Научная статья на тему 'Педагогический потенциал культурно-досуговой среды туристско-рекреационных кластеров Елабуги'

Педагогический потенциал культурно-досуговой среды туристско-рекреационных кластеров Елабуги Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ СРЕДА / ТУРИСТКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PEDAGOGICAL POTENTIAL / CULTURAL AND RECREATIONAL ENVIRONMENT ENVIRONMENT-PERSONALITY / TOURIST AND RECREATION CLUSTER / TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEX DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калимуллина О. А.

Формирование и значимость педагогического потенциала культурно-досуговой среды туристско-рекре-ационных кластеров Елабуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF CULTURAL AND RECREATIONAL ENVIRONMENT OF TOU-RIST AND RECREATIONAL CLUSTERS OF ELABUGA

Information sources: The formation and significance of the pedagogical potential of cultural and recreational environment of tourist and recreational clusters of Elabuga.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал культурно-досуговой среды туристско-рекреационных кластеров Елабуги»

Педагогика и образование

УДК 37.04

О.А.Калимуллина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СРЕДЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ ЕЛАБУГИ.

Формирование и значимость педагогического потенциала культурно-досуговой среды туристско-рекре-ационных кластеров Елабуги.

Ключевые слова: Педагогический потенциал, культурно-досуговая среда, туристко-рекреационные кластеры, туристско-рекреационный комплекс, развитие личности.

Olga Kalimullina PEDAGOGICAL POTENTIAL OF CULTURAL AND RECREATIONAL ENVIRONMENT OF TOURIST AND RECREATIONAL CLUSTERS OF ELABUGA.

Information sources: The formation and significance of the pedagogical potential of cultural and recreational environment of tourist and recreational clusters of Elabuga.

Keywords: Pedagogical potential, cultural and recreational environment environment-personality, tourist and recreation cluster, tourist and recreational complex development of the personality.

Культурно-досуговая среда обладает большим педагогическим потенциалом в процессе становления личности, обеспечивает чувство психологической защищенности, развивает индивидуальность, она представляет собой «единый комплекс кинестетических и аудио-визуальных модальностей», влияющих на самореализацию личности. Среда, в результате активно-творческого отношения к ней человека, своеобразно преломляется и отражается в его внутреннем мире. Культурно-досуговая среда как педагогический феномен вместе с преобразующей действительностью человека, представляет собой основной источник возникновения и развития в людях способности творческого отношения к действительности.

Психологи отмечают, что различные факторы Среды оказывают неравномерное влияние на формирующееся сознание ребенка. В изучении механизмов воздействия Среды на личность важная роль отводится так называемой «социальной ситуации развития», которая определяется как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое типично для каждого возрастного этапа и обуславливает динамику их психического развития на протяжении их определенного возрастного периода. Отсюда, в последнее время исследователи обращают внимание, с одной стороны, на поиск путей и средств совершенствования окружающей Среды как необходимого условия становления и успешного развития личности; с другой, на изучение в двуединой системе «среда - личность» самой личности во взаимодействии со средой[3].

Вместе с тем, обращаясь к среде как к объекту педагогических исследований, необходимо выявить важнейшие пути педагогизации Среды, повышения ее воспитательного потенциала, а также оптимизации учебно-воспитательного процесса школы через организацию прочных и целесообразных связей с окружающей ее средой.

Таким образом, при рассмотрении Среды как объекта педагогических исследований мы исходим из того положения, что одним из фундаментальных требований диалектического метода является требование рассматривать систему развития человека в единстве с окружающей средой как компонента общественного устройства, материального и духовного воспроизводства. В настоящее время это требование выступает как необходимость, порожденная, во-первых, качественными изменениями, происходящими во всех сферах нашей жизни, в совершенствовании самой общественной Среды; а во-вторых, изменениями в самой системе образования, проведением такой перестройки ее содержания, которая гарантирует достижение поставленной перед ней цели «духовного воспроизводства» каждой конкретной личности.

А.Д.Жарков, В.М.Чижиков считают, что «культурно-досуговая среда существует в качестве подсистемы в среде бытовой, производственной и др., где каждый предмет становится носителем куль-

турно-эстетических отношений, надстраивающихся над прагматическим бытием, поскольку куль-турно-досуговая среда охватывает не только материальные элементы и их пространственные связи, но и осуществляемые с их помощью поведенческие акты. Деятельное освоение человеком различных культурно-пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на его поведение и деятельность является, пожалуй, центральной проблемой отношения к культурно-досуговой среде» [2, с.66].

