Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 2
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
СВ. Титова, И.С. Коткова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МОБИЛЬНОГО КЛАССА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1
Стремительная эволюция и распространение мобильных технологий и устройств изменили все аспекты нашей жизнедеятельности, включая образование. Применение мобильных устройств в учебном процессе модернизирует традиционное обучение. Мобильные технологии успешно интегрируются в инновационную модель образования, описанную во ФГОС ООО нового поколения. В данной статье исследуются теоретические вопросы проектирования виртуального мобильного класса: проблемы и принципы мобильного обучения, модель интеграции технологий в учебный процесс Ruben R. Puentedura SAMR. В качестве критериев эффективности применения мобильных приложений в учебном процессе предлагается использовать когнитивные процессы, соответствующие этапам модели SAMR. Приведены примеры мобильных приложений и инструментов для создания виртуального мобильного класса. В качестве одного из вариантов платформы рассматривается приложение-оболочка LearningApps.org. Проанализированы дидактические свойства и функции данного приложения, особенности предлагаемых шаблонов для проектирования заданий, создание индивидуального обучающего контура, способы осуществления обратной связи. Определены шаблоны для проектирования заданий при подготовке к единому государственному экзамену. Рассмотренные методические вопросы могут быть практически использованы преподавателями иностранных языков при проектировании виртуального мобильного класса в старшей школе.
Ключевые слова: мобильное обучение иностранным языкам; виртуальный мобильный класс; старшая ступень школьного образования; LearningApps.org.
Титова Светлана Владимировна - доктор педагогических наук, заместитель декана по дополнительному образованию, профессор кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).
Коткова Ирина Сергеевна - студент второго года обучения программы переподготовки «Преподаватель (современные подходы к обучению иностранным языкам)» факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР), новые формы подачи материала, организация учебной деятельности, задания и упражнения, созданные на базе новейших технологий, постепенно становятся частью современного школьного образовательного процесса. Текущий этап обучения в старшей школе характеризуется хаотичностью внедрения и использования цифровых технологий. Данная ситуация вызвана рядом причин, а именно: низким уровнем ИКТ-компетенции педагогов; отсутствием методических рекомендаций по использованию мобильных технологий, а также качественных образовательных ресурсов [Титова, 2017]. Одними из основных преимуществ мобильного обучения согласно «Рекомендациям Юнеско по политике в области мобильного обучения» являются: «обучение в любое время и в любом месте; персонализация обучения; мгновенная обратная связь и оценка результатов обучения; расширение доступа к образованию»1. Мобильное обучение «подразумевает оправданное по сути, оптимальное по объему, сбалансированное осуществление определенных заданий при помощи мобильных устройств», что «позволяет реализовать идею индивидуализации обучения в рамках традиционного курса» [Титова, Авраменко, 2013]. Виртуальный мобильный класс как компонент «персонализированного профессионально ориентированного мобильного контура» обучения является одной из форм интеграции мобильных технологий в учебный процесс [Титова, 2016].
На основании проведенного обзора литературы по вопросам мобильного обучения, G. Stockwell и P. Hubbard сформулировали физические, педагогические и психолого-социальные проблемы и принципы мобильного обучения. Некоторые принципы могут быть использованы при проектировании и внедрении виртуального мобильного класса [Stockwell, Hubbard, 2013]:
• соблюдение "равенства": задания должны технически подходить для использования на мобильных устройствах всех обучающихся;
• проведение предварительного обучения по выполнению мобильных заданий и тестов;
• ограничение многозадачности и учет отвлекающего фактора виртуальной среды;
• задания и приложения должны соответствовать возможностям и ограничениям как мобильных устройств, так и среды, в которой будет происходить обучение;
• использование «механизма подталкивания» с учетом желания обучающегося;
1 Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения. UNESCO, 2015.
• кратковременность выполнения отдельных заданий.
Особой актуальной задачей для педагога в условиях измененной образовательной среды становится развитие ключевых компетенций обучающихся при проектировании мобильного класса. Интегрированные в учебный процесс цифровые технологии служат для решения поставленной задачи, но их применение должно быть оправданным и методически обоснованным. Этапы интеграции ЦТ в учебный процесс, которые описаны Ruben R. Puentedura, можно использовать как критерий эффективности применения цифровых технологий в учебном процессе [Puentedura, 2009].
