Научная статья на тему 'Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования в профессиональной образовательной организации'

Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования в профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьева Наталья Викторовна

В статье излагаются результаты исследования проблемы организации и проведения педагогического мониторинга как средства управления качеством профессионального образования, представлены организационно-педагогические условия проведения мониторинга в организации среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонтьева Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования в профессиональной образовательной организации»

Для успешной организации и проведения мониторинга в организации среднего профессионального образования необходимо создание организационно-педагогических условий: реализация принципа информационной открытости в образовательной организации; научно-методическое и технологическое обеспечение мониторинга; соблюдение технологии, включающей последовательность этапов мониторинга (предварительный; диагностический; корректирующий; контрольно-прогностический) и др. Обеспечение совокупности организационно-педагогических условий способствует эффективности педагогического мониторинга как средства управления качеством образования в организации среднего профессионального образования.

Список литературы

1. Андреев В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования // Известия Российской академии образования. 2001. № 1. С. 35-42.

2. Сластенин В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука, 2009. № 1. С. 4 - 11.

3. Бордовский Г.А., Нестеров A.A., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: монография. СПб, 2001. 360 с.

4. Субетто А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. СПб. - М.: ИЦПКПС, 2000. 498 с.

5. Арутюнян М.М., Гапич А.Э., Игропуло И.Ф., Шаповалов В.К. и др. Экспертиза в образовании. Ставрополь: Мир данных, 2014. 155 с.

6. Евдокимова О. В. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор совершенствования общеобразовательного учреждения: Дисс. ... канд. пед. наук. Пенза, 2009.184 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Леонтьева Н.В.

Леонтьева Наталья Викторовна - преподаватель, заведующая отделением, строительное отделение, Ставропольский строительный техникум, г. Ставрополь

Аннотация: в статье излагаются результаты исследования проблемы организации и проведения педагогического мониторинга как средства управления качеством профессионального образования, представлены организационно-педагогические условия проведения мониторинга в организации среднего профессионального образования. Ключевые слова: педагогический мониторинг, качество образования, среднее профессиональное образование.

В современных условиях развития и модернизации отечественной системы образования проблема контроля и управления качеством образования приобретает особую актуальность. Исследованию проблем управления качеством образования

посвящены работы зарубежных и отечественных ученых, таких как Беспалько В.П., Субетто А.И., Поташник М.М., Сластенин В.А. и др. Исходные теоретические позиции исследования проблем организации и проведения педагогического мониторинга в системе управления качеством профессионального образования базируются на подходах к управлению функционированием и развитием педагогических систем (Загвязинский В. И., Кричевский В. Ю., Поташник М. М.); исследованиях в области квалиметрии образования (Азгальдов Г. Г., Михеев В. И., Субетто А.И.); концепциях и идеях в области управления качеством образовательного процесса, в том числе, в организациях среднего профессионального образования (Громыко Ю.В., Давыдов В.В., Заир-Бек Е.С. и др.).

Теоретико-эмпирическое исследование, выполненное на базе ГБОУ СПО «Ставропольский строительный техникум», преследовало цель, заключающуюся в выявлении организационно-педагогических условий организации и проведения педагогического мониторинга в системе управления качеством образования в образовательной организации. В основу исследования положены методологические подходы, обусловленные спецификой исследуемой проблематики и образовательного контекста: аксиологический подход, определяющий качество образования в иерархии ценностей субъектов образовательного пространства; структурно-функциональный подход, определяющий место мониторинга в системе управления качеством образования; полисубъектный подход, лежащий в основе анализа роли субъектов управления образовательной организации в проведении мониторинга; личностно-деятельностный подход, ориентирующий на приоритет ценностей личности в процессе управления качеством образования.

В ходе проведенного исследования установлено, что управление качеством образования рассматривается как система или процесс, которые направлены на сохранение и повышение качества образования, создаваемого образовательной организацией [1; 2]. Процесс мониторинга качества профессионального образования представляет собой педагогическую систему, включающую организацию взаимодействия субъектов управления образовательной организации; процедуры измерения и оценки параметров изучаемых объектов мониторинговой деятельности; учет требований социального заказа к качеству подготовки выпускников; учет внутренних факторов, влияющих на качество образования [2; 3; 4].

Анализ результатов исследования позволяет сформулировать вывод о том, что для успешной организации и проведения педагогического мониторинга в организации среднего профессионального образования необходимы следующие организационно-педагогических условия: научно-методическое и технологическое обеспечение процессов организации и проведения педагогического мониторинга; готовность субъектов управления качеством образования к мониторинговой деятельности; соблюдение последовательности этапов мониторинга; реализация принципа информационной открытости в процессе мониторинговой деятельности.

Список литературы

1. Чепелев Т.Н. Образовательный мониторинг: формируются понятия // Стандарты и мониторинг в образовании, 2000. № 5. С. 47 - 51.

2. Сластенин В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука, 2009. № 1. С. 4 - 11.

3. Арутюнян М.М., Гапич А.Э., Игропуло И.Ф., Шаповалов В.К. и др. Экспертиза в образовании. Ставрополь: Мир данных, 2014. 155 с.

4. Субетто А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. СПб. М.: ИЦПКПС, 2000. 498 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.