Научная статья на тему 'Реализация воспитательных компонентов в обучении студентов неязыковых специальностей Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова'

Реализация воспитательных компонентов в обучении студентов неязыковых специальностей Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
французский язык / латинский язык / воспитательный компонент / международное общение / компетенция / франкофония / международная Интернет-олимпиада. / French language / Latin language / educational component / international communication / competence / Francophonie / international Internet Olympiad.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э. Ю. Афанасьев, Л. А. Гаврильева, О. Н. Дмитриева, М. Н. Лукина, А. Р. Сивцева

Статья посвящена вопросам реализации воспитательных компонентов в обучении французскому и латинскому языкам студентов неязыковых специальностей Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Авторы раскрывают задачи, методы, формы и виды деятельности при обучении иностранным языкам. Особое внимание уделяется истории преподавания французского языка в Республике Саха (Якутия) и мнению отечественных педагогов о воспитательной специфике обучения иностранному языку. На основе анализа результативности студентов неязыковых специальностей СВФУ в конкурсах, грантах, олимпиадах и научно-практических конференциях определяется степень реализации воспитательных компонентов в обучении французскому и латинскому языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Э. Ю. Афанасьев, Л. А. Гаврильева, О. Н. Дмитриева, М. Н. Лукина, А. Р. Сивцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL COMPONENTS IN TEACHING STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES OF THE NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER M. K. AMMOSOV

The article is dedicated to implementation of educational components in teaching French and Latin to students of non-linguistic specialties at the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. The authors reveal tasks, methods, forms and activities in teaching foreign languages. Special attention is paid to history of teaching French in the Republic of Sakha (Yakutia) and the opinion of domestic teachers about the educational specifics of teaching a foreign language. The research is based on the analysis of the performance of students of non-linguistic specialties of NEFU in competitions, grants, Olympiads and scientific conferences; the degree of implementation of educational components in teaching French and Latin languages is determined.

Текст научной работы на тему «Реализация воспитательных компонентов в обучении студентов неязыковых специальностей Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова»

необходимости изучать материал самостоятельно, тем рациональнее он распределяет время на его изучение.

Наличие заметной корреляционной связи между признаком y - «Способность изучать материал самостоятельно» и признаком x7 - «Уровень осознан-ностивсамостоятельном изучении части учебногоматериала»позволяетпо-строитьмодель нмвисиевсти мапл-энеяи вмиатчеамт. И с пользуяинстрамент Регрессия пакета анализа в Microsoft Excel, было получено уравнение парной линейной ринрассиестмо

Ух = 3,78 + 0,45x, Библиографическийсписок

которое показывает, что если уровень осознанности в самостоятельном изучении части учебного материала увеличить на 1 балл, то способность изучать материал самостоятельно увеличится в среднем на 0,45 балла. Данное уравнение является значимым с вероятностью 95%.

Проведенное нами исследование свидетельствует, что наибольшая часть студентов, по их мнению, обладает способностью работать самостоятельно, но при этом многие имеют сложности с рациональным распределением времени на выполнение самостоятельной работы. Одним из способов роста способности работать самостоятельно может стать повышение осознанности в изучении материала самостоятельно.

1. Якобюк Л.И. Социально-проектная деятельность как одна из форм самообразования студентов. АПК: инновационные технологии. 2019; № 1: 60 - 63.

2. Гончаренко О.Н. Самостоятельная работа студентов вуза: необходимость и проблемы. Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса: сборник статей международной научно-практической конференции Государственного аграрного университета Северного Зауралья. 2018: 242 - 250.

3. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. Москва: Издательский дом «Карапуз». Научный редактор С.В. Лыков, 2000.

4. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Москва: Изд-во УРАО, 2002; Ч. 1: 23 - 56.

5. Пукевичюте В.Ю. Тенденции умения учиться как важной компетенции в современном образовании. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XI Международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2011; Часть I.

6. Малыукова Н.Н., Куликова С.В. Самообразование как часть системы непрерывного образования. Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XXV Международной научно-практической конференции, 2015: 258 - 264.

References

1. YakobyukL.I.Social'no-proektnayadeyatel'nosf kak odnaizformsamoobrazovaniya studentov. APK: innovacionnye tehnologii. 2019; № 1: 60 - 63.

2. Goncharenko O.N. Camostoyatel'naya rabota studentov vuza: neobhodimost' i problemy. Integraciya naukiiprakíikidlya razvitiya Agropromyshlennogokompleksa: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Gosudarstvennogo agrarnogo universiteta Severnogo Zaural'ya. 2018: 242 - 250.

