Научная статья на тему 'Наиболее ранние биобиблиографические сведения об Имаме Абу Ханифе'

Наиболее ранние биобиблиографические сведения об Имаме Абу Ханифе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
776
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Биобиблиография / ал-Фихрист / ислам / Абу Ханифа / фикх

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зохидов Н.

The earliest bio-bibliographical data about Imam Abu Hanifa N.Zokhidov Key words: bio-bibliography, "Al-Fihrist", Islam, Abu Hanifa, fikh Information about Abu Hanifa Numan ibn Sabit, the founder of the Hanafian trend (mazhab) mentioned in the bio-bibliographical work "Al-Fihrist" of Ibn Nadim, (or an-Nadim as some scholars think) is considered in the given article. This book is one of the earliest sources containing trustworthy data about Imam Abu Hanifa. The author of the article explores the sources used by Ibn an-Nadim in stating bio-bibliographical data about Abu Hanifa. Comparing the information from "Al-Fihrist" to that of taken from other ones, the author comes to the conclusion that the data given by Ibn an-Nadim can promote the objective study of Abu Hanifa's biography and clarify the matter about its authenticity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наиболее ранние биобиблиографические сведения об Имаме Абу Ханифе»

ФИЛОЛОГИЯИ ТОЧИК ТАДЖИКСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ

Н.Зохидов

НАИБОЛЕЕ РАННИЕ БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИМАМЕ АБУ ХАНИФЕ

Ключевые слова: Биобиблиография, ал-Фихрист, ислам, АбуХанифа, фикх

Абу Ханифа Нуъман ибн Сабит, известный по прозвищу ал-Имам ал-Аъзам, является одним из самых выдающихся и знаменитых богословов ислама. С его именем неразрывно связано сложение мусульманской правовой науки - фикха и одной из крупнейших школ ислама - ханафитского мазхаба.

Мазхаб, основанный Абу Ханифой, является доминирующим на огромных территориях мусульманского мира. Широкому распространению этого мазхаба способствовал ряд факторов, среди которых в первую очередь следует назвать прочный авторитет этого мазхаба как самой толерантной и мягкой школы исламского права. Поэтому сегодня, когда то и дело отказывают исламу в гармоничности и умеренности, когда часто и преднамеренно приписывают исламу экстремизм, а то и терроризм, как никогда актуальным является изучение правового наследия великого Имама.

Парадоксальным является тот факт, что абсолютное большинство населения Таджикистана исторически является приверженцами ханафитского мазхаба, однако до известного Указа Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона, объявившего 2009 год Годом почитания Имама Аъзама, мало кто представлял себе истинное значение наследия Абу Ханифы в истории классической религиозно-правовой мысли ислама и таджикского народа. Примерно такая же картина вырисовывается и в отношении научного изучения жизни и в особенности правового наследия Абу Ханифы. За исключением, может быть, двух монографий М.Химмматзаде (1), до сих пор в Таджикистане нет сколь-нибудь серьёзного исследования, соответствующего положению Абу Ханифы как общепризнанного столпа мусульманского правоверия.

Поэтому можно надеяться, что в объявленный Президентом Республики Таджикистан Год почитания Имама Аъзама и в последующем появятся серьёзные и достойные исследования об Абу Ханифе, тем более, что материал для такого исследования в распоряжении исследователей имеется предостаточно. Напомним, что в течение более тысячи двести лет, прошедших после кончины великого Имама, было написано немало работ о его жизни и деянии, как в виде отдельных книг, так и статей в биографических сборниках.

