Научная статья на тему 'Ханафитская методология профессионального воспитания будущих судей и ее современное значение (историко-правовое исследование)'

Ханафитская методология профессионального воспитания будущих судей и ее современное значение (историко-правовое исследование) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ХАНАФИТСКАЯ ШКОЛА ПРАВА / ИМАМ АБУХАНИФА / МЕТОДОЛОГИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ГИПОТЕТИЧНОСТЬ / ЭТИКА СУДЕЙСТВА / ИСЛОМ / МАКТАБИ ҳУЦУЦИИ ҳАНАФИЯ / СУД / СУДЯ / ЦОЗӣ / ФИқҳ / ЦАЗО / ИНТЕРАКТИВ / ГИПОТЕТИКӣ / ЭТИКА / ЦАЗОВАТ / ISLAM / KHANAFITE SCHOOL OF LAW / IMAM ABUKHANIFA / METHODOLOGY / INTERACTIVITY / HYPOTHETICITY / ETHICS OF JUDGMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Обидов Д.С.

В историко-правовом ракурсе подвергнута исследованию система методик первой и при этом одной из основных правовых школ суннитского направления ислама -ханафитской школы права в деле профессионального воспитания будущих судей-казиев. В данном направлении изучена правовая природа ханафитской школы как школы судебного права, изложены основные методы воспитания будущих судей, разработанные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Обидов Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Knanafite Methodology of Professional Upbringing of Future Judges and its Contemporary Significance (Historical-Legal Exploration)

The system of the methods of the first Khanafite school of law being hitherto one of the major law school of Sunnit streamline of Islam in the cause of professional upbringing offuture judges (kaziys) is under exploration in historical-legal foreshortening. the legal nature of the Khanafite school as that one of forensic law has been studied in the given direction; the basic methods of the upbringing of future judges elaborated by Imam Abukhanifa, a founder of the law school of Khanafism are expounded in the article as follows: methods of interactivity, hypotheticity and individual approach towards professional fostering of capable and worthy students future judges. With the given peculiarities being taken into consideration contemporary significance of the Khanafite tenet dealing with forensic power is determined; its importance and vitality in the development of ideological grounds of forensic power in the life of human society, improvement of the mechanisms of implementation of justice and forensic lawfulness are substantiated.

Текст научной работы на тему «Ханафитская методология профессионального воспитания будущих судей и ее современное значение (историко-правовое исследование)»

12 00 00 ИЛМ^ОИ ^УК,УК, 12 00 00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12 00 00 LAW SCIENCES

12 00 01 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ

УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ 12 00 01 THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW; HISTORY OF TENETS RELATED TO STATE AND LAW

УДК 340 ББК 67.711-71

ХАНАФИТСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ СУДЕЙ И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

УСУЛИ ^АНАФИИ ТАРБИЯИ КУЗОТ ВА А^АМИЯТИ ОН ДАР ЗАМОНИ МУОСИР (БАРРАСИИ ТАЪРИХИЮ

ХУКУКЮ

KNANAFITE METHODOLOGY OF PROFESSIONAL UPBRINGING OF FUTURE JUDGES AND ITS CONTEMPORARY SIGNIFICANCE (HISTORICAL-LEGAL

EXPLORATION)

Обидов Дилшод Солицонович,

н.и.ц, дотсент, мудири кафедраи назария ва таърихи давлат ва ууцуци ДД^БСТ (Тоцикистон, Хуцанд)

Обидов Дилшод Солижонович,

к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

Obidov Dilshod Solidjonovich,

candidate of juridical sciences, Associate Professor, chief of the department of theory and history of state and law under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand). E-MAIL: ODS-1976@mail.ru

Ключевые слова: ислам, ханафитская школа права, Имам Абуханифа, методология, интерактивность, гипотетичность, этика судейства

В историко-правовом ракурсе подвергнута исследованию система методик первой и при этом одной из основных правовых школ суннитского направления ислама -ханафитской школы права - в деле профессионального воспитания будущих судей-казиев. В данном направлении изучена правовая природа ханафитской школы как школы судебного права, изложены основные методы воспитания будущих судей, разработанные

Имамом Абуханифой (р.а.) - основателем правовой школы ханафизма: методы интерактивности, гипотетичности и индивидуального подхода к профессиональному воспитанию способных и достойных учеников - будущих судей. С учетом данных особенностей определена современная значимость ханафитского учения о судебной власти, обоснована его важность и жизненность в развитии идейных основ судебной власти в жизни человеческого общества, совершенствовании механизмов осуществления правосудия и судебной законности.