3. Montessori M. Pomogi mne sdelat' 'eto samomu. Moskva: Izdatel'skij dom «Karapuz». Nauchnyj redaktor S.V. Lykov, 2000.

4. Pedagogicheskaya antropologiya: Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoj antropologii. Moskva: Izd-vo URAO, 2002; Ch. 1: 23 - 56.

5. Pukevichyute V.Yu. Tendencii umeniya uchit'sya kak vazhnoj kompetencii v sovremennom obrazovanii. Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: sbornik statej po materialam XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: SibAK, 2011; Chast I.

6. Mal'chukova N.N., Kulikova S.V. Camoobrazovanie kak chast' sistemy nepreryvnogo obrazovaniya. Sovremennye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk materialy XXV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2015: 258 - 264.

Статья поступила в редакцию 25.11.19

УДК 378.016 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10083

AfanasievE.Y., studentofMedicalInstitute,North-EasternFederal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: everyman21628@gmail.com GavrilievaLA, seniorlecturer, North-EasternFederalUniversityn.a.M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: lgavrilieva@mail.ru Dmtrieva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail:oksanadm2006@mail.ru

LukinaM.N, seniorteacher, North-EasternFederalUniversityn.a.M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: lukim@mail.ru Sivtseva A.R., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: angelika72.06@mail.ru Fedorova A.Ya, senior teacher, North-EasternFederalUniversityn.a.M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: faya_lala@mail.ru

IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL COMPONENTS IN TEACHING STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES OF THE NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER M. K. AMMOSOV. The article is dedicated to implementation of educational components in teaching French and Latin to students of non-linguistic specialties at the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. The authors reveal tasks, methods, forms and activities in teaching foreign languages. Special attention is paid to history of teaching French in the Republic of Sakha (Yakutia) and the opinion of domestic teachers about the educational specifics of teaching a foreign language. The research is based on the analysis of the performance of students of non-linguistic specialties of NEFU in competitions, grants, Olympiads and scientific conferences; the degree of implementation of educational components in teaching French and Latin languages is determined.

Key words: French language, Latin language, educational component, international communication, competence, Francophonie, international Internet Olympiad.

Э.Ю. Афанасьев, студент, медицинскийинститут Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: everyman21628@gmail.com

Л.А. Гаврильева, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: lgavrilieva@mail.ru О.Н. Дмитриева, канд. фил. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: oksanadm2006@mail.ru

М.Н. Лукина, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: lukim@mail.ru А.Р. Сивцева, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: angelika72.06@mail.ru А.Я. Федорова, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: faya_lala@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.К. АММОСОВА

Статья посвящена вопросам реализации воспитательных компонентов в обучении французскому и латинскому языкам студентов неязыковых специальностей Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Авторы раскрывают задачи, методы, формы и виды деятельности при обучении иностранным языкам. Особое внимание уделяется истории преподавания французского языка в Республике Саха (Якутия) и мнению отечественных педагогов о воспитательной специфике обучения иностранному языку. На основе анализа результативности студентов неязыковых специальностей СВФУ в конкурсах, грантах, олимпиадах и научно-практических конференциях определяется степень реализации воспитательных компонентов в обучении французскому и латинскому языкам.

Ключевые слова: французский язык, латинский язык, воспитательный компонент, международное общение, компетенция, франкофония, международная Интернет-олимпиада.

На пороге XXI века, в преддверии вступления России в общеевропейский дом современным является вопрос о приобщении жителя отдаленного и холодного края, ранее несшего мрачное звание «тюрьмы народов», к мировой культуре, о приближении его образовательного уровня к европейскому стандарту, овладении им, кроме русского и якутского, одним европейским и хотя бы одним восточным языком.

В настоящий момент принципиально важно решать вопросы, связанные с насущными проблемами и перспективами развития иноязычного образования. Особая необходимость международного общения, информирования и взаимопонимания проистекает из нового измерения мирового интеграционного процесса и общего интереса наций строить мировой дом на солидной политической, социально-экономической и духовно-культурной базе. В первую очередь к духовно-культурным основам будущего мирового сообщества можно отнести ориентированный на сближение наций процесс обучения иностранным языкам.

Развитие всех сторон международного общения необходимо уже потому, что именно сейчас создаются контуры общеевропейского, включая и Россию, экономического рынка. Разветвленная рыночная система откроет каждому человеку возможность осуществлять свою профессиональную деятельность на общепризнанных правах и вне границ собственной страны.