Первые биографические сочинения об Имаме Абу Ханифа появились уже в конце К - начале Х века. К этому времени относится появление книги Абу-л-Аббаса Ахмада ибн ас-Сальта ал-Хаммони (ум. 308/920г.) под названием "Манакиб ан-Нуъман", которая, однако не сохранилась (2). В дальнейшем книги и статьи об Абу Ханифе были написаны в изобилии как сторонниками и последователями Имама, так и его идейными противниками и оппонентами. В результате, появившуюся в средние века обильную литературу об Имаме Абу Ханифа, можно разделить на три группы. В первую группу входят источники, написанные последователями Имама. Эту группу образуют, в первую очередь, многочисленные сочинения об Абу Ханифе, написанные в жанре манакиб - агиографий и ахбар - повествований о жизни и деянии Имама. Названия и авторы большого количества таких сочинений зафиксированы в "Кашф уз-зунун" Хаджи Халифа (3). Достаточное представление о таких сочинениях дает также известный труд Шибли Нуъмани об Имаме Абу Ханифе, в котором помещен список из 27 сочинений указанных жанров (4).

К этой группе источников примыкают также сочинения, написанные в защиту Имама и его мазхаба от нападков оппонентов и противников. Одним из известных образцов таких сочинений считается книга Абу-л-Музаффара Исы ибн Абу Бакра Ханафи (ум. 624/1227) под названием "ар-Рад ала Аби Бакр ал-Хатыб ал-Багдади фи мо закара фи та'рихихи фи тарджамати Аби Ханифата" (Книга опровержения того, что изложено Абу Бакром ал-Хатыбом ал-Багдади в его "Истории" о жизни и деянии Абу Ханифы) (5).

Вторую группу источников об Абу Ханифе образуют сочинения, написанные его идейными противниками. Многие сочинения этой группы источников носят общее название "ар-Рад ала Аби

Ханифата" (Опровержение Абу Ханифы). Под этим названием были известны сочинения Абдаллаха ибн Зубейра Хумайди (ум. 219/834), Абу Бакра ибн Абу Шайба (ум. 235/849), Кази Нуъмана Магриби (ум. 363/974). Известны также книги Сумамы ибн Ашраса (ум. 213/828) и Абу-л-Фадля Карталуси (IХ в.) под общим названием "ар-Рад ала Аби Ханифата фи-р-ра'й" (Опровержение Абу Ханифы в том, что касается независимого суждения) (6). Часто такие сочинения принадлежали перу традиционалистов - асхаб ал-хадис, которые отвергали методы решения правовых вопросов на основании собственного мнения (ра'й), а не на основании прецедента, извлекаемого из предания (хадиса). Следует отметить, что идейная борьба между асхаб ар-ра'й и асхаб ал-хадис была наиболее острой в VШ-IХ вв, поэтому многие антиханафитские сочинения являются продуктом этого времени.

Третью группу источников составляют полемические книги и трактаты, написанные о противоречиях между Абу Ханифой и другими факихами, между ханафитским мазхабом и другими богословско-правовыми школами в решении правовых вопросов. В отличие от второй группы источников большинство сочинений этой группы не содержит критику взглядов и идей Имама, тем более, что наиболее ранние работы подобного рода были написаны учениками и последователями самого Имама. Так, перу прославленного ученика Абу Ханифы - Кази Абу Юсуфа (ум. 182/798) принадлежит сохранившийся трактат под названием "Ихтилаф Аби Ханифа ва Ибн Аби Лайла" (Противоречия между Абу Ханифой и Ибн Абу Лайла) о различиях во взглядах Великого Имама и Ибн Абу Лайла (ум. 148/765), занимавшего пост казия Куфы при последних Омейядах и первых Аббасидах (7). Ряд сочинений этой группы посвящен сопоставлениям взглядов и идей Имама Абу Ханифы и Имама аш-Шафи'и, основателя шафиитского мазхаба (8).

Эти три группы источников содержат обширные сведения о жизни и деянии Абу Ханифы, о богословско-правовых взглядах Имама и его противоречиях с основателями и последователями других мазхабов.

