Научная статья на тему 'Новый этап формирования национальной идеи в Таджикистане'

Новый этап формирования национальной идеи в Таджикистане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
762
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Национальная идея / целостная система ценностей / консолидация нации / крах коммунистической идеологии / идеологический вакуум / идеологическая система / разные установки / идейная платформа / исламский фактор / социально-политическое явление / национальное возрождение
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors of the article consider 2009 year a year of Imam A'zam, as a beginning of a new stage of formation of the national ideas n Tajikistan and all the governmental measures dedicated to this date is also shown in this article.

Текст научной работы на тему «Новый этап формирования национальной идеи в Таджикистане»

ХОЛИКИ А., кандидат исторических наук, доцент ТГУПБП, РАХИМОВ Н.Т., доктор исторических наук, профессор ХГУ.

НОВЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

В ТАДЖИКИСТАНЕ В период становления любого государства в процессе его формирования определяющую роль играет национальная идея. Национальная идея - это «систематизированные и обобщённые представления нации, отражающие наиболее значимые для определённого периода истории национальные интересы народа. Национальной идеей может быть одна идея или задача, выраженная кратко и ёмко, или же она может существовать и существует как целостная система ценностей, идей, целей и средств их достижения» [1, с.3]. Выраженная специалистами и поддержанная

государством система взглядов, основанная на принципах единства нации и приоритета её интересов во всех сферах общественной жизни, национальная идея становится национальной идеологией. Национальная идеология может способствовать консолидации нации в борьбе за самостоятельное экономическое и политическое развитие, за государственную независимость и суверенитет. Содержание национальной идеи составляют вопросы исторических истоков и исторического будущего и судьбы народа, культурной миссии, места в мире, отношений с соседями, особенностей национального характера и культурной самобытности.

С приобретением политической независимости Таджикистан, как многие нации и народы и другие республики бывшего СССР, стал перед историческим выбором нового пути. Распад СССР и крах коммунистической идеологии привел к образованию идеологического вакуума, который стал заполняться исламом. Это было вполне понятным и ожидаемым явлением: Центральная Азия находится в зоне распространения ислама, и с УШ в. Ислам занимает особое место в духовной культуре таджикского народа. И теперь ислам стал стремительно завоевывать позиции. Ислам, как и любая другая идеологическая система, содержит разные установки, которые могут быть использованы в интересах различных сил, в том числе и для национальной идеи возрождения нации и государства. Так, Ислам сыграл в своё время важную роль в формировании национального самосознания арабских народов, против наступления европейского колониализма была направлена деятельность лидера исламского реформаторства Джаляла ад-дина аль Афгани (1839-1897), его идеи «исламского социализма» пользовались большой популярностью и позднее получили развитие у многих мусульманских идеологов.

На идейной платформе арабского национализма выросли три мощные межарабские силы, сыгравшие большую роль в национальноосвободительном движении (движение арабских националистов, баасизм и насеризм). Например, насеризм был тесно связан с исламом - Гамаль Абдель

Насер использовал ислам как одну из своих идейных основ. Он много делал для пропаганды ислама, но в то же время его государственная политика вела к ограничению политического влияния духовенства на население. Известны и другие примеры, когда ислам становился идейной платформой для национальной идеи и широко использовался в государственной политике и национализме.

Характеризуя происходящие изменения в общественно-политической жизни Таджикистана в начале 90-х годов ХХ века, многие исследователи указывают на влияние исламского фактора. Исламский фактор представляет собой не только религию, но и сложное социально-политическое явление, исторически сложившийся особый образ жизни, традиции, обычаи, нравы мусульманских народов. Большинство граждан Таджикистана, выросших и воспитанных в Советском Союзе, хотя и считали себя мусульманами, но не знали глубоко ни истории Ислама, ни его основных положений, то есть были охвачены не верой, а религиозностью, и исполняли ритуалы и обряды, ставшие народными традициями. Радикализм, в конечном счёте, привел к расколу и противостоянию в таджикском обществе, стал одной из причин гражданской войны в Таджикистане (1992-1997 гг.). Действия религиозных радикалов и призывы к созданию исламского государства, гражданская война, во время которой ПИВТ стала организующим центром Объединённой таджикской оппозиции (ОТО), оттолкнули основную часть населения страны от ислама. Раскол в обществе, противостояние между регионами привели страну к грани распада и исчезновения с политической карты. В эти годы только идея мира и согласия могла вывести нацию из полосы кризиса.

