Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ «ШКОЛЫ БЛАГОНРАВИЯ» ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ «ШКОЛЫ БЛАГОНРАВИЯ» ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА БЛАГОНРАВИЯ / ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ / ШКОЛЬНИКИ / НАСТАВНИК / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гусакова Виктория Олеговна

Статья посвящена целесообразности и необходимости изучения на занятиях в светской и воскресной школах идеи основания монастыря преподобного Сергия Радонежского и заложенных в нее традиций - школе благонравия. В числе традиций в статье выделены и описаны в контексте современности три категории: общежительство, личный пример наставника, единство труда и жизнедеятельности. Выбор этих традиций обусловлен их педагогическим потенциалом, направленным на духовно-нравственное воспитание школьников и формировании у них духовной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE SERGIY RADONEZKI “SCHOOL OF GOOD MORALS” IN THE MODERN PUPILS UPBRINGING

Article is devoted to expediency and necessity to study in secular and Sunday schools classes the idea of founding the monastery of the saint Sergiy Radonezki and its traditions - school of good morals. Three traditions are highlighted and described in the context of modernity. They are: common life, personal example of a mentor, unity of work and life. The selection of these traditions is caused by their pedagogical potential, directed toward the spiritualmoral training of schoolboys and the formation in them of the spiritual identity. Three traditions are highlighted and described in the context of modernity. They are: common life, personal example of a mentor, unity of work and life. The selection of these traditions is caused by their pedagogical potential, directed toward the spiritualmoral training of schoolboys and the formation in them of the spiritual, identity

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ «ШКОЛЫ БЛАГОНРАВИЯ» ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ»

Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях

Па1аюрюош: еп %ропю, еп ярооюяю, еп егбег

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии № 3 (19) 2022

ev "Проа^,

rrvTOApl

<2.

ПАААЮРШЛА ДРЕВНЯЯ РУСЬ Я>

личной

В. О. Гусакова

Педагогический потенциал «школы благонравия» преподобного Сергия Радонежского в воспитании современных школьников

УДК 37.034-057.874 DOI 10.47132/2618-9674_2022_3_4 EDN QCEKXP

Аннотация: Статья посвящена целесообразности и необходимости изучения на занятиях в светской и воскресной школах идеи основания монастыря преподобного Сергия Радонежского и заложенных в нее традиций — школе благонравия. В числе традиций в статье выделены и описаны в контексте современности три категории: общежительство, личный пример наставника, единство труда и жизнедеятельности. Выбор этих традиций обусловлен их педагогическим потенциалом, направленным на духовно-нравственное воспитание школьников и формировании у них духовной идентичности.

Ключевые слова: школа благонравия, преподобный Сергий Радонежский, школьники, наставник, духовно-нравственное воспитание, традиции.

Об авторе: Виктория Олеговна Гусакова

Кандидат искусствоведения, преподаватель ФГКОУ «Санкт-Петербургское суворовское

военное училище МО РФ», методист-консультант Отдела религиозного образования

и катехизации Санкт-Петербургской епархии.

E-mail: Victoryspb78@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2924-6886

Для цитирования: Гусакова В. О. Педагогический потенциал «школы благонравия» преподобного Сергия Радонежского в воспитании современных школьников // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2022. № 3 (19). С. 4-11.

Статья поступила в редакцию 10.07.2021; одобрена после рецензирования 19.07.2021; принята к публикации 23.07.2021.

Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas

Palaiopwoia: ev cpovw, ev ppoowpw, ev ei8ei Scientific journal of Saint-Petersburg Theological Academy № 3 (19) 2022

ev "npoaoiy, ^ -

frWim

<2.

ÜAAAIOPQSIA

äpebhhh pycB

Victoria Gusakova

The Pedagogical Potential of the Sergiy Radonezki "School of Good Morals" in the Modern Pupils Upbringing

UDK 37.034-057.874 DOI 10.47132/2618-9674_2022_3_4 EDN QCEKXP

Abstract: Article is devoted to expediency and necessity to study in secular and Sunday schools classes the idea of founding the monastery of the saint Sergiy Radonezki and its traditions — school of good morals. Three traditions are highlighted and described in the context of modernity. They are: common life, personal example of a mentor, unity of work and life. The selection of these traditions is caused by their pedagogical potential, directed toward the spiritual- moral training of schoolboys and the formation in them of the spiritual identity. Three traditions are highlighted and described in the context of modernity. They are: common life, personal example of a mentor, unity of work and life. The selection of these traditions is caused by their pedagogical potential, directed toward the spiritual- moral training of schoolboys and the formation in them of the spiritual, identity.

