Научная статья на тему 'Основные подходы к подготовке будущих руководителей хореографических любительских коллективов к сценической интерпретации чувашского народного танца'

Основные подходы к подготовке будущих руководителей хореографических любительских коллективов к сценической интерпретации чувашского народного танца Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАРОДНОГО ЧУВАШСКОГО ТАНЦА / ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ / STAGE INTERPRETATION OF FOLK DANCE / TRAINING OF LEADERS OF AMATEUR CHOREOGRAPHIC GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арестова Вероника Юрьевна, Андреева Татьяна Павловна

Основными подходами, обеспечивающими создание условий для качественной организации образовательного процесса, определения содержания, форм и методов подготовки будущих руководителей хореографических любительских коллективов к сценической интерпретации чувашского народного танца, являются ценностный, личностно-деятельностный, герменевтический и этнокультурный подходы. Данные подходы реализуются в принципах приоритета гуманистических ценностей, сохранения этнокультурных ценностей, развития и реализации творческого потенциала личности, учета индивидуально-психологических особенностей личности, объективности и целостности, историчности и смыслового соответствия, этнопедагогизации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арестова Вероника Юрьевна, Андреева Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN APPROACHES TO TRAINING OF FUTURE LEADERS OF AMATEUR CHOREOGRAPHIC GROUPS FOR STAGE INTERPRETATION OF THE CHUVASH FOLK DANCE

The article considers the value-based, learner-centered, activity-oriented, hermeneutic and ethno-cultural approaches are key to the formation of conditions for high-quality organization of educational process, setting the content, forms and methods of training of future leaders of amateur choreographic groups for stage interpretation of the Chuvash folk dance. These approaches are implemented in the principles of the priority of humanistic values, conservation of ethno-cultural values, development and implementation of creative potential of the individual, consideration of personal psychological characteristics of the individual, objectivity and integrity, historicity and semantic conformity, giving the teaching and learning process an ethno-pedagogical character.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к подготовке будущих руководителей хореографических любительских коллективов к сценической интерпретации чувашского народного танца»

УДК [378.016: 792.027.5]:78.085.7(=512.111) DOI 10.26293/chgpu.2019.105.5.018

В. Ю. Арестова1, Т. П. Андреева2

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ К СЦЕНИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЧУВАШСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

2Чувашский государственный институт культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Основными подходами, обеспечивающими создание условий для качественной организации образовательного процесса, определения содержания, форм и методов подготовки будущих руководителей хореографических любительских коллективов к сценической интерпретации чувашского народного танца, являются ценностный, личностно-деятельностный, герменевтический и этнокультурный подходы. Данные подходы реализуются в принципах приоритета гуманистических ценностей, сохранения этнокультурных ценностей, развития и реализации творческого потенциала личности, учета индивидуально-психологических особенностей личности, объективности и целостности, историчности и смыслового соответствия, этнопедагогизации учебного процесса.

Ключевые слова: сценическая интерпретация народного чувашского танца, подготовка руководителей хореографических любительских коллективов.

V. Yu. Arestova1, T. P. Andreeva2

MAIN APPROACHES TO TRAINING OF FUTURE LEADERS OF AMATEUR CHOREOGRAPHIC GROUPS FOR STAGE INTERPRETATION

OF THE CHUVASH FOLK DANCE

1I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

2Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia

Abstract. The article considers the value-based, learner-centered, activity-oriented, hermeneutic and ethno-cultural approaches are key to the formation of conditions for high-quality organization of educational process, setting the content, forms and methods of training of future leaders of amateur choreographic groups for stage interpretation of the Chuvash folk dance. These approaches are implemented in the principles of the priority of humanistic values, conservation of ethno-cultural values, development and implementation of creative potential of the individual, consideration of personal psychological characteristics of the individual, objectivity and integrity, historicity and semantic conformity, giving the teaching and learning process an ethno-pedagogical character.

Keywords: stage interpretation of folk dance, training of leaders of amateur choreographic groups.

