Научная статья на тему 'К вопросу шафиитского понимания этики судейства (историко-правовое и теоретическое исследование)'

К вопросу шафиитского понимания этики судейства (историко-правовое и теоретическое исследование) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
296
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ислам / фикх / факих / шафиизм / мазхаб / школа / казий / этика / взятка / подарок / судейство / тяжба / правосудие / справедливость / Islam / fiqh / faqeh / shafeism / mazhab / school / qazi / ethics / bribe / gift / judging / lawsuit / public justice / justice

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Обидов Дилшод Солиджонович

В научной статье подвергнута исследованию проблема шафиитского отношения к понятию и сущности этики судейства, раскрываются особенности поведенческих образцов и категорий судейства через призму правосудной доктрины шафиитской школы права, определены шафиитские стандарты и этические нормы осуществления правосудия и их значение на современном этапе. В рамках цели и задач исследования установлена доктринальная природа шафиитского понимания этики судейства, ее теоретические и прикладные особенности, предпринята сравнительная характеристика позиции шафиитской школы права с другими правовыми школами суннитского течения по ряду важнейших вопросов этики судейства, обобщены полезные уроки анализа шафиитского понимания этики судейства для развития судебной власти в современную эпоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Обидов Дилшод Солиджонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Question of Shiit’s Comprehension of Judging Ethics (historical-legal and theoretical research)

It is subjected to research of the question of shafeit’s concernment to comprehension and essence of judging ethics in the article. It becomes known the peculiarities of behavioral patterns and judging categories in terms of just doctrine of shafiit’s school of law. It is defined the shafiit’s standards and code of ethics in effectuation of justice and their importance at the present stage. Within a matter of purposes and research task, it’s been provided the doctrinal nature of shafiit’s understanding of judging ethics, its theoretical and action-oriented features. It’s been undertaken comparative characteristics of position of shaliit school of law with other schools of law Sunni movements for a score of fundamental questions of judging ethics. It’s been generalized the useful lessons of analysis of shafiit’s comprehension of judging ethics in furtherance of judiciary authority in the modern epoch.

Текст научной работы на тему «К вопросу шафиитского понимания этики судейства (историко-правовое и теоретическое исследование)»

07.00. 10. ТАЪРИХИ ИЛМ ВА ТЕХНИКА

07.00. 10. ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

07.00. 10. THE HISTORY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY

ББК 67.3(2Т) Д.С ОБИДОВ

УДК 34(09J

К ВОПРОСУ ШАФИИТСКОГО ПОНИМАНИЯ ЭТИКИ СУДЕЙСТВА (историко-правовое и теоретическое исследование)

В условиях формирования и развития правового государства важная роль принадлежит судейской власти, которая призвана везде и всегда обеспечивать жизненность и святость таких ценностей, как справедливость, добродетельность и законность.

Сегодня, когда общество так раскрыто и каждый может вполне свободно быть хозяином или рабом каких-либо идей, работа и деятельность судебной власти приобрели очень сложные и обременительные качества, зачастую требующие усиления идейной и моральнопрофессиональной опоры институтов и субъектов осуществления правосудия.

В таких условиях важную позитивную роль могли бы сыграть исторически заложенное идейноправовое наследие народа, под влиянием которого в течение многих веков были воспитаны выдающиеся умы, таланты, и в целом все обычные представители нации.

Применительно к таджикскому народу такую роль в течение более тринадцати столетий играла исламская религия со свойственной ей правовой системой.

Поэтому сейчас исследование идеалов, ценностных принципов и норм исламского права на фоне учений исламских школ права суннитского течения представляется достаточно актуальным в плане нахождения оптимальных путей будущего правового развития страны, достижения качественного обеспечения правопорядка и законности, а также формирования атмосферы высокой профессиональной ответственности и нравственно-правовой культуры работников всех видов и звеньев правоохранительных органов.

В этом смысле, своей достаточной актуальностью выделяется шафиитская школа (мазхаб) права в части ее учений об этике осуществления судейства.

