Научная статья на тему 'Общественный моральный кризис и национальные ценностные ориентации'

Общественный моральный кризис и национальные ценностные ориентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / SPIRITUAL AND CULTURAL HERITAGE / КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ / COLLECTIVE CONSCIOUSNESS / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ETHNIC IDENTIFICATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / NATIONAL PHILOSOPHY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овакимян Г. П.

В статье обсуждается вопрос общественного морального кризиса в контексте образовательно-воспитательного процесса. Причины, которые искажают процесс воспитания новых поколений, в то же время препятствуют этнической идентификации, рассматриваем частично. Последнее обусловлено в первую очередь направленностью национальной философии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественный моральный кризис и национальные ценностные ориентации»

ОБЩЕСТВЕННЫЙ МОРАЛЬНЫЙ КРИЗИС И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Овакимян Г.П. ©

Доктор, Професор пед. наук, АГПУ им. Х. Абовяна, фак. культуры

Аннотация

В статье обсуждается вопрос общественного морального кризиса в контексте образовательно-воспитательного процесса. Причины, которые искажают процесс воспитания новых поколений, в то же время препятствуют этнической идентификации, рассматриваем частично. Последнее обусловлено в первую очередь направленностью национальной философии образования.

Ключевые слова: духовно-культурное наследие, коллективное сознание, этническая идентификация, национальная философия образования.

Keywords: spiritual and cultural heritage, collective consciousness, ethnic identification, national philosophy of education.

В условиях развития демократии и публичности, бурного выражения политических страстей и общественных интересов и в условиях создания различных национальных движений образование и культурное наследие должны получать всеобщую значимость.

Наша задача сегодня - включение в философию национального образования наиболее важного, отсутствующего на данный момент культурологического компонента. Вовлечением учащихся в культурное пространство, мы в рамках воспитания обеспечиваем наследование национальной образовательно-культурной сокровищницы, этническую идентификацию с помощью сохранения национальных элементов в процессе формирования нового мировоззрения личности. «Мирное уничтожение нации начинается с уничтожением исторической памяти. Именно поэтому, язык и история являются наиболее важными факторами выживания и развития народа» [4, стр. 22]. Историческая память каждой нации сохраняется и отражается в его культуре. Поэтому она является важной областью исследования.

Благодаря национальному духовно-культурному наследию, в том числе традициям, между людей поддерживаются моральные отношения, основанные на социальной, политической, экономической и социально-культурной деятельности. Традициями обусловлены моральные нормы общества, экономические, политические, социальные и духовные аспекты общественной жизни.

«Традиции, которые усовершенствовались в течение истории со стороны данного народа, составляют процесс воспроизведения национального психологического образа нового поколения» [2, стр. 24]. Только популяризацией национального образовательно-культурного наследия и базовыми знаниями традиций нужно перенести вопрос воспитания нового поколения в сферу педагогического и психологического исследования. К сожалению, прикладные исследования, направленные на изучение психологического образа нации до сих пор не получили достаточного развития.

Под «национальным» мы имеем в виду национальные особые элементы, которые отражаются в языке, повседневной бытовой культуре, прикладной и общественной культуре, в том числе в традициях, обычаях, ритуалах, правилах поведения, фольклоре, также в характеристиках психологического образа, в частности в ценностных ориентациях.

Интерпретация образовательных, культурных, социальных и национальных вопросов и общественное мнение, особенности психологического образа хранятся в сокровищнице

© Овакимян Г.П., 2016 г.

армянского культурного наследия, как в сказках, в притчах, в пословицах, так и в эпосе «Сасна црер» (Сасунские храбрецы), что в первую очередь можем рассматривать как учебник, энциклопедия морали. Конечно, в плане психологии, с первого взгляда, эпос -история, биография целого народа, но, учитывая идеологию, эпос- совокупность этнозащитных механизмов.

Мы смело можем назвать его «Армянской Библией», живым памятником, который отражает менталитет народа, сопровождает по жизни и наполняет его духом храбрости. Божественное рождение народа обеспечивает Цовинар (Богиня воды), сублимация, (облагораживание народа), когда каждый герой, мужчина или женщина, одно созвездие в армянском небе. Мы можем назвать их апостолами нации, которые историей своей жизни создали заповеди для нас. В качестве моральной опоры для образовательно-воспитательного процесса эпос не имеет ограничений по времени не в плане создания, не в плане продолжительности. Кристаллизованный - собирательный моральный образ народа, Давид, даже в роковой момент смертельного боя, делает шаг благодарности и ради сестры и матеры врага он отказывается ответить на первые два удара. Этот поступок может стать уроком величественности и относиться к общечеловеческим ценностям. Не пытаясь анализировать эпос, отметим, что народная мудрость гласит: последний удар принадлежит народу.

