Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НРАВСТВЕННЫХ ПАРАДИГМ ИСЛАМА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НРАВСТВЕННЫХ ПАРАДИГМ ИСЛАМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исламские нравственные парадигмы / источники нравственного воспитания / педагогический потенциал исламских нравственных принципов / Islamic moral paradigms / sources of moral education / pedagogical potential of Islamic moral principles

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тахир Мажитович Аминов

Исследуется педагогический потенциал нравственных парадигм ислама. Анализируется нравственный потенциал исламской культуры, в результате которого обнаружена целостная система воспитательных идей, способствующих формированию благодетельного человека. На основе этого потенциала уже в средневековой культуре арабо-исламского мира были созданы педагогические рекомендации, реализующие жизнеспособную парадигму нравственности. Эти традиции были продолжены исламскими учеными в последующие столетия, особенно в XVIII‒XIX вв. Диалектическая природа исламских воспитательных парадигм способствует продуктивному применению нравственных принципов не только в современных религиозных учебных заведениях, но и в целом всей системы отечественного общественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical potential of the moral paradigms of Islam

The purpose of the study is to identify and systematize the pedagogical potential of the moral paradigms of Islam. The paper analyzes the moral potential of Islamic culture, as a result of which an integral system of educational ideas is found that contributes to the formation of a beneficent person. On the basis of this potential, already in the me dieval culture of the Arab-Islamic world, pedagogical recommendations were created that implement a viable paradigm of morality. These traditions were continued by Islamic scholars in the following centuries, especially in the 18th and 19th centuries. The dialectical nature of Islamic educational paradigms contributes to the productive application of moral principles not only in modern religious educational institutions, but also in the whole system of domestic public education.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НРАВСТВЕННЫХ ПАРАДИГМ ИСЛАМА»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.1)

Научная статья УДК 37.026

doi: 10.18522/2070-1403-2023-100-5-132-140

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НРАВСТВЕННЫХ ПАРАДИГМ ИСЛАМА © Тахир Мажитович Аминов

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, г. Уфа, Россия tahir-aminov@yandex.ru

Аннотация. Исследуется педагогический потенциал нравственных парадигм ислама. Анализируется нравственный потенциал исламской культуры, в результате которого обнаружена целостная система воспитательных идей, способствующих формированию благодетельного человека. На основе этого потенциала уже в средневековой культуре арабо-исламского мира были созданы педагогические рекомендации, реализующие жизнеспособную парадигму нравственности. Эти традиции были продолжены исламскими учеными в последующие столетия, особенно в XVTII-XIX вв. Диалектическая природа исламских воспитательных парадигм способствует продуктивному применению нравственных принципов не только в современных религиозных учебных заве -дениях, но и в целом всей системы отечественного общественного образования.

Ключевые слова: исламские нравственные парадигмы, источники нравственного воспитания, педагогический потенциал исламских нравственных принципов.

Для цитирования: Аминов Т.М. Педагогический потенциал нравственных парадигм ислама // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 100. № 5. С. 132-140. doi: 10.18522/2070-1403-2023-100-5-132-140

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.1)

Original article

The pedagogical potential of the moral paradigms of Islam © Tahir M. Aminov

M. Akmulla Bashkir state pedagogical university, Ufa, Russian Federation tahir-aminov@yandex.ru

Abstract. The purpose of the study is to identify and systematize the pedagogical potential of the moral paradigms of Islam. The paper analyzes the moral potential of Islamic culture, as a result of which an integral system of educational ideas is found that contributes to the formation of a beneficent person. On the basis of this potential, already in the me -dieval culture of the Arab-Islamic world, pedagogical recommendations were created that implement a viable paradigm of morality. These traditions were continued by Islamic scholars in the following centuries, especially in the 18th and 19th centuries. The dialectical nature of Islamic educational paradigms contributes to the productive application of moral principles not only in modern religious educational institutions, but also in the whole system of domestic public education.

Key words: Islamic moral paradigms, sources of moral education, pedagogical potential of Islamic moral principles.

