Научная статья на тему 'Педагогический потенциал культурного наследия'

Педагогический потенциал культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЛЕДИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ / ТРАДИЦИЯ / ОБЫЧАИ / ПЕДАГОГИКА / КУЛЬТУРА / ЯЗЫЧЕСКИЙ / ПРАЗДНИКИ / HERITAGE / NATIONAL / TRADITION / CUSTOMS / EDUCATION / CULTURE / PAGAN / HOLIDAYS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Овакимян Гарник Патваканович

В статье рассматриваются: роль и место национального культурного наследия в процессе формирования нового образа личности, независимо от ее социальногo статуса в обществе; основные функции философии образования с учетом принципов европейской образовательной политики; взаимосвязь общечеловеческих и национальных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL HERITAGE AS A PEDAGOGICAL FACTOR

The article deals with the problem of determining the role of national cultural heritage in the process of forming a new image of the person, regardless of its social status in society. It presents the main functions of the philosophy of education, taking into account the basic principles of European education policy and highlights the problem of the functioning of human values, which are based on national ones, where the principle of cultural harmonious is considered to be very important among other pedagogical principles.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал культурного наследия»

Г.П. Овакимян ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Ключевые слова: наследие, национальный, традиция, обычаи, педагогика, культура, языческий, праздники.

Аннотация: В статье рассматриваются: роль и место национального культурного наследия в процессе формирования нового образа личности, независимо от ее социального статуса в обществе; основные функции философии образования с учетом принципов европейской образовательной политики; взаимосвязь общечеловеческих и национальных ценностей.

Развитие демократии и гласности, повышенный общественный интерес к формированию различных национальных движений, окрашенный политическими страстями обусловили особое внимание к культурному наследию - сохранению своеобразных национальных обычаев и традиций, необходимых для формирования нового мировоззрения личности. Именно по этой причине культурное наследие является важнейшей сферой изучения.

Эффективность воспитательного воздействия армянских национальных традиций и обычаев обусловлена их национальным идейно-моральным содержанием и связью с современностью, а также особенностями их психологического воздействия на духовный мир личности. Восприятие и усвоение обычаев и традиций - часть педагогического процесса, связанного с психологической жизнеспособностью личности. Национальные традиции и обычаи отличаются особой стабильностью и последовательностью, оказывая многостороннее воздействие на формирование личности. Они тесно вплетены в деятельность и образ жизни человека, поэтому передача общественного опыта и культивирование необходимых духовных качеств с помощью национальных традиций и обычаев должны найти отражение в поведении и деятельности личности.

Концепция данной педагогической работы направлена на выявление особенностей формирования личности и ее социализации, в основе которой лежит специфика педагогического потенциала национальных традиций и обычаев, а также влияния на социализацию личности в процессе приобретения ею социально-исторических, культурных норм и способов поведения и жизнедеятельности. Исследование особенностей национальных традиций и обычаев с точки зрения их педагогического и социального воздействия на процесс формирования личности предполагает уточнение социализирующих факторов - системы духовных и материальных ценностей, национальных ценностей и идеалов образования. Положительный опыт изучения национальных традиций и обычаев должен использоваться с учетом особенностей менталитета, мировоззрения и самосознания нации из-за угрозы стирания социально-культурных различий и утраты национального самосознания вследствие процессов глобализации.

Роль народной педагогики - вести целенаправленную деятельность по формированию у молодого поколения тех качеств, в которых нуждается жизнедеятельность народа. Функции народных обычаев как общественной формы организации педагогической деятельности сводятся преимущественно к семейному воспитанию. Естественно, значительное влияние на воспитание ребенка оказывают семейно-бытовые обычаи и традиции - почтительность, уважение, доброжелательность, - которые являются общими требованиями во взаимоотношениях в армянской семье как правила или принципы поведения и общения. С фундаментальным познанием национальных традиций задача перемещается из этнографического (описательного) поля в сферу психолого-педагогических исследований. Необходимо, чтобы результаты данных исследований стали методами педагогического воздействия, но,

к сожалению, изыскания, направленные на изучение психологического облика нации, не получили достаточного развития [3].