Актуальность исследуемой проблемы. Современная система вузовского образования сферы культуры и искусства призвана готовить специалистов, способных сохранять и популяризировать культурные ценности, в том числе фольклор и народное художественное творчество. Целью статьи является обоснование основных подходов, обеспе-

чивающих эффективную подготовку будущих руководителей хореографических любительских коллективов к сценической интерпретации чувашского народного танца.

Материал и методика исследований. Изучение содержательной части процесса подготовки будущих руководителей хореографических любительских коллективов к сценической интерпретации чувашского народного танца проводилось на материалах экспедиционных исследований, хранящихся в архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук, в Государственном историческом архиве Чувашской Республики. Организационный аспект подготовки рассматривался на основе региональных и всероссийских нормативных документов. Основными методами исследования явились анализ педагогической, этнопедагогической, культурологической, искусствоведческой, этнографической литературы, нормативно-правовых и законодательных актов в сфере образования; наблюдение, изучение процесса подготовки студентов Чувашского государственного института культуры и искусств.

Результаты исследований и их обсуждение. Современные исследования в области подготовки хореографов затрагивают самые разнообразные проблемы, решение которых требует различных подходов. Например, А. В. Палилей и А. А. Бондаренко рассматривают вопросы профессиональной готовности хореографа к практической деятельности и обосновывают компетентностный подход [11]; В. П. Давыдов особо выделяет в процессе подготовки хореографов принцип культуросообразности [3]; Л. А. Касиманова обозначает концептуальные подходы, в качестве которых называет системный, вероятностно-синергетический, культурологический, социокультурный и аксиологический [6]; Э. А. Варин и П. А. Вагнер выделяют системный и комплексный подходы к профессиональному обучению хореографов [2]. В предлагаемой статье обосновываются подходы, необходимые при подготовке студентов-хореографов к сценической интерпретации народного танца.

Национальный хореографический фольклор является сегодня важным материалом при подготовке будущих руководителей любительских хореографических коллективов. Это обусловлено многими факторами. Так, профессиональный стандарт по направлению подготовки «Народная художественная культура» нацеливает обучающихся на области профессиональной деятельности, связанные с изучением и популяризацией разнообразнейшего художественного наследия народов России. В качестве объектов профессиональной деятельности руководителей любительских хореографических коллективов называются произведения народного творчества, сфера бытования народной культуры с ее носителями, формы, методы и средства приобщения обучающихся к народной культуре и пр. По окончании освоения образовательной программы выпускники должны уметь собирать, фиксировать, систематизировать, анализировать и интерпретировать фольклорно-хореографический материал. И в этом смысле на руководителях любительских хореографических коллективов лежит большая ответственность за воспитание подрастающих поколений, так как от их знаний и умений зависит реализация потенциала фольклора, исключающая девальвацию ценностного содержания культурного наследия народа.

Хореографический любительский коллектив - это специально организованная группа участников, объединенных общими, значимыми для всех целями деятельности и ценностными ориентирами. При этом социально и личностно значимое содержание совместной деятельности членов коллектива влияет на формирование их межличностных взаимоотношений. Любительское хореографическое искусство сегодня имеет широкий диапазон стилевых направлений: бальные, сюжетные, различные виды современных танцев и др. Народные танцы, особенно их локальные разновидности, являются необходимой составляющей исполнительского репертуара для любых хореографических коллективов. При грамотном подходе к их интерпретации они становятся средством передачи подрастающему поколению нравственных, этических и эстетических ценностей.