Шафиитская школа права является третьей по важности и историческому формированию школой, или мазхабом, суннитского течения исламского права после правовых школ ханафизма и маликизма.

Следует заметить, что в отечественной, советской и постсоветской юридической литературе внимание ученых к исследованию формирования, понятия и сущности учений шафиитской школы права не велико. При этом в данном направлении можно указать на ряд работ, в частности на труды Л.В.С. Ван Ден Берга (3), А.Г. Холикова (13, 345-368), М.С. Хайдаровой (12, 38-48), в которых предпринято более специализированное исследование указанной проблемы. Хотя и здесь нельзя сказать о наличии в таких работах комплексного подхода к исследованию проблемы.

Таким образом, становится очевидным, что ввиду указанных причин и отсутствия комплексного подхода, современный интерес к шафиитской школе праве, его доктрине и учениям достаточно высок. Подобный высокий уровень актуальности учений шафиитской школы права дает больше всего о себе знать, когда речь идет о шафиитской правосудной доктрине.

Основателем шафиитской школы права является выдающийся ученый-факих и муджтахид, уроженец палестинской Газзы - Абуабдиллах Мухаммад ибн Идрис Шафии Кураши Мотлаби (767-820гг.).

В формировании и развитии шафиитской школы права важнейшая роль принадлежала ее основателю - Имаму Идрису Шафии, его известным ученикам - Абу Яъкубу Бувайти (умер в 231г.х.), Абу Иброхиму Музани (175-264гг.х.), Абу Хафсу Мисри (166-243гг.х.) и другим (8, 87).

Учения шафиитской школы права о судебной власти наряду с другими сферами шафиитских учений отличаются своей наибольшей комплексностью, системным и целенаправленным подходом к пониманию сущности и назначения судебной власти, механизмов и причин формирования состояния правосудной законности и справедливости.

В данном направлении шафиитская школа права главное исследовательское внимание отводит таким составным элементам механизма осуществления судейства, как: 1) понятие и сущность судейства; 2) основные условия приемлемости лица на должность казия; 3) этика судейства; 4)

57

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES» № 3(44) 2015

основные направления деятельности и полномочия казия; 5) иски и доказательства; 6) свидетельство; 7) виды требуемых по суду прав.

По учениям шафиитской школы права в механизме осуществления правосудия весомое значение имеет этика судейства.

Этика судейства по шафиитской правовой школе и доктринам других правовых школ суннитского течения, а именно правовых школ ханафизма, маликизма и ханбализма, совокуплена в понятии «одоб-ул-казо» (буквально - поведение в судействе).

Данной проблеме самое пристальное внимание обращали и другие правовые школы суннитского течения. Более того, в учениях ханафитской школы права этика судейства занимает чуть ли не весь теоретико-правовой фон осмысления судебной власти.

Этика судейства, в представлениях авторитетных исламских факихов, состоит из совокупности поведенческих нормативов, которыми казий должен руководствоваться при осуществлении своей судебной деятельности (10, 624).

Судебная этика направлена на повышение уровня профессиональной личности казия, формирование его способности объективно и точно определить момент истины в каждой судебной тяжбе.

Необходимо отметить, что проблема этики судейства не является плодом творческих изысканий шафиитской школы права и других правовых школ. Она имеет достаточно долгую историю своего возникновения и связана с правосудной традицией Пророка (с), праведных халифов и сподвижников. В этом русле достаточно вспомнить отдельные примеры обучения Пророком (с) искусству судейства своих сподвижников, в частности, Али ибн Абу Талиба (р) (4, 453), Муаза ибн Джабаля (р) (5, 11-12) и других, а также письмо второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба (р) своему наместнику Абу Мусе аль-Ашъари (р) о правилах осуществления судейства.(2, 260-262)

Шафиитское понимание этики судейства достаточно пространно и занимает все контуры профессиональной деятельности казия.

Весь комплекс шафиитских правил об этике судейства можно сгруппировать в следующие отдельные категории, исходя из преследуемых в таких правилах целей:

1. Этика организации проведения судебной тяжбы.

2. Этика процедуры рассмотрения судебной тяжбы.

