Научная статья на тему 'Педагогический потенциал дисциплины «История и теория религии» в формировании толерантности будущих психологов'

Педагогический потенциал дисциплины «История и теория религии» в формировании толерантности будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ХРИСТИАНСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / ИСЛАМ / РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА / КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ДОГМАТИКА / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / СВОБОДА / ПЕДАГОГИЧ ЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГ / CONFESSIONAL CREED (IDEOLOGY) / TOLERANCE / CHRISTIANITY / ORTHODOXY / ISLAM / RELIGIOUS ETHICS / DOGMATICS / MUTUAL RELATIONS / FREEDOM / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PROFESSIONAL EDUCATION / PSYCHOLOGIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутурга Татьяна Валерьяновна, Кузнецова Зинаида Михайловна

Современный психолог должен обладать религиозной толерантностью, уметь понимать мировоззренческие и психологические особенности религиозно верующего человека, знать и понимать религиозные этические ценности. Реализовать религиозное образование психологов, соответствующее требованиям современного российского общества, позволяет углубленное изучение религии будущими психологами дополнительно к курсу «История и теория религий» в форме факультатива «Этика Библии и Корана»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical potential of the course «History and theory of religion» developing tolerance of future psychologistsÊàìñêàÿ ãîñóäàðñòâåííàÿ àêàäåìèÿ ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ñïîðòà è òóðèçìà ã. Íàáåðåæíûå ×åëíû

A contemporary psychologist should be religiously tolerant, able to understand philosophical and psychological peculiarities of religious people, to know and understand religious moral values. The optional course «The Ethics of the Bible and Coran» alongside with the History and theory of religion allows to realize advanced religious education of future psychologists, in accordance with the requirements of modern Russian society.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал дисциплины «История и теория религии» в формировании толерантности будущих психологов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

7. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности /

Э.Г. Юдин. - М. : Наука, 1978. - 133 с.

8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М. : Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. — 232 с.

9. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М. : Педагогика, 1996. — 234 с.

СТАВРИНОВА Наталья Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педа-

гогики и педагогической психологии Сургутского государственного педагогического университета, член-корреспондент МАНПО (Международная академия наук педагогического образования), ученый секретарь диссертационного совета Д 800.003.01. Тюменская область, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, СурГПУ, каб. 230.

Статья поступила в редакцию 16.02.2009 г.

© Н. Н. Ставринова

УДК 378:159.9 Т. В. КУТУРГА

3. М. КУЗНЕЦОВА

Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ»

В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ_______________________________

Современный психолог должен обладать религиозной толерантностью, уметь понимать мировоззренческие и психологические особенности религиозно верующего человека, знать и понимать религиозные этические ценности. Реализовать религиозное образование психологов, соответствующее требованиям современного российского общества, позволяет углубленное изучение религии будущими психологами дополнительно к курсу «История и теория религий» в форме факультатива «Этика Библии и Корана».

Ключевые слова: толерантность, христианство, православие, ислам, религиозная этика, конфессиональное мировоззрение, догматика, взаимоотношения, свобода, педагогические условия, профессиональное образование, психолог.

Знания и умения, получаемые будущим психологом в вузе, должны соответствовать потребностям общества. Нами проведено изучение данных вторичных источников о потребности и состоянии преподавания знаний о религиях в государственных и муниципальных учебных заведениях. Социологический опрос, проводившийся среди широкой аудитории (около 15 тыс. человек), показал, что атеистическое общество, в рамках которого сложился секулярно-философский подход к изучению религии, осталось в прошлом. Согласно проведенным исследованиям, лишь 12,6 % респондентов заявили, что придерживаются твердых атеистических взглядов [1]. Современное российское общество — общество свободное в выборе и проявлении религиозной веры. Статистика показывает, что доля верующих в населении России постоянно растет. Так «за период с 1991 по 2006 год число атеистов в России уменьшилось наполовину, в то время как количество верующих (православных по преимуществу) увеличилось с 34 % в 1991 г. до 62 % в 2005 г. Количество относящих себя к мусульманам практически не меняется» [2]. Результаты опроса показывают, что 76 % от общего числа верующих военнослужащих считают себя православными, 9 % — мусульманами, 5 % — последователями иных вероисповеданий» [1].

