических знаниях, умениях и навыках, профессионально значимых качествах специалиста технического профиля. В течение первого курса в экспериментальной группе в соответствии с квалификационными требованиями проводилась разработка

индивидуальных программ саморазвития студентов. В процессе проектирования «Я-концепции» безопасной, социально-ориентированной личности будущего специалиста технического профиля в качестве главного ориентира мы рассматривали освоение и принятие стратегии безопасной жизнедеятельности в сфере профессиональной деятельности, повышение экологической культуры производства, толерантное взаимодействие и международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Для оценки уровня сформирован-ности профессиональной ответственности за обеспечение экологической безопасности предприятия у студента ссуза технического профиля нами была разработана анкета, позволившая получить следующие группы данных:

• об уровне профессиональной направленности студента ссуза технического профиля;

• об уровне сформированности у студента экологических умений и навыков, востребованных в сфере будущей профессиональной деятельности;

• об уровне сформированности системы ценностей личности, значимых для обеспечения экологической безопасности;

• о степени сформированности и готовности к профессиональному росту и саморазвитию безопасной личности будущего специалиста.

С учетом вышеобозначенных показателей мы определили трехуровневую градацию сформированности профессиональной ответственности за обеспечение экологической безопасности предприятия у студента ссуза технического профиля.

Низкий уровень — характеризу-

ется случайным или несамостоятельным выбором профессии, низкой экологической культурой личности, неосознанностью профессиональных функций по обеспечению экологической безопасности предприятия, отсутствием потребностей в самообразовании и самовоспитании, слабой выраженностью волевых качеств в преодолении трудностей, неумением самостоятельно принимать решения, организовать деятельность в учебно-воспитательном процессе.

Средний уровень — сущностные признаки профессиональной ответственности за обеспечение экологической безопасности предприятия выражены в достаточной мере, студент имеет четкое представление об экологической составляющей будущей профессиональной деятельности, характеризуется определившимися профессиональными интересами, стремлением проникнуть в специфику функциональных обязанностей по

По итогам эксперимента коэффициенты основных характеристик / параметров/ сформированности профессиональной ответственности за обеспечение экологической безопасности предприятия у студентов в экспериментальной и контрольной группе повысились. Математическое обоснование достоверности оценок ре-

обеспечению экологической безопасности предприятия, освоить инновационные технологии, повысить конкурентоспособность и экологическую эффективность предприятия.

Высокий уровень — почти все диагностические признаки имеют четко выраженный характер. Этот уровень характеризуется заинтересованным отношением к профессии, осознанием социальной значимости труда, наличием нравственных убеждений, системы ценностей и волевых качеств, детерминирующих экологически безопасное поведение личности специалиста, сформированностью устойчивой потребности в постоянном профессиональном самосовершенствовании, повышении профессионального интеллекта, профессионального мышления, организаторских способностей, в быстрой психологической адаптации в практических ситуациях.

Полученные результаты эксперимента представлены в таблице 1.

зультатов опытно-экспериментальной работы проводилось методом математической статистики.

Проверка эффективности педагогических условий эксперимента с использованием критерия Пирсона (Х2 хи-квадрат) показала по результатам выполненных расчетов, что значение статистики критерия Х2эмп. составило

Таблица №1

Уровни диагностических признаков ЭГ (47 чел.) КГ (38 чел.)

1 курс ^курс 1 курс IV курс

Ко-во % Ко-во % Ко-во % Ко-во %

Высокий: +2 — (+ 0,7) 2 4,7 11 25,6 2 4,7 - -

Средний: +0,7 —(— 0,6) 28 65,1 32 74,4 31 72,1 40 93

Низкий: — 0,7 — (— 2) 13 0,2 - - 10 23,2 3 7

11,52. Критические значения статистики используемого критерия для числа степеней свободы V = 3 - 1 = 2 соответственно равно: 5,991 для Р < 0,05 Х2кр. = 9,210 для Р < 0,01 Таким образом, по результатам расчета Х2эмп>Х2кр. для уровня значимости Р < 0,01. На основании полученных результатов можно утверждать, с достоверностью 95%, уровень сформированности профессиональной ответственности за обеспечение экологической безопасности предприятия у студентов в экспериментальной и контрольной группе имеют закономерный характер. Такой закономерной причиной, мы считаем, является реализация в ходе эксперимента выявленных

педагогических условий по формированию профессиональной ответственности за обеспечение экологической безопасности предприятия у студента ссуза технического профиля.

Литература:

1. Деребо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов н/Д.: Феникс, 1996.—480 с.

2. Масленникова В.Ш. Концептуальные подходы к организации воспитательной деятельности педагога по формированию социально-ориентированной личности в системе среднего профессионального образования. — Казань: ИПП ПО РАО, 2008.— 79 с.

3. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему. /Отв. ред. Н.Б. Пугачева.-Казань: Идел-Пресс, 2008. - 608 с.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО-ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

А.М. Сафина

В данной статье автор рассматривает проблемы изучения историко-эпических произведений в татарской литературе в образовательных учреждениях. Также исследуются научно-теоретические и методические аспекты их изучения.

Ключевые слова: принцип обучения, метод обучения, историко-эпическое произведение, педагог, учащиеся.

This article is dedicated to the teaching problems of historical-epic works on Tatar literature at educational institutions. Scientific and theoretical, methodical aspects of these works study are to be considered.

Key words: principle of education, method of education, historical-epic work, teacher, pupils.

Воспитание молодого поколения -многогранный и сложный процесс, большую роль в котором играют общество, семья и образовательное учреждение. Каждый учебный предмет воспитывает по-своему. Но наибольшая роль в деле воспитания под-

растающего поколения принадлежит литературе, которая является одним из эффективных средств его нравственного и эстетического воспитания. Это можно проследить при изучении историко-эпических произведений в образовательных учреждениях на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.