3. Этика подготовки к вынесению правосудного вердикта.

1. Этика организации проведения судебной тяжбы. Правила поведения в данной части занимают первостепенную роль в деле эффективного и быстрого достижения правосудия по каким-либо тяжбам.

Согласно шафиитскому пониманию очень важно и необходимо, чтобы место осуществления судейства находилось в центре города на видном месте, с тем чтобы туда могли легко найти дорогу все люди. Шафииты, и в частности основатель школы - Имам Шафии (р.а.), не приемлют, чтобы казий разбирал тяжбы в мечети.(7, 198) Согласно доводам шафиитских факихов судебная тяжба не лишена раздора и ссор, повышения голосов, явки неверующих, психически больных, женщин, находящихся в менструальном состоянии. Поэтому нельзя все это допустить в мечети. Правоисточником таких суждений шафиитов явно выступает рациональное суждение в форме кияса, ибо шафиитская школа права не приводит по данной проблеме какие-либо точные аргументы из Корана, правосудной традиции Пророка (с), праведных халифов и сподвижников.

По этому вопросу другие правовые школы, в частности, маликитская и ханбалитская школы права, занимают противоположную позицию и считают дозволенным судейство казия в мечети. В этом они опираются на правосудную традицию Пророка (с) и его сподвижников.

В части организационных правил этикета судейства шафиитская школа права рекомендует, чтобы казий организовал судопроизводство в достаточно просторном и известном месте, месте, которое должно быть по всем параметрам комфортным. Такое место не должно быть жарким, прохладным, пыльным и стесненным в пространстве.

Шафиитская школа права также не рекомендует казию, чтобы тот брал охранника на место своей постоянной работы. Ибо такой охранник может создать преграду людям, нуждающимся в срочной судейской защите (11, 533).

2. Этика процедуры рассмотрения судебной тяжбы. Свод этических правил осуществления судейства в части процедуры рассмотрения судебной тяжбы занимает центральное место в системе шафиитских учений об этике судейства. Шафиитские факихи придают этому особое значение. Более того, еще в свое время данный вопрос был предметом пристального изучения Пророка (с) и его сподвижников.

58

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES» № 3(44) 2015

Ввиду подобной особенности шафиитская школа права достаточно серьезно подходит к разъяснению его сущности.

В данном направлении казию строго вменяется в обязанность, чтобы он всячески соблюдал равноправие участников судебной тяжбы по таким линиям: 1) в месте усаживания; 2) в разговоре и беседах со сторонами процесса; 3) в подаваемых знаках.

Все это делается для того, чтобы отразить в процессе действительную жизненность судебной справедливости, олицетворителем которой всегда должен выступить казий.

Казий должен всячески способствовать соблюдению равноправия сторон. Он должен делать все, что от него зависит. Исходя из этого, шафииты требуют, чтобы казий обратил свое внимание даже на самые незначительные, на первый взгляд, аспекты. Например, в общении со сторонами тяжбы он должен одинаково поздороваться с ними обеими, одинаково смотреть на них, разговаривать с ними на одном тоне голоса и т.д.

Все это говорит о том, что казий должен быть мастером своего дела и очень большим психологом.

В целях недопущения судебной смуты и несправедливости казию строго запрещаются такие действия: а) вести тайную беседу с одной из сторон тяжбы, сюда входят также тайные слова; б) обучение одной из сторон его доказательствам и их представлению; в) наведение одной из сторон на путь доказывания правоты его интересов (11, 534).

Таким образом, казий, как только начинатся разбор судебной тяжбы, должен всячески способствовать тому, чтобы стороны тяжбы (истец (муддаъи) и ответчик (муддаоалайх)) почувствовали свое равноправие, атмосферу справедливости и добродетели на месте, где разбирается тяжба, и чтоб они всячески испытали на себе правосудный дух казия. Подобное стечение правил судейства свидетельствует в пользу того, что правосудие и осуществление подлинной судебной справедливости в большей мере зависят от того, насколько объективно, чистоплотно и правдиво относится казий к сторонам судебной тяжбы. Ведь именно поэтому шафиитская школа права рекомендует казию, чтобы тот, в первую очередь, в своих взглядах, улыбке, сведении бровями был одинаково справедлив к обоим сторонам тяжбы (11, 534). Это необходимо и обязательно для казия потому, чтобы каждая сторона тяжбы в глубине своей души, в своем собственном внутреннем мире почувствовала комфорт и доброе отношение от справедливого духа казия и ни одна из них не отчаялась в объективности профессиональной деятельности казия.

