Для успешной организации и проведения мониторинга в организации среднего профессионального образования необходимо создание организационно-педагогических условий: реализация принципа информационной открытости в образовательной организации; научно-методическое и технологическое обеспечение мониторинга; соблюдение технологии, включающей последовательность этапов мониторинга (предварительный; диагностический; корректирующий; контрольно-прогностический) и др. Обеспечение совокупности организационно-педагогических условий способствует эффективности педагогического мониторинга как средства управления качеством образования в организации среднего профессионального образования.
Список литературы
1. Андреев В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования // Известия Российской академии образования. 2001. № 1. С. 35-42.
2. Сластенин В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука, 2009. № 1. С. 4 - 11.
3. Бордовский Г.А., Нестеров A.A., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: монография. СПб, 2001. 360 с.
4. Субетто А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. СПб. - М.: ИЦПКПС, 2000. 498 с.
5. Арутюнян М.М., Гапич А.Э., Игропуло И.Ф., Шаповалов В.К. и др. Экспертиза в образовании. Ставрополь: Мир данных, 2014. 155 с.
6. Евдокимова О. В. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор совершенствования общеобразовательного учреждения: Дисс. ... канд. пед. наук. Пенза, 2009.184 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Леонтьева Н.В.
Леонтьева Наталья Викторовна - преподаватель, заведующая отделением, строительное отделение, Ставропольский строительный техникум, г. Ставрополь
Аннотация: в статье излагаются результаты исследования проблемы организации и проведения педагогического мониторинга как средства управления качеством профессионального образования, представлены организационно-педагогические условия проведения мониторинга в организации среднего профессионального образования. Ключевые слова: педагогический мониторинг, качество образования, среднее профессиональное образование.
В современных условиях развития и модернизации отечественной системы образования проблема контроля и управления качеством образования приобретает особую актуальность. Исследованию проблем управления качеством образования
посвящены работы зарубежных и отечественных ученых, таких как Беспалько В.П., Субетто А.И., Поташник М.М., Сластенин В.А. и др. Исходные теоретические позиции исследования проблем организации и проведения педагогического мониторинга в системе управления качеством профессионального образования базируются на подходах к управлению функционированием и развитием педагогических систем (Загвязинский В. И., Кричевский В. Ю., Поташник М. М.); исследованиях в области квалиметрии образования (Азгальдов Г. Г., Михеев В. И., Субетто А.И.); концепциях и идеях в области управления качеством образовательного процесса, в том числе, в организациях среднего профессионального образования (Громыко Ю.В., Давыдов В.В., Заир-Бек Е.С. и др.).
Теоретико-эмпирическое исследование, выполненное на базе ГБОУ СПО «Ставропольский строительный техникум», преследовало цель, заключающуюся в выявлении организационно-педагогических условий организации и проведения педагогического мониторинга в системе управления качеством образования в образовательной организации. В основу исследования положены методологические подходы, обусловленные спецификой исследуемой проблематики и образовательного контекста: аксиологический подход, определяющий качество образования в иерархии ценностей субъектов образовательного пространства; структурно-функциональный подход, определяющий место мониторинга в системе управления качеством образования; полисубъектный подход, лежащий в основе анализа роли субъектов управления образовательной организации в проведении мониторинга; личностно-деятельностный подход, ориентирующий на приоритет ценностей личности в процессе управления качеством образования.
В ходе проведенного исследования установлено, что управление качеством образования рассматривается как система или процесс, которые направлены на сохранение и повышение качества образования, создаваемого образовательной организацией [1; 2]. Процесс мониторинга качества профессионального образования представляет собой педагогическую систему, включающую организацию взаимодействия субъектов управления образовательной организации; процедуры измерения и оценки параметров изучаемых объектов мониторинговой деятельности; учет требований социального заказа к качеству подготовки выпускников; учет внутренних факторов, влияющих на качество образования [2; 3; 4].
Анализ результатов исследования позволяет сформулировать вывод о том, что для успешной организации и проведения педагогического мониторинга в организации среднего профессионального образования необходимы следующие организационно-педагогических условия: научно-методическое и технологическое обеспечение процессов организации и проведения педагогического мониторинга; готовность субъектов управления качеством образования к мониторинговой деятельности; соблюдение последовательности этапов мониторинга; реализация принципа информационной открытости в процессе мониторинговой деятельности.
Список литературы
1. Чепелев Т.Н. Образовательный мониторинг: формируются понятия // Стандарты и мониторинг в образовании, 2000. № 5. С. 47 - 51.
2. Сластенин В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука, 2009. № 1. С. 4 - 11.
3. Арутюнян М.М., Гапич А.Э., Игропуло И.Ф., Шаповалов В.К. и др. Экспертиза в образовании. Ставрополь: Мир данных, 2014. 155 с.
4. Субетто А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. СПб. М.: ИЦПКПС, 2000. 498 с.