ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
7. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности /
Э.Г. Юдин. - М. : Наука, 1978. - 133 с.
8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М. : Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. — 232 с.
9. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М. : Педагогика, 1996. — 234 с.
СТАВРИНОВА Наталья Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педа-
гогики и педагогической психологии Сургутского государственного педагогического университета, член-корреспондент МАНПО (Международная академия наук педагогического образования), ученый секретарь диссертационного совета Д 800.003.01. Тюменская область, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, СурГПУ, каб. 230.
Статья поступила в редакцию 16.02.2009 г.
© Н. Н. Ставринова
УДК 378:159.9 Т. В. КУТУРГА
3. М. КУЗНЕЦОВА
Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ»
В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ_______________________________
Современный психолог должен обладать религиозной толерантностью, уметь понимать мировоззренческие и психологические особенности религиозно верующего человека, знать и понимать религиозные этические ценности. Реализовать религиозное образование психологов, соответствующее требованиям современного российского общества, позволяет углубленное изучение религии будущими психологами дополнительно к курсу «История и теория религий» в форме факультатива «Этика Библии и Корана».
Ключевые слова: толерантность, христианство, православие, ислам, религиозная этика, конфессиональное мировоззрение, догматика, взаимоотношения, свобода, педагогические условия, профессиональное образование, психолог.
Знания и умения, получаемые будущим психологом в вузе, должны соответствовать потребностям общества. Нами проведено изучение данных вторичных источников о потребности и состоянии преподавания знаний о религиях в государственных и муниципальных учебных заведениях. Социологический опрос, проводившийся среди широкой аудитории (около 15 тыс. человек), показал, что атеистическое общество, в рамках которого сложился секулярно-философский подход к изучению религии, осталось в прошлом. Согласно проведенным исследованиям, лишь 12,6 % респондентов заявили, что придерживаются твердых атеистических взглядов [1]. Современное российское общество — общество свободное в выборе и проявлении религиозной веры. Статистика показывает, что доля верующих в населении России постоянно растет. Так «за период с 1991 по 2006 год число атеистов в России уменьшилось наполовину, в то время как количество верующих (православных по преимуществу) увеличилось с 34 % в 1991 г. до 62 % в 2005 г. Количество относящих себя к мусульманам практически не меняется» [2]. Результаты опроса показывают, что 76 % от общего числа верующих военнослужащих считают себя православными, 9 % — мусульманами, 5 % — последователями иных вероисповеданий» [1].
В трудных жизненных ситуациях (а именно в таких ситуациях чаще всего люди обращаются к психологу) потребность людей в религии повышается. «По данным военных социологов, в экстремальных условиях службы тяга к вере у военнослужащих усиливается. В частности, в одной из частей сухопутных войск до ее участия в боевых действиях прослойка верующих среди военнослужащих составляла 25 %, а после того, как она побывала в боях, этот показатель составил 75 — 80 %. 31,4 % верующих сказали при опросе, что находят в религии «поддержку в трудную минуту», 20 % — что видят в ней источник добра и любви, а 18,4 % опрошенных рассматривают веру как средство установления добрых отношений и 12,3 % считают, что она помогает понять окружающих и собственную жизнь [1]. Эта статистика вполне соответствует исторически сложившейся психотерапевтической функции Церкви в российском обществе. Согласно проведенному опросу, Русская православная церковь пользуется наибольшим доверием общества — ей доверяют 58,8 % опрошенных [2]. Согласно исследованию, проведенному в октябре 2006 г. издательским советом Русской православной церкви среди пользователей интернета, на вопрос: «Считаете ли вы, что положение дел в стране улучшится, если уменьшится влияние Русской право-
славной церкви?» отрицательно ответили более 90 % респондентов [2].
В связи с возрастающей ролью традиционных религий в жизни граждан и общества изменяются требования, предъявляемые практикой к будущему психологу. Современный психолог должен обладать религиозной толерантностью, уметь понимать мировоззренческие и психологические особенности религиозно верующего человека, знать и понимать религиозные этические ценности. Чтобы найти значимые для верующего человека аргументы в пользу правильного преобразования его жизненной ситуации, психолог может и должен уметь использовать не только знания психологии, но и знания основ вероучения, опираясь на значимые для верующего человека религиозные этические ценности, Священные тексты и авторитеты. Для качественного выполнения таких профессиональных задач будущий психолог должен получить в Вузе достаточно глубокое религиозное образование.