Калидвожа^о: ислом, мактаби %уцуции %анафия, методология, суд, судя, цози, фиц%,

цазо, интерактиви, гипотетики, этика, цазоват

Дар мацолаи илми низоми усул%ои яке аз мактаб%ои %уцуции нахустин ва асосии равияи сунни дар ислом - мактаби %уцуции %анафия дар самти тарбияи касбии судя%о-цозщои оянда мавриди тадцици таърихи-%уцуци царор гирифта, дар ин самт табиати %уцуции мактаби %анафи чун мактаби %уцуци суди, усул%ои асосии тарбияи судя%ои оянда, ки аз цониби Имом Абууанифа (р.а.) - асосгузори мактаби %уцуции %анафия та%ия шудаанд, аз цумла, усулуои интерактиви, гипотетики ва усули муносибати касбии шахси нисбат ба тарбияи шогирдони цобилиятдор мавриди омузиш царор гирифтаанд ва дар ин асос а%амияти муосири таълимоти %анафия оид ба уокимияти суди, мууиму уаёти будани он дар ташаккули гоявии фаумиши нацш ва ауамияти уокимияти суди дар цамъияти муосири инсони, рушди механизмуои татбици додраси ва цонунияти суди муайян гардиданд.

Key words: Islam, Khanafite school of law, Imam Abukhanifa, methodology, interactivity,

hypotheticity, ethics of judgment

The system of the methods of the first Khanafite school of law being hitherto one of the major law school of Sunnit streamline of Islam in the cause ofprofessional upbringing offuture judges (kaziys) is under exploration in historical-legal foreshortening. the legal nature of the Khanafite school as that one of forensic law has been studied in the given direction; the basic methods of the upbringing of future judges elaborated by Imam Abukhanifa, a founder of the law school of Khanafism are expounded in the article as follows: methods of interactivity, hypotheticity and individual approach towards professional fostering of capable and worthy students - future judges. With the given peculiarities being taken into consideration contemporary significance of the Khanafite tenet dealing with forensic power is determined; its importance and vitality in the development of ideological grounds offorensic power in the life of human society, improvement of the mechanisms of implementation ofjustice and forensic lawfulness are substantiated.

Сегодня, в условиях доминирования глобализационных процессов, когда является очевидным перенос и распространение культуры и цивилизационных ценностей наиболее развитых государств мира на политическое, экономическое, социальное и правовое пространство других стран, актуальным становится вопрос о защите национальных интересов, специфике выбора цели и обеспечении развития государственности, основанной на национальной самобытности. В этом смысле очень существенное значение имеет сфера права, правовых ценностей и законодательства, которая, с одной стороны,

способна обеспечить развитие государства в русле национальной самобытности, но, с другой, - нуждается в идейном и историко-правовом обогащении своей сущности.

Поэтому сегодня исследователям в Таджикистане следует обратить серьёзное внимание на изучение системы исламского права, которая более тринадцати столетий была тесно связана с жизнедеятельностью народов Центральной Азии. Исламское право с учетом его богатой правовой доктрины, проповедующей необходимость следования принципам справедливости, законности, гуманизма, толерантности, объективности и непредвзятого отношения, может выступить важным историко-правовым фактором при разрешении многих проблем современности, связанных с реализацией ценностей правовой и демократической государственности через призму исторически заложенных национальных интересов.

Исходя из этого, наибольшую актуальность имеет исламская судебная доктрина. Хотя её учение, принципы и нормативные требования возникли в эпоху средневековья, однако весомы в любых исторических условиях, когда дело касается познания сути судебной власти, ее функционального назначения, судебной справедливости и законности, профессиональной личности истинного носителя судебной власти.

Исследование исламской судебной доктрины имеет большую актуальность и в современной действительности, в которой судебной власти отведено особое место.

Следует заметить, что с возникновением исламской религии в начале VII века формируются новые реалии понимания и применения судебной власти, которые были основаны на нормативных положениях Корана и сунны пророка Мухаммада (с).1 В этих классических исламских источниках права наряду с введением нового понимания судебной власти была нормативно обоснована необходимость комплексного методологического подхода к профессиональному воспитанию будущих носителей судебной власти - казиев.