Наблюдения за учебной и исполнительской деятельностью студентов, а также личный опыт авторов статьи позволили выявить некоторые противоречия в процессе подготовки будущих руководителей хореографических коллективов к сценической интерпретации чувашского народного танца. К наиболее типичным из них мы относим следующие: между потребностью общества в высококвалифицированных руководителях хореографических коллективов, компетентных в обращении с народно-хореографическим материалом, и неразработанностью концептуальной модели формирования их готовности к сценической интерпретации чувашского народного танца; между необходимостью выполнения требований образовательного стандарта по формированию у студентов навыков художественно-творческой профессиональной деятельности и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ решения этой задачи в образовательных учреждениях сферы культуры и искусств, имеющих национально-региональную специфику. Указанные противоречия, в свою очередь, могут порождать такие негативные явления, как закрепление сложившегося стереотипа использования преподавателями авторитарного подхода к процессу профессиональной подготовки обучающихся, затрудняющего их творческую самореализацию; отсутствие у студентов стремления понять и осмыслить учебное задание, требующее активной мыслительной и творческой работы. Все это, в свою очередь, может привести к тому, что сценическая интерпретация чувашского народного танца станет невостребованной в профессиональной деятельности руководителей хореографических любительских коллективов.

Профессиональная подготовка будущих руководителей хореографических любительских коллективов базируется на классическом танце. Это дает исполнителю необходимую техническую свободу - чувство формы и стиля, темпоритма, гибкости и коорди-нированности двигательного аппарата. Реализация принципа единства технического и художественного обеспечивает формирование у студентов при освоении классического танца чувства прекрасного, развитие художественного вкуса, гармоничного сочетания танцевальной техники и художественного воплощения хореографического произведения. Однако сценическая интерпретация народного танца требует от хореографов знания национально-этнического своеобразия танцевального материала. Язык народно-сценического танца отличается от языка классического танца. Сегодня многие исследователи отмечают негативные тенденции в народно-сценической хореографии. Среди таковых, например, Г. В. Иванова называет оторванность авторских постановок от фольклорных источников, отсутствие характерных признаков у хореографических номеров, стандартность приемов и штампы в изложении лексического материала, чрезмерную стилизацию [4, с. 207]. Ю. А. Кившенко отмечает отсутствие новизны в композиционном и текстовом хореографическом содержании народного танца, современных тенденций развития народной хореографии [7].

Сложность сценической интерпретации состоит еще и в том, что выразительные средства языка танца обретают свой содержательный смысл только в совокупности, в соотнесенности с общей танцевальной структурой. По этому поводу известный балетный историк и критик П. М. Карп говорил, что отдельный пластический мотив, определенная фигура танца не выражают, как правило, сами по себе до конца отчетливого смысла. Исследователь высказывался о нелепости попыток «отыскать в каждом па конкретный, тем более общефилософский смысл» [5, с. 16]. Данное утверждение является справедливым как для народного, так и для сценического балетного танца.

На сегодняшний день исследователями чувашской культуры собран богатый материал, который должен быть востребован в профессиональной подготовке хореографов. В первую очередь это работы В. А. Милютина [8], который обобщил чувашский фольк-лорно-хореографический материал, собранный им не только в Чувашии, но и в Башки-

рии, Татарстане, Самарской и Ульяновской областях. Им сделаны записи хороводов с песнями и играми (вййй), танцев-плясок (ташй). Он сформулировал ценные рекомендации по сбору и записи чувашских народных танцев, составил терминологический словарь чувашской народной танцевальной культуры [9], создал множество хореографических сценических композиций.

Огромное значение для подготовки будущих руководителей хореографических любительских коллективов имеют методические труды Л. Н. Няниной [10], Л. А. Поповой [12] и их практический вклад в создание чувашского национального хореографического репертуара. Хореографические сюиты и танцы, созданные А. В. Ангаровым [1], являют собой яркий пример интерпретации чувашского фольклорного материала.

Вышеупомянутые труды составляют содержательный аспект профессиональной подготовки будущих хореографов, использование которых обеспечит формирование у студентов навыков анализа и разработки драматургической канвы интерпретируемого фольклорного произведения; анализа записи танца в исполнении носителей чувашской народной культуры с последующей организацией репетиционной работы; подбора музыкального сопровождения к танцам; работы над постановкой корпуса, рук, ног, отражающей национальную манеру исполнения; исполнения разнообразных движений и положений человеческого тела, традиционных для чувашской танцевальной культуры; понимания и интерпретации невербального языка чувашского народного танца, его пластических интонаций, складывающихся в мотивы, темы и, собственно, специфический образ, отражающий духовный мир чувашского народа.

