Научная статья на тему 'Модель формирования духовной культуры личности студентов технологов педагогического колледжа'

Модель формирования духовной культуры личности студентов технологов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ИСТИНА / ИДЕЯ / ОПЫТ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ФИЛОСОФСКИЙ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ / MODELING / MODEL / TRUE / IDEA / EXPERIENCE / AN ORIENTATION OF THE PERSON / PHILOSOPHICAL / CULTURALOGICAL / ACTIVE / AXIOLOGICAL / SPIRITUAL FOCUSED APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минаева Е. И.

В статье рассматривается модель формирования духовной культуры личности студентов технолого-педагогического колледжа, структура данной модели, составляющие ее компоненты: социальный заказ, цели и задачи, теоретико-методологические подходы, принципы, содержательные блоки, педагогические условия формирования духовной культуры личности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минаева Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION OF SPIRITUAL CULTURE OF THE STUDENTS, PERSON OF TEHNOLOGO PEDAGOGICAL COLLEGE

At the article is considered the model of formation of spiritual culture of the students, person of tehnologo-pedagogical college, the structure of the model, components making it is considered: the social order, the purposes and problems, theoretic-methodological approaches, principles, substantial blocks, pedagogical conditions of formation of spiritual culture of the students, person.

Текст научной работы на тему «Модель формирования духовной культуры личности студентов технологов педагогического колледжа»

ученик», построенной с учетом вышеизложенных принципов, позволяет сделать следующие выводы:

1. Двусторонняя связь, осуществляемая в процессе педагогического взаимодействия учителя и учащегося, возможна в том случае, если учитель использует на уроках активные методы обучения, позволяющие раскрыться субъектной позиции старшеклассника через его самопонимание, саморазвитие и самоутверждение в учебной деятельности. При этом взаимодействие помогает осуществлять регулирующие воздействия. В результате: учебный процесс начинает осуществляться с постоянным учетом того, чего добился каждый учащийся на каждой ступени обучения. Учебное взаимодействие предполагает изменение объектной, принимающей позиции старшеклассника в субъектную, активно действующую.

2. Педагогическое взаимодействие педагога и обучаемых, при организации которого использованы принципы индивидуальности и дифференциации, диалогичности и гуманистической направленности, сотрудничества и творчества, ведет не только к развитию способностей последних, но и меняет психологическую атмосферу во время занятия и обеспечивает успешность усвоения учебного материала. В данном случае возникает положительная учебная мотивация, ускоряющая и усиливающая дальнейшее развитие субъектности учащихся.

3. Искусство педагогического взаимодействия учителя с учащимися должно строиться в сочетании образовательного и жизненного плана. Именно через такое взаимодействие в

учебном процессе складывается важная система взаимоотношений между педагогом и учащимися, которая способствует наибольшей эффективности обучения. В условиях сотрудничества, поддержки, сопереживания за достижения друг друга, совместной творческой деятельности складывается субъект-субъектное взаимодействие - взаимодействие при котором каждый участник как субъект отражает и себя, и другого человека в качестве субъекта и видит ценность и в себе, и в другом.

4. Осознание педагогами значимости субъектности как качества личности, ориентация учебно-воспитательного процесса на субъектное развитие и саморазвитие учащегося является важным условием становления субъектной позиции школьника в процессе обучения. Признание учащегося субъектом образования и самообразования означает не просто констатацию факта, но и готовность учитывать его индивидуальность, активность, творческий потенциал, интересы при конструировании всего учебно-воспитательного процесса, каждого конкретного занятия.

Таким образом, педагогическое взаимодействие, построенное на перечисленных принципах, предоставляет возможность каждому учащемуся сознательно, ответственно и свободно совершать поступки и жизненные выборы. Педагогическое взаимодействие предполагает изменение объектной, принимающей позиции учащегося в субъектную, активно действующую.

Библиографический список

1. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград : Перемена, 2001.

2. Ольховая, Т.А. Теория и практика становления субъектности студента университета. - Нижний Новгород: ВГИПА, 2006.

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Санкт-Петербург: Питер, 2008.

4. Волкова, Е.Н. Субъектность педагога: Теория и практика: дис. ... д-ра психол. наук. - Москва, 1998.

