Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗНОГО ПОРЯДКА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗНОГО ПОРЯДКА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / цифровая компетенция / педагогический потенциал / модель SAMR / учебная мотивация / когнитивные процессы / формирование мышления / обучение / английский язык / неязыковой вуз / digital technologies / digital competence / pedagogical potential / SAMR model / academic motivation / cognitive processes / thinking formation / teaching / English language / non-linguistic higher education institution

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федунова Мария Николаевна

В статье рассматривается возможность одновременного развития коммуникативной и цифровой компетенций при использовании цифровых технологий в обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Для достижения поставленной цели – анализа потенциала цифровых технологий для формирования когнитивных процессов разного порядка – цифровые технологии были классифицированы по подгруппам. Каждая из подгрупп проанализирована с точки зрения дидактических свойств и функций для понимания дальнейшего отбора с той или иной педагогической целью при формировании необходимых когнитивных процессов. Решалась задача определения процесса формирования мышления обучающихся через иерархию когнитивных процессов Anderson и Krathwhol. Проанализирован отбор цифровых технологий при их интеграции в процесс обучения английскому языку через модель SAMR Ruben R. Puentedura в качестве критерия эффективности их применения для формирования когнитивных процессов базового и высшего порядков. Делается вывод о том, что целенаправленный отбор цифровых средств с учетом их дидактических возможностей способствует достижению конечной образовательной цели – формированию целостного мышления – через ряд последовательных когнитивных процессов: от базовых к более сложным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федунова Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF DIGITAL TECHNOLOGIES FOR CREATION OF COGNITIVE PROCESSES OF VARIOUS LEVELS IN TEACHING ENGLISH IN A NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article concerns the possibility of simultaneous language communicative and digital competence creation by means of modern digital tools in teaching English students of a non-linguistic higher education institution. To reach the purpose of the article the analysis of pedagogical potential of digital technologies for creation of cognitive processes of various levels digital technologies were classified by sub-groups. Each sub-group was analyzed according to its didactic properties and functions for understanding of further intended selection for various pedagogical purpose to shape the necessary cognitive processes. The task of thinking process formation definition was solved through the cognitive processes hierarchy theory by Anderson and Krathwhol. The SAMR model is analyzed as digital media selection effectiveness criteria while their integration into English language learning process for basic and higher level cognitive processes shaping. The following conclusions are drawn: task-oriented digital media selection considering their didactic opportunities contributes to reaching the final educational goal – whole thinking formation – through the number of consequent cognitive processes: from basic to more advanced ones.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗНОГО ПОРЯДКА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

FEDUNOVA Maria Nikolayevna

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF DIGITAL TECHNOLOGIES .

Baltic Humanitarian Journal. 2023. Т. 12. № 2(43)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

V7TK" 14 I (¡9£ПВ2023 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

у А14 / о. 14 |(сс) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. J ( j 57145/27129780 2023 12 02 08 lfcae3MI^Mhttps://creanvecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗНОГО ПОРЯДКА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

© Автор(ы) 2023

ФЕДУНОВА Мария Николаевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, русского и иностранных языков

Санкт-Петербургская академия Следственного комитета 190068, Россия, Санкт-Петербург, m.fedunova@list.ru

SPIN: 8094-5656

AuthorlD: 1129318

ORCID: 0009-0009-0876-1510

Аннотация. В статье рассматривается возможность одновременного развития коммуникативной и цифровой компетенций при использовании цифровых технологий в обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Для достижения поставленной цели - анализа потенциала цифровых технологий для формирования когнитивных процессов разного порядка - цифровые технологии были классифицированы по подгруппам. Каждая из подгрупп проанализирована с точки зрения дидактических свойств и функций для понимания дальнейшего отбора с той или иной педагогической целью при формировании необходимых когнитивных процессов. Решалась задача определения процесса формирования мышления обучающихся через иерархию когнитивных процессов Anderson и Krathwhol. Проанализирован отбор цифровых технологий при их интеграции в процесс обучения английскому языку через модель SAMR Ruben R. Puentedura в качестве критерия эффективности их применения для формирования когнитивных процессов базового и высшего порядков. Делается вывод о том, что целенаправленный отбор цифровых средств с учетом их дидактических возможностей способствует достижению конечной образовательной цели -формированию целостного мышления - через ряд последовательных когнитивных процессов: от базовых к более сложным.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая компетенция, педагогический потенциал, модель SAMR, учебная мотивация, когнитивные процессы, формирование мышления, обучение, английский язык, неязыковой вуз.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF DIGITAL TECHNOLOGIES FOR CREATION OF COGNITIVE PROCESSES OF VARIOUS LEVELS IN TEACHING ENGLISH IN A NON-LINGUISTIC