Необходимо подчеркнуть, что все эти правила судебного этикета процессуального значения шафииты основывают на классическом исламском принципе справедливости (адл), предписанном и широко пропагандируемом в Коране (6, 113).

3. Этика судейства в части подготовки к вынесению правосудного вердикта. Шафиитская школа права в большей мере ассоциирует данный свод этических правил судейства с принципами материального соответствия казия своей должности. Исходя из этого, шафиитские факихи требуют, чтобы казий был очень строг и неприязнен к таким недугам, как получение взятки (ришва), а также получение подарка (хадя) в связи с его служебной деятельностью.

Как отмечает известный шафиитский факих Такиюддин Абубакр аш-Шафии (IX в.х.), нет сомнения в том, что взятка (ришва) является недозволенной (харом), ибо взяткополучение подобно съедению имущества людей недозволенным способом.(11, 534)

Шафиитские предписания в части строгой недозволенности получения казиями взятки основаны на Коране (6, 42) и на правосудной традиции Пророка (с), в частности на нормах такого хадиса: «Передается со слов Абдуллаха ибн Амра (р), который сказал: «Пророк (с) проклял взяткодателя (роши) и взяткополучателя (мурташи)»» (1, № 3580, 433).

Шафиитская школа права отождествляет подарок (хадя), полученный казием по поводу занимаемой им должности, с взяткой. Исходя из этого, судьям вменяется в обязанность, чтобы они закрыли для себя дверь получения подарков.

С другой стороны, шафииты не против того, чтобы казий получил подарок не по причине занимаемой им должности. Это относится к тем случаям, когда имеет место давняя привычка какого-то человека дарить казию подарки. При этом такой человек должен быть свободным от наличия какой-либо тяжбы и объем его подарка не должен превышать объем прежних подарков, даваемых им по привычке. После получения подобного подарка казий даже не должен идти к таким людям в гости, что рассматривается как выход за пределы получения подарка по привычке.

Шафииты также особо подчеркивают, чтобы казий ни в коем случае не брал подарки от своих коллег и подчиненных по работе, если, конечно, это не их давняя привычка.(11, 535)

Таким образом, игнорируя материальные недуги на пути своей профессиональной деятельности, казий должен быть всемерно готовым к вынесению правосудного вердикта.

59

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 3(44)2015

Учитывая подобные особенности подготовки профессиональной личности казия, шафиитская школа права также напоминает о том, что в деятельности казия по вынесению правосудного вердикта весьма важная и определяющая роль принадлежит его морально-психологической и физиологической подготовке.

По данной проблеме, шафииты, прежде всего, устанавливают, что казию запрещается заниматься правосудием в состоянии гнева. Это классическое исламское правило, которому обязательно следуют все исламские школы права, в том числе шафиитская. Нормативной правоосновой учений шафиизма в данной части является такой хадис: «Сообщается, что Абу Бакра (Нуфай бин Каляда), да будет доволен им Аллах, сказал: - Я слышал, как пророк, (с), сказал: «Пусть судья, охваченный гневом, ни в коем случае не (пытается) рассудить между собой двоих» (9, № 1820 (7158), 406).

На основе кияса, определяемого по хадису состояния гнева с другими состояниями, шафиитская школа права также не рекомендует казию, чтобы тот занимался судейством в таких случаях: когда он голоден, когда испытывает жажду, когда он лишен сна, когда печалится и грустит, когда чрезмерно рад, когда болен, когда имеется надобность спустить естественные нужды, в состоянии дремоты, в состоянии чрезмерного холода и жары. (11, 535)

Здесь логика учений шафиитской школы права сводится к тому, что во всех этих состояниях ум, психология, а также телесное и физиологическое бытие казия не готовы к тому, чтобы казий был справедливым по отношению к разрешению тяжбы. Ибо все эти чувства и состояния заняты чем-то другим.

