Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРАКТИК'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРАКТИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический потенциал / социокультурные хореографические практики / функции / педагогический потенциал / социокультурные хореографические практики / функции

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайманова Виктория Николаевна, Калимуллина Гульзирак Хамзеевна

В статье актуализируется задача исследования социокультурных хореографических практик, терминология которых входит сегодня в научный оборот. Раскрывается роль социокультурных хореографических практик в аспекте физического и духовного развития человека. Обозначена недостаточная разработанность данной проблематики в научно-педагогической литературе, обоснована необходимость применения понятия «социокультурные хореографические практики», сопряженная с вопросом его семантического обособления от других вариантов трактовки видения и предназначения хореографической деятельности. Рассмотрены научно-теоретические предпосылки определения педагогического потенциала социокультурных хореографических практик, приведено его авторское определение в рассматриваемом контексте. На основе функционального подхода раскрываются основные компоненты педагогического потенциала социокультурных хореографических практик, охарактеризованные его концептуальной, идентификационной, воспитательной, эстетической, активизирующей и креативной функциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кайманова Виктория Николаевна, Калимуллина Гульзирак Хамзеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF SOCIOCULTURAL CHOREOGRAPHIC PRACTICES

The article updates the task of studying sociocultural choreographic practices, the terminology of which is in-cluded in scientific circulation today. The role of sociocultural choreographic practices in the aspect of physical and spiritual development of a person is revealed. The lack of development of this problem in scientific and pedagogical literature is indicated, the need to use the concept of "sociocultural choreographic practices" is justified, coupled with the need for its semantic separation from other options for interpreting the role and meaning of choreographic activity. The scientific and theoretical prerequisites for determining the pedagogical potential of sociocultural choreographic practices are disclosed, its author's definition is given in the context under consideration.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРАКТИК»

УДК 378

В.Н. Кайманова, Г.Х. Калимуллина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРАКТИК

В статье актуализируется задача исследования социокультурных хореографических практик, терминология которых входит сегодня в научный оборот. Раскрывается роль социокультурных хореографических практик в аспекте физического и духовного развития человека. Обозначена недостаточная разработанность данной проблематики в научно-педагогической литературе, обоснована необходимость применения понятия «социокультурные хореографические практики», сопряженная с вопросом его семантического обособления от других вариантов трактовки видения и предназначения хореографической деятельности. Рассмотрены научно-теоретические предпосылки определения педагогического потенциала социокультурных хореографических практик, приведено его авторское определение в рассматриваемом контексте. На основе функционального подхода раскрываются основные компоненты педагогического потенциала социокультурных хореографических практик, охарактеризованные его концептуальной, идентификационной, воспитательной, эстетической, активизирующей и креативной функциями.

Ключевые слова: педагогический потенциал, социокультурные хореографические практики, функции

Victoria N. Kaimanova, Gulzirak Kh. Kalimullina PEDAGOGICAL POTENTIAL OF SOCIOCULTURAL CHOREOGRAPHIC PRACTICES

The article updates the task of studying sociocultural choreographic practices, the terminology of which is included in scientific circulation today. The role of sociocultural choreographic practices in the aspect of physical and spiritual development of a person is revealed. The lack of development of this problem in scientific and pedagogical literature is indicated, the need to use the concept of "sociocultural choreographic practices" is justified, coupled with the need for its semantic separation from other options for interpreting the role and meaning of choreographic activity. The scientific and theoretical prerequisites for determining the pedagogical potential of sociocultural choreographic practices are disclosed, its author's definition is given in the context under consideration.

On the basis of the functional approach, the main components of the pedagogical potential of sociocultural choreographic practices, characterized by its conceptual, identification, educational, aesthetic, activating and creative functions, are broken.

Key words: pedagogical potential, sociocultural choreographic practices, functions

Введение

В наши дни социокультурные хореографические практики являются неотъемлемым элементом целостного процесса культурной жизни общества, предполагающей приобщение людей к нравственным, эстетическим и другим ценностям, в том числе и средствами хореографического искусства. Как

социокультурный феномен, народные, бальные, классические и современные танцы, реализуют важную функцию социальной коммуникации, способствуя укреплению межкультурных связей в обществе, обеспечивая его духовную и

межнациональную интеграцию. Будучи носителем культурных ценностей, социокультурные хореографические

практики также осуществляют и функцию последующей трансляции культурных ценностей путем формирования нравственно-эстетических предпочтений людей, что позволяет видеть в танце и средство

воспитания. В то же время, выступая важным способом самовыражения личности, социокультурные хореографические

практики являются исторически

сложившейся и общепринятой формой выражения эмоций человека, позволяющей проявить ему собственные ощущения в социально одобряемой форме их высказывания. Кроме того, занятия танцами дают человеку необходимую физическую нагрузку, обеспечивая поддержание его хорошей физической формы и повышение работоспособности.