Говоря «национальные» (связываемые нами с ценностными ориентирами), в первую очередь, имеются в виду национальные особенности языка, повседневной культуры быта, общественной культуры (в том числе правил поведения), обычаев, обрядов, фольклора, а также особенности духовного облика. Национальная культура формируется на протяжении веков, то есть устойчива, и определяется родственными связями, местом жительства, диалектом, традициями, обычаями, верованиями и интересами. Следовательно, под «национальными традициями и обычаями» понимается определенный компонент национальной психологии, и для организации социально-культурной деятельности следует изучить особенности, которые обусловливают процесс социализации личности (данный подход обусловлен тем, что в определенный исторический период любой нации/этносу присущ ряд психологических признаков, которые, в той или иной степени, отличают ее от других [2]).

В настоящее время национальные отношения освободились от политических и идеологических влияний и получили возможности своего развития. Но, принимая во внимание политику европейской стандартизации и проблему нивелирования культурных ценностей, эти изменения приобрели особое теоретическое и практическое значение для педагогической науки в плане понимания национальной сущности и организации деятельности личности, актуализируя задачи выявления воспитательных возможностей национальных обычаев и обрядов, определения особенностей формирования педагогических, психологических и культурных условий, уточнения взаимосвязи особенностей творческого развития подрастающего поколения и национальных традиций. В частности, необходимо: раскрыть педагогические механизмы проявления этносознания; определить влияние современных социально-культурных факторов на процесс формирования личности; установить педагогические условия социально-культурной деятельности; создать модель формирования личности в соответствующих психолого-педагогических условиях; выявить влияние национальных традиций и обычаев на активность личности; обосновать комплекс педагогических условий, которые могут применяться в социально-культурной сфере. То есть, цель исследования заключается в том, чтобы обосновать принципы реализации комплекса технологий и процедур, обеспечивающих процесс формирования личности, в которых на первый план выступают социально-культурные факторы: национальные традиции в воспитании и образовании личности с высоким национальным самосознанием, а также особенности культуры армянской нации как составляющие ее социализации.

Проблема влияния национальных психологических особенностей и национальных признаков на культурную деятельность издавна привлекала внимание мыслителей. Об этом писали Гиппократ, Демокрит, Страбон, Платон и другие. Данные, относящиеся к древнейшей культуре и быту армянского народа и племен, живших в Армении, представляют Геродот (V в. до н.э), Ксенофонт (IV в. до н.э.). С IV века ценные этнографические материалы представляют армянские летописцы Агатангелос (Агафангел Армянский), М. Хоренаци, П. Бюзанд, Х. Парпеци, Мхитар Гош (XII в.) Гр. Татеваци (XIV в.) и другие. Они описывали борьбу христианства против язычества, против присущего тому периоду особого уклада жизни, нравов, семейных отношений, народных обрядов. Также представлены описания верований, нравов и обычаев армянских и чужестранных тиранов. Однако материалы авторов тех времен носят преимущественно описательный, а не аналитический характер.

Первые исследователи национальных особенностей видят их причину в определенном географическом местоположении, окружающей среде, климатических условиях. Например, Гиппократ пишет, что все, в том числе психологические, различия между разными народностями обусловлены местоположением страны, климатом и прочими естественными факторами. Соглашаясь (с некоторыми оговорками) с данными суждениями Гиппократа, мы все же должны отметить, что географическое местоположение, климатические условия влияют как на образ жизни, характер, темперамент, походку, голос, черты лица, вкус, национальный костюм, так и на создание и сохранение духовной культуры.

