Научная статья на тему 'Некоторые особенности судебного учения и правосудных традиций праведного халифа Усмана (историко-правовое и теоретическое исследование)'

Некоторые особенности судебного учения и правосудных традиций праведного халифа Усмана (историко-правовое и теоретическое исследование) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
297
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / ПРАВЕДНЫЕ ХАЛИФЫ / СУДЕБНОЕ УЧЕНИЕ / ПРАВОСУДНЫЕ ТРАДИЦИИ / КАЗИЙ / НАМЕСТНИК / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ISLAM / JURIDICAL POWER / RIGHTEOUS CALIPHS / JURIDICAL TENET / JURIDICAL TRADITIONS / KAZI / GOVERNOR-GENERAL / JUSTICE / ИСЛОМ / ҳОКИМИЯТИ СУДӣ / ХУЛАФОИ РОШИДИН / ТАЪЛИМОТИ СУДӣ / АНЪАНАҳОИ АДОЛАТИ СУДӣ / ЦОЗӣ / ВОЛ / АДОЛАТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Обидов Дилшод Солиджонович

Проведён анализ особенностей судебного учения и правосудных традиций третьего праведного халифа Усмана ибн аль-Аффана одной из величайших личностей в истории государства и права раннесредневекового ислама. Изучено его формирование и развитие как сподвижника пророка Мухаммада, профессионального ученого-факиха и теоретика судейства казо. Показана его деятельность как судьи и главы судебной власти, осмыслены источники, методы, характерные черты и основные положения судебной доктрины и правосудной традиции праведного халифа Усмана. Рассмотрена специфика судебной системы той эпохи, определены основные субъекты-носители судебной власти через сравнительный анализ положения судей-казиев и наместников в действовавшей судебной системе. Раскрыты основные формы выражения учения праведного халифа Усмана о судебной власти, правосудии и судебной законности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Peculiarities of Juridical Tenet and Juridical Traditions of Righteous Caliph Usman (Historical-Legal and Theoretical Research)

In the research article the distinctive features of the juridical tenet and juridical traditions of one of the greatest personalities in the history of state and law of early medieval Islam the third righteous caliph Usman ibn al-Affan are analyzed as well as the formation and development of his evolution as associate, scientist-fakih and theorititian of kazzo, the science of judgement. Resources, methods, characteristic features and main regulations of juridical doctrine and juridical traditions of righteous caliph Usman are grasped in the article. His activities as a judge and head of forensic power are presented. The character of organization and activity of court system of that era are considered, the main subjects-bearers of juridical power in the light of comparative analysis of the positions of judges-kazis and governors-generals in the court system that functioned at that time are canvassed. The principal forms of righteous caliph Usman's tenet concerned with forensic power, law administering and juridical legitimacy are disclosed.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности судебного учения и правосудных традиций праведного халифа Усмана (историко-правовое и теоретическое исследование)»

12 00 00 ХУКУКШИНОСЙ 12 00 00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12 00 00 LAW SCIENCES

12 00 01 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ

УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ 12 00 01 THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW; HISTORY OF TENETS RELATED TO STATE AND LAW

ББК 67.3 (5Т) УДК 34 (09)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО УЧЕНИЯ И ПРАВОСУДНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВЕДНОГО ХАЛИФА УСМАНА (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ)

БАЪЗЕ ХУСУСИЯТХОИ ТАЪЛИМОТИ СУДИ ВА АНЪАНАХОИ АДОЛАТИ СУДИИ ХАЛИФА УСМОН (ТАДЦИЦИ ТАЪРИХИЮ Х,УЦУЦИ

ВА НАЗАРИЯВИ)

SOME PECULIARITIES OF JURIDICAL TENETAND JURIDICAL TRADITIONS OF RIGHTEOUS CALIPH USMAN (HISTORICAL-LEGAL AND THEORETICAL RESEARCH)

Обидов Дилшод Солиджонович,

к. ю. н., доцент, завкафедрой теории и истории государства и права ТГУПБП (Худжанд, Таджикистан)

