Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СОСТАВОВ СМЕШАННОГО ТИПА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СОСТАВОВ СМЕШАННОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
167
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНСАМБЛЬ / ТРИО / КВАРТЕТ / ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ФОРТЕПИАНО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Грайфер Ирина Александровна

В статье на примере избранных сочинений для камерно-инструментальных составов смешанного (неканонического) типа показаны на уровне определений проблемы сочетания струнных и духовых инструментов с фортепиано. Дан обзор основных сочинений, написанных для различных ансамблей смешанного типа, включая сочинения для скрипки, флейты и фортепиано; скрипки, трубы и фортепиано; кларнета, виолончели и фортепиано и других инструментов.Представленный в статье репертуар входит в программу дисциплины «Камерный ансамбль» и был апробирован в ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова в классах камерного ансамбля на кафедре «Ансамбль».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL REPERTOIRE FOR CHAMBER INSTRUMENTAL COLLECTIVES OF MIXED TYPE

The article studies the examples of selected compositions for chamber instrumental collectives of mixed (non-canonical) type and at the level of definitions shows the main problems of combining string and wind instruments with the piano. It also observes the main compositions written for different ensembles of mixed type, including compositions for violin, flute and piano; violin, trumpet and piano; clarinet, cello and piano and others. The whole repertoire is included in the educational program of the discipline “Chamber ensemble” and was tested in the classes of chamber ensemble of the department “Ensemble” in the State Musical Pedagogical Institute named after M. M. Ippolitov-Ivanov.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СОСТАВОВ СМЕШАННОГО ТИПА»

Грайфер Ирина Александровна

старший преподаватель Государственного музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова E-mail: i.grayfer@gmail.com

В статье на примере избранных сочинений для камерно-инструментальных составов смешанного (неканонического) типа показаны на уровне определений проблемы сочетания струнных и духовых инструментов с фортепиано. Дан обзор основных сочинений, написанных для различных ансамблей смешанного типа, включая сочинения для скрипки, флейты и фортепиано; скрипки, трубы и фортепиано; кларнета, виолончели и фортепиано и других инструментов. Представленный в статье репертуар входит в программу дисциплины «Камерный ансамбль» и был апробирован в ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова в классах камерного ансамбля на кафедре «Ансамбль». Ключевые слова: ансамбль, трио, квартет, духовые инструменты, струнные инструменты, фортепиано, педагогический репертуар

«Камерный ансамбль» является одной из самых важных дисциплин в модуле блока подготовки концертного исполнителя в учебном плане ФГОС ВО — 53.05.01

Педагогический репертуар для камерно-инструментальных составов смешанного типа

«Искусство концертного исполнительства» (специалитет) по специализациям «фортепиано», «концертные струнные инструменты» и «концертные духовые и ударные инструменты». В специализацию «концертные духовые и ударные инструменты» дисциплина «камерный ансамбль» была введена в ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Ива-нова относительно недавно, что и вызвало интерес к репертуару смешанных составов.

Программа дисциплины органично связана с другими специальными дисциплинами: «Специальный инструмент», «Фортепианный ансамбль», «Концертмейстерский класс», «Квартетный класс», «Духовой ансамбль». Она дополняет и обогащает исполнительский опыт студентов и требует применения всего комплекса знаний, умений и навыков, полученных в курсах вышеназванных музыкальных дисциплин. При этом «камерные жанры по своей природе благодарны для эксперимента, нахождения тонких деталей; они податливы, мобильны; в них легче, чем в жанрах монументальных "высветить" индивидуальные, специфические тембровые свойства каждого инструмента, найти новые приемы звукоизвлечения» [3, 346].

Одной из актуальных задач современного музыкального образования стало расширение камерно-инструментального репертуара, предназначенного для ансамблей смешанного (нетрадиционного) типа. Цель насто-

ящей статьи — представить сочинения разных стилей и разных жанров, апробированные в классах камерного ансамбля в ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Ива-нова.

