ПЕРЕВОДЫ
УДК 788.3
М. В. Аунс
РАЗВИТИЕ РЕПЕРТУАРА ДЛЯ КЛАРНЕТА
Перевод статьи «Развитие репертуара для кларнета» британского автора Джо Рис-Девис публикуется на русском языке впервые. Статья была издана в сборнике «Кларнет» в серии Кембриджского университета. Эта книга является практическим руководством в мире кларнета. В сборнике раскрывается историческое развитие инструмента на протяжении трех столетий. Дж. Рис-Девис долгое время работала библиотекарем Общества кларнета и саксофона Великобритании, совмещая эту деятельность с исполнительством и преподаванием. В настоящее время она является редактором ежеквартального журнала, издаваемого Обществом. Ее репертуарные списки для кларнета и переводы известны в большинстве стран Европы.
Данная статья представляет интерес как важная информация для студентов и исполнителей на кларнете, так как комплексно охватывает историю репертуара от его истоков до наших дней не только для кларнета соло (концерты, короткие в разнообразных стилях, отображающие настроения фантастические пьесы), но и ансамблевые, камерные сочинения (сонаты, дуэты, трио).
Автор, опираясь на обширнейший материал, собранный К. Ф. Уистлингом еще в XIX в., открывает новые имена композиторов разных стран, которые повлияли на развитие репертуара, например, американский композитор Аманд Вандерхаген, музыкант швейцарского происхождения Жан-Ксавье Лефевр, английский композитор начала XIX в. Сиприани Поттер, польский композитор XX в. Антони Шаловский, Маргарет Сазерленд из Австрии и композитор Греции Манолис Каломирис. Также Дж. Рис-Девис только вскользь затрагивает названия произведений малоизвестных композиторов, тем самым вдохновляя на подробное научное исследование богатого, но неизученного русскоязычными музыковедами и исполнителями материала.
Она стимулирует, расширяет и помогает систематизировать знания мирового репертуара для кларнета. Но важно отметить, что это только субъективный взгляд на историю кларнетового репертуара трех столетий. Есть и другие исследовательские работы, связанные с этой темой, которые тоже заслуживают перевода на русский язык.
Статья предназначена для всех, кто интересуется кларнетовым искусством, а также студентам и профессиональным музыкантам-кларнетистам.
Дж. Рис-Девис
Развитие репертуара для кларнета с 1750 г. до нашего времени
1750-1800 гг.
Богатое и яркое звучание кларнета объясняет, почему так популярен этот прекрасный инструмент в различных составах уличных духовых ансамблей и оркестров. Чтобы осознать, насколько этот инструмент известен, достаточно только взглянуть на репертуарный список в первом издании «Карманного справочника по музыкальной
© М. В. Аунс, 2018
литературе» К. Ф. Уистлинга, опубликованном до 1816 г., в котором несколько страниц посвящены произведениям для духового оркестра [5].
На протяжении XIX в. в репертуар кларнета входило множество концертов, предназначенных для демонстрации в основном его виртуозных возможностей. В концертах и оркестровых произведениях, главным образом, использовали верхний регистр кларнета. Партии кларнета в Сим-
фонии № 6 К. Ф. Абеля (которая ранее приписывалась В. А. Моцарту как Симфония № 3 ми-бемоль мажор KV18) типичны и в обеих частях редко выходят за пределы верхнего регистра, как бы дублируя деревянную группу флейт и гобоев.
Франц Антон Хоффмайстер, издававший произведения Моцарта, и, к тому же, известный композитор, писал концерты, сонаты и пьесы для кларнета в различных духовых ансамблях. Его репертуарные списки насчитывают не десятки, а сотни произведений, его музыка грамотно написана, ее приятно играть и слушать [1].
Среди тех, кто сочинял концерты, также были Петер фон Винтер, написавший Концертино и разнообразные концертные произведения; Франц Тауш, кларнетист, диапазон и блеск концертов которого дают представление о качестве его исполнения, хотя, к сожалению, некоторые из его произведений менее интересны в музыкальном плане; Джоанн Фридрих Гренсер, чей Концерт несколько раз исполнял Круселль. Известно, что Филипп Майснер также написал несколько вариаций и концертов для кларнета, ныне утерянных. Среди сохранившихся опусов есть Четыре квартета для кларнета и струнных и несколько дуэтов для двух кларнетов.
Андреас Гёпферт, который учился вместе с Моцартом, был очень успешным композитором и блестящим кларнетистом. Помимо Концертной симфонии для кларнета, фагота и оркестра, а также нескольких квартетов, среди его сочинений есть множество дуэтов для двух кларнетов, которые до сих пор активно используются в педагогическом репертуаре.
Произведения для кларнета Карла Ста-мица - Десять концертов, Квартет — имеют большое значение в кларнетовом репертуаре. В частности, его Концерт для двух кларнетов - блестящее раннее классическое сочинение, гармонично созданное для двух инструментов. Игнац Плейель написал Концерт для кларнета или флейты, для виолончели с оркестром; а также Серенаду, Ноктюрн и Трио для двух кларнетов и фагота. Соната Франца Данци - прекрасное произведение, выразительное, не сложное в техническом плане и полезное для среднего и высшего периода обучения на кларнете.
Однако триумф кларнета, без сомнения, был связан с именем В. А. Моцарта. Его Концерт для кларнета с оркестром ля ма-
жор £622 — величайший концерт, созданный для этого инструмента, как и великолепный Квинтет для кларнета и струнного квартета ля мажор К 581, наиболее значимый в своем роде. Их неторопливое звучание так близко к совершенству, насколько это возможно. В то время, как восхитительное Трио для кларнета, альта и фортепиано ми-бемоль мажор К498 - хорошо выстроенное произведение должно быть обязательно включено в репертуарный список во время обучения на кларнете. Серенады и дивертисменты Моцарта в равной степени стоят того, чтобы их исполнять, а кларнет используется в них в полной мере. Выбрать затруднительно, но если все же попросить назвать лучшие из них, большинство исполнителей, вероятно, отдадут первенство Серенаде для тринадцати инструментов си-бемоль мажор К361. Моцарт одним из первых стал использовать регистр шалюмо под влиянием своего друга кларнетиста-виртуо-за Антона Штадлера, для которого были написаны кларнетовые произведения.
Антон Шгадлер сам сочинял пьесы для кларнета и оставил нам в наследство Три каприса для кларнета соло. Их новизна, а также, без сомнения, блистательная игра Штадлера, должно быть, сделали их в свое время отличными концертными произведениями. Они включают популярные мелодии (народные мотивы и оперные арии), перемежающиеся руладами и арпеджио, но в современном «музыкальном климате» представляют, главным образом, исторический интерес; впечатление, которое они производят, зависит скорее от мастерства исполнителя, нежели от их музыкального содержания. Другим сохранившимся работам также недостает глубины. По всем данным, Штадлер очень высоко оценивал собственные произведения; интересно, осознавал ли он, насколько обязан своей репутацией Моцарту?