Кроме этих источников в распоряжении исследователей имеется еще одна группа сочинений биобиблиографического характера, которые по охвату информативного материала несколько уступают указанным трем группам памятников, но выгодно отличаются от них тем, что не преследуют апологетические цели, не ангажированы и не тенденциозны. В связи с этим, сочинения биобиблиографического характера имеют важное значение в деле объективного исследования жизни и богословско-правового наследия Имама Абу Ханифы, создают основу для того, что обрисовать подлинный портрет великого Имама. Едва ли можно сомневаться в том, что в первом ряду этих сочинений стоит известный биобиблиографический труд Ибн ан-Надима (ум. в 380/990г.) (или просто "ан-Надима", как считают некоторые исследователи) под названием "ал-Фихрист". Этот памятник арабо-мусульманской культуры является наиболее ранним биобиблиографическим трудом, содержащим важные сведения об Абу Ханифе и его последователях.

Шестая глава "ал-Фихрист"-а посвящена фикху, факихам и их сочинениям и состоит из восьми параграфов - фаннов. Второй фан содержит сведения об Абу Ханифе и его последователях т.е. иракских факихах, известных как "асхаб ар-ра'й". Этот фан начинается с изложения кратких биографических сведений об Абу Ханифе. Автор "ал-Фихрист"-а пишет: "Имя Абу Ханифы - Нуъман ибн Сабит ибн Зути. Он был продавцом шелка в Куфе. Зути был мавля племени Таййим-ул-лах ибн Са'лаба. Он происходил из Кабула. Говорят также, что Зути был мавля племени Бани Кафал. Нуъман относился к преемникам (таби'ин) и застал нескольких сподвижников (сахаба). Он был набожным и аскетичным, как и его сын - Хаммад. Из детей у него был (только) Хаммад, который носил кун'ю Абу Исмаил, а умер он в Куфе. Хаммад имел сыновей по имени Абу Хаййан, Исмаил, Усман и Умар. Халиф ал-Ма'мун назначил Исмаила - сына Хаммада казием Басры" (9).

Автор "ал-Фихрист"-а далее приводит три бейта Мусавира ал-Варрака и четыре бейта Абдаллаха ибн ал-Мубарак, восхваляющих Абу Ханифу и утверждающих, что подобного этому "имам ал-муслимин" нет нигде на востоке и западе и ни в Куфе.

Далее Ибн ан-Надим пишет: "Абу Ханифа скончался в сто пятидесятом году, и было ему тогда семьдесят лет. Похоронили его с восточной стороны кладбища Хайзуран в районе Аскар ал-Махди. Погребальную молитву над ним читал ал-Хасан ибн Имара (кази Багдада - З.Н.). Передал это Ибн Аби Хайсама со слов Сулеймана ибн Аби Шейха. Абу Ханифе принадлежат следующие сочинения:

"Китаб ал-фикх ал-акбар", "Китаб рисалитихи ила ал-Бусти", "Китаб ал-алим ва-л-мутааллим", переданный Мукатилем со слов Абу Ханифы, "Китаб ар-рад ала-л-кадарийа".

Он тот, кто собрал науку везде - на суше и на море, на востоке и на западе, вдалеке и вблизи. Да прибудет над ним Божье довольство!" (10)