На первый план при организации процесса подготовки будущих руководителей хореографических любительских коллективов к сценической интерпретации чувашского народного танца, с нашей точки зрения, выходят ценностный, личностно-деятельностный, герменевтический и этнокультурный подходы. Рассмотрим их подробнее.

Ценностный подход. Профессиональная подготовка студентов-хореографов, если рассматривать ее как процесс формирования этнокультурных компетенций, прежде всего должна способствовать созданию таких взаимоотношений между участниками образовательного процесса, при которых достигается цель - приобщение студентов к этническим ценностям (культурным традициям этноса, смысложизненным ориентирам, идеалам, установкам). Системообразующим элементом профессиональной подготовки будущих хореографов является идея сохранения и воспроизводства в обществе ценностей народно-танцевальной культуры. Это позволит ориентировать образовательный процесс на такие ценности, как исторически сформированные характерные элементы лексики чувашского танца и выразительные средства его языка, особенности драматургических и композиционных признаков чувашского народного танца и духовной культуры чувашского этноса в целом.

Ценностный подход реализуется в следующих принципах:

- в принципе приоритета гуманистических ценностей. Общечеловеческая культура, как и входящая в нее любая национальная культура, проявляется в главной своей ценности - отношении к человеку как к личности, реализующей свои способности на благо общества [14]. Из этого принципа вытекает идея равноценности или равнозначимости этнических культурных ценностей в современном глобализирующемся мире. Принцип ориентирует на такую организацию процесса подготовки студентов-хореографов, при которой у них формируются понимание культурных различий хореографического творчества представителей других народов, осознание равноправия и равноценности всех культур, чувство уважения к представителям других культур;

- в принципе сохранения этнокультурных ценностей. В современных процессах глобализации становится важным сохранять этнокультурные ценности. В связи с этим

в образовательном процессе необходимо использовать материалы традиционной культуры. В нашем случае это означает, что в содержание подготовки будущих хореографов должны включаться такие элементы, как знания фактов, связанных с бытованием чувашского народного танца и его локальных разновидностей, с его принадлежностью к определенным ритуалам, обрядам, обычаям, сложившимся в обществе; опыт эмоционального, нравственно-ценностного отношения чувашей к окружающей действительности, отраженный в организации и проведении обрядов и праздников. Все это будет содействовать осознанию студентами уникальности и самобытности национальной культуры, нравственной значимости традиционных этнических ценностей, в том числе танцевальных традиций народа.

Личностно-деятельностный подход в подготовке будущих руководителей хореографических коллективов к сценической интерпретации чувашского народного танца предполагает создание условий для развития личности, в числе которых - свобода творчества и свобода доступа к культурному наследию, к современным произведениям сценического искусства, содержащим интерпретационные идеи. Главным же условием является выстраивание доверительного взаимодействия участников образовательного процесса, обеспечивающее не только творческую активность самого студента, но и формирование чувства причастности к этнической культуре в целом. Это важно еще и потому, что в этих условиях легче всего формируется положительная мотивация к работе с материалами народной культуры.

Принципы личностно-деятельностного подхода:

- принцип развития и реализации творческого потенциала личности, обеспечивающий творческое освоение и восприятие традиционных для чувашской культуры ценностей (а также ценностей других культур), формирование навыков понимания, анализа, оценки явлений народной хореографии, умений использования в образовательной и профессиональной деятельности информации (например, материалов полевых исследований) с целью интерпретации образов и смыслов культурно-исторического наследия;

- принцип учета индивидуально-психологических особенностей личности. Учитываются не только индивидуальные способности, но и прошлый опыт, знания, умения и интересы студентов.