For citation: Aminov T.M. The pedagogical potential of the moral paradigms of Islam. The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 100. No 5. P. 132-140. doi: 10.18522/2070-1403-2023-100-5-132-140

Введение

Фундаментальные потрясения современных как западных, так и восточных обществ (военные конфликты, нищета и голод части населения Земли, коррупция, эгоизм и т.п.) вызывают острую необходимость осмысления происходящих процессов. Привычный мир теряет свои смыслы и очертания. Демографические дисбалансы в мире усугубляют опасения футурологов о будущем культуры. При этом мыслители в целом молчат, ибо у них нет конкретных представлений о перспективах развития человечества. Одной из главных причин происходящих потрясений считаем разрушение гармонии между материальным и духовным компонентами бытия отдельного человека и социума в целом.

Яркой иллюстрацией этому служит работа Освальда Шпенглера «Закат Европы». Автор, предвидевший начало Первой мировой войны и впоследствии потрясенный трагедиями, принесшими ею, пишет книгу, ставшей первым прогнозом деструктивного будущего западной цивилизации. По его мнению, полному пессимизма, Европу в ближайшем будущем ожидают упадок и гибель.

В реальности происходит именно то, о чем размышлял еще великий Аристотель, что когда расцвет научного сознания и технологий не соответствует развитию нравственности, от этого рушится общество и происходит деградация отдельной личности. Торжество человеческого эго, культ техники и технологий, обеспечивающий «райские» условия жизни, привели к уверенности человека в своей непогрешимости. Началась трансформация сущности и смысла человеческой жизни. Как метко подметил Н.А. Бердяев: «То, что происходит в современной цивилизации - материализация и механизация жизни, и есть процесс развоплощения, гибель органической исторической плоти» [7].

Смысл трансформации личности заключается в том, что неразумная технологизация уничтожает человека как живого творческого существа. Личность лишается души, остается представленной самой себе. А она не может существовать без определенных нравственных ориентиров. Потеря этих ориентиров ведет к тому, что еще более двух тысяч лет назад прогнозировал Аристотель: «Прогресс социальный сопровождается биологически-антропологическим регрессом» [7, с. 301].

О «смерти» западной культуры написано уже достаточно много. Так, американский ученый П. Дж. Бьюкенен в фундаментальной по содержанию и выводам работе доказывает начало реального процесса самоуничтожения Запада. «Запад умирает. Народы Запада перестали воспроизводить себя, население западных стран стремительно сокращается. С самой Черной Смерти, выкосившей треть Европы в четырнадцатом столетии, мы не сталкивались с опасностью серьезнее. Нынешний кризис грозит уничтожить западную цивилизацию. Сегодня в семнадцати европейских странах смертность значительно превышает рождаемость, гробы в них требуются куда чаще, чем колыбели» [9, с. 18].

Статистические данные иллюстрируют истинность выводов Бьюкенена, особенно сложное демографическое положение в Италии, Англии, в странах Прибалтики, где коэффициент рождаемости составляет 1,2. А для того чтобы общество воспроизводило себя, данный коэффициент должен быть минимум 2,0. Сбывается прогноз и российского исследователя С.Н. Лазарева, который еще в 1990-е гг. предупреждал, что с 2000-х гг. начнется процесс самоуничтожения западных обществ [12].

Возникает совершенно непраздный вопрос: есть ли способы преодоления кризиса общечеловеческой культуры и цивилизации в целом? Согласно диалектике, любое явление выражает одновременно свою противоположность. Это означает, что закономерно должны быть методы и средства преодоления наступающего катаклизма западного общества. Таковыми, по нашему мнению, могут быть принципы нравственности монотеистических религий. Как известно, существует один из испытанных способов поиска ответов на сложные вопросы бытия - обращение к показавшему свою действенность опыту предшествующих поколений. В этом отношении есть смысл обратить внимание на богатый опыт, накопленный мусульманской культурой и исламской педагогикой, в частности. В исламской парадигме идея гармонизации духовного и материального бытия человека, а также проблема равновесия отдельной личности и общества определена достаточно четко.

В связи с вышесказанным можно выдвинуть предположение о том, что в исламской педагогике накоплен достаточный нравственный потенциал, который может быть применен для решения углубляющихся проблем современности: конфликтности, эгоизма, демографии, международных политических разногласий и многое другое. Для подтверждения данной гипотезы была сформулирована задача: провести комплексный анализ нравственного теоретического и практического наследия исламской педагогики, ее трансцендентные и научные обоснования; проследить эволюцию развития нравственных принципов в науке о воспитании.