Этим и исчерпывается сообщение Ибн ан-Надима об Абу Ханифе. Это сообщение, несмотря на его сжатость и краткость, заслуживает внимания по ряду причин. Во первых "ал-Фихрист" один из наиболее ранних сочинений, содержащих сведения об Абу Ханифе и его последователях. В силу этого "ал-Фихрист" послужил источником для последующих авторов, в особенности для авторов биобиблиографических трудов наподобие "Кашф аз-зунун". До Ибн ан-Надима же об Абу Ханифе писало лишь несколько авторов. В связи с этим, целесообразным является вопрос об источниках самого автора "ал-Фихрист"-а в части, касающейся Абу Ханифы и его последователей. Сам Ибн ан-Надим не называет своих источников, но в силу биобиблиографического характера своего труда сообщает доступные ему сведения об огромном количестве авторов - своих предшественников. Среди этих авторов были и те, кто писали об Абу Ханифе, а значит могли послужить источником сведений Ибн ан-Надима о нем. Как было отмечено выше, наиболее раннее сочинение агиографического жанра об Абу Ханифе было написано Абу-л-Аббасом Ахмадом ибн ас-Сальтом ал-Хаммани ал-Ханафи (ум. 308/920г.). Хаджи Халифа в "Кашф аз-зунун", приводя полное имя этого ханафитского автора и сообщая дату его смерти, приписывает его перу одну единственную книгу: "Манакиб ал-Имам Аби Ханифа" (11). Знал ли этого автора и его книгу Ибн ан-Надим? На этот вопрос приходится отвечать отрицательно, так как имя Абу-л-Аббаса Ахмада ибн ас-Сальта вообще не упоминается в "ал-Фихрист"-е. Это означает, что Ибн ан-Надим не мог пользоваться книгой указанного автора в качестве источника своих сведений об Имаме Абу Ханифе.

Другим автором, писавшим об Имаме Абу Ханифе до появления книги "ал-Фихрист", считается известный факих, глава египетских ханафитов Имам Абу Джаъфар ат-Тахави (ум. 322/933). Перу ат-Тахави принадлежало агиографическое сочинение об Имаме Абу Ханифе под названием "Укуд ал-марджан" (12). Автор "ал-Фихрист"-а посвятил небольшую биобиблиографическую заметку Имаму ат-Тахави, в которой указано, что Имам происходил из одной из деревень Египта под названием "Таха", что он умер в 322 х (933) в возрасте 80 лет. Затем перечислены названия шестнадцати книг ат-Тахави, однако среди них нет упоминания об "Укуд ал-марджан" (13). Означает ли это, что Ибн ан-Надим не знал о существовании этой книги ат-Тахави и как следствие этого не пользовался ею при написании заметки об Абу Ханифе в "ал-Фихрист"-е? Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Разумеется, можно допускать, что эта книга изначально фигурировала в списке книг ат-Тахави, приведенном Ибн ан-Надимом, а затем была опущена переписчиками. В пользу такого предположения может свидетельствовать и тот факт, что перечень книг ат-Тахави, приведенный в "Кашф аз-зунун" (14), почти повторяет список книг этого автора в "ал-Фихрист"-е. Разница заключается лишь в том, что в перечне "Кашф аз-зунун" книг ат-Тахави на три больше, чем в "ал-Фихрист"-е и одна из этих трех книг как раз и есть "Укуд ал-марджан фи манакиб Аби Ханифа ан-Нуъман". С другой стороны, автор "ал-Фихрист"-а приводит больше, чем Хаджи Халифа, биографических сведений об Имаме ат-Тахави, обнаруживая тем самим свою достаточно полную осведомленность о жизни и творчестве этого ханафитского имама. Все это наталкивает нас на мысль, что Ибн ан-Надим мог знать о книге ат-Тахави об Имаме Абу Ханифе и воспользоваться ей как источник своих сведений об основателе ханафитского мазхаба. Что же касается отсутствия названия интересующей нас книги в перечне "ал-Фихрист"-а, то оно скорее всего связано с агиографическим характером книги, т.е. переписчики "ал-Фихрист"-а - последователи других мазхабов и течений могли не придавать должного внимания этой книге, а то и вовсе опустить ее название. Следует заметить, что также поступали и некоторые авторы книг. Так, Ибн Халликан в своем "Вафайат ал-а'йан" отмечая, что перу Имама ат-Тахави принадлежит много "полезных книг", приводит названия только пяти из них, среди которых книга об Абу Ханифе не фигурирует (15).

