Научная статья на тему 'Место правосудных идей исламского классицизма в «Бахаристане» Абдуррахмана Джами'

Место правосудных идей исламского классицизма в «Бахаристане» Абдуррахмана Джами Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
298
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / КЛАССИЦИЗМ / КОРАН / СУННА / ХАДИС / МЫСЛИТЕЛЬ / МАВЕРАННАХР / ТРАДИЦИЯ / НАЦИЯ / ВЛАСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ПРАВОСУДИЕ / ХАЛИФ / КАЗИЙ / ФАКИХ / ISLAM / CLASSICISM / QURAN / SUNNAH / HADITH / THINKER / TRADITION / NATION / FAIRNESS / JUSTICE / CALIPH / KAZY / FAQIH / POWER / MAVERANNAHR

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Обидов Дилшод Солиджонович

В научной статье раскрываются особенности правосудных учений сочинения «Бахаристан» известного таджикского мыслителя XV века Абдуррахмана Джами через призму правосудных учений источников исламского классицизма Корана, Сунны, традиций праведных халифов, объясняется специфика исламско-правовой природы правосудных учений «Бахаристана» в русле стремления его автора к возвеличиванию и возрождению исторических традиций национальной государственности, определяется место и степень влияния учений исламского классицизма о справедливости, правосудии и судебной законности в формировании правовой природы «Бахаристана».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place ofjustice ideas of the islamic classicism in Abdurrahman Jami‘s “Ba-haristan”

This scientific paper reveals the features of justice teachings in "Baharistan", a book of a well-known Tajik thinker of the XV century Abdurrahman Jami through the prism of justice teachings of Islamic classicism sources, the Koran, the Sunna, the traditions of the righteous caliphs. It clarifies the specificity of Islamic and legal nature of justice teachings of "Baharistan" in line with the aspirations of the author to glorify and revive historical traditions of national statehood, and it identifies the place and the degree of influence of the teachings of Islamic classicism on fairness, justice and judicial law in the creation of legal nature of "Baharistan. "

Текст научной работы на тему «Место правосудных идей исламского классицизма в «Бахаристане» Абдуррахмана Джами»

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№4(41) 2014

УДК 34(09) Д.С. ОБИДОВ

МЕСТО ПРАВОСУДНЫХ ИДЕЙ ИСЛАМСКОГО КЛАССИЦИЗМА В «БАХАРИСТАНЕ» АБДУРРАХМАНА ДЖАМИ

Ключевые слова: Ислам, классицизм, Коран, Сунна, хадис, мыслитель, Мавераннахр, традиция, нация, власть, справедливость, правосудие, халиф, казий, факих

Построение правового, социального и демократического государства, основанного на национальной самобытности народа, является главной конституционной целью Таджикского государства, которое наряду с другими развивающимися странами современности идет по пути достижения цивилизованной государственности и гражданского общества. Воплощение данной идеи во многом зависит от правильной оценки и анализа роли народа в его прошлом историческом развитии, достойной оценке идейно-правовых ценностей выдающихся представителей нации. Исходя из этого, в истории таджикской нации средневекового периода ее развития важное место занимают представители идейно-правового течения, которые по большей мере благодаря своей исламской, национально-поэтической и прозаической мысли способствуют формированию национального подхода в осмыслении и применении правосудных принципов и норм исламского классицизма.

В этом смысле, в период с X поХУ вв., главным образом, происходит процесс развития политико-правовой мысли таджикского народа на основе сочетания идейно-правовых ценностей исламского классицизма, творческой мысли выдающихся интеллектуальных личностей таджикского народа. В этом процессе решающая роль принадлежала ряду самых авторитетных мыслителей таджикского народа, в частности, Абулкасыму Фирдоуси, Саади Шерази, Низам-аль-мульку, Насиру Хисраву, Абдуррахману Джами и др. Именно поэтому можно понять, почему в Таджикистане достаточно серьезное внимание отводится возвеличиванию роли известнейших интеллектуальных умов в истории таджикского народа, которым принадлежат важнейшие идейные свершения в области государственно-правовой, социальной, философской истории развития нации на протяжении многих столетий.

В связи с этим, следует подчеркнуть, что наиболее важным в развитии и популяризации идейной политико-правовой традиции таджикского народа был ХУ в., в котором жил один из самых известных фигур таджикской идейно-правовой мысли эпохи средневековья Абдуррахман Джами (1414-1492). Выходец из Герата, выдающийся ученый исламского и национального значения оставил после себя весьма ценное идейное наследие - сочинение «Бахаристан», которое поистине оказало важный толчок на развитие политико-правовой мысли таджикского народа, начиная с эпохи ХУ века.