В отличие от моцартовского квинтета с его теплым сиянием в Квинтете для кларнета Андреаса Ромберга используется мрачно звучащий струнный ансамбль, состоящий из скрипки, двух альтов и виолончели. Немецкий кларнетист Георг Фукс вместе с Кристианом Каннабихом изучал композицию в Мангейме, но большую часть жизни провел в Париже, будучи профессиональным музыкантом и начиная с 1793 г. -учителем. К этому времени многие его произведения представляли собой дуэты для
кларнетов и аранжировки арий из популярных или модных опер (например, «Визи-тандинки» и «Волшебная флейта»). Как и Гёпферт, он написал немало дуэтов, а также несколько трио и квартетов. Многие были опубликованы при жизни.
Развитие репертуара для кларнета во Франции в период с середины XVIII в. и первой половины XIX в. характеризуется такими ведущими композиторами-исполнителями, как Шарль Дювернуа, который выступал в качестве кларнетиста во многих оркестрах, его уважали и коллеги, и публика как учителя и как исполнителя. Его произведения включают Три концерта для кларнета с оркестром (первый из которых существует только в виде рукописи), Двойной концерт для скрипки и множество сонат и дуэтов. Также модным, популярным исполнителем и композитором был Этьен Сол ер. Музыкант швейцарского происхождения Жан-Ксавье Лефевр являлся самой значимой фигурой в истории французского кларнета в конце XVIII в. Великолепно детализированная методика обучения игре на кларнете, которую он разработал для вновь созданной Парижской консерватории, стала моделью для будущих преподавателей. Он сочинял соло и дуэты, причем особой притягательностью отличались его сонаты.
Американец Аманд Вандерхаген больше знаменит сейчас благодаря своей преподавательской деятельности; его метод обучения игре на кларнете как по форме, так и по содержанию намного опережал методики других наставников, обучающих игре на других инструментах. Написанный им Концерт был исполнен кларнетистом Лабату в Чарльстоне, Южная Каролина 14 декабря 1799 г. и, возможно, стал одним из первых концертов, исполненных в Америке.
Мишель Йост, известный как просто Мишель, был еще одним фаворитом публики. По словам Фети, у Йоста был талант к мелодике, но он не изучал композицию; он делал грубый набросок мелодии и необходимых украшений, а его друг Фогель обеспечивал гармонию и оркестровку. Кто бы ни был ответственным, произведения Йоста, включающие несколько концертов, значительное количество дуэтов и других произведений для кларнета, пользовались заслуженной популярностью.
За пределами Германии и Австрии, в Богемии у ее композиторов, казалось, су-
ществовало особое родство с кларнетом; во всяком случае, многие задокументированные произведения для кларнета сохранились именно там, в частности, благодаря бесценным исследованиям Джиффа Кра-тохвила. Заслуживают упоминания Два концерта Франтишека Ксавера Покорны, как и концерты Иоахима Крона, Антонина Хеллера, Яна Калоуса и братьев Коже-лух. Антон Димлер, член мангеймского оркестра, оставил после себя Три концерта для кларнета; возможно, они предназначались его сыну, который начал учиться игре на кларнете в раннем возрасте и стал известным исполнителем. Хеллер, помимо концертов, сочинял пьесы для кларнета, а также использовал инструмент в партитурах для духового оркестра. Франтишек Ксавер Душек, друг и коллега Моцарта, сочинил несколько партий, одна из которых была написана для трех кларнетов. Йозеф Бер написал несколько концертов для кларнета и, если верить надписи на титульном листе, работал вместе с Карлом Стамицем над своим последним Концертом № 11. Произведения Бера включают Концертино для кларнета и оркестра, большое количество дуэтов для двух кларнетов и Сонату для кларнета и фагота. Иоганн Баптист Вангал, ученик Диттерсдорфа, добавил в репертуар кларнета еще два Концерта (один из которых был переложением его флейтового концерта), Квартет, несколько трио и две сонаты; последние относятся к его самым известным работам и в полной мере отражают его мелодические таланты. Особый интерес вызывают произведения для кларнета Йозефа Фиала, написанный им Двойной концерт для кларнета, английского рожка и оркестра. Моцарт, очень высоко оценивший Фиалу как дирижера, сказал, что «некоторые его работы очень милы, и у него есть несколько очень хороших идей» [3], - настоящая похвала! Венцель Кнечек, практически забытый сейчас, сочинил шесть концертов.
Франц Кроммер (также найденный как Франтишек Крамарж в чешском написании) был среди наиболее значимых музыкантов Богемии. Его наследие включает концерты для кларнета, прекрасный Двойной концерт для двух кларнетов и некоторое количество гармонических сочинений. Некоторые из лучших частей произведений сравнимы «с Моцартом высшего качества». В свое время Двойной концерт приписыва-
ли финскому виртуозу и композитору Кру-селлю, который исполнял его с оркестром.
Несмотря на то что в последние годы XVIII столетия кларнет стал популярным инструментом в Англии (главным образом, благодаря его использованию в военных оркестрах), уровень исполнительского мастерства в провинции был неодинаков, и в результате в стране появилось всего несколько композиторов, сочиняющих для этого инструмента. Многие из лучших профессиональных музыкантов были немцами или французами. Отечественные исполнители, вроде Джона Перри (который в молодости исполнял соло на кларнете в военном оркестре на севере Уэльса, а затем отправился в Лондон, чтобы заработать состояние, и в итоге полностью отказался от кларнета ради игры на виолончели и написания опер), не были чем-то особенным. Настоящими исключениями из правила были такие композиторы, как Джеймс Хук, много лет бывший музыкальным директором в лондонском Воксхолл-Гарденз и написавший Концерт для кларнета, который, вероятно, предназначался для исполнения именно там. Сольная партия великолепна, хороша для игры и приятна для слуха. Джон Мейхон (1749-1834) с братом Уильямом оба исполняли музыку, но сочинял только Джон. Среди его произведений были концерты для кларнета, а также марши для Оксфордской ассоциации военных оркестров, ряд дуэтов, включающих популярные арии. Тем не менее, большая часть репертуара в этот период в Англии состоит из популярных пьес или этюдов, а также аранжировок церковной музыки.
Бернхард Хенрик Круселль, как исполнитель и композитор, затмил большинство своих скандинавских соотечественников. Его концерты представляют собой хорошо выстроенные работы, полные музыкального чувства и интеллекта, а квартеты и дуэты пользуются заслуженной популярностью. И некоторые другие скандинавские композиторы тоже смогли достучаться до сердца публики, например, шведский фаготист Жан Мартен де Рон, который, как сообщают, был учеником Круселля и отдал должное финскому виртуозу, сочинив «Финскую тему» с вариациями для кларнета и оркестра. В 1792 г. норвежец Лоренс Николай Берг закрепил за собой место в истории кларнета, написав одно из первых учебных пособий, в котором рекомен-
довал играть на кларнетах тростью вниз, поскольку это способствует блестящему качеству исполнения стаккато.