Таким образом, исследование отношения шафиитской школы права к проблеме понятия и сущности этики судейства позволило нам сделать такие выводы:

1. Изучив шафиитское понимание этики судейства, мы не претендуем на то, что наше исследование, являясь комплексным, охватывает все контуры и направления отношения шафиитской школы права к данной проблеме. Поистине, это достаточно широкий и пространный фон, который нельзя уместить в объеме одной научной статьи. Это говорит о том, что данная проблема нуждается в глубоко доктринальном исследовании.

2. Учение шафиитской школы права об этике судейства касается всех аспектов судебной тяжбы, начиная с момента обращения сторон (хусум) к казию и кончая вынесением казием судебного вердикта. Через призму этических правил судейства шафиитские факихи проводят критический анализ всего хода судебной тяжбы, с тем чтобы казий всегда мог сохранить свой объективный профессиональный дух, не впадал в противоречие с истиной и был готов бороться с неправдой.

3. Шафиитский подход к этике судейства относится ко всем видам судебной тяжбы. В таком русле на первом месте стоят тяжбы имущественного значения, затем тяжбы, касающиеся бракоразвода, определения родовой принадлежности, наследования, дела, связанные с совершением преступлений категорий хадд и кисас.

4. Учения шафиитской школы права об этике судейства достаточно актуальны на современном этапе в плане борьбы с коррумпированностью и бюрократичностью чиновников государственной власти, в особенности тех, кто полномочен бороться с правонарушениями и осуществить правосудие. В таком значении были бы сегодня очень полезны идеи шафиитов о необходимости формирования критического отношения казия к недугу взяткополучения, идеи, касающиеся отождествления подарков, получаемых по службе, с взяткой, идея религиозной сущности недозволенности (харом) взятки и подарка по службе, идея о том, что казий всегда должен обеспечивать равноправие всех людей, обратившихся к нему со своими тяжбами, идея превосходства справедливости казия над его вожделениями и т.д.

5. На наш взгляд, если, исходя из современных реалий, вникнуть в сущность шафиитского понимания этики судейства, то невольно человек задумается о том, что наверняка шафиитская школа права создала для себя идеал справедливого судьи со всеми присущими ему тонкостями осуществления правосудия, которые в действительной жизни недосягаемы и не могут иметь место. Но это не так. Ибо нормативные идеалы шафиитов в этой части были сформированы на основе их восхищения от изучения правосудной деятельности Пророка (с), праведных халифов, сподвижников, в частности Али ибн Абу Талиба (р), Муаза ибн Джабаля (р), Убайда ибн Кааба (р), Зайда ибн Сабита (р), Абу Муса аль-Ашъари (р), Абдуллаха ибн Масъуда (р), Кааба ибн Сивара (р) и других сподвижников, а также авторитетных судей среди табиунов - Казий Шурейха (р.а.), Имама Хасана Басри (р.а.), Ибн Абу Лейлы (р.а.) и др. Поэтому нашим судьям, работникам правоохранительных органов и в целом чиновникам государственной власти есть чему поучиться в данном направлении.

60

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 3(44) 2015

Примечание:

(с) - салаллаху алайхи вассалам (мир ему и благословение Аллаха)

(р) - разияллаху анхум (да будет доволен им Аллах)

(р.а.) - рахматуллахи алайх (да смилостивится над ним Аллах)

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абе Довуд Сулаймон ибну Ашъас ибну Исхок ибну Башир ибну Шаддод ибну Амр ал-Азади ас-Сиджистони. Сунану Аби Довуд (Сборник сунн Пророка (с), изложенных Аби Довудом) /Под исслед. Ш.Арнауда. - 1-е изд. - В 7-и томах. - Т.5. - Бейрут-Лубнон: Дор-ар-рисола ал оламия, 1430х./2009. - № 3580. - 662с.