В развитии исламской судебной доктрины решающую роль сыграли исламские школы права, в особенности правовая школа ханафизма, основатель которой, Имам аль-Аъзам Абуханифа (р.а.)2 (699-767 гг. н. э.), смог создать не только отдельную правовую школу, но и школу судебного права, занимавшуюся главным образом воспитанием будущих казиев -судей для работы в обычных и высших судебных инстанциях.

Имам Абуханифа (р.а.) как выдающийся ученый-факих, подобно своим великим наставникам - Имаму Ибрахиму Нахаи (р.а.) (умер в 714 г.), Имаму Хаммаду ибн Абу Сулейману (р.а.) (умер в 739 г.), Имаму аш-Шаъби (р.а.), на глубоко доктринальной основе интересовался многочисленными правосудными проблемами, вынося по ним свои фетвы. Поэтому еще в 30-х годах VIII века, когда он впервые возглавил куфийскую школу права после смерти своего наставника - Имама Хаммада ибн Абу Сулеймана (р.а.), основным контуром деятельности данной школы становится методологическое осмысление

'(с) - салал-Лаху алайхи васаллам (араб. сл.) - «Мир ему и благословение Аллаха». Молитвенная фраза, применяемая исключительно в отношении пророка Мухаммада (с).

2р.а. - рахмату-л-Лохи алайхи (араб. сл.) - «Да смилостивится над ним Аллах». Молитвенная фраза, применяемая в отношении табиунов - последователей сподвижников пророка Мухаммада (с); ат-табаа - табиунов - последователей табиунов и других авторитетных исламских ученых-факихов и богословов постклассической исламской эпохи.

исламской судебной доктрины и воспитание, таким образом, достойных носителей судебной власти.

Имам Абуханифа (р.а.) руководствовался особой методологией познания сути судебной власти, что имело большое влияние на профессиональное воспитание его учеников - будущих казиев. Если посмотреть на профессиональную жизнь Имама Абуха-нифы (р.а.) как великого ученого-факиха, то ему были сделаны самые заманчивые предложения власть предержащими, и в особенности главой мусульманской империи -Арабского халифата - халифом Аль-Мансуром (правил в 754-775 гг.) о том, чтобы он принял судейскую должность. Но каждый раз имам отказывал им, напоминая о том, что судебная власть должна быть абсолютно независимой от кого бы то ни было, даже от власть имущего халифа, с тем чтобы она могла функционировать объективно и выполнять свои задачи только по справедливости и правде. Подобными отказами Имам Абуханифа (р.а.) подтверждал то, что в его эпоху судебная власть еще не достигла высокой степени объективности и была зависима от внешней силы и субъективного влияния. Этими причинами Имам Абуханифа (р.а.) объяснял твердое нежелание занять судейскую должность. При этом факты повторных предложений даже после самых жестких и решительных отказов Имама Абуханифы (р.а.) свидетельствуют о его великой учености в познании сущности судебной власти, большом мастерстве на этом поприще, силе его признанного авторитета в деле истинного следования ценностям правды и справедливости.

Здесь удивительным является то, что Имам Абуханифа (р.а.), отказываясь от принятия должности судьи, в то же время занимался воспитанием будущих казиев-судей в своей правовой школе, которая в значительной мере была судебной школой. Подобная специфика профессиональной деятельности Имама Абуханифы (р.а.), на наш взгляд, требует специального исследования в историко-правовом ракурсе, с тем чтобы выявить причины и мотивы такого отношения Имама Абуханифы (р.а.) к судебной власти.

В правовой школе Имама Абуханифы (р.а.) применялась специальная методология профессионального воспитания будущих носителей судебной власти - казиев. Методология ханафитской школы права по профессиональному воспитанию будущих казиев была основана на судебной доктрине основателя школы - Имама Абуханифы (р.а.). Подобная особенность сопутствовала ханафитской школе права в течение всех эпох ее существования.

При построении методологической концепции профессионального воспитания казиев ханафитская школа права руководствовалась следующими методическими особенностями:

1. Организация и ведение занятий на принципах интерактивности и гипотетичности.

2. Необходимость обеспечения участия в занятиях по фикху и казо авторитетных ученых-факихов и известных казиев.

3. Обязательное следование нормам профессиональной судебной этики.

1. Организация и ведение занятий на принципах интерактивности и гипотетичности. В ханафитской школе права при преподавании основ фикха и казо важное значение придавалось принципам интерактивности и гипотетичности. Автором этих принципов является сам Имам Абуханифа (р.а.), который широко опирался на них при ведении занятий.