HIGHER EDUCATION INSTITUTION

© The Author(s) 2023

FEDUNOVA Maria Nikolayevna, senior lecturer of the Department of the Humanities, Social-economic Subjects, Russian and Foreign Languages St.-Petersburg Academy of the Investigative Committee 190068, Russia, St.-Petersburg, m.fedunova@list.ru

Abstract. The article concerns the possibility of simultaneous language communicative and digital competence creation by means of modern digital tools in teaching English students of a non-linguistic higher education institution. To reach the purpose of the article - the analysis of pedagogical potential of digital technologies for creation of cognitive processes of various levels - digital technologies were classified by sub-groups. Each sub-group was analyzed according to its didactic properties and functions for understanding of further intended selection for various pedagogical purpose to shape the necessary cognitive processes. The task of thinking process formation definition was solved through the cognitive processes hierarchy theory by Anderson and Krathwhol. The SAMR model is analyzed as digital media selection effectiveness criteria while their integration into English language learning process for basic and higher level cognitive processes shaping. The following conclusions are drawn: task-oriented digital media selection considering their didactic opportunities contributes to reaching the final educational goal - whole thinking formation - through the number of consequent cognitive processes: from basic to more advanced ones.

Keywords: digital technologies, digital competence, pedagogical potential, SAMR model, academic motivation, cognitive processes, thinking formation, teaching, English language, non-linguistic higher education institution.

ВВЕДЕНИЕ

Современные условия требуют от выпускника любого вуза сформированности не только общих и профессиональных компетенций, но и владения навыками цифровой грамотности. Современные исследователи сходятся на том, что цифровая компетентность во многом определяет успех всестороннего развития студента в современном мире, а также входит в состав пяти основных компетенций, определяющих желание и способность к обучению на протяжении всей жизни. Это способствует профессиональному и личностному росту и активному участию в общественной жизни [1; 2].

Rosemary Erlam с соавторами считают, что цифровая компетентность как преподавателя, так и студента включает в себя творческо-продуктивное и критически-рефлексивное использование цифровых средств [3, с. 137]. В свою очередь, Mark Pegrum замечает, что обучающиеся должны стать технически подкованными, что означает «умение пользоваться одними и теми же технологиями для учебных и профессиональных целей, и быть способными рассматривать эти технологии критически» [4, с. 39]. С другой стороны, применение современных цифровых технологий невозможно представить без при-

влечения мобильных устройств, среди которых, в том числе, можно упомянуть «обучение в любое время и в любом месте; персонализация обучения; мгновенная обратная связь и оценка результатов обучения; расширение доступа к образованию» [5].

Мы согласны с российскими [6-12], а также зарубежными авторами [3; 4; 13-15] в том, что обучение с привлечением современных цифровых технологий «позволяет реализовать идею индивидуализации обучения в рамках традиционного курса» [16]. Таким образом, возникает необходимость разработки методически-вы-веренного подхода к интеграции новейших технологий в образовательный процесс. При этом важно учитывать и такие педагогические задачи, как формирование мышления через ряд когнитивных процессов. МЕТОДОЛОГИЯ

Цель статьи: рассмотреть педагогический потенциал цифровых технологий для формирования когнитивных процессов разного порядка при обучении английскому языку в неязыковом вузе.

Для этого были поставлены следующие задачи: - определить возможности цифровых технологий для иноязычного обучения;

Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 2(43)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

- показать необходимость проведения анализа релевантности использования таких средств;

- определить дидактические свойства и функции

цифровых технологий при обучении английскому языку;

- определить и сформулировать процесс формирования мышления обучающихся через когнитивные процессы базового и высшего порядка;

- проанализировать отбор цифровых технологий при их интеграции в процесс обучения английскому языку через усовершенствованную J. W. Anderson и D. R. Krathwhol иерархию когнитивных процессов и модель SAMR Ruben R. Puentedura для формирования когнитивных процессов базового и высшего порядка.