Во второй четверти XIX века, после присоединения Восточной Армении к России, в Армении сформировалась этнология как наука, чему способствовали непосредственные связи российских и европейских ученых. Так, большой вклад внесли ученые Конгрегации мхитаристов Италии; в местах поселения армянских беженцев начали печататься материалы, освещающие прошлое армянского народа - традиции, обычаи, предания, песни, ритуальные церемонии; этнография и фольклор стали мощным духовным инструментом.

В дохристианский период у армянского народа существовали свои (обусловленные физическими факторами) обычаи, повлиявшие на национальный характер. Большой интерес представляют идеи английского философа Д. Юма (1977-1776). В своем эссе «О национальных характерах» он подчеркивает факторы, формирующие национальный характер, - физические и социальные. В физические факторы входят естественные условия жизни общины (воздух, климат, природа), и они определяют ее характер, темперамент, традиции и обычаи, а форма правления, экономическое состояние населения и социальнополитические отношения общества относятся к общественным факторам, которые, согласно Д. Юму, играют решающую роль в вопросе становления национальных черт [5].

В упомянутый период в Армении существовали обычаи поклонения деревьям, воде, огню, пробуждению природы. Люди поклонялись лесам, сажали на могилах деревья, веря, что души умерших переселятся в них. Особенно армяне чтили тополь и платан. О платане упоминает М. Хоренаци: «Ара Прекрасный, умирая, оставляет сына по имени Анушаван, которого называли Сос (соси (арм.) - платан), так как он был посвящен культу дерева платан...» [1]. О поклонении тополю упоминается в труде Нерсеса Шнорали «Соборное посла», где он пишет, что солнцепоклонники чтили также тополя. Дерево культа должно было быть ветвистым. На ветви вешали свирель, барабан, тарелки (муз. инструмент), украшали фиалками. У каждого рода было свое священное дерево. Дерево считалось также символом плодовитости семьи. До сих пор родословная изображается в виде дерева, а члены рода -в виде ветвей. В Библии дерево называется «Древом жизни» или «Древом познания». Происхождение новогодней елки, ее украшение также связано с культом деревьев.

Обожествление природы в армянской мифологии связано с именем Ара. В труде академика Г. Капанцяна («Культ Ара Прекрасного»): «Ара - олицетворение весны», «Ара - воплощение весеннего пробуждения., пробуждающихся сил», «Ара - выражение пробуждения, а также умирающего и воскресающего божества».

Огромное значение для жизнедеятельности армянского народа имел культ воды как физический фактор: вода - стихийная сила, воздействующая на формирование земли; вода и давала жизнь, и отнимала ее. Роль и значение водной стихии, ее сила и влияние на природу и на материальную жизнь человека были столь велики, что это оформлялось в виде многочисленных обычаев, поверий, легенд и сказок. Вещественным доказательством культа, отраженного в духовном мире армянского народа, являются вишапакары (камни-драконы) в окрестностях озера Севан, озера Айгр и Ванского озера. Культ воды существовал и у других древних народов - Г анг в Индии, Нил в Египте и так далее. Священными реками армян были Евфрат и Аракс. Родники после освящения получали названия «Лусах-пюр» (Светлый источник), «Катнахпюр» (Молочный источник). Примечательно отражение пантеистических традиций в армянском эпосе «Сасна црер» (Неистовые из Сасуна), где зачатие Цовинар и рождение Санасара и Багдасара связаны с Катнахпюром. Свою мощь, оружие и доспехи Куркика Джалали герои эпоса также получают от/из воды.

В древнеармянском календаре каждый день месяца имел свое название - пархар, мани, арагац, гргур, кордук, нпат, вараг и т.д. - что не только свидетельствует о существовавшем у древних армян культе гор, но также доказывает, что местом зарождения, колыбелью армянского этноса является армянское нагорье [4].