В своей модели SAMR (Substitution, Augmentation, Modification and Redefinition) Ruben R. Puentedura последовательно охарактеризовал этапы интеграции ЦТ в учебный процесс. С его точки зрения, существуют несколько этапов интеграции новейших технологий в процесс преподавания: замена, усиление, модификация, преобразование. Этап замены предполагает использование новых способов представления учебной информации без внесения изменений в традиционный процесс обучения (например, использование электронных носителей для чтения текста вместо традиционного учебника). Этап усиления заключается в незначительных изменениях учебного процесса (например, использование мобильных приложений голосования для обеспечения мгновенной обратной связи с обучающимися). На этапе модификации использование ЦТ приводит к значительным изменениям в нескольких составляющих учебного процесса: презентации; отработке; закреплении или контроле (например, компьютерное тестирование, совместное создание проектов или написание работ на платформах, позволяющих проводить совместную деятельность). На этапе преобразования происходит полная трансформация всех составляющих учебного процесса, создаются совершенно новые форматы заданий, которые невозможно воплотить в практике преподавания, не прибегая к использованию ЦТ. Именно на данном этапе проектная деятельность с применением новейших технологий переходит на новый уровень развития.
В 2001 г. Lorin W. Anderson и D. Krathwohl усовершенствовали таксономию учебных целей профессора Б. Блума [Anderson, Krathwhol, Airasia, 2003]. Ruben R. Puentedura совместил иерархию когнитивных процессов Lorin W. Anderson и David R. Krathwohl со своей моделью SAMR. Двум первым инновационным этапам модели соответствуют такие когнитивные процессы, как знание, понимание, применение. Третьему и четвертому, трансформационным, этапам модели соответствуют когнитивные процессы более высокого порядка: анализ, оценка, создание. Формирование мышления происходит через последовательное прохождение указанных когни-
тивных процессов. Вот почему трансформационные этапы в модели SAMR имеют основополагающее значение с точки зрения педагогики: именно здесь, в совместной деятельности, в сотрудничестве происходит становление высших психических функций и формирование зоны ближайшего развития по Л.С. Выготскому. Иными словами, формируются важные для обучающихся когнитивные умения.
Таблица 1
Модель интеграции МТ в процесс обучения согласно модели Ruben R. Puentedura
Модель интеграции ЦТ в процесс обучения согласно модели Ruben R. Puentedura
Инновация Замена: использование новых способов представления информации без внесения изменений в традиционный процесс
Усиление: частичная оптимизация учебного процесса посредством использования ЭОР и ЦТ
Трансформация Модификация: трансформация одной из составляющих учебного процесса
Преобразование: полная трансформация всех составляющих учебного процесса
Как известно, мобильные технологии обладают различными дидактическими свойствами и функциями, базируясь на которых, преподаватель выбирает и включает в учебный процесс мобильные приложения, помогающие эффективно и оптимально решить поставленные задачи. Что касается создания мобильного класса, то реализация данной образовательной модели соответствует высшему уровню модели SAMR - преобразованию - поскольку предполагается, что трансформируются все этапы учебного процесса: представление учебного материала; его отработка; контроль; оценивание; обратная связь; формы учебного взаимодействия; организация работы и т.д.
Все мобильные приложения, рассматриваемые с точки зрения возможности их использования в ходе организации учебной деятельности и создания упражнений, можно разделить на две основные группы: прикладные мобильные приложения, т.е. изначально не предназначенные для обучающих целей, и обучающие мобильные приложения [Титова, Авраменко, 2014]. Обучающие мобильные приложения, в свою очередь, подразделяются на собственно обучающие приложения и так называемые приложения-оболочки (рис. 1).
Сегодня возможно использование отдельных приложений или нескольких в комбинации для создания кроссплатформенной моде-
ли обучения иностранным языкам. Можно предположить, что в будущем, в рамках развития и становления единой концепции информатизации образования будут созданы подобные приложения с учетом образовательных целей соответствующих ступеней образования. В качестве примеров можно привести:
• системы управления обучением (LMS, например, Moodle, Edmodo, Schoology и др.), которые имеют мобильную версию;
• блоги (например, Blogger.com, который имеет удобный мобильный интерфейс и работает на IoS, Android);
• популярные социальные сети (например, Instagram, FaceBook), которые чаще стали использоваться для проектирования и создания языковых курсов в виде флешмобов, мобильных квестов, мультимедийных проектов и т.д.;
• обучающие приложения-оболочки с готовыми шаблонами для создания тестов и заданий для развития коммуникативной компетенции обучающихся (например, LearningApps.org, Educaplay. com, Studystack.com, Umaigra.com, Classtools.ru, Classtools.net, Onlinetestpad.com, Kahoot.com и др.).