Предварительные результаты мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах Российской Федерации (23 апреля 2007 г.), проведенного Комиссией Общественной палаты РФ по вопросам толерантности и свободы совести [3] показывают, что существуют два основных подхода в преподавании религиозных знаний.
Первый подход можно назвать секулярно-фило-софским, когда знания о религиях преподаются от-страненно, «извне» веры. Такие курсы знакомят с описанием религий на нерелигиозной мировоззренческой основе. Их содержание отражает результаты философско-культурологических, социологических, исторических исследований, описаний религии, религиозных традиций как психологического и социально-исторического феномена. В воспитательном плане данные учебные курсы могут способствовать формированию понимания обучающимися значения религий в российской и мировой истории и культуре, современном обществе, расширению их культурного кругозора. Такое изучение знаний о религиях не предполагает глубокое изучение основ вероучения и тонкостей осуществления религиозного культа. Такой подход позволяет изучать различные религии в их историческом развитии, культурном проявлении и философском осмыслении, но не позволяет рассмотреть религию «изнутри» — достаточно полно раскрыть содержание религиозного мировоззрения, особенности психологии верующего человека, и мотивы его поступков. Этот подход широко реализуется в светских учебных заведениях как общего, так и профессионального образования. Это разные курсы под названиями «История религий», «Религии мира» во многих регионах; курсы «Народы и религии России» в Липецкой области; «История религий мира» в Тюменской области, Красноярском крае; «История мировых религий» в Пермском крае, Республике Бурятия; «Религиоведение», «История мировых религий», «Религии мира» в Удмуртской Республике; «Мировые религии» в Псковской области и т.д.
Второй подход к преподаванию религиозных знаний реализуют курсы религиозной культуры, которые направлены на изучение в основном одной, определенной религии, религиозной культуры, традиции. Их содержание разрабатывается с участием соответствующих религиозных организаций и отражает понимание данной религии и феномена религии в
целом с определенных конфессиональных мировоззренческих и этических позиций. В воспитательном плане они решают задачу приобщения обучающихся к религиозной культуре, к которой выражают принадлежность или предпочтительное отношение самих учащиеся и их семьи к соответствующим нравственным нормам, традициям, мировоззрению, укладу жизни. Это, в частности, курсы под названиями «Основы православной культуры», «Православная культура», «Основы православия» и др. в областях и краях, республиках с большой частью православного населения. Курсы исламской культуры под разными названиями, в том числе без конкретного обозначения в названии мусульманской религии, — в регионах Северного Кавказа, Татарстане, ряде других регионов Поволжья, Сибири, в г. Москве. Курсы еврейской религиозной традиции (культуры иудаизма) «Традиции еврейского народа» и т.п. — в школах г. Москвы, Саратовской области и ряда других регионов. В регионах традиционного распространения буддизма: «Основы буддизма», «Буддизм в современном мире», «Буддизм: основы учения, история и культура», «История и основы буддизма». В Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края курс о религиозном мировоззрении народов Таймыра «История культуры малочисленных народов Таймыра» [3].
Существует еще один подход к преподаванию религиозный знаний, который можно назвать комбинированным. Он включает как философско-религиоведческое (секулярное) изучение многих религий, так и углубленное изучение отдельных конфессий, наиболее важных для данного региона, построенное на религиозной основе. Такие курсы реализуются в рамках вариативного регионального компонента общего историко-обществоведческого образования. В средней школе — как добавления к базовому образованию по истории и обществознанию и предусматривают освоение знаний о нескольких религиях, распространенных в данном регионе, о религиозной культуре и ситуации в регионе в целом. Такой курс может быть интегрирован в региональные историкообществоведческие учебные курсы или представлять собой отдельный учебный курс, в свою очередь составленный из ряда курсов или разделов по избранным конфессиям (православие и ислам; православие, ислам, буддизм и т.п.). Содержание данных разделов или отдельных курсов по каждой конфессии может согласовываться с соответствующими религиозными организациями.
