Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРАВОВОМ УЧЕНИИ АБУ-ХАНИФЫ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРАВОВОМ УЧЕНИИ АБУ-ХАНИФЫ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБУХАНИФА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИСЛАМСКОЕ ПРАВО (ФИКХ) / ВОСПИТАНИЕ / ХАДИС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Назаров У.С., Махмудова Ф.Х.

В данной статье подвергаются анализу аспекты толерантности в правовом учении выдающегося представителя исламского вероучения Нумана ибн-Собит-Абу-Ханифы. Материалы логически верно изложенных нравственно-правовых взглядов Имоми Аъзам, которые базируются на учения Корана, рекомендуется их использование в учебно-воспитательной работе в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF TOLERANCE IN THE LEGAL DOCTRINE OF ABU HANIFAH AND THEIR SIGNIFICANCE FOR THE EDUCATIONAL PROCESS

This article deals with aspects of tolerance in the legal doctrine of the outstanding mission of the Islamic creed Numan Ibn-Sabit Abu-Hanifah. Moral and legal views of Imami A’zam Logically have been orrectly set forth the based on the teachings of the Quran, and are recommended to use in the educational process of higher educational institutions as well.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРАВОВОМ УЧЕНИИ АБУ-ХАНИФЫ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL, AND SOCIAL AND POLITICAL VIEWS

OF ALAMUT NIZARI

The article discusses the philosophical, social, religious and political views of the Nizari. Nizari state had one of the brightest pages in the history of social and political thought of the Muslim peoples of Iran, Syria, Iraq and Central Asia. For a variety of reasons, a lot of questions have not been disclosed related to this state comprehensively and completely.

Keywords: Alamut, Hassan Sabbah, Nizari Ismailis, leadership, wilayat, dai, fidai.

Сведения об авторе: Тавонофар Мурод Али, аспирант Института философии, политологии и права имени А. М. Баховаддинова Академии наук РТ, e-mail: tavonofarmurod@gmail.com

About author: Tavonofar Murod Ali, post-graduate student, Institute of Philosophy, Political Sciences and Law named after A. M. Bahovaddinov of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan

АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРАВОВОМ УЧЕНИИ АБУ-ХАНИФЫ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Назаров У. С., Махмудова Ф. Х.

Таджикский исламский институт им. Имома Аъзама - Абу-Ханифа Нуъмона ибн Собита Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Не вызывает сомнения тот факт, что на нынешнем этапе развития межкультурного и межконфессионального диалога в современной цивилизации одним из важнейших и неотложных вопросов эффективной организации деятельности вузов СНГ выступает воспитание студентов в духе толерантности по отношению к последователям других религий. В этом плане, по нашему мнению, уместно всесторонне и эффективнее использовать позитивные моменты учения выдающихся религиозных мыслителей, как прошлого, так и настоящего времени. Поэтому предметом обсуждения, представляемой к вниманию читателя статьи, выбраны некоторые аспекты толерантности в правовом учении основоположника ханафитского направления суннитского толка в священной религии Ислам - Имам Абу-Ханифы.

Общеизвестно, что Абу-Ханифа является крупнейшей фигурой в истории классической религиозно-правовой мысли ислама, чье наследие самым действенным образом актуально для современного мусульманского мира. Последователи его школы встречаются во всех уголках земного шара и исчисляются сотнями миллионов. С именем Абу-Ханифы знакомы и представители иных конфессий и мировоззрений, поскольку его учение стало достоянием общемировой правовой культуры. Возникающий в этой связи интерес к личности и наследию величайшего мусульманского факиха (Богословы-законоведы, овладевшие фикхом (исламское право), называются факихами («знающие»)) очевиден.

Парадоксально, что имя Абу-Ханифы на слуху у всех, кто знаком с тематикой Ислама и историей его правового учения, но до сих пор в обществоведческой науке мало исследователей написали серьезные труды, посвященные жизни и наследию этого знаменитого мусульманского правоведа. Хотя в исламских странах большая часть мусульман являются приверженцами ханафитской традиции, однако первые статьи, посвященные Имаму и его творчеству, появились в отечественной науке в конце XVIII в.