Используя принцип интерактивности, Имам Абуханифа (р.а.) вел свои занятия открыто, предоставив ученикам и слушателям возможность свободно излагать свои мнения и позиции по обсуждаемым проблемам права. Об этом один из дошедших до нас рассказов повествует так: «Как-то раз Суфйан бин Уйайна1, проходивший мимо мечети, где находился Абу Ханифа со своими последователями, услышал громкие голоса и сказал: «О Абу Ханифа, это мечеть, и здесь не следует повышать голос», на что имам ответил: «Оставь их, ибо иначе фикх им не постичь» [4, с. 32]. Из содержания данного рассказа можно предположить, что в свое время Имам Абуханифа (р.а.), возможно, был первооткрывателем метода интерактивности при обучении фикху. Об этом свидетельствует поведение известного куфийского ученого Суфйана бин Уйайны (р.а.).

Интерактивный подход при обучении фикху и основам правосудия, таким образом, имел в ханафитской школе права весомое значение, ставя целью активное участие всех присутствующих на занятии при обсуждении поставленной проблемы.

Принцип интерактивности в ханафитской школе права широко практиковался наравне со специфическим принципом гипотетичности, предполагающим частое разрешение на занятиях по фикху и казо еще не возникших в реальной жизни спорных правовых и судебных проблем. Принцип гипотетичности был настолько значим в ханафитской школе права, что ряд исследователей, в частности А.А.Б. Филипс, даже связывают рациональный дух ханафитов с данным принципом [10, с.126-127].

Согласно методологии Имама Абуханифы (р.а.), принцип гипотетичности лежит в основе принципа интерактивности. На основе принципа гипотетичности в ханафитской школе права разрешалось огромное число предполагаемых проблем фикха и казо. По некоторым сведениям, первыми ханафитами в классическую эпоху развития ханафитской школы права таким образом было разрешено более миллиона гипотетических ситуаций правового и судебного значения. Пример разбираемых в ханафитской школе права правовых вопросов гипотетического значения можно увидеть из следующего рассказа, в котором Имам Абуханифа (р.а.) предлагает своему ученику Абу Юсуфу разрешить конкретный гипотетический случай: «Что ты скажешь о белильщике тканей, который сначала не желает признавать, что какая-либо вещь принадлежит другому, а потом приносит отбеленную вещь владельцу и требует плату?». После того, как Абу Юсуф не смог дать ответ по этому случаю, Имам Абуханифа (р.а.) сказал: «Если он отбеливал до отказа, заплатить следует, потому что он отбеливал для владельца, если же он отбеливал после, то платить не следует, потому что он делал это для себя» [4, с. 35].

Необходимо заметить, что в ханафитской школе права метод гипотетичности довольно часто применялся в двух формах: теоретической и практической. С теоретической точки зрения, в процессе обучения основам судейства разрешалось огромное количество теоретически придуманных, предполагаемых юридических казусов. А прикладной, практический характер гипотетического метода обучения был по большей части основан на примерах из профессиональной деятельности основателя школы - Имама Абуханифы (р.а.) в качестве факиха, к которому люди обращались за разрешением

'Суфйан бин Уйайна (ум. в 198 г.х./813 г. н.э.) - авторитетный куфийский учёный-хадисовед. Один из великих наставников Имама Идриса Шафии (767-820) - основателя шафиитской правовой школы в суннитском направлении исламского права.