Сразу после решения основных задач, связанных с прекращением гражданской войны в Таджикистане (1992-1997), актуализировались проблемы национального единства. Вместе с тем, коренные изменения, происшедшие в Таджикистане в начале 90-х годов, с особой остротой поставили перед политиками, учеными-обществоведами, гражданами страны вопрос и о характере таджикской государственности. В связи с этим, на первом этапе национального и государственного строительства в Таджикистане на первом месте стояли задачи недопущения распада государства, сохранения единой государственности и укрепления её позиции.

Для таджикской нации в конце ХХ века актуальной стала идея национального возрождения, которая включает прославление истории народа, изучение его героического прошлого, восстановление памятников, языка, форм общения, удовлетворение национальных духовных запросов и в целом, духовного освобождения народа, осознание им своей самобытности, восстановление национальных традиций, обычаев, народного творчества, одежды, национальной кухни и развитие национального самосознания. Это было связано с тем, что «... только через познание исторического прошлого, через национальное самосознание можно определить будущее новых поколений»[2, с.31].

Правительство провозгласило приверженность идеям светского, независимого, демократического государства, основанного на таджикской политической традиции государства Саманидов. Год 1999 был объявлен Годом 1100 - летия государства Саманидов, и все последовавшие за этим мероприятия были приурочены к этой дате или связывались с этим юбилеем.

В условиях послевоенного восстановления страны, объединения всех регионов республики, всех слоёв и общественных движений была необходима национальная идея, способная сплотить всех граждан Таджикистана вокруг руководства страны и активизировать энергию масс в русле созидания. Ведь жизненная активность нации в значительной степени определяется характером и уровнем национального самосознания [3]. Национальная идея должна была стать и историческим обоснованием созданной общественно-политической системы и проводимой внутренней и внешней политики правительства. В основу нового направления национальной идеи актуализации и идеологизации культурного наследия были положены сначала зороастризм и его гуманистическое содержание, а затем ценности всей арийской цивилизации. Основной целью идеи было формирование благоприятного внутриполитического климата и укрепление единства нации. Национальная идея была сформулирована и выражена в книге президента Эмомали Рахмона «От Арийцев до Саманидов», в которой он говорил о непосредственной связи зороастризма с таджикской идентичностью и призвал ученых активизировать изучение древней культуры предков таджикского народа. Год 2002 был объявлен Годом 2700- летия Авесты, священной книги зороастрийцев, а несколько позднее 2006 год был объявлен международным Годом арийской цивилизации. Обращение к истории арийской цивилизации было обосновано не только необходимостью самопознания, не только для формирования идентичности народа в условиях современности, но, прежде всего, для поиска и нахождения энергии созидания в ответ на вызовы и угрозы современности.

Ислам и исламская культура на протяжении многих столетий были фундаментом духовной жизни таджикского народа и пронизывали все области общественной жизни - от политики до семейно-бытовых отношений, а религия и религиозные организации в жизни политической системы общества занимают особое место. Опыт показывает, что игнорирование «исламского фактора» чревато взрывом исламского экстремизма и терроризма и может привести к отрицанию любой другой идеологии, кроме исламского фундаментализма, и к попыткам свержения конституционного строя и установления шариатского законодательства и исламского правительства. Будучи религией большинства населения республики, Ислам оказался значимым фактором в жизни государства, наличие которого нельзя игнорировать. Понимая это, правительство Республики Таджикистан в начале 2000-х годов придерживалось направления к налаживанию отношений с Исламом.

Ещё 14 февраля 1998 г., выступая на встрече с общественностью города Душанбе, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон говорил: «Мы с уважением относимся к светлой религии ислама, вере наших отцов и предков как к чистому источнику нравственности и духовности. В связи с этим хочу подчеркнуть, что мы, являясь сторонниками здоровых религиозных убеждений, будем содействовать распространению миротворческих взглядов и укреплению примиряющей роли светлой веры Ислама» [4, с.26-27].

При всей важности нравственной основы, заложенной арийской эпохой в культурогенезе таджикского народа, нельзя сбрасывать со счетов и то, что исламские ценности органически вливались в культуру и быт таджиков на протяжении 1300 лет. За этот период Ислам стал органической составляющей таджикского общества и национальной культуры и сейчас имеет реальное влияние на общественно-политические процессы в республике. В Республике Таджикистан созданы все правовые условия для обеспечения свободы совести и деятельности религиозных организаций.

