Научная статья на тему 'Духовный подвиг преподобного Сергия Радонежского в контексте развития русского монашества'

Духовный подвиг преподобного Сергия Радонежского в контексте развития русского монашества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
432
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / преподобный Сергий Радонежский / русское монашество / монастыри / аскеза / духовный подвиг / деятельный исихазм / Russian Orthodox Church / St. Sergius of Radonezh / Russian monasticism / monasteries / asceticism / spiritual feat / active hesychasm

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кирилл Коршунов

В статье рассматривается специфика монашеского подвига игумена Земли Русской, преподобного Сергия Радонежского, в контексте истории монашеского делания Русской Православной Церкви, которое ко времени преподобного переживало общий упадок. В своей основе уклад монашеской жизни преподобного Сергия восходит к афонской исихастской традиции. Главная духовная характеристика этого уклада состоит в деятельном исихазме и ориентации на общежительный устав. Монашеский подвиг преподобного Сергий способствовал возрождению русского монашества и заложил основание новой модели взаимодействия монастыря и мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual feat of St. Sergius of Radonezh in the Context of the Development of Russian Monasticism

The article deals with the importance of the monastic feat of the Abbot of the Russian Land, St. Sergius of Radonezh, in the context of the history of monastic activity of the Russian Orthodox Church, which in his time was experiencing a general decline. At its core, the way of monastic life of St. Sergius goes back to the Athos Hesychast tradition. The main spiritual characteristic of this way of life consists in active hesychasm and orientation to the communal charter. The monastic feat of St. Sergius contributed to the revival of Russian monasticism and put the foundation for a new model of interaction between the monastery and the world.

Текст научной работы на тему «Духовный подвиг преподобного Сергия Радонежского в контексте развития русского монашества»

УдК 248.1 протоиерей Кирилл Коршунов,

кандидат философских наук, кандидат богословия, проректор Екатеринодарской духовной семинарии

Духовный подвиг преподобного Сергия Радонежского в контексте развития русского монашества

Аннотация. В статье рассматривается специфика монашеского подвига игумена Земли Русской, преподобного Сергия Радонежского, в контексте истории монашеского делания Русской Православной Церкви, которое ко времени преподобного переживало общий упадок. В своей основе уклад монашеской жизни преподобного Сергия восходит к афонской исихастской традиции. Главная духовная характеристика этого уклада состоит в деятельном исихазме и ориентации на общежительный устав. Монашеский подвиг преподобного Сергий способствовал возрождению русского монашества и заложил основание новой модели взаимодействия монастыря и мира.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, преподобный Сергий Радонежский, русское монашество, монастыри, аскеза, духовный подвиг, деятельный исихазм.

UDC 248.1 Archpriest Kirill Korshunov,

The candidate of philosophical sciences, the candidate of theology, TheVice-Rector of the Yekaterinodar Theological Seminary

Spiritual feat of St. Sergius of Radonezh in the Context of the Development of Russian Monasticism

Annotation. The article deals with the importance of the monastic feat of the Abbot of the Russian Land, St. Sergius of Radonezh, in the context of the history of monastic activity of the Russian Orthodox Church, which in his time was experiencing a general decline. At its core, the way of monastic life of St. Sergius goes back to the Athos Hesychast tradition. The main spiritual characteristic of this way of life consists in active hesychasm and orientation to the communal charter. The monastic feat of St. Sergius contributed to the revival of Russian monasticism and put the foundation for a new model of interaction between the monastery and the world.

Key words: Russian Orthodox Church, St. Sergius of Radonezh, Russian monasticism, monasteries, asceticism, spiritual feat, active hesychasm.

Во второй половине XIII - начале XIV вв. после многочисленных татаро-монгольских набегов Русская Православная Церковь переживала период глубокого монашеского кризиса. Многие монастыри Киевской Руси, располагавшиеся в городах или рядом с ними, подверглись разорению и запустению. Практически полностью прекратили свое существование общежительные монастыри, являвшиеся основой подвижничества1. В условиях, когда большинство из обителей лежало в развалинах, трудно было предаваться созерцательному монашескому подвигу. Поэтому в эпоху, столь мало располагавшую к монашеской жизни, традиция монашеского делания оказывается утраченной.