По мнению доктора педагогических наук, профессора Л.М.Кашаповой,

хореографическое искусство, интегрирующее в себе эстетическую музыкальную, физическую и другие виды культур, может рассматриваться в качестве одного из эффективных педагогических средств приобщения человека к общечеловеческим ценностям, а также его культурного развития в целом [4].

Материалы и методы

Основными материалами для исследования педагогического потенциала

социокультурных хореографических практик послужили публикации в периодической научной печати, отражающие различные аспекты изучаемой проблемы, а также собственный педагогический опыт авторов по организации хореографической деятельности различных категорий населения. Кроме того, в ходе исследования применялись электронные базы данных и информация, размещенная на информационно-аналитических порталах. Соответственно, важнейшими методами исследования явились теоретический анализ и синтез, а также сравнительно-сопоставительный метод, позволившие обобщить результаты проведенных ранее работ и сформулировать ряд авторских предложений по дальнейшему изучению педагогического потенциала

социокультурных хореографических практик.

Литературный обзор

Анализ источниковедческой базы показал, что несмотря на свою исключительную значимость в аспекте духовного развития личности, проблема изучения

социокультурных хореографических практик и их педагогического потенциала сегодня не получила своего окончательного решения в теории обучения и воспитания.

Отдельные вопросы формирования личностных качеств в ходе осуществления хореографической деятельности

рассматриваются в работах М.А.Туйчиевой (как средство саморазвития личности), Н.Ю. Полянской (как способ гармонизации личности), А.Г. Чурашова (как мера повышения креативности личности), О.Б. Буксиковой (как средство самовыражения личности), О.Ю. Катаман (как метод эстетического развития личности) и др.

Тем не менее, как целостное явление, педагогический потенциал социокультурных хореографических практик до настоящего времени не явился предметом специального научного исследования, что можно объяснить его сложностью и многоаспектностью. Более того, само понятие «социокультурные хореографические практики» все еще является неустоявшимся в научно-педагогической литературе и крайне редко встречается на страницах научной печати, где традиционно применяются такие выражения как «танец», «занятия хореографией»,

«танцевальное искусство» и др., носящие сегодня многоаспектный и

междисциплинарный характер.

Результаты

Необходимость обособления интересующего нас понятия обусловлена следующими причинами:

- во-первых, социокультурные хореографические практики изначально семантически отделяют себя от вышеперечисленных смежных понятий, концентрируя внимание на вопросах единства культуры и социальности танца, в которых он представляется не только видом занятий человека, но, что более важно, средством взаимосвязи человека с системой общественных ценностей и норм поведения. Тем самым, акцент на социокультурных составляющих хореографических практик позволяет отойти от сугубо художественных и технических аспектов танца и сосредоточиться на его духовно-нравственных компонентах;

- во-вторых, применение понятия «социокультурные хореографические практики» позволяет охватить все бесконечное многообразие видов танцевальной деятельности, начиная от индивидуальных любительских занятий танцами, до профессионально организованной деятельности крупнейших хореографических коллективов, вне зависимости от стилевой принадлежности;

- наконец, в-третьих, терминология социокультурных хореографических практик, на наш взгляд, намного ближе общепедагогическим наукам, где танец рассматривается в своем абстрактном значении, как средство, потенциальные возможности приобщения человека к культурным ценностям.

Говоря о педагогическом потенциале социокультурных хореографических практик, важно отметить, что богатые воспитательные ресурсы танцевальной деятельности уже давно подмечены многими исследователями в данной области. Так, например, А.А. Калыгина полагает, что искусство хореографии несет в себе воспитательный потенциал,

направленный на формирование многих личностных качеств человека, таких как дисциплинированность, ответственность, альтруизм и др. [3]. Л.Г. Тимошенко подчёркивает креативные возможности танцевальной любительской деятельности,

способствующие становлению и укреплению нравственно-эстетического облика человека, приобщению к традициям народной культуры и реализации развивающих форм досуга [8]. В.Н. Шкаровский видит педагогический потенциал хореографического искусства в возможности обеспечения процесса формирования целостной личности, путем демонстрации в танце норм и правил общественной жизни, моральных и нравственных правил, бытующих в социуме [9]. О.В. Коваленко находит в танце решение педагогической задачи по интериоризации зрительским восприятием культурных ценностей путем создания на сцене того или иного хореографического образа [5].