Следует заметить, что изучение французского языка в Якутии началось в XIX веке. В нашем крае его преподавание было связано с пребыванием по-литссыльных и русских декабристов. После Октябрьской революции французский язык преподавался в школах приезжими учителями из России. Например, в Сунтарском районе Республики Саха обучение этому языку ведется с 1941 года.

Правительство автономной Якутии уделяло большое внимание подготовке педагогических кадров. Так, в 1969 году в Якутском государственном университете был открыт факультет иностранных языков. В настоящее время три европейских языка (английский, французский, немецкий) и восточные языки (китайский, японский, корейский) преподаются в Институте зарубежной филологии и регио-новедения. Большой вклад в популяризацию и преподавание французского языка в Республике Саха (Якутия) вносит кафедра французской филологии, выпускники которой работают во многих школах Якутии. В данное время французский язык изучают в 22 улусах и в больших городах, таких как Якутск, Мирный, Нерюн-гри, Алдан и др. Почти 15 000 учащихся и студентов увлечены этим прекрасным языком в нашей республике.

В 1994 году в Париже была зарегистрирована организация «Alliance française en Yakoutie». Кафедра французской филологии и Альянс Франсез в рамках Дней франкофонии ежегодно проводят олимпиады по языку, республиканский конкурс «Hexagone». Региональный центр языка и культуры Посольства Франции в Иркутске проводит семинары для студентов и преподавателей французского языка. Благодаря приезду приглашаемых франкоязычных специалистов (из Франции, Бельгии, Марокко, Швейцарии) улучшилось качество преподавания языка.

Языковые стажировки, всевозможные туристические поездки в страны изучаемого языка, обмен студентами, краткосрочные курсы с привлечением носителей языка, ежегодные, ставшие уже традиционными межпредметные олимпиады, международный лагерь «Туймаада», лингвистические центры - вся эта неоценимая деятельность Министерства науки и образования Республики Саха (Якутия) решает целый комплекс воспитательных, образовательных и развивающих задач, которые усиливают интерес к изучаемому иностранному языку, обогащают лингвострановедческие знания, обеспечивают вторичную социализацию социокультурного фона и дают возможность усвоения студентами реалий другой национальной культуры, расширения их общего кругозора и мотивацию.

Цель данной статьи - раскрыть вопросы реализации воспитательных компонентов в обучении французскому и латинскому языкам студентов неязыковых специальностей Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Практическая значимость статьи заключается в том, что опыт преподавания этих языков поможет при развитии новых образовательных форм обучения иностранному языку и новых подходов в расширении международного сотрудничества.

В трудах отечественных и зарубежных методистов (Гез Н.И., Ляховицкого М.В., Миролюбова А.А., С.Ф. Шатилова, Р.В. Роговой, Ф.М. Рабинович, Б.Е. Сахаровой) говорится о воспитательной специфике обучения иностранному языку как главной функции иностранного языка. Авторы утверждают, что процесс обучения иностранному языку, который основан на коммуникативной основе, помогает в решении важной задачи развития личности [1]. Коммуникативный подход обучения ориентирован на личность и требует непосредственной деятельности обучающегося. Обучение, которое осуществляется в доброжелательной атмосфере, помогает раскрыть разные стороны обучающихся, преодолеть психологические барьеры, такие как скованность, застенчивость, неуверенность в себе. Все это способствует лучшему освоению иностранного языка как средства общения [2]. По мнению Е.И. Пассова, воспитательные возможности урока заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности преподавателя и его поведении. На уроках иностранного языка студент учится общению, которое по своей сущности личностно. Ведь студент при этом высказывает свое мнение, отношение к предмету [3]. Как отмечают Королева Н.Е., Сахапова Ф.Х., Чернова Н.А., «курс обучения иностранному языку способствует межкультурной коммуникации, воспитанию и развитию «когнитивного,

эмоционально-личностного и практически действенного компонентов, тогда используемые методы должны представлять собой совокупность способов и приемов совместной согласованной деятельности преподавателя и студента, а также студентов друг с другом» [4].