1800-1850 гг.
К концу XVIII в. кларнет распространился практически по всей Европе и даже достиг Америки; концерты и пьесы оставались очень популярны. С точки зрения композиторов, инструмент в своем актуальном виде достиг музыкальных пределов и «созрел для технической модернизации, чтобы соответствовать требованиям композиторов».
Многие концерты и другие произведения Ивана Мюллера были призваны продемонстрировать потенциал его нового 13-клапанного кларнета. Это виртуозные пьесы, и практически во всех используется весь диапазон инструмента, от самой низкой из возможных ноты до, в некоторых случаях, ноты си. Добиться красивого звучания в регистре альтиссимо не всегда легко даже сейчас.
Людвиг ван Бетховен сочинил ряд произведений, которые принесли кларнету большую известность. Самым ранним было Трио, ор. 11, написанное в самом начале его глухоты. Чтобы по-настоящему впечатлить, оно требует превосходного исполнения. Бетховен, похоже, не совсем освоил кларнет и, несмотря на то что технически произведение не является сложным, играть его не очень удобно. Это может объясняться отсутствием у Бетховена детальных знаний инструмента или результатом его нежелания советоваться с кем-либо; неслучайно по крайней мере один обиженный современник назвал его «невоспитанным медведем». Но блистательными безо всяких оговорок можно назвать заслуженно известные и любимые произведения Септет, ор. 20 или восхитительный Квинтет, ор. 16 для фортепиано и струнных, а также Трио, ор. 38 (после Септета).
Произведения Карла Марии фон Вебе-ра, написанные, главным образом, для его близкого друга Генриха Бермана, благодаря своему музыкальному содержанию и тонкому чувству инструмента, входят в число наиболее известных и любимых произведений XIX в. в репертуаре кларнета. Два концерта - это изумительные сочинения, которые уступают разве что великому концерту Моцарта. Большой двойной концерт - необыкновенно своеобразное произведение, и, несмотря на то что Квинтет
для кларнета и струнных по уровню все же нельзя сравнить с квинтетами Моцарта и Брамса, мир кларнета был бы намного беднее без него. Концертино страдает от некоторого избытка ми-бемоль мажор, но существуют и более серьезные «музыкальные грехи», к тому же, он звучит не настолько предсказуемо, чтобы быть утомительным. Оно прекрасно демонстрирует возможности и красоту звучания кларнета; действительно, некоторые такты затруднительно играть в рамках «системы Бёма».
Скрипач Луи Шпор обязан пониманием всех возможностей кларнета своей дружбе с виртуозным исполнителем Симоном Хер-мштедтом, ярким представителем немецкой кларнетовой исполнительской школы. Очень многое в репертуаре кларнета, похоже, зависело от подобного вида сотрудничества; в то время, как мир скрипачей-компо-зиторов - это мир отдельного, обособленного исполнителя, и может рассматриваться как история индивидуалистов, мир кларнетистов — это история дружеских отношений. Этому своеобразному явлению посвящена глава книги британского профессора, кларнетистки Памелы Уэстон. Четыре концерта Шпора свидетельствуют об исполнительских способностях Хермштедта, и своей выразительностью, главным образом, обязаны кларнету; однако некоторые из его произведений для кларнета представляют собой чистую скрипичную музыку. «Шесть немецких песен», ор. 103 для сопрано, кларнета и фортепиано - превосходные концертные произведения. Шпор также написал несколько вариаций для кларнета, фортепиано и нонета, причем последняя была одной из лучших в своем роде.
Флейтист Фердинанд Рис написал Трио для кларнета, виолончели и фортепиано, а также несколько более масштабных ансамблей. Его чуть более старший современник Иоганн Гуммель, ученик и близкий друг Моцарта, сочинил Военный септет; большие ансамбли, похоже, пользовались популярностью в этот период.
Франц Шуберт сочинил несколько произведений для кларнета, но ощущается нехватка концерта или сонаты, написанных его рукой. Однако Октет Б803 является шедевром, а «Пастух на скале», возможно, самое прекрасное из существующих произведений для голоса с кларнетом-облигато.
Петер фон Линдпайнтнер учился в Мюнхене вместе с Петером фон Винтером,
которому он, вероятно обязан знанием кларнета. Почитаемый Мендельсоном как один из лучших дирижеров Германии, он создавал музыку, характеризующуюся скорее привлекательной мелодией и искусными драматическими эффектами, нежели оригинальностью.
Кристиан Руммель был не только композитором, но и кларнетистом, скрипачом, многие фантазии и концерты которого были изданы в первой половине XIX в.
Произведения Генриха Бермана включают концерты, фантазии и вариации арий для оркестра. Среди них есть несколько квартетов и квинтетов, в один из которых входит знаменитое Адажио, так долго ошибочно приписываемое Вагнеру.
Соната Мендельсона для кларнета и фортепиано была написана, когда композитору было всего пятнадцать лет; несмотря на то, что она хорошо выстроена, ей не хватает глубины. Она представляет интерес с точки зрения музыкального развития композитора, но к ней нельзя предъявлять серьезных технических или интеллектуальных требований. Концертные пьесы, ор. 113 и ор. 114 для кларнета, бассетгорна и фортепиано или оркестра - совсем другое дело; блистательные в более привычном варианте с фортепиано (как и можно ожидать от всех произведений, написанных для семьи Берман) и великолепно звучащие с оркестром. Среди других значимых произведений можно выделить Дуэт для кларнета и фортепиано Норберта Бургмюллера, неамбициозного, но талантливого композитора, трагически погибшего молодым.
♦Три фантастические пьесы», ор. 73 Роберта Шумана изначально были написаны для кларнета; «Романсы», ор. 94, для гобоя сейчас часто звучат в транскрипциях для кларнета. В современных изданиях оба произведения предназначены для кларнета в строе ля, а в более старых изданиях предлагаются и части для кларнета в строе си-бемоль. Шуман также сочинил Трио для кларнета, альта и фортепиано. Его «Сказки» - это легкий, но интересный опус.
Франция была богаче исполнителями, чем композиторами. Среди сочинений этого периода можно выделить трио и дуэты Жака Буффиля с ценным и интересным музыкальным содержанием; они и сейчас не для начинающих или робких исполнителей, так как почти наверняка были написаны для профессиональных выступлений.
Франсуа Девьен обогатил репертуар кларнета множеством концертных симфоний, одной для двух кларнетов и остальными для кларнета и других инструментов. Кроме того, он сочинил большое количество трио, в которых кларнету отводится значимая роль; его произведения серьезно повлияли на французские музыкальные стандарты композиторского искусства для деревянных духовых инструментов. Два тома сонат, ор. 3 Франсуа Бессьера скорее удобны для исполнения, чем впечатляющи; одна или две из них, вероятно, достойны переиздания.