Остановимся подробнее на популярном среди преподавателей ИЯ универсальном приложении-оболочке LearningApps.org как платформе для создания виртуального мобильного класса. Появление новых операционных систем и приложений упростило процедуру наполнения мобильных оболочек учебными материалами, позволив педагогам, имеющим мобильное устройство и доступ в Интернет, создавать свои мобильные учебные классы и обучающие мобильные блоги. Данное приложение обладает следующими дидактическими свойствами и функциями (табл. 2).
Рис. 1. Типология мобильных приложений, используемых в обучении иностранных языков
Таблица 2
Дидактические свойства и функции мобильного приложения LearningApps
Дидактические свойства Дидактические функции
Разнообразные шаблоны для проектирования заданий и тестов различных форматов • развитие различных видов речевой деятельности и языковых навыков • развитие социокультурной компетенции • создание заданий экзаменационного формата организация самостоятельной и аудиторной работы
Функция «Статистика класса» отображает данные о выполнении упражнений в разрезе по обучающимся (может быть распечатана) • анализ результатов обучения • осуществление рефлексивной деятельности • формирующий контроль
Автоматическая проверка и сохранение результатов выполненных заданий • введение различных форм и способов контроля • осуществление формирующего, промежуточного и итогового контроля • организация индивидуальной и групповой работы
Обратная связь посредством личного сообщения или групповой рассылки всем участникам мобильного класса • осуществление мгновенной обратной связи • контроль и мониторинг учебного процесса • организация проектной деятельности
Функция «Папка класса», создание закрытых учебных групп (классов и подклассов) • администрирование и мониторинг учебного процесса • персонализация обучения (создание индивидуального обучающего контура) • осуществление проектной деятельности
Мультимедийность и геймификация • повышение мотивации обучающихся • организация работы с видеофрагментом • осуществление проектной деятельности
Модульность подачи учебного материала • осуществление технологии flipped classroom («перевернутый класс») • использование в качестве этапа квеста
Легкость приглашения учеников в мобильный класс по ссылке, QR-коду • осуществление проектной деятельности • организация групповой и индивидуальной работы
Таким образом, очевидно, что задействование в процессе проектирования мобильного класса всех перечисленных дидактических свойств приложения позволяет педагогу трансформировать все этапы учебного процесса, а именно: представление учебного материала; его отработка; контроль; оценивание и обратная связь; формы учебного взаимодействия; организация работы.
С помощью приложения-оболочки LearningApps.org преподаватель организует систему закрытых классов и наполняет их учебным контентом. В результате организации подклассов со специализированным контентом создается индивидуальный обучающий контур и реализуется модульность обучения. Разнообразие встроенных в приложение шаблонов предоставляет преподавателю возможность качественно спроектировать задания, соответствующие поставленным учебным целям и задачам. Особым преимуществом указанного приложения-оболочки являются шаблоны для проектирования заданий экзаменационного формата. При этом может осуществляться формирующий, промежуточный и итоговый контроль, мгновенная обратная связь, а также проводиться аудиторная и внеаудиторная, индивидуальная и групповая формы работы. Рассмотрим особенности встроенных шаблонов Learningapps, которые можно использовать при проектировании заданий для подготовки к различным разделам ЕГЭ (табл. 3).
Таблица 3
Шаблоны заданий приложения LearningApps.org для подготовки к ЕГЭ
Раздел экзаменационной работы Шаблон задания Развитие языковых навыков и речевых умений
Аудирование «Найти пару», «Викторина с выбором правильного ответа», «Заполнить пропуски», «Аудио/видео контент» Навыки аудирования: • фонетические (различение звуковой стороны речи и способность в соответствии с нормами языка правильно воспринимать услышанный звуковой образец) • лексические (понимание значения слов и словосочетаний) • грамматические (распознавание грамматической формы высказывания и ее соотнесение с определенным значением). Аудитивные умения понимать аутентичные тексты в различных ситуациях общения, в том числе при наличии неизвестных языковых единиц, с разной степенью и глубиной осмысления их содержания
Раздел экзаменационной работы Шаблон задания Развитие языковых навыков и речевых умений
Чтение «Найти пару», «Ввод текста», «Хронологическая линейка», «Простой порядок», «Викторина с выбором правильного ответа», «Заполнить пропуски», «Кто хочет стать миллионером?» Навыки чтения: • фонетические (узнавание единиц языка в результате их восприятия с помощью внешней или внутренней речи) • лексические (соотнесение лексического образа слова и словосочетания с их значением) • грамматические (соотнесение грамматической формы слова и словосочетания с их значением). Умения чтения, обеспечивающие: • полноту понимания текста (выделение опорных слов, смысловых вех, важных фактов, обобщение информации и установление иерархии, ориентация в структуре текста) • глубину понимания текста (выводы на основе фактов, оценка изложенного материала, понимание и интерпретация подтекста)
Грамматика и лексика «Найти пару», «Классификация», «Ввод текста», «Викторина с выбором правильного ответа», «Сортировка картинок», «Заполнить пропуски», «Кто хочет стать миллионером?», «Пазл Угадайка!», «Кроссворд», «Слова из букв», «Виселица», «Парочки» Грамматические навыки: • морфологические • синтаксические • орфографические навыки. Продуктивные и рецептивные лексические навыки.