Обидов Дилшод Солиджонович,

н.и.%., мудири кафедраи назария ва таърихи давлат ва ^уцуци ДДХ,БСТ (Тоцикистон, Хуцанд)

Obidov Dilshod Solidjonovich,

candidate of juridical sciences, Associate Professor, chief of the department of theory and history of state and law under TSULBP (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]

Ключевые слова: ислам, судебная власть, праведные халифы, судебное учение, правосудные традиции, казий, наместник, справедливость

Проведён анализ особенностей судебного учения и правосудных традиций третьего праведного халифа Усмана ибн аль-Аффана - одной из величайших личностей в истории государства и права раннесредневекового ислама. Изучено его формирование и развитие как сподвижника пророка Мухаммада, профессионального ученого-факиха и теоретика судейства - казо. Показана его деятельность как судьи и главы судебной власти, осмыслены источники, методы, характерные черты и основные положения судебной доктрины и правосудной традиции праведного халифа Усмана. Рассмотрена специфика

судебной системы той эпохи, определены основные субъекты-носители судебной власти через сравнительный анализ положения судей-казиев и наместников в действовавшей судебной системе. Раскрыты основные формы выражения учения праведного халифа Усмана о судебной власти, правосудии и судебной законности.

Калидвожа^о: ислом, уокимияти суди, хулафои рошидин, таълимоти суди, анъанауои адолати суди, цози, воли, адолат

Хусусиятуои таълимоти суди ва анъанауои адолати судии яке аз шахсиятуои бузург дар таърихи давлат ва ууцуци исломи ауди аввали асруои миёна - халифаи сеюм аз хулафои рошидин Усмон ибн ал-Аффон мавриди таулил царор гирифтааст. Ташаккул ва рушди шахсияти у уамчун сауоба, олими фицуу цазо барраси гардидааст. Фаъолияти у ба уайси цози ва роубари уокимияти суди мавриди омузиш царор гирифтааст. Сарчашмауо, усулуо, вижагиуо ва цанбауои аслии доктринаи суди ва анъанауои татбици адолати судии халифа Усмон нишон дода шудаанд. Махсусияти низоми судии он давра тадциц гардида, мавцеи суъектон - соуибони асосии уокимияти суди тавассути таулили циёсии вазъияти цозиуо ва волиуо дар низоми судии амалкунанда муайян карда шудаанд. Шаклуои асосии ифодаи таълимоти халифа Усмон дар бораи уокимияти суди, адолат ва цонунияти суди инъикос ёфтаанд.

Key words: Islam, juridical power, righteous caliphs, juridical tenet, juridical traditions, kazi,

governor-general, justice

In the research article the distinctive features of the juridical tenet and juridical traditions of one of the greatest personalities in the history of state and law of early medieval Islam - the third righteous caliph Usman ibn al-Affan are analyzed as well as the formation and development of his evolution as associate, scientist-fakih and theorititian of kazzo, the science of judgement. Resources, methods, characteristic features and main regulations of juridical doctrine and juridical traditions of righteous caliph Usman are grasped in the article. His activities as a judge and head of forensic power are presented. The character of organization and activity of court system of that era are considered, the main subjects-bearers of juridical power in the light of comparative analysis of the positions of judges-kazis and governors-generals in the court system that functioned at that time are canvassed. The principal forms of righteous caliph Usman's tenet concerned with forensic power, law administering and juridical legitimacy are disclosed.

Современный этап развития страны согласно конституционно установленным целям о создании правовой, демократической государственности [5] во многом актуализирует исследование историко-правовых достижений прошлого. Это очень важно с точки зрения огромного влияния глобализационных процессов на современный мир, когда посредством технического прогресса информация, культура, образ жизни и мышления стали существенными средствами давления на жизнь и самобытность развивающихся стран. В подобных условиях величие исторически заложенных идейных и культурных сокровищ народа играет значительную роль в формировании, сохранении и развитии особой модели правового, демократического государства, основанного на национальной самобытности народа.