Гиацинта Клозе можно рассматривать как отца современного кларнета, ответственного за изобретение «системы Бёма». Он также сочинял музыку; его этюды и большие концерты хороши, а вот некоторые фантазии на тему оперных арий скорее разочаровывают. Его учебное пособие до недавнего времени оставалось востребованным: это очень тщательная работа, включающая полезный базовый учебный материал по тем аспектам техники, которые не всегда рассматривались подробно в других пособиях.
В Англии Сиприани Поттер, бывший директором Королевской академии музыки в Лондоне, в 1824 г. написал одно из трех больших Трио для кларнета, фагота и фортепиано. Среди музыкантов-композиторов можно выделить Джозефа Уильямса из Херефорда, создавшего несколько достойных внимания сочинений, которые сами по себе являются сольными произведениями, несмотря на то что изначально они планировались с фортепианным сопровождением. Генри Лазарус, британский бассетгорнист и кларнетист, крупнейший музыкант Англии основал школу игры на кларнете (несколько устаревшую сейчас, но все еще интересную для ознакомления). Он также сочинял, и его опусы представляют собой, главным образом, вариации народных мелодий и оперных арий. Они были очень популярны по обе стороны Атлантики, и к концу XIX в. появились в американских изданиях в качестве стандартных репертуарных пьес.
Франтишек Тадеаш Блатт, преподаватель кларнета в Пражской консерватории, помимо множества интересных упражнений, написал Квинтет для кларнета и струнных. Незрячий кларнетист Йозеф Прокш сочинил Концерт и Концертино, а
также Фантазии и вариации для двух кларнетов. Антонин Рейха создал множество квинтетов для духовых инструментов, в которых значительная роль предназначалась кларнету.
Среди произведений для кларнета в Италии XIX в. преобладали сочинения Россини, а также композиции и пьесы Эрнесто Каваллини, которого называли «Паганини кларнета». Будучи почитателем Россини, Каваллини воздал почести старшему композитору в своих «Цветах для Россини» и «Слезе над могилой бессмертного Россини» - чувствительной и трогательной дани другу и учителю. Итальянский скрипач и композитор Феликс Алессандро Радика-ти, написавший Концерт для кларнета, был учеником Пуньяни и поклонником Бокке-рини, чье влияние прослеживается в его творчестве.
Первый значимый испанский кларнетист Жозе Авелину Канножия написал четыре Концерта, Вариацию и другие произведения для этого инструмента. Его сочинения, преимущественно крупные и с оркестровым аккомпанементом, скорее виртуозны, нежели оригинальны.
Несмотря на то что кларнет был популярным инструментом, как в Англии и Испании, так и в Восточной Европе, можно назвать лишь немногих отличных исполнителей и только несколько местных композиторов, сочиняющих для него. Кароль Ка-зимеж Курпиньский был одним из самых значимых польских композиторов до появления Шопена, и его Концерт - стоящее внимание и отлично написанное произведение. Его более поздний современник Игна-ций Феликс Добржинский прочно закрепился в венской классической традиции, хотя в некоторых частях его Дуэта, ор. 47 есть следы влияния народных мотивов. В России Михаил Иванович Глинка сочинил «Патетическое трио» для кларнета, виолончели и фортепиано; это относительно незначительное произведение, но для кларнетиста интерес представляет предписание использовать медленное вибрато, что необычно для того времени (1832 г.).
1850-1900 гг.
XVIII и ранние десятилетия XIX в. можно рассматривать как эпоху эффектных арий с вариациями, виртуозных произведений для оркестра. Картина постепенно менялась, и к концу 1840-х гг. поток духовых
концертов практически иссяк до тонкой струйки.
В политическом плане многие небольшие дворы были поглощены более крупными герцогствами и королевствами, что привело к утрате большого числа оркестров. В социальном же плане кларнет становился доступнее для более широкой публики, превращаясь, скорее, в инструмент для гостиных или малых концертных залов. Усовершенствования в технологии изготовления фортепиано и его возросшие популярность, и доступность также повлияли на композиторов. С точки зрения моды, мир музыки теперь нуждался в смене цветов. Эдуард Ганслик говорил от имени значительной части публики, когда советовал Ромео Орси ♦ ...присоединиться к оркестру - ведь это то место, где нам известна ценность кларнетистов, флейтистов, гобоистов и фаготистов; прошли времена, когда толпы этих странствующих музыкантов приходили поодиночке, чтобы сыграть на своих скучных маленьких трубках» [2]. В оркестре репертуар расширялся в руках таких композиторов, как Мендельсон, чьи партии кларнета гораздо более требовательны к технике исполнения, чем партии у Моцарта.
Благодаря бывшим солдатам, вернувшимся с наполеоновских и других войн, инструмент переместился из оркестра в церковь и на концерты камерной музыки. Несмотря на то что с середины и до конца XIX в. масштабные произведения все еще занимали свою нишу в музыке, этот период также можно рассматривать как эпоху фантазий или фантастических пьес — коротких пьес в контрастных стилях, отражающих разнообразные настроения, которые можно было играть вместе или по отдельности, в соответствии с обстоятельствами.
С точки зрения кларнетиста, самые ранние примеры, до сих пор сохранившие популярность, - ♦Фантастические пьесы» Роберта Шумана. Его более поздний современник и друг Нильс Вильгельм Гаде также написал «Четыре фантастические пьесы», ор. 43. В плане техники они проще, чем пьесы Шумана, и первая из них часто игралась во время выхода «на бис» или в качестве короткой сольной пьесы. Карл Рейнеке сочинил «Фантастические пьесы», ор. 22 в 1865 г., на год позже Гаде. В Голландии этого периода жанр представлен произведением Теодора Верхея «Четыре фантастические пьесы», а в Англии - Фан-
тастическими пьесами Уильяма Йейтса Харлстоуна. Его последние скрипичные пьесы «Романтика и мечты» были переписаны для кларнета и постепенно заняли свое место в репертуаре.
«Фантастические пьесы» Теодора Верхея изначально предназначались для кларнета; тем не менее, они также подходят для виолончели, и в этом варианте были значительно более популярны; к 1911 г. они исчезли из каталогов духовой музыки, и даже сам композитор, казалось, забыл о том, что эти произведения были написаны для кларнета. Т. Верхей также сочинил Концерт для кларнета, ноктюрн из которого изредка появляется в сборниках. Серенада для духовых инструментов нидерландского композитора Юлиуса Рёнтгена отражает влияние Шумана. «Восемь пьес» для кларнета, альта и фортепиано были написаны Максом Брухом, в трех из них прослеживаются следы влияния венгерских цыган.