Приведем примеры разных моделей реализации курсов такого типа. В Краснодарском крае в части школ проводится изучение основ православной культуры с учетом запросов родителей, на добровольной основе, а все школьники изучают раздел «Православная культура на Кубани» в рамках обязательного регионального учебного предмета «Кубановедение». В Карачаево-Черкесской Республике в 10—11 классах преподается курс «История и культура традиционных религий народов КЧР» в рамках предмета «История и культура народов КЧР» на основе разработанных в регионе программы и учебно-методического пособия (И. А. Шаповалова, Е. В. Кратов, Н. В. Кратова, Х. А. Лепшоков). В Смоленской области наряду с более чем 10 факультативными курсами по религиозной культуре и истории религий в региональный компонент включен учебный курс «История православной культуры земли Смоленской». В Свердловской области в рамках регионального историко-обществоведческого проекта «Урал. Человек. Истоки» для 1 — 4 классов разработан модуль
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
«Уральские исламские святыни» при сотрудничестве с Кызыятским управлением мусульман Свердловской области. Одновременно по заказу Кызыятского управления разработана учебная программа «История религий», очевидно, для удовлетворения образовательных запросов мусульманской общины в регионе.
В отношении принципа добровольности при изучении данных курсов Комиссия Общественной палаты РФ по вопросам толерантности и свободы совести отмечает, что «при включении в региональный историко-обществоведческий учебный предмет небольших разделов или курса (до 25 — 30 часов) по истории и культуре традиционной религии в данном регионе эти материалы целесообразно преподавать всем обучающимся. Принцип добровольности в изучении любых курсов по истории и культуре религий становится актуальным при освоении учащимся знаний по данной теме в объеме, ориентировочно, более 30 учебных часов. Тогда изучение религий приобретает систематический характер, оказывает существенное воздействие на формирование отношения обучающегося к религии [3].
Изучение религий в профессиональном образовании психологов осуществляется в форме курса «История и теория религий». В соответствии с требованиями Госстандарта, этот курс можно отнести к курсам, реализующим первый, секулярно-философский подход к изучению религии. Но для качественной подготовки психологов в условиях современной России этот подход является недостаточным.
По итогам исследования, проведенного в октябре при помощи специалистов социологического факультета МГУ среди семи тысяч респондентов, 66 % опрошенных заявили, что основа единства нации — духовно-нравственные ценности [2]. Таким образом, даже при сохранении поликонфессионального характера российского общества, изучение духовнонравственных ценностей традиционных религий необходимо для формирования толерантности будущих психологов как специалистов, обязанных разбираться в особенностях душевной организации и жизни людей, принадлежащих к разным религиозным конфессиям. Для этого в профессиональном образовании будущих психологов необходимо, по словам протоиерея Всеволода Чаплина, «отойти от изображения одной лишь фольклорной составляющей жизни Церкви и адекватно показывать ее внутреннюю, таинственную природу». Внутренняя природа религии — именно то, что воздействует на душу верующего человека, его мировосприятие, создает мотивацию поступков и поведения, выбор линии жизни в соответствии с требованиями и предписаниями религии и способствует предупреждению негативных, интолерантных явлений, агрессии и уныния, других деструктивных проявлений в жизни человека и общества в целом. Изучение религий как «извне» (секу-лярно-философский подход), так и «изнутри» (религиозно-конфессиональный подход) — необходимое условие профессионального образования психолога, толерантного к проявлениям веры и неверия, то есть отсутствия религиозной веры.
Реализовать религиозное образование психологов, соответствующее требованиям современного российского общества, позволяет описанный выше третий подход. Он предполагает дополнение философско-культурологическое изучение многих религий в рамках планового учебного курса «История и теория религий» факультативом для углубленного изучения основ традиционных для данного региона конфессий. Для Республики Татарстан такими
значимыми конфессиями являются православие и ислам.