Keywords: School of Good Morals, Saint Sergiy Radonezki, Schoolchildren, Mentor, Moral Education, Traditions.

About the author: Victoria Gusakova

PhD in Art History, Lecturer at St. Petersburg Suvorov Military School of Ministry of Defense

of Russian Federation, Methodologist-consultant in the Department of Religious Education

and Catechization of the St. Petersburg Diocese.

E-mail: Victoryspb78@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2924-6886

For citation: Gusakova V. The Pedagogical Potential of the Sergiy Radonezki "School of Good Morals" in the Modern Pupils Upbringing. Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas, 2022, No. 3 (19), p. 4-11.

The article was submitted 10.07.2021; approved after reviewing 19.07.2021; accepted for publication 23.07.2021.

Сегодня особенно ясно обозначилась проблема духовной идентичности школьников, обучающихся в светских общеобразовательных организациях и воскресных школах при храмах. При этом педагогическое сообщество, рассуждая об этой проблеме, как правило, «разделяет» детей на тех, кто учится только в общеобразовательных школах, и тех, которые помимо школ по воскресеньям посещают занятия при храмах. Однако за партами сидят одни и те же дети, только в воскресной школе их значительно меньше, и уже поэтому между ними не должно быть диаметрального ценностного разрыва.

Но если состав детей, посещающих воскресную школу в культурном и, за редким исключением, национальном плане однороден, то в общеобразовательных организациях он разнообразен, и в одном классе могут находиться дети разных культур, национальностей, а иногда и рас. И если в воскресной школе детей объединяют христианская культура, вера, общие ценности и жизненные позиции, то в общеобразовательных организациях связующим компонентом могут стать только идеи Отечества и гражданственности, так как все они граждане одного государства — России. Уяснение этих идей школьниками, особенно в старших классах, на внутреннем моральном уровне может способствовать возникновению в их коллективе духовной идентичности, которая находит выражение в словах апостола Павла: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет ни раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28). Ввиду указанных обстоятельств необходимо обнаружить примеры решения обозначенной проблемы. Таким примером является проверенный и уже использованный в педагогическом наследии опыт деятельности святого преподобного Сергия Радонежского, имя которого, по меткому выражению В. О. Ключевского, «это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания»1.

Необходимость и целесообразность обращения к опыту святого Сергия заключается еще и в том, что современным школьникам, независимо от того, посещают они воскресную школу или нет, следует впитать духовно-нравственные основы, которые заложил преподобный Сергий в русскую государственность, и традиции русского народа — его культурный образ жизнедеятельности. Эти традиции, раскрываемые с разных сторон и под разным ракурсом, могут содействовать объединению современных школьников, принадлежащих разным культурам и национальностям, воцерков-ленных и далеких от религии, а также способствовать формированию у них духовной идентичности. Для этого им нужна практическая «школа благонравия». «Устроителем» такой школы, «основанной на умении отдавать всего себя людям и общему делу»2 В. О. Ключевский называет святого преподобного Сергия Радонежского.

Сегодня все более актуальными становятся вопросы:

— Что такое «школа благонравия»?

— Каким педагогическим потенциалом обладают традиции этой школы? И может ли этот потенциал использоваться в духовно-нравственном воспитании современных школьников?

Необходимо отметить, что понятие «школа благонравия» не ограничивается временными рамками XIV и начала XV столетий. С этим понятием ученые и педагоги знакомы по наследию Сергея Александровича Рачинского (1833-1902), чьи труды являются классикой отечественной педагогической мысли. Основанные Ра-чинским в селе Татеве Смоленской губернии в 1875 году и близлежащих селах

1 Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Православие в России. URL: https://azbyka.m/otechmk/VasiHj_Klyuchevskij/pravoslavie-v-rossii/2 (дата обращения: 09.07.2021).

2 Там же.

школы были названы современниками «школами добрых нравов», а о нем самом другой сельский учитель, церковный композитор и магистр богословия П. П. Ми-роносицкий писал: «И вот этот аристократ духа, идеалист с глубокими научными познаниями, с философским складом мысли, с тонко развитым художественным чувством оставляет университет и столицу и, поселившись в родном своем Татеве, где родился и провел первые 11 лет своей жизни, становится сельскими учителем...»3 Уже из этой цитаты становятся очевидными качества, необходимые учителю в «школе добрых нравов»: образованность, воспитанность и «умение отдавать всего себя людям и общему делу».