В современном образовательном пространстве вуза воспитательная работа выступает частью деятельности преподавателя. Воспитательный процесс протекает постоянно как в процессе общения, так и во время занятий. В обучении французскому языку особое внимание уделяется воспитательным моментам, так как контингент наших студентов в основном составляют студенты 1-го и 2-го курсов, то есть это молодежь, только начавшая путь социализации. С первых занятий мы стараемся делать упор на воспитании самостоятельности наших студентов, их творческих способностей, активно используем игровые технологии. Являясь частью сложного образовательного процесса, ролевая игра оказывает многостороннее воздействие на личность обучаемого. Этот метод является средством, который выполняет ряд функций: образовательно-обучающую, коммуникативную, профориентационную. На первых занятиях также даётся задание найти текст по специальности (поисково-исследовательский метод). При этом преподаватель может проконсультировать только по выбору ресурса, а студент должен самостоятельно сделать обзор текста и представить его перед аудиторией.

Следующим моментом в воспитательной работе является создание и поддержание дружеского и позитивного климата в группах, так как группы, изучающие французский язык, являются сборными, то есть они компонуются из разных специальностей одного подразделения, и часто студенты незнакомы друг с другом. Так, в начале учебного процесса учится фраза: «Меня зовут...» и вопрос «Как тебя зовут?». Студенты встают в круг и, пожимая соседу руку, здороваются с ним «Bonjour» и спрашивают его имя. Таким образом происходит знакомство, формируются коммуникативные навыки, студент чувствует себя более раскованным. В последующем учится фраза «Я люблю заниматься (рисованием, пением, танцами)», то есть студенты ближе знакомятся друг с другом. В процессе обучения, когда будет пройдено большинство тем по грамматике, студенты выполняют групповые и парные задания: подготовить презентацию и его защиту на различные темы, например: «Кухня регионов Франции», «Известные художники Франции», «Песни на французском языке». Вышеуказанные темы привлекают наибольшее внимание студентов, они с удовольствием выполняют задания. А работа в мини-группах стимулирует дружескую атмосферу и сплоченность всей группы.

Для достижения воспитательных задач и повышения мотивации студентов неязыковых специальностей в изучении французского языка в нашем вузе ежегодно проводятся такие внеаудиторные мероприятия, как предметная олимпиада, конкурсы, театральные представления, вечера с концертными номерами, посвященные французским регионам, писателям, поэтам, французской кухне и т.д. Кроме того, студенты неязыковых специальностей СВФУ принимают участие в мероприятиях, проводимых в рамках республиканской Франкофонии, которая организуется кафедрой французской филологии университета. Внеаудиторная работа позволяет студентам глубже ознакомиться с историей Франции, ее культурой, литературой, музыкой, искусством. Процесс подготовки к мероприятию вызывает у студентов большой интерес, совместная работа вне урока снимает психологический барьер, повышает уровень коммуникативной заинтересованности, расширяет общий кругозор и улучшает уровень языковой подготовки, что побуждает студентов нашего университета принимать участие и в мероприятиях российского уровня: VI-м Региональном театральном фестивале в г Иркутске и Всероссийском театральном фестивале в г. Самара. Спектакль «Шаман», поставленный силами студентов Финансово-экономического института СВФУ, выиграл в 2008 году в г. Иркутске «Гран-при», а также был награжден на финальном этапе, который проходил в г. Самара, специальным призом.

Внеаудиторная работа может активизировать интерес студентов к изучению французского языка не только с точки зрения повышения их коммуникативной компетенции, но и с позиции профессионально-ориентированной подготовки. Так, наши студенты с большим интересом принимали участие в III-й Международной студенческой научно-практической конференции по иностранным языкам в г. Новосибирске на базе ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Сибирского института управления. По итогам конференции были опубликованы статьи: Alexey Mordinov (Université Fédérale du Nord-Est M.K. Ammossov). La population âgée des territoires arctiques de la République Sakha (Iakoutie) à l'époque de la mondialisation ; Sakhaiaana Savvinova (Université Fédérale du Nord-Est M.K. Ammossov). Les relations économiques internationales: l'exemple de la Fédération de Russie et de la République fédérale d'Allemagne.

В преподавании иностранных языков перевод текстов является одним из основных аспектов формирования языковой компетенции обучающихся. При этом профессионально ориентированная подготовка студентов неязыковых специальностей предполагает в основном перевод текстов по выбранной специальности. Тем более значимым кажется участие наших студентов в конкурсе переводов, не связанных с выбранной специальностью. Так, студентка ФЭИ РФО-10 Антонова Туйара выиграла 3 место в конкурсе переводов «L'Extrême-Orient si proche et si lointain», организованном кафедрой РГФ и МКК в ДВГГУ. Результаты конкурса были опубликованы как на сайте Institut Français en Russie, так и в газете «Тихоокеанская звезда» от 17 ноября 2014 г.