На основе данных предпосылок становится возможным дать определение

педагогического потенциала

социокультурных хореографических практик, под которым следует понимать наличие конкретных возможностей и способностей хореографической деятельности, реализация которых выступает ресурсом для достижения определенных образовательных целей. При этом необходимо иметь в виду, что педагогический потенциал социокультурных хореографических практик представляет собой динамическую систему, элементы которой отражают ключевые педагогические функции хореографического искусства, направленные на культурное развитие личности.

Обсуждение

Изучение сущности хореографической деятельности, ее роли и предназначения в контексте культурного просвещения общества позволили определить ряд педагогических функций, отражающих педагогический потенциал социокультурных хореографических практик: концептуальная, идентификационная, воспитательная,

эстетическая, активизирующая, креативная и др.

Концептуальная функция социокультурных хореографических практик определяется многофакторным воздействием танца, как на физическое состояние, так и на духовно-нравственную сферу человека, что определяется синтетическим характером хореографического искусства,

объединяющего в себе движения, музыку, художественные образы и т.д. Именно поэтому социокультурные хореографические

практики могут рассматриваться как

эффективный способ социализации человека, способствующие его всестороннему культурному развитию, что обусловливает объективную необходимость перманентного обращения к танцу, который в концептуальном виде может быть представлен как широчайшая и всеобъемлющая образовательная система. В ходе реализации данной системы осуществляется формирование иерархии ценностей и системы мировоззренческих ориентиров человека, определяющих его видение своих смысложизненных установок.

Реализация воспитательной функции социокультурных хореографических практик направлена на установление межличностной коммуникации между всеми участниками хореографической деятельности и развитию у них навыков социального межличностного взаимодействия, содержанием которого является освоение культуры поведения как совокупности правил общения в социуме. Наряду с этим осуществляется и интериоризация этических, поведенческих, социально принятых норм, характеризующих общие показатели нравственной культуры человека, его альтруизма и эгоцентризма, спокойствия и неуравновешенности, общительности и замкнутости [1]. Однако, на наш взгляд, наибольшее значение воспитательной функции социокультурных хореографических практик состоит в развитии волевых качеств личности: целеустремлённости, дисциплинированности, настойчивости...

Рассматривая идентификационную

функцию социокультурных хореографических практик, необходимо отметить, что приобщение к искусству танца является существенной предпосылкой для культурной самоидентификации человека, позволяя ему осознать и соотнести себя с теми или иными ценностями мировой культуры, четко рассмотреть свои возможности и перспективы по их освоению. Особенно значима эта функция в контексте занятий народными танцами, подмеченная в известном высказывании выдающегося танцора М. Эсамбаева, который считал, что узнать национальные особенности народа, склад его жизни и характер можно, изучив его танцевальную культуру [7]. Безусловно, такой способ целостной культурной идентификации путем освоения народных танцев доступен только выдающимся представителям

хореографического искусства, тем не менее, понимание отдельных особенностей народа, заложенных в его танце, возможно даже на интуитивном уровне многим его любителям.

Эстетическая функция социокультурных хореографических практик состоит в погружении человека в богатый мир различных ощущений, которые дает танец, позволяющий увидеть красоту

«эмоционально выраженных пластических форм», и ощутить его сильное психофизическое воздействие, способное вызвать не только смену настроения, но полностью изменить состояние человека [6]. Каждый без исключения вид танца может детерминировать становление эстетических впечатлений человека, постепенно становящегося способным контролировать свои движения в такт музыке, понимать правила драматизации и законы танцевальной экспрессии и ее одухотворённости. В то же время социокультурные хореографические

практики оказывают непосредственное влияние и на внешний облик человека, способствуя развитию его правильной осанки, поддержанию мышечного тонуса, стимуляции обменных процессов в организме и др., что в итоге и образует его хорошую физическую форму.

Не менее важна и активизирующая функция социокультурных хореографических практик, направленная на формирование активной жизненной позиции человека в целом, придание ему уверенности в собственных силах и стимулирование мотивации, обеспечивающей повышение продуктивности всех видов деятельности. Доказано, что в ходе осуществления хореографической

деятельности у человека активируется выработка эндорфинов, что приводит к ощущению удовлетворённости и

поддержанию положительного настроя ко многим занятиям в других сферах жизни.

Наконец, креативная функция

социокультурных хореографических практик способствует совершенствованию творческих начал в человеке, определяет его направленность на самопреобразование и изменение своего окружения путем развития воображения, фантазии и других абстрактно-логических операций. Процесс создания любого танца - это всегда творчество, наполненное идеями, образами, сюжетами и, конечно же, импровизацией [2]. Именно

поэтому каждый танец представляет собой уникальную последовательность

выразительных движений исполнителей, в которой творчество позволяет осуществить художественный замысел на сцене. Постепенно это творческое начало переходит и на другие виды занятий человека, становясь для него привычным способом осуществления жизнедеятельности.