Наша задача строить философию национального образования следующим принципом: воспитывать наши поколения в соответствии с видением достойной личности.

Сегодня тоже эпический дух доминирует, но стихийно и спонтанно, а не пришло ли время извлечь уроки из эпоса пусть и с опозданием? Безусловно, рождаться армянином еще недостаточно, армянином нужно стать (говорю с точки зрения национальной идентичности любого народа). Но как стать армянином? Подумайте педагоги-методисты! Есть много путей и ответов.

Сокровищница нашего национального научно-образовательного, культурного наследия всегда была богата благородными личностями и научным потенциалом. Несмотря на то, что Армения потеряла государственность и веками находилась под господством разных стран, церковь выступала в качестве организатора национальной духовной и общественной жизни, используя судебники армянских юристов, мудрое и философское мышление которых вызывало восхищение и оценивалось высоко иностранцами. И сегодня для учеников было бы полезно ознакомиться с армянской философской мыслью, с его историей, хотя бы для развития способностей по формулированию и выражению собственных мыслей.

Разве не должна философия образования каждой нации быть основана на моральные ценности национального наследия с целью формирования системы национальных ценностей у личности. Конечно, школьный возраст, в качестве особого этапа созревания и самоутверждения, исследовали Б.Г. Ананьев, Л.С. Выгодский, И.С. Кони, С.В. Петровский, Э. Эриксон, Ж.Пиаже и другие ученные, которые занимаются проблемами возрастной психологии. Принцип один и тот же: задача подростка в старшем школьном возрасте определить свое место и роль в общественных отношениях, так как формируется личная позиция по отношению к настоящему и будущему. Следовательно, в этом процессе наибольшую роль играет система нравственных ценностей национального культурного наследия.

Национальная научно-образовательная, культурная сокровищница отличается от других средств педагогического воздействия особой стабильностью, последовательно оставляя постоянное и всестороннее влияние на формирование личности. Они не разделены от деятельности, которая является образом жизни личности, они растворены в ней. По этой причине способ передачи общественного опыта, развитие духовных качеств, таких как справедливость, благоразумие, храбрость, формируется в деятельности и поведении личности.

Если быть честным, образовательное учреждение, будь это школой или университетом, насколько заботится и обеспокоено формированием путей к

становлению добродетельным и развитию таких духовных качеств у личности, как справедливость, разумность, храбрость и так далее? Тем более что социальная среда личности, особенно школьника, начиная от телевидения, интернета заканчивая улицей и «легендами о безнаказанности авторитетов», вызывает ужас даже у взрослых. Кому будет подражать подросток: отцу, учителю или...? Мы упустили воспитание нескольких поколений также с точки зрения национальной идентичности. Неужели, мы, педагоги, независимо от нашей воли, стали «опосредованными врагами» нашей нации?

Мы думаем, что в образовательно-воспитательном процессе нужно выставить на первый план систему нравственных ценностей и предпочтений. С этой целью система государственного управления должна создать социально благоприятную, свободно конкурентную среду, а в философии образования, в основе формирования нового образа свободомыслящего гражданина в первую очередь должна быть система национальных ценностей, что необходимо как для сохранения, так и для развития такого «вида». Формирование национального и гражданского самосознания личности С.А. Ретенгер связывает с пониманием своего места в мире и с сознанием самого себя в качестве субъекта этноса.[3]

Конечно, вопрос выявления и развития способностей личности актуален и приоритетен в педагогическом процессе. Но нынешняя социальная среда, экономические условия, отрицательное поле внешнего и внутреннего давления насколько влияют на личность и противодействующий образовательно-воспитательный процесс насколько мощен со своими инструментами в вопросе выявления способностей личности? И почему мы ученикам, нашим детям, в образовательно-воспитательном процессе держим подальше от реальности, часто скрывая реальность с помощью дезинформации? Так или иначе, независимо от того, сколько мы оберегаем их, они становятся очевидцами подобных явлений (несправедливость, обман, необъективность). Возможно, с такой позицией мы лишаем их определенных способностей, волевых очень важных характеристик, особенно боевого духа бойца.