5. Мухаметзянова, Ф.Г. Психология субъектности: общепсихологические основы развития профессионально значимых личностных качеств специалиста. - Москва: Международная академия наук, 2000.

6. Котова, И.Б. Педагогическое взаимодействие / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2005.

Bibliography

1. Borytko, N.M. In the space of educational activities. - Volgograd: Peremena, 2001.

2. Olkhovaya, T.A. Theory and practice of subjectivity student of the university. - Nizhniy Novgorod: VGIPA, 2006.

3. Bozhovich, L.I. Personality and its formation in childhood. - St.-Petersburg: Piter, 2008.

4. Volkova, E.N. Subjectivity teacher: Theory and practice: the dissertation of doctor of psychology. - Moscow, 1998.

5. Mukhametzyanova, F.G. Psychology of subjectivity: basis for the development of professionally important personal qualities of specialists-hundred. - Moscow: International academy of sciences, 2000.

6. Kotova, I.B. Pedagogical interaction / I.B. Kotova, E.N. Shiyanov. - Rostov-na-donu: publishing house of the Russian state pedagogical university, 2005.

Статья поступила в редакцию 01.04.11

УДК 377

Minaeva E.I. THE MODEL OF FORMATION OF SPIRITUAL CULTURE OF THE STUDENTS' PERSON OF TEHNOLOGO - PEDAGOGICAL COLLEGE. At the article is considered the model of formation of spiritual culture of the students’ person of tehnologo-pedagogical college, the structure of the model, components making it is considered: the social order, the purposes and problems, theoretic-methodological approaches, principles, substantial blocks, pedagogical conditions of formation of spiritual culture of the students, person.

Key words: modeling, model, true, idea, experience, an orientation of the person, philosophical, cul-turalogical, active, axiological, spiritual focused approaches.

Е.И. Минаева, асп. ЮГУ, г. Ханты-Мансийск, E-mail: minaev4444@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

В статье рассматривается модель формирования духовной культуры личности студентов технолого-педагогического колледжа, структура данной модели, составляющие ее компоненты: социальный заказ, цели и задачи, теоретикометодологические подходы, принципы, содержательные блоки, педагогические условия формирования духовной культуры личности студентов.

Ключевые слова: моделирование, модель, истина, идея, опыт, направленность личности, философский, культурологический, деятельностный, аксиологический, личностно ориентированный подходы.

Формирование духовной культуры личности студентов технолого-педагогического колледжа является составной частью подготовки специалистов в процессе обучения в среднем профессиональном образовании. Изучение многочисленных научных и исследовательских работ по формированию духовной культуры личности свидетельствует о наличии разнообразных теоретических направлений, определяющих содержательную и методическую сторону формирования духовной

культуры личности (Платон, Аристотель, Гегель, М. Вебер,

A.Н. Радищев, П.Д. Юркевич, Н.А. Бердяев, А. Мень, П.С. Гуревич, В.К. Егоров, В.В. Дмитриев, Л.Д. Дымченко,

B.Г. Горбачев, В.Е. Толпыкин, А.Г. Спиркин, А.В. Бородина, А.Ц. Гармаев, Л.В. Сурова, И.Я. Яхонтова, В.А. Бачинин, Е.А. Морозова, С.К. Ломакин, А. Рогозянский, Д.И. Латышина и др.). Это делает возможным обращение к процессу моделирования исследуемого явления.

Рис. 1. Модель формирования духовной культуры личности студентов

Моделирование в педагогике позволяет заранее преобразовать и синтезировать знания, полученные при изучении отдельных теоретических дисциплин, и применять их для решения практических задач. В основе моделирования лежит педагогическая модель как ориентировочная основа «умственных действий обучающего и обучаемого, которая отражает цели, задачи и содержание обучения, логическую упорядоченность учебных действий субъектов и объектов учебной деятельности, представление и ассоциативную переработку учебной информации в наглядно-образной форме, задействование логико-дидактических связей и отношений всех структурных элементов модели и достижение заранее спроектированного результата» [1, с. 399].

Модель позволяет увидеть внутреннюю структуру изучаемого объекта или процесса, систему факторов, влияющих на нее, и прогнозировать различного рода последствия.

