Научная статья на тему 'Кадетские и юнкерские журналы начала ХХ века: педагогическая составляющая'

Кадетские и юнкерские журналы начала ХХ века: педагогическая составляющая Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
843
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КАДЕТСКАЯ ПЕЧАТЬ / ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / MILITARY SCHOOLS / CADET PRINTING / LANGUAGE DEVELOPMENT / CREATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бондаренко Марина Анатольевна

В статье представлен материал об истории издания периодических журналов в военноучебных заведениях Российской империи в начале ХХ в. Рассматриваются журналы как столичных, так и провинциальных кадетских и юнкерских училищ, анализируется участие педагогических коллективов учебных заведений в подготовке изданий. Внимание уделено содержанию периодической кадетской печати и ее роли в развитии интеллектуальных, творческих и языковых способностей воспитанников, в установлении связи с выпускниками, в развитии взаимного уважения преподавателей и учащихся, в формировании общекадетского единства. В статье делается вывод о том, что опыт военно-учебных заведений по организации ученической печати может быть использован в современном педагогическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бондаренко Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cadet Magazines of the Beginning of the

The article presents material of the history of publishing periodicals in the Military Schools of the Russian Empire in the beginning of the ХХ century. Journals are considered as the capital and provincial cadet and junker schools, analyzes the participation of teaching staff of educational institutions in the preparation of publications. Attention is paid to the content of the periodic Cadet press and its role in the development of intelligent, creative and linguistic abilities of cadets, in establishing contact with graduates, in the development mutual respect of teachers and cadets, in formation of general cadet unity. The article concludes that the experience of military educational institutions on the organization of student printing can be used in modern pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Кадетские и юнкерские журналы начала ХХ века: педагогическая составляющая»

ПЕДАГОГИКА

УДК 371.3

КАДЕТСКИЕ И ЮНКЕРСКИЕ ЖУРНАЛЫ НАЧАЛА ХХ ВЕКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

М. А. Бондаренко

Бондаренко Марина Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка, Академия труда и социальных отношений (Москва) E-mail: marbondina@mail.ru

В статье представлен материал об истории издания периодических журналов в военно-учебных заведениях Российской империи в начале ХХ в. Рассматриваются журналы как столичных, так и провинциальных кадетских и юнкерских училищ, анализируется участие педагогических коллективов учебных заведений в подготовке изданий. Внимание уделено содержанию периодической кадетской печати и ее роли в развитии интеллектуальных, творческих и языковых способностей воспитанников, в установлении связи с выпускниками, в развитии взаимного уважения преподавателей и учащихся, в формировании общекадетского единства. В статье делается вывод о том, что опыт военно-учебных заведений по организации ученической печати может быть использован в современном педагогическом процессе.

Ключевые слова: военно-учебные заведения, кадетская печать, языковое развитие, творческий потенциал.

В декабре 1903 г. в Санкт-Петербурге состоялся первый съезд преподавателей русского языка военно-учебных заведений. В непростых исторических и общественных условиях начала ХХ в. перед педагогами остро стояла проблема поиска путей развития языкового, нравственно-эстетического и личностного потенциала воспитанников корпусов и училищ. Среди вопросов, которые активно дискутировались на этом съезде, был и вопрос об индивидуализации образования. Идея индивидуализации обучения имеет довольно длинную историю [1] и на протяжении многих столетий не раз выходила на передний план педагогической науки и практики, прежде всего в годы поиска кардинально новых путей развития образования. Такой этап переживает российское образование и сегодня. В связи с этим актуализируется и опыт педагогов начала ХХ в., тем более что он обладал серьезным практическим эффектом. Не всегда, как известно, принимаемые на съездах решения реализуются в виде конкретных действий, поэтому заслуживает внимания широкое внедрение в жизнь рекомендаций, выработанных этим собранием, - учредить при военно-учебных заведениях журналы. Собрание посчитало, что возможность проявить себя в области журналистики и художественного творчества, которая появится у воспитанников корпусов и училищ, будет способствовать реализации прогрессивных начинаний в области педагогики - развитию личностного потенциала, творческих способностей и духовных запросов учащихся. Определенный опыт такого характера уже имелся в отдельных военно-учебных заведениях, однако широкого и систематического характера такая деятельность не получила. Стоит отметить, что часть педагогов усматривала в организации журналов более вреда, чем пользы, однако большинство признало такое начинание весьма полезным [2].