Личность, проживая в социальной среде, должен быть в состоянии стоять выше всех негативных воздействий окружающей среды. Выделяя неизбежность влияния окружающей среды на личность, считаем, что для усовершенствования воспитательного процесса, источники развития нужно искать не только в социальной среде, но и в способности личности измениться. Поиск новых стандартов развития личности на определенном этапе формирует концепцию «человеческие способности», послужив критерием развития, обеспечит широкие возможности для здорового образа жизни, защиты прав человека, политической, экономической и социальной свободы. Поэтому идеология национального образования должна выполнять следующие функции:

• Воспитать поколение, у которого достаточные знания отечественной и всемирной истории и культуры,

• воспитать поколение, которое может творчески воспроизвести национальные культурные ценности и передать это наследие будущим поколениям,

• воспитать учеников в национальном духе и доминированием ценностей духовной культуры,

• обеспечить свободное развитие и самоопределение учеников.

Один из выдающихся армян, Григор Татеваци (1346), средневековий философ, религиозный деятель, великий учитель и педагог, давал уроки философии, теологии, теории музыки и т.д. Он продолжал свою научную деятельность на протяжении всей своей жизни. По словам Г. Татеваци (XIV век), представитель власти не имеет право и не может решать вопросы национального значения без согласия большинства народа. Это - позиция, которую в качестве демократичного подхода, принимают европейские страны (XXI века), руководствуются ей, воспевают демократию, требуют, а также «учат» нас, а армянская философия эту идею фундаментальной считала еще в XIV веке. К сожалению, мы так и ничему не научились ни из собственных идей, ни у европейцев. Это, наверное, более удобно,

как «изнутри», так и «снаружи». По крайней мере, мы бы могли быть немного независимыми в плане образования и культуры.

Конечно, в вопросе образования и воспитания, важную роль выделяется преданному и добродетельному учителю. Автор статьи преклоняется перед своими учителями. Конечно, однозначна роль добродетельного учителя. Но, давайте вернемся к сегодняшней реальности.

Однажды, в выступлении (перед армянской, педагогической элитой), автором был поднят следующий вопрос: сдают итоговый экзамен по какой-то специальности и оканчивают университет, педагогическая квалификация оценивается по результатам практики, получают диплом педагога (квалификация). С дипломом все понятно, но кто из них действительно имеет право войти в школу, а что на счет моральных качеств человека, психологической готовности, неужели они не важны?

Например, почему летчик должен пройти тесты не только на техническо-практические способности, но должен также пройти психологические тесты (конечно, военная машина стоит дорого, есть и вопросы безопасности), можно привести примеры и других профессий.

Но ведь учитель тоже должен работать с драгоценным «сырьем», ребенком, с сокровищем его семьи, нации, государства. Придет время, когда выпускник вуза (даже педагогического) получит диплом, но квалификацию педагога, получат только избранные?

Это одна сторона вопроса: Конечно, роль учителя велика. Но, человек, который своей профессиональной компетентностью и приверженностью должен воспитывать поколения для своей нации, сегодня сам находится в социально уязвимой группе. Государство со своими ограниченными ресурсами обеспечивает его существование, но требования довольно большие - «европейские критерии, европейские подходы...», забота, внимательность, а разве мы оцениваем их работу европейскими стандартами, на каком социальном уровне находится он/она, его/ее семья. Оценивает ли общество учителя по достоинству, каково общественное мнение?

Когда-то историков, архитекторов, и других представителей этого класса князя брали под свою опеку, благодаря этому факту мы наследили такую сокровищницу с достойными личностями, хотя сегодня не уделяется достаточного внимания этой сокровищнице - она же не «европейская или американская», а армянская. Ирония этих слов - отражение отношения сегодняшних функционеров.

Один «интеллектуал», довольно известный чиновник, функционер образовательной сферы, в ходе дискуссии парировал так: а разве у других Месропа Маштоца не было?

Конечно, не у многих, но у некоторых было. Нация, которая на протяжении 16 век сохранил гробницу создателя армянского алфавита и сегодня посещает как место паломничества, почему не должна гордиться своими корнями? С целью развития национального мышления и этнозащитных механизмов если не передать молодому поколению национальное культурное наследие, если не великих представителей нации, то кого же еще чествовать? И почему мы должны отказаться от этих мощных средств этнической идентификации? Затем мы жалуемся на отсутствие желаемого состояния коллективного сознания.

Учителем назвали Исуса.

По воле общества разбойник Варавва был освобожден от распятия и Иисуса из Назарета, Учителя, распинали на кресте.

Сегодня тоже, в результате отношения общества, моральными критериями оценивания, экономически и социально распят заботливый, честный, неподкупный учитель.