В этой связи Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон отмечает следующее: «Таджикская нация имеет древние традиции и богатую культуру и внесла достойный вклад в мировую цивилизацию» [6].

В свете сказанного, одну из важнейших страниц прошлого историко-правового развития таджикского народа, его культурную самобытность составляет исламская правовая цивилизация, которая уже более 1350 лет связана с судьбой нации и прошла вместе с ней многие исторические испытания.

Поэтому на современном этапе может быть очень актуальным исследование правовых ценностей и традиций ислама, в особенности тех, которые способствуют развитию отдельных механизмов правовой государственности. Здесь прежде всего речь может идти об исламской судебной доктрине и правосудных традициях, сущность которых пропитана идеей необходимости обеспечения независимости судебной власти, ее укрепления, обеспечения прозрачности и объективности деятельности носителей судебной власти. Сказанное свидетельствует о большом значении изучения проблемы судебной власти в исламе.

Следует заметить, что золотой вехой в развитии исламских представлений о судебной власти и исламских правосудных традиций выступает период исламского классицизма. Это эпоха жизни и деятельности пророка Мухаммада, а также время правления выдающихся сподвижников пророка - четырех праведных халифов: Абубакра, Умара, Усмана и Али, которые внесли весьма существенный вклад в развитие теории и практики судебной власти. Пророк Мухаммад, будучи первым судьей и арбитром в истории ислама, обучал сподвижников делу судейства и истинным правосудным традициям. В этом направлении среди известных сподвижников выделялись будущие праведные халифы Абубакр, Умар, Усман и Али, которые, каждый в свой период правления Арабской мусульманской империей, проявляли мастерство и способности в организации деятельности судебной власти. Некоторые из них, в частности Умар и Али, будучи известными судьями, еще при жизни пророка практиковали судейское поприще в столице государства - городе Медине или в отдельных городах и провинциях Арабского халифата. Например, Али ибн Абу Талиб, самый молодой судья, получивший образование и профессиональное воспитание в судебной школе пророка Мухаммада, долгие годы был казием в одной из сложных по этническому составу провинций халифата - Йемене, который был населен преимущественно иудейскими племенами.

В отличие от Умара и Али, Абубакр и Усман более всего занимались проведением в жизнь классического исламского судебного учения и правосудных традиций, уже будучи в должности халифа государства.

Необходимо заметить, что деятельность и судебное учение каждого праведного халифа по осуществлению правосудия обладали собственной спецификой.

В связи с этим можно отметить роль третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана ибн Абила Оса ибн Умаййи (575-656), который, будучи халифом в 644-656 гг., осуществлял управление Арабским халифатом. Период его правления считается одной из ярких страниц в развитии ранней исламской государственности и укреплении мусульманских государственных институтов [10].

Согласно сведениям исторических исламских источников, Усман, будучи накануне принятия ислама человеком богатым, рожденным и воспитанным в благонравной семье, был известен своими достойными качествами и талантом в поисках правды,

справедливости и в стремлении к отделению правды от лжи. Очень рано сам Абубакр говорил Усману о наличии в нем таких качеств, когда тот заинтересовался познанием сущности новой религии, проповедуемой пророком Мухаммадом. В частности, Абубакр говорил ему: «Ты являешься умным человеком, и отделение правды от лжи для тебя не составляет труда» [9, с.12].

Исходя из подобных профессиональных черт Усмана, можно предположить, что он, накануне зарождения ислама в эпоху арабского невежества (джохилия), как авторитетный в его роде и племени человек, возможно, при необходимости исполнял функцию третейского судьи - хакама, как это делал в свое время и Умар ибн аль-Хаттаб. Однако конкретных исторических сведений, свидетельствующих об этом, мы не смогли найти, хотя образ жизни Усмана, его авторитет и знания в области обычного права той эпохи позволяют предположить, что люди, симпатизировавшие Усману, обращались к нему со своими тяжбами. Ведь, как известно, в эпоху невежества не существовало судебных органов государственного значения и все тяжбы и распри рассматривались и разрешались третейскими судами хакамов по выбору сторон тяжбы.

