Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ'

СОЦИАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-хореографические практики / молодежь / личность / педагог / творческая и физическая активность / танцы / гимнастика / йога / пилатес / socio-choreographic practices / youth / personality / teacher / creative and physical activity / dancing / gymnastics / yoga / pilates

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайманова Валерия Николаевна, Калимуллина Гульзирак Хамзеевна, Терехов Павел Петрович

Статья посвящена исследованию роли социально-хореографических практик в развитии физической, творческой, социальной активности молодежи. Рассмотрены особенности применения современных социально-хореографических практик, дана характеристика некоторых из них. Сделан вывод о том, что социально-хореографические практики могут выступать одним из универсальных средств формирования и развития творческого начала личности и повышения физического потенциала молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кайманова Валерия Николаевна, Калимуллина Гульзирак Хамзеевна, Терехов Павел Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CHOREOGRAPHIC PRACTICES AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL AND CREATIVE ACTIVITY OF YOUNG PEOPLE

The article is devoted to the study of socio-choreographic practices in the development of physical and creative activity of young people. Various directions and main trends of modern socio-choreographic practices are considered, some of them are characterized. It is concluded that socio-choreographic practices can act as one of the universal means of forming and developing the creative nature of the individual at each stage of its development and increasing the physical potential of young people.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ»

7. Information Management Policy // The University of Adelaide. URL: https://www.adelaide.edu.au/policies/4663/ (data obrashhenija : 20.07.2023).

8. Information Management Policy // University of Liverpool. URL: https://www.liverpool.ac.uk/it/records-management/information-management-policy / (data obrashhenija : 20.07.2023).

References:

1. Arsen'ev Ju.N., Davydova T.Ju. Informacionnyj menedzhment: teorija i praktika: uchebnik. Moskva: KnoRus, 2022. 438s.

2. Golivcova N.N. Informacionnyj menedzhment v razvitii innovacionnogo prostranstva // Vestnik obrazovanija i razvitija nauki Rossijskoj akademii estestvennyh nauk. 2019. № 3. S. 18-19.

3.Demcura S.S. Informacionnyj menedzhment : uchebnoe posobie. Moskva : Pero, 2022. 250s.

4. Zapadno-Kazahstanskij universitet im.M.Utemisova : oficial'nyj sajt. URL: https://wku.edu.kz/ru/ (data obrashhenija : 20.07.2023).

5. Lugovaja T.A. Informacionnye tehnologii konsolidirovannogo dokumentacionnogo menedzhmenta vysshej shko-ly // International Scientific and Practical Conference Worldscience. 2017. T. 2. № 1 (17). S. 55-59.

6. Martynova O.Ju. Informacionnye sistemy podderzhki prinjatija reshenija i informacionnye sistemy podderzhki ispolnenija v informacionnom menedzhmente / / Chelovek. Socium. Obshhestvo. 2023. № 5. S. 125-128.

7. Information Management Policy // The University of Adelaide. URL: https://www.adelaide.edu.au/policies/4663/ (data obrashhenija : 20.07.2023).

8. Information Management Policy // University of Liverpool. URL: https://www.liverpool.ac.uk/it/records-management/information-management-policy / (data obrashhenija : 20.07.2023).

9. Roles and responsibilities for information management policy // The University of Kansas. URL: https://policy.ku.edu/IT/roles-responsibilities-policy (data obrashhenija : 20.07.2023).

УДК 008 (470.41-25)

Кайманова В.Н., Калимуллина Г.Х.,

Терехов П.П.

СОЦИАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Статья посвящена исследованию роли социально-хореографических практик в развитии физической, творческой, социальной активности молодежи. Рассмотрены особенности применения современных социально-хореографических практик, дана характеристика некоторых из них. Сделан вывод о том, что социально-хореографические практики могут выступать одним из универсальных средств формирования и развития творческого начала личности и повышения физического потенциала молодежи.

Ключевые слова: социально-хореографические практики, молодежь, личность, педагог, творческая и физическая активность, танцы, гимнастика, йога, пилатес

Victoria N. Kaimanova V.N., Gulzirak H. Kalimullina, Pavel P. Terekhov SOCIO-CHOREOGRAPHIC PRACTICES AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL AND CREATIVE ACTIVITY OF YOUNG PEOPLE

The article is devoted to the study of socio-choreographic practices in the development of physical and creative activity of young people. Various directions and main trends of modern socio-choreographic practices are considered, some of them are characterized. It is concluded that socio-choreographic practices can act as one of the universal means of forming and developing the creative nature of the individual at each stage of its development and increasing the physical potential of young people.