Кстати об общественном сознании: мы - армяне считаемся христианским народом. И многие из нас также молятся. Лично благодарим Богу или просим что-то личное. Мы, верующие люди, независимо друг от друга, отдельно или совместно когда-либо молились за нашу страну? Молились ли мы за укрепление энергоинформационного поля, как нации, так и страны? Думаю, что нет. Но отсутствие этого явления приводит к физической и духовной

болезни. Это тоже вопрос морали и показывает текущее состояние психологического образа нации.

Нужно отметить, что наши частные наблюдения, исследования, опросы и результаты наших бесед с коллегами говорят о том, что у других народов та же картина. Опросы у коллег даже вызвали удивление и дали повод для размышления. Конечно, система образования и воспитания во всех временах ознаменовалось педагогической ролью, которая должна осуществлять сознательную, целенаправленную деятельность среди молодого поколения с целью формирования ценностных ориентаций таких характеристик, в которых нуждается жизнедеятельность народа. Конечно, есть много философских и психологических теорий о понятии ценностных ориентаций (М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, Н.С. Розов, М. Рокич и другие), а в практике теория остается теорией и жизнь диктует другие условия. Возникает вопрос: учитывая нынешнюю жизнедеятельность армянского народа, каковы сегодня общественные требования и социальный заказ для сферы образования? Думаем, что другие народы имеют те же проблемы.

Функции народной педагогики, в качестве общественной формы организации педагогической деятельности в основном вращаются вокруг семейного воспитания. Безусловно, на воспитание ребенка в первую очередь влияют семейно бытовые традиции и обычаи. Семейные традиции - почтение, уважение, доброжелательность являются общими требованиями взаимоотношений в армянской семье, правилами и принципами общения и поведения. И думаем, что это норма для нормальной семьи в любом народе.

Ни для кого не новость, что армянский народ на перекрестках истории сохранил свою идентичность благодаря укладу армянской традиционной семьи, «маленького государства». К сожалению, сегодня, когда говорим о воспитании, эти принципы считаются старомодными или устаревшими, потому что «образ современного человека» в общественном сознании изображен по-другому. Слова учителя в таких условиях звучат как информация по какой-то учебной теме. А что делает семья в плане воспитания? Думаем, что лишь немногие семьи обеспокоены процессом урегулирования этого вопроса. Многие семьи из-за социально сложных и неразрешимых проблем не обращают достаточного внимания на воспитание, а некоторые семьи из-за обеспеченной и беззаботной жизни.

И Григор Татеваци в потери армянской государственности и провале в национальных вопросах обвинял министров, которые из-за своей жадности и эгоизма не были способны к решению национальных проблем.

Как будто история повторяется, или, как говорится, развивается спирально. Независимо от того, получил ли представитель власти европейское образование или является выпускником советской школы, у него должно быть национально-государственное мышление, любовь и ответственность перед своим народом. Бездарный чиновник в пустыню превратит даже страну с обширными территориями и богатыми природными ресурсами, если у него отсутствует любовь и ответственность перед своим народом. А поскольку социальное развитие важно для народа и государства, надо учитывать, что оно начинается с национальной философией образования и культуры и определяет пути организации и развития общественной жизни. Конечно, оно влияет также на поведение, мышление, представление, на общественное коллективное сознание людей.

Пример подтверждающий силу сказанного система образования в Японии с теоретической и методологической основой, что можем назвать философией образования. Японцы отождествляют ее с понятием «педагогическая мысль». В японской философии образования обобщены положения японского, западного и классического восточного мировоззрения, морали и поведения.

До второй мировой войны в основе японской школы была система «сусин». Учителя обучали учеников ряду национальных ценностей - лояльность по отношению к императору, национальное превосходство, самоотверженное служение государству. После капитуляции Японии система «сусин» была отменена и в 1957 году восстановлена под именем «дотку». Из прежней системы исключили только ультранационалистические подходы, конечно сохраняя

конфуцианскую основу. В основе всех школ Японии лежат эти идеи. Начальная японская школа миссию воспитания постепенно переводит в школьную среду, где конечно действует система обратной связи. Дисциплину, которую воспитали в школе, пускает корни и в семейной среде. Таким образом, укрепляется семейная педагогия, происходит взаимодействие между школьным и семейным воспитанием, в результате которого образуется культ бесспорного авторитета, в доме- родителей, в школе- учителей. В итоге, авторитет учителя укоренятся в сознании ребенка и навсегда остается как идеальный образ.

Национальная психологическая система у японцев - синто-бусидо. Синто создает духовные, а бусидо поведенческие компоненты. Синто воспитывает национальный дух, бусидо- волевые черты характера, своеобразные нормы поведения - верность, чувство долга, мужество, вежливость, скромность. Они восхищаются такими героями романов, которые отдали свои жизни ради чести самураев. Хотя и пропаганда самурайских качеств не поощряется, но фильмы и телепередачи, которые показывают на уроках моралогии, содержат самурайский дух.