Усман, будучи на пять лет моложе пророка, одним из первых в 610 году принимает ислам на раннем этапе его распространения. После этого события Усман, будучи зятем пророка и его близким соратником, в течение более чем 20 лет воспитывался в религиозно-правовой и судебной школе пророка. Под его влиянием у Усмана «появилось новое отношение к мирозданию, новое понимание себя, своего нафса - невоспитанного, греховного начала в человеке» [7, с. 32].

Однако в полной мере Усман реализовал своё учение и способности по осуществлению правосудия уже в последующую эпоху - в период управления Арабским халифатом.

Судебное учение праведного халифа Усмана, избранного на должность халифа единым консенсусом - иджмой совета великих сподвижников в 644 году, после смерти второго праведного халифа Умара, основывалось на положениях исламских классических правовых источников - Коране, Сунне, правосудных традициях пророка Мухаммада, а также на судебном учении праведных халифов Абубакра и Умара. Здесь также хочется особо отметить роль великого сподвижника, авторитетного ученого-правоведа и казия времён пророка, Али ибн Абу Талиба, в развитии профессиональной личности халифа Усмана в части осуществления судебной власти. В частности, Али ибн Абу Талиб как выдающийся ученый-правовед и авторитетный судья очень строго требовал от Усмана, чтобы тот в организации правления, в том числе при осуществлении правосудия на местах, строго контролировал деятельность своих наместников [9, с. 84], которые выступали в эпоху его правления основными носителями судебной власти. В связи с данной проблемой, в целях следования учению и наставлениям Али ибн Абу Талиба по организации и осуществлению законного и правосудного правления, халиф Усман в сезон хаджа пригласил к себе наместников, в частности правителя Басры Абдуллаха ибн Амира, правителя Египта Абдуллаха ибн Саъда, правителя Шама Муавию ибн Абу Суфяна. Он наставлял их таким образом: «Горе вам, что жалобы на вас... поступают ко мне! Клянусь Аллахом, я боюсь, что они окажутся правдой, и ответственность за это ляжет на меня!». Потом, выслушав их доводы и отчет о своей работе, он снова сказал: «. Успокойте людей и соблюдайте их права. А если будут ущемляться права Аллаха, то не должно быть с вашей стороны попустительства» [2, с. 237].

В период правления праведного халифа Усмана в основном продолжалось следование правосудным традициям пророка Мухаммада и первого праведного халифа Абубакра. Источники особо отмечают, что праведный халиф Усман уделял весьма существенное внимание оживлению и распространению Сунны пророка. Он обладал очень широкими познаниями в данной сфере, что позволило реанимировать и вернуть к жизни почти забытые пророческие традиции [8, с.138]. В этой связи, думается, что праведный халиф Усман также восстановил многие забытые правосудные традиции пророка Мухаммада.

Судьи, назначенные в эпоху праведного халифа Умара, на начальном этапе правления праведного халифа Усмана оставались на своих должностях, выполняя правосудные функции. Более того, праведный халиф Усман, следуя завещанию второго праведного халифа Умара, назначал на должность наместников и судей указанных им людей. Например, так было с Саъдом ибн Аби Ваккосом, которого по завещательному поручению праведного халифа Умара халиф Усман назначил на должность наместника Куфы. Однако, независимо от этого, праведный халиф Усман в дальнейшем вел самостоятельную политику в данном направлении [4, с.154-161].

Далее наблюдалась тенденция замены подобных судей другими кандидатами. В этой части примером служит деятельность известного казия Кааба ибн Сивара - судьи в Басре при праведном халифе Умаре и его ученика, который в последующем был освобожден Усманом от этой должности [3, с.199].

