Научная статья на тему 'Любительский театр и его роль в языковом развитии воспитанников военно-учебных заведений. Исторический аспект'

Любительский театр и его роль в языковом развитии воспитанников военно-учебных заведений. Исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
479
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ТЕАТР / ВОЕННО-УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК / SPEEСH DEVELOPMENT / AMATEUR THEATRE / MILITARY SCHOOL / RUSSIAN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бондаренко Марина Анатольевна

Статья посвящена одному из факторов, определивших высокий уровень языкового развития воспитанников военно-учебных заведений России, – любительскому театру. Во влиянии театра на развитие и совершенствование речевых способностей личности, на расширение способов ее проявления и самореализации были уверены многие идеологи военного образования. Как в столичных, так и в провинциальных кадетских корпусах и военных училищах создавались условия для развития самодеятельного театра. Кадеты и юнкера нередко сами писали пьесы, а некоторые из них в дальнейшем стали писателями и журналистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Amateur Theatre and Its Role in the Language Development of the Military Schools' Cadets. Historic Aspect

The article is devoted to amateur theatre as one of the factors that contributed to the high level of linguistic development of the military schools' cadets in Russia. Many of the military education ideologists were convinced that theatre influences on the development and improvement of the speech abilities of an individual expanding the ways of its manifestation and self-realization. Both in the metropolitan and provincial military schools and academies were created conditions for development of amateur theatres. Often cadets wrote plays themselves and some of them later became writers and journalists.

Текст научной работы на тему «Любительский театр и его роль в языковом развитии воспитанников военно-учебных заведений. Исторический аспект»

М. А. Бондаренко. Любительский театр и его роль в языковом развитии воспитанников

ПЕДАГОГИКА

УДК 371.3

ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ТЕАТР И ЕГО РОЛЬ В ЯЗЫКОВОМ РАЗВИТИИ ВОСПИТАННИКОВ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

М. А. Бондаренко

Академия труда и социальных отношений, г. Москва E-mail: marbondina@mail.ru

Статья посвящена одному из факторов, определивших высокий уровень языкового развития воспитанников военно-учебных заведений России, - любительскому театру. Во влиянии театра на развитие и совершенствование речевых способностей личности, на расширение способов ее проявления и самореализации были уверены многие идеологи военного образования. Как в столичных, так и в провинциальных кадетских корпусах и военных училищах создавались условия для развития самодеятельного театра. Кадеты и юнкера нередко сами писали пьесы, а некоторые из них в дальнейшем стали писателями и журналистами.

Ключевые слова: любительский театр, военно-учебное заведение, речевое развитие, русский язык.

Amateur Theatre and Its Role in the Language Development of the Military Schools' Cadets. Historic Aspect M. A. Bondarenko

The article is devoted to amateur theatre as one of the factors that contributed to the high level of linguistic development of the military schools' cadets in Russia. Many of the military education ideologists were convinced that theatre influences on the development and improvement of the speech abilities of an individual expanding the ways of its manifestation and self-realization. Both in the metropolitan and provincial military schools and academies were created conditions for development of amateur theatres. Often cadets wrote plays themselves and some of them later became writers and journalists.

Key words: amateur theatre, military school, speedi development, Russian language.

Любительский (самодеятельный, народный) театр как уникальное явление отечественной культуры постоянно находится в сфере внимания российских культурологов, историков театра, искусствоведов, хотя в последние годы число исследований этой темы сократилось. В то же время феномен любительского театра и в историческом, и в современном аспектах все чаще становится предметом социокультурного анализа1. Отдельные работы посвящены и его роли в развитии гуманитарной культуры учащихся2. В комплексных исследованиях, посвященных истории военно-учебных заведений, также рассматривается организация самодеятельных теа-тров3. Педагогическая составляющая данных исследований касается воспитательной роли любительского театра.

Вместе с тем не уделялось внимания тому, в какой мере приобщение к театральному творчеству способствует развитию

© Бондаренко М. А., 2012

языковых способностей личности, хотя факты, доказывающие, что увлечение театром способно развить в человеке уникальные языковые способности, широко известны. При этом можно сослаться на сведения о формировании не только русских писателей, в детстве и юности переживших колоссальное воздействие театра, причем самодеятельного в большей мере, чем профессионального (например, Н. В. Гоголь), не только будущих актеров и режиссеров (К. С. Станиславский начинал с участия в домашних спектаклях, В. И. Немирович-Данченко увлекся театром в десятилетнем возрасте), но и ученых (А. А. Лосев, П. М. Ковалевский), офицеров (Н. Г. Цевловский, Д. И. Завалишин), педагогов (А. В. Никитенко, А. Д. Галахов), чиновников (Ф. Ф. Вигель, С. П. Жихарев), женщин, оставивших заметный след в русской культуре (А. П. Керн, Е. Н. Водовозова, М. Ф. Каменская).