Время показало, что влияние ислама на социальное развитие Таджикистана весьма ощутимо. Созрела необходимость разумного использования позитивного потенциала мусульманской религии, в частности, миротворческую, культуросозидающую и политически стабилизирующую силу Ислама, в духовно-нравственном воспитании народа. В стране, где почти всё население считает себя приверженцем мусульманской религии, ислам должен занимать особое место в национальной идее, неверно отделять ислам от национальной культуры. Ислам, будучи религией абсолютного большинства граждан Таджикистана, является органической составляющей таджикского общества и национальной культуры и имеет реальное влияние на общественно-политические процессы. Более того, Ислам и исламское общество должны стать преградой на пути глобализации, нивелирующей национальные особенности.

В своём выступлении по случаю 17-ой годовщины Государственной независимости Президент Республики Таджикистан сказал и о необходимости защиты самобытности народа перед угрозой

расширяющегося процесса глобализации, укрепления связи между поколениями, упрочения национальной государственности и независимости Таджикистана, что невозможно без глубокого знакомства с историей и ценностями Ислама. Национальная культура не может быть отделена от Ислама.

При рассмотрении религии как части государственной концепции модернизации неизменно встаёт вопрос выбора интерпретации исламского наследия. Для Таджикистана, где 97% населения являются последователями ханафитского толка в исламе, именно это учение и его основатель - имам Абу Ханифа Нуман ибн Сабит, известный как Имоми Аъзам (Великий Имам), стали предметом внимания и изучения.

Как известно, Абу Ханифа (699 - 767 гг.) является первым богословом, разработавшим систему мусульманского права (фикх), которое, основываясь на законах Корана и Сунны, отвечало бы требованиям повседневной жизни. Его учение и богословско-правовая школа (мазхаб) являются наиболее умозрительными и толерантными, изначально следовавшими путем логичных и рациональных рассуждений. Абу Ханифа понимал, что народные обычаи и традиции занимают важное место в идеологии и социальном мировоззрении народа. Имом Абу Ханифа признал верными и желательными для применения нормы обычного права. Благодаря усилиям Абу Ханифы были сохранены и получили дальнейшее развитие национальная самобытность и ценности, языку фарси был придан особый статус как языку религиозного поклонения, среди верующих фарси был признан в качестве второго (после арабского) языка обитателей рая. В 1Х-Х веках опорными пунктами ханафитского толка в Исламе становятся Хорасан и Мавераннахр, её придерживались ханы Золотой Орды и Великие Моголы; в Османском султанате этот мазхаб был провозглашен государственным. На сегодняшний день его последователи составляют примерно половину мусульманского населения Земли, он распространён в Турции, Афганистане, Пакистане, Индии, Индонезии, Китае, Сирии, частично на Балканах. Большинство мусульман в странах СНГ также придерживаются этого мазхаба [5, с.96-97]. Формирование и историческая эволюция ханафитского мазхаба были связаны с необходимостью более четкого и широкого регулирования социальных вопросов.

Учитывая исторические заслуги Абу Ханифы, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон предложил объявить 2009 год, на который приходится его 1310-летие, Годом памяти Имоми Аъзама (Великого Имама).

Президент Республики Таджикистан подчеркнул огромное жизненное и международное значение постижения таджикским народом наследия Имама Абу Ханифы в процессе национального самосознания и развития национальной идеи [6].

15 сентября 2008 года Президент Республики Таджикистан издал Указ «Об объявлении 2009 года - Годом памяти Великого Имама». В Указе Президент поручил правительству Республики Таджикистан в двухмесячный срок принять необходимые меры для выполнения указа.

Целью провозглашения Года памяти Абу Ханифы является:

-познание основ ислама посредством одного из главных течений в этой религии, т.е. ханафитского мазхаба;

-повышение благодаря этому уровня гуманитарных и религиозных знаний и культуры;

-воспитание достойного и добропорядочного поколения, развитие здорового мышления, поощрение добрых дел и высокой нравственности в обществе;

-избавление людей от бремени традиционализма, фанатизма и суеверий;

-укрепление гуманистических идеалов и высокой нравственности, пропаганда созидательных знаний и идей;

-на основе ханафитского мазхаба заложить надёжный фундамент для сплочения нации и построения современного государства.