При халифе Усмане действующая судебная система состояла из следующих основных инстанций: 1) халиф - верховный судья и глава судебной власти, 2) совет авторитетных факихов и казиев, состоящий из известных судей-сподвижников, в частности Али ибн Абу Талиба, Зайда ибн Сабита, Тальхи ибн Убайдуллаха и др. Данный совет в большей мере имел консультативный характер и принимал решения на основе консенсуса - иджмы, 3) наместники и правители, судебные функции которых были возобновлены и усилены с приходом к власти в халифате праведного халифа Усмана, 4) отдельные казии, которые осуществляли разбор тяжб имущественного, наследственного, брачно-семейного характера, 5) хакамы - третейские судьи или судьи от общества, выполнявшие профессиональную деятельность в рамках исламских шариатских требований.

Следует иметь в виду, что в период правления праведного халифа Усмана главным оплотом разрешения судебных тяжб была Медина. Сам халиф, будучи главой судебной власти, лично занимался разбором поступавших исков. Порядок разрешения тяжб халифом был таков: когда возникала тяжба, халиф Усман, сидя в мечети, вызывал к себе Али ибн Абу Талиба, Зайда ибн Сабита или Тальху ибн Убайдуллаха, а когда они приходили, рассматривал дело, после чего спрашивал мнение о нем у присутствующих судей. Если их мнения совпадали, то принимался вердикт на основе общего консенсуса. Если же появлялись разногласия, то халиф сам разрешал тяжбу. Одним из первых примеров разрешения халифом Усманом сложной тяжбы было дело об определении ответственности Убайдуллаха ибн Умара, который из мести - кисас убил дочь Абу Люлюа и нанес смертельные раны христианину Джуфайне и персу - бывшему сасанидскому правителю Тустара Хурмузану, которые, согласно имевшимся фактам, считались соучастниками покушения на жизнь праведного халифа Умара. В осуществлении правосудной деятельности халиф Усман опирался на совет авторитетных факихов и казиев - сподвижников.

Как передают источники, в период правления праведного халифа Усмана

авторитетные судьи города Медины утратили право на самостоятельное разрешение поступавших тяжб. Они были объединены в указанный выше совет, исполнявший при халифе консультативную и правотолковательную функцию, когда тот разрешал судебные тяжбы. Исследователи отмечают, что в ту эпоху профессиональные функции казиев были ограничены и стала частой практика усиления судебных функций наместников провинций и правителей городов, которые, наряду с административным управлением, исполняли также судейские обязанности [3, с.199-200]. Причем круг их судебных полномочий был значительно шире полномочий казиев. В частности, в отличие от казиев, наместники обладали также правом рассмотрения и разрешения тяжб уголовно-правового характера.

Данная особенность являлась специфической чертой развития судебной власти в эпоху правления праведного халифа Усмана. С учетом подобной специфики также следует заметить, что в этот период полномочия казиев ограничивались разрешением тяжб имущественного, наследственного, брачно-семейного характера.

В период правления праведного халифа Усмана практика назначения судей и наместников, осуществляющих судебные полномочия, оставалась, главным образом, прежней: их назначал сам халиф. Однако в последующем, когда к власти в халифате приходит Али ибн Абу Талиб, компетенцию по назначению казиев он передал наместникам и правителям на местах.

Судебное учение праведного халифа Усмана было основано на общих принципах его официальной речи (хутба), с которой он выступил перед мусульманской общиной - уммой после того, как был избран на должность халифа, на содержании его устных посланий наместникам и правителям на местах. В числе принципов были богобоязненность, всемерное следование правде, удаление от мирских соблазнов и самообмана.

Необходимо особо отметить, что функции казиев в период власти праведного халифа Усмана главным образом были сосредоточены на разрешении судебных тяжб, а также на выполнении некоторых надзорных и социальных полномочий. Например, они могли осуществлять надзор в сфере опеки и попечительства над сиротами, управления их имуществом, а также вести надзор за порядком в общественной жизни.

Судьи эпохи правления праведного халифа Усмана, да, впрочем, и при остальных праведных халифах были авторитетными учеными-правоведами, именуемыми муджтахидами1.