Все перечисленные здесь люди - персоны не случайные: это авторы мемуаров, дневников и других сочинений, позволяющих судить о них как о развитых, ярких, своеобразных языковых личностях, на формирование которых повлияло увлечение театром, в том числе участие в любительских спектаклях. Знакомство с большим числом текстов, их чтение и обсуждение, многократные репетиции, внимание к русскому слову, интонации, четкому, правильному произношению и отдельных реплик и монологов, усвоение самых разнообразных конструкций, выразительных средств и возможностей родного языка, увеличение лексического запаса, формирование вкуса к хорошей речи - эти и другие составляющие прямо воздействуют на развитие речевых способностей личности, на ее совершенствование, на расширение способов ее проявления, ее самореализации.

Любовь к театру, проявляющаяся в желании не только быть зрителем, но и актером или участвовать в коллективной подготовке спектакля - в качестве постановщика, художника, костюмера, литературного консультанта, или самому написать небольшую пьесу, например, из кадетской жизни, из отечественной истории, - все это не может не повлиять на развитие в юношах творческих способностей, в том числе литературных.

Были уверены в благотворном влиянии на развитие личности и многие идеологи военного образования. Некоторые из них драматическому театру предпочитали музыкальный, развивая музыкальные способности воспитанников военно-учебных заведений. Это проявлялось прежде всего в обязательном включении в учебный процесс обучения танцам, в создании хоров при учебных заведениях, в проведении музыкальных вечеров. Такой взгляд на эстетическое развитие кадетов и юнкеров нашел отражение и в научной литературе, посвященной воспитательному процессу: большинство исследователей считает

нехарактерным для военно-учебных заведений увлечение драматическим театром4. Позволим себе с этим не согласиться. В первую очередь, потому, что именно военной школе русское искусство обязано рождением интереса к национальной драме, более того - к становлению национального драматического театра. Речь идет о воспитании целой плеяды русских драматургов в стенах Сухопутного шляхетного кадетского корпуса. Старший из ее представителей - А. П. Сумароков, вышедший из корпуса в 1740 г., - является создателем российского театра. К моменту, когда Сумароков предстал перед обществом в качестве драматурга, он был уже популярным автором модных в то время эклог, знакомы были читателю и его драматические опыты, но на сцене эти произведения не ставились. Признание драматического таланта Сумарокова началось в 1749 г., когда кадеты разыграли его «Хорева» -трагедию в пяти актах. Приглашенный на этот самодеятельный спектакль Сумароков был поражен превосходной игрой юных поклонников его таланта. Узнавшая о представлении императрица Елизавета Петровна повелела кадетам показать спектакль при дворе. Выпускник Первого кадетского корпуса А. П. Карабанов через сто лет пишет об этом событии с нескрываемой гордостью: «Это открытие придворного российского театра и русской драмы происходило 1750 года января 8 дня: день незабвенный в летописях Первого кадетского корпуса и в летописях России!»5. За «Хоревым» последовали и другие постановки силами кадетов, представлявшиеся как на корпусной сцене, так и во дворце. Среди спектаклей был «Гамлет», которого русский зритель впервые увидел в переводе Сумарокова в 1750 г. в кадетском театре, но, в первую очередь, кадеты блестяще сыграли оригинальные пьесы драматурга - трагедии «Ар-тистона», «Синав и Трувор», фарсовые комедии «Чудовища» и «Пустая ссора».

Пример Сумарокова стал в буквальном смысле заразителен: вслед за ним из стен Сухопутного корпуса вышли М. М. Херасков, Я. Б. Княжнин, Н. А. Бекетов, И. А. Дмитревский, И. Я. Соколов, В. А. Озеров, Д. В. Ефимьев, М. В. Крюковский, составившие своими сочинениями славу российского театра. Писали драмы и кадеты более поздних выпусков: в частности, С. Н. Глинка, больше известный как мемуарист, создал и несколько героических драм из русской истории, в том числе «Минина», «Наталью, боярскую дочь» и «Осаду города Полтавы».