«Бахаристан» - это сочинение энциклопедического значения, в котором отражаются правовые, социальные, нравственно-духовные, поэтические, эстетические взгляды Абдуррахмана Джами. По своей структуре «Бахаристан» состоит из введения, восьми глав (равза) и заключения. Каждая глава посвящена отдельным аспектам жизнедеятельности общества. Проблемы идейно-правового значения, в частности правосудные идеи и принципы, по сути отражающие традицию преемственности правосудных норм исламского классицизма, главным образом, отражены в главе третьей сочинения, которая посвящена рассказам о правителях, их справедливости и добродетели(2, 45-56). Однако это не говорит о том, что другие части сочинения лишены подобных идей.

Следует заметить, что А. Джами является из первых в просветительской мысли таджикского народа кто заложил традицию сочетания цикла просвещения прогрессивной мысли религиозноправового и национально-этического значений через призму осмысления традиций развития государственности в истории Таджикистана. Такая традиция была известна также А.Фирдоуси и С.Ширази, которые жили несколько столетий раньше эпохи А.Джами. В этом смысле, А.Джами можно назвать идейным наследником указанных мыслителей.

Правовые идеи и принципы «Бахаристана» продолжают традиции образного преемствования правовой природы классического Ислама. Здесь более всего наглядно представлено смысловое

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES*

№4(41) 2014

следование правовым канонам и учениям Корана (3, 39,77, 101, 109, 113, 127, 296, 491-492, 666), Сунны (7, 519-521), традициям праведных халифов (1, 258-269).

Необходимо подчеркнуть, что «Бахаристан» в целом выступает идейным продуктом того времени, в котором господствовало исламское государство со свойственной ему идеологией. А в эпоху жизни и деятельности А. Джами на родине мыслителя, да и в целом в Хорасане и Мавераннахре, ведущим религиозно-правовым учением на общегосударственном уровне было учение ханафитской школы права (6;8). Более того, ко времени XV столетия на территориях исторического Таджикистана процветала собственная мавераннахрская школа исламского ханафизма (4, 28-34; 5,38-42). Поэтому неудивительно, что образное преемствование норм исламского классицизма о правосудии, судебной законности и справедливости шло посредством учений данной правовой школы, которой весьма покровительствовали местные правящие династии, начиная со времени образования собственной таджикской независимой государственности - государство Саманидов в IX веке.

Исходя из этого, говорить об идейном исламском духе «Бахаристана» в части восхваления таких правосудных идей, как справедливость, добродетельность, законность, гуманизм, свобода, является достаточно основательной. Более того, в «Бахаристане» мыслитель всячески стремился раскрыть актуальность указанных выше идей посредством осмысления примерных образцов жизнедеятельности древних правителей.

В главе третьей «Бахаристана» содержатся правовые идеи философского значения, посвященные проблеме популяризации идей справедливости, законности и гуманизма. Указанная глава состоит из 14 отдельных рассказов (2, 45-56). Из них правосудные идейно-правовые нормы содержаться в семи рассказах. Из исследования содержания этих семи рассказов можно заключить, что четырем из них присущ исламско-правовой образ(2, 53-55), а три рассказа представляют собой исторические прецеденты правления арийских правителей (2, 47-48, 52-53).Заложенные в этих рассказах правосудные идеи касаются проблем поддержания справедливости, прежде всего, на уровне государственно-властных отношений, вопросов соотношения правосудных ценностей с достижениями исламско-правового и национальнокультового значений.

В этой главе видится стремление мыслителя совокупить идейно-правовые достижения исламского классицизма о справедливости и законности с национально-историческими формами познания проблем законности и правопорядка. Главным образом, именно в этом видится связь правосудных идей «Бахаристана» с нормами и принципами исламского правового классицизма.

В «Бахаристане», прежде всего, указывается, что государственная власть по своей сути должна отражать справедливость. Причем источником подлинной справедливости должна всегда выступать верховная власть во главе с правителем. Эта власть обязана придерживаться справедливости, а не величия. Как пишет А.Джами, сасанидский шах Анушерван, хотя и был далек от истинной религии (единобожия - О.Д.), но в деле осуществления справедливости считался единственным (2, 45).

Здесь примечательно, что А.Джами в качестве обоснования своей мысли опирается на практику правления известных правителей прошлого таджикского народа. Подобная особенность творческого подхода мыслителя свидетельствует о факте существования и развития национальной идеи в таджикском обществе той эпохи.

В правосудных идеях мыслителя национально-правовые идеи в области пропаганды и укрепления справедливости и законности подкреплены исламскими правосудными идеями классицизма. Так, автор пишет о том, что сам пророк Мухаммад (с) говорил: «Я родился в эпоху справедливого султана» (2,45) (указывается на период правления шаха Анушервана- О.Д.С.). Далее мыслитель рассказывает, что в человеческой истории в течение пяти тысячи лет правление миром осуществляли габры и муги (огнепоклонники - О.Д.С.) и государство принадлежало представителям их дома по причине того, что они поступали справедливо с народом и не допускали беззакония (2, 45).