В трудных жизненных ситуациях (а именно в таких ситуациях чаще всего люди обращаются к психологу) потребность людей в религии повышается. «По данным военных социологов, в экстремальных условиях службы тяга к вере у военнослужащих усиливается. В частности, в одной из частей сухопутных войск до ее участия в боевых действиях прослойка верующих среди военнослужащих составляла 25 %, а после того, как она побывала в боях, этот показатель составил 75 — 80 %. 31,4 % верующих сказали при опросе, что находят в религии «поддержку в трудную минуту», 20 % — что видят в ней источник добра и любви, а 18,4 % опрошенных рассматривают веру как средство установления добрых отношений и 12,3 % считают, что она помогает понять окружающих и собственную жизнь [1]. Эта статистика вполне соответствует исторически сложившейся психотерапевтической функции Церкви в российском обществе. Согласно проведенному опросу, Русская православная церковь пользуется наибольшим доверием общества — ей доверяют 58,8 % опрошенных [2]. Согласно исследованию, проведенному в октябре 2006 г. издательским советом Русской православной церкви среди пользователей интернета, на вопрос: «Считаете ли вы, что положение дел в стране улучшится, если уменьшится влияние Русской право-

славной церкви?» отрицательно ответили более 90 % респондентов [2].

В связи с возрастающей ролью традиционных религий в жизни граждан и общества изменяются требования, предъявляемые практикой к будущему психологу. Современный психолог должен обладать религиозной толерантностью, уметь понимать мировоззренческие и психологические особенности религиозно верующего человека, знать и понимать религиозные этические ценности. Чтобы найти значимые для верующего человека аргументы в пользу правильного преобразования его жизненной ситуации, психолог может и должен уметь использовать не только знания психологии, но и знания основ вероучения, опираясь на значимые для верующего человека религиозные этические ценности, Священные тексты и авторитеты. Для качественного выполнения таких профессиональных задач будущий психолог должен получить в Вузе достаточно глубокое религиозное образование.

Предварительные результаты мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах Российской Федерации (23 апреля 2007 г.), проведенного Комиссией Общественной палаты РФ по вопросам толерантности и свободы совести [3] показывают, что существуют два основных подхода в преподавании религиозных знаний.

Первый подход можно назвать секулярно-фило-софским, когда знания о религиях преподаются от-страненно, «извне» веры. Такие курсы знакомят с описанием религий на нерелигиозной мировоззренческой основе. Их содержание отражает результаты философско-культурологических, социологических, исторических исследований, описаний религии, религиозных традиций как психологического и социально-исторического феномена. В воспитательном плане данные учебные курсы могут способствовать формированию понимания обучающимися значения религий в российской и мировой истории и культуре, современном обществе, расширению их культурного кругозора. Такое изучение знаний о религиях не предполагает глубокое изучение основ вероучения и тонкостей осуществления религиозного культа. Такой подход позволяет изучать различные религии в их историческом развитии, культурном проявлении и философском осмыслении, но не позволяет рассмотреть религию «изнутри» — достаточно полно раскрыть содержание религиозного мировоззрения, особенности психологии верующего человека, и мотивы его поступков. Этот подход широко реализуется в светских учебных заведениях как общего, так и профессионального образования. Это разные курсы под названиями «История религий», «Религии мира» во многих регионах; курсы «Народы и религии России» в Липецкой области; «История религий мира» в Тюменской области, Красноярском крае; «История мировых религий» в Пермском крае, Республике Бурятия; «Религиоведение», «История мировых религий», «Религии мира» в Удмуртской Республике; «Мировые религии» в Псковской области и т.д.

Второй подход к преподаванию религиозных знаний реализуют курсы религиозной культуры, которые направлены на изучение в основном одной, определенной религии, религиозной культуры, традиции. Их содержание разрабатывается с участием соответствующих религиозных организаций и отражает понимание данной религии и феномена религии в

целом с определенных конфессиональных мировоззренческих и этических позиций. В воспитательном плане они решают задачу приобщения обучающихся к религиозной культуре, к которой выражают принадлежность или предпочтительное отношение самих учащиеся и их семьи к соответствующим нравственным нормам, традициям, мировоззрению, укладу жизни. Это, в частности, курсы под названиями «Основы православной культуры», «Православная культура», «Основы православия» и др. в областях и краях, республиках с большой частью православного населения. Курсы исламской культуры под разными названиями, в том числе без конкретного обозначения в названии мусульманской религии, — в регионах Северного Кавказа, Татарстане, ряде других регионов Поволжья, Сибири, в г. Москве. Курсы еврейской религиозной традиции (культуры иудаизма) «Традиции еврейского народа» и т.п. — в школах г. Москвы, Саратовской области и ряда других регионов. В регионах традиционного распространения буддизма: «Основы буддизма», «Буддизм в современном мире», «Буддизм: основы учения, история и культура», «История и основы буддизма». В Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края курс о религиозном мировоззрении народов Таймыра «История культуры малочисленных народов Таймыра» [3].