Японцы взяли из теории и практики обучения и воспитания школьников только то, что не противоречит устойчивым национальным традициям, так поступили как с французской, так и с западногерманской, английской, американской и российской моделью.

Японская практика показывает, что подобный подход обеспечивает эффективную деятельность по подготовке кадров во всех сферах. Послевоенная Япония смогла благодаря образовательной системе восстать из пепла и сегодня имеет свое место в мировой экономике.

А что, мы (и Вы, господа) не можем «выпрямить спину»? Разве не можем немного быть «эгоистом»? Стоять немного выше «всемирных требований» заравнивания и формировать образовательные подходы вокруг национальных интересов?

Помните, господа, нельзя использовать образование и культуру как платформу для того чтобы состоятся политически. Такой принцип навредит духовному и физическому здоровью всей нации.

В обществе не могут быть констатированы положительные изменения, если не учитываются особенности национальной традиционной культуры, национальной морали, не осуществляются работы по созданию равных конкурентных условий, активизации творческой деятельности личности, потенциала, образования, для повышения уровня обшей культуры, развития ментальных, духовных и культурных способностей, что непосредственно влияет на психическое здоровье и социальное состояние. Процессы, в которых игнорируются обогащение и сохранение ценностей образования и культуры, этническая наследственность, совместная деятельность, социальных разных групп, приводят к конфликтной ситуации и этот путь ведет в тупик. В системе общей образовании включены различные предметы, список предметов переполнен, но отсутствует самый важный учебный предмет - моралогия. Мы обеспокоенно говорим о воспитании, когда сокровищница национального культурного наследия ждет выполнения свей роли. Признание ценностей, принятых обществом, предоставляет подрастающему поколению возможность освоить национальную и общечеловеческую культуру. Л.М. Архангельский отмечает, что человек формирует свой характер в социально-культурной среде, делая эти ценности необходимыми компонентами своего внутреннего духовного мира[1].

Конечно, мы можем утвердить, что нам оставили огромное научное, литературное, культурное наследие, и, безусловно, эффективность воспитательного воздействия связана не только с национальным, идейно-нравственным содержанием и связью с современностью, но и с особенностями их психологического воздействия на духовный мир личности. Конечно, восприятие и освоение вышесказанного является педагогическим процессом, который обеспечивает психологическую жизнеспособность личности.

Сегодня, мы забыли, или, скорее всего, игнорировали то, что имеем, и еще «обходим весь мир», чтобы «просить у могучих могущества».

Вопрос, который мы рассмотрели в стати, является проблемой для будущего и для жизнедеятельности каждого народа и вопрос решать должны не ведомственные специалисты.

В республике Армении есть Национальная академия наук, Министерство образования и науки, Министерство культуры, Комитет науки, Национальный институт образования, Ереванский государственный университет, Армянский государственный педагогический университет, другие университеты и институты, заинтересованные общественные организации, с совместными усилиями которых только можно осуществлять направленность философии национального образования, концепции общего и высшего образования.

От результатов образовательного процесса зависит степень развития всего общества, отношений, переход из одной фазы развития в другую, также изменяется характер и требования связи между их социальными и культурными средами.

Конечно, в условиях резких изменений социальных отношений у человека возникает чувство тревоги и беспокойстве за свою судьбу, за будущее своего ребенка, теряет оптимизм и уверенность в своих силах.

В нашем случае, недооценка социальных факторов и последствий довел нас до нынешней ситуации. Корыстолюбие современного общества ставит под угрозу не только государственность, но и борьба национальной идентичности.

Нам необходимо создать такое интеллектуальное общество, которое будет отдавать предпочтение духовным и моральным ценностям. В центре такого общества будет личность со своими способностями стремления к постоянному развитию и совершенствованию.

Развитие Армении и ее будущее можно предсказать только на основе главных ценностей - результатов образовательно-воспитательного процесса человека, народа, общества.

Литература

1. Архангельский Л.М. _ Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., Знание, 1978, 64 с.

2. Овакимян Г.П. Психология национальных традиций и обычаев, «Ван Арян», 2005, 220 с.

3. Ретенгер С.А - Формирование этнического самосознания молодого полонения. Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России: Материалы международной науч.- практ. Конф.- Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004, с 637-639

4. Хуршидян Л.А. Армянская Национальная идеология, Ереван, Зангак-97, 1999, 282с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.