Если определять «цвет» или «сезон» звучания кларнета, то можно назвать следующие характеристики, которые повторяются применительно к кларнету в течение всей его истории: «теплый», «богатый», «темный», «коричневый» и «осенний». И, в некотором смысле, кларнет — инструмент опыта, цвет зрелых размышлений для композиторов, которые с детства не воспитывались с ним. Вундеркинды, как правило, сочиняли для скрипки или фортепиано. Произведения для кларнета, перечисленные в этой главе, были написаны, главным образом, композиторами как минимум 25-30 лет и старше (вполне зрелый возраст в эпоху плохой гигиены и высокой смертности). Это не ученические работы, они отражают возраст композитора, о чем свидетельствуют, например, произведения Й. Брамса. Йоганнес Брамс написал свои произведения для кларнета ближе к концу жизни; Рихард Мюльфельд (немецкий кларнетист, является первым исполнителем сочинений Й. Брамса), которому Брамс их посвятил, был любим слушателями за прекрасный стиль и две Сонаты, ор. 120, Трио, ор. 114 для кларнета, виолончели и фортепиано. Его Квинтет, ор. 115 для кларнета и струнных продемонстрировал кларнет самым удачным образом. Нельзя сказать, что они просты в плане техники, но являются одними из самых совершенных произведений в своем роде и оправдывают все усилия, которые необходимо при-
ложить во время исполнения, чтобы полностью раскрыть их потенциал.
Ничто не превзошло сонаты Й. Брамса. Но Две сонаты, ор. 49 Макса Регера, написанные под впечатлением от великолепного исполнения кларнетовых сочинений Брамса, во многих отношениях равны им. Это тщательно проработанные произведения, притягательные и утонченные, которые при этом, как и Квинтет Регера для кларнета и струнных, никогда не имели той популярности, которую заслуживали. Квинтет для кларнета был популярной поздней романтической формой, но лишь немногие композиторы этого периода достигли художественных высот Й. Брамса или М. Регера; многие опусы можно назвать приятными, но заурядными, как, например, сочинения Фритца Вольбаха (немецкий композитор, дирижер, музыковед).
О Рихарде Штраусе обычно думают как о композиторе XX в., однако он родился в 1864 г. и свой «Романс» для кларнета и оркестра сочинил в 1879 г., когда еще учился в школе. Это яркая, виртуозная пьеса, и недавно она была издана в версии кларнета и фортепиано.
Краткая переписка в британском журнале классической музыки «Мюзикл Опини-он» и «Мьюзик Трейд Ревью» (март 1893 г.), в которой обсуждались «рекомендации относительно качественной концертной музыки, достойной быть внесенной в тот же список, что и Большой дуэт, ор. 48 Вебера и Фантастические пьесы, ор. 73 Шумана», дает ясное представление о музыкальных вкусах публики того периода. Среди пьес, рекомендованных сотрудниками газет, как и ожидалось, оказались произведения Моцарта, Вебера и Бетховена. Из английских композиторов в список вошли Генри Лазарус, Эбенезер Праут и Чарльз Суиннертон Хеп. Последний учился в Лейпциге вместе с Мошелесом и Рейнеке и был хорошо известен не только как композитор, но и как дирижер, и органист. Его Соната для кларнета и фортепиано, написанная в 1879 г., - значимое сочинение, является замечательным ранним примером английской кларнетовой сонаты, более актуальное сегодня, нежели Соната для кларнета, ор. 26 Э. Праута, которая звучит несколько академично и несовременно. Рекомендованы были сочинения Шарля Летьера; они, в основном, легки и эффектны, но его имя сегодня практически неизвестно за преде-
лами репертуаров военных оркестров. Кроме того, список сонат для кларнета включал произведения Луи Теодора Гуви и Иоганна Баптиста Вангала, который всегда был среди фаворитов публики. Упоминались Серенада Жюль Огюста Демерссма-на и Вариации арий Й. Бодерю, Ф. Берра и Г. Мора, как и пастораль «Селянка» Зде-нека Фибиха. В списке появились Три интермеццо ирландского композитора Чарльза Вильерса Стэнфорда. Он написал и другие произведения для кларнета; в его Концерте, ор. 80 и Сонате, ор. 129 четко прослеживаются ирландские народные мелодии, а его нонетом несправедливо пренебрегали много лет.
Швейцарские композиторы этого периода, казалось, предпочитали масштабные произведения: Август Вальтер сочинил октет, а Иоахим Рафф известен благодаря Симфониетте, ор. 188 для двойного квинтета духовых.
Итальянская музыка этой эпохи изобилует небольшими произведениями, причем некоторые из них чрезвычайно требовательны к технике исполнения, но при этом не особенно интересны в музыкальном плане. Тем не менее, Концерт Саверио Меркаданте и «Религиозные песнопения» Доменико Ли-верани на арии из кантаты Россини «Стояла мать скорбящая» отличаются высоким качеством. Квартет Амилькаре Понкьелли для флейты, гобоя и кларнетов в строе ми-бе-моль и си-бемоль затмило другое его сочинение - дуэт для двух кларнетов и фортепиано «Свидание», ор. 76. В произведениях Теоду-ло Мабеллини звучание кларнета контрастирует со звучанием инструментов медной духовой группы. Флюгергорн и баритоновый саксгорн представлены в Фантазии для трио и в Концерте для квартетино (в последнем в качестве четвертого инструмента использовалась труба).
Постепенно кларнет начал привлекать внимание русских композиторов. Канцона для кларнета с оркестром - притягательное и меланхоличное произведение Сергея Ивановича Танеева, ясно отражает лиризм, свойственный сочинениям его учителя -П. И. Чайковского. Концертная пьеса для военного оркестра Николая Римского-Кор-сакова, его Квинтет для фортепиано и духовых гораздо оригинальнее и ценнее и для игры, и для слуха. Прелюдия для кларнета и фортепиано Анатолия Лядова обладает несомненным очарованием.
С 1900 г. до наших дней
К этому времени звучание кларнета было известно по всей Европе, а в военных оркестрах он использовался на востоке - от Египта до Японии. XX в. стал свидетелем возрождения концерта как популярной музыкальной формы, а вместе с ним и возвращения сольных исполнителей на духовых инструментах. Концертная музыка зачастую должна передавать искусность, утонченность, что достигается благодаря струнным или же струнным с арфой и/или перкуссией. (Концерт Йена Гамильтона, написанный для полного оркестра и, следовательно, провоцирующий серьезные проблемы баланса, является примечательным исключением.) В начале XIX в. потребности исполнителей способствовали техническим улучшениям; в начале XX в. техника игры продвинулась благодаря запросам композиторов.
Четыре пьесы для кларнета и фортепиано, ор. 5 Альбана Берга должны занять почетное место в списке произведений для кларнета. Хотя играть их непросто, это того стоит; сочинения глубоко эмоциональные и интеллектуально содержательные, они никогда не требуют от исполнителя больше, чем могут ему предложить. Важно также умение делать прием языковое вибрато.