Герменевтический подход. Герменевтика как область философского знания связана с углубленным пониманием и интерпретацией не только литературного, но и любого текста. Реализация герменевтического подхода направлена на нахождение ответов на вопросы: как возможно понимание традиций национальной хореографической культуры в целом и отдельного явления в частности; какие методы необходимо применять в процессе подготовки студентов, чтобы «текст» традиционного танца воспринимался ими как производное родного языка; как обеспечить верное соотношение собственного индивидуального понимания и объективного отражения национального характера в интерпретируемом произведении; как можно гарантировать адекватное понимание смысла, чтобы интерпретатор не придавал явлению собственные смыслы, чуждые интерпретируемому объекту?

Принципы герменевтического подхода (по Э. Бетти [13]):

- принцип объективности и целостности. Максимально объективное толкование интерпретируемого явления достигается за счет того, что интерпретатор не допускает влияния на объект собственных, субъективных мнений. Для этого ему необходимо изучать объект интерпретации целостно и понимать, что в нем есть часть, а что - целое;

- принцип историчности и смыслового соответствия. В широте взгляда и полноте кругозора интерпретатора отражается историческая личность (т. е личность, принадлежащая к тому или иному фрагменту исторического периода, запечатленного в произведении интерпретируемого объекта).

Этнокультурный подход обеспечивает направленность профессиональной подготовки студентов на:

- освоение родной культуры во всей совокупности ее проявлений;

- восприятие родной культуры как исторически обусловленного феномена, имеющего этнодифференцирующие признаки;

- накопление этнокультурного опыта, необходимого для полноценного профессионального становления будущих руководителей хореографических любительских коллективов.

Этнокультурный подход реализуется на основе принципа этнопедагогизации учебного процесса, когда смыслы и ценности культуры родного народа интериоризируются личностью в собственные смыслы и ценности, а процесс обучения и воспитания характеризуется творческой направленностью и этническим своеобразием.

Резюме. Таким образом, основными подходами в подготовке будущих руководителей хореографических любительских коллективов к сценической интерпретации чувашского народного танца, с нашей точки зрения, являются ценностный, личностно-деятельностный, герменевтический и этнокультурный подходы. Разрабатываемое на их основе научно-методическое сопровождение образовательного процесса обеспечивает его прогнозируемость и управляемость. Реализация данных подходов создает условия для качественной организации образовательного процесса и достижения его конечной цели -подготовки высококвалифицированных руководителей хореографических коллективов к сценической интерпретации чувашского народного танца.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александр Ангаров: маэстро народного танца : сборник статей, материалов и воспоминаний / науч. ред. и вступ. ст. М. Г. Кондратьева. - Чебоксары : ЧГИГН, 2011. - 240 с.

2. Варин Э. А., Вагнер П. А. Современное профессиональное обучение хореографии в высших учебных заведениях культуры и искусств // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 6(67). - С. 274-276.

3. Давыдов В. П. Базовые принципы и методические подходы к обучению хореографической композиции в процессе подготовки хореографов в вузах культуры и искусства // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 42. - С. 66-67.

4. Иванова Г. В. Художественные особенности народно-сценического танца. К проблеме изучения в вузовской системе хореографического образования // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - № 40. - С. 205-215.

5. Карп П. М. О балете. - М. : Искусство, 1967. - 230 с.

6. Касиманова Л. А. Методология изучения проблем профессиональной подготовки в контексте современных концепций развития культуры // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 2(75). - С. 247-249.

7. Кившенко Ю. А. Средства профессиональной подготовки педагогов-хореографов в вузе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Самара, 2011. - 196 с.

8. Милютин В. А. Чувашская народная хореография. - Чебоксары : ЧГИГН, 2002. - 267 с.

9. Милютин В. А. Фольклорный танец: сбор, запись, терминология : методическое пособие. - Чебоксары : Б. и., 1998. - 43 с.