«Светочи иноческого благочестия домонгольского периода не оставили после себя, кроме примера личного подвига, никакой духовной школы или традиции в преемственности передачи опыта монашеской жизни, в отличие от подвигоположников Киево-Печерской Лавры»2. С пресечением на Руси святогорской монашеской традиции, возросла роль личного подвига -до эпохи прп. Сергия Радонежского мы не увидим старцев-монахов, которые могли бы собрать вокруг себя множество учеников и своим примером духовно родить новые сонмы Христовых угодников. Яркой иллюстрацией тогдашнего оскудения земли русской подвижниками благочестия является Православный Месяцеслов, в котором в сравнении с другими периодами истории Русской Церкви содержится значительно меньше имен святых3.

Исследователь русского монашества И. К. Смолич, характеризуя эту эпоху, замечает: «Для истории монашества XIII век - переходное время. Формы устройства монашеской жизни не обрели еще определенности, которая бы соответствовала русским условиям. Монашество еще не сделало выбора между киновией (общежитием) и идиорритмой (особножительством)»4. Однако, после нашествия Батыя на Руси стали преобладать так называемые ^övaoi^piov löiöpuG^ov, особножительные монастыри, которые находились в городской черте или же были пригородными. Такой уклад, главным образом, нашел свое распространение в монашеской среде русского севера. Идиоритмы устраивались при приходских храмах, рядом с которыми строили свои кельи иноки. Насельниками их были состоятельные горожане и

1 См.: На пороге «золотого века». Роль Сергия Радонежского в возрождении русского монашества. - URL: https://monasterium.ru/monashestvo/issledovaniya/1164-na-poroge-zolotogo-veka/ (дата обращения: 12.04.2022).

2 Преп. Сергий Радонежский и его роль в возрождении святогорских традиций русского монашества. - URL: https://afonit.info/biblioteka/nasledie-svyatoj-gory/prep-sergij-radonezhskij (дата обращения: 12.04.2022).

3 См.: На пороге «золотого века». Роль Сергия Радонежского в возрождении русского монашества. Указ. соч.

4 Смолич И. К. Русское монашество. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/ russkoe-monashestvo/ (дата обращения: 12.04.2022).

ктиторы, которые после принятия пострига продолжали свою жизнь в довольно комфортных условиях. В силу этого, общинное начало в монастырях, населявшихся благочестивыми аристократами, получило довольно слабый, «смазанный» вид5. Привыкшие вкусно поесть и обильно попить, они и в стенах монастыря вели привычную жизнь, не особо предаваясь подвигам благочестия - не изнуряли себя постами и бдениями, носили богатые одежды, игумена же избирали из числа самых бедных иноков, дабы он был зависим от них и не дерзал проявлять свою власть. «Келарем же, напротив, избирали самого богатого монаха, чтобы он обеспечивал братии комфортное существование»6. Таким был, например, Снетогорский монастырь, ставший с конца XIII в. по сути «богадельней» для богатых псковичей.

Несмотря на общий упадок в монашеском делании, вызванный нашествием татаро-монгольских орд, в народе все же теплилось понимание значимости роли монастырей в восстановлении церковной и национальной общественной жизни. Стихийно возникшие монашеские общины со временем, при надлежащей упорядоченности своей деятельности, могли приобрести черты монастыря, «который нередко мог быть "оптиным", то есть общим для насельников-мужчин и монахинь-женщин»7. К такому типу монастырей принадлежала Оптина пустынь близ Козельска, прославившаяся своим старчеством позже в синодальный период, а также Покровский Хотьков монастырь, в котором в 1330-е годы приняли монашеский постриг родители преп. Сергия Радонежского - прп. Кирилл и Мария.

Если зарождение самобытной монашеской традиции на Руси связано с именем прп. Феодосия Киево-Печерского, то ее возрождение стало возможным благодаря личному аскетическому подвигу преподобного Сергия Радонежского, жизнь которого протекала в сложный период истории средневековой Руси, отмеченный апогеем татаро-монгольского ига8. Своим духовным подвигом «чистого аскетизма» прп. Сергий «возобновил старую, угасшую из-за внешних неблагоприятных обстоятельств, подвижническую традицию»9.

Свой подвижнический путь он начал монахом-пустынником. Всегда стремившийся к уединенной жизни, преп. Сергий исполнял весьма суровые

5 См.: Преподобный Сергий: как монах изменил Россию. - URL: https://foma.ru/ prepodobnyiy-sergiy-kak-monah-izmenil-rossiyu.html (дата обращения: 12.04.2022).

6 На пороге «золотого века». Роль Сергия Радонежского в возрождении русского монашества. Указ. соч.

7 На пороге «золотого века». Роль Сергия Радонежского в возрождении русского монашества. Указ. соч.

8 См.: Сергий Радонежский: святой, возродивший русское монашество. - URL: https:// diletant.media/articles/42912035/ (дата обращения: 12.04.2022).