Соната, ор. 82 Поля Жюона невелика, зато скромный размер с лихвой окупает ее качество. Зигфрид Карг-Элерт написал Три сонаты, одна из них - для кларнета соло. Виктор Ульман, как и Алоис Хаба в Чехословакии, сочинил четвертитоновое произведение, среди которых есть и Соната, ор. 78. Соната для кларнета и фортепиано (1939) Поля Хиндемита - великое произведение, требующее в большей степени музыкального интеллекта, нежели техники, и поэтому она не столь популярна, как того заслуживает. Концерт П. Хиндемита хорош, но не так запоминается; квартеты и дуэты очень ценны, интеллектуальны и ритмически интересны.
В Квартете для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано, написанном Генрихом Каминским, очевидно влияние Брамса, но не хватает строгости, столь заметной в его более поздних работах. Квинтеты для кларнета были написаны Францем Шмидтом, Гюнтером Рафаэлем и Йозефом Шель-бом; Рафаэль и Шельб также сочинили и другие камерные произведения, в которых
задействован кларнет. Дуэт-концертино для кларнета и фагота Рихарда Штрауса отличается характерной витиеватостью. Эрнст Кшенек наиболее известен благодаря своей вдохновленной джазовыми композициями опере «Джонни наигрывает». «Три веселых марша», ор. 44 и «Интрада для струнных», ор. 51а были написаны в середине 1920-х гг., когда он работал в оперных театрах Касселя и Висбадена. Его ранняя Серенада для кларнета и трио струнных, ор. 4 немного диссонирует, но его стиль (особенно в коротких Пьесах из сочинения, ор. 85 для четырех кларнетов и для кларнета и фортепиано, опубликованных под псевдонимом Торнтон Уинслоу, или же в более серьезных произведениях таких, как Трио для кларнета, скрипки и фортепиано) отличается большим своеобразием и утонченностью.
Ряд произведений для кларнета написал Альфред Уль. Сложные, зачастую цветистые и всегда ценные, они включают Концертную симфонию с оркестром и Маленький концерт для кларнета, альта и фортепиано, а также Дивертисмент для трех кларнетов и бас-кларнета и несколько очень полезных этюдов.
Французский репертуар обогатился благодаря традиции Парижской консерватории брать концертные пьесы для ежегодных конкурсов. Можно отметить произведения Андре Мессаже и Анри Томази (последний написал Концертино и Концерт). Томази также сочинил ряд очень полезных небольших произведений для кларнета и фортепиано.
«Первая рапсодия» Клода Дебюсси, возможно, самая известная конкурсная пьеса для кларнета 1910 г.; это лирическое и утонченное произведение, которое требует очень чуткой игры и мастерского владения пианиссимо.
Шарль Кёклен, поздно начав заниматься музыкой, из-за полного отсутствия самокритики редко пересматривал свои сочинения с целью их сокращения до самого необходимого. Его опусы иногда отличались излишней самоуверенностью; наиболее успешен он был как миниатюрист, а его Идиллия для двух кларнетов и Пастораль для флейты и кларнета - произведения, обладающие неоспоримым обаянием. Среди других достойных маленьких пьес во французском репертуаре для кларнета - Ария Альбера Русселя и Андантино, ор. 30 Фло-рана Шмитта.
В конце Первой мировой войны джаз распространился по всей Атлантике, и быстро был принят многими композиторами, особенно, во Франции. Сонатина Артюра Онеггера — живая интересная пьеса, немного устаревшая сейчас, но с отличным звучащим джазовым финалом. Его Рапсодия для флейт, кларнетов и фортепиано - странно меланхоличное произведение. Сонатина Дариуса Мийо отличается остроумием и причудливыми ритмами, как и его более поздний Двойной концерт, у Сюиты для кларнета, скрипки и фортепиано похожее настроение. Его произведения более требовательны к технике, чем сочинения Онеггера, но также хороши для игры. Жак Ибер сочинил два занимательных и заслуживающих похвалы трио для деревянных духовых инструментов, а также множество небольших пьес.
Франсис Пуленк обогатил мир кларнета несколькими сонатами. Соната для кларнета и фортепиано 1962 г. — одна из величайших работ в репертуаре кларнета, в то время как более короткие и технически простые сонаты для кларнета и фагота, а также для двух кларнетов едва ли отстают в плане музыкального содержания и художественной ценности.
«Квартет на конец времени», написанный Оливье Мессианом в лагере для военнопленных во время Второй мировой войны, считается современной классикой и, несмотря на всю сложность, является незаменимым произведением для любого профессионального исполнителя-кларнетиста.
По другую сторону Альп швейцарский композитор Эдвард Стэмпфли написал Концерт для кларнета и струнных, а также произведения для квинтета духовых инструментов, а Пауль Мюллер-Цюрих сочинил ♦Маленькую сонату», ор. 37. Представляют интерес Квинтет для кларнета, фагота, виолончели и фортепиано Констанина Рега-мея, а также пьесы композитора русского происхождения Владимира Фогеля. Однако самое известное и уважаемое произведение в репертуаре швейцарского кларнета -живое и эффектное Каприччио для кларнета соло Генриха Сутермейстера.
Среди английских сольных произведений в концертном репертуаре прочно закрепилась Соната Арнольда Бакса. Соната-фантазия Джона Айрленда сложна (особенно вступление и стремительные арабские пассажи), и поэтому ее исполнение порож-
дает ряд трудностей для ансамбля. Сонаты Дональда Тови и Йорка Боуэна, хотя и не так хорошо известны, тем не менее достойны внимания. Соната для кларнета и фортепиано Герберта Хоуэллса - блестящее, глубокое произведение, которым нельзя пренебрегать. «Карманные сонаты» № 1 и 2, созданные рожденным в Кардиффе незрячим композитором и пианистом Алеком Темплтоном, легче для исполнения и совершенно справедливо популярны. В обеих сонатах чувствуется сильное влияние джаза.
Произведения Гордона Джейкоба, за-действующие кларнет, все отлично выстроены, образны и удовлетворяют как исполнителей, так и слушателей: среди них есть Сонатина, Трио и сочинения для более крупных ансамблей. Композитор «эдварди-анской эпохи» Ричар Уолтью написал Концерт для кларнета с оркестром, который недавно был возрожден и переиздан, а также Трио для кларнета или скрипки, виолончели и фортепиано и Четыре багатели для кларнета и фортепиано. Концерт умершего молодым Джеральда Финци является продуманным произведением, в то время как его Пять багателей для кларнета и фортепиано - одни из наиболее популярных в Англии произведений для ансамбля; среди других представляющих интерес сочинений можно назвать более простую для исполнения Сюиту-фантазию Томаса Данхил-ла и Четыре пьесы Говарда Ферпосона.