© Бондаренко М. А., 2013

К 1903 г., когда съездом было принято такое решение, уже издавались литографированным способом юнкерами Константиновского артиллерийского училища журнал «Досуги констан-тиновцев» и «Журнал юнкеров Николаевского инженерного училища». С осени 1904 г. в Симбирском кадетском корпусе начал выходить журнал «Кадетский досуг» (затем - «Первый труд»), с января 1905 г. в Пажеском корпусе - «Пажеский сборник». Ранее, в 1900 г., пажи выпускали «Альманах». В это время руководил корпусом Ф. Э. Келлер, одобрявший желание воспитанников издавать журнал и помогавший им по мере возможности. «Пажеский сборник» стал выходить при Н. А. Епанчине. В первом номере «Пажеского сборника» была объявлена его программа: такой серьезный подход к изданию был связан с непосредственным участием в его подготовке педагогического коллектива; редактором выступил воспитатель корпуса капитан А. А. Бертельс. Наиболее серьезно в журнале была представлена военная тематика, что и понятно: издание началось в период русско-японской войны. В то же время внимание уделялось и военной истории, особенно событиям, в которых проявляли себя выпускники корпуса. Развлекательный раздел также имел военную направленность: в № 1 была опубликована военно-шахматная игра, изобретенная бывшим генерал-губернатором Восточной Сибири М. С. Корсаковым. События русско-японской войны находили отражение и в хронике жизни пажей: в январском номере была размещена заметка о спектакле, который пажи дали в пользу вдов и сирот убитых воинов.

Осенью 1905 г. увидели свет четыре новых издания: еще один «Кадетский досуг» (1-й кадетский корпус), «Литературно-научный сборник» (Владимирский Киевский кадетский корпус), «Компас» (Морской кадетский корпус) и журнал «Александровец» (Александровское военное училище). Анализ некоторых номеров этих журналов, а также «Пажеского сборника» был опубликован в 1906 г. в «Педагогическом сборнике» (№ 11-12). Автор статьи - офицер-воспитатель И. С. Симонов - осуществил эту работу летом, находясь в деревне Екатериновке Саратовской губернии. К этому числу журналов с 1906/1907 учебного года присоединились еще шесть, в том числе и сборники, издававшиеся силами учащихся военно-учебных заведений: «Кадетский сборник» (Александровский корпус имп. Александра II), «Кадет» (Сумский кадетский корпус), «Полоча-нин» (Полоцкий кадетский корпус), «Кадетская жизнь» (2-й Московский имп. Николая I кадетский корпус), «Кадетское слово» (Николаевский кадетский корпус) и «Донец» (Донской Александра III кадетский корпус).

Первый номер «Донца» датируется 1 октября 1906 г., и выходить журнал будет без перерыва вплоть до 1917/1918 учебного года. Инициатива

издавать журнал принадлежала кадетам старших классов, из их числа выбирался редактор, его кандидатура утверждалась директором корпуса, которым в это время был П. Н. Лазарев-Станищев, генерал-лейтенант, выпускник 1-го кадетского корпуса Киевского Константиновского военного училища и Инженерной академии, руководил Донским корпусом с 1903 по 1917 г. Директор был и цензором. Выходило издание тиражом 300 экземпляров, а периодичность его зависела от поступавших в редакцию материалов, размещавшихся в нескольких отделах - литературном, научном, военном, в отделах «Смесь» и «Кадетская печать»: в год получалось от восьми до двенадцати номеров. Авторами публиковавшихся в «Донце» рассказов, повестей, воспоминаний, стихотворений, научно-популярных статей по физике, химии, естественной истории, математике, военной истории, биографических очерков были кадеты всех возрастов. На последних страницах журнала размещались разнообразные занимательные материалы, а также сообщения о событиях, происходивших в Донском корпусе и в других военно-учебных заведениях. В отделе «Кадетская печать» публиковались письма, полученные редакцией, в том числе поступившие из разных военно-учебных заведений, и темой переписки с другими корпусами нередко становилось обсуждение последних номеров кадетских журналов, давался их обзор. Последний факт свидетельствует о том, что кадетские издания распространялись не только внутри корпуса: происходил обмен ими между учебными заведениями. Это способствовало развитию ответственности за печатное слово, стремлению сделать свой журнал интересным, качественным, а также формировало общекадетское единство, приобщало к жизни других корпусов и училищ на необъятных просторах Российской империи.

