Научная статья на тему 'Педагогический потенциал культуро-динамической среды колледжа в формировании духовного опыта студента'

Педагогический потенциал культуро-динамической среды колледжа в формировании духовного опыта студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЙ ОПЫТ / ОБОГАЩЕНИЕ ДУХОВНОГО ОПЫТА СТУДЕНТА / ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРО-ДИНАМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА / ENRICHMENT OF STUDENT’S SPIRITUAL EXPERIENCE / SPIRITUAL EXPERIENCE / POTENTIAL OF CULTURAL AND DYNAMIC ENVIRONMENT IN COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русакова Татьяна Геннадьевна, Еренкова Наталья Владимировна

Рассматривается возможность влияния культуро-динамической среды колледжа на формирование духовного опыта студента. Показаны структурные компоненты и функции образовательной среды учебного заведения, которые определяют педагогический потенциал культуро-динамической среды колледжа в формировании духовного опыта студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF COLLEGE CULTURAL AND DYNAMIC ENVIRONMENT IN THE FORMATION OF STUDENT’S SPRITUAL EXPERIENCE

The article considers the possible influence of the college cultural and dynamic environment on student’s spiritual experience formation and points out structural components and functions of educational environment of institution that determine pedagogical potential of the college cultural and dynamic environment in the formation of student’s spiritual experience.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал культуро-динамической среды колледжа в формировании духовного опыта студента»

УДК 373.7 Е70

Русакова Татьяна Геннадьевна

доктор педагогических наук, профессор кафедры художественно-эстетического воспитания Оренбургского государственного педагогического университета editor@hist-edu.ru

Еренкова Наталья Владимировна

аспирант кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета editor@hist-edu.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРОДИНАМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОГО ОПЫТА СТУДЕНТА

Рассматривается возможность влияния культуродинамической среды колледжа на формирование духовного опыта студента. Показаны структурные компоненты и функции образовательной среды учебного заведения, которые определяют педагогический потенциал культу-ро-динамической среды колледжа в формировании духовного опыта студента.

Ключевые слова: духовный опыт, обогащение духовного опыта студента, потенциал культуро-динамической среды колледжа.

Rusakova Tatyana Gennadyevna

Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Artistic and Aesthetic Education, Orenburg State Pedagogical University editor@hist-edu.ru

Erenkova Nataliya Vladimirovna

Postgraduate Student of the Department of General Pedagogy, Orenburg State Pedagogical University

editor@hist-edu.ru

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF COLLEGE CULTURAL AND DYNAMIC ENVIRONMENT IN THE FORMATION OF STUDENT’S SPRITUAL EXPERIENCE

The article considers the possible influence of the college cultural and dynamic environment on student’s spiritual experience formation and points out structural components and functions of educational environment of institution that determine pedagogical potential of the college cultural and dynamic environment in the formation of student’s spiritual experience.

Key words: spiritual experience, enrichment of student’s spiritual experience, potential of cultural and dynamic environment in college.

Современные тенденции развития общества, которые глубоко затронули не только социально-экономическую, но и духовно-нравственную сферу, сместили социально-культурные ценности в сторону получения прагматических результатов, глобализации и информатизации мирового сообщества, которые влекут за собой кризис культуры и социальные потрясения, затрагивают духовную сферу личности человека. По мере развития человечества его совокупный духовный опыт постоянно обогащается, и в каждую последующую эпоху человек стоит перед все более сложным выбором духовных ориентиров. Целостность и последовательность духовного развития личности, становления ее духовного опыта обеспечиваются системным подходом к организации среды, непосредственно воздействующей на процесс, и способов взаимодействия с ней.