Еще одним предшественником Ибн ан-Надима, писавшим об Имаме Абу Ханифе, был известный арабоязычный ученый и писатель Ибн Кутайба ад-Динавари (ум. 276/889). Ему принадлежит огромное количество книг в различных областях арабской филологии. Автор "ал-Фихрист"-а был хорошо осведомлен о жизни и наследии Ибн Кутайбы, так как он, помимо коротких биографических сведений, приводит не только названия его книг, но и указывает на количество глав во многих из них

(16). Среди этих книг фигурирует "Китаб ал-ма'ариф", в которой Ибн Кутайба посвятил отдельную главу "асхаб ар-ра'й" - сторонникам независимого суждения, т.е. Абу Ханифе и его последователям

(17). Сведения Ибн Кутайбы и Ибн ан-Надима в части биографических данных Абу Ханифы почти буквально совпадают друг с другом и не оставляют сомнений в том, что автор "ал-Фихрист"-а пользовался сочинением Ибн Кутайбы в качестве одного из своих источников. Кроме биографических данных, в обеих книгах совпадают также стихи, восхваляющие Абу Ханифу и принадлежащие малоизвестному поэту Мусавиру ал-Варраку (18), - уроженцу Куфы, современнику Имама:

Если однажды люди, соперничая с нами, захотят удивить нас необыкновенными фетвами,

Тогда мы представим им мерило правильных суждений, выработанное Абу Ханифой.

И каждый услышавший эти решения факих постарается сохранить их в памяти, а также запечатлеть их чернилой на бумаге.

Обстоятельства, побудившие Мусавира сложить этот панегирик в честь Имама Абу Ханифы, упомянуты Абу-л-Фараджем ал-Исфахани в его "Китаб ал-агани" (19).

За этим панегириком в "Китаб ал-ма'ариф" следуют три бейта, которые, по утверждению Ибн Кутайбы, "написаны в ответ (на вышеуказанный панегирик - З.Н.) одним из асхаб ал-хадис". Этот ответ написан в духе противостояния асхаб ал-хадис и асхаб ар-ра'й и содержит обвинения в адрес Абу Ханифы за нововведения (бид'а) и разрешение запрещенного. В "ал-Фихрист"-е же вместо этого ответа - поношения Абу Ханифы приведены следующие четыре бейта, принадлежащие, по утверждению Ибн ан-Надима, "одному из асхаб ал-хадис - Абдаллаху ибн ал-Мубараку":

Украшением страны и тех, кто в нем живет, является глава (имам) мусульман Абу Ханифа.

Его труды и его фикх прославились как знамения на страницах Забура.

Нет на Востоке равного ему, ни на Западе и ни в Куфе.

Я нашел порицающих его глупцами, противостоящими истине со слабыми доводами.

Автор этих стихов - Абдаллах ибн ал-Мубарак упомянут в другом месте "ал-Фихрист"-а, в главе о факихах - асхаб ал-хадис, где сообщается его кун'я - Абу Абдаррахман, год его кончины 281/894 и названия пяти его книг (20). Примечательно, что Ибн ан-Надим, в противовес Ибн Кутайбе, процитировавшему поносящие Абу Ханифу стихи одного из асхаб ал-хадис, поместил в своем труде хвалебные стихи в адрес Имама, написанные опять таки одним из асхаб ал-хадис. В этом, возможно, проявились симпатия автора "ал-Фихрист"-а к Имаму Абу Ханифе и его богословско-правовому учению.

Сопоставление сведений "Китаб ал-ма'ариф" и "ал-Фихрист"-а об Имаме Абу Ханифе свидетельствует, что Ибн ан-Надим, помимо сочинения Ибн Кутайбы, опирался и на другие источники. Об этом можно судить по его сведениям, которых нет в "Китаб ал-ма'ариф". Так, Ибн ан-Надим сообщает, что дед Абу Ханифы - Зути происходил из Кабула. Известно, что в различных источниках в качестве города, откуда происходил Зути, кроме Кабула названы также Термез, Ниса, Анбар и даже Бабул (21). В этой связи, однозначная информация Ибн ан-Надима о Кабуле в качестве места рождения предков Абу Ханифы приобретает особую значимость как одно из наиболее ранних свидетельств на этот счет и может служить аргументом в пользу того, что другие города как родина предков великого Имама являются определениями более поздних авторов.