различных сложных по своему содержанию вопросов. Частое изучение и осмысление подобных прецедентов, в которых можно увидеть остроумный гипотетический талант Имама Абуханифы (р.а.), предполагал комплексное развитие профессиональной личности будущих казиев, в которое должны были входить и высокое духовное и моральное воспитание, и остроумие, и способность выходить из любой ситуации, следование справедливости и правде в любых, даже самых сложных и спорных юридических обстоятельствах. В этой связи можно сослаться на прецеденты, часто встречавшиеся в системе ханафитского обучения правилам фикха и судейства: «Один куфиец, отправляясь в хадж, оставил своему земляку имущество на сохранение. По возвращении из паломничества он попросил вернуть его собственность. Однако тот, божась, стал отрицать факт хранения у него чужого. Паломник пошел за советом к Абу-Ханифе. «Никому не говори о том, что он отказывается», - сказал ему ученый, к которому частенько наведывался нечестный на руку поверенный. И вот однажды, когда Абу-Ханифа и мошенник остались наедине, Имам сказал, немного слукавив: «Определенные люди попросили найти человека, пригодного на должность судьи. Ты хотел бы им стать?» Нечестивец, сильно желавший занять пост судьи, слегка воспротивился. Тогда Абуханифа стал его упрашивать, что лишь усиливало его страсть к вожделенному чину. В этот момент пришел доверитель и по совету Абуханифы спросил своего обидчика: «Ужель ты позабыл о своем достоинстве?». И напомнил, что он некогда оставлял ему свое имущество на сохранение. Дабы не ударить лицом в грязь, тот вернул испрашиваемое имущество в целости и сохранности, после чего снова пришел к Абуханифе в надежде получить судейскую должность. Но Имам снова схитрил. «Я слишком тебя ценю, - сказал он, -поэтому не буду предлагать тебя на такой пост, подожду, когда появится более высокая должность» [1, с. 28]; «Однажды некий военачальник тайком заключил брак с женщиной. Когда же та родила от него, он напрочь отказался и от ребенка, и от жены. Женщина обратилась в суд. - Принеси доказательство заключения брака, - сказал ей городской судья Ибн Абу Ляйла. - Но он женился на мне так, что Бог был моим опекуном, а два ангела -свидетелями, - ответила женщина. - Уходи! - крикнул судья и прогнал ее. Женщина со слезами на глазах пошла к Абуханифе и обо всем рассказала ему. Конечно, ею была грубо нарушена процедура бракосочетания, за такой «брак» судья вообще мог наложить на нее телесное бичевание как на прелюбодейку. Но, с другой стороны, она была не развратницей, а доверчивой жертвой обмана, да еще и с ребенком на руках.

И Абуханифа не мог с этим не считаться. Он успокоил несчастную и научил, как нужно вести себя в суде. «Вернись к Ибн Абу Ляйле и сообщи ему, что принесла нужное доказательство», - сказал он ей и далее поведал необходимый план действий. Следуя ему, женщина вернулась в суд. Как и ожидалось, судья потребовал представить это самое доказательство. В ответ женщина громко взмолилась: «Да исправит Бог судью, который не верит (кафир) моему опекуну и двум моим свидетелям!». Судья побоялся сказать: «Так и есть» и был вынужден признать этот брак, присудить женщине махр и подтвердить отцовство ребенка» [9, с.140-142].

Таким образом, принципы интерактивности и гипотетичности составляли методологическую основу ханафитского понимания сути судейства и судебной власти. Через сущность и содержание данных методик главным образом и велась работа по профессиональному обучению и воспитанию будущих казиев-судей. Данные методики

применялись на всех уровнях подготовки судей, а также при ведении курсов повышения квалификации факихов и казиев.

Ханафитские методики интерактивности и гипотетичности и сегодня могут иметь весомое значение для глубокого осмысления сущности, роли и значения судебной власти в жизни общества. Необходимость их применения и апробирования более всего касается обучения и профессионального воспитания будущих судей. Посредством данных методик могла бы быть успешно проведена работа по воспитанию достойных носителей судебной власти, готовых к трудностям, сложностям и капризам данной профессии.

Необходимо заметить, что широкое апробирование принципов интерактивности и гипотетичности в обучении основам понимания судейства была присуща главным образом ханафитской школе права. Другие исламские школы права в этом направлении более всего основывались на ортодоксальной методике познания судебной власти. В данном направлении особо выделялась маликитская школа права, основатель которой Имам Малик ибн Анас (р.а.) (713-795 гг. н.э.) не признавал гипотетического метода исследования проблем фикха и исходил из необходимости разрешения правовых ситуаций, лишь имеющих место в жизни. Поэтому, когда к Имаму Малику (р.а.) кто-либо обращался с вопросом гипотетического судебно-правового значения, он отвечал: «Лучше спроси о том, что есть, и оставь то, чего нет» [8, с. 82].

2. Необходимость обеспечения участия в занятиях по фикху и казо авторитетных ученых-факихов и известных казиев. Ханафитская школа права вне зависимости от ее комплексной, глубоко доктринальной сущности являлась прежде всего школой судебного права, в которой обучение основам исламского судебного права и фикха велось в трехуровневой форме:

а) обучение основам судейства для работы в обычных судебных инстанциях;

б) обучение основам судейства для работы в верховной судебной инстанции;

в) обучение основам судейства для работы в качестве наставников будущих судей.

