Научная статья на тему 'Социально - экономические взгляды ханафитского мазхаба'

Социально - экономические взгляды ханафитского мазхаба Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
132
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЗХАБЫ / ХАНАФИТСКОЕ ТЕЧЕНИЕ ИСЛАМСКОЙ РЕЛИГИИ / ХАНАФИТСКИЫ МАЗХАБ / АБУ ХАНИФА / ТЕОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ / ПРАВОВЕДЕНИЕ (ФИКХ) / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ / ПРАВОВАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдукадыров Хайрулло, Abduakadirov K.H.

The article is about Imomi Azams creative activity, his social and economic views from Ismalic point of view from Abbosiyon's period till now. There is also given an essential information about saving, taxation, labour effectiveness from the early Islam period till now.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HANAFITS SOCIAL AND ECONOMIC VIEWS

The article is about Imomi Azams creative activity, his social and economic views from Ismalic point of view from Abbosiyon's period till now. There is also given an essential information about saving, taxation, labour effectiveness from the early Islam period till now.

Текст научной работы на тему «Социально - экономические взгляды ханафитского мазхаба»

ИКТИСОДИЁТ

ЭКОНОМИКА

АБДУКАДЫРОВ ХАЙРУЛЛО-

ст. преподаватель кафедры экономической теории ТГУПБП.

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ХАНАФИТСКОГО

МАЗХАБА

Как известно, в советские времена экономическая наука в Таджикистане получила большое развитие. Исследования восточных мыслителей в области экономики и экономических учений составляют неотъемлемую часть экономики нашей страны, даже и в XXI веке. Одним словом, можно понять, что познание современности невозможно без знаний о прошлом, то есть без постижения истории предков. В этом смысле изучение истории социально-экономических воззрений эпохи феодализма с научных позиций современности имеет большое познавательное и научно-практическое значение.(1)

Исследуя социально-экономические взгляды в трудах восточных мыслителей, можно натолкнуться на школы, движения, мазхабы и т. д. эпохи феодальных отношений, которые выражали интересы народа и боролись за благосостояние общества.

Одной из таких школ или, образно говоря, мазхабов, являлось ханафитское течение.

Возникновение и распространение ханафитского мазхаба на весь мусульманский мир являлось предыдущим этапом развития исламской религии.

С точки зрения грамматики арабского языка, слово «мазхаб» представляет собой имя места и времени, образованное от глагола «захаба», т.е., идти по какому -либо пути. Слово «абу» на арабском означает «отец». Слово «Ханифа» также арабского происхождения и означает «религиозный» или «сильноверующий» (1).

Основателем ханафитского мазхаба был Абу Ханифа ан-Нуъман ибн Собит ибн Зута ал-Фарси, родившийся в 699 г. в городе Куфе (2) .

Именно Куфа, Басра, Масул и многие другие города халифата были не только центром науки и техники, или, образно говоря, «Домом мудрости» для развития ислама, но и центром духовной жизни, т. е. теологии, философии, правоведения (фикх), управления государством и многих других наук в эпоху раннего ислама, при династии Аббасидов.

Основываясь на теологических аспектах священной книги Коран и Хадисах Пророка (с), Абу Ханифа отличался не только острым умом, логическим складом мышления, но и тем, что принимал эффективные и

справедливые решение по отношению к трудовым массам. Эти решения и по сей день являются общепризнанными нормами религиозной и духовной морали для человечества. Так, например, фикховое учение, разработанное Имамом Азамом и поддерживаемое многими исламскими и светскими государствами, даже на рубеже третьего тысячелетия не утратило своего значения.

В трактате «Хулосат ул - масоили акида ва фикхи ханафийя» Х.Тахири, что означает «Заключение о проблемах идеи ханафитских знаний», о проблемах хараджа и джузии с 1740 по 1749 пункты говорится об эффективном использовании налогов и сборов, о справедливом и ненасильственном налогообложении для мусульманского и немусульманского населения: арабов и аджама, также о созидании, физической и духовной стойкости и терпении в производственных и трудовых отношениях и т.д. (3)

Оставляя после себя огромное духовное наследие в виде отдельных книг и трактатов, Абу Ханифа заложил фундамент своего ханафитского учения и новой правовой школы.

Одним из таких трактатов является «Васийа» («Заветы»), в который величайший учёный ввёл главу по вопросам ведения домашнего хозяйства, сбору налогов, отношении к торговле и ремеслу, справедливом делении апитала и т.д. Так, например, Абу Ханифа, даёт чёткое определение о сборе налогов, которых в исламе несколько видов, таких как Закят, Ушр, Каффарат, Садакат-аль-фитр, Нафакат, Варасат, Кирадж, джузия и т. д.