Обучение иноязычной письменной речи является одним из самых сложных аспектов преподавания иностранных языков на неязыковых специальностях. Французский язык - не исключение. С целью стимулирования интереса к этой области обучения Institut Français en Russie организовал в 2018 г Федеральный диктант, в котором участвовали и наши студенты. В региональном этапе 1 место заняла студентка ФЭИ РФО-15 Винокурова Александра и была приглашена в числе двадцати студентов, отобранных со всей России, на финальный этап в Москву.

Большое воспитательное значение в преподавании французского языка имеет и включение регионального компонента в обучение. Использование краеведческого материала, подкрепленного посещением студентами ФТИ, ИТИ, МИ, ИЕН, ИМИ, АДФ региональных музеев (выставка «Французские художники: Шагал, Матисс, Пикассо» в национальном художественном музее имени М.Ф. Габышева, выставка «Праздник, который всегда с тобой: вспоминая Париж» в арт-галерее «Ургэл», Государственный музей имени Ярославского, музей мамонта СВФУ) позволяет им не только пополнить свои знания о культуре и искусстве Франции, но и ближе познакомиться со своей культурой, традициями, ведет к формированию у студентов уважительного отношения к своей республике и стране. Посещение студентами Горного института и геолого-разведывательного факультета Государственного хранилища КОМДРАГМЕТ «Сокровищница Якутии» музея мерзлотоведения имеет большое значение и с точки зрения их профессиональной подготовки. Пополняется терминологический запас на французском языке, расширяются коммуникативные компетенции студентов. Они охотнее и заинтересованнее начинают говорить о том, что им понятно, о том, что они изучали на дисциплинах по специальности.

Студенты медицинского института СВФУ кроме основных европейских языков изучают также латинский язык. Они успешно участвуют в международной Интернет-олимпиаде по латинскому языку и основам медицинской терминологии. Эту олимпиаду с 2007 года проводит Ульяновский государственный университет Задания включают терминологию по анатомии и гистологии, также клинические дисциплины и фармацевтическую терминологию. Целью олимпиады является совершенствование умений и навыков клинического мышления при работе с лекарственными средствами, с газетными статьями, стихами, привлечение студентов к чтению и анализу медицинской литературы, изложение своих суждений, расширение кругозора, поиск источников информации и др. Творческие задания олимпиады требуют от студента самостоятельных решений, проявления его творческих способностей и жизненного опыта [5]. Призерами XI-й Международной Интернет-олимпиады по латинскому языку и основам медицинской терминологии стали Алексеева Нюргусун, студентка МИ ПО-17 (2 место), Афанасьев Степан МИ ЛД-17 (3 место), Иванов Григорий, МИ ЛД-17 (2 место в номинации «Poenae nascuntur»). Студенты МИ ЛД-18 Афанасьев Эр-Хан, Иванова Сардана, Маркова Илона стали призерами XII Международной Интернет-олимпиады по латинскому языку.

Помимо олимпиад студенты медицинского института активно участвуют в научно-практических конференциях. Так, в 2018 году студент МПД-17 Винокуров Алексей успешно выступил с докладом «Изучение медицинской научной терминологии на латинском языке с помощью мнемоники» в Ежегодной научно-познавательной конференции студентов «Свобода мысли - Торжество науки!», проводимой на базе МИ СВФУ (30.03.2018) и был отмечен дипломом. Студентки ЛД-17 Иванова Сардана, Иванова Александра, ПО-17 Корякина Катя стали участниками

Библиографический список

Международной научно-практической конференции «Современные научные исследования: актуальные теории и концепции» (г Киров) с докладами о латинском языке.

Исходя из практического опыта реализации воспитательных компонентов в обучении иностранным языкам студентов неязыковых специальностей СВФУ, можно сделать следующие выводы: воспитательный компонент обучения иностранному языку содействует развитию не только когнитивных и личностных качеств студентов, но и активизации их научной и общественной деятельности. Наиболее эффективными при обучении иностранным языкам являются средства, которые больше всего приближают студентов к естественной культурологической среде: аутентичные материалы: устная и письменная коммуникация с носителями языка, языковые стажировки, участие в различных языковых олимпиадах и конкурсах разного ранга. В обучении иностранным языкам в задачи, методы, формы и виды деятельности включаются воспитательные компоненты. Так, наиболее результативными показали себя следующие формы работы студентов: метод ролевой игры, выполняющий ряд функций: образовательно-обучающих, коммуникативных, профориентационных. Такой вид работы позволяет создать и поддерживать дружественный, позитивный климат в учебной группе. Важную роль в этом играет внеаудиторная работа: различные языковые олимпиады разного ранга, участие студентов в мероприятиях, проводимых в рамках франкофонии, таких как конкурсы, театральные представления, вечера с концертными номерами, посвященные французским регионам, писателям, поэтам, французской кухне и т.д., посещение выставок французских художников и показов французских фильмов,