Некоторые журналы особое внимание уделяли истории своих учебных заведений и сведениям о службе, подвигах и трудах своих выпускников. Таким было издание Александровского военного училища - журнал «Александровец». Это учебное заведение вообще отличала повышенная забота об увековечении памяти своих питомцев. К тому времени были написаны уже два очерка истории училища, вышел сборник биографий бывших юнкеров Александровского военного училища и кадетов Александринского сиротского кадетского корпуса в двух частях.

Сведения об александровцах содержались в историческом отделе, где публиковались также рассказы об истории училища, его текущих событиях, его музее, о деятельности общества вспомоществования бывшим юнкерам училища, делался обзор прочитанных лекций, размещались письма и телеграммы бывших александровцев, не терявших связи с училищем. Последнее свидетельствует о еще одной немаловажной

функции юнкерского издания: с его помощью не порывалась связь выпускников училища со своим учебным заведением, а также устанавливался контакт между поколениями. Важно и то, что письма приходили прежде всего от армейских офицеров, часто из отдаленных гарнизонов, следовательно, издание было широко распространено и известно.

В литературном отделе печатались научные и критические статьи, стихотворения, повести и рассказы, в том числе юмористические, размещались рецензии на труды бывших александровцев. Публикуемые в «Александровце» материалы отражали личный опыт авторов, независимо от их возраста и общественного положения, и сочинения юнкеров не уступали в мастерстве владения словом взрослым и опытным авторам, что подтверждало высокий уровень подготовки в области русского языка и словесности в военно-учебных заведениях и свидетельствовало о результативности деятельности педагогического коллектива.

Такие примеры совершенного владения словом из номера в номер демонстрировали обществу многие публикации кадетской и юнкерской печати. Это качество отличает и журнал, который, к сожалению, имел не очень большую историю - вышло всего два номера. «Кадетская мысль», журнал Нижегородского кадетского корпуса, начал издаваться в 1907 г. по инициативе директора корпуса генерал-майора Л. П. Жилинского. (Л. П. Войшин-Мурдас-Жилинский - участник русско-японской войны, генерал-лейтенант, в 1906-1917 гг. директор Нижегородского кадетского корпуса.) Первый номер журнала вышел тиражом 300 экземпляров и открывался редакционной статьей, в которой формулировалась цель издания - «быть звеном органической связи между всеми кадетами как своего, так и других корпусов», предлагалась программа, указывалось значение, которое придавалось этой инициативе: «да не столько важно содержание первого номера, сколько факт его выхода, факт, указывающий на стремление среди кадет к умственной деятельности, которая столь необходима для развития наших интеллектуальных сил» [3, с. 3-5].

Журнал имел три отдела - беллетристический (здесь помещались стихи, рассказы, воспоминания кадетов), общественный (со статьями по разнообразным вопросам, кроме политики, а также критика кадетских публикаций, в том числе и из других печатных органов, рефераты о произведениях известных писателей) и отдел хроники кадетской жизни. Трудно сказать, по какой причине прекратилось издание «Кадетской мысли»: обычно это происходило тогда, когда исчерпывался материал для публикаций. В данном случае не это явилось причиной, поскольку на смену печатному изданию пришел рукописный журнал - «Проба пера».