В работе использованы следующие источники: Коран, хадисы, труды средневековых мыслителей и учёных девятнадцатого века, работы современных исламских исследователей в области воспитания. Предметом анализа выступили социально-философские и этические аспекты исламских нравственных парадигм. Сегодня, на наш взгляд, недостаточно исследований о возможностях использования нравственного потенциала исламской педаго -гики в решении современных образовательных проблем. Данная проблема обусловила наше обращение к названной теме.

Хронологические рамки исследования охватывают время от генезиса ислама как монотеистической религии до современности. Особое внимание обращено периоду классического Средневековья, когда происходило активное развитие арабо-исламской культуры, научной сферы как синтеза науки Древней Греции и трансцендентного содержания ислама. Генезис суфизма, создатели которого обосновали начала педагогики в лице аль-Газали, стал важной страницей формирования нравственной парадигмы ислама. Следующий временным отрезком является конец XIX - начало XX в., когда происходило возрождение исламской культуры и науки. Адекватный ответ на вызовы индустриального общества заключался в том, что ислам сумел благодаря своей диалектической природе успешно интегрироваться в новую реальность, при этом сохранив духовные традиции прошлого. Последний период включает рубеж XX-XXI вв., когда мусульманский мир приспособился к реалиям информационного общества. Нравственные парадигмы ислама получили новый импульс в стремлении сохранить традиционные семейные взаимоотношения. Особенно плодотворным этот период является для российских мусульман, которые получили всестороннюю поддержку, в том числе на государственном уровне.

Обсуждение

Выдвигаемая нами гипотеза о том, что нравственные нормы и принципы ислама, сформированные полтора тысячелетия назад, могут служить народам мира в сегодняшней реальности, может, безусловно, вызвать сомнения. Как можно вести речь о соответствии нравственных идей, сформированных так давно, с сегодняшним днем с ее информационными технологиями и увлечением масс прозападными глобальными ценностями? Наш ответ основывается на закономерностях диалектической методологии, ее законах и принципах.

Дело в том, что диалектика дает ответ на фундаментальный вопрос любого здравомыслящего человека - почему происходит развитие. Г. Гегель и Ф. Энгельс смогли сделать выводы о сущности и функциях диалектики. По их мнению, диалектика «есть объективно действующая система законов (логос) во всех сферах: природе, обществе и в самом мышлении, присущая всему миру в целом и каждому предмету в отдельности» [10]. В этом смысле третий закон диалектики - закон отрицания «определяет направленность развития, выражает преемственность в развитии, определяет связь нового и старого. Содержание закона: в процессе развития каждая новая ступень отрицает старую и в то же время воспроизводит на более высоком уровне черты исходной ступени развития» [4].

Продолжая идеи Гераклита и других мыслителей античности, обративших внимание на «секрет» всеобщего развития, Г. Гегель представил его в форме триады: тезис - антитезис -синтез. Согласно его размышлениям, антитезис отрицает тезис, а синтез объединяет тезис и антитезис, формируя более высокий уровень развития в конкретной сфере. Следовательно, спасение современной цивилизации от повторения «Новой Атлантиды» возможно при достижении гармонии научного прогресса и ренессанса нравственности. В настоящем иных вариантов сохранения человечества, как носителя высокой культуры нет. Социально-политические парадигмы не способны увлечь сотни миллионов людей единым мировоззрением, гарантирующим гармоничное будущее. Все без исключения социальные утопии, начиная от проекта великого Платона и заканчивая программой построения коммунизма, провалились. Ибо они были направлены на усовершенствование человека на уровне сознания.

Ответ, как бы это не показалось банальным, прост, необходимо перестраивать систему воспитания на основе нравственных парадигм, доказавших свою жизненность. Так, после

блестящей победы Германии над Францией в 1870 г. Отто фон Бисмарку приписывают слова о том, что эту войну выиграл школьный учитель. Это означало, что воспитанный определенным образом немецкий юноша имел более высокий духовный уровень, чем француз, ведомый простым приказом командира. Отсюда следует, что развитие человечества должно начинаться в школах, где подрастающее поколение получит ориентиры истинного пути любви и счастья. Не случайно Бьюкенен обоснованно пишет о борьбе за будущее культуры: «Битва за будущее человечества произойдет в учебных классах, и возглавят ее учителя, осознающие себя прозелитами новой веры, новой религии человечества... Классные комнаты должны стать и непременно станут аренами конфликтов между старым и новым» [9, с. 101].