9 Преп. Сергий Радонежский и его роль в возрождении святогорских традиций русского монашества. - URL: https://afonit.info/biblioteka/nasledie-svyatoj-gory/prep-sergij-radonezhskij (дата обращения: 12.04.2022).

монашеские обеты: пребывал в молчании, молитвенном созерцании и постоянном труде. Его подвиг воплотил в себе мистическую традицию русского монашества, в которой помимо личной святости осуществлялось взаимодействие Бога и мира.

Единственной целью подвижнической жизни прп. Сергия было обретение Христа. Ради Него он переносил все тяготы своего пустынного жития: скудость пропитания, продолжительные молитвенные бдения, тяжелый труд в суровых условиях северной природы. Однако, в своем аскетическом подвиге преподобный «никогда не доходил до вычурного самоистязания»10. Все то, что особо ценилось в афонской традиции исихазма - послушание старцу, сопряженное с отсечением своей воли, непрестанная умная молитва, поучение в отеческих писаниях, - все это органично вобрал в себя подвиг прп. Сергия Радонежского, конечной целью которого было постепенное и непрерывное приближение к Св. Троице.

Из Жития преподобного мы видим, что он не только стремился к созерцательной уединенной жизни, специфика его подвига состояла, прежде всего, в так называемом деятельном исихазме11 - он не желал проявлять свою власть, но сам самоотверженно служил ближнему. житие так повествует о его подвигах: «он без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех ... колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил, и остальную пищу, нужную братии, готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил»12.

«В исторической атмосфере того периода, связанной с жестокими междоусобицами и разорительными татаро-монгольскими набегами, такой комплекс духовно-нравственных качеств, который был присущ радонежскому подвижнику (отзывчивость, терпение, кротость, трудолюбие, твердость в вере) служил великим примером для русского народа. Люди, духовно сломленные иноземным игом, в прп. Сергии Радонежском видели надежду на спасение»13. Подвижничество преп. Сергия Радонежского - это подвиг «спокойной неторопливой силы», столь характерной для русского народа14.

10 Преподобный Сергий: как монах изменил Россию. Указ. соч.

11 См.: Сергий Радонежский: святой, возродивший русское монашество. Указ. соч.

12 Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского // Древнерусская литература / Сост., предисл. и коммент. М. П. Одесского. М.: СЛОВО/SLOVO, 2001. С. 402.

13 Аторин, Р. Ю. Связь византийского и русского исихазма. - URL: https://rpsc.ru/ publications/bogoslovie/vizantijsko-russkii-isihazm/ (дата обращения: 12.04.2022).

14 См.: Лосский, Н. Преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский (по поводу книги В. Зайцева и Вл. Ильина) // Путь: Орган русской религиозной мысли. Номер 2 / гл. ред. Н. А. Бердяев. Париж: Религиозно-философская академия, 1926. С. 156.

Учение о Св. Троице наиболее соответствовало сокровенным основам души прп. Сергия15. Основанная преподобным обитель была не только иноческим обиталищем, но, по словам Николая Онуфриевича Лосского, «она превратилась в идеальный центр всей русской общественности и государственности»16.

Примечательно, что преп. Сергий в своем управлении монастырем отказывается исходить из властных принципов. Он не покоряет волю подвижника с помощью дисциплинарных методов. Например, когда из-за изменения монастырского устава (введения общежития) между ним и братией возникли разногласия, он не воспользовался властью игумена, чтобы принуждать других к покорности, но, не молвив ни единого худого слова, покинул стены обители. Обратно он возвратился спустя несколько лет, когда его об этом просила братия и митрополит. «Нигде и ни в чем он не хотел играть роли пышного "князя церкви"», - говорит Н. О. Лосский17.

Предлагали прп. Сергию и архиерейство, только он отказался. Да и сам сан игумена преподобный принимать не хотел, поскольку видел в стремлении к нему проявление честолюбия, столь пагубного для монаха. Житие повествует, как не единожды братия с плачем и мольбой приходили к преподобному Сергию, умоляя его стать их игуменом, увещевая его при этом не только «со смирением, кротостью и лаской», но порою даже набрасываясь на аскета с «резкими упреками», угрожая ему за несговорчивость наказанием свыше.

Мы уже сказали, что подвиг преподобного в основе своей восходит к афонской исихастской традиции. В то время церковная и монашеская жизнь на Руси созидалась при непосредственном участии греческих патриархов. Духовным собеседником прп. Сергия Радонежского был патриарх Константинопольский Филофей (Фюка<; Коккгуо^), дважды занимавший патриарший престол (1353-1354 и с 1364 по 1376 год). Этот святитель знаменит тем, что в период исихастских споров выступил апологетом учения свт. Григория Паламы и инициатором прославления его в лике святых, которое состоялось в 1368 году.