Key words: socio-choreographic practices, youth, personality, teacher, creative and physical activity, dancing, gymnastics, yoga, pilates

Введение

В современном мире требуется не только владение профессиональными навыками, но и умение творчески мыслить, выражать свои эмоции и чувства, в том числе и через движения. Творческая личность - это человек, который обладает высоким уровнем креативности, способностью к творческому мышлению и умением находить нестандартные решения. Он может проявлять свои творческие способности в различных областях жизни, таких как искусство, наука, технологии, бизнес и т.д.

В этом контексте социально-хореографические практики становятся все более популярными среди молодежи. Они помогают развивать творческие способности, повышать физический потенциал человека и свою самооценку. Также социокультурные хореографические практики направлены на формирование активной жизненной позиции молодого человека в целом, придают ему уверенность в собственных силах и стимулируют мотивацию к деятельности, обеспечивая повышение ее продуктивности.

Материалы и методы

В нашей статье использовались теоретические концепции отечественных и зарубежных исследователей, а также научные работы, психолого-педагогические исследования, посвященные искусству хореографии и деятельности творческих объединений; труды, посвященные специфике формирования личности средствами хореографической деятельности. На основе анализа и обобщения литературы, личного педагогического опыта была выбрана тема этой статьи: «Социально-хореографические практики как инструмент развития физической и творческой активности молодежи».

Литературный обзор

В современном обществе мы наблюдаем повышение роли личности-носителя национальной художественной культуры и осознание значимости художественного образования у молодежи. Актуальным стало, как считают А.Г. Чурашов, Е.Б. Юнусова, ориентирование молодежи «на развитие через искусство» [9]. Важную роль в этом процессе могут играть социально-хореографические практики.

Хореография, как искусство синкретичное, предполагает развитие чувства ритма, тренировку мышечной силы, грации и выразительности движений [2, 6, 7]. Социально-хореографические практики - это занятия, которые проводятся с участием группы людей. Они могут быть организованы в различных формах, таких как танцы, гимнастика, йога, пилатес и т.д. Главное, что объединяет эти практики, - они помогают людям научиться контролировать свое тело, улучшать гибкость и координацию движений, а также развивать творческие способности.

Одним из примеров социально-хореографических практик является танец. Танцевальные практики развивают пластику тела, улучшают координацию движений, развивают чувство ритма и музыкальность, а также помогают выразить свои эмоции через танец. Процесс создания любого танца, как отмечает О.Ю. Грац, это всегда творчество, наполненное идеями, образами, сюжетами и, конечно же, импровизацией [1]. Свои первые импровизационные, эмоционально-моторные реакции участники танцевальных коллективов проявляют через поиск выразительных жестов, движений, мимики, соответствующих художественному замыслу.

Именно поэтому каждый танец представляет собой уникальную последовательность

выразительных движений исполнителей, в которой творчество позволяет осуществить художественный замысел на сцене. Мы отмечали в предыдущей свой статье, что постепенно это творческое начало переходит и на другие виды занятий человека, становясь для него привычным способом осуществления жизнедеятельности [4].

Еще одним примером социально-хореографической практики является гимнастика. Гимнастика помогает развивать силу и выносливость, улучшает гибкость и координацию, а также помогает улучшить осанку и здоровье в целом. Неоценимый вклад в становление научного подхода развития творческих способностей внес швейцарский педагог, композитор Эмиль Жак-Далькроз (6 июля 1865, Вена -1 июля 1950, Женева). Его теория базируется на понятии ритма, как универсального начала, творящего и организующего жизнь во всех ее проявлениях. Это связано с тем, что ритм активно влияет на организм человека, формируя таким образом и его тело, и душу, способствуя разностороннему развитию молодого поколения, которое может создать прекрасное. Несомненным достоинством ритмической гимнастики Далькроза является приоритет пластической и музыкальной импровизации как способа развития творческих способностей и воспитания в учениках творящего начала [3].

Также примером социально-

хореографических практик является йога, которая помогает улучшить концентрацию и внимание, повысить уровень энергии, а также способствует развитию гибкости и координации движений. Т.Б. Кукоба в йоге рассматривает три источника познания: прямое восприятие, логический вывод и авторитетное свидетельство [5]. Йога создает благоприятные условия для саморазвития личности путем освоения различных практик.