Заслуживают внимание и некоторые детали в сведениях Ибн ан-Надима, которые отсутствуют в "Китаб ал-ма'ариф". В частности, автор "ал-Фихрист"-а, сообщая о том, что погребальную молитву над покойным Абу Ханифой прочитал казий Багдада ал-Хасан ибн Имара, добавляет, что "это передал Ибн Аби Хайсама со слов Сулаймана ибн Аби Шайха". В этой связи следует заметить, что Ибн ан-Надим в редких случаях называет источников своих информаций, однако в данном случае он счел нужным назвать их. Первый из этих источников - Ибн Аби Хайсама (ум. 279/892) был факихом и мухаддисом. Биобиблиографические сведения о нем помещены в самом "ал-Фихрист"-е (22), а также в "Кашф аз-зунун" Хаджи Халифа (23). Из этих сведений явствует, что Ибн Аби Хайсама был плодовитым автором, перу которого принадлежало много сочинений в областях фикха, хадиса и литературы. Второй источник, названный Ибн ан-Надимом - Сулайман ибн Аби Шайх (К в.) пользовался авторитетом надежного равия. В таком качестве он неоднократно фигурирует в средневековых источниках, в частности в "Китаб ал-Агани" Абу-л-Фараджа ал-Исфахани (24). Авторитет этих источников не позволяет сомневаться в достоверности сведений Ибн ан-Надима.

Вероятно, это и хотел подчеркнуть автор "ал-Фихрист"-а, отступая от своих правил и называя имена своих источников.

Биобиблиографические сведения об Имаме Абу Ханифа в "ал-Фихрист"-е завершаются перечислением книг Имама. Ибн ан-Надим пишет: "Абу Ханифе принадлежат следующие книги: "Китаб ал-фикх ал-акбар", "Китаб рисолатихи ила ал-Бусти", "Китаб ал-алим ва-л-мутааллим", переданный с его слов (Абу) Мукатилем, "Китаб ар-рад ала-л-кадарийа" (25). Принято считать, что все эти сочинения были написаны не рукой самого Абу Ханифы, а с его слов такими его учениками, как Абу Юсуф, Абу Мути' Хакам ибн Абдаллах ал-Балхи, Абу Мукатилем ас-Самарканди и другими (26). Самой известной из перечисленных книг является "ал-Фикх ал-акбар" (Величайшее знание), представляющая собой краткое изложение основных постулатов суннитского вероучения. Аутентичность текста этого сочинения, ставящийся под сомнение в западном исламоведении (27), признаётся в мусульманском мире, однако допускается возможность внесения определенных дополнений со стороны переписчиков текста. К "ал-Фикх ал-акбар" с момента его появления написаны многочисленные комментария, среди которых наибольшей известностью пользуется комментарий Мулла Али Кари (28).

Название второго труда Имама Абу Ханифы в "ал-Фихрист"-е передано в искаженной форме: "Китаб рисалатихи ила ал-Бусти" (т.е. Письмо Абу Ханифы (адресованное) ал-Бусти), тогда как адресата письма звали Усман ал-Батти. Наверное, не трудно догадаться, что ошибка вкралась в текст "ал-Фихрист"-а по вине переписчиков, отдавших предпочтение знакомой и распространенной нисбе "ал-Бусти" вместо правильной, но необычной "ал-Батти". Ошибка переписчиков осталась не исправленной и издателем "ал-Фихрист"-а Реза Таджаддудом.

Третий труд Абу Ханифы - "ал-Алим ва-л-мутааллим", представляющий собой ответы Имама на задаваемые ему учеником Абу Мукатилем ас-Самарканди вопросы, дает адекватное представление о богословских взглядах основателя ханафитского мазхаба. Этот труд, как и две предыдущие, неоднократно издан и переведен на многие языки (29).