Обозначенные функции позволяют представлять их как находящиеся между собой в отношения целостности и соподчинённости значимые компоненты педагогического потенциала

социокультурных хореографических практик, характеризуемого как многоаспектный системный педагогический феномен.

Заключение

Таким образом, рассмотренный в данном исследовании педагогический потенциал социокультурных хореографических практик может быть охарактеризован как значимый компонент танцевального искусства, способствующий не только осуществлению собственно хореографической деятельности, но и одновременному решению ряда педагогических задач. Эффективное использование данного потенциала имеет важное значение для обеспечения инкультурации человека, развития его ценностного отношения к достижениям мировой культуры, воспитания многих его личностных качеств. В то же время своевременная актуализация педагогического потенциала социокультурных

хореографических практик является существенной предпосылкой для

гармоничного развития детей и молодежи, обеспечивая решение задач по развитию их самосознания и конструирования

собственных моделей культурного поведения.

Литература:

1. Аршинин В.А. Репертуар ансамбля народного танца как средство воспитания толерантности // Вестник Краснодарского государственного института культуры. - 2020. - № 3 (24). - С. 11.

2. Грац О.Ю. Использование целительского потенциала танца для раскрытия и интеграции творческих ресурсов // Методология современной психологии. - 2021. - № 14. - С. 30-35.

3. Калыгина А.А. Педагогический потенциал русского народного танца и его реализация в воспитании подрастающего поколения // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. - Москва, 2015.- С. 109-112.

4. Кашапова Л.М., Валишина Э.Н. Педагогический потенциал народного танца в процессе формирования гендерной культуры младших школьников // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. - 2019. - № 3 (51). - С. 13-20.

5. Коваленко О.В. Народно-сценический танец: конструирование понятия // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.- 2021. - № 2. - С. 31-36.

6. Миловац Ж.В. Эстетика бытия танца: одухотворение тела // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал. - 2022. - № 3. - С. 138143.

l. Сугаипова Р.А. Легендарный Махмуд Эсамбаев // История народов Северного Кавказа в лицах : сб. материалов Всерос. науч. конф., посвящ. !5-летию Победы в Великой Отечественной войне. - Грозный; Махачкала, 2020.- С. 29l-300.

8. Тимошенко Л.Г. Педагогический потенциал любительского творчества // Евразийский союз ученых. -2020. - № 4-8 (l3). - С. 39-42.

9. Шкаровский В.Н. Воспитательный потенциал народного танца // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 188-196.

References:

1. Arshinin V.A. Repertuar ansamblya narodnogo tanca kak sredstvo vospitaniya tolerantnosti // Vestnik Krasnodarskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. - 2020. - № 3 (24). - S. 11.

2. Grac O.YU. Ispol'zovanie celitel'skogo potenciala tanca dlya raskrytiya i integracii tvorcheskih resursov // Metodologiya sovremennoj psihologii. - 2021. - № 14. - S. 30-35.

3. Kalygina A.A. Pedagogicheskij potencial russkogo narodnogo tanca i ego realizaciya v vospitanii podrastayushchego pokoleniya / / Nauka, obrazovanie, obshchestvo: tendencii i perspektivy razvitiya: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt konf. - Moskva, 2015.- S. 109-112.

4. Kashapova L.M., Valishina E.N. Pedagogicheskij potencial narodnogo tanca v processe formirovaniya gendernoj kul'tury mladshih shkol'nikov // Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. M. Akmully. - 2019. - № 3 (51). - S. 13-20.

5. Kovalenko O.V. Narodno-scenicheskij tanec: konstruirovanie ponyatiya // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv.- 2021. - № 2. - S. 31-36.

6. Milovac ZH.V. Estetika bytiya tanca: oduhotvorenie tela // Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 3: Filosofiya. Referativnyj zhurnal. - 2022. - № 3. - S. 138-143.

l. Sugaipova R.A. Legendarnyj Mahmud Esambaev // Istoriya narodov Severnogo Kavkaza v licah : sb. materialov Vseros. nauch. konf., posvyashch. l5-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne. - Groznyj; Mahachkala, 2020.- S. 29l-300.

8. Timoshenko L.G. Pedagogicheskij potencial lyubitel'skogo tvorchestva // Evrazijskij soyuz uchenyh. - 2020. -№ 4-8 (l3). - S. 39-42.

9. SHkarovskij V.N. Vospitatel'nyj potencial narodnogo tanca // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2020. № 3. S. 188-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.