Авторитетными судьями эпохи правления праведного халифа Усмана были Али ибн Абу Талиб, Зайд ибн Сабит, Тальха ибн Убайдуллах, ас-Саиб ибн Язид, Абу ад-Дардо, Абу Муса аль-Ашъари, Яля ибн Умая, Кааб ибн Сивар, Шурейх ибн аш-Шарохил и др.[1, с. 464].

Праведный халиф Усман, в отличие от праведного халифа Умара, в целях эффективного применения исламского судебного учения нормативного значения и правосудных традиций не занимался частой отправкой писем своим наместникам и казиям. В этом отношении он чаще всего применял устные беседы, консультации и

1Муджтахид (арабс. джухд - «стараться») - известный исламский ученый-юрист, которому предоставлено право своими стараниями, самостоятельно и свободно вынести правовое решение по сложным вопросам, в отношении которых в Коране и Сунне отсутствуют точные регулирующие нормы. Все решения и вердикты муджтахида должны быть основаны на нормах и принципах Корана и Сунны.

высказывал требования. Поэтому можно предположить, что его учение о судебной власти в основном излагалось в устной форме.

Таким образом, проведенный анализ вопроса о судебном учении и правосудных традициях третьего праведного халифа Усмана позволяет обосновать следующие выводы:

1. В эпоху праведного халифа Усмана совершенствуется судебная система, сформированная при втором праведном халифе Умаре. Халиф Усман усовершенствовал традиции халифа Умара в выплате казиям жалования, в выборе надлежащих кандидатов на судебные должности, установлении строгих уставных правил профессиональной деятельности казиев. Другим важным новшеством в данной области было выделение халифом Усманом отдельного помещения для казиев, то есть в его эпоху появляются специальные помещения, предназначенные для разбора судебных тяжб.

2. Особенность правосудных традиций при правлении праведного халифа Усмана видится в том, что при нем по его требованию намечается тенденция к концентрации судебной власти в руках наместников провинций. Хотя Усман и назначал судей в отдельные регионы, но с течением времени и главным образом по его требованию именно наместники начинают исполнять судебные полномочия. Так было, например, с наместником Саны Яля ибн Умайёй, а также с наместником Басры после того, как халиф Усман освободил известного судью Кааба ибн Сивара от должности казия Басры. В этой связи источники упоминают о том, что праведный халиф Усман сделал судопроизводство одной из важных профессиональных обязанностей наместников [3, с.199].

С другой стороны, в тот период отдельные наместники также могли в пределах своих провинций назначить судей, которые отчитывались непосредственно перед ними. Все это говорит о том, что праведный халиф Усман значительно усилил позиции наместников и правителей на местах.

3. В период власти праведного халифа Усмана контроль над деятельностью судей и наместников в обеспечении правосудного правления осуществлял сам халиф. Однако, если на раннем этапе правления халифа Усмана такой контроль был строгим и стабильным, то уже к концу его правления, из-за роста напряженности в оппозиционных городах и провинциях и начала гражданской войны, связанной с убийством халифа Усмана, он значительно ослабел.

В заключение хотелось бы отметить, что указанные выше особенности судебного учения и правосудных традиций праведного халифа Усмана свидетельствуют о позднеклассическом характере их развития, большом влиянии правосудных традиций той эпохи на их формирование и развитие. Халиф Усман строго следовал правосудным традициям пророка Мухаммада, что можно увидеть на конкретных примерах из его судебной деятельности при разрешении тяжб, связанных, например, с наказанием разбойников в Куфе, наказанием убийцы торговца, установлении наказания для служанки Хафсы - дочери Умара ибн аль-Хаттаба, которая занималась колдовством во вред Хафсе, определением доли ответственности для человека, убившему охотничью собаку, который впоследствии был вынужден отдать 20 верблюдов за эту собаку, и др.[3, с.203-208].

С другой стороны, следует заметить, что организация и деятельность судебной власти в период правления праведного халифа Усмана свидетельствуют об отсутствии четко налаженной судебной системы, отделения судебной власти от административной, о большом влиянии религиозных принципов и норм на организацию и ведение судопроизводства.