Существует еще один подход к преподаванию религиозный знаний, который можно назвать комбинированным. Он включает как философско-религиоведческое (секулярное) изучение многих религий, так и углубленное изучение отдельных конфессий, наиболее важных для данного региона, построенное на религиозной основе. Такие курсы реализуются в рамках вариативного регионального компонента общего историко-обществоведческого образования. В средней школе — как добавления к базовому образованию по истории и обществознанию и предусматривают освоение знаний о нескольких религиях, распространенных в данном регионе, о религиозной культуре и ситуации в регионе в целом. Такой курс может быть интегрирован в региональные историкообществоведческие учебные курсы или представлять собой отдельный учебный курс, в свою очередь составленный из ряда курсов или разделов по избранным конфессиям (православие и ислам; православие, ислам, буддизм и т.п.). Содержание данных разделов или отдельных курсов по каждой конфессии может согласовываться с соответствующими религиозными организациями.

Приведем примеры разных моделей реализации курсов такого типа. В Краснодарском крае в части школ проводится изучение основ православной культуры с учетом запросов родителей, на добровольной основе, а все школьники изучают раздел «Православная культура на Кубани» в рамках обязательного регионального учебного предмета «Кубановедение». В Карачаево-Черкесской Республике в 10—11 классах преподается курс «История и культура традиционных религий народов КЧР» в рамках предмета «История и культура народов КЧР» на основе разработанных в регионе программы и учебно-методического пособия (И. А. Шаповалова, Е. В. Кратов, Н. В. Кратова, Х. А. Лепшоков). В Смоленской области наряду с более чем 10 факультативными курсами по религиозной культуре и истории религий в региональный компонент включен учебный курс «История православной культуры земли Смоленской». В Свердловской области в рамках регионального историко-обществоведческого проекта «Урал. Человек. Истоки» для 1 — 4 классов разработан модуль

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

«Уральские исламские святыни» при сотрудничестве с Кызыятским управлением мусульман Свердловской области. Одновременно по заказу Кызыятского управления разработана учебная программа «История религий», очевидно, для удовлетворения образовательных запросов мусульманской общины в регионе.

В отношении принципа добровольности при изучении данных курсов Комиссия Общественной палаты РФ по вопросам толерантности и свободы совести отмечает, что «при включении в региональный историко-обществоведческий учебный предмет небольших разделов или курса (до 25 — 30 часов) по истории и культуре традиционной религии в данном регионе эти материалы целесообразно преподавать всем обучающимся. Принцип добровольности в изучении любых курсов по истории и культуре религий становится актуальным при освоении учащимся знаний по данной теме в объеме, ориентировочно, более 30 учебных часов. Тогда изучение религий приобретает систематический характер, оказывает существенное воздействие на формирование отношения обучающегося к религии [3].

Изучение религий в профессиональном образовании психологов осуществляется в форме курса «История и теория религий». В соответствии с требованиями Госстандарта, этот курс можно отнести к курсам, реализующим первый, секулярно-философский подход к изучению религии. Но для качественной подготовки психологов в условиях современной России этот подход является недостаточным.

По итогам исследования, проведенного в октябре при помощи специалистов социологического факультета МГУ среди семи тысяч респондентов, 66 % опрошенных заявили, что основа единства нации — духовно-нравственные ценности [2]. Таким образом, даже при сохранении поликонфессионального характера российского общества, изучение духовнонравственных ценностей традиционных религий необходимо для формирования толерантности будущих психологов как специалистов, обязанных разбираться в особенностях душевной организации и жизни людей, принадлежащих к разным религиозным конфессиям. Для этого в профессиональном образовании будущих психологов необходимо, по словам протоиерея Всеволода Чаплина, «отойти от изображения одной лишь фольклорной составляющей жизни Церкви и адекватно показывать ее внутреннюю, таинственную природу». Внутренняя природа религии — именно то, что воздействует на душу верующего человека, его мировосприятие, создает мотивацию поступков и поведения, выбор линии жизни в соответствии с требованиями и предписаниями религии и способствует предупреждению негативных, интолерантных явлений, агрессии и уныния, других деструктивных проявлений в жизни человека и общества в целом. Изучение религий как «извне» (секу-лярно-философский подход), так и «изнутри» (религиозно-конфессиональный подход) — необходимое условие профессионального образования психолога, толерантного к проявлениям веры и неверия, то есть отсутствия религиозной веры.