Четвертый труд Абу Ханифы в перечне Ибн ан-Надима - "ар-Рад ала ал-кадарийа" (Опровержение кадаритов) не сохранился и сказать что-либо определенное о его содержании не представляется возможным.

Кроме перечисленных трудов, с именем Абу Ханифы связывают еще два сочинения: "ал-Фикх ал-абсат" (Упрощенное знание) и "ал-Васийа фи-т-тавхид" (Завещание о единобожии). Здесь возникает вопрос о том, почему автор "ал-Фихрист"-а не указал последние два сочинения в перечне трудов Абу Ханифы? Не думается, что причиной тому была неполная осведомленность Ибн ан-Надима о книгах Имама. Скорее всего, тут дело заключается в несколько отдаленной и далеко небесспорной связи этих сочинений с именем Имама Абу Ханифы. Так, первый из этих двух сочинений - "ал-Фикх ал-абсат", представляющее собой более развернутое изложение "ал-Фикх ал-акбар", был составлен учеником Абу Ханифы - Абу Мути' ал-Балхи (ум. 199/814), вероятно, после смерти своего учителя. Отсюда, связь этого трактата с именем Абу Ханифы в эпоху Ибн ан-Надима была не настолько прочной, чтобы можно было приписать его Имаму. К тому же, по мнению исследователей, этот труд "не производит впечатление цельного текста: он не так хорошо структурирован, не последователен в изложении, перескакивает с темы на тему, содержит повторения и даже внутренние противоречия" (30).

Аутентичность другого сочинения - "ал-Васийа фи-т-тавхид", ставится под сомнение многими исследователями. Если одни полностью отрицают отношение этого трактата Абу Ханифе, то другие считают его произведением Мухаммада ибн Юсуфа ал-Бухари, также имевшего кунью "Абу Ханифа", а третьи считают его сочинением му'тазилитов (31). В свете этих обстоятельств становится понятным, почему последние два произведения не указаны Ибн ан-Надимом в числе трудов Абу Ханифы.

Этот факт, а также вышеуказанные соображения подтверждают, что сведения "ал-Фихрист"-а могут способствовать объективному познанию жизни и наследия великого Имама Абу Ханифы Нуъмана ибн Сабита и решению вопроса об аутентичности его трудов.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Химматзода, М. Зиндаги ва осори Имом Абуханифа. -Хучанд, 2004, -2; Его же: Акидаи Имом Абуханифа. -Душанбе, 2008. -236с.

2. Батыр Рустам. Абу-Ханифа. Жизнь и наследие. Н.Новгород - Ярославль, 2007, с.8; а также: Шиблии Нуъмони. Симои Имоми Аъзам Абуханифа. Тарчума ва иктибоси Абдулваххоби Муллозои. Нашри "Овои ислом", 1386х., с.20.

3. Хаджи Халифа. Кашф уз-зунун ан асами ал-кутуб ва-л-фунун. Бейрут, Дар ал-фикр, 1419/1999, т.2, с.672-674.

4. Шиблии Нуъмони. Симои Имоми Аъзам Абуханифа, с. 19-24.

5. Эта книга отдельно была издана в Каире в 1932 г. Кроме того, она издается в качестве добавочного тома к многотомной "Истории Багдада" ал-Хатыба ал-Багдади.

6. Об этих и подобных сочинениях см.: Ибн ан-Надим. Китаб ал-Фихрист. Издание Реза Таджаддуда. Тегеран, 1393/1973, сс.185, 293; Ибн Халликан. Вафайат ал-а'йан фи анба' абна-аз-заман. Хаккакаху Ихсан Аббас. Бейрут, Дар садир, 1414/1994, т.5, с.416; а также Даиратулмаарифи бузурги ислами, ^V, Тегеран, 1387, с.406-407.