Активно используется преподавателями в обучении региональный компонент: различный краеведческий материал, посещение студентами региональных музеев и театральных представлений, а также участие в региональных научно-практических конференциях. Результативность участия студентов неязыковых специальностей СВФУ в конкурсах, грантах, олимпиадах и научно-практических конференциях является одним из показателей успешной реализации воспитательных компонентов в обучении французскому и латинскому языкам. Полноценное использование воспитательного, образовательного и развивающего потенциала дисциплины «Иностранный язык» создает основы для развития интеллектуального и творческого потенциала студентов, развивает у них интерес к истории, культуре, традициям страны изучаемого языка.

В заключение хочется привести мнение нашего активного студента, призера XII Международной Интернет-олимпиады по латинскому языку и основам медицинской терминологии, ведущего юбилейного мероприятия кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям ИЗФиР СВФУ в 2017 г Афанасьева Эр-Хана, студента МИ ЛД 201-1: «Любой студент, участвуя в олимпиадах и конкурсах, приобретает новый опыт, получает возможность реализации своих способностей, шанс получить общественное признание своим талантам, что непосредственно касается и латинского языка. Олимпиады и конкурсы, прежде всего, работают на развитие верхних, интеллектуальных векторов. Также очень интересно испытать свои силы. Ты испытываешь гордость, когда занимаешь почётное место. На олимпиаде по латинскому языку и основам медицинской терминологии я занял III место, чему очень рад. И хочу посоветовать другим студентам участвовать в разного рода олимпиадах, конкурсах, так как, возможно, именно ты удостоишься чести занять первое призовое место».

1. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва: Высшая школа, 1982.

2. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва: Просвещение, 1991.

3. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. Москва: Просвещение, 1988.

4. Королева Н.Е., Сахапова Ф.Х., Чернова Н.А. Воспитательный аспект в преподавании иностранного языка в вузе. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам LXXIII - LXXIV Международной научно-практической конференции, Новосибирск: СибАК. 2017; № 3 (72):19 - 23.

5. Олимпиада по латинскому языку и основам медицинской терминологии - важная составляющая качества образования в XXI веке: учебное пособие. Ульяновск: ГОУ ВПО Ульяновский государственный университет, 2009.

References

1. Gez N.I., Lyahovickij M.V., Mirolyubov A.A. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednejshkole. Moskva: Vysshaya shkola, 1982.

2. Rogova G.V., Rabinovich F.M., Saharova T.E. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole. Moskva: Prosveschenie, 1991.

3. Passov E.I. Urok inostrannogo yazyka v srednej shkole. Moskva: Prosveschenie, 1988.

4. Koroleva N.E., Sahapova F.H., Chernova N.A. Vospitatel'nyj aspekt v prepodavanii inostrannogo yazyka v vuze. Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: sbornik statej po materialam LXXIII - LXXIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Novosibirsk: SibAK. 2017; № 3 (72):19 - 23.

5. Olimpiada po latinskomu yazyku i osnovam medicinskoj terminologii - vazhnaya sostavlyayuschaya kachestva obrazovaniya v XXI veke: uchebnoe posobie. Ul'yanovsk: GOU VPO Ul'yanovskij gosudarstvennyj universitet, 2009.

Статья поступила в редакцию 25.11.19

УДК 378.016 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10084

Kirk Ya.G, Cand. of Sciences (Pedagogy), Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (St. Petersburg, Russia), E-mail: yg.kirk@yandex.ru

CONSTRUCTION OF A LABORATORY WORKSHOP IN PHYSICS AT A TECHNICAL UNIVERSITY USING A DETAILED REPORT FORM. The article deals with an issue of construction and organization of a laboratory workshop in physics at a technical university in terms of reducing the number of training hours (5-6 hours). The review of the proposed methods and technologies aimed at improving the efficiency and achievement of didactic goals for laboratory practice in physics,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.