А.Д.Жаркова, В.М.Чижиков отмечают, что культурно-досуговая среда объектов культуры - это предметно-пространственное окружение человека, способствующее формированию и развитию его культуры и поведения. По их мнению, культурно-досуговая среда представляет собой не набор художественно-ценностных элементов, способствующих средообразованию и функционированию иных предметно-пространственных систем, а самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Культурно-досу-говая среда рассматривается данными авторами с позиции пространственного окружения, вводящего человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития [2].

Человек не только определенным образом ведет себя в соответствующем культурно-досуго-вом окружении, но и активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывая к нему эмоционально окрашенное отношение, наделяет его ассоциативными и символическими значениями, носит в памяти его образы. На каждой стадии развития во времени, культурно-досуговая среда выступает для человека как результат незавершенной деятельности прошлых поколений. В процессах взаимодействия человека с предметно-пространственным окружением возникает культурно-досу-говая среда как система, упорядоченность которой определяется замыслом, целью и задачами функ-ционирования[4].

Создание благоприятной культурно-досуговой среды подразумевает такую организацию пространства, при которой формирование социально-культурных компетенций будущих работников туристко-рекреационных кластеров будет осуществляться наиболее эффективно. Для этого необходимо, чтобы пространство, где протекает педагогический процесс, уже само по себе являлось средством воспитания, несло большую смысловую и эмоциональную нагрузку[5].

Говоря о культурно-досуговой среде туристско-рекреационных кластеров, хотелось бы привести яркий пример. Объекты, входящие в Туристско-рекреационный кластер «Берега Елабуги» являются доказательством того, что культурно-досуговая среда туристко-рекреационных кластеров несет на себе основную смысловую нагрузку.

1. «Причал бродячего артиста» - на берегу в месте слияния рек Тойма и Кама - предполагает создание концертной и пляжных зон, сцены на воде, торговой площадки, автокинотеатра, площадки для проведения дискотек, прогулочной набережной, летнего кафе, автопарковки, обустройство почитаемого мусульманами Суфийского источника;

2. Клуб любителей отдыха на воде «Лодки на воду» - предполагает создание искусственного залива (с мини-причалами для маломерных судов) для стоянки яхт, лодок, катеров, водных велосипедов, устройство декоративных тентовых павильонов, беседок, банного комплекса и гостевых домиков для отдыха на воде, бильярда, стоянки для всесезонного хранения катеров, скутеров и катамаранов, парковки для автомобилей.

3. «Деревня рыбаков» - строительство гостевых домиков для рыболовов, причалов для лодок, пунктов проката рыболовных снастей;

4. Пляжная зона на острове «Елабужский Робинзон» с площадкой отдыха для туристов «Бивак на острове» с организацией палаточного городка. Остров «Елабужский» представляет собой территорию 5 га с песчаными пляжами;

5. Зеленая стоянка с пляжной территорией для отдыха туристов с туристических теплоходов;

6. «Остров встреч»: представляет собой изолированную территорию для встреч бизнес-делегаций. Ежегодно на острове проходит Саммит нефтяников и другие мероприятия.

7.Автокемпинг. Планируется создание кемпинг-площадки для стоянки автомобилей с турис-скими прицепами, кафе, мини-маркетом, АЗС, административным зданием, малоэтажной секцион-ной застройкой для обслуживающего персонала, хозяйственными зданиями, коммунальными служ-бами, автосервисом, медицинским пунктом, автомойкой, спортивно-оздоровительным комплексом, баней.

8. Страусиная ферма. Страусоводство, благодаря перспективности и высокой рентабельности, является одним из наиболее доходных в сельском хозяйстве. Неприхотливость птицы к климатическим условиям делает возможным разведение страусов в любом регионе. У страуса ценится все: кожа, яйца, мясо, жир, перья - практически безотходное производство. В ход идет даже разбитая скорлупа, которая

в умелых руках художников, резчиков, декораторов зачастую становится произведением искусства. Неповторимый рисунок натуральной страусиной кожи, художественная роспись на фактурной скорлупе страусиного яйца делают такие изделия необычными и запоминающимися.

Предполагает строительство ферм, загонов, выгонов, инкубаторов, складов, технических помещений персонала и пр.

Помимо хозяйственного направления планируется проведение экскурсий на страусиную ферму. Познавательная экскурсия, на которой можно увидеть весь процесс развития страуса от яйца в инкубаторе до взрослого страуса, будет интересна как детям, так и их родителям.

9. Ранчо быков. Животноводческая ферма для разведения племенных быков. Для туристов возможна организация мини-корриды. Предполагает строительство фермы, выгонов, технических и складских помещений.