Список использованной литературы:

1. Абдуррахман Рафат Аль-Баша. Истории о сподвижниках пророка. - 3-е изд., перераб.

- М.: ИПО «ПРОФИЗДАТ», 2001. - 464 с.

2. Аль-Худари, Мухаммад ибн Афифи. Жизнеописание праведных халифов /Пер. с араб. -М.: Умма, 2010. - 364 с.

3. Ас-Салляби Али Мухаммад. Усман ибн Аффан. Третий праведный халиф /Пер. с араб., прим., комм. Е. Сорокоумовой. - М.: Умма, 2012. - 568 с.

4. Джамолуддин Абил Фарадж ибнил Джавзи. Сифату сафва. - 2-е изд. - В 4-х томах. -Т.1. - Бейрут: Дор-ул-кутубил илмийя, 1423(х)/2002. - 405 с.

5. Конституция Республики Таджикистан. Принята 6 ноября 1994 года путем всенародного референдума. - Душанбе: Ганч, 2016. - 136 с.

6. Мы своим самоотверженным трудом создадим более достойную жизнь для нашего народа /Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан //Народная газета. - №52 (20126). - 27 декабря 2017 г. - 8 с.

7. Осман Нури Топбаш. Люди эпохи благоденствия. - М.: Издательская группа «САД», 2010. - 176 с.

8. Садриддин М. Шинохт ва макоми сахоба (р) дар ислом /Мухаррири масъул Ахё Ф. -Душанбе: Комбинати полиграфии ш. Душанбе, 2008. - 303 с.

9. Сайид Абдуррауими Хатиб. Таърихи хулафои рошидин: Усмон (р) ва Али (р) (зиндагонй, футууот, шауодат). - Душанбе: Суннатулло, 2006. - 276 с.

10. Убийство Усмана: история и современное отражение /URL: http: //www.islam.ru/content/person/42040 (Дата обращения: 18.04.2018)

List of Literature:

1. Abdurahman Rafat al-Basha. Stories about Prophet's Associates. The 3rd edition., revised. -M.: PH "PROFIZDAT", 2001. - 464pp.

2. Al-Hudari, Muhammad ibn Affi. Life Depiction of Righteous Caliphs/translation from Arabic.

- M. : Umma, 2010. - 364pp.

3. As-Saliyabi Ali Muhammad. Usma ibn Affan. The third Righteous Caliph/translation from Arabic, notes, comments by Ye. Sorokoumova. - M. : Umma, 2012. - 568 pp.

4. Jamoliddin Abil Faraj Ibnil Javzi Sifatu savfa. - The 2nd edition. - in 4 volumes. - V. 1. -Beirut: Dor-ul-Kutubil Ilmiya, (The Tree of book and Science) 1423./2002. - 405 pp.

5. Constitution of Republic Tajikistan. Adopted on November 6, 1994 by National Referendum. -Dushanbe, publishing house "Ganj", 2016. - 136pp.

6. We Will Create much Worthrer Life for our Nation by our Self-Sacrificing Labour. The Message of Tajikistan Republic President Emomali Rakhmon to Majlisi Oli of TR //Narodnaya Gazeta (People's Paper). - N52 (20126). - Dushanbe 27, 2017. - p. 6

7. Osman Nuri Topbash.People of Prosperity Epoch. -M. : "Publishing group "SAD", 2010. - 176pp.

8. Sadriddin M. Cognition of Islam Associates' Purity / editor in-chief: Ahiyo F. - Dushanbe: PH of Dushanbe, 2008. - 303pp.

9. Said Abdurakhimi Khatib. The History of Righteous Caliphs: Usman (p) and Ali (p) (Life, Victories, Testimonies). - Dushanbe: Sunnatullo, 2006. - 276pp.

10. Murder of Usman: History and Modern Reflection / URL: http://www.islam.ru/content/person/42040 (Date of appeal: 18.04.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.