УДК 378
Г.М. Парникова, И.Л. Саввина, А.Р. Сивцева,
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Педагогический потенциал иностранного языка в обучении студентов неязыковых специальностей
(на примере северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова)
По данным Федеральной службы государственной статистики, в марте 2014 года уровень официальной безработицы в нашей стране составил 4 млн человек. Сложности с трудоустройством испытывают молодые люди до 25 лет, не имеющие опыта работы. Молодежь представлена 21,7 % среди безработных. Это значит, что конкуренция на рынке труда касается в первую очередь выпускников вузов [6]. В нашем исследовании принимали участие студенты Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, расположенного в г. Якутске (Республика Саха). Для
оценки потребности в подготовке конкурентоспособных специалистов для Республики Саха (Якутия) представим социально-экономическую характеристику этого региона. Якутия - субъект Российской Федерации, расположенный на северо-востоке страны. Территория республики - 2103, 2 000 кв. км. При этом средняя плотность населения составляет всего 0,32 человека на 1 кв. км., что является одним из самых низких показателей среди субъектов Российской Федерации. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность населения в Республике Саха состав-
ляет 958 тыс. человек [2]. С 2000 года неуклонно возрастала доля тех, кто ранее не работал и искал работу впервые, то есть вчерашних выпускников вузов.
В то же время Якутия - это один из самых динамично развивающихся субъектов Дальневосточного региона Российской Федерации. Обширная территория, богатый ресурсный потенциал, наличие крупных действующих экспортно-ориентированных предприятий, выгодное географическое положение и близость рынков сбыта стран Азиатско-Тихоокеанского региона создают предпосылки для формирования в
© Парникова Г.М., Саввина И.Л., Сивцева А.Р., 2014
ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА ПАРНИКОВА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям Института зарубежной филологии и регионоведе-ния Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Сфера научных интересов: педагогика, методика преподавания иностранного языка. Автор 40 публикаций
ИРИНА ЛЬВОВНА САВВИНА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям Института зарубежной филологии и регионоведе-ния Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Сфера научных интересов: педагогика, методика преподавания иностранного языка. Автор 28 публикаций
АНЖЕЛИКА РОБЕРТОВНА СИВЦЕВА
старший преподаватель кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Сфера научных интересов: педагогика, методика преподавания иностранного языка. Автор 19 публикаций
Рассматриваются результаты педагогического эксперимента по формированию личности студента средствами иностранного языка. Освещаются общекультурные и профессиональные компетенции в отношении к иностранному языку согласно основным образовательным программам и федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования неязыковых специальностей. Приводятся инновационные формы и методы обучения по иностранному языку со студентами федерального университета.
Ключевые слова: федеральный университет, компетенции, инновационные формы и методы обучения, студенты неязыковых специальностей, иностранный язык, бакалавр, магистр.
In the article some results of a pedagogical experiment on formation of student's individual by means of foreign language are presented: some general cultural and professional competences concerning foreign language according to OOP and FGOS VPO of non-language specialities of the federal university are shown; some innovative forms and methods of a foreign language learning of students of the federal university are described. Key words: a federal university, competences, innovative forms and methods of learning, students of non-language specialities, a foreign language, a bachelor, a master.
республике стратегического форпоста России на Дальнем Востоке. По итогам мониторинга социально-экономического развития регионов Российской Федерации Республика Саха занимает лидирующие позиции по сводному индексу социально-экономического положения и включена в группу лидеров по инвестиционной привлекательности [4].
Анализ социально-экономической характеристики Республики Саха указывает на необходимость осмысления изменений в стране и их влияния на систему высшего профессионального образования для подготовки компетентных специалистов, способных к самосовершенствованию в избранной
профессиональной деятельности. Следует отметить, что в тех профессиях, которыми перенасыщен рынок труда, на первое место выступают личностные качества выпускника - активность, самостоятельность, инициатива, способность эффективно применять на практике полученные знания и умения, готовность достигать новые цели, потребность в дальнейшем самосовершенствовании в профессии.