Письмо «Найти пару», «Ввод текста», «Викторина с выбором правильного ответа», «Заполнить пропуски», «Аудио/видео контент», «Кто хочет стать миллионером?» Навыки письма: • графические • фонетические, орфографические. Умения письма: • создавать тексты согласно плану (личное письмо другу, сочинение с элементами рассуждения) • комментировать события и факты, выражать суждения, используя аргументы и эмоционально-оценочные языковые средства
Раздел экзаменационной работы Шаблон задания Развитие языковых навыков и речевых умений
Устная часть экзамена «Ввод текста», «Викторина с выбором правильного ответа», «Заполнить пропуски», «Аудио/видео контент», «Пазл Угадай-ка!» Навыки говорения: • произносительные • лексические • грамматические. Продукция подготовленного монологического высказывания при помощи стимулов и речевых опор в соответствии с заданным планом
Модель мобильного обучающего класса для старшеклассников на базе Learningapps может быть графически представлена следующим образом (рис. 2):
Формирование коммуникативной компетенции (подготовка к ЕГЭ)
• знакомство с форматом экзаменационных заданий
• отработка и закрепление стратегии алгоритмов выполнения заданий
• в ыполнение тренировочных заданий всех разделов экзаменационной работы
• формирование языковых навыков и развитие речевых умений
Формирование социокультурной компетенции
• знакомство с национально-культурной спецификой иноязычного речевого поведения и единицами изучаемого языка (знания об истории и географии страны/региона, культурные обычаи, нормы поведения, социальные условности и условия жизни)
• закрепление знаний о социокультурных особенностях регионов изучаемого языка
Формирование регулятивных УУД
• самостоятельная и мотивированная организация своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
• поиск причин и путей устранения возникающих трудностей
Формирование познавательных УУД
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и проблемы
• структурирование знаний
• выдвижение гипотез и их обоснование
• выбор критериев для классификации, сравнение объектов
• анализ и сравнение объектов по выделенным признакам
• осуществление анализа и синтеза
• умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа
• построение логической цепи рассуждений и доказательства
Рис. 2. Модель мобильного обучающего класса
Современный учитель согласно «Профессиональному стандарту педагога» в рамках своей предметно-педагогической ИКТ-ком-петентности должен уметь применять в процессе обучения современные информационные образовательные технологии и ООР, проектировать с помощью цифровых технологий задания, развивающие коммуникативную и личностные компетенции выпускника с учетом ФГОС; уметь анализировать дидактические возможности приложений для их успешного применения на практике; внедрять элементы мобильного обучения в традиционную образовательную модель с целью создания мобильного обучающего контура. Залогом эффективной интеграции мобильных приложений в учебный процесс для решения конкретных учебных задач является оценка и выбор преподавателем подходящих приложений с учетом их функции согласно модели БЛМЯ. Приложение LearningApps.org может вариативно служить платформой для создания виртуального мобильного класса. Одним из главных преимуществ данного приложения является развитие коммуникативной и социокультурной компетенции, формирование языковых навыков, развитие всех видов речевой деятельности, создание заданий экзаменационного формата и тренировки стратегии выполнения упражнений на экзамене.
Однако при разработке заданий на базе мобильных приложений необходимо понимать, что поставленные образовательные цели могут быть достигнуты лишь с учетом частнометодических принципов, а именно: правильным подбором и организацией материала; ориентацией на аудиторию обучающихся; выбором методов и форм обучения, соответствующих поставленным образовательным задачам. Помимо этого преподаватель, разрабатывающий задание на мобильной платформе, должен проектировать такое упражнение, выполнение которого будет невозможным без использования мобильных технологий. Только в таком случае интеграцию цифровых технологий в образовательный процесс можно рассматривать как целесообразное, успешное и эффективное улучшение. Более того, при проектировании заданий на базе мобильных приложений необходимо принимать во внимание то, что на выходе будет создан абсолютно новый формат заданий, отличающийся от традиционных, поэтому нужно уделить особое внимание готовности как преподавателей, так и обучающихся к внедрению данных усовершенствований учебного процесса. Под готовностью в данном случае подразумевается владение ИКТ-компетенцией, умение использовать и применять мобильные технологии в учебном процессе.