10. Причальная стенка - предполагает создание гидротехнического сооружения, обеспечивающего безопасный подход и стоянку туристических теплоходов, посадку-высадку пассажиров. Место расположения - территория бывшей пристани (в 2009 году на дебаркадере Елабуги принято 152 туристических теплохода 2-3-4-палубных);

11. Комплекс этнических деревень:

«Культура марийского народа»

Единственная деревня на территории Елабужского муниципального района, в которой проживают марийцы - деревня Куклюк. Жители деревни раскроют секреты марийского гостеприимства, познакомят с бытом, с национальными танцами и обрядами, которые сохранились с языческих времён. Туристам будут предложены блюда марийской кухни. Незабываемыми станут катание на санях, «лошамобиле» (изобретение местного умельца).

«Знакомство с кряшенской культурой»

Деревня Шурняк - место проживания кряшен, где бережно хранятся традиции и обычаи этого народа. Здесь туристы побывают в типичном для кряшен доме, увидят и сами поучаствуют в таких обрядах как: «Проводы в армию», «Свадьба кряшен», смогут попробовать традиционные блюда.

«Татарская деревня»

Знакомство с татарским этносом будет проходить на базе трёх деревень: Морты, Юраши, Аль-метьево. Остановка у села Морты окунёт гостей в атмосферу праздника, здесь будут показаны элементы традиционного праздника «Сабантуй», в котором смогут поучаствовать и туристы. В деревне Юраши гости будут иметь возможность посетить музей, где туристы познакомятся с историей деревни и бытом местных жителей. Незабываемые татарские блюда, обряды («Каз омасе», «Кичке утыру»), татарские мелодии и танцы, мастер-класс по вязанию разноцветных ковриков - всё это будет входить в программу пребывания. Посещение деревни Альметьево познакомит туристов с мусульманской религией.

«В царстве овощей»

Данный проект планируется осуществить на базе деревни Танайка, где основным занятием сельчан является овощеводство. Предполагается создание деревянного «Городка овощей», где будут деревянные функциональные сооружения в виде овощей (например: «Помидор» - Ресторан, «Лук» -Дом с привидениями, «Огурец» - Музей овощей, «Кабачок» - Дом забав и т.д.).

«Российская глубинка»

На базе деревни Большое Елово предполагается создание атмосферы российской глубинки: история мещанства, возрождающаяся религия, отголоски гражданской войны, рыболовство как дополнительный источник пищи, в сочетании с необъятными просторами, где не видны признаки цивилизации (заводы, трассы и т.д.).

В каждом населенном пункте будут созданы «этнические» гостевые дома для принятия многодневных туристов с целью более глубокого изучения этноса и «погружения» в сельскую жизнь.

Содержание проекта создания многофункционального туристско-рекреационного комплекса «Берега Елабуги» свидетельствует о том, что культурно-досуговая среда обладает богатым педагогическим потенциалом, на который возможно опираться при практической работе со студентами-будущими работниками туристического кластера.

Эффективность культурно-досуговой среды в педагогическом процессе определяется следующими условиями:

1. Соответствие целям и задачам педагогического процесса.

2. Соответствие санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности.

3. Эстетичность и аккуратность.

4. Культуросообразность (соответствие общекультурным требованиям, учёт особенностей культуры данной национальности, данной местности).

5. Эмоциональная и информационная насыщенность.

6. Соответствие организации пространства организации педагогического процесса в конкретном учреждении.

7. Соответствие возрастным особенностям молодых людей.

8. Многоканальность педагогического воздействия культурно-досуговой среды (через различные органы чувств).

Необходимо отметить, что благоприятная среда складывается из мелочей, которые обеспечивают комфорт и эстетичность того пространства, в котором осуществляется любой - не только педагогический - процесс.

Благодаря среде, обогащая и совершенствуя ее, человек обретает высшие духовные эстетические ценности, развивает в себе способность и потребность постижения прекрасного в реальной действительности и наслаждения им.

Сегодня культурно-досуговая среда туристко-рекреационных кластеров выполняет следующие функции:

1. Развлекательные - предоставление условий рекреативной деятельности (групповые, индивидуальные);

2. Физкультурно-оздоровительные - организация спортивно-развлекательных мероприятий, создание условий для занятия спортом;

3. Образовательные - организация образовательного туризма с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности;

4. Стимулирование творческой активности - проведение театрализованных представлений, шоу, литературно-художественных программ;

5. Досуговое общение - проведение мероприятий для семейного отдыха для взрослых разных возрастов;

6. Информационные - оказание методической, организационной помощи в проведении тури-стко-рекреационных мероприятий.

Опираясь на мнение ученой О.Д.Дашковской можно рассмотреть ресурсы современного куль-турно-досугового поля культурно-рекреационных кластеров:

«1) Нормативный ресурс - массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок в учреждении (учредительные документы, правила, инструкции, приказы).