Трио для флейты, скрипки и фортепиано

Цезарь Кюи. «Пять маленьких» дуэтов для флейты скрипки и фортепиано. Сочинение 1897 года, оно посвящено великим князьям Михаилу и Ольге. Как профессор фортификации и автор выдающихся трудов по этому предмету, Кюи был приглашен для чтения лекций наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также великим князьям. Михаил и Ольга на тот момент музицировали на нескольких инструментах. Для этого домашнего музицирования и были сочинены «Пять маленьких дуэтов» (по примеру старинных сонат, где бас-continuo практически не рассматривается как солирующий инструмент). Трио представляет собой разнохарактерные пьесы:

1. Подшучивание.

2. Колыбельная.

3. Скерцино.

4. Ноктюрн.

5. Вальс.

В одном регистре два высоких голоса очень гармонично слушаются в этом произведении благодаря использованию различных тембров: духового (флейтового) и струнного (скрипичного). Четкая артикуляция флейты в сочетании с певучим legato скрипки

13

современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ

создают гармоничный звуковой баланс. Определенную сложность при первичном изучении подобного репертуара вызывает единовременное взятие звука в начале фразы при специфичности взятия атаки разных инструментов.

Для этого же состава написаны три трио Б. Мартину, чешского композитора, не раз обращавшегося в своем творчестве к элементам барочного стиля. В таком необарочном стиле написаны «Прогулки» для скрипки, флейты и клавесина (фортепиано) и «Мадригал-соната». «Мадригал-соната» Б. Мартину для фортепиано, 14 флейты и скрипки создавалась в Америке в непростое военное время (1942). Соната двухчастна, и завершена ли она — не ясно. История создания этого сочинения такова: летом 1942

года композитор жил несколько месяцев в загородном американском предместье «Cape Cod», получив творческое задание написать несколько сочинений по случаю празднования 20-й годовщины Американской лиги композиторов. Незадолго до отъезда в предместье Мартину побывал на концерте французского флейтиста Жоржа Лорана, работающего в Бостонском симфоническом оркестре. Композитор был настолько вдохновлен мастерством и виртуозностью игры Лорана, что решил написать произведение для флейты. Однако первоначальная мысль создать Сонату для флейты и фортепиано преобразовалась в идею создания Трио-сонаты с участием флейты, фортепиано и скрипки. Так появилась «Мадригал-соната» в двух частях. Сонату для флейты и фортепиа-

но, посвященную Жоржу Лорану, Мартину напишет уже позже, через три года.

Сам композитор впоследствии признавался, что источником вдохновения послужило пение птиц в предместье «Cape Cod». Именно это отразилось в «Мадригал-сонате», где звуки флейты и скрипки как раз имитируют пение птиц.

Другое трио представляет из себя гораздо более «классическое» сочинение — это четы-рехчастная Соната для флейты, скрипки и фортепиано, которая была написана в 1938-м году. Существует версия, что сочинение создавалось по заказу участников «Marcel Moyse Trio» (скрипка, флейта, фортепиано), это же трио исполнило Сонату на волнах «Радио-Париж» в год ее создания.

Возможные варианты репертуара для данного состава:

Автор Произведение Сложность (от 1 до 3)

Бони М. Три пьесы для флейты, скрипки и фортепиано I

Ибер Ж. Две интерлюдии для флейты, скрипки и фортепиано I

Кюи Ц. Пять маленьких дуэтов для флейты, скрипки и фортепиано I

Мартину Б. «Мадригал-соната» для флейты, скрипки и фортепиано II

Мартину Б. Соната для флейты, скрипки и фортепиано II

Мартину Б. «Прогулки» для флейты, скрипки и клавесина (фортепиано) I

Трио для кларнета, скрипки и фортепиано

Безусловно, список произведений для данного состава возглавят два сочинения: «История солдата» Игоря Стравинского, сюита, которую композитор сделал на основе своей одноименной оперы-балета, переложив ее в 1919 году для скрипки, кларнета и фортепиано, а также трио Арама Хачатуряна (1932), юношеское сочинение, написанное им в студенческие годы. В этом ярком, с явными фольклор-

ными чертами сочинении кларнет часто имитирует звучание дудука (национального армянского инструмента), что требует от исполнителя определенного слухового опыта как в области звукоизвлечения, так и в части интерпретации метроритма.