По указанию и советам Абу Ханифы величайшие монархи и государственные чиновники направляли все эти сборы и налоги:

1. На искоренение нищеты в государстве.

2. На благо государства и стабильное развитие общественного хозяйства.

3. На подъём и восстановление хозяйственных отношений и т.д.

Как известно, ислам является религией прогрессивной и толерантной. Социально - экономические отношения как для арабского, так и для не- арабского (аджам) населения являлись не подрывающими, а развивающими их хозяйство. Именно эти и другие факторы не вызвали деградации ислама, а, наоборот, привели к быстрому научному, теолого -философскому и социально-экономическому росту и процессу исламизации Востока и других стран мира.

Развивая эти и другие религиозные аспекты, Имом Азам в своих «Заветах» учит бережливости, говорит об эффективном использовании времени и совместном труде, о справедливом и добросовестном разделении труда и капитала. Так, например, с пункта 1791 по 1817 трактата говорится: «Каждый совместный труд должен быть

ИКТИСОДИЁТ

ЭКОНОМИКА

справедливым и образцовым, необходимо беречь созданный продукт труда, делите Божий дар справедливо, давайте взаймы, но без процентов, да покарают небеса тех несправедливых, небережливых и ростовщиков».

(4)

Давая формулировку понятия «совместный труд», Абу Ханифа и ханафиты выражают склонность к справедливости, повышению производительности труда, эффективному использованию факторов производства (труда, капитала и земли), созданию беспроцентных кредитных отношений в торговле и в товарном производстве, добросовестном делении капитала и труда т. д.

Таким образом, можно сделать вывод, что ханафитский мазхаб непосредственно и ярко отражает интересы народа. Данное определение стало основой для мусульманского мира за 10 веков до появления на свет величайшего произведения классика экономической мысли А. Смита «Богатство наций» (1776).

Эти и многие другие положения ханафитской школы прежде всего направлялись во благо человечества, и, конечно, для роста общественного хозяйства. Также нельзя ошибиться, сказав, что Имом Азам был одним из первых меценатов новой религии.

Унаследовавший у отца торговое ремесло, Имом Азам добился не только успеха в данном деле, но и доверия жителей «дома мудрости» в эпоху раннего ислама. Люди отмечали его щедрость, великодушие, честность и справедливость, а также множество других общечеловеческих качеств, которые есть у представителей всех народов Востока.

Ханафитский мазхаб и последователи его школы и учения дали общий старт для роста не только морально-духовных и социально-экономических условий, но и множества других ценностей для развития социальной жизни трудовых масс, которые остаются одним из основных факторов богатства каждого государства.

Ключевые слова: мазхабы, ханафитское течение исламской религии, ханафитскиы мазхаб, Абу Ханифа, теология, философия, правоведение (фикх), управление государством, правовая школа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Исломов С. Очерки истории экономической мысли таджикского народа эпохи феодализма». Душанбе, «Нодир». - 2002.

2.Исломов С. Экономическая система восточного феодализма и её отражение в трудах таджикских мыслителей. Душанбе, «Ирфон».- 2000.

3.Нуманй Ш. Симои Имоми Аъзам Абуханифа. Худжанд, «Нури маърифат».-2009.

4.Тохир'1 Х., Муваььид'1 Г. Хулосату-л-масоили аыида ва фикьи Ханаф'1. Хужанд, «Ношир»,-2009.

5. Саидов С. Сад суолу жавоб перомуни Имоми Аъзам. Хужанд, «Ношир». -2008.

АБДУКОДИРОВ Х.

НИГОЖЖОИ ИЛТИМО1-ИКТИСОДИИ МАЗЖАБИ ЖАНАФИЯ

Дар маыола фаъолияти эжодии Имоми Аъзам - андеша^о ва таълимоти ижтимог ва иытисодии у аз нуытаи назари фаръанги исломг ва фикъ дида баромада шуда, дар доираи мазъаби «гьанафг» рол>еъ ба масъалаъои пасандоз ва андозбандг, самаранокг, ъосилнокии меънат аз давраъои аввалини ощози дини ислом то замони мо маълумот дода шудааст.

ABDUAKADIROV KH.

HANAFIT'S SOCIAL AND ECONOMIC VIEWS

The article is about Imomi Azams creative activity, his social and economic views from Ismalic point of view from Abbosiyon's period till now. There is also given an essential information about saving, taxation, labour effectiveness from the early Islam period till now.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.