Далее П. П. Мироносицкий пишет: «Это — светлый образ педагога, озарившего своею личностью и литературными трудами все дороги, все мелкие тропинки, которыми наша школа углублялась в толщу и глубь народной жизни, внося в нее свой тихий свет.», и далее подчеркивает, что «идеалы Рачинского — православные идеалы»4. Эти идеалы Рачинский, «творец самобытных русских идеалов просвещения», впитал в детстве, в семье, которая заложила в нем глубокое религиозное и художественное чувство, а после — в крестьянской среде, которую он изучал настолько тщательно, что стал понимать «народную душу, с её возвышенными стремлениями». Известный исследователь русской старины В. Т. Георгиевский называл С. А. Рачинского «другом крестьянских детей». Описывая жизнь педагога, он обратил внимание на то, что С. А. Рачинский придерживался убеждения: «Русский народ под грубой внешностью скрывает огромное богатство духовных сил, которые дремлют и которые школа должна разбудить», и в душе народа «ярко пылает пламя сердечной искренней веры в Бога»5. Изучая жизнь и деятельность С. А. Рачинского, В. Т. Георгиевский также обозначил принципы его «школы добрых нравов»: «жизнь для Бога», «жизнь по Закону Божию», «отвержение себя», «подвижническая жизнь». Эти принципы были сформулированы из ответов крестьянских детей.

В современной образовательной практике особую важность имеет задача для учителя в каждом школьнике «разбудить огромное богатство духовных сил», а в процессе его духовно-нравственного воспитания научить «жить для Бога» и «жить по Закону Божию», «отвержению себя» и «подвижнической жизни». Прототипом «школы добрых нравов» С. А. Рачинского была «школа благонравия» святого преподобного Сергия Радонежского, которая по сути школой не являлась, но представляла собой особую систему воспитания личности. В ней, по словам В. О. Ключевского, «сверх религиозно-иноческого воспитания главными житейскими науками были уменье отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах»6.

Закономерным является вопрос: как сегодня воспитывать это умение и вырабатывать этот навык сегодня?

Святой преподобный Сергий Радонежский не оставил письменных наставлений, но известно, что в основанном им Троицком монастыре иноки переписывали Лествицу святого преподобного Иоанна Лествичника, которая столетиями являлась основным руководством в деле духовного и нравственного воспитания иноков. Проанализировав Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и чудотворца, составленное Епифанием Премудрым, выделим три

3 Мироносицкий П. П. С. А. Рачинский и церковная школа. СПб., 1910. С. 14.

4 Там же. С. 10.

5 Георгиевский В. Т. Сергей Ал. Рачинский. Поборник народного просвещения. Друг крестьянских детей // Приложение к журналу «Народное образование». 1912. Май-июнь.

URL: https://proza.ru/2016/10/07/854 (дата обращения: 09.07.2021).

6 Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства.

традиции «школы благонравия», обладающие высоким педагогическим потенциалом в духовно-нравственном воспитании школьников:

1) общежительство;

2) личный пример наставника;

3) единство труда и жизнедеятельности.

Рассмотрим их по порядку.

1. Общежительство в области духовно-нравственного воспитания может дать пример организации сплоченного коллектива, основанного на общих интересах, целях и способах их достижения. В монастыре преподобного Сергия объединяющими началами была вера в Бога и Его православное исповедание. Поэтому первостепенное место в монастыре отводилось литургии.

Литургия как средство духовного единения детей и взрослых возможна только в педагогической практике воскресной школы. Общеобразовательным организациям можно рекомендовать ввести какое-то действо, объединяющее всех едиными переживаниями и общей деятельностью, имеющей для всех непреходящую ценность. Например, в военно-учебных средних заведениях таким сплачивающим элементом духовно-нравственного воспитания является воинский ритуал (парад войск, возложение венков).