О широком увлечении самодеятельным театром в военно-учебных заведениях в начале XIX в. свидетельствуют воспоминания А. Иванова, бывшего в то время кадетом Горного кадетского корпуса (этот корпус принадлежал горному министерству, но готовил офицеров, и обучение в нем соответствовало тому, которое

М. А. Бондаренко. Любительский театр и его роль в языковом развитии воспитанников

было в корпусах военного ведомства). Записки А. В. Иванова рисуют яркую картину увлечения кадетов постановкой спектаклей, в которых участвовали помимо воспитанников офицеры и унтер-офицеры6. Кадетское увлечение театром не прошло для него даром: после Горного корпуса А. В. Иванов поступил в Петербургский университет, по окончании которого стал преподавать словесность - латинскую и русскую, а кроме того, переводил с французского драматические произведения, создал несколько оригинальных пьес и издал «Драматический альманах для любителей и любительниц театра» на 1828 г.

В те годы, о которых пишет Иванов в своих воспоминаниях, в Горном корпусе учились такие в скором времени составившие славу отечественной словесности деятели науки, как А. А. Бестужев (Марлинский) и Н. М. Языков. В корпусе А. А. Бестужев вел дневник и занимался сочинительством, в частности, создал пьесу в пяти актах «Очарованный лес» для домашнего кукольного театра. Когда в корпусе образовался театр, он помимо сценических ролей исполнял еще функции главного декоратора и костюмера.

С таким же увлечением занимались постановкой спектаклей и в Новгородском графа Аракчеева кадетском корпусе, о чем остались свидетельства в историческом описании учебного заведения и воспоминаниях его выпускников. Начинали кадеты с постановки спектаклей для узкого круга зрителей, но успех и желание расширить число допущенных к просмотру привели к тому, что спектакли стали публичными.

В течение четырех лет в Новгородском корпусе учился С. Р. Минцлов (1885-1888), организовавший там литературно-драматический кружок. Без его ведома в 1888 г. товарищи опубликовали в одном из театральных изданий стихотворения Минцлова, это и стало первым его выступлением в печати. В дальнейшем помимо исторических романов и повестей, публицистических и библиографических сочинений из-под его пера выйдут и драматические сочинения: на провинциальной сцене будут с успехом играться его исторические драмы «Первый камень» и «Боярин Кучко», комедии «Женское дело» и «Женихи», написанные прекрасным языком, очень живые и яркие.

Новгородские кадеты получали возможность реализовывать свои театральные пристрастия и в Петербурге, при переводе их в Дворянский полк. В материалах для его истории упоминается о традиции разыгрывать там домашние спектакли: указывается, например, что в 1853 г. шел водевиль «Нечаянный случай», сочиненный воспитанником 1-й дворянской роты Горбуновым7. Упоминает в своих воспоминаниях о любительских спектаклях и воспитанник Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, учившийся в 1840 гг., И. И. Ореус8.

В Петровском Полтавском кадетском корпусе театральные постановки стали практиковаться при директорстве Е. П. Врангеля (родного брата выдающегося полярного исследователя Ф. П. Врангеля), возглавлявшего корпус с 1849 по 1856 г. Этот имевший большой военный опыт офицер с назначением его директором военноучебного заведения проявил себя незаурядным педагогом-организатором, о котором у воспитанников остались самые теплые воспоминания. Собственно говоря, кредо Врангеля было очень простым: он любил кадетов и старался сделать все для того, чтобы жизнь в корпусе была и полезной, и счастливой. Одно из тех занятий, которые могли, по мнению Врангеля, разнообразить их досуг и быть полезными, заключалось в устройстве спектаклей. Ставились военные, патриотические пьесы, нередко многоактные: «Дедушка русского флота» и «Солдатское сердце, или Бивуаки в Саволаксе» (военный анекдот из финляндской кампании) Н. А. Полевого; «Кремнев - русский солдат» - сочинение И. Н. Скобелева, генерал-лейтенанта, деда выдающегося русского полководца М. Д. Скобелева; «Ветеран и новобранец, драматический случай из 1854 года» в одном действии А. Ф. Писемского; «Карл XII под Полтавой», драма в трех действиях Р. М. Зотова; «Отсталые люди, или Предрассудки против науки и искусства» П. Г. Григорьева.