В данном исследовании были использованы следующие методы:

- анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;

- анализ дидактических свойств и функций основных групп цифровых технологий;

- анализ последовательности мыслительных операций студентов неязыковых вузов, осваивающих дисциплину «Иностранный язык» через иерархию когнитивных процессов J. W. Anderson и D. R. Krathwhol;

- анализ релевантности дидактически выверенного выбора цифровых технологий через модель SAMR для их интеграции в образовательный процесс для студентов неязыковых вузов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Отсутствие методических рекомендаций по их использованию разнообразных цифровых технологий, а также низкий уровень цифровой компетенции преподавателей обусловливает хаотичность их внедрения и использования в современный образовательный процесс [17], поэтому именно целесообразность применения технологий была отмечена в ряду самых важных условий, от которого зависит успех их применения [18]. С этим согласны и исследователи данной проблемы. Так, М. В. Попова считает, что «толь^ дидaктичecки пpoдyмaнныe мepы дают лучшие результаты для обучающихся и преподавателей» [7, с. 218]. А. Ю. Трутнев [9] убежден, что, прежде чем включать в образовательный процесс современные технологии, преподавателю следует задуматься о целесообразности выбора, исходя из таких вопросов, как: Могут ли помочь цифровые технологии в достижении трудных языковых целей? Можно ли повысить при помощи цифровых технологий результативность решения тех языковых задач, которые и так удаются хорошо? Расширяют ли технологии педагогические возможности для преподавателя?

Исходя из такой постановки вопросов, преподавателю требуется определить дидактические свойства и функции цифровых технологий при обучении английскому языку. Проанализировав существующие на данные момент цифровые технологии, мы попробовали классифицировать их и определить свойства и функции для каждой из представленных подгрупп, представленных в таблице 1.

Таблица 1 - Дидактические свойства и функции основных групп цифровых технологий

Цифровой инструмент Дидактические свойства Дидактические функции

Лингвосоциальные сети (напр. Lang-8. com, Busuu.com и др.), в том числе Лингвосоциальные сети, ориентированные на устное общение (напр., HiNative (функция Lang-8), iTalki, How Do You Do, Speaky, speak-ing24.com, и др.) Обратная связь посредством личного сообщения. Возможности устной коммуникации с партнерами для языкового обмена. осуществление мгновенной обратной связи с носителями языка по итогам проверки текстов-сочинений; развитие таких видов речевой деятельности, как чтение и письмо; организация самостоятельной и работы развитие социокультурной компетенции; развитие таких видов речевой деятельности, как аудирование и письмо; развитие коммуникативных навыков

ФЕДУНОВА Мария Николаевна ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ...

Онлайн-словари (Babla, Multitran, и др.) Организация поисково-исследовательской и самостоятельной работы обучающихся развитие навыков перевода

Обучающие онлайн-платформы и приложения-оболочки (например, Kahoot. com, Nonstopenglish, EssayMap, LearningApps.org, Lingualeo, Classtools. ru, Educaplay. com, Studystack. com, Umaigra. com, Classtools.net, Letter Generator, Onlinetestpad.com, и др.). Создание тестов и заданий по готовым шаблонам. Возможность подбора материалов по интересам и уровню владения языком. Мультимедийность и геймификация. развитие таких видов речевой деятельности, как чтение, аудирование и письмо; развитие коммуникативной компетенции; отработка грамматических навыков; интенсификации запоминания новых лексических единиц; повышение учебной мотивации; организация индивидуальной и групповой работы

Электронное тестирование (онлайн тесты; тесты, создаваемые преподавателями в сети Moodle, Plickers, и др.) Автоматическая проверка выполненных тестовых заданий и сохранение их результатов. Асинхронный обмен информацией. проведение промежуточного и итогового контроля организация индивидуальной и групповой работы

Обучающее видео (Khan Academy, TED, и др.) Создание условий для повышения учебной мотивации. Трансляция и обмен информацией в видео-формате. развитие таких видов речевой деятельности, как чтение и аудирование; виртуальные экскурсии; рассказ историй; повышение мотивации; визуальное сопоставление

Веб-квесты (Zunal и др.) Мультимедийность и геймификация. повышение учебной мотивации; организация индивидуальной и групповой работы; развитие таких видов речевой деятельности, как аудирование, говорение, чтение и письмо