Помимо этого, патриарх Филофей известен тем, что ввел в Греческой Церкви уставное единообразие, взяв за основу Иерусалимский Устав. Около 1372 г. он прислал преп. Сергию Радонежскому в подарок крест-мощевик, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял подвижника и советовал ему ввести в монастыре общежительный устав. Заручившись благословением святителя Алексия, митрополита Московского, преп. Сергий таким образом положил начало возрождению на Руси общежительного монашества по Афонскому образцу.

15 См.: Лосский, Н. Преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский (по поводу книги В. Зайцева и Вл. Ильина) // Путь: Орган русской религиозной мысли. Номер 2 / гл. ред. Н. А. Бердяев. Париж: Религиозно-философская академия, 1926. С. 155.

16 Там же.

17 См.: Там же. С. 156.

Подавая всем инокам пример удивительного трудолюбия и смирения, преп. Сергий мало по малу приучал монахов своей обители к общежительной традиции: помимо общих трудовых послушаний он ввел общую молитву в Троицком храме, а также устраивал общие трапезы, для которых угощение готовилось им собственноручно18.

В вопросе обеспечения обители жизненно необходимыми припасами, преподобный Сергий решительно порывает с обычаями особножительных монастырей. Он категорически против того, чтобы монахи покидали обитель в поисках милостыни и требует неукоснительного соблюдения этого правила несмотря даже на самое бедственное положение братии, которая порой попросту голодала. Со временем в обитель стали поступать добровольные приношения от крестьян, селившихся во множестве тут же, в окрестностях монастыря.

Общежительный устав впоследствии распространился по всей Руси: благодаря духовному авторитету преподобного Сергия Радонежского его вводили как в новооснованных монастырях, так и в уже существовавших своекоштных, т.е. особножительных обителях. Теперь уже монастыри стали чаще основывать «не ктиторы из числа представителей социальной элиты русского общества, а сами монахи-подвижники»19, которые стали своего рода духовными колонизаторами необъятных просторов России.

По сравнению с домонгольской эпохой во второй половине XIV в. существенно меняется география и расположение православных монастырей. Начинают доминировать обители, порою весьма удаленные от городов, подчас располагающиеся в труднодоступных местах: в глухих лесах, на речных или озерных островах, среди болот, - более сознательная монашеская жизнь с ее молитвенным подвигом и аскетической практикой требует уединения, отделения и отдаления от мира с его суетой и соблазнами. Таким образом, монахами-отшельниками вдали от городов было освоено огромное количество земель, что положительно влияло не только на развитие культуры, но и сказалось на росте сельского хозяйства страны20.

Развитие монашеской жизни служит своеобразным барометром внутреннего состояния российского общества. Если за первые сто лет татаро-монгольского ига были основаны не более чем три десятка монастырей, то в последующее столетие их число превысило 15021. Хотя некоторые исследователи говорят о том, что «трудно точно подсчитать, сколько новых мо-

18 См.: На пороге «золотого века». Роль Сергия Радонежского в возрождении русского монашества. Указ. соч.

19 На пороге «золотого века». Роль Сергия Радонежского в возрождении русского монашества. Указ. соч.

20 См.: Сергий Радонежский: святой, возродивший русское монашество. Указ. соч.

21 См.: Там же.

настырей возникло на Руси после того, как начался бурный процесс возрождения монашеской жизни, инициированный преподобным Сергием Радонежским»22. Например, митр. Макарий (Булгаков) полагал, что со второй половины XIII и до первой половины XV веков было основано 286 новых монастырей23.

«Преп. Сергий явил миру целый сонм продолжателей созерцательного подвига, оформившегося в традициях "Русской Фиваиды" северных монастырей»24. Из среды братии Свято-Троицкой обители преп. Сергия Радонежского вышли многие светочи русского монашества, основавшие новые монастыри, которые стали духовно-просветительскими центрами на Руси. Достаточно вспомнить имена преподобных Саввы Сторожевского, Павла Обнорского, Андроника Московского, Андрея Рублева, Иакова Же-лезноборовского, Мефодия Пешношского и других непосредственных учеников преподобного Сергия.