Работа по воспитанию личности студента средствами иностранного языка осуществлялась в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова, созданного на базе Якутского государственного универ-
ситета в 2010 году. Университет осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров, способных обеспечить разработку наукоемких технологий и модернизацию социально-экономической сферы якутского региона. В состав университета входят 6 научно-исследовательских институтов, 11 институтов, 8 факультетов и 3 филиала [5]. Для нашего исследования представляет интерес процесс обновления образования в области преподавания иностранных языков, поскольку с ростом социальных, экономических, культурных связей формирование личности будущих специалистов в условиях высшей школы посредством иностранного языка является актуальной проблемой в современной педагогической теории и практике.
Кафедра иностранных языков по техническим и естественным специальностям Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова обучает английскому, немецкому, французскому, китайскому, японскому, корейскому и латинскому языкам студентов семи институтов и трех факультетов. Учебный процесс осуществляют 55 преподавателей кафедры, в том числе 2 доктора и 12 кандидатов наук. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования обучение иностранному языку является обязательным в вузе и, на наш взгляд, способность к межкультурной коммуникации с позиции компетентностного подхода выражается в овладении студентами общекультурными и профессиональными компетенциями средствами иностранного языка. Изучение этой академической дисциплины позволяет развивать такие профессионально важные качества, как абстрактное и аналитическое мышление, коллективизм, коммуникабельность, ува-
жение к труду, конкурентоспособность, самостоятельность, творческую активность при целенаправленном использовании соответствующих методов и форм обучения.
С целью оптимизации учебного процесса в контексте новых предъявляемых требований кафедра уделяет большое внимание инновационным образовательным технологиям обучения, связанным с повышением эффективности обучения и воспитания бакалавров и магистров. В своей практической работе мы согласны с О.В. Бондаренко, которая рассматривает инновационную деятельность как систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций, а именно: научно-исследовательской деятельности, направленной на получение нового знания; проектной деятельности, направленной на разработку особого, инструментально-технологического знания; образовательной деятельности, направленной на профессиональное развитие субъектов определенной практики, формирование у каждого личного знания [5].
Инновационная образовательная технология представляет собой комплекс из трех взаимосвязанных составляющих.
1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций. Оно должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
2. Современные методы обучения - это активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
3. Современная инфраструктура обучения, состоящая из информационного, коммуникационного, технологического и организационного компонентов.
Преподаватели кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова успешно сочетают как традиционные, так и активные формы и методы обучения: деловые и ролевые игры, метод case-study, мозговой штурм, проектный метод, викторины, дискуссию, кружковую и исследовательскую работу студентов и др. Известный российский педагог А.А. Вербицкий считает, что активное обучение предусматривает переход от регламентирующих форм и методов организации дидактического процесса к развивающим и проблемным, которые обеспечивают возникновение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества[1].
Так, одним из наиболее используемых методов обучения является деловая игра. Такие игры помогают бакалаврам развивать навыки работы в команде, повышают ответственность при решении различных вопросов, развивают инициативу, умение выявлять проблемы. Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, рассмотреть и смоделировать сложные, проблемные ситуации.
Другим эффективным методом выступает case-study, который предполагает переход от метода накопления знаний к деятельному, практико-ориентированно-му подходу. Использование этого метода способствует сочетанию индивидуальной работы студентов с проблемной ситуацией и групповому обсуждению предложений, подготовленных каждым членом группы. Применение case-study позволило студентам принимать решения, разрабатывать
алгоритм их принятия, план действий, осуществлять реализацию поставленной в ситуации задачи по предложенному плану, применять полученные знания по иностранным языкам на практике и учитывать точку зрения других. Этот метод важен для формирования профессиональных компе-тенций,поскольку позволяет устанавливать межпредметные связи, способствует развитию аналитического и системного мышления, освоению коммуникативных навыков и предполагает презентацию результатов проведенного анализа.
Проектный метод представляет широкие возможности для выражения собственных идей в удобной для бакалавров творческой форме. При этом они приобретают навыки самостоятельного поиска информации, анализа, умения пользоваться ресурсами Интернета. Хотя метод проектов не может быть использован на каждом занятии, но он является эффективным средством от однообразия и рутинной работы. Например, в медицинском образовании особое внимание должно уделяться лингвистической подготовке студентов, то есть развитию их языковой способности, что обусловлено спецификой самой профессиональной деятельности медицинских работников, которая заключается в знании медицинской латыни, активном использовании профессиональной терминологии, понимании и правильном толковании вербальных и невербальных проявлений симптоматики заболеваний и др. В связи с этим на этапе становления профессионального самосознания будущих врачей необходимо включить в образовательный процесс определенные современные методики обучения иностранным языкам. Инновационный подход к организации внеаудиторной работы по латинскому языку как фактор профессиональной подготовки будущего специалиста -
врача представляет собой синтез профессиональных, лингвистических, коммуникативных, социальных, культурологических знаний и обуславливает зрелость личности, ее целостность, самосознание, творческое созидание, креативность, компетентность, толерантность, восприимчивость к инновациям [7].