К числу тех журналов, которые имели, в противоположность нижегородскому изданию,

довольно длинную историю, относится журнал 2-го кадетского корпуса «Кадет-Михайловец» (затем «Кадет-Петровец»). В первой книжке нового издания помещалась редакционная статья, подписанная Г. Крутиковым и М. Спирингом (М. П. Спиринг в дальнейшем будет известен как военный инженер, педагог, автор нескольких книг по военно-инженерному делу), кадетами VII класса, в ней, в частности, говорится: «... все талантливое, живое, литературное всегда найдет себе место на страницах "Кадета-Михайловца". Кроме того, редакция охотно будет помещать статьи, очерки и заметки, посвященные разработке богатого исторического прошлого нашего корпуса в виду предстоящего в 1912 г. двухсотлетия со дня основания нашей alma mater <...> В заключение пожелаем нашему молодому журналу успеха. Да послужит он на благо родного корпуса, способствуя более тесному объединению родной кадетской семьи!» [4, с. 8].

Действительно, прошлому корпуса, деяниям его выпускников, их воспоминаниям уделялось постоянное внимание на протяжении всей истории журнала, начиная с первого номера, где помимо повествования о великом князе Михаиле Николаевиче, шефе корпуса, содержался краткий исторический очерк учебного заведения и список бывших воспитанников, награжденных в войну с Японией орденом Святого Георгия. Второй номер журнала демонстрировал популярность среди кадетов нового поколения выпускника корпуса С. Я. Надсона (было опубликовано его стихотворение и статья кадета Г. Кругликова о поэте). Почти каждый номер журнала показывал явное воздействие Надсона на кадетов: в журнале печатались стихотворения его подражателей.

Активными читателями «Кадета-Михай-ловца» оказались те, кто учился в корпусе в шестидесятые годы. Как следует из комментария, редакция получала много сочувственных, одобрительных писем от «старых однокашников», некоторые из которых публиковала. В четвертом номере 1909 г., как пример, помещено письмо Е. О. Мациевского, кадета выпуска 1863 г., генерала от инфантерии в отставке, до 1901 г. бывшего военным губернатором Забайкальского края, почетного члена Русского географического общества. Он, как следует из письма, внимательно читал все вышедшие номера журнала и подтверждал или дополнял прочитанное. Журнал он оценил очень высоко: «В наше время издавались литографированные листы - нечто вроде журнала, но ваше издание - это целый труд, стоящий дороже назначенной вами цены» [5, с. 32]. Выпускник 1867 г. подполковник Н. П. Звездкин прислал в редакцию свои воспоминания, опубликованные в третьем номере за 1908 г.

Особый интерес, думается, вызывали у читателей - бывших воспитанников корпуса - заметки,

размещавшиеся в отделе «Хроника кадетской жизни». Знакомиться с материалами этой части интересно и современному читателю, поскольку в них содержится обширный материал, дающий представление об интересах кадетов-михайлов-цев, о том, как проходил их досуг. Судя по этим публикациям, педагогический коллектив уделял много внимания достойной организации их свободного времени: проводились литературные вечера и чтения, литературные беседы, лекции, экскурсии, силами воспитанников ставились спектакли.

Публикации об этих событиях не всегда носили только хроникальный характер, иногда они помещались и в других отделах журнала. Так, в пятом номере за 1909 г. обращает на себя внимание рассказ об экскурсии кадетов 2-го кадетского корпуса в Египет и Палестину, автор которого, участвовавший в путешествии, не только подробно повествует об увиденном, но и дает собственные оценки, проявляя при этом незаурядные литературные способности.

Почти в каждом номере можно было найти объяснение прекрасному владению пером кадетами и выпускниками корпуса: внимание, которое уделялось в корпусе русскому языку и словесности не только на занятиях, но и в воскресные, отпускные дни, не могло не обернуться такими убедительными результатами. Вот выписка из хроники 1909 г.: «1-го ноября, в воскресение, преподавателем русской словесности в Пажеском Его Величества корпусе и Павловском военном училище, г. Пущиным, была устроена для кадет роты Его Высочества литературная беседа. Темой этой заинтересовавшей кадет беседы послужили произведения новейшей русской литературы. Подобные литературные беседы будут предлагаться кадетам роты Его Высочества по воскресным дням <...> Для старших классов в корпусе имеется абонемент в Михайловский театр на посещение кадетами лучших драматических спектаклей. Знакомство с произведениями наших классиков в исполнении артистов Императорских театров несомненно принесет большую пользу в деле изучения кадетами русской литературы» [6, с. 4].