Исследования позволили разработать экспериментальную модель формирования духовной культуры личности студентов технолого-педагогического колледжа. В построении модели формирования духовной культуры личности студентов мы исходили из следующих методологических предпосылок: духовная культура личности студентов является составной частью процесса профессиональной культуры личности; формирование духовной культуры личности студентов обусловлено индивидуальными, психофизиологическими, возрастными особенностями, сложившимся социально-культурным опытом личности, ее интеллектуальным уровнем. Рассмотрим компоненты предлагаемой модели формирования духовной культуры личности студентов (рис. 1).

Социальный заказ ориентирован на высокий уровень духовной культуры личности студентов технологопедагогического колледжа и определяет цель формирования духовной культуры личности студентов, так как при выборе, постановке и формулировке целей и задач необходимо опираться на объективные закономерности развития природы, общества и человека. В современном мире те изменения, которые происходят в системе общественных отношений, не создают условия, необходимые для формирования духовной культуры подрастающего поколения. А если общество не может создать благоприятные условия, способствующие человеку открыть в себе глубины духовной жизни, оно обрекает своих членов на духовные мучения. Изобрести эти условия невозможно. Они складывались в обществе на протяжении тысячелетий, и не каждое общество сумело эти условия в себе создать. Проявляются эти условия в традициях и обычаях жизни народа, основанных на его верованиях. В обычае человек живет. Научить обычаю - значит научить жить. Обычай, быт, традиции народа России складывались в лоне православной веры и хранились в простом народе. Их не встретишь в трактатах, они не выдуманы искусственно - люди ими живут. Сберечь православные традиции возможно только в том случае, если каждый не будет расточителен, будет жить по христианским нормам.

С.Т. Погорелов [2] отмечает, что одной из определяющих перспективы развития содержания образования является проблема формирования духовной культуры личности. «Подтверждением служат поправки к Закону «Об образовании РФ» о 1 декабря 2007 года, в которых законодатель фиксирует, что «основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования... включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся; что «содержание образования должно обеспечить. формирование духовнонравственной личности» [2, с. 103]. Поэтому деятельность образовательных учреждений должна быть направлена на воспитание у молодого поколения духовной культуры посредством освоения духовного наследия русского народа - православной культуры.

Представленная модель ориентирована на конкретную цель: построение процесса формирования духовной культуры личности студентов технолого-педагогического колледжа.

Цель реализуется через задачи: 1) обосновать совокупность теоретико-методологических подходов и принципов процесса формирования духовной культуры личности студентов; 2) на основе анализа основных понятий, содержания духовной культуры выделить содержательные блоки процесса формирования духовной культуры личности студентов; 3) определить и выполнить совокупность педагогических условий, способствующих формированию духовной культуры личности студентов; 4) в соответствии с теоретикометодологическими подходами, принципами, содержательными блоками и педагогическими условиями разработать критерии, показатели и уровни сформированности духовной культуры личности студентов технолого-педагогического колледжа; 5) выявленные критерии, показатели, уровни и результат сформированности духовной культуры личности студентов свидетельствуют об эффективности разработанной модели.

Закономерности педагогического процесса находят свое выражение в принципах. Принципы, на основе которых построена модель формирования духовной культуры личности студентов, представлены таким образом: 1) принцип свободы выбора дает обучающемуся возможность самому решать, выбирать ли православную культуру в качестве источника своего духовного развития; 2) принцип открытости строится на доверительных отношениях педагога и студента, который вправе открыто высказывать и отстаивать свою точку зрения;

3) принцип деятельности основывается на совместных усилиях педагога и обучающегося к достижению намеченной цели;

4) принцип обратной связи предполагает проведение мониторинга для отслеживания в процессе обучения уровня нравственного развития, воспитанности.