По нашему мнению, одной из духовных скреп человечества могут стать нравственные парадигмы ислама, способные совершенствовать личность на уровне души. Образовательный характер ислама заложен в самом названии Корана, который в одном из вариантов переводится как: «Читай!». Эта установка на образование и самообразование является стержневой в постижении культуры отдельной личностью и обществом в целом, и, она пронизывает всю исламскую культуру. Ислам требует от всех верующих овладения основами грамотности и науками. Это означает, что мусульманин должен формировать веру не только на уровне души, но и сознания. «Превосходство знающего над поклоняющимся подобно превосходству луны над другими звездами» [11]. То есть простое выполнение религиозных ритуалов без приобщения к знаниям имеет меньшую силу значение, образно, как превосходство света луны по сравнению со звездами.

Нравственный потенциал содержится в основных исламских источниках, таких как Коран, Сунна и другие сочинения мусульманских мыслителей. Священный Коран - главная книга верующих-мусульман. Самый удачный научный подстрочный перевод этой работы на русский язык, по мнению ученых был сделан академиком И.Ю. Крачковским [11]. Кроме этого, среди десятка переводов, наиболее точно передающих дух и букву Писания, по мнению российских исламоведов, являются перевод смыслов и комментарии Валерии Пороховой (2007), перевод Эльмира Кулиева (2010), Священный Коран: Смыслы Шамиля Аляутдинова (2012).

Следующим по мировоззренческой значимости для мусульман признается Сунна пророка Мухаммада. Сунна отражена в хадисах - сборниках речей Мухаммада, притч, трактовок конкретных жизненных явлений, советов, примеров поведения, собранных и записанных его современниками. Наиболее обоснованными, то есть достоверными, считаются Сунна аль-Бу-хари, ан-Навави, ат-Тирмизи, Абу-Хурайра, ибн-Ханбаль, Малика ибн Анаса.

Следующая группа источников исламской педагогики - опубликованные работы ученых, посвященные педагогической проблематике. Особенно плодотворным периодом развития исламской педагогики в целом и формирования нравственных парадигм в частности стали IX-XII вв., время, названное нами периодом Исламского педагогического Ренессанса. Среди мыслителей этого времени, занимавшихся проблемами воспитания, обучения и образования, необходимо выделить таких, как аль-Кинди, аль-Хорезми, ибн Сахнун, аль-Фара-би, ибн Закария Ap-Рази, аль-Кабиси, представители союза «Братьев чистоты», Абу Муин Насир Хосров, ибн Мискавайх, ибн Сина, Кайковус, Юсуф Баласагуни, аль-Бируни, аль-Га-зали, ибн Бадж, аль-Марвази, ибн Рушд, ад-Дин Зарнуджи, Ахмад Югнаки, Яхья Сухраварди, ад-Дин Туси, ад-Дин Маулави, ибн Хальдун и многих других. При этом все исламские мыслители того времени, следуя нравственным установкам, были не только теоретиками, но педагогами-практиками. В сжатом виде часть нравственных идей раскрывается в книге Абу Хамида аль-Газали «Наставление верующим» [3].

Из мусульманских мыслителей более позднего времени, рассматривавших проблемы нравственности и нравственного воспитания, необходимо отметить таких как И. Гас-принский, З. Камали, З. Расулев и другие. Одним из талантливых мыслителей Волго-Ураль-ского региона, занимавшегося проблемами нравственного воспитания, был Ризаитдин Фа-хретдинов (1859-1936 гг.). Муфтий, руководитель духовного управления мусульман в Уфе,

яркий представитель исламской интеллигенции. Философ, поэт, прозаик, общественный деятель, знаток восточной поэзии, много сделавший для того чтобы мусульмане стали передовым и просвещенным народом. И в этом процессе большое значение он отводил воспитанию подрастающего поколения, ради чего он пишет множество педагогических работ, одна из которых «Тэрбияле бала» («Воспитанный ребенок») [14]. В ней автор рекомендует систему мер, необходимых для воспитания добродетельного человека и гражданина. Прежде всего педагог обращает внимание на важность трудового воспитания. «Воспитанный ребенок все свои дела будет выполнять сам. Почистит свою одежду, если она испачкалась, уберет за собой посуду, не откажется от выполнения возложенных на него дел» [14, с. 6].

