Научная статья на тему 'Педагогический потенциал и перспективы двухуровневой системы образования в вузе'

Педагогический потенциал и перспективы двухуровневой системы образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / PEDAGOGICAL POTENTIAL / TWO LEVEL SYSTEM OF EDUCATION / PERSPECTIVES DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусейнов Али Зульфигарович

Статье рассматриваются проблемы реализации двухуровневой системы образования в вузе, ее педагогический потенциал и перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусейнов Али Зульфигарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Potential and Perspectives of Two Level System of Education in High School

The article covers the issues of high school pedagogical potential and the vectors of their realization in conditions of two level educations.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал и перспективы двухуровневой системы образования в вузе»

4 См.: Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. М., 1958. 244 с. ; Крылов В. М., Семичев В. В. Исторические и культурные традиции кадетских корпусов России. СПб., 2004. 160 с. ; Свеженцова Ю. И. Нравственноэстетическое воспитание в российских кадетских корпусах : XVIII - первая половина XX вв. : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2011. 25 с.

5 Карабанов А. П. Основание русского театра кадетами Первого кадетского корпуса. К столетнему юбилею. СПб., 1849. С. 13.

6 См.: Иванов А. Воспоминания о воспитании в Горном кадетском корпусе. 1815-1822 // Современник. 1859. № VIII. С. 274.

7 См.: Материалы для истории бывшего Дворянского полка до переименования его в Константиновское военное училище. 1807 - 1859. Очерк / Сост. М. Гольмдорф. СПб., 1882. С. 78.

8 См.: Ореус И. И. Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров в 1845-1849 гг. // Русская старина. 1884. Т. ХЫ, № 1. С. 203-216.

9 См.: Надсон С. Я. Проза. Дневники. Письма. СПб., 1912. 642 с.

10 Жерве Н. Кадетские, юнкерские и офицерские годы С. Я. Надсона. По воспоминаниям его товарищей и письмам поэта. СПб., 1907. С. 72-73.

11 Александровец. 1907. № 6. С. 33.

УДК 378:811.111

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

А. З.Гусейнов

Саратовский государственный университет E-mail: guseynovaz@mail. ru

В статье рассматриваются проблемы реализации двухуровневой системы образования в вузе, ее педагогический потенциал и перспективы развития.

Ключевые слова: педагогический потенциал, двухуровневая система образования, перспективы развития.

Pedagogical Potential and Perspectives of Two Level System of Education in High School A. Z. Guseynov

The article covers the issues of high school pedagogical potential and the vectors of their realization in conditions of two level educations. Key words: pedagogical potential, two level system of education, perspectives development.

Важнейшим фактором формирования человека и общества в целом было и остается образование. Именно оно обеспечивает воспроизводство общества, передавая накопленные знания и социокультурный опыт от поколения к поколению. Интенсивное развитие науки и техники, особенно в последнее время, способствовало превращению образования в одну из самых широких областей человеческой деятельности. Вместе с тем в этой сфере наметился и ряд негативных тенденций, проявившихся в отставании темпов развития образования от темпов развития науки, техники и технологий, в разрыве между ростом информации и возможностью ее усвоить обучающимся, в инерционности образования и общества, в дефи-

ците материальных ресурсов, обеспечивающих эффективное функционирование этого института. В связи с этим возникает необходимость глубокого переосмысления самих основ профессионального образования, сущности новой двухуровневой системы, реализуемой в отечественных вузах, федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения, деятельности конкретного вуза со своими традициями и инновационными возможностями. Комплексный анализ этого сложного социокультурного феномена как целостного явления, внимательное изучение его потенциала и перспектив развития отвечает как запросам личности, общества, так и требованиям сегодняшнего дня.

Цель профессионального образования, сформулированная в концепции модернизации отечественного образования, - подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессиональными навыками и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Существенные изменения в системе высшего профессионального образования, связанные с кардинальным обновлением содержания и технологии обучения,

© Г/сейнов А. З, 2012

педагогическим потенциалом федерального образовательного стандарта, организационными и экономическими условиями деятельности вузов, базирующимися на системном, личностно-ориентированном, компетентностном и деятельностном подходах, позволяют не только повысить качество образования, но и успешно конкурировать на рынке образовательных и научных услуг.