Заметим, что в мусульманском мире интерес к личности Абу-Ханифы имеет гораздо более давние корни. Первую биографическую книгу о нем составил Ахмад ибн Сальт более тысячи лет назад. С тех пор жизнеописаний ученого в виде, как отдельных книг, так и статей в биографических сборниках было написано немало. К сожалению, часть из них не сохранилась, а многие до сих пор не введены в научный оборот, оставшись неизданными. С большим отрывом по занимаемому объему лидирует статья об Имаме аль-Бухари, составителе второй по значимости после Корана книги в Исламе. Его жизнеописание изложено на 30 страницах. Но Абу-Ханифа даже аль-Бухари лишил этого своеобразного первенства: ему посвящено несравнимо больше - 130 страниц,

целая книга в книге. Другими словами, Абу-Ханифа - самый авторитетный и противоречивый образ в истории мусульманской религиозной науки.

Выдающийся факих в истории Ислама Нуман ибн Сабит, больше известный как Абу-Ханифа, согласно существующим историческим сведениям, родился во времена пятого омейядского халифа Абд-аль-Малика ибн Марвана (685-705) в Ираке. Есть ошибочные утверждения, что он был арабом, турком и даже набатеем. Некоторые исследователи его наследия утверждают, что он был родом из Вавилона. Однако общепризнанно и фактологически доказано, что в жилах Абу-Ханифы текла персидская кровь и сам он происходил из знатного таджикско-персидского рода.

Абу-Ханифа родился в 699г., и умер в 767 г. (по хиджре 80-150 гг.). Он был самым старшим среди всех имамов - основателей суннитских мазхабов. Так, Малик ибн Анас родился в 713 г., а умер в 795 г. Имам Мухаммад аш-Шафии родился в год смерти Абу-Ханифы, а Ахмад ибн Ханбал - только в 780 г. Из всех этих имамов только Абу-Ханифа мог встречаться со сподвижниками Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), хотя этот факт является предметом для дискуссий. Подобный вопрос для почитателей религиозного авторитета тех времен имел принципиальное значение. Дело в том, что с течением времени среди мусульман утвердилась идея богоизбранности двух поколений: сахабов и табиинов. В результате формализации данных понятий к сахабам (сподвижникам) стали относить всех людей, которые, будучи мусульманами, хотя бы раз в своей жизни видели Пророка Мухаммада, а к табиинам - тех, кто также, будучи мусульманами, видели и слышали хотя бы одного сподвижника.

После смерти Абу-Ханифы его талантливые ученики продолжили работу Имама по укреплению мазхаба и его правового учения. Постепенно стали появляться книги, которые впоследствии составили основу мазхаба. Они очертили границы школы Имама Аъзама, более подробно разъяснили учёным последующих поколений способы иджтихада и оставили им богатый фактический материал для дальнейшего развития исламских наук по системе школы великого факиха.

Одним из одаренных учеников Абу-Ханифы был Абу Юсуф - самый известный факих ханафитского мазхаба, после Имама Аъзама, который родился в Куфе и умер в Багдаде. Он написал много книг по основам фикха и по-собственно Фикх, среди которых фундаментальными считаются: «Китаб-ус-Салят», «Китаб-уз-Закяат», «Китаб-ус-Сиям», «Китаб-уль-Фераиз», «Китаб-уль-Буйу», «Китаб-уль-Худуд», «Китаб-уль-Вакала», «Китаб-уль-Васайа», «Китаб-ус-Сауд ва-з-Заайых», «Китаб-уль-Гасб ва Истибра». Также по просьбе Халифа Харуна ар-Рашида, Абу Юсуф написал «Китаб-уль-Харадж», в которой указал различные источники и способы пополнения государственной казны в соответствии с предписаниями Благородного Корана и Сунны. Эта книга была переведена на французский, английский и другие языки мира. В 1980-м году в Багдаде были издана книга «Ар-Рифадж», являющаяся комментарием к этой книге.

Исламское право - «фикх» (мусульманское право; правовая доктрина Ислама) ханафитского направления, как известно, связано с учением величайшего мусульманского факиха Нуъмон ибн Собит, известный в исламском мире под именем Имам Абу-Ханифа. О величии этого гениального теоретика и практика исламского права среди его современников, последователей и мыслителей более позднего времени развития мусульманской культуры бытовала такая восторженная мысль, что, «...если вера удалится к планете Зухра (Венеры), ее на землю вернет Имам Абу-Ханифа».