Итак, личность преподобного Сергия Радонежского стала знаковой фигурой не только в истории Русской Православной Церкви, но прочно заняла свое место в русской культуре и пространстве русского социума. Великий Радонежский подвижник положил начало новой модели взаимодействия монастыря и мира, которая впоследствии способствовала возникновению феномена русского старчества25.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл довольно точно выразил итог его духовного подвига: «деятельный исихазм преподобного Сергия и его учеников стал источником собирания народа в единую духовную целостность - которая впоследствии получила наименование Святая Русь»26. Однако с именем преподобного Сергия Радонежского отныне прочно ассоциируется не только расцвет русского деятельного исихазма, но и привнесение в духовный мир российского общества конституирующих его идей единства, богоискательства и евангельской любви.

22 Петрушко, В. И. Преподобный Сергий Радонежский и его влияние на развитие русского монашества в конце XIV - начале XV вв. // Палеоросия. 2015. №2. С. 31. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodobnyy-sergiy-radonezhskiy-i-ego-vliyanie-na-razvitie-russkogo-monashestva-v-kontse-xiv-nachale-xv-vv (дата обращения: 12.04.2022).

23 Петрушко, В. И. Преподобный Сергий Радонежский и его влияние на развитие русского монашества в конце XIV - начале XV вв. // Палеоросия. 2015. №2. С. 31. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodobnyy-sergiy-radonezhskiy-i-ego-vliyanie-na-razvitie-russkogo-monashestva-v-kontse-xiv-nachale-xv-vv (дата обращения: 12.04.2022).

24 Белов, В. Н. Аскетика в русской духовной традиции. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/ antropologiya-i-asketika/asketika-v-russkoj-duhovnoj-traditsii/ (дата обращения: 12.04.2022).

25 См.: Легойда, В. Преподобный Сергий был богословом в самом высшем смысле этого слова. - URL: https://pravoslavie.ru/72505.html (дата обращения: 12.04.2022).

26 Цит. по: Легойда, В. Преподобный Сергий был богословом в самом высшем смысле этого слова. Указ. соч.

Список использованных источников

1. Аторин, Р. Ю. Связь византийского и русского исихазма / Р. Ю. Аторин. - URL: https://rpsc.ru/publications/bogoslovie/vizantijsko-russkii-isihazm/ (дата обращения: 12.04.2022). - Текст: электронный.

2. Белов, В. Н. Аскетика в русской духовной традиции / В. Н. Белов. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/asketika-v-russkoj-duhovnoj-traditsii/ (дата обращения: 12.04.2022). - Текст: электронный.

3. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского / Епифаний Премудрый. // Древнерусская литература / Сост., предисл. и коммент. М. П. Одесского. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2001. - 736 с.

4. Легойда, В. Преподобный Сергий был богословом в самом высшем смысле этого слова / В. Легойда. - URL: https://pravoslavie.ru/72505.html (дата обращения: 12.04.2022). - Текст: электронный.

5. Лосский, Н. Преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский (по поводу книги В. Зайцева и Вл. Ильина) / Н. Лосский // Путь: Орган русской религиозной мысли. Номер 2 / гл. ред. Н. А. Бердяев. - Париж: Религиозно-философская академия, 1926. - 156 с.

6. На пороге «золотого века». Роль Сергия Радонежского в возрождении русского монашества. - URL: https://monasterium.ru/monashestvo/ issledovaniya/1164-na-poroge-zolotogo-veka/ (дата обращения: 12.04.2022). - Текст: электронный.

7. Петрушко, В. и. Преподобный Сергий Радонежский и его влияние на развитие русского монашества в конце XIV - начале XV вв. // Палеоросия. - 2015. -№ 2 / В. И. Петрушко. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7prepodobnyy-sergiy-radonezhskiy-i-ego-vliyanie-na-razvitie-russkogo-monashestva-v-kontse-xiv-nachale-xv-vv (дата обращения: 12.04.2022). - Текст: электронный.

8. Преп. Сергий Радонежский и его роль в возрождении святогорских традиций русского монашества. - URL: https://afonit.info/biblioteka/ nasledie-svyatoj-gory/ prep-sergij-radonezhskij (дата обращения: 12.04.2022). - Текст: электронный.

9. Преподобный Сергий: как монах изменил Россию. - URL: https://foma. ru/prepodobnyiy-sergiy-kak-monah-izmenil-rossiyu.html (дата обращения: 12.04.2022). - Текст: электронный.

10. Сергий Радонежский: святой, возродивший русское монашество. - URL: https://diletant.media/articles/42912035/ (дата обращения: 12.04.2022). - Текст: электронный.

11. Смолич, И. К. Русское монашество / И. К. Смолич. - URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Igor_Smolich/russkoe-monashestvo/ (дата обращения: 12.04.2022). -Текст: электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.