Духовный опыт мы рассматриваем с позиции современного нерелигиозного понимания духовности как понятия, обобщенно отражающего ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому («материальному», «природному») существованию человека или, по меньшей мере, отличные от него (Б.М. Бим-Бад, Т.И. Власова). Это интегральный смыслозначимый образ переживаемых событий, состояний, действий, основанный на стремлении субъекта к духовному развитию. В период обучения субъекта духовного развития в колледже (16-20 лет), связанный с профессиональным становлением и характеризующийся устремленностью в будущее, активным постижением социального мира, формированием гражданской позиции (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Е.А. Шумилин), духовный опыт проявляется в необходимости построения собственной системы духовных ценностей и духовно-нравственных мотивов в достижении поставленных целей и определяющих перспективу духовного роста личности. Под «обогащением» духовного опыта студента мы подразумеваем совокупность процессов духовного взаимодействия (непосредственного или опосредованного Произведениями Культуры) с носителями духовных ценностей, переосмысления духовно-нравственных мотивов личности, конструктивного и ответственного решения смысложизненных задач. Обогащение духовного опыта студента обусловлено потребностью личности и общества в духовно-творческой самореализации современных студентов и происходит в определённых педагогических и психологических условиях, созданных в образовательной среде колледжа.

В толковом словаре русского языка среда определяется как окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий

[1, с. 660]. В самом общем смысле среду можно рассматривать как окружение, с которым взаимодействует тот или иной субъект. Выделяют следующие теории влияния среды на жизнедеятельность личности [2, с. 2] географического детерминизма (Л. Гумилев, Ш. Монтескье); экономического детерминизма (Д. Рикардо, А. Смит); социального детерминизма (Э. Дюркгейм, Д. Тафт); информационного и технологического детерминизма (М. Маклюзи); детерминизма, отдающего приоритетную роль в жизни человека его биологической предзаданности (Ж.П. Сартр, А. Камю).

В науке отчетливо прослеживаются две основные концепции среды: «молекулярная» и «факторная». Они различаются по оценке отношений между человеком и средой. Первая, «молекулярная», акцентирует внимание на свободе выбора, вторая «факторная», - на моменте принуждения.

С позиции «молекулярной» концепции среда представляет собой [3, с. 11] пространство и время (М. Хайдметса); место, где есть нечто особенное, индивидуальное, неповторимое (В.Л. Гла-зычев); совокупность различных возможностей для сложных взаимодействий, напрямую зависящих от процесса общения и представляющих множество способов существования (Дж. Гибсон).

С точки зрения «факторной» концепции сред (Б.А. Быков, К.К. Патонов, С. Попов), среда рассматривается: «как условие, совокупность условий, компонентов, выступающих стимулами, раздражителями, агентами влияния на человека» [2, с. 2] как окружения людей, подразумевающее различие естественной и искусственной среды [4] как совокупность компонентов, с которыми человек сталкивается в процессе жизнедеятельности [2, с. 3].

Несмотря на явные различия, «факторная» и «молекулярная» концепции дополняют друг друга, что позволяет увидеть, как предоставляя свободу субъектам, среда развивает их, делая их независимыми от обстоятельств, но вместе с тем, ограничивая свободу, формирует личностные характеристики субъектов данными условиями.

В теории и практике воспитания первой половины XX в. мы находим предпосылки трактовки среды в качестве средства управления процессом становления личности ребенка (С.Т. Шацкий) [5, с. 92-93] среда воспринимается не только как объективный фактор становления личности, но и как объект педагогического воздействия, в результате чего она становится средством воспитания (А.П. Пинкевич) [6, с. 10] «...определенная воспитывающая среда» (А.Г. Калашников) [7, с. 75] «Мы воспитываем не напрямую, а при помощи среды (...) специально формируем для этих целей среду» (Д. Дьюи) [8, с. 24]. На современном этапе развития педагогической науки среда рассматривается с различных сторон влияния на развитие личности: социальная среда, воспитательная и воспитывающая среды, образовательная, культурная, культурно-образовательная, культуродинамическая и др.

В отечественной гуманитарной науке понятие среды тесно связывается с понятием личности. Социализация личности есть объективное явление, она многоаспектна, и поэтому изучается во многих науках. В педагогике как науке об образовании учитываются и используются все аспекты социализации для познания и оптимальной организации передачи социального опыта и духовных ценностей от поколения к поколению.