Достойны внимания такие советы Р. Фахретдинова, как воспитание уважения к своим родителям и окружающим людям. Вопросы гармоничных взаимоотношений родителей и детей имеет принципиальное значение, ибо от этого зависит будущее общества. По мнению мыслителя, роль родителей важна потому, что «Зависимость детей от родителей приводит к тому, что именно они формируют особенности личности будущего человека. Однако при этом родителям нельзя забывать, что у детей также есть права» [17, с. 59]. Особое внимание педагог обращает к вопросам воспитания девочек. Для мыслителя они есть пример нравственности, так как с рождения ребенок воспринимает особенности поведения собственной мамы. Большинство идей этого ученого и призывы к усердному освоению знаний соответствует современным требованиям педагогики.

В общечеловеческой культуре, на наш взгляд, можно выделить три значимые ступени развития нравственных парадигм, и связаны они с такими религиями, как иудаизм, христианство и ислам. Так, на основе Десяти заповедей Моисея был совершен революционный рывок в становлении нравственных идеалов. Однако это был первый шаг, ибо запреты иудаизма через Мицвот регулировали внешнюю деятельность человека и общества в целом. Несомненно, запрет убийства, кражи, супружеской измены, экономических коллизий имели большое значение для трансформации человека в высшее духовное и культурное существо. Однако знание о том, что любые мысли, слова и поступки имеют глубинно-душевные истоки, формируется позже. Принципиально важный шаг был совершен в христианстве, где проповедуется то, что душа и мысли человека - есть источник добра и зла. Любовь и сердце в христианстве становятся синонимами: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» [8].

Революционность этой идеи заключается в том, что в ней раскрывается главный источник всех зол. Это бессознательная, деструктивная часть души, которая может трансформироваться в высшую нравственность только посредством определенных методов, главным из которых является воспитание любви. Отсюда высоконравственным является не только внешнее проявление человека, как отказ от совершения преступлений, а внутренний мир, где господствуют любовь. Любовь есть главное условие и смысл нравственности, без нее невозможно вести речь об истинной вере. Согласно канонам, Любовь выражается в Милосердии, Милостивости, Всетерпении, Добре, Истине, Всепрощении.

В исламе все вышеперечисленные качества любви олицетворяют сущность Всевышнего Аллаха. Одновременно они представляют собой элементы исламской нравственности и повседневной жизни каждого мусульманина - адаба. Ислам исходит из идеи целостности человека, его внешней и внутренней жизни, тем самым регламентирует выполнение внешних требований религии и формирование внутренних нравственных качеств. В итоге человек поступает тем или иным образом не только потому, что так предписано внешними законами, а потому, что так он внутренне осознанно с этим соглашается.

Любовь — это центральная идея нравственных постулатов ислама. Любовь - это отдача и получение одновременно, таков ее диалектический смысл. Отдача особенно ценного Богу, родственнику, соседу или соотечественнику - это важная черта истинно нравственного человека. Поэтому в Коране говорится: «Если вы любите Бога, то следуйте за мной, тогда Бог возлюбит вас и простит вам ваши провинности, ведь Бог - Прощающий, Жалеющий!» [Коран]. В Священном Коране ряд аятов посвящен теме любви. «Поистине, тем, кто поверил и

исправился, Щадящий установит - любовь!» [11]. «Знайте, что среди вас - посланник Бога. Если бы он слушался вас во многих делах, то вы бы страдали. Однако, Бог вызвал в вас лю -бовь к вере и украсил ее в ваших сердцах» [11].

В этом смысле современная европейская и американская культура далека от того, на чем построена Библия. На очередном историческом витке вместо идеологии любви к людям восторжествовал культ денег, в религиозной сфере - культ церкви, а священники начали олицетворять собой величие Бога. Отсюда - эгоизм, властолюбие, сребролюбие, высокомерие и крах. В исламе же между верующим и Аллахом нет посредников. Мечеть выполняет лишь функцию места, где мусульманин может молиться. Все решения по организации культовых вопросов решало общее собрание прихожан на основе демократических принципов. Поклонение Аллаху сдерживало увлечение личности самым главным грехом - гордыней. «Не ходи походкой горделивого человека, как бы крепко и уверенно не ступал по земле, ее не сумеешь проткнуть. Как бы голову свою высоко не поднимал, не сумеешь стать выше гор» [11].