Правительство Республики Таджикистан выработало обширный План мероприятий по подготовке и проведению 1310-летия Великого Имама. Этот план был рассмотрен и утверждён на заседании Правительства Республики Таджикистан 29 декабря 2008 года. На его основе и в соответствии с ним готовились планы всех учреждений и организаций. Так, научные мероприятия и издания Министерства культуры республики включали: 1) подготовку к печати книги Абу Ханифы «Фикхи Акбар» (Великое слово); 2) книгу о жизнедеятельности Абу Ханифы - «Симои Имоми Аъзам Абу Ханифа» (Образ Великого Имама Абу Ханифы); 3) выставку книг о жизни и творчестве Абу Ханифы в библиотеках страны; 4) республиканские семинары, посвященные наследию Абу Ханифы и его правовой школе; 5) пропаганду толерантной сущности учения Абу Ханифы и его значения для молодого поколения Таджикистана в период поступательного развития глобализации; 6) организацию Международной конференции «Имом Аъзам и таджикская культура».

Место Абу Ханифы и ханафитского мазхаба в национальной идее было определено в выступлениях президента Э.Рахмона в СМИ, изложено в статьях «Великий Имам и национальная самобытность» и «Великий Имам и диалог цивилизаций».

В статье «Великий Имам и национальная самобытность» Президент подчеркнул, что Абу Ханифа относится к тем выдающимся личностям, «которые сыграли уникальную роль в формировании и совершенствовании национальной культуры, самобытности и аутентичности» таджикского народа [7].

Эмомали Рахмон указал, что надо «знать духовное наследие предков и выдающихся научных, религиозных, литературных, общественных и политических деятелей своего народа, использовать их бесценные произведения для воспитания сегодняшнего общества в духе уважения к предкам, чтобы построить свободное от фанатизма и противоречий государство», «.обогащать духовный мир молодёжи, ибо будущее страны и государства в огромной мере зависит от развития личности, знаний, мировоззрения и национального самосознания молодых людей» [8].

Ханафитский мазхаб сыграл огромную историческую роль в сохранении и укреплении национально-этнической идентичности, исторической самобытности и культурно-религиозных ценностей (культура, язык, обычаи и традиции) таджиков и других народов, входивших в состав арабского халифата.

Ханафитский мазхаб укрепил единство и сплоченность таджикского народа, препятствовал развитию радикальных и экстремистских организаций, движений и течений.

Ханафитский мазхаб не только способствовал сохранению самобытности, но и усилил некоторые основы и элементы национальной самобытности и характера таджиков - добрососедство и сотрудничество, терпимость и гостеприимство, умеренность и тягу к знаниям.

Ханафитский мазхаб способствовал распространению на значительной территории национальных традиций, национальных ценностей, норм и основ социального устройства традиционного общества таджиков, а также форм его государственности.

Ханафитский мазхаб, благодаря своему открытому и широкому кругозору, терпимости, гибкости идеологических, умозрительных и логических выводов, всегда был неразрывно связан с повседневной жизнью и социальными проблемами человека.

Ханафитский мазхаб решительно осуждает действия подстрекателей, вызывающих раскол среди мусульман, приводящих к противостоянию среди мусульман, поэтому учение Абу Ханафы имеет огромное значение для укрепления мирного сосуществования всех мусульман и упрочения национального единства таджиков.

Ханафитский мазхаб обладает огромным потенциалом терпимости и созидания, позволяющим жить в мире и согласии с представителями других религий и вероучений.

Таким образом, ханафитский мазхаб, базирующийся на прочных принципах и идеях, полностью отвечает материальным и духовным потребностям человечества. Духовное единство народа должно стать главной мыслью в национальной идее. Самым лучшим средством борьбы с радикализмом, невежеством и фанатизмом, по мнению президента РТ, является пропаганда здорового религиозного и светского просвещения, изучение современных наук и знаний, что мудро и последовательно проповедовал Великий Имам. Э.Рахмон призвал пропагандировать объединяющие элементы духовного наследия таджикского народа для его духовно-идеологического единства. Мечеть не должна превращаться в трибуну для проповеди экстремистских и радикальных взглядов, в источник фанатизма и суеверий, разногласий и противоречий между людьми. Наоборот, она должна сплачивать и объединять всех жителей страны, независимо от национальной и религиозной принадлежности, взглядов и убеждений. Мечети должны быть не только местом богослужения, но и стать центрами культуры и нравственности, школой человечности и воспитания духовности у мусульман.