В армянской действительности лучшие традиции (как социальный фактор) проявляются во время празднования Барекендана (Масленицы) - древнейшего праздника армянского народа, сохранившегося до наших дней. Барекендан в переводе с армянского означает «доброе житие», «радость жизни». Празднование Барекендана сопровождается пиршест-

вами, народными гуляньями, костюмированными играми и театральными представлениями. На Бун Барекендан (Истинную Масленицу) определенная свобода допускалась даже в отношении духовных лиц (этот день назывался Абегатох - освобождение от строгих монастырских правил; Гр. Ачарян «Этимологический коренной словарь»). Основной темой театральных представлений на Масленицу была политическая, общественная сатира. Представления проходили на площадях, в них принимали участие люди в масках. У армянского народа был обычай надевать маски, организовывать игры и устраивать пиры был и в дни Навасарда (Нового года) во времена язычества, однако игры Барекендана отличались от игр всех остальных праздников.

После принятия христианства ряд языческих праздников, обычаев и традиций продолжили свое существование, так как непосредственным их участником был сам народ. Мы придерживаемся мнения, что Барекендан был не сугубо религиозным праздником, скорее, он принимал форму публичного судебного процесса, на котором каждый получал право свободно высказаться, невзирая на государственные и церковные законы. Следовательно, Барекендан, кроме всего прочего, был днем свободы, днем публичного обсуждения общественных проблем, обращения к властям путем их высмеивания и критики. Примечательно, что празднование Барекендана, в отличие от остальных праздников языческого периода, не сливается ни с одним из христианских праздников.

Воспитательное значение национальных традиций и обычаев обусловлено их общественными функциями, местом и ролью в организации социально-культурной деятельности и в преемственности поколений. Известно, что ни одно поколение не свободно от объективного процесса творческого освоения материальных и духовных ценностей, сформированных на протяжении жизни прошлых поколений. Важную роль здесь играют традиции и обычаи, праздники и обряды - звенья, связывающие между собой прошлое, настоящее и будущее нации. Именно поэтому формирование и развитие личности всегда находится в рамках их прямого, непосредственного влияния.

Исследование традиций и обычаев в социально-гуманитарном плане обнаруживает их диалогическую природу и следующие специфические признаки: преемственность, повторяемость, устойчивость, соблюдение силой общественного мнения, что свидетельствует о непреходящей значимости этнических традиций для психолого-педагогической науки, практики воспитания. Их воспитательное значение обусловлено социальными функциями, местом и ролью в процессе преемственности поколений и определяется не только их идейнонравственным содержанием, новаторским характером, связью с современностью, но и социально-психологическим влиянием на духовный мир человека (восприятие - процесс творческий, сопровождающийся активной психологической деятельностью человека). Многие обычаи и традиции непосредственно связаны с повседневным укладом жизни, психоло-го-педагогическим климатом семьи, стереотипами. Они привычны для человека (их целесообразность не обсуждается, не мотивируется) и выполняют общие воспитательные функции: формируют эстетические основы общения, способствуют стабильным отношениям в жизни новых поколений, привносят в жизнь яркие эмоции.

Задачи совершенствования педагогической работы обусловили повышенное внимание к этническим традициям как средству воспитательного воздействия - этнические традиции создают особые условия для формирования и развития творческих способностей растущей личности, поскольку образованному и культурному человеку присуще знать историю своих предков, свои этнические корни, что происходит с его нацией в настоящее время

1. Алишан, Г. Древние верования или языческая религия армян [Текст] / Г. Алишан. - Венеция, 1985.

2. Королев, С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов (по материалам стран Азии) [Текст] / С.И. Королев. - М. : Наука, 1970.

3. Овакимян, Г.П. Психология национальных традиций и обычаев [Текст] / Г.П. Овакимян. - Ереван : изд. Ван Арян, 2005.

4. Тагаварян, Н. Древнеармянские верования [Текст] / Н. Тагаварян. - Константинополь, 1909.

5. Юм Д. О национальных характерах : соч. в 2т. [Текст] / Д. Юм - Т.2. - М., 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.