Реализовать религиозное образование психологов, соответствующее требованиям современного российского общества, позволяет описанный выше третий подход. Он предполагает дополнение философско-культурологическое изучение многих религий в рамках планового учебного курса «История и теория религий» факультативом для углубленного изучения основ традиционных для данного региона конфессий. Для Республики Татарстан такими

значимыми конфессиями являются православие и ислам.

Углубленное факультативное изучение религии будущими психологами может быть организовано дополнительно к курсу «История и теория религий» в форме факультатива «Этика Библии и Корана».

Преподавание можно вести в нескольких аспектах.

Первый аспект предполагает углубленное изучение конфессионального мировоззрения — подчеркивая отличительные особенности религии, ее догматику — то, что отличает религию от других. При этом необходимо выявлять религиозные положения, способствующие формированию толерантного сознания и поведения верующих, формированию системы религиозных ценностей и толерантных отношений верующего к себе, к миру, к другим людям, к различным жизненным явлениям, с которыми психологу приходится встречаться на практике: болезни, разлуке, одиночеству, смерти. Религиозное мировоззрение формирует конструктивно-позитивное отношение даже к самым печальным и трагическим событиям человеческой жизни. Эти позитивные основания могут стать значимыми аргументами как в решении жизненных проблем самих будущих психологов, если они являются верующими, так и в психологическом консультировании верующих.

Второй аспект предполагает углубленное изучение тех религиозных установок традиционных религий (православия и ислама), которые делают эти религии мировыми. Эти особенности обязательно содержат в себе зерна толерантности, устанавливая социальное равенство верующих и личную ответственность всех людей перед Богом или Аллахом, также другие принципы, уравнивающие и примиряющие людей друг с другом в социальных и профессиональных взаимодействиях. Так, глубокое изучение христианства способствует усвоению принципов, создающих положительную мотивацию к толерантному сознанию и поведению:

— ценность и уникальность каждой человеческой личности как создания Божия;

— высокий потенциал человека, созданного по образу и подобию Бога;

— свободу воли каждого человека, безусловно признаваемое даже Богом право, данное человеку от создания;

— единство и родственность всех людей по признаку происхождения от одних прародителей (Адама и Евы);

— поврежденность человеческой природы грехом и врожденную, одинаковую для всех страстность, удобопреклонность ко греху как общую причину греховного поведения;

— дифференциация отношения к греху как явлению и грешнику как виновнику этого проявления (Православие учит: «Ненавидь грех, но люби грешника»);

— необходимость унификации этических принципов религиозно верующих людей на основе Бо-жиих установлений. Для христиан это заповеди Ветхого и Нового Заветов и поучения святых отцов, для мусульман — цитаты Корана и Сунны1.

Ислам — самая молодая из монотеистических, так называемых авраамических религий. Учение Ислама вобрало в себя как ветхозаветные заповеди, так и этическое учение Нового Завета. Коран признает как Танах иудеев (Ветхий Завет христиан), так и христианский Новый Завет. Коран признает Библейских пророков, Иисуса Коран также чтит как пророка (христиане чтут Иисуса Христа как Сына Бога, Бога,

Второе Лицо Святой Троицы). Коран признает также иудеев и христиан «людьми Писания», или «Людьми книги» и предписывает к ним уважительное отношение. Как отмечает М. И. Махмутов: «В Коране нет декалога Моисея, но по всему Корану и Сунне разбросаны все десять заповедей» [4]. Историк Н. Карамзин отмечал, что «татары прославились терпением и свою религию другим не навязывают...» [4]. Джади-дизм, как религиозно-педагогическое учение, возникшее в Татарстане в конце XIX века, способствовало эффективной социализации мусульман Татарстана в российском обществе. Педагогические традиции джадидизма в преподавании основ ислама могут способствовать формированию толерантности российских мусульман и сегодня. Социологические исследования показывают, что наибольшую толерантность среди религиозно верующих людей проявляют именно российские мусульмане. Исследования Ходыревой Е.А., проведенные в Ульяновском государственном университете2, выявили, что: «Влияние на личность человека ценностей православия как духовной традиции, личный значимый духовный опыт в ней, ознакомление с опытом душепопечи-тельской деятельности, обращение к святоотеческому наследию как к системе знаний о человеческой душе, как она понимается в православной духовной традиции, несут огромный позитивный потенциал, в особенности для имеющих отношение к психологии» [5].