Таким образом, в «Бахаристане» источником правосудных идей А. Джами выступает принцип возвеличивания справедливости, находящийся в центре духовной, идейной, нравственной и правовой пропаганды Корана(3) и Сунны(7). Через призму данного принципа в целом отражается классическая исламско-правовая природа правосудных учений «Бахаристана». Подобную особенность характеризует имеющаяся в сочинении тенденция популяризации практики государственного правления древних таджикских правителей в деле осуществления справедливости. Такая практика, по учению АДжами, имеет достаточно древнюю историю, в

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№4(41) 2014

течение которой и был устроен добродетельный мир. Поэтому последующая история человеческого развития в части следования религиозному монотеизму и исламскому классицизму должна была опираться на большой позитивный их опыт по поддержанию и защите справедливости. В связи с этим, в «Бахаристане» говорится: «Господь повелел пророку Давуду (а), чтобы его община не поносила и оскорбляла правителей Аджама, ибо именно они своей справедливостью сделали мир процветающим...» (2, 45).

В «Бахаристане» на основе правосудных идей стоит положение о правосудной власти. Такая власть во всех ее формах принадлежит главе государства - халифу,(2, 53-55).Хотя также указывается на наличие обычного института правосудия - казия (2, 95).

Необходимо заметить, что в «Бахаристане» в деле обоснования правосудного правления мыслитель главным образом ссылается на классические исламские традиции. В частности, по мнению А.Джами, наиболее наглядный пример в вопросах осуществления справедливости имеют традиции государственного правления и профессиональной деятельности второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба (р). Можно сказать, что наряду с классическими исламскими традициями о правосудии и законности, заложенными в Коране и Сунне, в «Бахаристане» важное место занимают обычаи правосудного правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба (р). Следует заметить, что именно в вопросах судебной законности и правосудного правления эпоха халифа Умара ибн аль-Хаттаба (р) отличалась своей специфичностью, что легло в основу политикоправового мышления многих известных мыслителей последующих эпох. По этому поводу А. Джами отмечает, что величие справедливости халифа Умара (р) было настолько известным и популярным, что правители провинций Арабского Халифата с большим уважением подчинялись его приказам (2, 53).

Таким образом, исследование особенностей данной проблемы дает возможность представить следующие выводы:

1. Правосудные идеи и принципы «Бахаристана» Абдуррахмана Джами

имеют религиозное значение. Источником вдохновения их автора выступают исламские классические правосудные идеи и нормы.

2. В целом по «Бахаристану» можно судить о большом стремлении его

автора поддержать и популяризировать национальные традиции и обычаи через призму возвеличивания древне - исторических институтов правления таджикской государственности.

3. Исламские классические принципы и нормы о правосудии и судебной

законности сыграли важнейшую роль в деле формирования содержания и правовой природы «Бахаристана». В этом смысле, можно сказать о решающем влиянии Корана и традиции Пророка (с). Хотя в целом, по «Бахаристану», его автор при аргументировании своих положений главным образом ссылается на общие правосудные постулаты Корана. Поэтому в сочинении практически отсутствует ссылка на соответствующие аяты Корана, устанавливающие правовые рамки достижения, поддержания и защиты справедливости. Однако в сочинении по сравнению с Кораном достаточно пространно раскрываются соответствующие хадисы Пророка (с) о справедливости, законности и правосудии. Также в отдельных рассказах объясняется суть правосудного правления праведных халифов, что говорит о стремлении автора доводить до своих мавераннахрских читателей простую истину о классическом исламе, традициях правосудного правления той эпохи, необходимости следования всей теории и позитивному опыту исламского классического государственного устройства в деле достижения справедливой, основанной на гуманизме, государственности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ас-Салляби Али Мухаммад.Умар ибн аль-Хаттаб. Второй праведный халиф / Пер.сараб., прим., комм. Е. Сорокоумовой. - М.: Умма, 2011. - 496 с.

2. Джами Абдурахман. Бахаристан./ А.Джами. - Душанбе: Адиб, 1987. - 160 с.

3. Коран /Перевод смыслов Э.Р. Кулиева. - М.: Издательский дом «УММА», 2004.- 688 с.

4. Муминов, А. Традиционные и современные религиозно-теологические школы в Центральной Азии/ А.Муминов. //Ислам и политика в Центральной Азии. Региональный семинар ЦАРЦ. Алматы. Казахстан, 2004. - 25-27 окт. - 28-34 с.