2. ас-Салляби, Али Мухаммад. Умар ибн аль-Хаттаб. Второй праведный халиф /Пер. с араб., прим., комм. Е. Сорокоумовой. - М.: Умма, 2011. - 496с.

3. Ван ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии: (пер. с гол.) /Л.В.С. Ван ден Берг; Предисл. Л.Р. Сюкияйнена. - М.: Наталис-Рипол Классик, 2006. - 240с.

4. Иброхим, ибн Мухаммад Завён. Манор-ус-сабил фи шархи далел (Дорога в направлении светила) / И.М. Завён. - 7-изд. - в 2-х томах. - Т.2. - Неджд: Мактаба ислами, (б.г.и.). - 522с.

5. Керимов, Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности / Г.М. Керимов. - Спб.: Диля, 2007. - 512 с.

6. Коран /Перевод смыслов Э.Р. Кулиева. - Издание пятое, исправленное и дополненное. - М.: Издательский дом «УММА», 2004. - 688с.

7. Мухаммад, ибн Идрис Шафии Аби Абдиллах. Ал-Умм (Основа). - 2-е изд. - В 8 томах. - Т.6. -Бейрут-Лубнон: Дор-ул-маърифа, 1393х. - 259с.

8. Обидов, Д.С. Исламские школы права и их значение в развитии мусульманского права / Д.С. Обидов. - Худжанд: Ношир, 2012. - 144 с.

9. Сахих аль-Бухари (Краткое изложение). - 1-ое изд. - T.II /Составил Имам Абу-ль-Аббас Ахмад бин Абд ал-Латиф аз-Зубайди (812-893гг.х.) /Перевод с арабского, примечания и указатели к.ф.н. В.А. Нирша. - М.: Благотворительный Фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 2002. - 471с.

10. Солех ибн Фавзон ибн Абдиллах ал-Фавзон. Ал-мулаххас-ул фикхи (Кратко изложенный фикх). - 1-е изд. - В 2-х томах. - Т.2. - Ар-Риёз: Дор-ул-осима, 1423х. - 667с.

11. Такиюддин Абубакр аш-Шафии. Кифоят-ул-ахёр (Достаточный для благочестивых людей). -Мансура-Египет: Мактаба Имон, 1417х./1996. - 568с.

12. Хайдарова, М.С. Основные направления и школы мусульманского права /Мусульманское право (структура и основные институты) / М.С. Хайдарова. - М., 1984. - С.38-48.

13. Холиков, А. Исламское право / А.Холиков. - Душанбе: ЭР-граф, 2010. - 476 с.

REFERENCES:

1. Abu Davud Sulaimon ibn Ash’as ibn Ishaq ibn Bashir ibn Shaddad ibn al-Amr al-Azadi as-Sijistani. Sunan Abi Davud (The Collection of Sunah of Prophet (p.b.h.), stated by Abi Davud)/Researched by Sh. Arnaud. - 1st Ed. - In 7 Vol. -V.5.- Beirut-Lebanon: Dar-ar-risala al-alamiya, 1430h/2009.-№3580.-

662p.

2. as-Salyabi, Ali Muhammad. Umar ibn al-Khattab. The Second Rashidun/Trans. from Arabic, notes, commentaries by E. Sorokoumov. - Moscow: Umma, 2011. - 496 p.

3. Van den Berg L.V.S. The Basic Principles of Islamic Law according to Studies of Imam Abu Khanifa and Shafe’ (trans. from Dutch)/L.B.S. Van den Berg; Preface by L.R. Sukuyanehn. Moscow: Nathalis-Ripol Classic, 2006. - 240p.

4. Ibrahim, ibn Muhammad Zavyan. Manar-us-sabil fi sharhi dalel (Path to the Light Direction)/I.M.Zavyan. - 7th Ed. - In 2 Vol. - V.2. - Najd: Maktab Islam. - 522 p.

5. Koran/Notional Translation by E.R.Kulieva. 5th Ed., Edited and Amended. - Moscow: Publishing House “UMMA”, 2004. - 688 p.