В процессе формирования духовной культуры личности студентов выделено несколько подходов: философский, культурологический, деятельностный, аксиологический, личност-но ориентированный. Философский подход позволяет раскрыть понятие духовной культуры и ее роль в формировании личности человека, проанализировать проблему духовной культуры, так как в различные исторические эпохи менялись приоритеты и аспекты осмысления данной проблемы. Культурологический подход предполагает рассмотрение непрерывного процесса формирования духовной культуры студентов в контексте знаний общечеловеческих и национальных основ культуры. Рассматриваемый подход связан с понятием «культура», которое означает определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Аксиологический подход предусматривает систему ценностных норм, которые были накоплены в процессе развития данного общества, их передачу в образовательном процессе. Основной задачей педагогической аксиологии является преобразование знаний в убеждения, основанные на определенных установках и ценностных ориентациях. Деятельностный подход направлен на студента как субъекта педагогической деятельности, в процессе которой происходит формирование духовной культуры личности. Личностно ориентированный подход базируется на глубинном постижении духовно-нравственной сущности личности студента. Ведущей целью данного подхода является формирование активной личности, способной самостоятельно строить и свою учебнопознавательную деятельность.

Разработка модели духовной культуры личности студентов технолого-педагогического колледжа основана на идеях Н.Е. Щурковой [3]. По мнению ученого-педагога, важно осознавать педагогический вектор воспитательного воздействия, под которым понимается «избранное педагогом направление профессионального постоянного и неизменного внимания на объект, который, по мнению педагога, является существенным в становлении и развитии личности» [3, с. 593]. В нашем

исследовании педагогический вектор направлен на право- «Технологическая карта воспитательного воздействия»,

славную культуру, которая является существенным фактором разработанная Н.Е. Щурковой, представлена в виде схемы 1. в формировании духовной культуры личности студентов.

Схема 1

Технологическая карта воспитательного воздействия (Н.Е. Щуркова, 2006)

Истина к р Идея

Опыт

Данная технологическая карта имеет три содержательных блока: 1) содержательный блок знаний представлен таким объектом, как «истина» - сформулированная человеком объективная закономерность устройства мира, всего того, что не зависит от воли субъекта; 2) содержательный блок отношений направляет внимание на такой объект, как «идея» - ценностное отношение, оформленное в виде суждения или понятия, отражающее основание жизни человека на земле; 3) содержательный блок умений представлен таким объектом, как опыт -реальные практические действия, обеспечивающие отсутствие страха перед взаимодействием с миром и обществом, свободу взаимодействия, а также успешность производимых практических действий по взаимодействию с миром.

Стрелки указывают на прямые и обратные влияния:

- познанная истина обогащает опыт жизни и в разной мере облегчает практику жизни; в свою очередь, опыт выступает основой для теоретического вывода и овладения истиной;

- идея, присвоенная человеком, определяет его практическое отношение в соответствующем действии, а действие становится единицей растущего опыта, в свою очередь, опыт определяет формирование отношения к объекту, с которым субъект взаимодействовал;

- формирование идеи исключается вне познания истины, ибо к непознанному объекту субъект не может установить личностное отношение, но без идеи истина теряет смысл, и субъект пренебрегает истиной.

Рассмотрим понятия данной технологической карты.

Содержательный блок знаний представлен истиной. Проблема истины в философии рассматривается как проблема соответствия знаний объективной реальности. Структура знания представлена двумя слоями: один зависит от биологической и социальной организации человека, а другой - от объективной реальности. В теории познания выделяются следующие тезисы: объективный мир, который отражается в знании, постоянно изменяется и развивается; практика, на основе чего осуществляется познание, тоже изменяется и развивается; знания, которые вырастают на основе практики, постоянно изменяются и развиваются, а значит, в процессе постоянных изменений и развития находится и объективная истина, которая не зависит ни от человека, ни от человечества.

В философии выделяют относительную истину как форму выражения объективной истины, которая зависит от конкретных исторических условий и абсолютную истину - совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении. Но такое знание недостижимо. Достичь абсолютной истины можно достичь с высоким уровнем познания, но этот процесс может длиться бесконечно, потому что на определенном этапе исторического развития открываются новые стороны и свойства в окружающем мире, создаются в нем более полные и точные знания. Абсолютная истина - это бесконечная последовательность относительных истин, а каждая относительная истина имеет долю абсолютной. С философской точки зрения истина рассматривается в трудах

Гуссерля, Ф. Ницше, Н.А. Бердяева, Д. Локка, А. Шопенгауэра, С.Л. Франка и др.