При этом ханафитская школа права специализировалась на воспитании ученых-

факихов, а также вела курсы повышения квалификации факихов и казиев [5, с. 125].

Исходя из этого, в ханафитской школе права во времена Имама Абуханифы (р.а.) практически всегда при ведении занятий по основам исламского фикха и казо было необходимо, чтобы в них участвовали все слушатели школы, и в особенности крупные знатоки фикха и авторитетные казии. Это делалось для того, чтобы обеспечить ведение занятий на достаточно высоком научно-прикладном уровне, с тем чтобы были раскрыты и осмыслены все контуры судейской профессии. По этой причине Имам Абуханифа (р.а.) считал необходимым, чтобы на его занятиях присутствовали авторитетные судьи. Он не начинал занятия при их отсутствии, а ждал их, и лишь после того, как они приходили, приступал к исполнению своих обязанностей. Среди таких казиев выделялся Офия ибн Язид, который, будучи учеником Имама Абуханифы (р.а.) и лучшим знатоком его правовой доктрины, считался одним из авторитетных судей своей эпохи [2, с. 303].

Подобный метод профессионального воспитания будущих казиев весьма значим и актуален сегодня, в условиях построения правового государства. Данный метод предполагает, чтобы в процессе обучения и профессионального воспитания будущих юристов для встреч с ними чаще привлекались ведущие специалисты в данной отрасли, чтобы это обучение стало многоаспектным, включающим глубокое теоретическое

понимание сути судейства и особенностей правоприменительной практики в данном направлении.

Содержание данного метода также гласит, что в современных условиях для встреч с будущими юристами должны быть чаще всего приглашаемы авторитетные судьи, которым необходимо вести частые практические занятия с ними. Ибо именно в их профессиональной деятельности проводится комплексный критический анализ имеющих место юридических тяжб с последующим их разрешением.

3. Обязательность следования нормам профессиональной судебной этики.

В системе ханафитской методологии профессионального воспитания молодых судей начиная с эпохи основателя школы - Имама Абуханифы (р.а.) значительное внимание уделялось воспитанию профессиональной личности будущих казиев, всемерного следования ими правилам этико-судебного значения. Сам Имам Абуханифа (р.а.), будучи великим теоретиком судебной власти, связывал осуществление подлинного правосудия и судебной справедливости именно с этим качеством. В этой связи им на основе положений классических источников исламского права - Корана и сунны - были разработаны важнейшие правила-принципы в данном направлении, способствующие укреплению и повышению профессионализма и морального облика носителя судебной власти. Согласно классической ханафитской судебной доктрине, судья обязан знать и соблюдать следующие важнейшие правила профессиональной судебной этики:

1. Судья подобен тонущему человеку, спасением которого может быть только беспристрастность.

2. Судебные функции может осуществлять лишь лицо, имеющее соответствующие знания.

3. При возникновении трудных юридических ситуаций судье следует консультироваться с другими известными учеными-правоведами и казиями.

4. Следует всегда обеспечивать равноправие и справедливость по отношению к обеим сторонами судебной тяжбы, несмотря на то, что один из них богатый или авторитетный, а другой бедный или простой человек.

5. Следует всегда стремиться к обеспечению равенства и справедливости между тяжущимися при их усаживании, в разговорах и беседах с ними.

6. Ни в коем случае не следует допускать ситуацию, при которой богатый и влиятельный человек мог бы, воспользовавшись моментом, извлечь для себя выгоду, что стало бы причиной утери доверия простых людей к судебной власти.

7. Судья должен способствовать тому, чтобы каждый участник судебной тяжбы чувствовал себя уютно и свободно и был далек от стеснения и боязни.

8. Судья должен быть очень деликатным в разговоре с участниками судебной тяжбы.

9. Судья должен предоставить нужное время всем участникам судебной тяжбы, с тем чтобы они могли свободно объяснить цели, связанные с тяжбой.

10. Судье надо своевременно останавливать тяжущихся и других участников судебной тяжбы от изречений и слов, которые не относятся к сути данной тяжбы.

11. Судье запрещается руководить судебным процессом и выносить судебные вердикты в состоянии гнева, истерики, печали, простой физиологической распущенности, голода, чрезмерной сытости, чрезмерной радости и тогда, когда «сердце занято чем-то другим».