Некоторые сочинения Джозефа Холбру-ка, написанные для кларнета, сбивают с толку своими датами и нумерацией. Будущим поколениям учеников, которые могут столкнуться с противоречивой нумерацией опусов и неясной номенклатурой, можно только порекомендовать небольшую (но достаточно объемную) книгу Генри Лоу, посвященную жизни и творчеству Джозефа Холбрука; в ней представлен очень понятный список произведений этого периода [4]. На данный момент, официальный список сочинений Холбрука включает только один Квинтет для кларнета (соединение более сильных частей двух оригинальных квинтетов). Среди других его произведений внимания достоен Двойной концерт для кларнета и фагота «Тамерлан».
Филлис Тейт ярче всего проявила себя в камерных произведениях, во многих из которых удачно используется кларнет; среди лучших можно выделить Сонату для кларнета и виолончели (которую, к сожале-
нию, редко можно услышать, несмотря на то что ее качество заслуживает более частых исполнений). Алан Росторн сочинил Концерт и Квартет для кларнета, которыми несправедливо пренебрегают.
Концерт для кларнета и оркестра Карла Нильсена, написанный в 1928 г., - одно из классических музыкальных произведений XX в.; в этом блестящем, остроумном и сложном сочинении есть моменты необыкновенной красоты. Среди других датских композиторов первой половины этого столетия, выбравших кларнет, можно выделить Германа Коппеля, который написал Концерт, Вариации для кларнета и фортепиано, а также продемонстрировал кларнет в своем Секстете, ор. 36; Финна Хёфдинга с очень важным сочинением «Диалоги» для гобоя и кларнета; Флеминга Вайса, сочинившего Концертино для кларнета и струнных и Сонату для кларнета; а также Вагна Хольмбоэ, ученика Хёфдинга и самого значимого датского композитора после Нильсена — его Концертино для камерного оркестра № 3, ор. 21 имеет успех благодаря использованию кларнета, двух труб, двух горнов и струнных. Хольмбоэ также написал Серенаду, ор. 3 для кларнета и фортепианного квартета и Интерлюдию к рапсодии, ор. 8 для кларнета, скрипки и фортепиано.
Кларнет не был столь же популярен в Норвегии, несмотря на то что ранние сочинения Эдварда Хагерупа Булла включают сонату, а Карла Андерсена - Трио для флейты, кларнета и виолончели. Шведский композитор Эдвин Каллстениус написал Квинтет для кларнета, а многие его соотечественники - квинтеты для духовых инструментов. В Финляндии Аарре Мериканто задействовал кларнет в своих произведениях для больших ансамблей. Исландия подарила миру музыки сонаты Гуннара Райниса и Йона Тораринссона, а также многочисленные камерные сочинения.
В Бельгии и Нидерландах кларнет оставался неизменным фаворитом и благодаря насыщенному и гибкому звучанию использовался в больших инструментальных группах. Произведения, написанные голландским композитором Яном Ингенховеном во время Первой мировой войны и последующего десятилетия, включают Сонату для кларнета и Сонатину для кларнета и скрипки. Интересные концерты для кларнета были созданы бельгийскими композиторами
Жозефом Йонгеном и Жоржем Лонком («Идолы», ор. 41), первый из которых - блестящее экспрессивное произведение.
Итальянские композиторы в тот период сосредоточились в основном на вокальных произведениях, за исключением Ферруччо Бузони, написавшего необычный и блестящий Концертино и нежную Элегию для кларнета и фортепиано. Кроме того, для кларнета и фортепиано также сочинен «Эскиз» Антонио Сконтрино. Квартет Альфреда Казеллы характеризуется явными диатоническими диссонансами и четкими линиями.
В испаноязычном мире Амадео Роль-дан, кубинский композитор, родившийся в Париже и обучавшийся в Мадриде, известен благодаря интеллектуальности своих сочинений, среди которых «Негритянский танец» для голоса, двух кларнетов, двух альтов и перкуссии. Аргентинец Хуан Кар-лос Пас написал Сонатину для кларнета и фортепиано, а также четыре пьесы для кларнета. Бразильский композитор Эйтор Вилла-Лобос сочинил «Шоро № 2» для флейты и кларнета; его трио для деревянных духовых инструментов достаточно сложно для исполнения, но интересно, и стоит сражения с ошибками печати. Кла-удиу Сантуру, тоже бразильянец, написал Пьесы для кларнета и Миниатюрные вариации для кларнета и струнных; он также сочинил ряд трио, включающих кларнеты, которые позже были утрачены. «Контрасты» для кларнета, скрипки и фортепиано Белы Бартока (написанные для кларнетиста Бенни Гудмена) изначально планировались как двойной концерт для кларнета и скрипки. Тем не менее, они никогда не были оркестрованы. Среди других интересных произведений венгерских композиторов можно выделить «Микеланджело» -квартет для кларнета, горна, фагота и фортепиано Альберта Шиклоша и Сонату, ор. 5 Ханса Корнаута, также написавшего квинтет и нонет.
Сонатина для кларнета и фортепиано польского композитора Антони Шаловско-го - блистательное и заслуживающее внимания сочинение, которое легко слушать; кроме того, она не так сложна для исполнения, как кажется по некоторым фрагментам. Дуэт Шаловского для флейты и кларнета не менее изящен. Казимеж Сикорский и Михал Списак также написали концерты для кларнета.
Леош Яначек хронологически является композитором XIX в., однако в музыкальном плане в его произведениях очень много от XX в., и самые значимые сочинения для кларнета относятся к его первым двум десятилетиям. Секстет «Юность» для квинтета духовых инструментов и бас-кларнета по всем меркам считается важнейшим произведением; «Прибаутки» («Детские стихи») изначально были написаны для женских голосов под аккомпанемент кларнета и фортепиано, но позже были расширены за счет включения большего количества песен и инструментов.
Концерты также сочиняли Мирослав Крейчи, Рудольф Кубин и Вацлав Вакар; сын последнего, Далибор Вакар написал Скерцо и кантабиле для кларнета и фортепиано, а также квартет для деревянных духовых инструментов и фортепиано.
Алоис Хаба, вероятно, наиболее известен своими экспериментальными произведениями, а его Соната для четвертитоново-го кларнета и фортепиано - неожиданно притягательное сочинение. Среди других значимых или любопытных сонат можно назвать произведения Яромира Вайнберге-ра (Сонатина), Виктора Калабиса и Иши Крейчи, который, кроме того, сочинил Квинтет для кларнета и многочисленные трио. Ярослав Ежек написал Квартет для интересного сочетания флейты, двух кларнетов и тубы.
Три пьесы для кларнета Игоря Стравинского, своеобразные, но сложные, впервые опубликованные в 1919 г., совершенно заслуженно хорошо известны. Несмотря на то что считается, будто на последнюю из них повлияла джазовая музыка, она в большей степени обязана своим существованием популярной музыке того периода. Среди этих сочинений стоит выделить «Кошачьи колыбельные» и «Историю солдата» - сложные, но очень впечатляющие.