Применительно к теме нашего исследования, основываясь на точку зрения Гегеля [4], истиной мы рассматриваем «достоверность самого себя», истину в себе.

В нашем исследовании истина представлена как содержательный блок знаний. Знание почти всегда основывается на опыте. Поэтому критерием истины является практика, опыт, где человек доказывает свою истинность.

Понятие «опыт» раскрывается И. Златоустом, Б. Расселом, В. Дильтеем. Святитель Иоанн Златоуст дает образное описание рассматриваемого понятия: «. деревья, растущие в тени, бывают слабее и меньше способны к рождению плодов; те же, которые испытывают разные перемены воздуха и подвергаются нападениям ветров и жару солнечного луча, становится крепче, изобилуют листьями и гнутся под тяжестью плодов» [5, с. 119]. Из данного описания приходим к выводу, что только через терния и мучения приобретается благодатный опыт. Опыт - совокупность знаний и умений, приобретаемых человеком во взаимодействии с другим человеком при решении важной задачи. В опыте знания и умения обычно существуют во взаимосвязи. В нашем исследовании важен как личный опыт обучающегося, так и общественный, в котором выделяется вся совокупность выработанных людьми знаний, умений и навыков.

Знание основывается идеях, возникающих из опыта. По мнению К.Г. Юнга, «идея есть не что иное, как абстракция отвлечения из суммы опытов», «идея и не может быть не чем иным, как эпифеноменальной, апостериорной абстракцией, выведенной из ряда опытов...» [6, с. 369]. К.Д. Ушинский рассматривает идею «следом отношения, схваченного душой, отношения между двумя или более нервными вибрациями, схваченного и превращенного в ощущение» [7, с. 125]. Для ученого-педагога идея есть «предполагаемый след акта души», который остается в душе. С его точки зрения, идеи вытекают из сознательных процессов, из опытов и наблюдений, но существуют вне сознания, поэтому о них узнаем только по действиям в сознательных процессах. К.Д. Ушинский обращает внимание на наше незнание о том, как идеи существуют в душе, но мы можем увидеть, как они воспринимаются душой, формируясь из опытов и наблюдений, и как потом действуют на образование других идей. Но для того, чтобы выразить идею с помощью слов, понятий и представлений, душа должна сознавать эту идею.

В данном исследовании главная идея состоит в том, что православная культура призвана сформировать духовную культуру личности студентов, их творческую жизненную духовную силу - силу сострадания и совести.

Постичь истину («достоверность самого себя»), убедиться в правильности выдвинутой нами идеи о роли православия в формировании духовной культуры личности студентов и набраться опыта возможно при реализации выделенных нами педагогических условий: 1) преподаватели-профессионалы, осуществляющие образовательный процесс на мотивационной

основе, являются носителями высокой педагогической культуры; 2) эффективность учебно-воспитательной деятельности возможна при наличии у педагогов определенных профессионально-личностных качеств; 3) высокий уровень духовной культуры обеспечивается восприятием преподавателями студентов как личностей и будущих профессионалов с устойчивыми ценностными ориентациями; 4) организация деятельности студентов происходит на основе личностно ориентированных технологий, технологий модульного обучения; 5)

формирование духовной культуры личности студентов обеспечивается разработкой и введением в учебный процесс факультативного курса «Православная культура в изучении русского языка и русской литературы».

Реализация данных педагогических условий и в целом модели обеспечивает результат сформированности духовной культуры личности студентов на основе определенных критериев, уровней и показателей.

Библиографический список

1. Катахова, Н.В., Серегин, В.Н., Нанай, Ф.А. Моделирование в учебном процессе / Н.В. Катахова, В.Н. Серегин, Ф.А. Нанай // Закономерности развития высшего профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения российского ученого-педагога Сергея Ивановича Архангельского / под ред. В.А. Сластенина, Е.И. Артамоновой, М.Я. Виленского, Ю.О. Овакимяна, И.Г. Шамсутдиновой, С.В. Яковлева. - М.: МАНПО, 2009.

2. Погорелов, С.Т. Проблема воспитания духовной культуры личности в педагогическом знании // Духовно-нравственные ценности в Российской школе: Материалы образовательных чтений Уральского Федерального округа 21-22 октября 2008 г. - Тюмень, 2008.

3. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2006.

4. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа. - М.: Наука, 2000.

5. Златоуст, Иоанн, святитель. Слава Богу за все: сб. писем / сост. Е. Смирновой. - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005.

6. Юнг, К.Г. Психологические типы / под общ. ред. В. Зеленского. - М.: АСТ «Университетская книга», 1997.

7. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

Bibliography

1. Katahova, N.V. The modelling in educational process / N.V. Katahova, V.N. Seryogin, F.A. Nanaiy // Laws of development of the higher education. Materials of the All-Russia scientifically-practical conference, devoted to the 100 anniversary from the date of birth of Russian scientist-teacher Sergey Ivanovich Arhangelsky / under red. V.A. Slastenin, E.I. Artamonova, M.J. Vilensky, J.O. Ovakimjan, I.G. Shamsutdinova, S.V. Jakovlev. - М.: MANPO, 2009.

2. Pogorelov, S.T. The problem of education of spiritual culture of the person in pedagogical knowledge // Cultural wealth-moral at the Russian school. Materials of educational readings of the Ural Federal district in October, 21-22st, 2008. - Tyumen, 2008.

3. Pedagogics: the manual for students of pedagogical high schools and pedagogical colleges / under red. P.I. Pidkasistiy. - М.: a pedagogical society of Russia, 2006.

4. Gegel, G.V.F. Phenomenology of spirit. - М.: The Science, 2000.

5. The silver-tongued orator, John, prelate. Thank God for all: Letters / author E. Smirnova. - М.: Red. Sretensky monastery, 2005.

6. Yung, K.G. The psychological types / under red. of Zelensky. - М.: «University book», 1997.

7. Ushinsky, K.D. The person as a subject of education: experience of pedagogical anthropology. - М.: FAIR-PRESS, 2004.

Статья поступила в редакцию 01.04.11

УДК 88.4

Latypov f.V. THE INTERRELATION OF SELF-ALIENATION AND PERSONALITY SELF-IMAGE. The article presents the results of an empirical study aimed at examining the interrelation of personality self-alienation and selfimage.

Key words: self-alienation, self-image, self-attitude, sovereignty, the estranged self, the authentic self, the alienated self.

И.В. Латыпов, преподаватель Дальневосточного Государственного Гуманитарного Университета, г. Хабаровск, E-mail: latypovs@yandex.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТЧУЖДЕНИЯ И ОБРАЗА Я ЛИЧНОСТИ

В статье представлены основные результаты эмпирического исследования, направленного на изучение взаимосвязи са-моотчуждения личности и образа Я.

Ключевые слова: самоотчуждение, образ Я, самоотношение, суверенность, самоотстраненное Я, аутентичное Я, самоотчужденное Я.

Проблема взаимосвязи самоотчуждения и образа Я личности на эмпирическом уровне в психологической науке фактически не рассматривалась. При этом сама проблематика самоотчуждения и отчуждения в целом на теоретическом уровне в последние годы привлекает все большее внимание психологов.

В нашем исследовании проверялась гипотеза о взаимосвязи самоотчуждения с образом Я личности (в частности, с его оценочно-аффективным компонентом). Предполагалось, что самоотчуждение является взаимосвязанным с оценочноаффективной составляющей образа Я личности, и отражением этой взаимосвязи являются разные типы образа Я.

Самоотчуждение рассматривается нами как психологический феномен, заключающийся в обособлении личности от

собственного Я или отдельных его составляющих (образа Я, рефлексивного и экзистенциального Я, эмоций и потребностей, тела и др.). Исходя из анализа теоретической литературы, мы предположили, что самоотчуждение может выражаться в утрате самоидентичности, смысла собственного существования и деятельности, а так же в утрате чувства собственной субъектности (суверенности).

В исследовании использовались следующие методики: «Методика изучения личностной идентичности» (Л.Б. Шнейдер); «Опросник субъективного отчуждения (взрослый вариант), ОСОТЧ» (модификация и адаптация теста С. Мадди Е.Н. Осиным); опросник «Суверенность психологического пространства, СПП» (С.К. Нартова-Бочавер); Методика «Кто Я» (Т. Кун, Т. Маркпартленд в модификации Румянце-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.