2) Материально-технический ресурс:

- недвижимый - здания, сооружения, обустроенная прилегающая территория и закрепленный земельный участок.

- движимый - специальное оборудование, техника, инвентарь для производства культурных благ и обеспечения культурно-досуговой деятельности.

3) Финансовый ресурс - бюджетное финансирование и (или) другие виды доходов, получение и использование которых не противоречит действующему законодательству (благотворительные, спонсорские средства со стороны организаций и частных лиц, доходов от предпринимательской деятельности).

4) Кадровый ресурс - руководители и специалисты, обеспечивающие предоставление куль-турно-досуговых услуг населению (административный и творческий состав), а также служащие и рабочие, необходимые для бесперебойной работы учреждения (технический состав)»[1].

Педагогический потенциал культурно-досуговой среды заключается в том, что:

- именно в поле культурно-досуговой среды осуществляется целевое воздействие на личность при ее активной включённости в туристическую деятельность;

- в поле культурно-досуговой среды возможно учитывать интеграцию различных подходов: аксиологического, гуманистического, социокультурного, личностно-ориентированного, деятельно-стного, синергетического и других;

- в культурно-досуговой среде возможно выстроить процесс формирования социально-культурных компетенций на принципах этнокультурной толерантности, уважения к своеобразию и уникальности всего многообразия культуры;

- культурно-досуговая среда обеспечивает единство процессов обучения и воспитания, в процессе досуговой деятельности;

- культурно-досуговая среда, обладающая ярко выраженным педагогическим потенциалом дает возможность учитывать возрастные и индивидуально-личностные особенностей молодых людей, которые приобретают навыки социально-культурных компетенций, являются активными участниками воспитательного процесса с использованием туристко-рекреационных кластеров;

- культурно-досуговая среда способствует построению педагогического процесса на основе разработанной программы по формированию социально-культурных компетенций будущих работников туристко-рекреационных кластеров.

Таким образом, можно сделать вывод, что культурно-досуговая среда туристко-рекреацион-ных кластеров обладает большим воспитательным и педагогическим потенциалом.

Литература

1. Дашковская О.Д. Организация досуговой деятельности: текст лекций /О.Д.Дашковская; Яросл. гос. ун-т. Ярославль: ЯрГУ, 2009.- 45 с.

2. Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: уч.пос. [Текст]МГУКИ - М., 1998- 340 с.

3. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: Уч.. пос./ Максютин Н.Ф.: Медицина, 1995. -140 с.

4. Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития / Новаторов В.Е. -Вестник Омского университета - 2005. Вып. 3.- С. 109-114.

5. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Шамсутдинова Д.В.: Медицина - Казань, 2001. - 256 с.

УДК 37.035

О.А.Филиппова

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУТОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Институциональное взаимодействие социокультурных институтов выступает в качестве необходимого условия формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза. Целью институционального взаимодействия вуза, институтов гражданского общества, государства и власти, является формирование единого социально-культурного пространства за счет интегрированного использования воспитательного потенциала субъектов взаимодействия как условие формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи.

Ключевые слова: институциональное взаимодействие, социокультурные институты, социально-культурная толерантность, воспитательный потенциал, студенческая молодежь.

Oksana Filippova INSTITUTIONAL INTERACTION OF SOCIAL CULTURAL INSTITUTIONS AS A FACTOR OF SOCIAL-CULTURAL TOLERANCE FORMATION OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Institutional interaction of social cultural institutions is a necessary condition for the formation of social cultural tolerance of students in the university educational environment. The goal of institutional interaction of university, civil society, the state and the government institutions is the formation of a common social and cultural space through the integrated use of interaction subjects educational potential as a condition for the social and cultural tolerance formation of students.

Keywords: institutional interaction, social cultural institutions, social cultural tolerance, educational potential, students.

Развитие коммуникативной культуры и открытие границ между различными слоями и группами обострили проблемы понимания и принятия взаимных различий в жизни общества. Осознание всех аспектов различий: конфессиональных, этнических, политических, образовательных, социальных более четко и остро обнаруживает барьеры в формировании толерантных отношений.

В ситуации, характеризующейся ростом социального разнообразия в обществе именно сфера образования может наиболее эффективно выполнить задачу конструирования социально-культурных норм толерантности как инструмента, обеспечивающего достижение согласия, гармоничного сосуществования различных социальных групп, формирования взаимопонимания и доверия в обществе.

С целью снятия напряженности в обществе и формирования установок толерантного сознания разработаны различные технологии и программы, среди которых возможно выделить следующие:

- образовательные учебные программы, нацеленные на формирование толерантности школьников и студентов;

- программы дополнительного профессионального образования, целью которых является повышение уровня профессиональной компетентности в аспекте формирования толерантных отно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.