12. Судья не должен спешить с разрешением дела и вынесением судебного вердикта в случае, когда сторонами судебной тяжбы выступают родственники. Ибо достижение мира между ними есть наилучшее, чего можно достичь.

13. Судья обязан знать и учитывать, что до тех пор, пока не будут собраны все доказательства и улики, он не вправе выносить вердикт и разрешать тяжбу.

14. Судье запрещается наводить и агитировать свидетелей по тяжбе.

15. В процессе разрешения судебной тяжбы судья не вправе указывать сторонам или свидетелям тяжбы, каким образом они должны действовать.

16. Судья не вправе назначать своих родственников на какие-либо должности в своем ведомстве.

17. Судье строго запрещается принимать какие бы то ни было предложения от людей, связанных с тяжбой.

18. В процессе разрешения судебной тяжбы судья может разговаривать только с людьми, связанными с разрешаемым делом.

19. При ведении дела и разрешении судебной тяжбы судья всегда должен быть далек от неправедности [3, с.31-32].

Таким образом, нормативную основу ханафитской методологии профессионального воспитания будущих судей составляет свод правил, регулирующих вопросы профессиональной этики судейства. Данные правила были разработаны в классическую эпоху развития школы - во время жизни и деятельности Имама Абуханифы (р.а.). Следует заметить, что эти правила по своей сущностной природе были нацелены на профессиональное воспитание будущих молодых судей, проходивших обучение в правовой школе ханафизма. Есть вероятность того, что сам Имам Абуханифа (р.а.) после образования правовой школы долгое время преподавал основы профессиональной этики судейства будущим казиям на основе принципов индивидуального и коллективного обучения. На это указывают оставленные им труды, и в особенности свод его наставлений [6].

Правила профессиональной этики судейства, составляющие один из важнейших пластов ханафитской методологии воспитания будущих судей, достаточно многообразны по своей правовой природе и предназначению. Их можно разделить на теоретико-идейные, прикладные, организационные и другие правила. Все эти правила направлены на воспитание высококвалифицированного судьи-профессионала с глубокими знаниями, достойным нравом и чистым моральным обликом, что немаловажно и для современной действительности.

Подводя итоги проведенного исследования, хотелось бы подчеркнуть, что ханафитская методология профессионального воспитания будущих судей основана на важнейших общечеловеческих правовых принципах, которые не замыкаются только на эпохе средневековья. Данные принципы: беспристрастность, профессиональная ответственность, следование справедливости, всемерное искание правды - очень актуальны и сегодня, в условиях построения правовой, демократической государственности, что говорит о необходимости преемствования важнейших правил из исторически заложенных идейно-правовых традиций и памятников прошлого таджикского народа.

В деле подобной преемственности очень актуален заложенный самим Абуханифой (р.а.) методологический принцип отбора наиболее достойного и способного претендента для изучения фикха и казо. Имам на собственном профессиональном и жизненном

примере показал, как наставнику следует относиться к способным и достойным ученикам, как воспитать их в духе объективности, справедливости и искания правды. В этой связи поучителен пример взаимоотношений Имама Абуханифы (р.а.) с его лучшим учеником Имамом Абу Юсуфом (р.а.), которого он поддерживал материально в течение десяти лет. Сам Имам Абу Юсуф (р.а.) по этому поводу говорил так: «Абуханифа (р.а.) кормил меня и всю мою семью в течение десяти лет, и не встречал я никого, кто имел бы столько достойных качеств» [7, с. 46]. Этим своим достоинством Имам Абуханифа (р.а.) особенно отличался от основателей других исламских школ права. В качестве великого ученого-факиха и педагога-наставника в области осмысления и изучения исламской судебной доктрины, Имам Абуханифа (р.а.) не просто преподавал, а был хорошо знаком с жизнью талантливых учеников, которых он при необходимости всячески поддерживал материально. Сам Имам Абуханифа (р.а.) напоминал, что данной традиции следовали его наставники - классики куфийской школы исламского рационального правопонимания [4, с. 24]. Именно эта традиция Имама Абуханифы (р.а.) и в целом куфийской школы права, основанная на индивидуальном методологическом подходе к воспитанию талантливых учеников, весьма значима в современной действительности. Сейчас очень актуально уделять комплексное внимание воспитанию будущих специалистов в области правосудия и судебной деятельности, да и в других сферах, с тем чтобы действительно достойные личности имели возможность воплотить собственные стремления, навыки и способности в области освоения выбранной профессии - профессии судьи и блюстителя законности.