Стратегическая задача ислама - трансформация природных инстинктов в божественную нравственность. Её высшая цель - господство в душе и разуме человека Любви, Милосердия и Добра. «Остерегающихся от греха и многобожия спросили, что принес Всевышний Посланнику Аллаха Мухаммаду. Мусульмане ответили: «Милость и Милосердие» [11]. Идея, которая выражает гуманистическую суть педагогического потенциала всего исламского мировоззрения. Решение проблемы добра и зла иллюстрирует такой коранический аят: «Если вас подвергли мучениям и обидам, вы можете отплатить им теми же мучениями и обидами. Но нельзя вам повысить их зло. А если вы простите их и откажетесь от мщения - это будет лучше» [11]. Смысл данного аята практически полностью совпадает с призывом Иисуса о непротивлении злу насилием.

Следующим высоконравственным принципом ислама является заботливое и бережное отношение к родителям. «О, Мухаммад, скажи людям, Всевышний Аллах вам повелевает поклоняться Единому Богу и быть милосердным к родителям. Если твои родители состарились и нуждаются в твоей поддержке, не проявляй недовольства. Отнесись к ним добротой, мягкостью и уважением». Ранее, мы встречаем такое отношение к родителям в Заповедях Моисея.

Хадисы также доносят до нас принципы гуманизма, милосердия, прощения и терпения. Представленные ниже хадисы аль-Бухари выражает великое человеколюбие Пророка и всего ислама, присущего и идеологии православия. Например, «Была прощена одна блудница, которая проходила мимо высунувшей язык собаки, которая умирала от жажды у колодца: (эта блудница) сняла башмак, привязала его к своему покрывалу и зачерпнула для неё воды, и за это простились ей (её грехи)» [5], или «Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающемуся на пути Аллаха или тому, кто молится (все) ночи напролёт и (постоянно) постится днём». А также, «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: "Поистине, Аллах любит (проявления) доброты во всём"» [5].

На основе анализа Коранических аятов и хадисов Сунны мы можем выделить основные принципы и нормы, регулирующие поведение личности и служащие в том числе педагогическими ориентирами. Сначала отметим поощряемые в исламе действия любого человека. Это - Любовь в душе, что предполагает честность, трудолюбие, добродушие, милосердие, взаимопомощь, щедрость, стыдливость, терпение, благодарность, уважение родителей, старших, детей и справедливость. При этом эти качества должны действенно практиковаться и проявляться в повседневной жизни мусульманина.

Еще более трудным для человека является отказ от тех действий, которые приносят сиюминутную радость, наслаждение для тела. Согласно теории З. Фрейда, бессознательное «Оно» требует постоянной подпитки сладострастными деяниями, удовлетворяющими телесные потребности, стремление к власти, тщеславие и др. Поэтому очень легко и быстро человек может превратиться в алкоголика, заядлого курильщика, наркомана, бессовестного карьериста. Поэтому в исламе существует целая система ограничений, препятствующих подобным проявлениям, среди них непокорность родителям, лжесвидетельство, убийство, прелю-

бодеяние, воровство, разные роды присвоение имущества сирот или других людей, пьянства, обжорства и др. Примером может служить статистика исламских государств, где преступность, проституция, воровство, венерические заболевания, алкоголизм, наркомания или просто отсутствуют, или встречаются достаточно редко. Одним из тяжких грехов в исламе является риба, или получение процентной ссуды от вкладов. Так, любое вознаграждение, полученное без телесных или умственных затрат, признается вредным.

Следующим запрещенным делом для мусульман выступает сплетня. Всякие разговоры, осуждающие человека в его отсутствие, приравниваются к поеданию мяса мертвого. Особенно опасным представляются ложные обвинения в разврате, выдвигаемые против любого человека. Не случайно судья может признать акт супружеской измены только при наличии четырех свидетелей. Таким образом, пресекаются попытки лжи в деструктивных целях.

Известно, что в исламских странах нельзя встретить женщин с обнаженными частями тела, за исключением лица. Такая практика исходит от стремления воспитать истинно человеческое стремление скрыть интимные части тела, чтобы не вызывать искушение у противоположного пола. Трансформация животного в человека начинается с того, что люди скрывают свое тело от взгляда постороннего. Известно, что грехопадение Адама и Евы привело к тому, что у них возникло чувство стыда за обнаженность. Игнорирование этого принципа привело к тому, что начался постепенный процесс обнажения, доведший до возникновения такого явления как нудизм. И как следствие нарушения этих запретов (разврат, прелюбодеяние и т.п.) стала массовая импотенция мужчин и бесплодие женщин.