Репетиции спектаклей были весьма полезны, потому что помогали занять кадетов, которые во время каникул и праздников оставались в корпусе: свободного времени было много, однообразие быстро утомляло, и подготовка спектаклей, как правило, довольно длительная, была весьма кстати. Такая практика осуществлялась фактически в течение всей истории Петровского Полтавского кадетского корпуса. В 1901 г. во время посещения корпуса великим князем Константином Константиновичем ему были представлены (по его просьбе) отрывки из корпусных спектаклей - сцена из комедии «Ревизор», стихотворение Пушкина «Бесы», монолог Чацкого «Не образумлюсь... виноват...» Как известно, главный начальник военно-учебных заведений великий князь Константин Константинович весьма серьезно относился к эстетическому воспитанию кадетов, поэтому, находясь в корпусах, он особое внимание уделял кадетским спектаклям. После изучения данного вопроса им было отдано распоряжение о проведении уроков театрального мастерства в кадетских корпусах актерами Императорских театров.

Видел в домашних постановках пользу для всестороннего развития юношей и директор Симбирского кадетского корпуса Н. А. Якубович, возглавлявший это учебное заведение с 1878 по 1903 г. Организация досуга была в Симбирском корпусе весьма разнообразна, но более всего любили воспитанники устраивать домашние

Педагогика

103

спектакли. Именно своему директору они были обязаны, так же как и воспитанники других военно-учебных заведений, тем, что был отменен запрет на организацию любительских спектаклей, действовавший с 1893 г. по распоряжению педагогического совета при Главном управлении и главном начальнике военно-учебных заведений, который считал вредными такие развлечения. Н. А. Якубович сумел убедить военного министра в обратном, и с 1898 г. кадетские постановки возобновились.

К спектаклям в Симбирском корпусе привлекались не только кадеты: для исполнения женских ролей приглашались дочери и жены из семей корпусных служащих. К постановкам относились очень серьезно: вместе обсуждали содержание пьес, характеры героев, что, как считали педагоги, весьма положительно отражалось на отношении учащихся к изучению русской словесности. С увлечением занимались кадеты созданием декораций и костюмов.

Среди страстных поклонников домашнего театра был и гимназист Второй санкт-петербургской военной гимназии С. Я. Надсон. Его дневник запечатлел активное участие тринадцатилетнего мальчика в домашних постановках его друзей и знакомых, в которых он был и среди режиссеров, и среди актеров, многие выходные дни посвящая репетициям9. Остались свидетельства увлеченности Надсона организацией любительских спектаклей и в бытность его юнкером Павловского военного училища. Это было хорошим способом занять юнкеров во время их пребывания в летнем лагере: «Вечера у юнкеров были свободны. Возникла мысль давать любительские спектакли и устраивать литературно-музыкальные вечера. Нечего и говорить, что Семен Яковлевич весь ушел в это новое занятие. Отчасти благодаря его стараниям, спектакли шли отлично и приобрели себе громкую известность среди лагерной публики. Не принимая непосредственного участия в спектаклях, на литературных вечерах Надсон с увлечением декламировал свои и чужие стихотворения - и “зал”, устроенный из лагерного барака, “гремел” рукоплесканиями»10. Автор этих строк - Н. П. Жерве, воспитанник Первого кадетского корпуса и Михайловского артиллерийского училища. Перейдя в 1907 г. на службу во 2-й кадетский корпус на должность офицера-воспитателя, Жерве активно привлекал кадетов к организации литературных вечеров, используя в этой работе, в том числе, и авторитет легендарного выпускника корпуса.

Сообщения о поставленных кадетами спектаклях постоянно встречаются и на страницах кадетских журналов, в их числе - «Пажеский сборник», подтверждающий сведения о том, что в начале ХХ в. в этом военно-учебном заведении популярностью пользовались любительские постановки, журнал 2-го корпуса «Кадет-михай-

ловец», который в разделе «Хроника кадетской жизни» неоднократно размещал информацию об организации под руководством корпусных офицеров различных литературных мероприятий, включавших подготовленные кадетами спектакли и сцены.

Опыт любительских постановок, приобретенный кадетами в корпусах, не мог, как и в случае с Надсоном, не получить своего развития уже в училищах. Доказательство тому можно найти в хроникальных сообщениях, опубликованных в журнале «Александровец». Судя по этим сообщениям, в течение года юнкера неоднократно разыгрывали спектакли, продолжая свои занятия и в летнее время в лагерях. Авторы помещенных в журнале заметок не только информировали читателей о представлениях, но и сопровождали их своего рода критическими замечаниями. Среди спектаклей, игранных в 1906-1907 учебном году, были достаточно известные комедии - «Медведь» А. П. Чехова и «Лакомый кусочек» В. А. Крылова, выпускника Инженерного училища и академии. Игрались пьесы и силами отдельных рот, например, «силами одной 3-й роты была поставлена пьеса из солдатской жизни, разыгранная очень недурно»11.