Видеоконференции (Zoom, Skype и Яндекс-Телемост и др.) Синхронный обмен информацией преподавателя с между участниками образовательного процесса. Возможность демонстрации учебной информации в графической, мультимедийной форме, позволяющей организовать групповое участие в обсуждении и интерпретации информации. развитие таких видов речевой деятельности, как аудирование, говорение и письмо

Обоазоеавгелъные подкасты (BBC Learning English и др.) Возможность отработки освоенных знаний и практических навыков через сформированные ранее умения. Возможность оценивания полученных знаний, умений и навыков. повышение учебной мотивации; развитие таких видов речевой деятельности, как аудирование, чтение и письмо; отработка грамматических навыков

Блогинг ресурсы (Blogger, WordPress, Weebly, и др.) Подготовка, редактирование текстов и их публикация в сочетании с графическим материалом. Распространение информации. Представление результатов проделанного исследования или результатов групповой работы. развитие таких видов речевой деятельности, как аудирование, чтение и письмо; организация самостоятельной работы раскрытие творческого потенциала обучающихся

Цифровые приложения для создания графического и текстового контента для учебных целей (EasyBib, Surveymonkey, Classmarker, Bubbl. us, FlipBuilder, Visme, и др.) Подготовка, редактирование и обработка учебной и научной информации. Систематизация информации. Загрузка цифровой информации с носителей. раскрытие творческого потенциала обучающихся; повышение учебной мотивации; организация проектной работы; формирование цифровой компетенции

Прогргммнсн обеспечение для создания аудио- и видеоматериалов, интерактивных презентаций, подка-стинга (VoiceThread, PodOmatic, Audacity) Отображение и передача информации в форматах текста, аудио, видео, графики и анимации. Представление результатов проделанного исследования или результатов групповой работы. формирование цифровой компетенции; формирование коммуникативной компетенции; раскрытие творческого потенциала обучающихся; повышение учебной мотивации; организация проектной работы; развитие таких видов речевой деятельности, как аудирование, чтение, говорение и письмо

Реализации конечной цели - развития свободной и творческой личности [19] - может способствовать отбор цифровых средств для формирования мышления обучающихся через последовательное прохождение когнитивных процессов разного порядка. По теории таксономии Бенджамина Блума, мыслительные процессы организуются от простого к сложному и от конкретного к абстрактному через шесть последовательных этапов: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка [7, с. 91]. В 2001 г. J. W. Anderson и D. R. Krathwhol [14] модифицировали данную классификацию через обозначение категорий глаголами для целеполагания образова-

FEDUNOVA Maria Nikolayevna

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF DIGITAL TECHNOLOGIES .

Baltic Humanitarian Journal. 2023. Т. 12. № 2(43)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

тельного процесса. А в 2009 г. Ruben R. Puentedura [13] соединил усовершенствованную иерархию когнитивных процессов с изобретенной им моделью интеграции технологий в образовательный процесс SAMR (Substitution

- Подмена, Augmentation - Накопление, Modification -Модификация, Redefinition - Преобразование).

Чтобы осуществить релевантный отбор цифровых ресурсов для поэтапного формирования когнитивных процессов обучающихся первого и второго курсов Санкт-Петербургской академии Следственного комитета при изучении дисциплины «Иностранный язык», сначала мы классифицировали их и получили следующую последовательность: 1) Знать - владеть знаниями основных лексических единиц общего и профессионально-направленного английского языка, и грамматических правил; 2) Понимать - использовать лексические и грамматические знания для распознавания информации и формирования собственного мнения; 3) Применять

- использовать лексические и грамматические знания для обоснования своего мнения и передачи полученной информации; 4) Анализировать - осуществлять отбор информации, релевантной для выполнения индивидуального или группового задания, классифицировать и систематизировать ее; 5) Оценивать - выбирать рациональный способ выполнения задания, с учетом пройденной профессионально-направленной тематики и лек-сико-грамматического материала, сопоставляя условия задания с алгоритмом его решения; 6) Создавать - разработать алгоритм решения задания, сформулировать и создать новую/собственную модель выполнения индивидуального или группового задания с учетом уровня владения английским языком.

Первые два этапа модели SAMR позволяют преподавателю иностранного языка развивать в студентах такие базовые когнитивные процессы, как знание, понимание и применение. Соответственно, задания, которые проектируются на данных этапах, связаны с формированием лексических и грамматических знаний, умений и навыков, их отработкой и контролем. Согласно проведенной классификации, для данных целей могут использоваться группы цифровых ресурсов: онлайн-словари, лингвосо-циальные сети, обучающие онлайн-платформы и приложения-оболочки, онлайн-тренажеры, образовательные платформы, образовательные подкасты, электронное тестирование.