Пилатес также является одной из социально-хореографических практик, положительно влияет на функциональное состояние, физическую подготовку и работоспособность. Польза упражнений пилатес для здоровья несомненна. Упражнения пилатес являются эффективным способом улучшить силовую выносливость, развить гибкость и подвижность суставов. Они основаны на специальной методике дыхания, которая способствует повышению функциональной тренированности. Одно из главных преиму-

ществ пилатес - это развитие силы и гибкости. Эти качества играют важную роль в обеспечении общего здоровья и благополучия. Силовая выносливость помогает укрепить мышцы и улучшить физическую форму, а гибкость и подвижность суставов способствует более свободному движению и предотвращают возможные повреждения. Методика дыхания, применяемая в пилатес, также имеет свою значимость. Она помогает улучшить функциональную тренированность организма, увеличивая поступление кислорода в кровь и улучшая работу сердца и легких. Это способствует более эффективному выполнению упражнений и повышает общую физическую выносливость. Таким образом упражнения пилатеса являются полезным и эффективным способом заботиться о своем здоровье. При регулярной практике пилатеса человек сможет достичь лучших результатов в деятельности и почувствовать себя более здоровым и энергичным. Современной практикой доказано, что методика, предложенная Джозефом Пилате-сом, способствует улучшению психофизического и психоэмоционального состояния человека, способствует улучшению функционального состояния организма, повышает уровень физической работоспособности. Таким образом, пилатес становится более интересным для молодежи, занимающейся физической культурой. Освоение этой методики способствует повышению самооценки и формированию культуры здоровья у молодежи.

Результаты

Опыт нашей работы с танцевальными коллективами показал, что социально-хореографические практики способствуют развитию не только творческой и физической активности, но и социальных навыков, таких как работа в команде, решение возникающих проблем, лидерство и коммуникация. Эти практики также помогают молодежи лучше понимать себя, свои потребности и желания, что способствует личностному росту и самоопределению. Социально-хореографические практики играют важную роль в становлении личности молодежи благодаря своей способности стимулировать креативность, коммуникацию и сотрудничество.

В эффективном использовании социально-хореографических практик ведущую роль играет личность педагога. Учеными подчеркивается сложность специфики про-

фессиональной деятельности организаторов досуга в ее широком профиле, включающем три взаимосвязанных направления: организаторское, педагогическое и художественно-творческое [8]. В любительском хореографическом творчестве присутствуют все вышеперечисленные направления, но всё же акцент больше делается на сочетании элементов танца, театра, музыки и других видов искусства, что позволяет участникам выражать свои эмоции, мысли и идеи через движения, музыку и язык.

Анализ педагогом социально-

хореографических практик должен включать в себя оценку эффективности методов и материалов, а также анализ результатов деятельности участников. Это помогает определить, какие методы и материалы наиболее эффективны для развития творческих способностей молодежи, повышении самооценки и уверенности в себе. Поэтому такие практики должны быть включены в программы дополнительного образования и спортивных секций, чтобы стать эффективным средством для развития творческой личности.

Социально-хореографические практики могут развивать у человека гибкость, координацию и выносливость, что, в свою очередь, способствует улучшению физического здоровья и повышению уровня жизненного тонуса. В процессе танца человек выражает свои эмоции, чувства и мысли через движения, что помогает ему лучше понимать себя и свои желания. Также танцевальные практики помогают развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде. Танцуя вместе с другими людьми, человек учится слушать и понимать других, а также находить общий язык и создавать гармоничные отношения в коллективе.

Заключение

Таким образом, социально-

хореографические практики могут являться важным инструментом для развития творческой личности молодежи, поскольку они помогают развивать не только физические, но и социальные навыки. В целом социокультурная танцевальная практика является важным элементом развития творческой личности и может быть использована для улучшения физического и эмоционального состояния человека, а также для развития его творческих способностей и коммуникативных навыков.

Литература:

1. Грац О.Ю. Использование целительского потенциала танца для раскрытия и интеграции творческих ресурсов // Методология современной психологии. 2021. № 14. С. 30-35.

2. Громова Е.В.Методика обучения классическому танцу : учебное пособие. Санкт-Петербург : СПбГИК, 2015.139 с.

3. Жак-Далькроз Э. Ритм / под ред. Ж. Пановой. Москва : Классика XXI, 2002. 248 с.