В 1908 г. появятся свои журналы еще в трех учебных заведениях: «Кадет-Михайловец» в Воронежском кадетском корпусе; литературно-научный журнал «Кадет» в 3-м Московском императора Александра II кадетском корпусе и «Юнкер-казак» в Оренбургском казачьем юнкерском училище. Номер юнкерского журнала, вышедший в августе 1908 г., уникален, поскольку в нем не только представлены типичные для таких изданий отделы и материалы, но дается установка на значение юнкерской печати, оценивается роль, которую она должна сыграть в деле укрепления духа русского офицера, содержится открытое письмо ко всем юнкерам, разбросанным по необъятным российским просторам. В нём оренбурж-

цы выражают убежденность в том, что каждое училище должно иметь свой журнал, с помощью которого будет крепиться юнкерская семья, формироваться взаимное уважение. Специальная статья посвящена «внутренним выгодам», которые могут получить в результате совместной работы при подготовке журнала преподаватели, офицеры и юнкера: «совместная работа учащих и учащихся на страницах печатного органа, сближая первых со вторыми, способствует развитию взаимной искренности и отсюда - доверчивости, чрезвычайно важных в деле воспитания» [7, с. 14-15].

Мысль о том, чтобы издавать журналы в каждом юнкерском училище, явно возникала не раз: можно встретить упоминание об издании в Павловском пехотном училище журнала «Бравый юнкер», а в Тверском кавалерийском - «Честь имею». Реально же, помимо названных, типографским (за исключением первых двух номеров) способом в 1912 - 1914 гг. издавался журнал «Досуги юнкеров Иркутского военного училища», а в 1909-1911 гг. - ежемесячный иллюстрированный журнал Одесского пехотного юнкерского училища «Юнкерские досуги», редактором которого был штатный преподаватель училища подполковник П. Н. Горлецкий. В восьмом номере «Педагогического сборника», издаваемого Главным управлением военно-учебных заведений, «Юнкерские досуги» были удостоены не только внимания, но и высокой оценки. Здесь была представлена характеристика его содержания, а также призыв: «Пусть же все, кому дорого наше военное юношество, поддержат это благое начинание, значение которого ясно и не требует пояснений. Этот журнал дает также возможность юнкерам в той или иной форме обмениваться своими мыслями, пополнять свои знания <...> Здесь они найдут и военно-научные статьи, беллетристику, отдел развлечений <...> Здесь же могут получить и справки по различным вопросам юнкерской и военной жизни <...> Особенно желательны корреспонденции из частей войск - от бывших воспитанников, а также из других училищ, относительно выдающихся событий их жизни...» [8, с. 180-181].

К началу Первой мировой войны многие кадетские и юнкерские журналы издаваться уже не будут, исключение составят «Донец», «Кадет» 3-го Московского кадетского корпуса и «Волец», журнал Вольского кадетского корпуса (издавался с 1913 г.), зато появятся новые издания: журнал Псковского кадетского корпуса «Пскович» и журнал 1-го Сибирского императора Александра I кадетского корпуса «Кадет-Сибиряк» (журнал будет издаваться в пользу раненых бойцов), а также после пятилетнего перерыва возобновится в 1915 г. издание «Пажеского сборника». Все эти издания, в первую очередь, были посвящены событиям на полях войны, хотя и другие отделы журналов не пустовали. В февральском

номере журнала «Волец» за 1915 г., например, размещено воззвание Верховного главнокомандующего к народам Австро-Венгрии, в рубрике «Наши герои» - очерки о Н. И. Иванове, Н. В. Рузском, А. А. Брусилове и их награждениях в связи с успешно проведенными боевыми операциями на фронтах войны; в литературной части опубликованы два стихотворения - «Часовой», подписанное К. Р., и стихотворное обращение к великому князю Константину Романову кадета Г. Ветвицкого; из беллетристики - рассказ «Суворов в Австрии» и рассказы о войне, кроме этого, есть отрывок письма из действующей армии, хроника и загадки.