Задания, спроектированные согласно вторым двум этапам модели SAMR, помогают раскрываться когнитивным возможностям высшего порядка - анализировать, оценивать, создавать. Для данных целей возможно внедрение в обучающий процесс таких цифровых инструментов, как обучающее видео, видеоконференции, веб-квесты, блогинг ресурсы, цифровые приложения для создания графического и текстового контента для учебных целей, ПО для создания аудио-/видеоматериалов, интерактивных презентаций, подкастинга.

ОБСУЖДЕНИЯ

Говоря о поэтапном формировании мышления, также важно отметить теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера [20]. По данной теории, разным индивидам свойственно развивать те или иные виды интеллекта в большей степени, чем другие, в силу наследственных особенностей или целенаправленной тренировки. Мы согласны с Д. Ю. Буренковой [21] в том, что одновременное развитие через современные технологии нескольких видов интеллекта интенсифицирует процесс обучения и делает его более эффективным. Это подтверждает наш вывод о том, что современные цифровые технологии способствуют поэтапному формированию мышления обучающихся через ряд когнитивных процессов от простого до более высокого порядка. При этом, по П. Я. Гальперину [22], формирование мыслительных операций более высокого уровня возможно только при достаточно сформированных предыдущих уровнях.

Наши заключения о том, что модель SAMR имеет педагогическую ценность при отборе цифровых средств, соотносятся с выводами С. В. Титовой, которая также рассмотрела вопрос отбора цифровых технологий через данную модель с точки зрения целей формирования мышления. Данная модель предоставляет достаточный потенциал для организации группового взаимодействия обучающихся через внедрение в образовательный процесс цифровых технологий, т.к. именно такой формат создает необходимые условия для формирования высших психических функций и дальнейшего развития. Такой подход позволяет студентам сформировать не только иноязычную, но и цифровую компетенцию, а также достигаются вторичные педагогические цели -повышение учебной мотивации и перенос образовательного фокуса внимания с преподавателя на студентов и их работу

Новизна данной работы состоит в попытке анализа потенциала сгруппированных нами цифровых технологий через их дидактические свойства и функции для их последующего отбора с помощью модели SAMR с целью поэтапного формирования мышления обучающихся. Дидактические свойства и функции, заложенные в цифровых инструментах, прошедших отбор по этапам Подмена-Накопление модели SAMR помогают сформировать базовые когнитивные процессы и формируют лексические и грамматические знания, умения и навыки, а также обеспечивают их отработку и контроль. А дидактические свойства и функции цифровых инструментов, относящихся к трансформационным этапам Модификация-Преобразование, по данной модели, действительно способствуют развитию когнитивных процессов высшего порядка: анализа (и систематизации иноязычных знаний, а также возможностей представленных цифровых инструментов), оценки (правильности их применения), и создания (финального продукта) - без которых невозможно было выполнение поставленной задачи. Проведенное исследование поможет преподавателям иностранного языка в отборе цифровых средств для достижения той или иной образовательной цели. Однако данная типология цифровых технологий, возможно, не является исчерпывающей. Кроме того, новые цифровые средства постоянно появляются, а старые - исчезают и видоизменяются. Это значит, что исследования в области цифровой педагогики в области иноязычного обучения, всегда актуальны.

ВЫВОДЫ

Применение цифровых технологий для поэтапного формирования мышления студентов неязыкового вуза при обучении их иностранному языку выводит обучение на новый уровень развития и позволяет сформировать когнитивные процессы от базовых к сложным через последовательный и целенаправленный отбор цифровых инструментов при их интеграции в образовательный процесс. Для студентов неязыковых вузов, осваивающих дисциплину «Иностранный язык», это означает успешное формирование не только иноязычной коммуникативной, но и цифровой компетенций, актуальных в современном мире, что способствует развитию свободной и творческой личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Чиркова В.М. Интеграция мобильных приложений в электронную образовательную среду в процессе изучения иностранных языков /В. М. Чиркова //Балтийский гуманитарный журнал. — 2021. — Т. 10, № 2(35). — С. 198-200.