Двухуровневая система высшего профессионального образования состоит из следующих структурных элементов: цели, ради которых она создана; учебная информация, средства коммуникации; обучаемые; педагоги. При целостном подходе к анализу новой системы важно выделить основные функциональные элементы, изменения в которых позволяют привести её к успешному достижению поставленных целей. Они представляют собой базовые связи между исходным состоянием элементов системы и конечным, искомым результатом. Такими элементами являются: исследовательский, связанный с изучением потребностей в образовании, необходимости в создании новых образовательных систем, с анализом противоречий между искомым и наличным уровнем продуктивности решения управленческих психо-лого-педагогических и учебных задач, факторов, определяющих эффективность деятельности педагогических коллективов; проектировочный, анализирующий тенденции развития общества и корректирующий в функционирование образовательных систем с целью сокращения разрыва между существующими результатами обучения, воспитания и профессиональной компетентности специалистов и искомыми, т. е. потребными обществу; конструктивный, нацеленный на создание, композиционное построение и экспериментальную проверку инновационных форм, методов обучения и воспитания; коммуникативный, регулирующий взаимоотношения как по вертикали (между администрацией, педагогами и студентами), так и по горизонтали (между руководителями разных подразделений, профессорско-преподавательским составом и студентами между собой); организаторский, связанный с созданием соответствующих условий для эффективного функционирования образовательной системы в целом и ее структурных элементов1. Реализация инновационного потенциала новой системы на научной основе будет возможной и успешной, если предметом научных поисков сделать способы разрешения противоречий, возникающих между постоянно усложняющимися требованиями к подготовке профессиональных кадров и фактическим уровнем функционирования двухуровневой системы образования в целом и ее структурных компонентов.

Национальный исследовательский Саратовский государственный университет как универ-

ситет инновационного типа имеет не только столетний опыт и богатые традиции по подготовке высококвалифицированных специалистов, но и все возможности роста и развития, предоставленные ему новым статусом, госстандартом и уровневой системой образования: реализации широкого спектра образовательных программ; эффективной стратегии руководства, сочетающей академические демократические начала и централизацию управления; координации и консолидации научного и педагогического потенциала как в рамках институтов и факультетов, так и деятельности кафедр; продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования; активного внедрения новых информационных технологий.

Актуальная задача НИУ СГУ как инновационного вуза и научного центра - предоставлять обучающимся необходимые условия для получения современного качественного образования, формировать высококомпетентных, конкурентоспособных, мобильных, востребованных профессионалов, кадровый потенциал науки, вести активную научно-исследовательская деятельность всеми субъектами образовательного процесса. Решение данной задачи базируется на следующих педагогических положениях: повышении качества образовательной и научной деятельности, динамичном развитии вуза, отвечающем требованиям времени, реализующем процесс обучения во взаимодействии с исследовательской деятельностью всех субъектов образования; развитии и углублении фундаментальных и прикладных научных исследований, инновационной деятельности в рамках сотрудничества с другими вузами и научными центрами; развитии и поддержке актуальных научных проектов, направлений и научных школ, основной целью которых является создание культурно-образовательной среды, обеспечивающей интеллектуальное развитие личности, которое повышает ее познавательную активность и творческую самостоятельность; обеспечении комплексной подготовки специалистов, бакалавров, магистров, аспирантов, докторантов, проведении научных исследований, оказании образовательных услуг, соответствующих мировым стандартам; внедрении инновационных проектов в научной деятельности, учебном процессе и управлении; развитии прочных и продуктивных связей с передовыми образовательными и научными организациями в России и мире; создании условий, стимулирующих культ знания, формирующих творческие способности, нацеливающих на успех и профессиональный рост; целенаправленном воспитании гармоничной, гуманной и высоконравственной личности2.

Сегодня уровневая система образования в нашей стране находится на стадии становления.

106

Научный отдел

Она отличается целостностью и иерархичностью; представляет собой комплекс взаимосвязанных приемов, методов и форм обучения; в ней находятся в оптимальном соотношении аудиторные и внеаудиторные формы организации учебного процесса; система строится с учетом последовательной конкретизации задач обучения и формирования у студентов навыков учебной и научной деятельности. Радикальная интенсификация учебного процесса связана с самостоятельной работой студентов и поиском ее новых форм организации.