Положительной тенденцией 2012/2013 учебного года стало увеличение количества магистерских программ в университете. В настоящее время реализуются, например, 29 магистерских программ по 17 направлениям подготовки, обучаются 205 магистрантов. Студенты, обучающиеся по направлениям магистратуры «Химия», «Экология и природопользование», «Социология», «Экономика», «Техносферная безопасность» изучают следующие предметы: «Иностранный язык», «Деловой иностранный язык», «Иностранный язык: профессиональная терминология и основы перевода научных текстов», «Иностранный язык в сфере профессионального общения», «Иностранный язык в научной сфере».
Применение практико-ориен-тированных технологий в учебных группах магистров неязыковых специальностей предполагало применение коллективных, групповых, индивидуальных форм воспитания и обучения студентов. Главным преимуществом фронтальных работ является возможность коллективных устремлений к общей цели, решения единых задач, побуждающих обучающихся к сотрудничеству. На наш взгляд, фронтальная организация оказалась наиболее целесообразной при изучении новой темы. Как промежуточные, так и конечные результаты учебной деятельности активно обсуждались всеми магистрами, подвергались взаимному контролю. Работая над одним заданием, учебно-познавательный процесс приобретал черты коллективной деятельности, а при
обсуждении результатов быстрее вырабатывалось общее мнение, складывалась единая позиция по отношению к изучаемому материалу.
Групповая форма работы с магистрами предполагала формирование смешанных групп из числа сильных и слабых студентов. Так, по теме «Маркетинг» магистры были поделены на группы с целью проведения самостоятельного маркетингового исследования целевой аудитории в отношении приобретения различных товаров: легковых автомобилей, джинсов, безалкогольных напитков, мобильных телефонов. Участники педагогического эксперимента осуществляли самостоятельные действия по отбору содержания учебной деятельности, определяли способы и виды ее практической реализации. Работа разнородных групп способствовала интенсивному обмену информацией, деятельность разноуровневых студентов укрепляла межличностные отношения внутри групп.
Рабочие программы учебных групп «Финансы и кредит» Финансово-экономического института и «Управление безопасным развитием техносферы» горного факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова предусматривают подготовку и сдачу кандидатского минимума по иностранному языку для тех магистров, кто в дальнейшем планирует написание кандидатской диссертации. Для этой категории студентов, начиная со второго семестра, предусмотрена индивидуализация образовательной траектории: эти студенты занимаются по отдельному графику переводом зарубежных научных статей, монографий по избранной специальности, подготовкой устных тем к экзамену. Эта форма работы требовала от магистров настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей. Индивидуальная работа являлась мощным источником развития
способностей и самовыражения личности.
Магистров Института естественных наук отличают тесные контакты с зарубежными университетами-партнерами, в частности, Южной Кореи, что дало им реальную возможность общаться с коллегами на английском языке, участвовать в международных конференциях, грантовых программах для молодых ученых. На занятиях по иностранному языку особое внимание уделялось формированию компетенции «владение иностранным языком как средством коммуникации в рамках сложившейся специализированной терминологии профессионального международного общения». Кроме того, за время обучения каждый магистрант, обучающийся по химическому и экологическому направлениям, подготовил от одной до трех научных статей на английском языке с целью их дальнейшей публикации в журналах рейтинга Scopus и Web of Science. В целом, обучение в магистратуре предоставило нам возможность создания той среды, где формируется активно мыслящая и действующая личность студента.
Факультативные дисциплины также являются важным звеном в системе профессиональной подготовки студентов. В университете с 2006 года ведется разработка общеуниверситетских программ факультативов для студентов всех специальностей и направлений подготовки. Расширяя спектр факультативных программ, учитывая заявки и пожелания студентов, университет создает благоприятные условия для раскрытия личностного потенциала студента и способствует его самореализации, формирует общекультурные компетенции, в том числе в области владения родным и иностранными языками.