Таким образом, влияние любительского театра на воспитанников военно-учебных заведений было по времени достаточно протяженным, в том числе выходя за пределы периода обучения, что является одним из условий устойчивого воздействия. Разумеется, формирование языковой личности воспитанников военно-учебных заведений проходило под непосредственным воздействием совокупности факторов, определивших высокий уровень их речевого развития, но немалую роль, как следует из многочисленных свидетельств самих кадетов, юнкеров и их воспитателей, сыграл в этом и любительский театр.

В современных условиях, когда общество испытывает настоятельную потребность в повышении речевой культуры, думается, опыт военноучебных заведений по приобщению к русскому слову через организацию любительского театра может быть продуктивно использован педагогическим сообществом.

Примечания

1 См.: Косарева М. В. Самодеятельный театр первого послеоктябрьского десятилетия : опыт социальнокультурного анализа : дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 227 с. ; Честнодумов И. Е. Народный театр в культуре России : дис. ... канд. культурологии. СПб., 2009. 196 с.

2 См.: Полякова Т. Н. Школьный театр как фактор развития гуманитарной культуры учащихся : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. 211 с.

3 См.: Аурова Н. Н. Система военного образования в России : Кадетские корпуса во второй половине XVIII - первой половине XIX века. М., 2003. 275 с.

4 См.: Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. М., 1958. 244 с. ; Крылов В. М., Семичев В. В. Исторические и культурные традиции кадетских корпусов России. СПб., 2004. 160 с. ; Свеженцова Ю. И. Нравственноэстетическое воспитание в российских кадетских корпусах : XVIII - первая половина XX вв. : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2011. 25 с.

5 Карабанов А. П. Основание русского театра кадетами Первого кадетского корпуса. К столетнему юбилею. СПб., 1849. С. 13.

6 См.: Иванов А. Воспоминания о воспитании в Горном кадетском корпусе. 1815-1822 // Современник. 1859. № VIII. С. 274.

7 См.: Материалы для истории бывшего Дворянского полка до переименования его в Константиновское военное училище. 1807 - 1859. Очерк / Сост. М. Гольмдорф. СПб., 1882. С. 78.

8 См.: Ореус И. И. Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров в 1845-1849 гг. // Русская старина. 1884. Т. XLI, № 1. С. 203-216.

9 См.: Надсон С. Я. Проза. Дневники. Письма. СПб., 1912. 642 с.

10 Жерве Н. Кадетские, юнкерские и офицерские годы С. Я. Надсона. По воспоминаниям его товарищей и письмам поэта. СПб., 1907. С. 72-73.

11 Александровец. 1907. № 6. С. 33.

УДК 378:811.111

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

А. З.Гусейнов

Саратовский государственный университет E-mail: guseynovaz@mail. ru

В статье рассматриваются проблемы реализации двухуровневой системы образования в вузе, ее педагогический потенциал и перспективы развития.

Ключевые слова: педагогический потенциал, двухуровневая система образования, перспективы развития.

Pedagogical Potential and Perspectives of Two Level System of Education in High School A. Z. Guseynov

The article covers the issues of high school pedagogical potential and the vectors of their realization in conditions of two level educations. Key words: pedagogical potential, two level system of education, perspectives development.

Важнейшим фактором формирования человека и общества в целом было и остается образование. Именно оно обеспечивает воспроизводство общества, передавая накопленные знания и социокультурный опыт от поколения к поколению. Интенсивное развитие науки и техники, особенно в последнее время, способствовало превращению образования в одну из самых широких областей человеческой деятельности. Вместе с тем в этой сфере наметился и ряд негативных тенденций, проявившихся в отставании темпов развития образования от темпов развития науки, техники и технологий, в разрыве между ростом информации и возможностью ее усвоить обучающимся, в инерционности образования и общества, в дефи-

ците материальных ресурсов, обеспечивающих эффективное функционирование этого института. В связи с этим возникает необходимость глубокого переосмысления самих основ профессионального образования, сущности новой двухуровневой системы, реализуемой в отечественных вузах, федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения, деятельности конкретного вуза со своими традициями и инновационными возможностями. Комплексный анализ этого сложного социокультурного феномена как целостного явления, внимательное изучение его потенциала и перспектив развития отвечает как запросам личности, общества, так и требованиям сегодняшнего дня.

Цель профессионального образования, сформулированная в концепции модернизации отечественного образования, - подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессиональными навыками и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Существенные изменения в системе высшего профессионального образования, связанные с кардинальным обновлением содержания и технологии обучения,

© Гдсейнов А. З, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.