Углубленное факультативное изучение религии будущими психологами может быть организовано дополнительно к курсу «История и теория религий» в форме факультатива «Этика Библии и Корана».
Преподавание можно вести в нескольких аспектах.
Первый аспект предполагает углубленное изучение конфессионального мировоззрения — подчеркивая отличительные особенности религии, ее догматику — то, что отличает религию от других. При этом необходимо выявлять религиозные положения, способствующие формированию толерантного сознания и поведения верующих, формированию системы религиозных ценностей и толерантных отношений верующего к себе, к миру, к другим людям, к различным жизненным явлениям, с которыми психологу приходится встречаться на практике: болезни, разлуке, одиночеству, смерти. Религиозное мировоззрение формирует конструктивно-позитивное отношение даже к самым печальным и трагическим событиям человеческой жизни. Эти позитивные основания могут стать значимыми аргументами как в решении жизненных проблем самих будущих психологов, если они являются верующими, так и в психологическом консультировании верующих.
Второй аспект предполагает углубленное изучение тех религиозных установок традиционных религий (православия и ислама), которые делают эти религии мировыми. Эти особенности обязательно содержат в себе зерна толерантности, устанавливая социальное равенство верующих и личную ответственность всех людей перед Богом или Аллахом, также другие принципы, уравнивающие и примиряющие людей друг с другом в социальных и профессиональных взаимодействиях. Так, глубокое изучение христианства способствует усвоению принципов, создающих положительную мотивацию к толерантному сознанию и поведению:
— ценность и уникальность каждой человеческой личности как создания Божия;
— высокий потенциал человека, созданного по образу и подобию Бога;
— свободу воли каждого человека, безусловно признаваемое даже Богом право, данное человеку от создания;
— единство и родственность всех людей по признаку происхождения от одних прародителей (Адама и Евы);
— поврежденность человеческой природы грехом и врожденную, одинаковую для всех страстность, удобопреклонность ко греху как общую причину греховного поведения;
— дифференциация отношения к греху как явлению и грешнику как виновнику этого проявления (Православие учит: «Ненавидь грех, но люби грешника»);
— необходимость унификации этических принципов религиозно верующих людей на основе Бо-жиих установлений. Для христиан это заповеди Ветхого и Нового Заветов и поучения святых отцов, для мусульман — цитаты Корана и Сунны1.
Ислам — самая молодая из монотеистических, так называемых авраамических религий. Учение Ислама вобрало в себя как ветхозаветные заповеди, так и этическое учение Нового Завета. Коран признает как Танах иудеев (Ветхий Завет христиан), так и христианский Новый Завет. Коран признает Библейских пророков, Иисуса Коран также чтит как пророка (христиане чтут Иисуса Христа как Сына Бога, Бога,
Второе Лицо Святой Троицы). Коран признает также иудеев и христиан «людьми Писания», или «Людьми книги» и предписывает к ним уважительное отношение. Как отмечает М. И. Махмутов: «В Коране нет декалога Моисея, но по всему Корану и Сунне разбросаны все десять заповедей» [4]. Историк Н. Карамзин отмечал, что «татары прославились терпением и свою религию другим не навязывают...» [4]. Джади-дизм, как религиозно-педагогическое учение, возникшее в Татарстане в конце XIX века, способствовало эффективной социализации мусульман Татарстана в российском обществе. Педагогические традиции джадидизма в преподавании основ ислама могут способствовать формированию толерантности российских мусульман и сегодня. Социологические исследования показывают, что наибольшую толерантность среди религиозно верующих людей проявляют именно российские мусульмане. Исследования Ходыревой Е.А., проведенные в Ульяновском государственном университете2, выявили, что: «Влияние на личность человека ценностей православия как духовной традиции, личный значимый духовный опыт в ней, ознакомление с опытом душепопечи-тельской деятельности, обращение к святоотеческому наследию как к системе знаний о человеческой душе, как она понимается в православной духовной традиции, несут огромный позитивный потенциал, в особенности для имеющих отношение к психологии» [5].