Понятие «образовательная среда» подчеркивает факт множественности воздействий на человека и объемлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности. Современная трактовка категории «образовательная среда» характеризуется выделением и изучением её разнообразных уровней и структурных компонентов. Так, характеризуя структуру образовательной среды, Ю. Кулюткин и С. Тарасов называют пространственносемантический, содержательно-методический и коммуникационно-организационный её компоненты [9]. В состав образовательной среды включают социально-психологические, учебнометодические и предметно-пространственные компоненты (Е.А. Климов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.).

Понятие «культурная среда» используется самостоятельно сравнительно недавно и рассматривается чаще всего как внутренняя принадлежность понятия «образа жизни» (П.Н. Савицкий). С философско-педагогической точки зрения культурная среда рассматривается как стойкая совокупность предметных и духовных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект (личность, группа, общество) и которые влияют на его деятельность по созданию и освоению духовных и материальных ценностей, на формирование его духовных потребностей, интересов, ценностных ориентаций в сфере культуры [10].

Интеграция «образования в культуру» и, наоборот, «культуры в образование», по мнению Е.В. Бондаревской, позволяет активно осуществлять процессы социализации в обществе в определенной культурной среде, результатом которой является образование и воспитание «человека культуры». Образование - это социокультурная система, обеспечивающая культурную преем-

ственность (трансляцию культурных норм, ценностей, идей) и развитие человеческой индивидуальности, как способ подготовки человека к успешному существованию в социуме и культуре.

Современные толкования, раскрывающие смысл термина «культурно-образовательная среда», опираются на идеи П. Флоренского, отождествлявшего культуру со средой, которая растит и питает личность. Эту же идею выдвигал и Д.С. Лихачев, который считал, что культурная среда необходима человеку для его духовной, нравственной жизни, самодисциплины и социальности. В культурно-образовательной среде работает механизм функционирования и трансляции культуры, включающий систему образования, культурно-просветительских учреждений, книги, периодику, культурно-информационную систему как средство распространения знаний. Культурнообразовательную среду необходимо рассматривать в контексте как ее духовного содержания, которое определяется общим культурным развитием людей, степенью развития их духовных потребностей и интересов, господствующими ценностными ориентациями, а также наличием святынь, священных мест, храмовых и культовых комплексов; так и социальных и материальнохозяйственных условий сообщества. При этом возможно оценивать качество среды через представляемые возможности, важнейшей из которых является возможность образования.

Основываясь на исследованиях Т.Г. Русаковой [11] по созданию культуро-динамической системы содействия становлению духовного опыта младшего школьника, мы считаем, что данная система может быть основой для создания культуро-динамической среды обогащения духовного опыта студента. Культурный аспект данной системы базируется на следующих характеристиках культуры: системность, кумулятивность, динамичность, человекоцентризм, коммуникативность, смыслообразование. Понятие «динамический» трактуется как-то, что связано с движением, с действием, что изменяется и описывается уравнениями или закономерностями. Культуродинамическая система придает смысл постоянно изменяющимся внешним по отношению к системе условиям и изменяется вместе с ними, сохраняя целевые ориентиры воспитательной деятельности - становление, развитие и обогащение духовного опыта личности.

В широком смысле культуро-динамическую среду можно рассматривать как структуру, состоящую из нескольких взаимосвязанных уровней: глобальный, региональный, локальный. Глобальный уровень вмещает в себя общечеловеческие ценностно-смысловые доминанты, духовные ценности мировой и отечественной культуры, базовые национальные ценности, которые способствуют реализации способов духовного существования личности. Региональный уровень отражает: культурно-историческое наследие; формы организации жизнедеятельности в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями, традициями, средствами коммуникации данного региона; мировоззрение и гражданские качества личности. К локальному уровню мы относим образовательное учреждение (микрокультура, архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства студентов, символическое пространство колледжа), особенности общения и коммуникации субъектов в культуро-динамической среде.