Самостоятельная работа студентов в двухуровневой системе занимает значительную часть учебного времени (три четверти) и осуществляется в традиционных апробированных формах (лабораторные работы исследовательского характера, участие студентов в проблемно-тематических семинарах и семинарах научных школ, решение задач фундаментального и прикладного характера с использованием компьютера и информационных технологий). Организация самостоятельной работы студентов рассматривается как инструмент формирования творческой активности личности профессионала, его умения ориентироваться в теории и практических ситуациях, постановке и самостоятельном решении разнообразных задач, постоянно возникающих в ходе познавательной деятельности. Следует учитывать одно важное обстоятельство: овладеть студентам технологией умственного труда нисколько не легче, чем содержанием какого-либо предмета, для чего необходимо проводить специальные занятия по научной организации учебной ииссле-довательской деятельности, например, тренинги по быстрому изучению печатных источников, отработке точности записей различных видов, по выработке навыков ясного, четкого изложения прочитанного, услышанного и увиденного, по формированию умений анализировать, классифицировать и сравнивать учебный материал. В ходе самостоятельных занятий у студентов воспитывается стремление к всестороннему развитию личности, к проявлению личной инициативы, формируется потребность в более глубоком овладении определенными областями науки и культуры, в саморазвитии. Все это достигается пробуждением и поддержанием у них устойчивого интереса к изучаемым дисциплинам на основе использования прогрессивных, интерактивных методов, а также постоянного и систематического соотнесения изучаемого материала с новейшими открытиями, перспективами развития науки и техники, с проблемами, нуждами производства, с осознанием ее значения для общества и лично для каждого молодого специалиста приобретаемой профессии. Особую роль в этих процессах играет дидактический потенциал новой системы. В университете на уровне бакалавра доминирует

практико-ориентированный подход подготовки, на уровне магистра - созидающе-творческий, при котором актуальным является решение развивающе-творческих задач в процессе обучения. Реализация компетентностного подхода предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических тренингов, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов3. Важным фактором реализации данного подхода являются предусмотренные в рамках учебных дисциплин встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

С позиции содержания и структуры основных образовательных программ федеральный стандарт предлагает новый подход к определению и построению содержания обучения на основе соединения формализации знания и поэлементного структурирования учебного материала. Существенное значение имеет определение критериев отбора предметно-содержательного материала по учебным дисциплинам с целью его предельной интеграции (укрупнения дидактических единиц) и усиления гуманизирующего и развивающего воздействия на личность студента. Важную роль играет анализ фундаментальных основ научных дисциплин, которые представляют собой общие теоретические положения, адекватно отражающие суть и объекты наук, способствующие формированию профессионального мышления и компетенций. Основная образовательная программа структурно состоит из общенаучного и профессионального циклов и разделов: научно-исследовательская работа, практика, итоговая государственная аттестация. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную). Методически существенным является то, что вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности. Мониторинг сформированности компетенций обучающихся, разработка совместно с педагогами индивидуальных траекторий обучения студентов с учетом их личностных характеристик несомненно повысят не только эффективность процесса обучения, но и качество образования в целом.

Педагогика

107

Таким образом, эффективное использование педагогического потенциала двухуровневой системы образования и дидактические возможности инновационного вуза позволят достичь цели высшего профессионального образования и успешно решить государственную задачу по подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных, компетентных, социально и профессионально мобильных специалистов различного уровня и профиля.

Примечания

1 См.: Вяткин Л. Г., Ольнева А. Б. Основы педагогики высшей школы. Саратов, 1999. С. 154-155.

2 См.: Грохольская О. Г. Дидактическая система современного инновационного вуза // Вестн. ун-та Рос. акад. образования. 2011. № 2. С. 82.

3 См.: Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург, 2009. С. 139.

УДК 51(072.3)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

О. С. Кочегарова

Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова E-mail: [email protected]

В статье рассматривается один из вопросов, связанных с проблемой формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников, - модель формирования готовности.

Ключевые слова: модель, готовность, учитель математики, дополнительное математическое образование школьников.

The Model of Formation of Readiness of a Future Math Teacher to the Realization of Additional Math Education of Pupils

O. S. Kochegarova

The article deals with one of the guestions, concerning with the problem of formation of readiness of a future math teacher to the realization of additional math education of pupils - the model of formation of readiness.

Key words: model, readiness, math teacher, additional math education of pupils.

Демографическая ситуация в России последнего десятилетия XX в. характеризовалась резким сокращением рождаемости и количества детей, обучающихся в настоящее время в общеобразовательных учреждениях. В рабочем графике учителей уменьшилось время, отводимое на обучение по основным образовательным программам и увеличился удельный вес профессиональной деятельности в рамках дополнительного образования, способствующего самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях,

включению их в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы. Повышенное внимание государства к дополнительному образованию детей нашло отражение в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (от 7 мая 2012 г.), который предусматривает увеличение к 2020 г. числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%.

Для большинства учителей математики подобное расширение как видов профессиональной деятельности (преподавание в области дополнительного математического образования; организация досуговых мероприятий по предмету, методическое обеспечение образовательного процесса), так и ее объектов (задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс дополнительного математического образования школьников) может быть сопряжено со значительными трудностями ввиду отсутствия или недостаточности знаний, умений, практического опыта. Исходя из вышеизложенного становится актуальным формирование еще в условиях вуза готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников.

© Кочегарова О. С., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.