4.Кайманова В.Н., Калимуллина Г.Х. Педагогический потенциал социокультурных хореографических практик // Вестник КазГУКИ. 2023. №1. С.96.

5. Кукоба Т.Б. Дифференцированный подход в оздоровительной тренировке с женщинами 20-35 лет на основе использования упражнений изотонического характера с учетом соматотипа // Омский научный вестник. 2009. № 6 (82). С. 183-186.

6. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике : учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Юрайт, 2023. 242 с.

7. Пасютинская В.М. Путешествие в мир танца. Санкт-Петербург : Алитейра. 2014. 418 с.

8. Терехов П.П. Образование и воспитание будущего специалиста социально-культурной сферы // Вестник КазГУКИ. 2019. №3. С. 112-115.

9. Чурашов А.Г., Юнусова Е.Б. Интеграция различных видов танцевально-двигательной терапией как доминирующий фактор полихудожественного подхода в артпедагогике // Профессиональное образование XXI века : кол. монография / под ред. проф. Е.Ю. Никитиной. Москва : Перо, 2016. С. 187-206.

References:

1. Grac O.Ju. Ispol'zovanie celitel'skogo potenciala tanca dlja raskrytija i integracii tvorcheskih resursov // Metod-ologija sovremennoj psihologii. 2021. № 14. S. 30-35.

2. Gromova E.V.Metodika obuchenija klassicheskomu tancu : uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg : SPbGIK, 2015.139 s.

3. Zhak-Dal'kroz Je. Ritm / pod red. Zh. Panovoj. Moskva : Klassika HHI, 2002. 248 s.

4.Kajmanova V.N., Kalimullina G.H. Pedagogicheskij potencial sociokul'turnyh horeograficheskih praktik // Vestnik KazGUKI. 2023. №1. S.96.

5. Kukoba T.B. Differencirovannyj podhod v ozdorovitel'noj trenirovke s zhenshhinami 20-35 let na osnove ispol'zovanija uprazhnenij izotonicheskogo haraktera s uchetom somatotipa // Omskij nauchnyj vestnik. 2009. № 6 (82). S. 183-186.

6. Lisickaja T.S. Horeografija v gimnastike : uchebnoe posobie dlja vuzov. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva : Jurajt, 2023. 242 s.

7. Pasjutinskaja V.M. Puteshestvie v mir tanca. Sankt-Peterburg : Alitejra. 2014. 418 s.

8. Terehov P.P. Obrazovanie i vospitanie budushhego specialista social'no-kul'turnoj sfery // Vestnik KazGUKI. 2019. №3. S. 112-115.

9. Churashov A.G., Junusova E.B. Integracija razlichnyh vidov tanceval'no-dvigatel'noj terapiej kak dominirujushhij faktor polihudozhestvennogo podhoda v artpedagogike / / Professional'noe obrazovanie XXI veka : kol. monografija / pod red. prof. E.Ju. Nikitinoj. Moskva : Pero, 2016. S. 187-206.

УДК 377.131.14

М.М. Махмутова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТАРТАПОВ «ЦИФРОВОЙ» АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Статья посвящена исследованию педагогического потенциала стартапов цифровой арт-терапии в процессе проектной деятельности студентов-дизайнеров. Авторами представлены формы и содержание педагогического процесса обучения изобразительному искусству и дизайну как многоуровневый проектный подход в освоении новых компетенций, необходимых в условиях цифровизации всех сфер деятельности человека.

Стартапы - одно из самых современных направлений проектной деятельности амбициозных молодых людей. Создание организационно-педагогических условий обучения студентов инновационной деятельности особенно важно для профессий креативной сферы. Обучение будет эффективным, если молодежь примет активное участие в работе таких грантовых площадок, как акселератор «Цифровая арт-терапия». В работе над проектами у будущих специалистов активно развиваются качества лидера, которые позволяют им в дальнейшем стать более успешными в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: арт-терапия, педагогический потенциал, трекер, стартап, акселератор, проектная деятельность

Madina M. Makhmutova THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF DIGITAL ART THERAPY STARTUPS IN THE PROCESS OF PROJECT ACTIVITIES OF DESIGN STUDENTS

The article is devoted to the study of cases of pedagogical potential of startups in digital art therapy in the process of project activities of design students. The authors present the forms and content of the pedagogical process at the Department of Fine Arts and development as a multi-level project approach in mastering new competencies, mastering all spheres of human activity in the context of digitalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.