Также полезным для школьников будет знание того, что духовное единение современников в юном возрасте, их дружба впоследствии могут иметь государственное значение. С примером такого союза можно познакомиться при прочтении Жития преподобного Сергия Радонежского, где рассказывается о тесной дружбе трех святых: митрополита Алексия Московского, преподобного Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского. В. О. Ключевский писал: «... в их лице сошлись для общего дела три основные части Русской земли: Алексий, сын черниговского боярина-переселенца, который представлял старый киевский Юг, Стефан — новый финско-русский Север, а Сергий, сын ростовского боярина-переселенца, — великорусскую средину. Они приложили к делу могущественные духовные силы. Это были образованнейшие русские люди своего века; о них древние жизнеописатели замечают, что один "всю грамоту добре умея", другой "всяко писание ветхого и нового завета пройде", третий даже "книги греческие извыче добре". Но в общем деле каждый из трех деятелей делал свою особую часть. Они не составляли общего плана действий, не распределяли между собой призваний и подвигов и не могли этого сделать, потому что были люди разных поколений. Они хотели работать над самим собой, делать дело собственного душевного спасения. Деятельность каждого текла своим особым руслом, но текла в одну сторону с двумя другими, направляемая таинственными историческими силами, в видимой работе которых верующий ум прозревает миродержавную десницу Провидения. Личный долг каждого своим путем вел всех троих к одной общей цели.»7

Осознание личного долга как важного качества каждого члена коллектива является значимым звеном духовно-нравственного воспитания и залогом того, что оно развивается в нужном направлении. Однако такое воспитание невозможно вне принятия необходимости материального ограничения, которое может быть постепенным, осознанным и добровольным. Необходимо отметить, что сам преподобный Сергий Радонежский, став игуменом, полагал, что богатство представляет угрозу для духовной жизни братии, но ввел общежительный устав только спустя десять лет существования монашеской общины. При этом, сам святой Сергий представал перед иноками «в пениих, бдениих и пощениих» и своим примером наставлял их на верный путь.

7 Там же.

2. Пример наставника.

Церковный историк И. К. Смолич писал: «Монах Епифаний, составитель его жития, рассказывает нам — а рассказ его вызывает доверие своей трезвостью и безыскусной простотой, — что Сергий, несмотря на множество выполняемых им дел по управлению монастырем, постоянно совершенствовался в своей духовной жизни, что в своем внутреннем делании он со ступени очищения души поднялся на ступень духовной просветленности, что он уже тогда был мистиком и достиг высших ступеней духовности — созерцания Бога и слияния с Ним»8. Духовное совершенствование преподобного Сергия было не столько его личным делом, сколько долгом, как перед братией, так и перед всем русским народом. Утверждая, что святой Сергий посвятил всю жизнь «нравственному воспитанию народа», В. О. Ключевский отмечал, что «то была внутренняя миссия, долженствовавшая служить подготовкой и обеспечением успехов миссии внешней, начатой пермским просветителем». Далее Ключевский пояснял: «...преподобный Сергий и вышел на свое дело значительно раньше св. Стефана. Разумеется, он мог применять к делу средства нравственной дисциплины, ему доступные и понятные тому веку, а в числе таких средств самым сильным был живой пример, наглядное осуществление нравственного правила. Он начал с самого себя и продолжительным уединением, исполненным трудов и лишений среди дремучего леса, приготовился быть руководителем других пустынножителей»9.

Свое «наглядное осуществление нравственного подвига» преподобный Сергий воплощал с пристальным вниманием к душе человека и искренней любовью к людям. Пример он являл и в молитве, и в ежедневном будничном служении ближнему. Во всех востребованных в монастыре видах деятельности он подавал пример братии и «был для нее поваром, пекарем, мельником, дровоколом, портным, плотником, каким угодно трудником, служил ей как раб купленный, по выражению жития, ни на один час не складывал рук для отдыха.»10

Такое служение с полной самоотдачей и умение наблюдать за самыми сокровенными проявлениями души тех, кто рядом, сегодня может стать примером для многих учителей, кто видит своей целью не только хорошее изложение материала урока, но и духовно-нравственное воспитание. Можно сказать, что преподобный Сергий Радонежский заложил основы школы самовоспитания наставника, и «личная духовная одаренность настоятеля»11 стала условием существования школы. В числе таких «духовно одаренных наставников» можно назвать учеников преподобного Сергия, а среди первых из них — святых Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Вместе со своим учителем они заложили традицию духовной преемственности ученика от учителя. Особенно ярко это отразилось в монастырях, где вектор и образ иноческой жизнедеятельности задавался личностью игумена, а «ученики всегда стремились сохранить духовный настрой своих наставников»12 и содержание его аскезы.

Следует обратить внимание, что аскеза наставника тоже вырастала из благодатных источников — духовного опыта уже прославленных святых подвижников благочестия, образы которых писали, и они присутствовали в монастырских храмах на иконах. Поэтому можно говорить об органическом и гармоничном (не механическом и принудительном) влиянии наставника на своих учеников, а также распространении этого влияния на других знавших или видевших его, имевших опыт общения с ним людей.