Показательным является следующий запрет, закрепленный в исламе, - дача взятки с целью незаконного присвоения имущества других или того, на что человек не имеет никакого права. Речь может идти не только о прямом подкупе чиновника, судьи или другого лица. Осудительным для ислама является любое получение денежного или иного вознаграждения с использованием своего служебного положения.

Одним из первых эти и другие нормы нравственности изложил Абу Ханифа аль-Газали. В «Главе о самовоспитании, нравственном совершенствовании и лечения недугов сердца» исламский мыслитель обращает внимание на качества человека, которые вызывают страдания тела и души. «Что же касается дурных нравственных качеств, то они являются губительными ядами, побуждающим к постыдным поступкам, явным порокам и к скверне. Дурные качества есть не что иное, как недуги сердец и болезни души, но недуги эти губительны для жизни» [3, с. 328]. Основным методом преодоления этих негативных проявлений определяется самовоспитание.

Необходимо отметить, что метод самовоспитания, обоснованный аль-Газали, ставит его в один ряд с такими гениальными педагогами, как К.Д. Ушинский и А.С. Макаренко. Все мыслители хорошо понимали, что без увлечения человеком идеей самосовершенствования, об успешном педагогическом процессе не может быть и речи. Очевидно, что любое воспитание строится в тесной взаимосвязи с самовоспитанием, а оно в свою очередь начинается с осознания личностью собственного совершенствования.

Значимость и сила воспитания определены в следующем размышлении аль-Газали: «Методы воспитания детей относятся к числу важнейших дел, ибо ребенок является тем, что отдано на хранение его родителям, а его чистое сердце есть драгоценная жемчужина, на которой нет никаких изображений. На нем можно нарисовать что угодно, и его можно склонить к чему угодно...» [3, с. 350]. Важным методом воспитания, по его мнению, является порицание, то есть критика в адрес ошибочных поступков. Однако нельзя злоупотреблять им, ибо постоянное порицание перестанет оказывать достаточное воздействие на ребенка. От особенностей воспитания будет зависеть то, что будет на душе, в характере, поступках буду -щего человека. Поэтому аль-Газали советует начинать процесс воспитания с раннего детства.

В целом, идеи нравственного воспитания, заложенные в Коране и Сунне и развитые в сочинениях исламских мыслителей Средневековья, породили новую эпоху, названную нами Исламским педагогическим Ренессансом. Безусловно, накопленный педагогический потенциал дополнялся и углублялся в работах ученых последующих столетий.

Выводы

Таким образом, итоги исследования иллюстрируют высокий уровень развития педагогической теории и практики, сформированной в исламской культуре в течение более, чем тысячелетие. В современной образовательной теории и практике не только России, но и всего мира, на наш взгляд, не хватает многих идей и принципов воспитания, разработанных гениальными мыслителями исламской педагогики. Выявленный воспитательный потенциал, особенно в вопросах нравственности, обусловливает, с одной стороны, организацию дальнейших научных изысканий исследователей, представителей педагогической и психологической науки. С другой - накопленный потенциал нравственного воспитания может активно внедряться и использоваться в отечественных светских и исламских учебных заведениях.

Список источников

1. Aminov T.M., Magsumov T.A., Sayakhov R.L. Pedagogical potential of muslim religious sources in overcoming physical and mental and psychological trials // Espacios. 2018. № 39 (30).

2. Magsumov T.A., Korolev A.A., Ponomareva M.A., Zulfugarzade T.E. The system of Public education in Cars oblast in the period 1878-1917 // European Journal of Contemporary Education. 2020. Т. 9. № 2. P. 459-472.

3. Абу Хамид аль-Газали. Наставление верующим. М: Благотворительный фонд «Ибрагим Бин Абдулла Аль Ибрагим», 2002. 664 с.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Три закона диалектики и их примеры. - URL: https://lektsii.org/14-29965.html

5. Аль-Бухари - Мухтасар «Сахих» / Пер. с араб.: Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша. - URL: https://www.libfox.ru/122681-koran-al-buhari-muhtasar-sahih-sbornik-hadisov.html

6. Аристотель. Метафизика. М: Эксмо, 2006. 608 с.

7. Бердяев Н.А. Философия свободного духа // Диалектика божественного и человеческого. М: ФОЛИО, 2003.