Человек, усвоивший и реализующий в жизни и профессиональной деятельности религиозные этические принципы православия и ислама, толерантен во всех проявлениях межличностных отношений. Для эффективного усвоения этические принципы, являющиеся религиозной основой толерантного сознания и поведения верующих людей, необходимо выделить, найти цитаты из Священных книг, иллюстрирующие эти положения. Такие цитатники могут стать не только религиозной основой для толерантного мировоззрения и поведения будущих психологов, но и мощными аргументами в пользу толерантного поведения религиозно верующих клиентов, оказать помощь будущим психологам в их профессиональной деятельности. В организации практической исследовательской работы студентов по классификации и систематизации предложенных цитат из Евангелия и Корана реализуется деятельностный педагогический поход, наиболее эффективный в профессиональном образовании.
Джон Солтмарш, один из видных защитников толерантности в эпоху Кромвеля, говорил: «Твои доводы будут столь же темны для меня, как мои доводы для тебя, пока Господь не откроет нам глаза» [6]. И это верно, ибо для религиозно верующего человека только Бог является неоспоримым авторитетом, и только Он может «открыть глаза» — то есть дать истинное понимание. Хочется возразить Г. К. Честертону, который заявил: «Толерантность — это добродетель людей, которые ни во что не верят» словами: «Толерантность является признаком уверенности человека в надежности своих позиций, отсутствия боязни сравнения и конкуренции с другими воззрениями, боязни утратить свойственные ему различия» [6]. Глубокое изучение основ христианства и ислама как традиционных религий Татарстана в факультативном курсе «Этика Библии и Корана», дополняющем курс «История и теория религий», может способствовать формированию толерантного сознания будущих психологов.
Для формирования толерантного поведения как потребности личности когнитивного подхода, кото-
рый может быть обеспечен в рамках учебного и факультативного курсов, недостаточно. Для практического усвоения религиозных принципов толерантности необходима большая самостоятельная работа будущих психологов по самовоспитанию и духовному развитию. Но правильная организация педагогических взаимодействий может способствовать формированию и проявлению толерантного поведения будущих психологов. Толерантным может быть лишь свободный человек. Поэтому в преподавании особенно важно создание и поддержание толерантных субъект-субъектных отношений в группе как между студентами, так и в отношениях преподавателя со студентами. Принцип свободы совести требует создания условий для свободного проявления религиозного мировоззрения студентов, как верующих студентов различных религиозных взглядов, так и студентов неверующих. Необходимо так организовать интерактивные взаимодействия в ходе занятия, чтобы возможность свободного религиозного волеизъявления была предоставлена каждому студенту. Так теоретические знания об основах толерантной религиозной этики подкрепляются практикой толерантных взаимоотношений в группе, что способствует эффективному формированию толерантности будущих психологов посредством изучения основ традиционных религий.
Примечания
1 В Татарстане ислам суннитского толка. Для мусульман-шиитов Сунна не является авторитетным источником.
2 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ проект № 00-06-00112а.
Библиографический список
1. В Российской армии растет число верующих военнослужащих./ «Интерфакс» 24/04/2008 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/news/26499.htm
2. В России верующих становится все больше, а атеистов — меньше: «круглый стол» «Религия в современном обществе» [Электронный ресурс] // Аналитические обозрения. — Режим доступа: http://www.pravmir.ru.
3. Комиссия по вопросам толерантности и свободы совести Общественной палаты Российской Федерации: предварительные результаты мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oprf.ru.
4. Махмутов, М.И. Мир Ислама / М.И. Махмутов. — Казань : Центр инновационных технологий, 2006. — 616 с.
5. Опыт исследования ценностей православных психологов: православная психология и проблемы современного человека : межвуз. сб. науч. трудов / под ред. Е.А. Ходыревой. — Ульяновск : УлГУ, 2001. — 210 с.
6. Толерантность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.diclib.com.
КУТУРГА Татьяна Валерьяновна, преподаватель Набережночелнинского экономико-строительного колледжа.
КУЗНЕЦОВА Зинаида Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и внешним связям Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. 423807, г. Набережные Челны, ул. им. Е. Н. Батенчука, 21.
Статья поступила в редакцию 13.07.2009 г.
© Т. В. Кутурга, З. М. Кузнецова
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