5. Муминов, А.К. Мавераннахрская школа фикха (IX-XIII века) //Общественные науки в Узбекистане / А.К.Муминов. - Ташкент, 1990. - № 10 (1990). - 38-42 с.

6. Обидов, Д.С. Ханафитская школа права и ее значение в исламском праве суннитского направления (мавераннахрское течение) / Д.С. Обидов. - Худжанд: Государственное издательство имени Р.Джалила, 2011. - 316 с.

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES*

№4(41) 2014

7. Сахих Муслим /Перевод с арабского С.Попова. - Казань: Академия познания, 2005. - 857 с.

8. Шейх Асъад Мухаммад Саид Согарджи. Ал фикхулханафиюваадил-латуху. В 3-х томах /Введ. Абдурраззока Халаби. - Дамаск. Бейрут, 1424 х./ 2003. - Т.1. - 512с.; Т.2. - 470 с.; Т.3. - 408 с.

REFERENCES:

1. As-Sallyabi Ali Muhammad. Umar ibn al-Khattab. The second righteous Caliph / translated from Arabic, notes and comments of E.Sorokoumova. -M.: Umma, 2011. -496 p.

2. Jami, Abdurrahman. Baharistan (Springdom). /A.Jami.-Dushanbe: Adib, 1987. -160 p.

3. Kur’an/ The translation of meaning by E.R.Kuliev. -M.:Umma, 2004. -688 p.

4. Muminov, A. Traditional and Modern religious and theological schools in Central Asia / A.Muminov. //Islam and politics in Central Asia. A regional seminar SARS. Almaty. Kazakhstan, 2004. -25-27 October. -28-34 p.

5. Muminov, A.K. Maverennahr school of jurisprudence (9-13th centuries) // Social sciences in Uzbekistan / A.K. Muminov. -Tashkent, 1990. -№ 10 (1990). - Pp.38-42.

6. Obidov, D.S. Hanafi school of Law and its importance in Islamic Law of Sunni trend (Maverrenahr trend) /

D.S.Obidov. -Khujand: State publishing house by R.Jalil, 2011. -316 p.

7. Sahih Muslim / translated from Arabic by S.Popova. -Kazan: Akademiya poznaniya, 2005. -857 p.

Sheikh As’ad Muhammad Said Sogarji. Al-fiqh-ul-Hanafiyu va a dil-latuhu. In 3 volumes / introduction by Abdurrazzak Halabi. -Damascus. Beirut, 1424 hijri./2003. -V.1. -512 pages,; V.2. - 470 p.; V.3. -408 p.

Место правосудных идей исламского классицизма в «Бахаристане» Абдуррахмана Джами

Д.С.Обидов

Ключевые слова: Ислам, классицизм, Коран, Сунна, хадис, мыслитель, Мавераннахр, традиция, нация, власть, справедливость, правосудие, халиф, казий, факих

В научной статье раскрываются особенности правосудных учений сочинения «Бахаристан» известного таджикского мыслителя XV века Абдуррахмана Джами через призму правосудных учений источников исламского классицизма - Корана, Сунны, традиций праведных халифов, объясняется специфика исламско-правовой природы правосудных учений «Бахаристана» в русле стремления его автора к возвеличиванию и возрождению исторических традиций национальной государственности, определяется место и степень влияния учений исламского классицизма о справедливости, правосудии и судебной законности в формировании правовой природы «Бахаристана».

The place of justice ideas of the islamic classicism in Abdurrahman Jami‘s “Baharistan”

D.S.Obidov

Keywords: Islam, classicism, Quran, Sunnah, Hadith, thinker, tradition, nation, fairness, justice, the Caliph, Kazy, Faqih, power, Maverannahr

This scientific paper reveals the features ofjustice teachings in "Baharistan", a book of a well-known Tajik thinker of the XV century Abdurrahman Jami through the prism of justice teachings of Islamic classicism sources, the Koran, the Sunna, the traditions of the righteous caliphs. It clarifies the specificity of Islamic and legal nature ofjustice teachings of "Baharistan" in line with the aspirations of the author to glorify and revive historical traditions of national statehood, and it identifies the place and the degree of influence of the teachings of Islamic classicism on fairness, justice and judicial law in the creation of legal nature of "Baharistan."

Сведения об авторе:

Обидов Дилшод Солиджонович,кандидат юридических наук, доцент? заведующий кафедрой теории и истории государствf и права юридического факультета ТГУ ПБП (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail:ODS-1976@mail.ru

Information about the author:

Obidov Dilshod Solijonovich, Candidate of science in Law, Associate Professor, the head of the department of the theory and history of state and law at the faculty of Law of Tajik State University of Law, Business and Politics (Republic of Tajikistan, Khujand). E-mail: ods-1976@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.