8. Библия. Минск: ПРИНТКОРП, 2002. 1296 с.

9. Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада / Пер. с англ. А. Башкирова. М.: ACT; СПб: Terra Fantastica, 2003. 444 с.

10. Казеннов А.С. Диалектика как высший метод познания. - URL: https://3ekc.ru/wp-content/uploads/2017/08/dia.pdf

11. Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. 10-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 537 с.

12. Лазарев С.Н. Диагностика кармы. СПб.: ГИПК «Лениздат», 2002. 256 с.

13. Лазарев С.Н. Облики гордыни. СПб.: ООО «Типография «НП-Принт», 2018. 192 с.

14. Ризаитдин бин Фахретдин. Воспитанный ребенок («Тэрбияле бала»). Уфа: Изд-во ДУ-МЕС, 1994.

15. Степун Ф. Освальд Шпенглер и закат Европы. - URL: https://predanie.ru/book/183143-osvald-shpengler-i-zakat-evropy

16. Шпенглер О. Закат Европы. - URL: https://fb.ru/article/197762/shpengler-zakat-evropyi-kratkoe-soderjanie-shpengler-zakat-evropyi-po-glavam

17. Якупов М.Т., Хазиев В.С. Генезис и судьбы исламских учений: Учебник. Уфа: Изд-во БГПУ, 2017. 180 с.

References

1. Aminov T.M., Magsumov T.A., Sayakhov R.L. Pedagogical potential of muslim religious sources in overcoming physical and mental and psychological trials // Espacios. 2018. No. 39 (30).

2. Magsumov T.A., Korolev A.A., Ponomareva M.A., Zulfugarzade T.E. The system of Public ed-ucation in Cars oblast in the period 1878-1917 // European Journal of Contemporary Education. 2020. Vol. 9. No. 2. P. 459-472.

3. Abu Hamid al-Ghazali. Instruction to believers. Moscow: Ibrahim Bin Abdullah Al Ibrahim Charitable Foundation, 2002. 664 p.

4. Alekseev P.V., Panin A.V. Three laws of dialectics and their examples. - URL: https://lektsi-i.org/14-29965.html

5. Al-Bukhari - Mukhtasar "Sahih" / Translated from Arabic: Vladimir (Abdullah) Mikhailovich Nir-sha. - URL: https://www.libfox.ru/122681-koran-al-buhari-muhtasar-sahih-sbornik-hadisov.html

6. Aristotle. Metaphysics. Moscow: Eksmo, 2006. 608 p

7. Berdyaev N.A. Philosophy of the free spirit // Dialectics of the divine and human. Moscow: FOLIO, 2003.

8. The Bible. Minsk: PRINTCORP, 2002. 1296 p

9. Buchanan P.J. Death of the West / Translated from English by A. Bashkirov. M.: ACT; St. Petersburg: Terra Fantastica, 2003. 444 p.

10. Kazennov A.S. Dialectics as the highest method of cognition. - URL: https://3ekc.ru/wp-con-tent/uploads/2017/08/dia.pdf

11. The Koran / Trans. by I.Y. Krachkovsky. 10th ed. Rostov-on-Don: Phoenix, 2008. 537 p.

12. Lazarev S.N. Diagnostics of karma. St. Petersburg: GIPK "Lenizdat", 2002. 256 p.

13. Lazarev S.N. Images of pride. St. Petersburg: OOO "Printing house 'NP-Print'", 2018. 192 p.

14. Rizaitdin bin Fahretdin. A well-behaved child ("Terbiyale bala"). Ufa: Publishing House DUMES, 1994.

15. StepunF. Oswald Spengler and the decline of Europe. - URL: https://predanie.ru/book/183143-osvald-shpengler-i-zakat-evropy

16. Spengler O. The Decline of Europe. - URL: https://fb.ru/article/197762/shpengler-za-kat-evropyi-kratkoe-soderjanie-shpengler-zakat-evropyi-po-glavam

17. YakupovM.T., Khaziev V.S. Genesis and fate of Islamic teachings: Textbook. Ufa: Publishing House of BSPU, 2017. 180 p.

Статья поступила в редакцию 17.08.2023; одобрена после рецензирования 27.07.2023; принята к публикации 07.08.2023.

The article was submitted 17.08.2023; approved after reviewing 27.07.2023; accepted for publication 07.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.