7. О нем см. статью в: Ибн ан-Надим. ал-Фихрист, с.256.

8. К таковым сочинениям относятся "Китаб фи байан ихтилаф ал-Имам ал-Ханафи ва-л-Имам аш-Шафи'и" Абу Бакра Ахмада ибн Хусейна Байхаки и "ан-Нукат фи масоил ал-мухталаф фиха байн ал-имамайн аш-Шафи'и ва Аби Ханифата" Абу Искаха Ширази (Даиратулмаарифи бузурги ислами, ^V, с.407).

9. Ибн ан-Надим. Указ. соч., с.255.

10. Ибн ан-Надим. Указ. соч., с.255-256.

11. Хаджи Халифа. Указ. соч. т.5, с.50.

12. Хаджи Халифа. Указ. соч., т.2, с.672; т.5. с.51; Шибли Нуъмони. Указ. соч. с.20.

13. Ибн ан-Надим. Указ. соч. с.260.

14. Хаджи Халифа. Указ. соч., т.5, с.51.

15. Ибн Халликан. Указ. соч., т.1, с.71-72.

16. Ибн ан-Надим. Указ. соч., с.85-86.

17. Ибн Кутайба. Китаб ал-ма'ариф. Бейрут, Дар ал-кутуб ал-илмийа, 1408/1987, с.277-280.

18. Ибн Кутайба. Указ. соч. с.278; Ибн ан-Надим. Указ. соч. с.255.

19. Эти обстоятельства, а также другие сведения о Мусавире ал-Варраке см.: Абу-л-Фарадж ал-Исфахани. Китаб ул-агани. В 30-и томах. ал-Кохира, Дар аш-ша'б, (б.д.), т.20, с. 6931-6938.

20. Ибн ан-Надим. Указ. соч., с.284.

21. Ибн Халликан. Указ. соч., т.5, с.405.

22. Ибн ан-Надим. Указ. соч., с.286.

23. Хаджи Халифа. Указ. соч., т.5, с.45.

24. Абу-л-Фарадж ал-Исфахани. Указ. соч., т.3, с.1157; т.4, с.1233.

25. Ибн ан-Надим. Указ. соч., с.256.

26. Химматзода М. Акидаи Имом Абуханифа. Душанбе, 2008, с.14-16.

27. Батыр, Рустам. Указ. соч., с. 183.

28. ал-Мулла Али ал-Кари. Шарх ал-фикх ал-акбар. -Бейрут, Дар ан-Нафаис, 1417/1997. -272 с.

29. Русский перевод этого труда см.: Батыр Рустам. Указ. соч., с.189-220.

30. Батыр, Рустам. Указ. соч., с.185.

31. Химматзода М. Акидаи Имом Абуханифа, с.15-16.

Thy yaKliyst uio-uiuliogrnphical data auo¿t Imam Лиг Hanifa N.Zokhidov

Kyy woKds: uio-uiuliogmphy, "Al-FihKist", Islam, Аиг Hanifa, fikh

InfoKmation auoet Аиг Hanifa Neman iun Sauit, thy foendyK of thy Hanafian tKynd (mazhau) myntionyd in thy uio-uiuliogKaphical woKk "Al-FihKist" of Iun Nadim, (ok an-Nadim as somy scholaKS think) is considyKyd in thy givyn aKticly. This uook is ony of thy yaKliyst soeKcys containing tKestwoKthy data auoet Imam Aue Hanifa. Thy aethoK of thy aKticly ynploKys thy soeKcys esyd uy Iun an-Nadim in stating uio-uiuliogKaphical data auoet Aue Hanifa. CompaKing thy infoKmation fKom "Al-FihKist" to that of takyn from othyK onys, thy aethoK comys to thy conclesion that thy data givyn uy Iun an-Nadim can pKomoty thy oujyctivy stedy of Aue Hanifa's uiogKaphy and claKify thy mattyK auoet its aethynticity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.