10. Нянина Л. H. Чувашский танец «чаваш ташши» : методические рекомендации для ведения репетиционных занятий и уроков. - Чебоксары : Чуваш. респ. дом нар. творчества ; Чуваш. респ. училище культуры, 2004. - 43 с.

11. Палилей А. В., Бондаренко А. А. Процесс формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к практической деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - № 39. - С. 210-216.

12. Попова Л. А. Пирён ташша тухмалла. Танцы верховых чувашей. - Чебоксары : Б. и., 2011. - 128 с.

13. Эмилио Бетти. Герменевтика как общая методология наук о духе / пер. с нем. : Е. В. Борисов. - М. : Канон+, 2011. - 144 с.

14. Humanism and Its Aspirations. - URL : https://americanhumanist.org/what-is-humanism/manifesto3/.

Статья поступила в редакцию 14.10.2019

REFERENCES

1. Aleksandr Angarov: maestro narodnogo tanca : sbornik statej, materialov i vospominanij / nauch. red. i vstup. st. M. G. Kondrat'eva. - Cheboksary : ChGIGN, 2011. - 240 s.

2. Varin E. A., Vagner P. A. Sovremennoe professional'noe obuchenie horeografii v vysshih uchebnyh zavedeniyah kul'tury i iskusstv // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2017. - № 6(67). - S. 274-276.

3. Davydov V. P. Bazovye principy i metodicheskie podhody k obucheniyu horeograficheskoj kompozicii v processe podgotovki horeografov v vuzah kul'tury i iskusstva // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universi-teta kul'tury i iskusstv. - 2018. - № 42. - S. 66-67.

4. Ivanova G. V. Hudozhestvennye osobennosti narodno-scenicheskogo tanca. K probleme izucheniya v vuzovskoj sisteme horeograficheskogo obrazovaniya // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2017. - № 40. - S. 205-215.

5. Karp P. М. O balete. - M. : Iskusstvo, 1967. - 230 s.

6. Kasimanova L. A. Metodologiya izucheniya problem professional'noj podgotovki v kontekste sovre-mennyh koncepcij razvitiya kul'tury // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2019. - № 2(75). - S. 247-249.

7. Kivshenko Yu. A. Sredstva professional'noj podgotovki pedagogov-horeografov v vuze : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Samara, 2011. - 196 s.

8. Milyutin V. A. Chuvashskaya narodnaya horeografiya. - Cheboksary : ChGIGN, 2002. - 267 s.

9. Milyutin V. A. Fol'klornyj tanec: sbor, zapis', terminologiya : metodicheskoe posobie. - Cheboksa-ry : B. i., 1998. - 43 s.

10. Nyanina L. H. Chuvashskij tanec «chavash tashshi» : metodicheskie rekomendacii dlya vedeniya repetici-onnyh zanyatij i urokov. - Cheboksary : Chuvash. resp. dom nar. tvorchestva ; Chuvash. resp. uchilishche kul'tury, 2004. - 43 s.

11. Palilej A. V., Bondarenko A. A. Process formirovaniya professional'noj gotovnosti pedagoga-horeografa k prakticheskoj deyatel'nosti // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2017. -№ 39. - S. 210-216.

12. Popova L. A. Piren tashsha tuhmalla. Tancy verhovyh chuvashej. - Cheboksary : B. i., 2011. - 128 s.

13. Emilio Betti. Germenevtika kak obshchaya metodologiya nauk o duhe / per. s nem. : E. V. Borisov. - M. : Kanon+, 2011. - 144 s.

14. Humanism and Its Aspirations. - URL : https://americanhumanist.org/what-is-humanism/manifesto3/.

The article was contributed on October 14, 2019

Сведения об авторах

Арестова Вероника Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Андреева Татьяна Павловна - доцент кафедры народного художественного творчества Чувашского государственного института культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected].

Author information

Arestova, Veronika Yuryevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Methods of Primary Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

Andreeva, Tatyana Pavlovna - Associate Professor of the Department of Amateur and Folk Arts, Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia; e-mail: e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.