Можно по-разному оценивать уровень кадетских и юнкерских журналов и сборников, одно не подлежит сомнению: цели, которые ставились перед этими изданиями, были достигнуты. Журналы явились и трибуной для юношей, получивших возможность реализовать свои способности, а значит, помогали развитию их интеллектуального и творческого потенциала, они готовили воспитанников к трудным офицерским будням - военным, потому что именно им, учившимся в эти годы, предстояло отдать свои жизни за царя и Отечество на полях мировой войны. Кроме того, эти журналы формировали то самое кадетское и юнкерское единство, которое явилось одним из самых значительных факторов, определивших дальнейшую судьбу этих людей.

Думается, решая актуальные педагогические задачи, в том числе по внедрению системно-де-ятельностного, личностно-ориентированного, индивидуального подходов к обучению, современная школа может использовать опыт военно-учебных заведений Российской империи по всестороннему развитию учащихся благодаря организации ученической печати.

Список литературы

1. Чернякова И. Л. Индивидуализация обучения как инновационная идея современной педагогики : историко-культурный контекст // Вестн. Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2009. № 4. С. 18-23.

2. Труды первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях (22-31 декабря 1903 г.). СПб., 1904. 434 с.

3. От редактора // Кадетская мысль. 1907. № 1. С. 3-5.

4. Кругликов Г., Спиринг М. От редакции // Кадет-Ми-хайловец. 1907. № 1. С. 3-8.

5. Мациевский Е. О. Письмо в редакцию // Кадет-Ми-хайловец. 1909. № 4. С. 32.

6. Хроника кадетской жизни // Кадет-Михайловец. 1909. № 5. С. 33.

7. Смирнов М. От редакции // Юнкер-казак. 1908. № 1. С. 13-15.

8. От редакции // Педагогический сборник. 1911. № 8. С. 180-181.

Cadet Magazines of the Beginning of the ХХ Century: Pedagogical Component

M. A. Bondarenko

Academy of Labor and Social Relation (Moscow) Ulitsa Lobachevskogo, 90, 119454 Moscow, Russia E-mail: marbondina@mail.ru

The article presents material of the history of publishing periodicals in the Military Schools of the Russian Empire in the beginning of the ХХ century. Journals are considered as the capital and provincial cadet and junker schools, analyzes the participation of teaching staff of educational institutions in the preparation of publications. Attention is paid to the content of the periodic Cadet press and its role in the development of intelligent, creative and linguistic abilities of cadets, in establishing contact with graduates, in the development mutual respect of teachers and cadets, in formation of general cadet unity. The article concludes that the experience of military educational institutions on the organization of student printing can be used in modern pedagogical process. Key words: military schools, cadet printing, language development, creative potential.

References

1. Chemyakova I. L. Individualizatsiya obucheniya kak innovatsionnaya ideya sovremennoy pedagogiki: istoriko-kyltumyy kontekst (Individualization of training as an innovative idea of modern pedagogics: the historical and cultural context). Vestnik ofLobachevsky State University of Nizhni Novgorod, 2009, no. 4, pp. 18-23.

2. Trudy pervogo syezda prepodavateley russkogo yasyka v voyenno-uchebnykh zavedeniyakh (22-31 dekabrya 1903 g.) (Works of the First Congress of Russian language teachers in military schools {22-31 December 1903}). St. Petersburg, 1904. 434 p.

3. Ot redactara ( From the Editor). Kadetskaya mysl (Cadet idea), 1907, no. 1, pp. 3-5.

4. Kruglikov G., Spiring M. Ot redaktsii (From the Editorial staff). Cadet-Mikhaylovets, 1907, no. 1, pp. 3-8.

5. Matsievskiy E. O. Pismo v redaktsiyu. Cadet-Mikhay-lovets, 1909, no. 4, p. 32.

6. Hronika kadetskoy zhizni (Cadet's life chronical). Cadet-Mikhaylovets, 1909, no. 5, p. 33.

7. Smirnov M. Ot redaktsii (From the Editorial staff). Yunker-kazak (Junker-Cossack), 1908, no. 1, pp. 13-15.

8. Ot redaktsii (From the Editorial staff). Pedagogiches-kiy sbornik (Pedagogical collection), 1911, no. 8, pp. 180-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.