В целях реализации миссии университета как ведущего научно-образовательного центра Се-
веро-Востока России, обеспечивающего подготовку конкурентоспособных специалистов, реализуется ряд программных мероприятий, направленных на организацию и проведение олимпиад и интеллектуальных конкурсов для студентов. Ежегодно организуется и проводится олимпиада по иностранным языкам для студентов 1-2-х курсов неязыковых факультетов по четырем иностранным языкам (английскому, французскому, немецкому) и международная Интернет-олимпиада по латинскому языку с целью выявления академических и интеллектуальных способностей, а также создания условий для их поддержки и последующего развития. Олимпиады охватывают студентов институтов и факультетов технических и естественных специальностей. Целью этих мероприятий является повышение мотивации к изучению иностранных языков, привлечение внимания студентов к зарубежным странам, развитие коммуникативных компетенций, творческих способностей студентов.
Другим видом внеаудиторной работы со студентами является кружковая работа. В 2011 году приказом ученого совета Института зарубежной филологии и ре-гионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова утверждены ряд творческих кружков, научными руководителями которых являются преподаватели кафедры «Английский/немецкий/французский языки для академических целей», «Теоретические основы разработки проектов и заявок на гранты», «Латинский язык: основы терминологии» и др. Студенты неязыковых специальностей положительно зарекомендовали себя, активно участвуя в гранто-вых программах для обучения в
течение одного семестра в зарубежных вузах Швеции, Норвегии, Финляндии, Испании, Германии, Китая, Японии, Южной Кореи и др. Целью творческих кружков является содействие разработке проектов путем разъяснения общих рекомендаций при оформлении заявки на грант, сотрудничество между преподавателем и студентом для участия заинтересованных сторон в работе над проектами. Кружки призваны содействовать обеспечению международной мобильности студентов посредством личностно-ориентированной подготовки, направленной на интеграцию образовательной и научной деятельности университета в мировое академическое сообщество. Эта форма работы способствовала приобретению опыта участия в подобных мероприятиях, формированию личностных и профессионально важных качеств будущих профессионалов: самостоятельности, активности, инициативы и стимулированию познавательного интереса к будущей профессии. Педагогическая поддержка студентам осуществлялась посредством оказания практической помощи преподавателем при планировании, организации участия в собеседовании, создании положительного настроя конкурсантов, формировании уверенности в собственных силах.
Подводя итоги, можно констатировать, что уровень требований к специалисту на современном этапе развития страны диктует необходимость организации подхода к процессу подготовки профессиональных кадров, при котором развивается личность, ключевыми чертами которой становятся самостоятельность, конкурентоспособность и профессионализм. В этой связи возникают вопросы, требующие уточнения
содержательных аспектов работы со студентами по иностранному языку в условиях реализации уровневой системы высшего профессионального образования; выявления эффективных форм, методов, средств и технологий учебной деятельности студентов в рамках конкретного учебного предмета. При этом обязательная дисциплина «Иностранный язык» обладает значительным педагогическим потенциалом для решения поставленных задач.
Литература
1. ВербицкийА.А. Активное обучение в высшей школе. М.: Велби, 2007. 480 с.
2. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. Режим доступа: http://www.gks. ru/free_doc/new_site/perepis2010/ perepis_itogi1612.htm.
3. Инновации: поиски и исследования. Режим доступа: http:// www.sites.google.com/a/shko.la/ ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-16-sentabr-2012/innovacii-poiski-i-issledovania/.
4. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия). Режим доступа: http://sakha.gov.ru/ node/1106.
5. Статистические данные СВФУ. Режим доступа: http://www.s-vfu.ru/ universitet/o-vuze/obshchie-svedeniya/ svfu-v-tsifrakh/.
6. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/ IssWWW.exe/Stg/d03/78.htm.
7. Тихонова Л.М. Инновационный подход к организации внеаудиторной работы по медицинской латыни // Актуальные проблемы современного научного знания: материалы IV меж-дунар.науч.конф. Пятигорск: Издательство ПГЛУ. 2011. 537 с.