На основании изложенного можно сделать вывод, что проектирование заданий на базе мобильных технологий должно основываться на общедидактических и частнометодических принципах
обучения, лежащих в основе методик преподавания иностранных языков, на требованиях, установленных действующими ФГОС, возможностях, предоставляемых используемыми цифровыми технологиями, а также на уровнях ИКТ-компетенций преподавателя и обучающегося с учетом целей и задач конкретного учебного курса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Титова С.В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика. М., 2017.
2. Титова С.В., Авраменко А.П. Эволюция средств обучения в преподавании иностранных языков: от компьютера к смартфону // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 1. C. 9-21.
3. Титова С.В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 7-8. С. 7-15.
4. Титова С.В., Авраменко А.П. Мобильное обучение иностранным языкам. М., 2014.
5. Stockwell G., Hubbard P. Some emerging principles for mobile-assisted language learning. Monterey, CA: The International Research Foundation for English Language Education, 2013.
6. PuenteduraR. As we may teach: Educational technology: From theory into practice. 2009. URL: http://tinyurl.com/aswemayteach (accessed: 12.12.2018).
7. Anderson J.W., KrathwholD.R., AirasiaP.W. A Taxonomy for learning, teaching and assessing: a revision of Bloom's taxonomy of education. N. Y.: Person Education, 2003.
Svetlana V. Titova, Irina S. Kotkova
METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF THE MOBILE CLASSROOM DESIGN FOR FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN SENIOR SECONDARY SCHOOL
Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991
All aspects of our life, including education, have been radically altered by the rapid development of ubiquitous digital technologies. The application of mobile devices to learning process modernizes traditional teaching. Mobile technologies can be successfully implemented in an innovative educational model described in the educational standards of high education. Designing a virtual mobile classroom in senior high school is one of the possible ways of mobile technologies integration in educational process. This paper studies the problems and principles of mobile learning; technologies integration model SAMR by Ruben R. Puentedura. Cognitive processes appropriating to different stages of Ruben R. Puentedura's model are considered as the criteria of digital tools integration efficiency. Examples of apps for creating a mobile classroom and their didactic potential have been given in the paper. LearningApps.org has been studied from the point of view of its advantages and drawbacks. Its didactic characteristics and functions, the distinctive features of
embedded templates for designing exercises, creation of/creating an individual teaching class, ways of feedback have been analyzed. The most suitable templates for designing tasks to prepare for the Russian State Exam have been chosen. Foreign language teachers can implement the discussed methodological issues while designing a virtual mobile classroom.
Key words: mobile foreign language teaching; virtual mobile classroom; senior high school; LearningApps.org.
About the authors: Svetlana V. Titova - Dr. Habil in Pedagogical Sciences, Deputy Dean for Continuous Education Programmes, Professor of Department of Foreign Language Teaching, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected]); Irina S. Kotkova - second year student of the Continuous Education program «Teacher (modern approaches to foreign languages teaching)», Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected])
REFERENCES
1. Titova S.V. 2017. Tsifrovye technologii vyazykovom obuchenii: teoriya ipraktika [Digital technologies in language teaching]. Moscow, Editus. (In Russ.)
2. Titova S.V., Avramenko A.P. 2013. Evolyutsiya sredstv obucheniya v prepodavanii inostrannyh yazykov: ot kompiutera k smartfonu [Teaching tools evolution in language teaching]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics andIn-tercultural Communication, no. 1, pp. 9-21. (In Russ.)
3. Titova S.V. 2016. Didakticheskie problemy integratsii mobilnyh prilozhenii v uchebnyi process [The didactic problems of mobile apps integration in learning process]. Tambov, TSUbulletin, vol. 21, no. 7-8, pp. 7-15. (In Russ.)
4. Titova S.V., Avramenko A.P. 2014. Mobilnoe obuchenie inostrannym yazykam [Foreign languages mobile teaching]. Moscow, IKAR. (In Russ.)
5. Stockwell G., Hubbard P. 2013. Some emerging principles for mobile-assisted language learning. Monterey, CA, The International Research Foundation for English Language Education.
6. Puentedura R. As we may teach: Educational technology: From theory into practice. 2009. URL: http://tinyurl.com/aswemayteach (accessed: 12.12.2018).
7. Anderson J. W., Krathwhol D.R., Airasia P.W. 2003. A Taxonomy for learning, teaching and assessing: a revision of Bloom's taxonomy of education. New York, Person Education.