Список использованной литературы:

1. Абу Абдаллах Хусейн ас-Саймари. Ахбар Аби Ханифа ва асхабихи. - Хайдарабад, 1974 (на араб. яз.).

2. Аллома Шибли ан-Нуъмони. Симои Имоми Аъзам Абуханифа (Личность Имама Аъзама Абуханифы) /Тарц. аз араб. А. Малозои. - Теурон: Турбати Цом, 1384 у. -304 с. (на персид. яз.)

3. Васоёи Имом Абууанифа (Наставления Имама Абуханифы) /Тарцума аз форси А. Хайдарй. - Душанбе, 2007 (на тадж. яз.)

4. Великий имам Абу Ханифа ан-Нуъман (краткое изложение книги Вахби Сулеймана Гавиджи) /Пер. Владимира Абдаллы Нирша. 1-е изд. - М.: Благотворительный фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 2002 - 56 с.

5. Ибн Баззози ал-Кардари. Манокиб-ул-Имом-ил-Аъзам. В 2-х томах. - Т.2. - Бейрут-Лубнон: Дор-ул-китоб-ил-араби, 1401х./1981. - 518 с. (на араб. яз.)

6. Имам Аъзам. Асарлар (Сочинения) /Тарж. араб тилидан А. Бахромов. - Тошкент: Мовароуннаур, 2003. - 132 с. (наузб. яз.)

7. Обидов Д. С. Ханафитская школа права и ее значение в исламском праве суннитского направления. - Худжанд: Государственное издательство имени Рахима Джалила, 2011. - 316 с.

8. Обидов Д.С. Мактабуои ууцуции исломи ва ауамияти онуо дар рушди ууцуци мусулмони (Исламские школы права и их значение в развитии мусульманского права). - Худжанд: Ношир, 2012. - 144 с. (на тадж.яз.)

9. Рустам Батыр. Абуханифа: жизнь и наследие /Под общ. ред. Д.В. Мухетдинова. -Нижний Новгород - Ярославль: ИД «Медина», 2007. - Ч.1. - 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю.Филипс Абу Амина Биляль. Законы жизни мусульман. Эволюция фикха /Пер. с англ. Т.В. Гончаровой. - М.: UMMAH, 2002. - 281 с.

Reference Literature:

1. Abu-Abdallakh Khuseyn as-Samayri. Akhbar Abi Khanifa and his Interlocutors. -Haidarabad, 1974 (in Arabic).

2. Alloma Shibli an-Nugmoni. The Personality of Imam Azam Abukhanifa (translation from Arabic by A. Malozoi) - Tehran: Turbati Jom, 1384, hijra. - 304 pp. (in Persian).

3. Imam Abukhanifa's Edifications // Translated from Farsi by Khaydari. - Dushanbe, 2007. (in Tajik).

4. The Great Imam Abu Khanifa an-Nugman (brief reproduction of Vahbi Suleyman Gavidgi s book) // translation by Vladimir Abdalla Nirsh. The 1-st edition. - M.: Charitable foundation «Ibraghim Bin Abdulaziz al-Ibraghim», 2002. - 56pp. (in Russian)

5. Ibn Bazzozi al-Kardari. The Dignity of ul-Imam-il-Azam. In 2 volumes. - V.2. - Beirut, Lebanon: Dor-ul-kitobil Arabi, 1401 hijra/1981. - 518 pp. (in Arabic)

6. Imam Azam. Compositions. Translation from Arabic by A.Bahromov. - Tashkent: Maverannakhr, 2003. - 132 pp. (in Uzbek)

7. Obidov D.S. Khanafite School of Law and its Importance in the Islamic Law of Sunnit Streamline. - Khujand: State publishing-house named after Rakhim Djalil, 2011. - 316 pp. (in Russia)

8. Obidov D.S. Islamic Schools of Law and their Importance in the Evolution ofMoslemic Law. -Khujand: Publisher, 2012. - 144 pp. (in Tajik)

9. Rustam Batyr. Abu-Khanifa: Life and Heritage // under the general editorship of D.V. Mukhetdinov. - Nizhniy Novgorod - Yaroslavl: «Medina», 2007. - part 1. - 288 pp. (in Russian)

10. Philipps Abu Amina Bilyal. - Laws of Muslims' Life. Evolution offkh // Translation from English into Russian by T. V. Goncharova. - M.: UMMAN. 2002. - 281 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.