Дариус Мийо. Сюита для скрипки, кларнета и фортепиано ор. 157Ь (1936). Это технически несложное, но очень яркое произведение, исполняется на государственных экзаменах в музыкальных училищах. Сочетание

барочной элегантности с элементами джаза — один из излюбленных приемов — отразилось в этом произведении наиболее полно. Четырехчастное произведение выстроено следующим образом: Увертюра, Дивертисмент, Jeu (Игра), Интродукция и Финал. Интересна третья часть, которая написана для дуэта скрипки и кларнета. Jeu — это бурный народный танец, основанный на непрерывно пульсирующем ритме. Мелодическая линия кларнета в среднем регистре оттеняется рельефной

линией «простонародного бренчанья» на скрипке.

Для данного состава также написаны: Трио Галины Устволь-ской (1949) и весьма непростые, но от этого еще более интересные «Контрасты» Белы Барто-ка — сочинение 1938 года, основанное на румынских и венгерских танцевальных мелодиях.

Трио для кларнета, альта и фортепиано1

Трио Es-dur, KV498 «Kegelstatt-Трио» В. А. Моцарта, написанное для кларнета, альта и фортепиано (Моцарт был первым композитором, использовавшим такой инструментальный состав), было

завершено, соответственно дате на рукописи, 5 августа 1786 года. Обстоятельства, при которых появилось «Kegelstatt-Трио», доподлинно не известны, однако его, возможно, назвали «кегельным», потому что именно в тот период Моцарт был страстно увлечен освоением трюков игры в кегли. А в начале трио при желании можно представить раскручивание руки перед броском мяча.

Макс Брух. 8 пьес для кларнета, альта (виолончели) и фортепиано ор. 83. На создание данного произведения композитора подтолкнуло знакомство Трио а-то11 Й. Брамса для кларнета, виолончели и фортепиано

ор. 114. Однако вместо виолончели Брух выбрал альт, возможно, благодаря родственным связям этого инструмента скрипке, для которой он написал свои лучшие произведения. Почти все пьесы (за исключением одной) созданы в минорных тональностях и отражают то лучшее, что присуще музыке Бруха: изысканный мелодизм, печальную грацию, легкость музыкального языка. При этом Брух гармонично выстраивает взаимодействие трех инструментов: ни в одной из пьес не создается впечатления нарушенного звукового баланса, неравноценности партий.

Брух М. Восемь пьес ор. 83 для фортепиано, кларнета и альта (виолончели) II

Моцарт В. А. Трио для фортепиано, кларнета (скрипки) и альта Es-dur II

Рейнеке К. Трио для кларнета, альта и фортепиано ор. 264 III

Франсэ Ж. Трио для кларнета, альта и фортепиано III

Холлендер А. Шесть характеристических пьес для кларнета, альта и фортепиано II

Шуман Р. «Сказочные повествования» для кларнета, альта и фортепиано II

15

Трио для кларнета, виолончели и фортепиано

В творчестве Людвига ван Бетховена мы встречаемся сразу с двумя сочинениями для данного состава. Первое — Трио Людвига ван Бетховена Б^ш для кларнета, виолончели и фортепиано, соч. 11 (так называемое Первое кларнетовое Трио), которое было создано в течение 1797-1798 гг. в Вене и посвящено знаменитому в то время кларнетисту Йозефу Бёру, с которым Бетховен не раз выступал в концертах как пианист. Трио было написано специально по заказу Бёра в качестве репертуарного произведения для концертов будущего сезона. Более того, Йозеф Бёр пожелал, чтобы в произведение была включена тема с вариациями

«Pria ch'io l'impegno». Второе сочинение — Трио Es-dur для кларнета, виолончели и фортепиано ор. 38 — это авторское переложение более раннего камерного сочинения — Септета для скрипки, альта, виолончели, кларнета, валторны, фагота и контрабаса. Первоначальную версию Бетховен обозначил опусом 20, а новому Трио присвоил опус 38. Те же шесть частей, как и в Септете, та же тональность, тот же менуэт и Andante с вариациями на тему песни рейнского лодочника «Ach Schiffer, lieber Schiffer», тот же мрачно вступающий финал — все осталось на своих местах, за исключением состава.