8 Смолич И.К. Святой Сергий Радонежский и его школа // Русское монашество. Глава 3. URL: https://azbyka.m/otechmk/Igor_SmoHch/russkoe-monashestvo/3 (дата обращения: 09.07.2021).

9 Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства.

10 Там же.

11 Смолич И. К. Святой Сергий Радонежский и его школа.

12 Там же.

Весомым подтверждением вышесказанного является текст Жития святого Сергия Радонежского в изложении его современника Епифания, который около пятнадцати лет непосредственно общался с преподобным. Поэтому Епифания можно, говоря современным языком, назвать выпускником «школы благонравия» преподобного Сергия. Написанный Епифанием текст в сокращенной редакции был включен в древнерусскую летопись в 1392 году (год кончины преподобного Сергия). Живой опыт ученика, принявшего опыт своего учителя, видевшего и слышавшего его, наблюдавшего за ним издалека и в непосредственной близости, жившего с ним, трудившегося и молившегося рядом, представляет собой не только историко-фактическую ценность, сколько нравственно-назидательную.

Описывая и одновременно осмысляя жизнедеятельность святого Сергия Радонежского, Епифаний показывает, как индивидуальные черты характера игумена возводятся до типических, делая их обязательными для наставника. Эти черты заключаются в особом прилежании к труду и молитве, безупречности служения и, самое главное, в полноте любви к Богу и человеку. Таким образом, в житии Епифания нам дан образец, своеобразный канон личности наставника. Этот канон использовал Пахомий Логофет, писавший немногим позже Епифания и создавший в житийном образе преподобного Сергия «канонический образ святого, который должен служить примером святости вообще, поэтому он дополняет житие описанием посмертных чудес и во всем стремится к тому, чтобы представить жизнь Сергия Радонежского как образец христианского подвижничества»13.

3. Единство труда и жизнедеятельности.

Эта традиция уже была нами рассмотрена в тексте, и поэтому, говоря о том, что вся жизнь в монастыре преподобного Сергия была наполнена трудом, следует отметить, что труд этот был не по принуждению, а по любви наставника ко всем ученикам вместе и каждому в отдельности; учеников к наставнику (каждого ученика лично); ученика к ученикам в целом и к каждому. В такой организации труда наставник и его ученики имели возможность объективно увидеть в самом себе свое предназначение и реализовать его в кругу близких по духу людей, идентичных ему по своим ценностям и устремлениям.

«Школа благонравия» святого преподобного Сергия Радонежского дает яркий пример духовно-нравственного воспитания общества через личность, которой, прежде всего, становился сам наставник, обладавший любовью к своим ученикам и тонкой наблюдательностью за их желаниями, устремлениями, слабостями и достоинствами. Особенностью такого наставника являлось то, что «под его воспитательным руководством лица не обезличивались, личные свойства не стирались, каждый оставался сам собой и, становясь на свое место, входил в состав сложного и стройного целого, как в мозаичной иконе различные по величине и цвету камешки укладываются под рукой мастера в гармоническое выразительное изображение»14.

В целом, анализируя «школу благонравия» преподобного Сергия Радонежского, можно отметить высокий педагогический потенциал заложенных в ней традиций, в числе которых: общежительство — как форма воспитания личности в коллективе и формирования у всех его членов духовной идентичности; пример наставника — как образец реализации идеи лидерства и формирования лидера; единение труда и жизнедеятельности — как возможность реализации предназначения человека в кругу единомышленников.

13 Там же.

14 Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства.

Источники и литература

1. Георгиевский В. Т. Сергей Ал. Рачинский. Поборник народного просвещения. Друг крестьянских детей // Приложение к журналу «Народное образование». 1912. Май-июнь. URL: https://proza.ru/2016/10/07/854 (дата обращения: 09.07.2021).

2. Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и чудотворца, и похвальное слово ему, написанные учеником его Епифанием Премудрым. Троице-Сергиева Лавра, 1908.

3. Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Православие в России. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuchevskij/pravoslavie-v-rossii/2 (дата обращения: 09.07.2021).

4. Мироносицкий П. П. С. А. Рачинский и церковная школа. СПб., 1910.

5. Смолич И.К. Святой Сергий Радонежский и его школа // Русское монашество. Глава 3. URL: https://azbyka.rU/otechnik/Igor_Smolich/russkoe-monashestvo/3 (дата обращения: 09.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.