Николай Березовский и Владимир Крюков сочинили концерты (посвященные Луи Каюзаку), как и латышский композитор Екабс Мединып. Трио для кларнета, скрипки и фортепиано Арама Хачатуряна можно охарактеризовать как «восточное» и «экзотическое» по своему настроению. В заслуживающей внимания «Увертюре на еврейские темы» для кларнета, струнного квартета и фортепиано, написанной Сергеем Прокофьевым, есть похожая витиеватая часть для кларнета.
В Греции и странах восточного Средиземноморья кларнет до сих пор известен, главным образом, как народный инструмент; однако некоторые композиторы внесли любопытные дополнения в его репертуар, в особенности, греческий композитор Манолис Каломирис (Песни с кларнетом облигато), югославский композитор Слав-ко Остерц (Сонатина для двух кларнетов), Люциян Мария Шкерьянц (Концерт для кларнета, струнных перкуссии и арфы), а также болгары Константин Илиев и Симеон Пиронков (квинтеты и трио с участием кларнетов).
В Новом Свете популярным среди исполнителей и слушателей является Концерт для кларнета, струнных и арфы Аарона Копленда. Первая часть - лирическая, а вторая, начиная с каденции - джазовая, и обе звучат прекрасно и выразительно. Среди прочих, сонаты для кларнета также сочинили Лео Соверби, Бернард Хайден, дирижер и композитор Леонард Бернстайн, музыковед, коллекционер и композитор Барнет Корвин Тутилл; последний также является автором Концерта для кларнета и Интермеццо для трех кларнетов. «Пять портретов» Вирджила Томсона написаны для четырех кларнетов.
«Вальсы Халландейла» для кларнета и фортепиано пианиста и композитора Виктора Бабина - отличные сольные пьесы для практически любой аудитории, которые заслуживают значительно большей известности. Среди других американцев, которые сочиняли для кларнета, можно назвать Хантера Джонсона, написавшего Серенаду для флейты и кларнета, а также Квинтет для духовых инструментов «Элегию» Харта Крейна. Его соотечественник Роберт Левин Сандерс сочинил Рапсодию для флейты, кларнета и фагота. Пастораль для кларнета и фортепиано Эллиотта Картера - простое, но очень приятное произведение.
В Австралии репертуар кларнета невелик, и существующие на данный момент произведения появились слишком недавно, чтобы рассматривать их в рамках данной статьи, но Соната для кларнета и фортепиано Маргарет Сазерленд заслуживает внимания. За последние пятьдесят лет кларнет стал популярнее и на Дальнем Востоке; его репертуар в Китае и Японии неуклонно расширяется, хотя большинство композиторов пока мало известны в Европе.
Наконец, важно отметить, что подобный список может быть очень относительным, для каждого сочинения любого периода, упомянутого в этом эссе, существуют и другие оценки, и многие из них также заслуживают внимания. Было проведено много
исследований, и за последние двадцать или тридцать лет было заново открыто множество интересных произведений. Но существуют также упоминания сочинений, которые пока не обнаружены; многое еще предстоит изучить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Whistling C. F., Hofmeister F. Handbuch der musikalischen Literatur. - Leipzig, 1817.
2. Fetis F. J. Biographie universelle des musicians. - 2nd edn. - Paris, 1873.
3. Letter to his father from Munich, 3 October 1777, translated by Emily Anderson // New
Grove Dictionary of Music and Musicians. -New York, 1975.
4. Hanslick E. Geschichte des Concertwesens in Wien: Aus dem Concertsaal. - Vienna, 1873. -Vol. II. - p. 397.
5. Lowe G. Josef Holbrooke and his works. -New York, 1920.
REFERENCES
1. Whistling C. F., Hofmeister F. Handbuch der musikalischen Literatur. Leipzig, 1817.
2. Fetis F. J. Biographie universelle des musicians. 2nd edn. Paris, 1873.
3. Letter to his father from Munich, 3 October 1777, translated by Emily Anderson. New
Grove Dictionary of Music and Musicians. New York, 1975.
4. Hanslick E. Geschichte des Concertwesens in Wien: Aus dem Concertsaal. Vienna, 1873. Vol. II, p. 397.
5. Lowe G. Josef Holbrooke find his works. New York, 1920.
Развитие репертуара для кларнета
Материал представляет собой перевод на русский язык статьи «Развитие репертуара для кларнета» британского исполнителя, преподавателя игры на кларнете, библиотекаря Общества кларнета и саксофона Великобритании Дж. Рис-Девис. Данная статья была опубликована в сборнике статей, посвященных кларнету, вышедшем в Кембриджском университете. Ранее ее работы на русский язык не переводились. Актуальность этой работы заключается в ценной информации об эволюции репертуара для кларнета. В ней раскрываются исторические факты создания произведений в течение нескольких столетий, комплексно рассматривается их жанровое и стилистическое развитие. Дж. Рис-Дэвис берет за основу книгу К. Ф. Уистлинга, изданную еще в XIX в. для подробного описания композиторов, сочинявших для кларнета, открывая тем самым новые имена зарубежных композиторов и малоизвестные произведения для отечественных музыковедов и исполнителей на кларнете. Текст статьи может послужить источником первичной информации для под-
The development of the repertoire for clarinet
The material is a translation into Russian of the article "Development of the repertoire for clarinet" by the British performer, clarinet teacher, clarinet librarian of the Society of clarinet and saxophone of great Britain J. Rees-Davis. This article was published in a collection of articles dedicated to the clarinet, published at Cambridge University. Previously, her work for the Russian language is not translated. The relevance of this work lies in the valuable information about the evolution of the repertoire for clarinet. It reveals the historical facts of the creation of works for several centuries, comprehensively examines their genre and stylistic development. J. Rees-Davis takes as a basis the book of K. F. Whistling, published in the XIX century for a detailed description of the composers who wrote for clarinet, opening thereby new names of foreign composers and little-known works for domestic musicologists and performers on a clarinet. The text of the article can serve as a source of
ровного научного рассмотрения зарубежной истории кларнетового исполнительства по разным странам и временным периодам. Автор перевода ставит перед собой важную задачу - сделать доступной систематизированную информацию о развитии репертуара для студентов и профессиональных исполнителей-кларнетистов.
Ключевые слова: кларнет, репертуар, Дж. Рис-Дэвис, исполнительство, композиторское творчество.
primary information for a detailed scientific review of the foreign history of clarinet performance in different countries and time periods. The author of the translation sets an important task - to make available systematic information about the development of the repertoire for students and professional performers-clarinetists.
Keywords: clarinet, repertoire, J. Rees-Davis, performing, composing.
Аунс Маргарита Владимировна, декан оркестрового, дирижерско-хорового факультетов и факультета народных инструментов, доцент кафедры духовых и ударных инструментов Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: [email protected]
Auns Margarita Vladimirovna, Dean of the Orchestral, Conducting and Choral Departments and the Departments of Folk Instruments, associate professor of the Department of Wind and Percussion Instruments at Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]
Получено 12.10.2018