Человек, усвоивший и реализующий в жизни и профессиональной деятельности религиозные этические принципы православия и ислама, толерантен во всех проявлениях межличностных отношений. Для эффективного усвоения этические принципы, являющиеся религиозной основой толерантного сознания и поведения верующих людей, необходимо выделить, найти цитаты из Священных книг, иллюстрирующие эти положения. Такие цитатники могут стать не только религиозной основой для толерантного мировоззрения и поведения будущих психологов, но и мощными аргументами в пользу толерантного поведения религиозно верующих клиентов, оказать помощь будущим психологам в их профессиональной деятельности. В организации практической исследовательской работы студентов по классификации и систематизации предложенных цитат из Евангелия и Корана реализуется деятельностный педагогический поход, наиболее эффективный в профессиональном образовании.

Джон Солтмарш, один из видных защитников толерантности в эпоху Кромвеля, говорил: «Твои доводы будут столь же темны для меня, как мои доводы для тебя, пока Господь не откроет нам глаза» [6]. И это верно, ибо для религиозно верующего человека только Бог является неоспоримым авторитетом, и только Он может «открыть глаза» — то есть дать истинное понимание. Хочется возразить Г. К. Честертону, который заявил: «Толерантность — это добродетель людей, которые ни во что не верят» словами: «Толерантность является признаком уверенности человека в надежности своих позиций, отсутствия боязни сравнения и конкуренции с другими воззрениями, боязни утратить свойственные ему различия» [6]. Глубокое изучение основ христианства и ислама как традиционных религий Татарстана в факультативном курсе «Этика Библии и Корана», дополняющем курс «История и теория религий», может способствовать формированию толерантного сознания будущих психологов.

Для формирования толерантного поведения как потребности личности когнитивного подхода, кото-

рый может быть обеспечен в рамках учебного и факультативного курсов, недостаточно. Для практического усвоения религиозных принципов толерантности необходима большая самостоятельная работа будущих психологов по самовоспитанию и духовному развитию. Но правильная организация педагогических взаимодействий может способствовать формированию и проявлению толерантного поведения будущих психологов. Толерантным может быть лишь свободный человек. Поэтому в преподавании особенно важно создание и поддержание толерантных субъект-субъектных отношений в группе как между студентами, так и в отношениях преподавателя со студентами. Принцип свободы совести требует создания условий для свободного проявления религиозного мировоззрения студентов, как верующих студентов различных религиозных взглядов, так и студентов неверующих. Необходимо так организовать интерактивные взаимодействия в ходе занятия, чтобы возможность свободного религиозного волеизъявления была предоставлена каждому студенту. Так теоретические знания об основах толерантной религиозной этики подкрепляются практикой толерантных взаимоотношений в группе, что способствует эффективному формированию толерантности будущих психологов посредством изучения основ традиционных религий.

Примечания

1 В Татарстане ислам суннитского толка. Для мусульман-шиитов Сунна не является авторитетным источником.

2 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ проект № 00-06-00112а.

Библиографический список

1. В Российской армии растет число верующих военнослужащих./ «Интерфакс» 24/04/2008 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/news/26499.htm

2. В России верующих становится все больше, а атеистов — меньше: «круглый стол» «Религия в современном обществе» [Электронный ресурс] // Аналитические обозрения. — Режим доступа: http://www.pravmir.ru.

3. Комиссия по вопросам толерантности и свободы совести Общественной палаты Российской Федерации: предварительные результаты мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oprf.ru.

4. Махмутов, М.И. Мир Ислама / М.И. Махмутов. — Казань : Центр инновационных технологий, 2006. — 616 с.

5. Опыт исследования ценностей православных психологов: православная психология и проблемы современного человека : межвуз. сб. науч. трудов / под ред. Е.А. Ходыревой. — Ульяновск : УлГУ, 2001. — 210 с.

6. Толерантность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.diclib.com.

КУТУРГА Татьяна Валерьяновна, преподаватель Набережночелнинского экономико-строительного колледжа.

КУЗНЕЦОВА Зинаида Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и внешним связям Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. 423807, г. Набережные Челны, ул. им. Е. Н. Батенчука, 21.

Статья поступила в редакцию 13.07.2009 г.

© Т. В. Кутурга, З. М. Кузнецова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.