6. Muhammad, ibn Idris Shafe’ ibn Abi Abdullah. al-Umma (Foundation). - 2nd. In 8 Vol. - V.6. - Beirut-Lebanon: Dar-al-ma’rifa, 1393h. - 144 p.

7. Obidov, D.S. Islamic Schools of Law and Their Role on the move of Islamic Right/D.S. Obidov. -Khujand: Noshir, 2012. - 144 p.

8. Saheh al-Bukhari (Brief Summary). - 1st Ed. V.II/Compiled by Imam Abulabbas Ahmad ibn Abdullatif az-Zubaidi (812-893s h.)/Trans. from Arab., notes and Appendix by Cand.of Phil. Scie. B.A. Nirsha. - Moscow: Welfare Funds “Ibrahim ibn Abdulaziz al-Ibrahim”, 2002. - 471 p.

61

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES» № 3(44) 2015

9. Saleh ibn Fawzan ibn Abdullah al-Fawzan. al-Mulakhas al-Fiqh (Brief Stated Fiqh). 1st Ed. In 2 Vol. -V.2. - ar-Riyath: Dar al-asima, 1423h. - 667 p.

10. Taqiyuddin Abubakr ash-Shafe’. Kifayat al-ahyar. (Adequate for God-Fearing People). - Mansur-Egypt: Maktab Iman, 1417h./1996. - 568 p.

11. Haidarova, M.S. The Basic Directions and the Schools of Islamic Law/Islamic Law (structure and the main institutions)/M.S. Haidarova. Moscow, 1984. - P. 38-48.

12. Kholiqov, A. Islamic Right/A. Kholiqov. - Dushanbe: ER-graph, 2010. - 476 p.

К вопросу шафиитского понимания этики судейства (историко-правовое и теоретическое исследование)

Ключевые слова: Ислам, фикх, факих, шафиизм, мазхаб, школа, казий, этика, взятка, подарок, судейство, тяжба, правосудие, справедливость.

В научной статье подвергнута исследованию проблема шафиитского отношения к понятию и сущности этики судейства, раскрываются особенности поведенческих образцов и категорий судейства через призму правосудной доктрины шафиитской школы права, определены шафиитские стандарты и этические нормы осуществления правосудия и их значение на современном этапе. В рамках цели и задач исследования установлена доктринальная природа шафиитского понимания этики судейства, ее теоретические и прикладные особенности, предпринята сравнительная характеристика позиции шафиитской школы права с другими правовыми школами суннитского течения по ряду важнейших вопросов этики судейства, обобщены полезные уроки анализа шафиитского понимания этики судейства для развития судебной власти в современную эпоху.

On the Question of Shiit’s Comprehension of Judging Ethics (historical-legal and theoretical research)

Keywords: Islam, fiqh, faqeh, shafeism, mazhab, school, qazi, ethics, bribe, gift, judging, lawsuit,

public justice, justice

It is subjected to research of the question of shafeit’s concernment to comprehension and essence of judging ethics in the article. It becomes known the peculiarities of behavioral patterns and judging categories in terms of just doctrine of shafiit’s school of law. It is defined the shafiit’s standards and code of ethics in effectuation of justice and their importance at the present stage.

Within a matter of purposes and research task, it’s been provided the doctrinal nature of shafiit’s understanding of judging ethics, its theoretical and action-oriented features. It’s been undertaken comparative characteristics of position of shaliit school of law with other schools of law Sunni movements for a score of fundamental questions of judging ethics. It’s been generalized the useful lessons of analysis of shafiit’s comprehension of judging ethics in furtherance of judiciary authority in the modern epoch.

Сведения об авторе:

Обидов Дилшод Солиджонович, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail:ODS-1976@mail.ru

Information about the author:

Obidov Dilshod Solijonovich, Candidate of science in Law, Associate Professor, the head of the department of the theory and history of state and law at the faculty of Tajik State University of Law, Business and Politics (Republic of Tajikistan, Khujand). E-mail: ODS-1976@mail.ru

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.