Имя выдающегося австрийского дирижера и композитора Александра фон Цемлинско-

го в музыкальном мире звучит не часто. А в классе камерного ансамбля и квартета можно услышать один-два из четырех написанных автором струнных квартетов, виолончельную Сонату, но чаще всего — Трио d-moll для кларнета, виолончели и фортепиано, ор. 3, которое, в сущности, и сделало имя его автора известным. Трио написано в 1896 году, есть скупые сведения о том, что учитель Цемлинского, великий Йоганнес Брамс, прослушал это сочинение и дал ему лестный отзыв. Имеется два варианта состава — со скрипкой и кларнетом (оригинал — с кларнетом). По настоянию известного издателя Зимрока Цемлинский приложил к трио скрипичную партию, поскольку сочинение для стандартного трио-состава,

современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ

ш

конечно, раскупалось бы луч- не просто скопировал партию струнного инструмента. Полу-ше. Композитор подошел к по- кларнета, а заново написал ее в чились два разных произведе-ставленной задаче серьезно и соответствии с возможностями ния на одни и те же темы.

Бетховен Л. Трио В-ёиг для кларнета (скрипки), виолончели и фортепиано ор. 11 III

Брамс И. Трио для фортепиано, кларнета (альта) и виолончели ор. 114 III

Цемлинский А. Трио для кларнета, виолончели и фортепиано III

Юон П. Трио для кларнета, виолончели и фортепиано или скрипки, альта и фортепиано ор. 18 № 3 II

В заключение статьи приведем дополнительный список репертуара для камерно-инструментальных составов смешанного типа:

16

Трио для флейты, виолончели и фортепиано

Вебер К. Трио для флейты, виолончели (фагота) и фортепиано III

Гайдн Й. Трио для флейты, виолончели и фортепиано II

Мартину Б. Трио для флейты, виолончели и фортепиано III

Черни К. Концертная фантазия для флейты, виолончели и фортепиано II

Трио, квартеты для различных составов

Бетховен Л. Трио G-dur для фортепиано, флейты и фагота III

Гепферт К. Трио для кларнета, фагота и фортепиано ор. 75 II

Глинка М. Патетическое трио для кларнета, фагота и фортепиано II

Жиноват А. «Треснувшее зеркало» Трио для скрипки, валторны и фортепиано III

Онеггер А. Рапсодия для фортепиано, двух флейт и кларнета III

Сен-Санс К. Каприччио на датские и русские темы для флейты, гобоя, кларнета и фортепиано II

Тамберг Э. «Прелюдия и метаморфоза» для скрипки, валторны и фортепиано II

Хиндемит П. Трио для фортепиано, альта и саксофона III

Эйшен М. Трио для фортепиано, скрипки и саксофона II

Примечания 1 Как ни странно, но это не самый редкий состав, хотя альт часто заменяется на кларнет и наоборот.

Литература 1. Жохова А. А. Камерный ансамбль: программа для форте-

пиано и оркестрового факультетов музыкальных вузов. 2-е изд., доп. СПб., 2006. 48 с.

2. Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство / ред.-сост. К. Х. Аджемов. М.: Музыка, 1979. 166 с.

3. Раабен Л. Камерная инструментальная музыка // Музыка

XX века: очерки в 2 частях, Ч. 2. Кн. 3. М.: Музыка, 1980.

4. Description by Jeremy Grim-shaw [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. allmusic.com/composition/ suite-for-violin-clarinet-piano-op-157b-mc0002366276 (дата обращения: 15.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.