На встрече с ветеранами труда Раштской долины Э.Рахмон выразил надежду, что священнослужители и улемы Раштской долины будут всесторонне внедрять в жизнь Закон РТ об упорядочении национальной и религиозной обрядности, соблюдать положения закона, проповедовать установления шариата относительно расточительства, благотворительности и выполнения религиозных заповедей, а также будут своим личным примером направлять людей, особенно молодежь, на истинный путь, призывая их к

созидательному труду, благоустройству родного края, национальному единству, самопознанию, патриотизму и соблюдению нравственных и духовных норм. Э.Рахмон выразил уверенность, что авторитетные люди и служители религии Рашта выполнят свою миссию, связанную со сплочением народа, защитой молодежи от влияния экстремистских религиозных проявлений и защитой национального единства [9].

Исполнение программы мероприятий началось еще в октябре 2008 г. На страницах периодической печати были опубликованы статьи Президента республики Эмомали Рахмона «Великий Имам и национальный менталитет» и «Великий Имам и диалог цивилизаций». Стали организовываться лекции и выступления по наследию Великого Имама, встречи с представителями мусульманского духовенства. Например, в закрытом Акционерном Обществе (ЗАО) «Бонки рушди Тожикистон» было проведено занятие, посвященное изучению жизнеописания и наследия имама Абу Ханифы. Занятие провёл ректор Исламского института Таджикистана Джамол Алиев.

Еще раньше Центр исламоведения, созданный при Президенте РТ, начал работу по изучению и исследованию религиозных произведений, переводом и изданием религиозных книг ханафитского мазхаба и т.п. В Худжанде создан Научно-исследовательский центр по изучению наследия Абу Ханифы. Таджикский Исламский университет в Душанбе и медресе в Худжанде получили имя Имама Абу Ханифы. Поводилась работа над новой редакцией Закона РТ «О свободе совести и религиозных объединениях» (проект уже обсужден на заседании Совета нижней палаты Маджлиси Оли 2 февраля 2009 г.)[10], велась разработка «Концепции государственной политики в области религии», которая будет принята летом 2009 года.

Предполагается широкая пропаганда и внедрение знаний об Абу Ханифе и ханафитском мазхабе. Работа предполагается во всех учреждениях и организациях, особенно с участием подрастающего поколения. Так, уже во всех дошкольных учреждениях проводятся утренники, на которых дети выступают со стихами, посвященными Абу Ханифе. Среди методических указаний - организация школьных уголков, посвященных Году памяти Великого Имама[11], встречи и беседы школьников с представителями мусульманского духовенства и т.д. В феврале 2009 г. было опубликовано учебно-методическое пособие для школ, подготовленное С.Саидовым и И.Рахимовым - «Шинохти Имоми Аъзам дар мактаб» (Познание Имоми Аъзама в школе) [12]. Книга содержит выдержки из статей Президента РТ Эмомали Рахмона об Имоме Аъзаме, статью об основных вехах жизни и деятельности Абу Ханифы, основные положения ханафитского мазхаба, а также сценки из жизни Абу Ханифы, высказывания известных религиозных деятелей об Имаме Аъзаме и другие материалы. На страницах газеты «Чумхурият» (Республика) печатаются материалы о жизни и деятельности и наставлениях Абу Ханифы [13].

Заметным явлением среди проводимых мероприятий стала Республиканская научно-практическая конференция «Наследие Абу Ханифы

и национальная культура», проведённая 26 февраля 2009 года в Душанбе. В работе конференции участвовали религиозные и общественные деятели, представители министерств и ведомств, академических институтов и высших учебных заведений, исполнительных органов и СМИ. Президент республики еще раз указал на то, что для правильного религиозного познания таджикского народа необходимо использовать богатое религиозное наследие, так как религиозные ценности имеют большое значение для формирования и развития национального самопознания, а ханафитский мазхаб придаст правильную направленность национальному самопознанию. Президент призвал служителей активно участвовать в этом процессе, быть во всём примером для всех граждан, создавать публичные библиотеки за счет частных религиозных книг. На конференции прозвучали предложения о введении государственной заработной платы имам-хатибам мечетей, введение в школах изучения Корана и хадисов на арабском языке и др. Вслед за республиканской, 2 марта 2009 года в Худжанде состоялась областная научно-практическая конференция «Абу Ханифа и таджикская культура».