2. Омарова С.К. Характеристика и дидактический потенциал мобильно-цифровых технологий обучения иностранным языкам // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (190). С. 52-58.

3. Pegrum, M. (2014). Mobile Learning: Languages, Literacies and Cultures. New York: Palgrave Macmillan. 257p.

4. Erlam R., Philp J., & FeickD. (2021). DigitalMedia in the Language Classroom. In Teaching Languages to Adolescent Learners: From Theory to Practice Cambridge: Cambridge University Press. pp. 135-157.

5. Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения. UNESCO, 2015 https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/ files/3214738.pdf

Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 2(43)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

6. Буренкова Д. Ю. Метод проектов на уроках английского языка как фундамент для формирования высокотехнологичных навыков и умений иноязычного общения в 21 веке/Д. Ю. Буренкова //Балтийский гуманитарный журнал. — 2019. — Т. 8, № 3(28). — С. 25-28.

7. Попова М. В. Информационно-компьютерная компетенция и проектирование заданий на базе интернет-технологий в преподавании иностранных языков /М. В. Попова // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам: Сборник научных статей по итогам IX Международной научно-практической конференции, Брянск, 14—16 октября 2021 года. — Брянск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Брянский государственный инженерно-технологический университет», 2021. — С. 215-222.

8. Титова С. В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика / С. В. Титова. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Эдитус», 2017. — 248 с.

9. Трутнев А. Ю. Использование модели SAMR в преподавании иностранных языков /А. Ю. Трутнев, Е. И. Каргалова //Проблемы и вопросы современной науки: Рецензируемый сборник научных трудов, Самара, 01 марта 2019 года. Том 1(2). Часть 2. — Самара: Научно-Издательский Центр Международной Объединенной Академии Наук (НИЦМОАН), 2019. - С. 77-80.

10. Глотова М. Ю. Цифровая таксономия Блума и модель цифровой трансформации образования в учебном процессе вуза / М. Ю. Глотова, Е. А. Самохвалова //Информатика и образование. — 2019. — № 6(305). — С. 42-48.

11. Коваленко Е.С., Кузуб Н.М. Использование таксономии Блума для повышения качества профессиональной подготовки студентов педагогического вуза //Казанский педагогический журнал. 2020. — №1.

— C. 89-96

12. Ковалевич И. А. Развитие метакогнитивных процессов у студентов в профессиональном образовании / И. А. Ковалевич, М. М. Манушкина, Л. А. Дьяченко //Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 75-4. — С. 128-131.

13. Puentedura R.R. The SAMR model: Background and exemplars.

— URL: http://www.hippasus.com/rrpweblog/archives/2012/08/23/SAMR_ BackgroundExemplars.pdf (Дата обращения: 15.05.2023)

14. Anderson J. W., Krathwhol D.R., Airasia P.W. 2003. A Taxonomy for learning, teaching and assessing: a revision of Bloom's taxonomy of education. New York, Person Education

15. Prensky M. (2001). Digital natives, digital immigrants. On the Horizon, 9(5), 1—6.

16. Титова С.В. Эволюция средств обучения в преподавании иностранных языков: от компьютера к смартфону / С.В. Титова, А.П. Авраменко // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2013. — №1. — С. 9-21

17. Титова С.В., Коткова И.С. Методические основы разработки мобильного класса для обучения иностранным языкам в старшей школе. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 2, С.103-114

18. Международная ассоциация ИТ-образования (ММАИТО): Режим доступа: http://iaite.sstu.ru/index.html (Дата обращения: 15.05.2023)

19. Edutainme [Электронный ресурс] //Манифест о цифровой образовательной среде. — URL: http://edutainme.ru/ (дата обращения 15.05.2023).

20. Гарднер Говард. Структура разума. Теория множественного интеллекта. М., СПб., К.: Вильямс,2007. 512с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Буренкова Д. Ю. Как создать эффективную обучающую среду с использованием передовых инновационных технологий на уроках английского языка в высших учебных заведениях / Д. Ю. Буренкова // Балтийский гуманитарный журнал. — 2021. — Т. 10, № 2(35). — С. 51-54

22. Гальперин П.Я. Четыре лекции по психологии /П.Я. Гальперин. -М.: Книжный дом «Университет», 2000. — 112 с.

Received date: 06.06.2023 Revised date: 09.06.2023 Accepted date: 27.06.2023

ФЕДУНОВА Мария Николаевна ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.