В общем виде культуро-динамическая среда может иметь следующие структурные компоненты:

- пространственно-семантический, который включает физическое окружение, социальнокультурные объекты, связанные с созданием и распространением культурных ценностей; предметно-пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей, и отношений;

- содержательно-методический, включающий человеческие факторы, программу обогащения духовного опыта студента, формы и методы реализации программы духовного обогащения студента (нестандартные типы занятий, творческие дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., научноисследовательская и проектная деятельность студентов и исследовательские общества и др.);

- коммуникационно-организационный компонент, включающий коммуникационную сферу, способствующую диалогичности творчески-созидательного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса; организационно-креативные условия (наличие творческих групп студентов и преподавателей и др.)

В образовательном процессе культуро-динамическая среда выступает как педагогический инструмент изучения факторов, условий, средств, особенностей обогащения духовного опыта студента; позволяет создать пространство духовного обогащения, где созданы условия для формирования такого типа ментальности, который позволит человеку реализовать свою духовную направленность в конкретных культурных условиях; является условием духовного взросления участников образовательного процесса, ведущего от потребления к созданию духовных ценностей, которые определяют способы духовно-практической деятельности. В реализации этих функций культуро-динамической среды колледжа мы видим ее педагогический потенциал.

Под «потенциалом» традиционно понимается либо возможность, либо способность, либо ресурсы. Опираясь на идеи направленности потенциала, педагогический потенциал выступает «как присущее человеку и социуму в целом, а также социально значимым предметам и явлениям свойство иметь определённые возможности, способности, ресурсы, направленные на формирование и развитие личности в процессе её образования» [12, с. 25].

Педагогический потенциал культуро-динамической среды колледжа обеспечивает возможность реализации:

- воспитательных ресурсов предметно-пространственного окружения студента внутри образовательного учреждения (архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства студентов включает: обустройство помещений колледжа, мастерских, выставочного зала, прилегающей территории образовательного учреждения; культурно-историческое наследие Оренбуржья представлено творческими работами преподавателей (художников, известных в России и за ее пределами) и студентов, созданных на основе народных промыслов края; духовные ценности отечественной культуры изучаются на предметах общепрофессионального цикла, публичных лекциях, обсуждаются на студенческих конференциях, дискуссионных творческих площадках);

- образовательных возможностей содержания обогащения духовного опыта студента (система духовных-нравственных знаний, реализуемая программой духовно-нравственного воспитания студентов колледжа; формирование мировоззренческих и гражданских качества личности, способствующих умению сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом; опора базовые национальные ценности, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях);

- коммуникативно-организационных возможностей совместной духовно-практической деятельности (организация системы взаимодействия с субъектами культуро-динамической среды обеспечена совместной деятельностью с культурными центрами и творческими союзами; реализация способов духовного существования: творческие мастерские, участие в волонтёрском движение, в конкурсах профессионального мастерства, в коллективно-творческих делах) субъектов образовательного процесса по созданию этой среды и взаимодействию с ней.

Таким образом, культуро-динамическая среда способствует обогащению духовного опыта студента колледжа, оказывая непосредственное влияние на углубление знаний о духовных ценностях общества и личности, о необходимости наличия духовного идеала; определяет перспективы духовного роста личности; содействует проявлению положительной мотивации к духовнопрактической деятельности; стимулирует проявления волевых усилий, способности к духовному труду.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.

2. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Кустанай, 1997.

3. Глазычев В.Л. Дух места // Освобождение духа / под ред. А.А. Гусейнова, В.И. Толстых. М., 1991.

4. Белозерцев Е.П. В.В. Розанов и И.А. Бунин об образовании в России // Материалы Междунар. науч. конф., посвященной 850-летию г. Ельца. Елец, 1996.

5. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 4-х т. М., 1964.

6. Пинкевич А.П. Основы советской педагогики. М., 1929.

7. Калашников А.Г. Избранные труды. М., 1990.

8. Дьюи Дж. Демократия и образование. М., 2000.

9. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности. URL: http://www.znanie.org/jomal/ n1_01/ obraz_sreda.html (дата обращения 30.08.2012)

10. Культурная среда и духовное формирование личности. Ташкент, 1981.

11. Русакова Т.Г. Сущностные характеристики духовного опыта в понятийно-терминологическом аппарате теории воспитания // Alma mater. Вестник высшей школы. 2005. № 7.

12. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя: теория взаимодействия: монография. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.