К началу марта, помимо упомянутых выше, уже вышли из печати десятки книг, брошюр и научных статей, посвященных жизни и деятельности Имома Аъзама [14]. Скоро на телевидении будет транслироваться многосерийный художественный фильм египетских кинематографистов «Имам Абуханифа Нуъман» - дар Президента Арабской республики Египет Хосни Мубарека народу Таджикистана в честь Года памяти Великого Имама. Проводимые мероприятия нацелены на укрепление связи между национальной таджикской и исламскими моделями самоидентификации.

Таким образом, руководство республики признало, что Ислам может сыграть существенную роль в государственном строительстве, поскольку способен служить делу консолидации народа и это, соответственно, привело к возрастанию роли Ислама как части государственной политики. Ислам, начинающий играть новую и более заметную роль в быту широких слоёв населения, включается в качестве составного элемента в государственную модель и национальную идею. Ислам рассматривается как часть культурного наследия ив то же время как его организующий центр. От правильного соотношения религии и национального развития зависит весь комплекс проблем и их успешное решение в свете задач возрождения и устойчивости.

Ключевые слова: национальная идея, целостная система ценностей, консолидация нации, крах коммунистической идеологии, идеологический вакуум, идеологическая система, разные установки, идейная платформа, исламский фактор, социально-политическое явление, национальное возрождение.

Список использованной литературы:

1. Асадуллаев И.К. Политика, религия, философия. - Душанбе, 2009. - С.3.

2. Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. - Душанбе, 1996. - С.31.

3. Шоазимов П.Т. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане. - Душанбе, 2003.

4. Рахмонов Э. Душанбе - город дружбы и братства. - Душанбе, 1993. -С.26-27.

5. Сагдуллаев М.Г. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли (суннитского толка)//Актуальные проблемы гуманитарных наук. Тр. РТ СГУ. - вып.3. - Худжанд, 2005. - С.96-97.

6. Период созидания нового Таджикистана. Выступление Президента РТ Эмомали Рахмона по случаю 17-й годовщины Государственной независимости //Народная газета. - № 37 (19643) - 2008 - 10 сент.

7. Эмомали Рахмон. Великий Имам и национальная самобытность. //Народная газета. - №47 (19653). - 2008. - 19 нояб.

8. Эмомали Рахмон. Великий Имам и национальная самобытность.//Народная газета. - №47 (19653). - 2008. - 19 нояб.

9. Рабочая поездка Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в районы Раштской долины. //Народная газета. - №41 - 2008. - 8 окт.

10. Народная газета - №6 (19664). - 2009. - 3 февр.

11. ^одиров Б. Гушаи Имоми Аъзам дар мактаб.//Омузгор - № 7. - 2009. -6 февр.

12. Саидов С., Рахимов И. Шинохти Имоми Аъзам дар мактаб. - Хучанд, 2009.

13. Зиндагиномаи Абуханифа (Р) ва васиятхои у. Тахияи Мунаввари Сафар.//Ч,умхурият. - № 2 - 26 (21533). - 2009.

14. Напр.: Бок;изода А. Пандномаи Имоми Аъзам. - Душанбе, 2008; Димматзода М. Ак;идаи Имом Абуханифа. - Душанбе, 2008; Саидов С. Сад суолу чавоб перомуни Имоми Аъзам. - Хучанд, 2008; ^иссахо аз рузгори Имоми Аъзам. - Душанбе, 2009 и др.

ХОЛИЦЙ А., РАХИМОВ Н.Т.

МАР^ИЛАИНАВИ ТАШАККУЛИ АФКОРИМИЛЛЙДАР

ТОЦИКИСТОН

Муаллифони мацола соли 2009 - Соли бузургдошти Имоми Аъзамро %амчун мар%алаи нави ташаккули гони милли дар Тоцикистон мавриди назар царор дода, вобаста ба ин силсилаи чорабини%ои му%иму арзишмандро, ки ба%ри тацлили ин бузургдошт дар соли 2009 доир гардиданд ё доир хо%анд шуд, аз %амин нуцтаи назар тавзе% додаанд.

KHOLIKIA. RAHIMOV N.T.

THE NEW STAGE OF NATIONAL IDEOLOGY PROMOTION IN

TAJIKISTAN

The authors of the article consider 2009 year - a year of Imam A'zam, as a beginning of a new stage offormation of the national ideas n Tajikistan and all the governmental measures dedicated to this date is also shown in this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.