Основанная им школа факихов и учения, созданные представителями этой школы, по сей день не утратили свою актуальность. Следует констатировать, что до возникновения правовой школы Абу-Ханифы, как указывают известные исследователи учения этого выдающегося мусульманского богослова, почти все мыслители и исследователи исламского мира свои воззрения относительно комментарии к Шариату (свод религиозных законов Ислама) излагали в своих выступлениях в частной форме, которые зачастую имели характер индивидуальной проповеди.

Необходимо иметь в виду, что одной из главных отличительных черт правовой школы ханафитов является учёт объективных предпосылок и местных условий в судопроизводстве. Об этом обосновано говорит русский востоковед П. Цветков, что последователи ханафитской правовой школы придерживались следующих правил: а) главное - смысл, а не «буква» установлений; б) применение внесения вердикта к местным обстоятельствам - важнейшее правило, которому должны следовать все

мусульманские правоведы и богословы. Безусловно, эти черты правовой школы ханафитов дали основания мусульманскому теологу Шахристони назвать факихов этого направления - «людьми рассуждения».

Стоит напомнить, что главные принципы толерантности в учении этой правовой школы суннизма мы можем найти в таких трудах Имоми Аъзам, как «Аль-Фикх аль-Акбар»(«Величайшее знание»), «Васия фи ат-Таухид» («Завещание о единобожии»), «Аль-Фикх аль-Абсат» («Упрощенное знание»), «Аль-Алим ва аль-мутааллим» («Учитель и ученик») и др. В изложении своих толерантных воззрений он, прежде всего, исходит из принципа классификации индивидов по признаку их духовности, которого он осуществляет следующим образом:

«Люди бывают трех видов: верующие, искренние к вере своей; неверные, отрицающие (истину) в неверии своей; лицемеры, притворяющие в лицемерии своем. Бог предписал верующим деяние, неверным - веру, лицемерам - искренность. Ибо сказано Им: «О, люди! Бойтесь Господа своего!» (4;1), что значит: о верующие, будьте богопослушны! О, неверные, уверуйте! О, лицемеры, будьте искренни!» [2, с. 242].

В своем трактате «Аль-Алим ва аль-мутааллим» («Учитель и ученик») Абу-Ханифа логически совершенствуя свою мысль о духовных факторах толерантности, акцентирует ее экзистенциальные начала: «Человек может ничего не говорить об имеющиеся между людьми разногласия. Но он не может, услышав о них, сдержать своё сердце. А сердце может лишь не согласиться с одной или обеими из точек зрения, однако оно не может одновременно принять два противоположных мнения. И если сердце, таким образом, склонится к кривде, то склонится и к его приспешникам. Полюбив же подобных людей, человек становится из их числа! Если сердце склонится к истине и её поборникам, то человек станет их сторонником». Неоспоримый факт, что ознакомившись с жизнью и творчеством Имоми Аъзам, особенно с содержанием его оригинального труда «Васия фи ат-Таухид» («Завещание о единобожии»), который посвящен сыну и ученикам, можно себе представить насколько он был глубоко набожным и праведным человеком. Как ученый и мудрый факих, он призывал мусульман к толерантным поступкам и рассудительным действиям по отношению друг к другу и представителям других религиозных верований.

Относительно вопросов возникновения и решения противоречий между религиозными течениями и различными верованиями, он, проявляя дальновидность мудреца, вызывает к терпимости и терпеливости. Абу-Ханифа настойчиво рекомендует, что в таких ситуациях мусульманин не должен поддаваться эмоциям, а, наоборот, обязан трезво и справедливо оценивая положение противоположной стороны, относится к ней соответствующе-толерантно.

В этой связи уместно вспомнить один из заветов Абу-Ханифы, адресованный им своему ученику Юсуфу Самти Басри, где он говорит: «Будь всегда терпеливым, имей доброе сердце и хорошее поведение...Избавься от высокомерия....Выполни, данное тобой другим обещание, следуй по пути истины и прояви терпимость (толерантность) по отношению к людям другой веры».

Совершенно очевидно, что толерантные основы правовой школы Имоми Аъзам берут свое начало из содержания аятов Священного Корана и хадисов Пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует) и имеют, безусловно, гуманистическое содержание. Великий мыслитель, кроме блестящего знания науки фикх, на высоком уровне рассуждал по вопросам истории, политики и культуры, где он также, опираясь на учение Корана и слова Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует), напутствует мусульман на толерантность и призывает их предотвратить возникновение недоразумений и конфликтов между ними и последователей других верований, а также обеспечить мир и покой в обществе.

Здесь стоит упомянуть, что Абу-Ханифа, создавая свое нравственно-правовое учение, исходит из постулатов Священного Корана, где категорически указывается, что: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» [2, сура «Ан-нахл» («Пчелы»)].

Еще одним убедительным аргументом обоснованности вышесказанного могут служить содержание следующего хадиса, которого комментирует видный средневековый исламский богослов Сахих Бухари: «В то время, когда Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) отправил Абумусо Ашъари и Маъоз

в Йемен, дал им такое поручение: Будьте по отношению к населению вежливыми, не проявите излишнюю строгость, оповещайте их словом Аллаха и приближайте (народ) к себе. Согласуйте с ним вопросы, ради исключения конфликта».

Или Творец в Священном Коране велит своему Посланнику Мухаммад (да благословит Его Аллах и приветствует): «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь, если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» [2, сура «Аль-Имран» («Семейство Имрана»)].

Из содержания данного аята вытекает, что людей к вере необходимо привлечь путем проявления добрых человеческих свойств, благими намерениями, делами и поступками, а не грубостью и использованием насилия.

Уместно констатировать, что толерантные воззрения Имама Абу-Ханифы включены в учебные программы Таджикского исламского института, который носит его имя, и на высоком методическом уровне они преподносятся студентам на занятиях. Более того, профессорско-преподавательский состав данного вуза с целью более широкого распространения и пропаганды данных идей великого мыслителя среди студенческой молодежи Таджикистана, каждый год организует и проводит межвузовские семинары и научные конференции, где принимает активное участие большое количество учащихся других университетов и институтов страны.

Вне всякого сомнения, подобные мероприятия в будущем дадут положительные результаты в деле углубления позитивного взаимодействия различных религиозных конфессий, укрепления дружбы и взаимопонимания между народами, принадлежащими к разным религиозным цивилизациям.

Литература:

1. Коран. Перевод смыслов Э.Р. Кулиева. - М., 2003.

2. Рустам Батыр. Абу-Ханифа. Жизнь и наследие. - Нижний Новгород-Ярославль, 2007.

АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРАВОВОМ УЧЕНИИ АБУ-ХАНИФЫ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В данной статье подвергаются анализу аспекты толерантности в правовом учении выдающегося представителя исламского вероучения Нумана ибн-Собит-Абу-Ханифы. Материалы логически верно изложенных нравственно-правовых взглядов Имоми Аъзам, которые базируются на учения Корана, рекомендуется их использование в учебно-воспитательной работе в вузах.

Ключевые слова: Абу-Ханифа, Имоми Аъзам, толерантность, исламское право (фикх), воспитание, хадис, Коран и др.

ASPECTS OF TOLERANCE IN THE LEGAL DOCTRINE OF ABU HANIFAH AND THEIR SIGNIFICANCE FOR THE EDUCATIONAL PROCESS

This article deals with aspects of tolerance in the legal doctrine of the outstanding mission of the Islamic creed Numan Ibn-Sabit Abu-Hanifah. Moral and legal views of Imami A'zam Logically have been orrectly set forth the based on the teachings of the Quran, and are recommended to use in the educational process of higher educational institutions as well.

Keywords: Abu Hanifa, Imami A'zam, tolerance, Islamic law (fiqh), education, upbringing, hadith, Quran, etc.

Сведения об авторах: Назаров У. С., доцент кафедры Таджикского исламского института имени Имома Аъзама - Абу-Ханифа Нуъмона ибн Собита, e-mail: nazarov_u12@gmail.com

Махмудова Ф. Х., ассистент кафедры философии Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: fatimah.kh@list.ru

About authors: Nazarov U. S., assoaciate professor, History Department, Tajik Islamic Institute named after Imomi A'zam

Makhmudova F. Kh., assistant, Philosphy Department, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.